Феномен бессознательного в психологии

Оглавление

Введение

Глава 1. Изучение феномена бессознательного в зарубежной психологии

1.1 Феномен бессознательного в работах З. Фрейда

1.2 Феномен бессознательного в неофрейдизме

1.3 Учение о коллективном бессознательном К. Юнга

Глава 2. Изучение феномена бессознательного в отечественной психологии

2.1 Бессознательное в психологии установки Д. Узнадзе

Заключение

Список литературы

Введение

Человеческая психика сложна и многообразна. С древних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. По мнению представителей классической психологии, сознание определяет мотивацию, желания, поступки человека. Но время не стояло на месте, оно требовало новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся сны и что они означают. С распространением грамотности люди задались вопросом: почему человек делает оговорки, описки. Также поднимался вопрос — каким образом у человека происходит автоматизация движений? На эти и некоторые другие вопросы «всемогущее» сознание ответить было не в силах. И тогда появилось предположение о некой области за пределами сознания, которая и вмещает в себя все то, что искали люди, задавая вышеописанные вопросы. Сознанию недоступно бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству. Человек, находящийся в сознании, часто не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном. Именно поэтому так долго бессознательное оставалось незамеченным.

Проанализировать бессознательное можно лишь психологическим методом, называемым психоанализом. Основоположником этого метода является великий венский врач-психиатр З. Фрейд (1856−1939).

Он первый в науке развил мысль, что сознание не является единственным звеном в психике человека, определяющим его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что, кроме сознания, есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека. Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека. В противовес психоанализу З. Фрейда в отечественной психологии сформировалась своя школа по изучению бессознательного под руководством Узнадзе. До сих пор актуальны дискуссии о том, кто и в чем был прав в споре о бессознательном. Поэтому мы думаем, что наше исследование концепций бессознательного в западной и отечественной психологии будет актуально в контексте данной полемики.

9 стр., 4196 слов

Методика преподавания психологии на тему «Сознание и бессознательное»

... преподавания психологии в психолого-педагогической литературе; - разработать практическое занятие по теме «Сознание и бессознательное». Бессознательное — те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или ...

Целью исследования является анализ теоретических воззрений на феномен бессознательного в зарубежной и отечественной психологии.

Объект исследования — бессознательное как свойство психики человека.

Предмет исследования — бессознательные проявления, составляющие бессознательного в понимании отечественных и зарубежных психологов.

В качестве гипотез выдвинем следующие предположения:

1) поведение человека подвергается в значительной степени влиянию бессознательных побуждений;

2) индивидуальное и общественное развитие определяется содержанием бессознательного психического;

3) направления изучения феномена бессознательного в отечественной и зарубежной психологии различаются, а именно в отечественной психологии изучался отдельно феномен установки, в то время как зарубежная психология в лице психоанализа изучала скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам.

Для достижения поставленной цели и проверке выдвинутых гипотез в работе ставятся следующие задачи:

1) Изучение феномена бессознательно в учении З. Фрейда;

2) Изучение феномена бессознательного в неофрейдизме;

3) Изучение учения о коллективном бессознательном;

4) Изучение Психологии установки Д. Узнадзе;

5) Сделать выводы о специфике понимания бессознательного в отечественной и зарубежной психологии;

В работе использовались методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение, классификация и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.

Новизна в исследовании содержится в сравнении ряда концептуальных взглядов на бессознательное и его поведенческие проявления, в систематизации рассматриваемых составляющих бессознательного.

7 стр., 3323 слов

Анализ различия точек зрения на бессознательное З. Фрейда и представителей неофрейдизма

... : Изучение соотношения сознания и бессознательного в психологии и анализ различия точек зрения на бессознательное З.Фрейда и представителей неофрейдизма. Объект: Сознание и бессознательное в психологии Предмет ... людей враждебность, воинственность, отрыв от реальности. Это определяет направленность исследования и лечения: сначала рассматривается цель превосходства, потом разъясняется состояние борьбы ...

Выводы и материалы исследования можно использовать в практических целях: в процессе профессиональной подготовки психологов в ВУЗах, также в просветительской деятельности психологов с различными социальными группами.

Глава 1. Изучение феномена бессознательного в зарубежной психологии

1.1 Феномен бессознательного в работах З. Фрейда

З. Фрейд — центральная фигура, вокруг которой группируются почти все теории о бессознательном.

В общем плане психика человека представляется З. Фрейду разделенной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют существенные характеристики личности. Сознательным З. Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный» [7]. Своим происхождением сознательное обязано бессознательному и надстраивается над ним в процессе развития психики. Поэтому, согласно З. Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое присоединяется или не присоединяется к другим ее качествам.

Чем же было для З. Фрейда бессознательное?

Наиболее правильным к пониманию бессознательного таким, каким его понимал З. Фрейд, мы считаем движение от сознания. То есть возьмем психический элемент, например, представление, который осознается нами в данный момент времени. Известно, что через небольшой промежуток времени мы потеряем всякую осознанность этого представления. Мы получаем то, что рассматриваемый психический элемент перешел в неосознаваемое состояние. Но при воспроизведении условий, при которых представление было осознанным, мы вернем его в область сознания. Тогда в момент, когда представление было неосознаваемым, оно было бессознательным [1].

