Проблемы общения в студенческом коллективе

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теории и подходы к разработке проблемы

формирования коллектива 4

1.1. Проблемы формирования коллектива 4

1.2. Понятие коллектива, структура коллектива 7

ГЛАВА II. Формирование взаимоотношений в студенческом коллективе 11

2.1. Особенности развития личности студента 11

2.2. Особенности формирования студенческого коллектива 15

2.2. Типы и стратегии взаимодействия людей в студенческом коллективе 22

Заключение 30

Список литературы 31

Практическая работа 32

Введение

Психология изучает факты, закономерности, механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности. Соответственно психология даст возможность раскрыть механизмы сознания и поведения коллектива, группы, индивидов и их межличностные отношения. Психология управления поможет выделить основные направления и этапы преобразования студенческой группы в коллектив.

Объект исследования- типы и стратегии взаимоотношений людей в студенческом коллективе. Предмет исследования — взаимоотношений людей в студенческом коллективе. Цель исследования — изучить, исследовать и обосновать особенности двухуровневой банковской системы.

Исходя из предмета, объекта и общей цели исследования, была определена система исследовательских задач: Первое — изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования; Второе — определить сущность основных понятий и категорий по проблеме исследования; Третье — выяснить специальные особенности взаимоотношений людей в студенческом коллективе.

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический список, включающий 14 источников- наименований научной и методической литературы по проблеме исследования.

Вопрос типов и стратегий взаимоотношения людей в студенческом коллективе – одна из наиболее интересных и необходимых областей знания. Только в нашей стране библиография работ по данной теме насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли–Абалкин П. Р., Жуков Е.Р, Колесников О.Д. и многие другие. Так же известные зарубежные специалисты в данной области.

Глава 1. Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива

1.1. Проблемы формирования коллектива

2 стр., 692 слов

Основные виды деятельности. 1. Игровая деятельность не создает ...

... конкретных способов взаимодействия педагога и учащихся. · Часто ученые в своих исследованиях по проблемам педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических просчетов и ... искусства, религии, науки). 43. Общение -это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. · Общение включает в себя обмен информацией между ...

Педагогическая теория формирования коллектива создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Наибольший вклад в разработку проблемы коллектива внес выдающийся отечественный педагог А. С. Макаренко. Он творчески переосмыслил классическое образование, принял активное участие в поиске новых решений, определив и разработав ряд новых проблем воспитания. А. С. Макаренко занимался вопросами методологии, теории и организации воспитания. Личность является субъектом воспитательного воздействия при условии, если она выражает интерес коллектива. Учение Макаренко содержит технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка – форма его смерти и выделил принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность, параллельное действие. Помимо принципов развития коллектива, А.С.Макаренко сформулировал принципы формирования результативного коллектива: Единство цели и труда коллектива предполагает объединение людей внутри группы не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации труда; Большая «связанность» коллектива предполагает взаимопеременность состава командиров и подчиненных в течение рабочего дня, недели. Поэтому, в коллективе каждый был вынужденно связан с каждым и в разных отношениях. «Мажор» (активность) в коллективе, по мнению А.С.Макаренко,- это прежде всего проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и своем будущем. Этот крепкий мажор должен иметь вид постоянной бодрости, готовности к действию; защита проявляется в том, что каждый из членов коллектива должен и обязан отстаивать «своих» перед посторонними; торможение-это регулирование отношений внутри коллектива и коллектива в целом.Также А.С.Макаренко выделил этапы становления коллектива:

Становление коллектива (первоначальное сплочение).

Цель данного этапа — превратить организованно оформленную группу в коллектив, где отношения участников определяются содержанием деятельности.

Усиление влияния актива . Среди членов группы произвольно выделяются наиболее инициативные люди, необходимо организовать направление данной активности – создать актив группы. Затем происходит постепенное усиление влияния актива.

Расцвет коллектива: характерен более высокий уровень требований к себе, к своим товарищам.

