проблема социально-бытовой ориентировки как средства социализации дошкольников с нарушениями зрения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 5

1.1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5

1.2 Понятие социализации в специальной педагогике ……………………..

1.3 КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 17

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

2.1 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 27

2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. 28

2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВИЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………31 2.4 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ 33

Выводы по второй главе………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

ЛИТЕРАТУРА 37

ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего общества одной из актуальных проблем дефектологии и коррекционной педагогики является проблема социальной адаптации детей с нарушениями зрения. Изучением особенностей психического развития и социализации детей с нарушениями зрения занимались такие авторы как Б.Г. Ананьев, Е.И. Ковалевский, Т.Е. Конникова, Н.Г. Морозова, Е.Ф. Рыбалко, Л.И.Солнцева и др. Этими и другими авторами показано, что зрительная ориентация детей с нарушениями зрения отличается значительным своеобразием, обусловленным трудностями зрительно-пространственного восприятия. В первую очередь это затрудняет развитие социально-бытовой ориентировки у этой категории детей и, в конечном счете, препятствует их полноценной социализации.

Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности. Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми навыками не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубокого дефекта зрения. Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей дальнейшей жизни детей с нарушениями зрения.

21 стр., 10447 слов

Баенская Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем ...

... угрозы формирования синдрома детского аутизма; -  обобщить собственный опыт психологической коррекции нарушений аффективного развития детей с аутизмом раннего возраста и         ... аутизмом. Формирование данного типа психического дизонтогенеза исходно связано с тяжелыми нарушениями организации отношений ребенка с миром, что закономерно выводит на первый план исследования, ...

Объект исследования – социально-бытовая ориентировка детей с на-рушениями зрения.

Предмет исследования – социально-бытовая ориентировка как средство социализации дошкольников с нарушениями зрения.

Цель исследования – изучить проблему социально-бытовой ориенти-ровки как средства социализации дошкольников с нарушениями зрения.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме социально-бытовой ориентировки.

2. Составить опросник для исследования состояния социально-бытовой ориентировки дошкольников и с его помощью исследовать уровень развития социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения.

3. Составить и апробировать программу по развитию социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения.

Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение документации, эксперимент.

Методологическая основа исследования: теория связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев и др.); представления об особенностях психического развития детей с нарушениями зрения (Л.С. Волкова, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Ф. Цех и др.) и о методах формирования у них социально-бытовой ориентировки (М.А. Васильева, Л.И. Дружинина, В.А. Кручинин, Л.И. Плаксина).

Практическая значимость. Разработанный и апробированный ком-плекс занятий по социально-бытовой ориентировке может быть использо-ван при разработке специальных коррекционных программ для работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.

Глава I. Теоретический анализ проблемы социально-бытовой ориентировки как средства социализации дошкольников с нарушениями зрения

1.1 Понятие социально-бытовой ориентировки в психолого-педагогической и специальной литературе

Значительное снижение зрения накладывает специфический от-печаток на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.

Ввиду глубокого дефекта зрения овладение необходимыми навыками по подражанию затруднено. Кроме того, длительное проживание в условиях школы-интерната лишает детей с нарушением зрения возможности полноценно включаться в жизнь, протекающую вне стен школы. Дети отстранены от непосредственного приготовления пищи, ухода за одеждой, от целого ряда мелочей быта, составляющих уклад жизни современной семьи. И главное – дети выключены из сферы жизни зрячих людей. Они не могут получить необходимых знаний и умений, которые позволили бы им самостоятельно организовать свой быт вне школы-интерната. Даже проживая в семье дети-инвалиды по зрению в большинстве случаев находятся в условиях гиперопекой, что не способствует выработке у них необходимых для самостоятельной жизни навыков. Дефицит бытовых знаний, умений и навыков отрицательно сказывается на дальнейшей жизни детей с нарушениями зрения.

24 стр., 11617 слов

Социально-нравственные представления детей старшего дошкольного ...