Вышеизложенный пример относится к латентному бессознательному. З. Фрейд назвал такой вид бессознательного — предсознательным, которое способно к осознанию. Также он выделил вытесненное бессознательное, которое само по себе не способно к осознанию.

23 стр., 11342 слов

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное. Обоснование культуры как сублимации эроса

... сила. В гартмановской философии содержатся все элементы, позднее вошедшие в психоаналитическое учение Фрейда: это-признание важности бессознательного в жизнедеятельности каждого человека, выступление против ... стала частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки. В этом и есть важный вывод Фрейда. Эту установку Фрейд называет «Сверх-Я». «Сверх-Я» выполняет ...

Однако сам З. Фрейд обнаружил бессознательное в процессе исследования характера и причин возникновения неврозов. Он оказался перед необходимостью исследования той области человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии. В результате он пришел к заключению о том, что человеческая психика представляет собой конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являлись не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными. Тот пример, который мы описали выше, послужил толчком к появлению вопросов о том, что происходит и почему осуществляется это «исчезновение» из области сознания.

Для дальнейшего разговора о феномене бессознательного в учении Фрейда, нам требуется рассмотреть его модель личности, представляющуюся в качестве комбинации трех элементов.

Первым элементом модели является «Оно». Является глубинным слоем бессознательных влечений, основой деятельности индивида, которая руководствуется только «принципом удовольствия». Отдельно стоит заметить, что данная составляющая модели проявляет полное безразличие к социальной реальности и может действовать вопреки ей.

Второй элемент — «Я». Представляется сферой сознательного, посредником между «Оно» и многочисленными природными и социальными институтами и внешним миром в целом. Здесь производится соизмерение деятельности первого элемента, «оно», с «принципом реальности», целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью.

Третий элемент — «Сверх-Я». Данный элемент содержит внутриличностную совесть, психическую цензуру, которая является посредником между «Я» и «Оно» в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности «Я» взять под контроль бессознательные порывы и подчинять их требованиям «принципа реальности» [7].

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

... психоаналитической традиции уделялось феномену социального бессознательного и регулятивной функции бессознательного в общественной и приватной деятельности человека. Социально ориентированные психоаналитические исследования ... период первого знакомства российских авторов с психоаналитическим учением 3. Фрейда появился ряд публикаций, обращенных к психоаналитическому исследованию ненависти, ...

Стоит заметить, что первый и третий элементы модели относятся к бессознательному психическому. Касательно первого элемента мы понимаем, что это есть то самое бессознательное, которое включает в себя неосознаваемые процессы автоматии, а также влечения, которые зачастую идут в разрез с социальными нормами и поэтому встречают сопротивление на пути к реализации во внешний мир. Тогда почему мы определяем «Сверх-Я», как элемент более бессознательный, чем сознательный?

Для ответа на этот вопрос нам стоит обратиться к историей возникновения и становления данного образования. С начала психической жизни у ребенка постепенно возникают конфликты «Я» с объектными загрузками «Оно». Загрузки, по мнению З. Фрейда, практически невозможно отличить от идентификации. И через некоторое количество покинутых загрузок объектом формируется осадок, который является характером «Я». Не имеет особого значения, в какую именно форму выльется дальнейшее сопротивление характера влияниям покинутых загрузок объектом, ведь воздействие первых идентификаций оказывает долгосрочное влияние на человека и формирование его личности. Отдельно выделяется первая и самая значительная идентификация индивида, а именно — идентификация с отцом, которая напрямую связана с возникновением «Сверх-Я». Однако рассматриваемое образование не является просто остатков первых выборов объекта, производимых «Оно», оно также имеет значение энергичного образования реакций против них. То есть отношение «Сверх-Я» к «Я» не ограничивается напоминаниями — «таким, как отец, ты должен быть», но включает и запрет: «таким, как отец, ты не имеешь права быть». Такая двойственность «Сверх-Я» проистекает из того, что оно трудилось над вытеснением Эдипова комплекса. Надо заметить, что от качества этого процесса вытеснения зависит дальнейшее развитие ребенка и от этапа к этапу влияние увеличивается. На конечном этапе мы получаем то, что «Я» становится представителем внешнего мира, а «Сверх-Я» противостоит ему как представитель внутреннего мира «Оно». С этого момента конфликты между «Я» и идеалами будут отражать противоположность реального и психического [8]. «Сверх-Я» в дальнейшем осуществляет сублимацию бессознательных влечений, выступает как высшее существо в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, ...

Стоит внести дополнение и сказать, что вышеизложенные этапы становления «Сверх-Я» описывались на примере, в котором носителем психики был мальчик, но то же самое применительно и к девочка с некоторыми оговорками: З. Фрейд считал, что у девочек вместо Эдипова комплекса наблюдается гомосексуальное влечение к матери.

Однако работа «Сверх-Я» несовершенна и этот факт помог З. Фрейду в изучении бессознательного, может быть именно он сделал возможным изучение бессознательного. Мы говорим о проявлениях бессознательного в действиях, которые не только сам человек, но и другие люди способны наблюдать. Мы считаем необходимым рассмотреть их в рамках исследования феномена бессознательного в учении З. Фрейда, поскольку невозможно достичь поставленную нами цель без знания этого немаловажного аспекта. Далее мы рассмотрим наиболее существенные и частые проявления, которые определил и выделил З. Фрейд.