Процесс движения: через коллективный опыт человек предъявляет требования к себе, выполнение нравственных норм переходит в ранг потребности.

Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы направляющие его жизнь и работу. Важна перспектива движения вперед. Управление коллективом — это увлечь определенной целью, требующей общих усилий труда. «Важна радостная, бодрая, мажорная обстановка», – утверждал А.С.Макаренко. В.А.Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития человека. Он считал: формирование коллектива начинается с того, что «в душе каждого его будущего члена закладывается основа одного из важнейших человеческих богатств – радость творения счастья для других людей». В данном случае речь идет об организации внутригруппового общения, именно в организации и управлении общением скрыта возможность формирования в коллективе радости творения счастья для других. В.А.Сухомлинский утверждает, что если какую-то группу мы не можем назвать коллективом, значит у ее членов не воспитана потребность в другом человеке, не развиты контакты и общение, не развита способность дорожить другим человеком, вносить в него вклад, который обогащает духовно и того, кто вносит, и того в кого вносят. Л.И.Новикова разрабатывала проблему формирования и управления именно детского коллектива. В работах Л.И.Новиковой и ее сотрудников были рассмотрены пути управления детским коллективом как инструментом всестороннего развития ребенка. Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе . Л.И.Новикова обратила внимание на двойственную природу детского коллектива: с одной стороны, он объект педагогической деятельности, с другой — спонтанно развивающееся явление, что ярко выражено в свободном общении детей друг с другом. Предметом внимания педагога должна стать вся система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребенка. Только при этом условии возможно эффективное управление развитием детского коллектива. Известный отечественный психолог А.В.Петровский, характеризуя особенности развития коллектива, выделил несколько последовательно сменяющих друг друга фаз. Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации. Интеграция личности в коллективе . Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.

11 стр., 5198 слов

Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения ...

... модель проектной деятельности учащихся, направленной на формирование опыта творческой деятельности. . Разработать и теоретически обосновать методику формирования опыта творческой деятельности учащихся при ... поставлены следующие задачи исследования: . Проанализировать состояние проблемы формирования опыта творческой деятельности учащихся в психолого-педагогической и методической литературе, практике ...

Таким образом, на современном этапе при организации процесса формирования коллектива, необходимо учитывать принципы и этапы становления коллектива, внутригрупповую обстановку, которые были выделены и обобщены многими отечественными педагогами и психологами.

1.2. Понятие коллектива, структура коллектива………………

Заключение

В завершении работы сделаем обобщающие выводы:

1. Педагогическая теория формирования коллектива создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов.

2. Коллектив — социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.

3. Формирование коллектива начинается с того, что «в душе каждого его будущего члена закладывается основа одного из важнейших человеческих богатств – радость творения счастья для других людей».

3 стр., 1359 слов

Психология дизайна в рекламе.Психологические приемы в рекламе. ...

... фирменного стиля студенческой организации Дебат Клуб; ? выработать рекомендации к формированию нового фирменного стиля организации; ? разработать элементы нового фирменного стиля для Дебат Клуба Важность данной курсовой работы заключается в ...

4. Почти каждый коллектив имеет своего формального лидера

5. Возникновение коллектива является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы.

Большое значение в стратегии взаимодействия ситуаций имеет тип студента, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, студент должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию. Задачи стратегии взаимодействия состоят в следующем:

4. — определить цели оппонента;

5. — наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом;

6. — уточнить поведенческие особенности оппонента.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология- М.: Аспект Пресс, 2005 г.

2. Здравомыслов А.Г. Социология лидерства. – М.: Аспект-пресс. 2006 г.

3. Конфликты в современной России./ Под ред. Е.И. Степанова. -М., 2005 г.

4. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. -М., 2004 г.

5. Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель… — М.: Дело, 2006 г.

6. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах Организаторской работы- М : Просвещение, 2006 г.

7. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005 г.

8. Марисова Л.И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности- Киев, 2004 г.

9. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука: Учеб. Пособие/ Новиков В.В.; Междунар. акад. психол. науки, Ярослав. гос. ун-т.- М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005 г.

10. НовиковаЛ.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории- М.: Педагогика, 2006 г.

11. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов/ Отв. ред. С.И. Самыгин.- Ростов н\Д: Феникс, 2005 г.

12. Пиров А. Г. Студенческая группа.- М.: Мол. Гвардия, 2004 г.

13. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников -М.: Просвещение, 2005 г.

14. Чумиков А.Н. Управление группой – М., 2005 г.

Практическая работа

Анализируя студенческие взаимоотношения, можно заметить, что типы и стратегии ситуаций, возникающие в процессе функционирования, довольно типичны, как типичны и виды конфликтов и варианты их решений. Студенческие взаимоотношения проходят зачастую один и тот же путь становления и развития, и, как следствие, одни и те же конфликтные ситуации. Наиболее распространенными являются разногласия из-за совместных притязаний на один ресурс и из-за распределения властных полномочий. Наиболее распространенными типами стратегий являются манифестный и статусно-ролевой тип поведения. Потенциальный тип поведения становится манифестным, когда актеры осознают несовместимость интересов. Под актерами можно понимать практически всех руководителей студенческих организаций, поскольку лидерские ролевые установки тут достаточно сильны. Специфическая разновидность манифестного конфликта — конфликт без причин или конфликт, в котором различия интересов являются или становятся второстепенными, тогда как эскалация, интенсификация, расширение и дальнейшее пренебрежение нормами становятся доминирующими источниками их динамики.

Такое развитие ситуации стало возможно потому, что практически не привлекая материальные ресурсы, студенческие общественные организации приносит значительную реализацию властных притязаний и амбиций. Кроме того, обширное поле для конфликтных ситуаций создается благодаря тому, что половина студентов приходит работать в студенческие организации для того, что бы реализовать свои амбиции и притязания, а половина назначается туда администрацией университета, для выполнения плана по отчетно-выборной кампании. Студенческие комитеты на некоторых факультетах превратились в формальный орган, не принимающий участия в учебно-воспитательной и культурно-массовой жизни факультета и университета. Похожая ситуация складывается и в большинстве студенческих советов общежитий. Зачастую председатели студенческих комитетов и советов назначаются администрацией университета, что не может способствовать эффективной работе данных органов. Однако практика показывает, что в случае самостоятельного объединения студентов в общественную организацию, эффективность работы и включенность данной организации учебно-методический процесс гораздо выше (как пример можно рассматривать Молодежный общественный центр, Студенческую коллегию профкома, Женский комитет, Студенческое консультативное бюро, многие земляческие организации).

12 стр., 5805 слов

ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Для студентов ...

... студенты отделения психологии выполняют три курсовые работы. Курсовая работа (как начальный этап в исследовательской практике студента) может послужить основой для будущей дипломной работы. Таким образом, студент ... и практической подготовленности студента и о перспективах дальнейшего развития его научной деятельности. Также могут быть отмечены личные качества студента, позволившие ему справиться ...

Очевидно, что для студента важна отдача от собственного труда. Студенческие тип поведения эффективны, если студенты чувствуют востребованность своей работы, ее необходимость. Но в то же время востребованность работы студенческих и стратегий напрямую зависит от целей и задач их деятельности, от увлеченности студентов своим делом. Также немаловажным моментом является получение особого статуса в студенческой среде при работе в студенческих и общественных организациях. Студент, работая для университета, должен получать адекватную оценку своей деятельности. Участие студентов в учебно-воспитательной и культурно-массовой работе будет активным в том случае, если будет нормативно соблюден баланс между правами и обязанностями студенческих и общественных организаций. Очевидно, что на данном этапе это возможно только путем расширения прав студенческих организаций, с одной стороны, на воспитательно-методическом моменте деятельности органов студенческого самоуправления, с другой стороны.