... с нормально развивающимися сверстниками. Эти особенности проявляются в ситуативности поведения ребенка, слабой ориентировке детей в нравственно-этических нормах, что ведет к нереализованным возрастным возможностям ... 2.4 Анализ результатов констатирующего эксперимента Глава 3. Работа по формированию социально-нравственного эталона поведения у дошкольников на музыкальных занятиях 3.1 Цели, ...

Для преодоления негативных последствий в области социально-бытовой ориентировки детей им необходимы специальные занятия, направленные на элементарную абилитацию в вопросах социально-бытовой ориентации. Такая абилитация предполагает формирование специальных знаний, навыков и умений, обеспечивающих самостоятельность в быту в условиях глубокого нарушения зрения.

Ввиду этого был разработан курс социально-бытовой ориентации, главная цель которого – помочь ребенку с нарушением зрения адаптироваться к жизни в образовательном учреждении, активно включи…….

Литература

1. Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки [Текст] / Н. Г. Алтухова. – СПб. : АСТ, 1999. – 340 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988. – С. 331 – 348.

3. Андросова, Г. Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта

4. Белобрыкина, О. А. Речь и общение : популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / О. А. Белобрыкина. – Ярославль : Ярило, 1998. – 297 с.

5. Большой толковый психологический словарь [Текст] : Т.1. От А до О ; пер. с англ. / А. Ребер. – М. : АСТ; Вече, 2008. – 592 с.

6. Борисоглебская, Н. И. Основы психологической диагностики детей дошкольного возраста [Текст] / Н. И. Борисоглебская. – М. : Гуманитарное образование, 2003. – 410 с.

7. Буянов, М. И. Беседы о детской психиатрии [Текст] / М. И. Буянов. – 3-е изд-е. – СПб. : Издательский Дом Михайлова, 2008. – 496 с.

8. Варанцова Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] : / Н. С. Варанцова, Е. В. Колесникова. – М. : Сова, 2007. – 320 с.

9. Введение в психологию [Текст] : учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / А. В. Брушлинский; под общ. ред. А. В. Петровского. – М. : Издательский центр «Академия», 1995.

10. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи : вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г. А. Волкова. – СПб. : Питер, 2004. – 378 с.

11. Выготский, Л. С. Раннее детство [Текст] / Л. С. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. – Т.4. – М. : Педагогика, 1984. – 420 с.

12. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. – 316 с.

13. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст] : в 2-х т. – Т1 / Ж. Годфруа. – 2-е изд., стереотипное ; пер. с франц. – М. : Мир, 2009.

14. Даниленко, П. Р. Детская психология [Текст] / П. Р. Даниленко. – М. : Атлас, 2004. – 270 с.

15. Дурова, Н. В. Фонематика : как научить детей слышать и правильно произносить звуки [Текст] : методическое пособие / Н. В. Дурова. – М. : Мозайка-Синтез. – 112 с.

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...

... Воспитание как культурно-исторический феномен. Воспитание как категория педагогики. Разнообразие понятий воспитания. Различные подходы к определению « ... детей младшего школьного возраста:познавательная, трудовая, нравственная (ценностно-ориентировочная), художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная, коммуникативная. Общие требования к их организации. Характеристика и содержание учебно ...

16. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. – М. : Медицина, 1959. – 294 с.

17. Запорожец, А. В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1969. – 240 с.

18. Зейгарник, Б. В. Введение в патопсихологию [Текст] : ученое пособие / Б. В. Зейгарник. – М. : Медицина, 1973. – 356 с.

19. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [текст] : учебное пособие / И. А. Зимняя. – М. : АСТ, 2006. – 412 с.

20. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста [текст] : учебное пособие / В. В. Ковалев. – М. : Медицина, 1996. – 394 с.

21. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск : Изд-во «Университетское», 1997. – 316 с.

22. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : Педагогика, 1996. – 358 с.

23. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988. – С. 133 – 166.

24. Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст] / О. А. Конопкин. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Изд-во «Пер Сэ», 2011. – 320 с.

25. Краткий психологический словарь [Текст] / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Изд-во МПСИ, 2007. – 431 с.

26. Кузнецова Л. В. Специальная психология [текст] : учебное пособие / Л. В. Кузнецова. – М. : Детство-Пресс, 2009. – 456 с.