Оговорка — бессознательно детерминированное артикуляционное речевое действие, связанное с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. В моменты, когда человек оговаривается, становится возможно прочитать в его ошибке скрытые от сознания личности мотивы, мысли и переживания. Оговорки связываются с ситуацией конфликта бессознательных намерений с сознательно поставленной целью поведения, которая противоречит скрытым мотивам. Возникновение их происходит при победе бессознательной стороны конфликта над сознательной.

Схожая природа имеется у очиток, то есть бессознательных ошибок в чтении. Так, Фрейд в одном из своих примеров совершил ошибку при чтении, которая в корне исказила смысл текста. Вместо «бедный д-р В. М.» он прочитал, что бедная г-жа Вильгельм М. так тяжело больна, что врачи считают ее безнадежной. Сам З. Фрейд объяснил данную ошибку попыткой перенести печальное известие с мужа на жену, а обозначение звания не имело всякой связи с требованием, чтобы дело касалось именно жены, поэтому при чтении было проигнорировано. Возможным мотивом З. Фрейд посчитал тогда, что участь этого несчастного вызывала в нем беспокойство о другом, близком ему человеке, чья болезнь была аналогична этой. Отдельный интерес вызывает замечание З. Фрейда о внимании в процессе чтения и письма. Суть заметки сводится к предположению о том, что данные процессы осуществляются с наибольшей точностью, когда это делается автоматически т. е. когда внимание работает почти бессознательно. Однако это пагубно сказывается на процессе получения и обработки информации, поскольку он практически останавливается [7].

6 стр., 2713 слов

Психоаналитические концепции человека (Фрейд, Юнг, Фромм)

... дифференциацию между индивидуальным и коллективным бессознательным.Индивидуальное бессознательное отражает ... сознательной деятельности человека. В отличие от З. Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, К. Юнг провел четкую ...

Забывание имен — другой пример бессознательного. Среди причин данного проявления были выделены неприятные ощущения, связанные с человеком, обладающим забытым именем или событиями, ассоциирующими с этим именем. Фрейд считал, что забывание происходит против воли человека и требует больших усилий и времени для восстановления забытого [7].

Автоматизация движений также является результатом действия бессознательных процессов. В данном случае идет речь о тех движениях, которые изначально являлись осознанными, а затем перешли в область бессознательного. К ним можно отнести двигательные умения и навыки, которые в начале процесса формирования являлись сознательно контролируемыми действиями, требующими высокой концентрации для успешного выполнения. Например, хождение, речь, чтение, управление автомобилем.

Большое внимание З. Фрейд уделял сновидениям. Представляют собой особую форму проявления бессознательного, хранят все тайные вытесненные бессознательные желания и чувства человека. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Но не все они во сне имеют соответствующую форму. Многие сны имеют символическую форму. Это вызвано тем, что такие сны содержат в себе неприемлемые мотивы поведения. В свою очередь «Сверх-Я», вобравшее в себя нормы морали, блокирует непосредственную передачу такого недопустимого содержания, а поэтому изменяет и искажает его. Именно поэтому мы не можем сразу понять наш сон, он кажется нам бессмысленным. Заметим, что такие сны не являются единственными в своем роде. Такие сны свойственны взрослым людям.

Другая разновидность сновидений обладает явным, понятным и открытым для человека содержанием. Такие сны наблюдаются у дошкольников, также они присутствуют и у взрослых. В первом случае, мы получаем достаточно простое содержание, которое сводится к образам целей, предметов, действий, нереализованных в реальности за прошедший день. Во втором случае, мы имеем сны, которые называют инфантильными. Данные сновидения обладают явным содержанием, а возникают под влиянием непосредственно предшествующих сну ярких событий прошедшего дня [9].

Касательно значения сновидений в учении о бессознательном З. Фрейда говорить можно много и долго, но в этом случае мы рискуем отойти от изначальной цели исследования.

С кратким обзором проявлений бессознательного в поведении мы заканчиваем и переходим, пожалуй, к самой значимой составляющей Фрейдизма — к теории сексуальности. З. Фрейд утверждал, что человек сексуален с момента рождения. Переживания сексуального характера детства имеют большое значение в жизни взрослого человека. Например, Эдипов комплекс, о котором мы уже говорили, когда разбирали развитие «Сверх-Я». По Фрейду, неудачное разрешение Эдипова комплекса ведет к неврозам и сексуальным отклонениям. Следует указать периоды сексуальности детства, выделяемые З. Фрейдом в работе «Три очерка по теории сексуальности».

Оральная стадия, которая протекает от момента рождения и до трехлетнего возраста. Здесь сосание выступает источником удовольствия сродное с наивысшим сексуальным наслаждением. Действует инфантильная сексуальности, неосознаваемая ребенком. При задержках на данной стадии, во взрослой жизни возможны патологические желания человека сосать большой палец, часто курить.

Анальная стадия — вторая стадия, в норме ограничивающаяся периодом с трех до четырех лет. Зона заднего прохода также является для ребенка эрогенной. В случае исправной работы кишечника, данная зона не испытывает недостатка в раздражении и патологий не возникает. Отклонения можно прогнозировать, когда раздражения редкие и сопровождаются болью.

Фаллическая стадия ограничена периодом с четырех с половиной до семи лет. Стадия истинной детской сексуальности, когда все эрогенные зоны смещаются на гениталии. Здесь у ребенка появляется влечение сексуального характера к родителю противоположного пола, осознание, что прикосновение к гениталиям доставляет ему удовольствие. Именно из этой стадии может выйти настоящая осознанная долговременная детская мастурбация, потому что ребенок не упускает возможности получения удовольствия через гениталии.

Латентная стадия, протекающая с семи лет до начала полового созревания, характеризуется сосредоточенностью на учебной деятельности и на общении со сверстниками, опосредованном учебным процессом. Это естественный отдых перед взрослой сексуальностью.

Генитальная стадия начинается вместе с половым созреванием. Здесь наблюдается взрослая сексуальность, которая сублимируется у подростка в спорте, в учебе, в физической активности. Если предыдущие стадии прошли благоприятно, то проблем и комплексов на данном этапе развития не возникает [7].

Проблема огромного значения сексуальных влечений в жизни человека оказалась камнем преткновения всего психоанализа, и именно в этом пункте обнаружилось серьезное расхождение между З. Фрейдом и К. Юнгом, А. Адлером, Э. Фроммом. Все они потом отошли от своего учителя и создали свои теории бессознательного, являя собой огромное направление, получившее название «неофрейдизм».

1.2 Феномен бессознательного в неофрейдизме

феномен бессознательный фрейд узнадзе

Одним из первых критиков теоретических постулатов З. Фрейда выступил швейцарский психиатр К. Г. Юнг (1875−1961), вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи своего учителя. Расхождение у З. Фрейда и К. Юнга сводилось к пониманию природы бессознательного. Точка зрения З. Фрейда нам уже знакома, поэтому ознакомимся с взглядами К. Юнга.

Итак, как К. Юнг понимает феномен бессознательного?

Прежде всего К. Юнг считал, что З. Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как они обладают не только биологической, но и символической природой. Карл Густав предложил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Выделенные формальные элементы психики К. Юнг назвал «архетипами» и отметил, что они присущи всему человеческому роду.

Архетипы, согласно К. Юнгу, представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы. В свою очередь данные образы соответствуют в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

В отличие от З. Фрейда, рассматривавшего бессознательное как основной элемент психики отдельно взятого человека, К. Юнг провел четкую дифференциацию между индивидуальным и коллективным бессознательным. Таким образом, индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. В противоположность ему выступает коллективное бессознательное — это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа. Оно представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. То есть коллективное бессознательное является общечеловеческим опытом, характерным для всех рас и народностей. При нормальных условиях оно практически не поддается осознанию, поскольку оно не было ни вытеснено, ни забыто. Позже мы подробнее рассмотрим учение К. Юнга о коллективном бессознательном.

Одним из элементов аналитической психологии К. Юнга является теория комплексов, то есть психических сил индивида, которые находятся в бессознательной форме и при этом постоянно дают знать о себе. В бессознательном, по мнению К. Юнга, всегда находятся наготове комплексы воспоминаний индивидуального прошлого, прежде всего родительские, детские комплексы, власти и другие. Они своеобразное свидетельство о силе власти бессознательного над сознательными процессами. К. Юнг, опираясь на теорию комплексов, совершал попытки глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимоотношения между бессознательным и сознательным в психике, роль бессознательных влечений в формировании поведения человека [2].

З. Фрейд и К. Юнг сходятся в том, что бессознательное составляет то внутреннее и сущностное ядро, которое образует психический мир человека. Кроме «индивидуального бессознательного», «коллективного бессознательного» и «Я», К. Юнг выделяет также архетипы, которые мы подробно рассмотрим в рамках раздела «Учение о коллективном бессознательном К. Юнга.»

Изучая сновидения, К. Юнг пришел к интересному выводу. Во-первых, бессознательное способно исследовать ситуации и делать свои выводы. Во-вторых, оно способно использовать определенные факты и предсказать по ним возможные последствия именно потому, что мы их не осознаем. В-третьих, само мышление бессознательного управляется инстинктивными тенденциями, выраженными в соответствующих архетипах. Последний пункт очень важен поскольку логический анализ является исключительной прерогативой сознания, здесь участвуют разум и знание [11].

Отдельно скажем об Эдиповом комплексе в учении К. Юнга. Поскольку З. Фрейдом не был описан данный этап психосексуального развития у девочек, то К. Юнг ввел термин «комплекс Электры», согласно которому девочка испытывает сексуальное влечение к своему отцу и враждебное по отношению к матери. Кроме того, он считал данный комплекс лишь производной от символического стремления вернуться к источнику жизни. Таким образом, К. Юнг дополнил теорию З. Фрейда о происхождении «Сверх-Я».

Как и К. Юнг, разошелся с З. Фрейдом по вопросу сексуальной обусловленности человеческого поведения другой критик классического психоанализа — А. Адлер (1870−1937).

Ему принадлежит теория индивидуальной психологии, согласно которой человек рассматривался не как биологическое, а как социальное существо. В противовес двум предыдущим постулатам А. Адлер выдвигает на передний план социальные побуждения человека.

Рассмотрение отношений между индивидами замыкается у А. Адлера на раскрытии присущих каждому человеку бессознательных стремлений к власти. Поэтому исследования А. Адлера сводились к расшифровке вытесненных желаний властвования, превосходства над другими. А. Адлер, отвергая биологизм З. Фрейда и К. Юнга, в то же время наделяет личность побуждениями социальными, однако, носящими врожденный характер. Он отдает приоритет конечной цели человеческих стремлений над их причиной, считая, что знание причины не может дать удовлетворительного объяснения деятельности человека. В то же время А. Адлер говорит о цели, как о ключе для объяснения поведения, бессознательного плана, при помощи которого личность преодолевает напряжение жизни и свою неудовлетворенность.