27. Лаврентьева, Т. В. Психолог в детском дошкольном учреждении [текст] : методические рекомендации к практической деятельности / Т. В. Лаврентьева. – М. : Новая школа, 1996. – 412 с.

28. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Левченко, Т. Н. Волковская. – М. : Сова, 1998. – 376 с.

29. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура [Текст] / под ред. И. Ф. Исаева. – Н. Новгород : Изд-во НовГУ, 1995. – 126 с.

30. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов ребенка [Текст] / А. Р. Лурия, Ф. А. Юдович. – М. : Педагогика, 1976. – 240 с.

31. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А. А. Люблинская. – М. : Академия, 2007. – 410 с.

32. Лямина, Г. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста [Текст] / Г. М. Лямина. – М. : Педагогика, 1981. – 236 с.

33. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с.

34. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие / Под ред. Л. П. Федоренко. – М. : Педагогика, 1984. – 236 с.

35. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А. В. Мудрик. – М. : Педагогика, 1997. – 416 с.

8 стр., 3631 слов

Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие – М., 2003

... -е изд., стереотип. - М. : ИЦ Академия, 2006. - 368 с. 4. Сластенин, В.А.Общая педагогика : учебное пособие для вузов: в 2-х ч. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, ... критериям относятся статистика правонарушений и тенденции их изменения, количество разводов и брошенных детей, показатели распространения пьянства, наркомании, проституции и др. Мягкие критерии помогают воспитателям получить ...

36. Назарова, Н. М. Специальная педагогика [Текст] / Н. М. Назарова. – М. : Академия, 2009. – 512 с.

37. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / под. ред. Р. А. Белова-Давыдова. – М. : Просвещение, 1997. – 268 с.

38. Немов, Р. С. Психология : Кн. 1. Основы общей психологии [Текст] / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2006. – 688 с.

39. Ольшман, А. Е. Диагностическая и координационная работа психолога в детском саду [Текст] / А. Е. Ольшман. – Минск : БГУ, 2004. – 412 с.

40. Павлова, Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления [Текст] / Л.Н. Павлова. – М. : Академия, 2000. – 286 с.

41. Парыгин, Б. Д. Социальная психология [Текст] : учебное пособие / Б. Д. Парыгин. – СПб. : СПбГУП, 2003. – 616 с.

42. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

43. Психология [Текст] : учебное пособие / под ред. А. Ц. Пуни. – М. : Физкультура и спорт, 1984. – 396 с.

44. Психология [Текст] : учебное пособие / Ред.-сост. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М. : Академия, 2000. – 512 с.

45. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : АСТ, 2008. – 420 с.

46. Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. – М. : Педагогика, 1983. – 296 с.

47. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1996. – 396 с.

48. Розенгард-Пупко, Г. И. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст] : методическое пособие / Г. И. Розенгард-Пупко. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 230 с.

49. Рубинштейн С. Л. Общая психология [текст] : учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Речь, 2007. – 720 с.

50. Столяренко Л. Д. Основы психологии [текст] : учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феликс, 2006. – 479 с.

51. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] : методическое пособие / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Детство-пресс, 1999. – 112 с.

52. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия [Текст] : методическое пособие / Т. А. Ткаченко. – М. : «ГНОМ и Д», 2001. – 32 с.

53. Трошин О. В. Логопсихология [Текст] : методическое пособие / О. В. Трошин, Е. В. Жулина. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 248 с.

54. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учебное пособие / Г.А. Урунтаева. – 6-е издание., перераб. и доп. – М.: Издательский цент «Академия», 2006. – 368 с.

55. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Академия, 2003. – 326 с.

56. Шматко, Н. Д. Если малыш не слышит… [Текст] : пособие для родителей и воспитателей / Н. Д. Шматко, Т.В. Пелымская. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 246 с.

57. Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей [Текст] / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. – М. : Просвещение, 1988. – 320 с.

58. Эльконин, Д. Б. Детская психология : развитие ребенка от рождения до семи лет [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1960. – 356 с.