Что же тогда является конечной целью деятельности человека? В начале разработки теории индивидуальной психологии предлагалось стремление к власти в качестве решения вопроса. Затем была выдвинута идея о стремлении к превосходству, которое уже не связывалось с престижем, главенством, а относилось к сфере завершенности, целостности и тотальности личности. Понимания человека, по убеждению А. Адлера, возможно достичь лишь в том случае, если индивид станет рассматриваться как стремящийся к личному идеалу, к совершенству. Таким образом, конечной целью развития личности является стремление к совершенству, к полному раскрытию своей сущности. А. Адлер констатирует, что человек от природы предстает социальным существом. Данные воззрения положили начало социологизированному психоанализу.

Стоит заметить, что А. Адлер переформулировал все процессы, затрагиваемые эдиповым комплексом, в понятиях своей школы. Он утверждал, что данный комплекс является проявлением избалованности, объясняя это привыканием к удовлетворению потребностей и скорым созреванием в сексуальном отношении. Исходя из этого, он писал: «Эдипов комплекс — не краеугольный камень, а просто порочный неестественный результат материнского попустительства» [2].

Говоря о неофрейдизме, нельзя обойти вниманием Э. Фромма (1900−1980), которой являлся ведущим представителем данного течения. Его приближенность к марксистскому движению сыграла немаловажную роль в становлении гуманистического психоанализа. Так, Э. Фромм считает, что в личности нет ничего врожденного, а все ее психические проявления есть ни что иное как следствие погруженности личности в различные социальные среды. Характер формирования того или иного типа личности выводится им из двойственности человеческого существования: экзистенциальной и исторической. К первой составляющей человеческого бытия были отнесены два значительных факта.

Первый факт заключается в том, что человек, по мнению Э. Фромма, изначально находится между жизнью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно» [2].

Второй факт сводится к существованию противоречия между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

Совершенно иную природу Э. Фромм выделял у исторических противоречий. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение данных противоречий Э. Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества.

Э. Фромм понимал эдипов комплекс не в столь узком смысле, в каком его понимал З. Фрейд. То есть сущность инцеста в эдиповом комплексе состоит в том, что индивид стремится оставаться ребёнком, привязанным к оберегающим фигурам. Конфликт же между отцом и сыном, по Э. Фромму, является продуктом авторитарного патриархального общества и сексуального соперничества здесь не наблюдается, только лишь стремление индивида отстоять свою независимость и свободу [2].

Все описанные выше теории разрабатывались в течение многих лет и сами по себе являются очень объемными. Подробно описать каждую представляется нам невозможным. Однако отдельного внимания заслуживает психоаналитическая теория К. Г. Юнга о коллективном бессознательном в силу ее целостности. Следующий параграф мы посвятим именно ей.

1.3 Учение о коллективном бессознательном К. Юнга

Коллективное бессознательное представляет собой часть психики, которую в терминах отрицания можно отличить от индивидуального бессознательного по тому факту, что первое не обязано своим существованием личному опыту. Следовательно данная часть психики не предстает перед нами индивидуальным приобретением. Элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании человека поэтому можно заключить о том, что они — наследственны. А сами элементы К. Юнг назвал «Архетипами».

Понятие архетипа говорит о определенных формах психики, присутствующих всегда и везде. В мифологических исследованиях их называют «мотивами». Они также соответствуют «коллективным представлениям» в концепции Леви-Брюля. Адольф Бастиан назвал их «элементарными» или «первичными мыслями» [11].

К. Юнг выдвинул предположение о том, что архетипы являются неосознанными образами инстинктов. Он исходит из того, что по природе инстинкт есть особым образом оформившаяся мотивационная сила, которая преследует свои собственные цели до всякого осознания, а затем независимо от степени осознания. Тогда сколько можно выделить архетипов у человека?

Самих архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций в жизни. Многочисленные повторения таких обыденных ситуаций запечатлели эти опыты в психической системе изначально в формах без содержания, представляющих просто возможность определенного типа восприятия действия. Таким образом, мы получаем цепь явлений. Первым звеном предстает определенная ситуация, влекущая за собой активизацию соответствующего архетипа. На заключительном этапе он, архетип, создает побуждение к определенной деятельности, действиям. Здесь мы можем характеризовать побуждение как и инстинктивное, которое ищет реализации вопреки воле и всяким доводам разума. В случае неудачи в осуществлении возбуждения возникает конфликт патологических размеров, то есть невроз. Наиболее распространенными в людях и значимыми для теории коллективного бессознательного стали архетипы Персона, Анима, Анимус, Тень и Самость. Что же они из себя представляют?

«Персона» — своеобразная маска, надеваемая личностью в ответ на требования социального окружения. В случае тождественности между «Я» и «Персоной» личность предстает существом, которое играет социальную роль, навязанную роль. Символ: маска, одежда.

«Анима» — абстрактный образ, представляющий женский «архетип» в мужчине. Посредством данного образования достигается взаимопонимание между представителями противоположных полов. Символ: Дева Мария, Мона Лиза. «Анимус» — абстрактный образ, представляющий мужской «архетип» в женщине. Аналог «Анима» у женщин. Символ: Иисус Христос.

«Тень» — архетип, состоящий из животных инстинктов и являющийся сосредоточением темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления «Тени» могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под «Персоной» или вытесняются в «индивидуальное бессознательное». Устранение ее безболезненно невозможно. Подойти к переживанию «Тени» трудно, так как на первый план выходит не человек в его целостности. Здесь человек видит всю свою беспомощность и бессилие. Осознание и признание факта проблем, не решаемых собственными средствами, закладывает основание для компенсаторной реакции коллективного бессознательного. Необходимая реакция выражается в ахретипически оформленных представлениях. «Встреча с самим собой означает прежде всего встречу с собственной Тенью. Это теснина, узкий вход, и тот, кто погружается в глубокий источник, не может оставаться в этой болезненной узости. Необходимо познать самого себя, чтобы тем самым знать, кто ты есть, — поэтому за узкой дверью он неожиданно обнаруживает безграничную ширь, неслыханно неопределенную, где нет внутреннего и внешнего, верха и низа, здесь или там, моего и твоего, нет добра и зла.». Символ архетипа: Сатана, Гитлер и т. д. [11].

«Самость» — центральный архетип личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Сфера «Самости» — нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр тотальной личности. Достижение этой сферы возможно после познания самого себя. Символ архетипа: нимб святого, круг [11].

Как можно доказать существование архетипов? Основным источником информации, доказывающей их существование, по мнению К. Юнга, являются сновидения. Это можно объяснить тем, что непроизвольность, спонтанность данных творений бессознательной психики позволяют нам говорить о не фальсифицированности сновидений с какой-либо сознательной стороны. Однако присутствует определенная сложность поскольку из данного источника нам нужно вычленить такие мотивы, которые не известны сновидящему. В то же время, находя скрытые мотивы, мы должны исключать те, которые не совпадают по своему действию с действием архетипа, известного из исторических источников.

К. Юнг не останавливался на одних лишь сновидениях, а определил также «активное воображение» как источник информации об архетипах. Под этой первопричиной подразумевается последовательность фантазий, вызванных намеренной концентрации. К. Юнгом была установлена связь, согласно которой наличие нереализованных, неосознанных фантазий увеличивает частоту и интенсивность сновидений. В случае осознания таких фантазий, сновидения становятся слабее и проявляются реже. Данная взаимосвязь и использовалась в методе разработки фантазий путем наблюдения за последующим развитием фантазий, которое дополняет фрагмент сна естественным путем. К. Юнг отмечал, что не стоит относить данный метод к методу «свободных ассоциаций» З. Фрейда. По итогам работы с помощью этой методики получается последовательность фантазий, открывающая бессознательное и раскрепощающая материал, богатый архетипическими образами.

Третий источник архетипических материалов является крайне интересным, поскольку он кроется в заблуждениях параноиков, фантазиях, которые мы можем наблюдать в состоянии транса. Подводными камнями в данном случае будут служить сложности с проведение параллели между индивидуального символа и мифологическим символом. Здесь потребуется четкое совпадение их функционального смысла и контекста, в котором они предстают. К. Юнг определял этот метод как весьма трудоемкий, а демонстрацию результатов — неблагодарным занятием [12].

К. Юнг и сам попадал под действие коллективного бессознательного. В 1912 г. после разрыва с З. Фрейдом у него начинается длительный период психического кризиса. Кошмарные образы, поглотившие его сознание, закончились в августе 1914 г., когда видения стали явью. К. Юнг увидел в этом подтверждение теории коллективного бессознательного. Оказалось, что испытываемые им психические волнения были свойственны всем европейцам.

Силу влияния архетипа К. Юнг демонстрирует на примере теории об испанском идальго XIII в. Раймунде Луллие XII, который после долгих странствий добился тайной встречи с дамой, которую обожал. Она молча расстегнула свою одежду и показала ему свою грудь, пораженную раковой болезнью. Шок изменил жизнь Луллия, в конце концов он стал выдающимся теологом и одним из величайших миссионеров церкви. В случае такой внезапной перемены можно доказать, что архетип долгое время действовал бессознательно, искусно выстраивая обстоятельства, которые привели к кризису. Также мы приходим к выводу о том, что архетипические формы есть динамические факторы, проявляющиеся в импульсах также спонтанно, как и инстинкты.

Большую роль в формировании и существовании архетипа играет символ. К. Юнг выделяет два типа символов: естественные и культурные. Благодаря первым, происходящим из бессознательных содержаний психического, мы можем говорить громадном множестве вариаций основных архетипических образов. Естественные символы можно проследить до их архаических корней — идей и образов, встречаемых в древних записях и у первобытных обществ. Культурные символы использовались для выражения «вечных истин» раньше, однако, и в наше время некоторые религии пользуются ими. Такие символы прошли множество преобразований, были подвержены сознательному развитию и как итог стали коллективными образами. К. Юнг подчеркивал важность именно этих символов в ментальном устройстве человека. Их подавление или игнорирование приводит к непредсказуемым последствиям. Психическая энергия данных символов в таком случае усиливает тенденции, лежащие на верхнем уровне бессознательного, позволяет им перейти в сознание и там существовать. Избыток данных тенденций позволяет проявляться уже упомянутому архетипу «Тень», а примером последствий этого К. Юнг считает события первой половины двадцатого века [12].

Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. З. Фрейд подходил к ней с позиций механистически-натуралистического мышления своего времени. Познание человеческой психики невозможно без изучения и понимания бессознательного. Весь психоанализ, как мы увидели, построен на внедрении в бессознательное больного. Установленный З. Фрейдом, факт того, что именно бессознательное проявляет себя в наших сновидениях, оговорках и т. д., является общепризнанным. В отличие от З. Фрейда, представители направления неофрейдизма смотрят на проблему шире. Э. Фромм «открыл» огромное жизненное пространство, на котором человек представляет себя самого не только как обладателя тела, но и духа. Сам феномен бессознательного оказался настолько большим, сложным и содержательным, что каждое новое учение о нем влияло на всю западную культуру в значительной степени. Сам психоанализ стал, помимо психотерапевтической практики, философским учением о человеке, социальной философией. В данной главе мы постарались дать доступное определение бессознательных процессов человеческой психики с точки зрения фрейдизма и неофрейдизма, показать, как родилось понятие «бессознательное», кто был основателем психоанализа и рассмотреть различные взгляды на данную проблему.

Глава 2. Изучение феномена бессознательного в отечественной психологии

2.1 Бессознательное в психологии установки Д. Узнадзе

Д. Н. Узнадзе создал оригинальное направление в психологии — теорию установки, которая нашла широкое признание в нашей стране и за ее пределами. Его теория стала одним из серьезных теоретических направлений советской психологии, что отмечалось А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым. Сам факт установки отмечался психологами еще до Д. Узнадзе, однако, именно он разрабатывал его как общепсихологическое явление.

Какое определение установки дается в теории установки? Установка, по Д. Узнадзе, определяется как готовность личности к определенной деятельности, активности; внутреннее динамическое и бессознательное состояние целостной личности, возникающее в результате взаимодействия потребностей и среды. Ее возникновение обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности [3].

Д. Н. Узнадзе считает установку основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Поэтому поведение личности может протекать на двух уровнях — как импульсивное и как регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. Во втором же случае наблюдается такое поведение, за которое человек может взять на себя ответственность. Это возможно благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

В зависимости от способности человека к объективации Д. Узнадзе описывает три типа личностей. Динамический — личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей. Статичный — личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе волевых усилий. Вариабельный — личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации [5].

Не существует более или менее значительной сферы отношения субъекта к действительности, в которой участие установки было вовсе исключено. Перед осуществлением любой деятельности, по мнению Д. Н. Узнадзе, человек психологически готовится к ее осуществлению, причем этот процесс не обязательно осознаваемый. Именно этот факт подготовки Узнадзе назвал установкой, на которой основывается всякая деятельность.

Нельзя считать установку неизменной и врожденной, поскольку она относится к группе явлений, зависимых от постоянно меняющихся условий существования. Поэтому расширение области человеческих установок в принципе не имеет предела [5].

В случаях наличия потребности и ситуации ее удовлетворения, в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно характеризовать как склонность, как направленность, готовность его к совершению акта, удовлетворяющего эту потребность. Таким образом, можно сказать, что деятельность человека может быть активирована помимо участия его отдельных, сознательных психических функций, эмоциональных и волевых актов, но на базе его установки, выражающей состояние всего субъекта, как такового. Есть немало оснований, делающих обязательным в качестве исходного понятия при анализе психической жизни наметить именно понятие целостного субъекта — понятие личности. При исследовании целостного человека, а не отдельных фактов его активности, можно признать, что в каждом случае наличия какой-либо потребности и ситуации ее удовлетворения у него появляется установка к определенной активности. Установка предшествует сознательным психическим процессам человека, представляет собою факт из той сферы активности человека, называемую бессознательной психикой [5].

Отраженный в установке объект становится предметом мышления субъекта, содержанием его активного сознания. Однако под воздействием этого объекта, под влиянием определенного установкой содержания сознания, дифференцируется или перестраивается и модифицируется и сама установка. Каждый новый шаг мышления способствует поступательному процессу отражения объекта.

Следовательно, факторами установки, обеспечивающей адекватное течение этого процесса отражения, в случаях мышления остаются определенные условия и потребность субъекта. Однако объективным фактором в этом случае служит уже отраженное в сознании содержание установки, субъективным же становится вполне осознанная познавательная потребность субъекта. Но обозначенные выше факторы не могут и не переживаются субъектом в качестве факторов установки, факторов возникновения механизма, который должен привести его к успешному разрешению задачи [4].

В теории Д. Н. Узнадзе, как мы видим, особую важность имеют понятия «потребность» и «ситуация». Они рассматриваются как образующие факторы установки. Как предпосылки они выступают, однако, исключительно в логическом смысле. Уже сам факт нахождения живого существа в определенной среде в силу его биологической сущности предполагает наличие постоянной связи, взаимодействия индивида со средой. В конкретных условиях индивид взаимодействуя преобразуется в субъекта определенного поведения, и формируется соответствующая установка. С одной стороны, среда преобразуется в виде ситуации. Происходит такое изменение, в котором определенные предметы обретают большее значение для субъекта, а их восприятие становится более четким, в то же время остальные объекты не воспринимаются, а сама среда наделяется каким-либо смыслом.

С другой стороны, одновременно со структуризацией внешней среды происходит структурирование внутренней, психической сферы, выражающееся в активизации определенных психических функций, когнитивных и диспозиционных образований, актуализации определенных потребностей, психических содержаний.

Другими словами, сами факторы установки выделяются на основе взаимодействия внутренних и внешних детерминант одновременно в самом процессе формирования установки [5].

Узнадзе оценивал теорию установки в качестве попытки объяснить активность живого организма как целого, его взаимоотношения с действительностью с помощью введения особого внутреннего образования, обозначенного понятием «установка». В настоящее время наряду с потребностью и ситуацией отмечается влияние третьего фактора — психофизиологических условий.

Был разработан метод экспериментального исследования установки, изучены ее виды, процесс их формирования, описаны их свойства. С позиции установки были даны характеристики психических процессов и произведена оригинальная классификация форм поведения и деятельности человека. В рамках теории установки были выявлены иерархические уровни психической активности — индивида, субъекта, личности.

Заключение

Бессознательное — это сложная система и для понимания, где именно она сосредоточена, были предприняты попытки сделать работу мозга видимой.

В своей работе мы подтвердили выдвинутые нами гипотезы:

1) поведение человека подвергается в значительной степени влиянию бессознательных побуждений;

2) индивидуальное и общественное развитие определяется содержанием бессознательного психического;

3) направления изучения феномена бессознательного в отечественной и зарубежной психологии различаются, а именно в отечественной психологии изучался отдельно феномен установки, в то время как зарубежная психология в лице психоанализа изучала скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам.

З. Фрейд встал на путь, ведущий к психоанализу, исследуя истерию. Нельзя сказать, что это была случайность. Истерия, находящаяся как бы на стыке тела и души, ставит проблему их взаимоотношения. Таким образом, именно истерия была наиболее благодатной почвой для поиска научного решения той проблемы, которая занимала З. Фрейда и владела человеческими умами, начиная с античности.

Теория К. Юнга особенна тем, что в ней предается огромное значение расовым и филогенетическим основаниям личности. Индивидуальная личность для К. Юнга — продукт и вместилище родовой истории. Человеческие существа в настоящем своем виде сформированы кумулятивным опытом предшествующих поколений, уходящим к неведомым корням человечества. Основание личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны.

Внимание к расовому прошлому человека и его значению для людей сегодняшнего дня означает, что К. Юнг, как никто из психологов, исследовал историю человечества, дабы узнать все, что возможно, о расовых корнях и эволюции личности. В поисках истоков развития личности он изучал мифологию, религию, древнюю символику, обычаи и верования первобытных народов, а также сновидения, видения, невротические симптомы, психотические галлюцинации и иллюзии. Его образованность и эрудиция — и в плане широты познания, и в плане глубины понимания — остаются, по всей видимости, непревзойденными в современной психологии.

Однако отечественная психология не отставала от зарубежных школ психоанализа и ответила теорией установки Д. Н. Узнадзе. Эта теория обращает на себя внимание прежде всего введенными ею понятием первичной, нефиксированной и нереализованной еще унитарной установки личности, являющейся целостно-личностной организацией и внутренней мобилизацией индивида к осуществлению той или иной актуальной деятельности. Теория установки внесла значительный вклад в исследование проблемы бессознательного, создав специальный метод для изучения установки, определив ее природу, составляющие ее элементы и описав виды установки. Оригинальная классификация форм деятельности и поведения человека, данная Д. Н. Узнадзе и его учениками, позволила по-новому взглянуть на многие психологические проблемы.

Благодаря этим ученым, психологи понимают, что бессознательное — это сложная часть психики, имеющая такую же сложную структуру и отвечающая за включение автоматизированных программ, необходимых для выполнения привычных действий.

Значительные различия в подходах к изучению феномена бессознательного, наблюдаемые между психоанализом и теорией установки, приводят нас к мысли о необходимости формирования общей теории бессознательного психического. Данная теория должна включать наработки уже существующих психологических школ, занимающихся проблемой феномена бессознательной и в полной мере учитывать влияние сознания на бессознательные процессы и их формирование в психике человека. Мы полагаем, что она может помочь и в исследовании бессознательного животных.

Список литературы

1. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного / Ф. В. Бассин — Москва: Канон, 1968. — 345 с.

2. Блюм Г. Психоаналитические теории личности / Г. Блюм. — Москва: КСП, 1996. — 247 с.

3. Больной психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — Москва: АСТ: АСТ МОСКВА; Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 811 с.

4. Сакварелидзе М. А. Проблема бессознательного на международном симпозиуме «Бессознательное» в г. Тбилиси. / М. А. Сакварелидзе // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. / под общ. ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. — Тбилиси: Издательство «Мецниереба», 1985. Том 4. — 462 с.

5. Узнадзе Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. — Санкт- Петербург: Питер, 2001. — 416 с.

6. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов — Москва: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.

7. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. — Санкт- Петербург: Питер, 2002. — 448 с.

8. Фрейд З. Я и Оно: Философские науки. Религия. Эзотерика / З. Фрейд. — Москва: Эксмо, 2015. — 864 с.

9. Фрейд, З. Толкование сновидений /З. Фрейд. — Москва: Фирма СТД, 2005. — 680 с.

10. Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Самуэльс и др. — Москва: Мартис, 1996. — 309 с.

11. Юнг К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. — Москва: — Ренессанс, 1991. — 304 с.

12. Юнг К. Г. Очерки по психологии бессознательного/ К. Г. Юнг. — Москва: Когито-центр, 2013. — 352 с.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector