Понятие руководства в психологии

Введение 3

1 Теоретический анализ проблемы влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива 8

1.1 Понятия «коллектив» и «психологические особенности коллектива» 8

1.2 Понятие руководства в психологии 18

1.3 Личностные качества руководителя и их влияние на психологические особенности коллектива 22

Выводы по главе 1 33

2 Программное исследование влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива 34

2.1 Организация и методы исследования 34

2.2 Результаты исследования и их обсуждение 39

Выводы по главе 2 47

Заключение 48

Литература 50

Приложения 54

Введение

Актуальность исследования. Современный уровень развития производ-ства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах обще-ства предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональ-ной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человече-ских решений. Изменение социально-экономической ситуации потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления.

Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую акту-альность и значимость приобретают аспекты эффективного управления со-циально-психологическим климатом в коллективе. Выбор руководителем оп-тимальных форм взаимодействия с сотрудниками и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга. Важнейшей областью пространства социальных отношений являются взаимодействия внутри трудового коллектива. От социально-психологической атмосферы в коллективе, специфики организационной культуры во многом зависит не только эффективность совместной деятель-ности, которая выражается в экономических показателях, но и отношение со-трудников к своей работе, эмоциональный настрой и, в конечном итоге, удовлетворенность работой. Социально-психологический климат играет су-щественную роль в создании корпоративной культуры и повышении эффек-тивности существования коллектива, объединенного общей целью.

13 стр., 6436 слов

Психологические особенности женщины-руководителя 2

... психологии управления: - социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов; - психология деятельности руководителя; - психология личности руководителя; - психологические проблемы подбора ... частности: - психологические факторы эффективной деятельности менеджеров; - психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений; - психологические проблемы лидерства; ...

Однако на многих предприятиях не уделяют должного внимания оцен-ки социально-психологического климата, отсутствует планирование и вы-страивание модели управления им с учетом миссии организации. В настоя-щее время практически отсутствуют научные разработки по исследованию социально-психологического климата в коллективе несколько затормозились по сравнению с 70-80-ми годами ХХ в., хотя изучение социально-психологического климата является одним из наиболее востребованных практиками направлений работы.

Представляется закономерным возрастание интереса научных исследо-вателей и практиков к изучению социально-психологического климата и управлению им. Интерес практиков к данной теме диктуется, в частности, и возросшими требованиями к человеку в его профессиональной деятельности, и усложнением взаимоотношений в коллективе, и ростом уровня притязаний сотрудников. Социально-психологический климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей корпоративной куль-туры организации, но одновременно и проблема решения завтрашних, пер-спективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений. Формирование благоприятного соци-ально-психологического климата коллектива является одним из главных ус-ловий эффективности совместной деятельности.

В научных публикациях чаще рассматриваются достаточно общие во-просы, связанные с характеристикой природы, роли и факторов социально-психологического климата в коллективах. Наибольшее количество исследо-ваний по этой проблематике производилось в 80-е годы ХХ в. Сейчас воз-никло некоторое несоответствие между запросами практиков и теоретиче-скими разработками в области изучения социально-психологического клима-та коллектива и детерминирующих его факторов. Особое внимание уделяется исследованию влияния на социально-психологический климат коллектива такого фактора как личностные особенности руководителя.

Существенное влияние на методологию разработки структуры лично-сти руководителя оказали классические модели личности, построенные Б.Г. Ананьевым, А.Г. Ковалевым, В.С. Мерлиным, В.Н. Мясищевым, К.К. Плато-новым, Н.И. Рейнвальд, С.Л. Рубинштейном и Л.И. Уманским. Влияние ру-ководителя на социально-психологический климат коллектива рассматрива-ется, прежде всего, через стиль уководства, который опосредован характери-стиками личности руководителя, его личностной направленностью.

Направленность личности является устойчивой личностной характери-стикой, совокупностью целей, мотивов деятельности, более или менее осоз-нанных личностных смысловых установок, ценностных ориентации и норм, представлений о желательных и допустимых способах поведения (Л.И. Габ-дулина, 1999; Ю.А. Желтонова, 2000; Л.И. Рюмшина, 2000, 2004).

Традици-онно ее связывают с убеждениями, мировоззрением, личностными свойства-ми каждого человека, в том числе и ценностями (К.А. Абульханова-Славская, 1980; Б.Г. Ананьев, 1980; А.А. Бодалев, 2000; Л.И. Божович, 1995; Б.И. До-донов, 1978; А.Н. Леонтьев, 2005; Д.А. Леонтьев, 1997; Б.Ф. Ломов, 1984; B.C. Мерлин, 1996; K.K. Платонов, 1986; С.Л. Рубинштейн, 2007 и др.).

25 стр., 12095 слов

Психологические особенности социально-личностной компетенции

... образовательный процесс учебного заведения. Цель данной курсовой работы: Выявление психологических особенностей СЛК. Объект: Социально-личностные компетенции Предмет: отдельные компоненты социально-личностных компетенций: сотрудничество как доминирующая стратегия поведения в конфликтной ситуации, ...

В последнее время у руководителей высшего и среднего звена управ-ленческого персонала наблюдается рост потребности достижения их собст-венных целей, используя ценности и смыслы подчиненных. Поэтому про-блема влияния направленности личности руководителя на группу приобрета-ет особую значимость. При этом необходимо отметить, что имеется недоста-точное количество эмпирических исследований, показывающих характер влияния личностной направленности руководителя на взаимоотношения и взаимодействия людей в межличностном общении и совместной деятельно-сти (Л. Братченко, 1997; Е.Л. Доценко, 2003; В.В. Знаков, 2000, 2001, 2002; Л.И. Рюмшина, 2000, 2001, 2003, 2004; Е.В. Сидоренко, 2002 и др.).

Таким образом, исследование влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива является актуальным.

Тема исследования: «Влияние личностной направленности руководи-теля на психологические особенности коллектива».

Цель исследования – изучить влияние личностной направленности ру-ководителя на психологические особенности коллектива.

Объект исследования: личностная направленность руководителя и пси-хологические особенности коллектива.

Предмет исследования: влияние личностной направленности руково-дителя на психологические особенности коллектива.

Гипотеза исследования: Личностная направленность руководителя ока-зывает влияние на психологические особенности коллектива.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ современных отечественных и зару-бежных литературных источников по проблеме влияния личностной направ-ленности руководителя на психологические особенности коллектива.

1.1. Провести теоретический анализ представлений современных оте-чественных и зарубежных исследователей о содержании социально-психологических понятий «коллектив», «психологические особенности кол-лектива», «социально-психологический климат коллектива».

1.2. Проанализировать отечественную и зарубежную научную литера-туру по проблеме руководства, критериев его успешности и психологических факторов, оказывающих влияние на успешность руководства.

1.3. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме личностных особенностей руководителя и их влияния на психологические особенности коллектива.

2. Спроектировать и осуществить программное исследование, направ-ленное на изучение влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива

2.1. Осуществить проектирование программного исследования, на-правленное на изучение влияния личностной направленности руководителя на психологические особенности коллектива, подобрать психодиагностиче-ский инструментарий, адекватный целям исследования.

2.2. Провести программное исследование, направленное на изучение влияния личностной направленности руководителей на психологические осо-бенности коллектива, проанализировать полученные результаты с примене-нием методов математико-статистического анализа, провести интерпретацию полученных результатов и сформулировать выводы.

3. Провести анализ результатов проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования проблемы влияния личностной направленности руководителей на психологические особенности коллектива, оформить за-ключение по проделанной работе.

2 стр., 851 слов

III. Психологические особенности личности учащегося.

... класса, родители Александры не состоят, но всегда поддерживают связь с классным руководителем.   III. Психологические особенности личности учащегося.   По результатам наблюдений за Сашей, я пришла к ... ценит честность, искренность, не любит лож, зависть. Саша неплохо адаптирована в учебном коллективе, неплохо ладит со сверстниками. В отличие от своих сверстников Саша одинаково хорошо ...

Теоретико-методологической основой исследования явились общена-учные принципы: принцип детерминизма, принцип развития, принцип сис-темности; принципы психологии: принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип общественно-исторической обу-словленности сознания (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец).

В исследовании использовались основополагающие идеи системного подхода (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен) личностного и субъектно-деятельностный подход (Л.И. Божо-вич, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, Л.М. Митина и др.), концепции отечественных и зарубежных исследователей о соци-ально-психологических особенностях коллектива (Б.Д. Парыгин, Н.Н. Обозов, Е.М. Дубовская, А.В. Петровский, К.К. Платонов, К. Левин, Я.Л. Морено, Л. Фестингер, Ф. Фидлер и др.), в том числе представления о социально-психологическом климате коллектива (Е.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, Г.А. Моченов, В.Н. Панферов, Е.В. Шорохова, О.И. Зотова и др.).

Методы и методики исследования: Для реализации поставленных в ис-следовании задач были использованы методы теоретического исследования (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ис-следования, анализ результатов экспериментального исследования, интер-претация полученных результатов и др.); эмпирические методы (психодиаг-ностические методики: Ориентационная анкета Б. Басса, Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто, Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элер-са) и методы математико-статистического анализа данных (метод одномер-ного дисперсионного анализа).

Заключение

В ходе проведенного теоретического анализа доступных нам источников литературы по проблеме личностной направленности руководителя как фактора его успешности нами было установлено, что руководство организацией, коллективом в современной отечественной и зарубежной психологической науке понимается как целенаправленная организация и оптимизация процесса управления коллективом с помощью административных полномочий и личного авторитета.

Анализ рассматриваемых в литературных источниках факторов успешности руководства показал, что успешность руководства – это образование полифакторной этиологии. Она определяется как эффективностью деятельности самого руководителя, так и эффективностью деятельности возглавляемого им коллектива. В частности, современные авторы указывают, что руководитель считается успешным, если возглавляемый им коллектив демонстрирует высокие показатели групповой эффективности. Показатели групповой эффективности в настоящее время принято разделять на непсихологические, примером которых является прибыльный рост компании, и психологические. В организационной психологии большее внимание уделяется рассмотрению последних. К наиболее значимым психологическим показателям групповой эффективности относят преобладание у сотрудников коллектива мотивации к достижению над мотивацией к избеганию неудач и благоприятный социально-психологический климат в коллективе.

Многие отечественные и зарубежные авторы единодушно разделяют точку зрения о том, что успешность руководства во многом зависит не только от объективных факторов, но и от особенностей личности руководителя. При этом, как показал проведенный литературный анализ, у современных исследователей нет единства в определении компонентов многоуровневой структуры личности руководителя; анализируемые подходы основаны на авторском представлении о структуре личности, механизмах ее изменения и психологических требованиях к руководителю. Современный этап изучения личности руководителя характеризуется переходом от описательных моделей к интегральным, когда на смену разрозненным исследованиям приходят обобщающие концепции личности с более последовательным описанием управленческого развития руководителя и поиском интегральной основы его структуры личности. В качестве такой интегральной основы структуры личности может рассматриваться направленность.

4 стр., 1501 слов

изучить проблему личности в управлении.Влияние психологических ...

... Личность в управлении». Цель исследования – изучить проблему личности в управлении. Объект исследования: психологические особенности управления. Предмет исследования: влияние особенностей личности руководите-ля на эффективность его управления коллективом. Гипотеза исследования: особенности личности руководителя ... личности руководителя в отечественной психологии [текст] / В.С. Агапов // Психология и ...

Под направленностью личности, как правило, понимают систему устойчивых потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д., определяющих основные направления ее поведения. Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая. Управленческая направленность руководителя является частным проявлением общей личностной направленности и выражает себя в устойчивых формах его внешнего поведения и способа его мышления.

Как показали результаты проведенного нами эмпирического исследования, сотрудники коллектива, руководитель которой отличается выраженной направленностью на дело, высоким уровнем мотивации к успеху и средним уровнем мотивации к избеганию неудачи, значимо отличаются более высоким уровнем мотивации к достижению успеха, положительного эмоционального отношения к организации в целом и своей работы в ней, чем сотрудники коллектива, руководитель которой отличается выраженной направленностью на себя и преобладанием мотивации к избеганию неудач над мотивацией к достижению успеха.

Итак, можно заключить, что личностная направленность руководителя является важным фактором, оказывающим влияние на такие психологические показатели коллектива, как уровень мотивации у сотрудников и тип социально-психологического климата в коллективе.

Таким образом, гипотеза подтверждена и цель нашего исследования достигнута.

Литература

1. Агапов, В. С. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя [текст] / В.С. Агапов. – М. : Изд-во МОСУ, 2000. – 415 с.

2. Агапов, В. С. Проблема личности руководителя в отечественной психологии [текст] / В.С. Агапов // Психология и жизнь : сборник научных трудов. Выпуск №1. – М. : МОСУ, РПО, 2000. – С. 78-85.

3. Андреева, Г. М. Социальная психология : Учебник для высших учебных заведений [текст] / Г.М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2008. – 363 с.

4. Бабенко, О. А. Профессионально важные качества личности руководителя [текст] / О.А. Бабенко. – М. : Академия, 2006. – 516 с.

5. Базаров, Т. Ю. Психологические аспекты управления персоналом в системе государственной службы : учебное пособие [текст] / Т.Ю. Базаров, О. А. Долгополова.– Волгоград : Изд-во ВАГС, 2002. – 224 с.

6. Блейк, Р. Р. Научные методы управления [текст] : пер. с англ. / Р.Р. Блейк, Д.С. Моутон. – Киев : Наукова думка, 1990. – 240 с.

14 стр., 6719 слов

Психология управления как учебная дисциплина. 1.1. Психология ...

... зависит успешность деятельности любой организации. В психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, сферой изучения являются не просто отношения людей в коллективе или социальной группе, а взаимоотношения ...

7. Диксон, П. Р. Управление маркетингом [текст] / П.Р. Диксон. – М. : ЗАО «Издательство Бином», 1998. – 556 с.

8. Диневич, В. А. Показатели и критерии эффективности управления [текст] / В.А. Диневич, С.В. Роганов, Н.И. Якунина. – М. : Интерр-А, 1999. – 260 с.

9. Друкер, П. Ф. Практика менеджмента [текст] : пер. с англ. / П.Ф. Друкер. – М. : Вильямс, 2000 – 398 с.

10. Зеленевский, Я. Организация трудовых коллективов : введение в теорию организации и управления [текст] / Я. Зеленевский. – М. : Прогресс, 1971. – 280 с.

11. Карпов, А. В. Психологический анализ трудовой деятельности [текст] / А.В. Карпов. – Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1988. – 76 с.

12. Карпов, А. В. Психология трудовой деятельности [текст] / А.В. Карпов. – Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1989. – 240 с.

13. Китов, А. И. Экономическая психология [текст] / А.И. Китов. – М. : Экономика, 1987. – 303 с.

14. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск : Изд-во БГУ, 2009. – 284 с.

15. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов [текст] : 2-е изд., перераб. и доп. / Ю.Д. Красовский. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 511 с.

16. Кричевский, Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе [текст] / Р.Л. Кричевский. – М. : Дело, 1996. – 384 с.

17. Лутошкин, А. Н. Психологический климат первичного производственного коллектива [текст] / А.Н. Лутошкин. – Кострома : Изд-во КГУ им. А.Н. Некрасова, 1978. – 183 с.

18. Марков, М. Н. Технология и эффективность социального управления [текст] / М.Н. Марков. – М. : Бизнес-Сфера, 2001. – 420 с.

19. Минцберг, Г. Школы стратегий : Стратегическое сафари : экскурсия по дебрям стратегий менеджмента [текст] / Г. Минцберг; пер. с англ. Д. Раевская, Л. Царук; под общ. ред. Ю. Каптуревского. – СПб. : Питер, 2000. – 330 с.

20. Модели и методы управления персоналом [текст] / Под ред. Е. Б. Моргунова – М. : Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. – 464 с.

21. Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1 : Основы общей психологии [текст] / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2009. – 688 с.

22. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [текст] / Н.Н. Обозов. – К. : Наукова думка, 2006. – 192 с.

23. Ольшанский, В. Б. Личность и социальные ценности [текст] / В.Б. Ольшанский. – М. : Просвещение, 2008. – 339 с.

24. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива : пути и методы его изучения [текст] / Б.Д. Парыгин / Под ред. В.А. Ядова. – Л. : Наука, 1981. – 192 с.

25. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [текст] / А.В. Петровский. – М. : Наука, 1982. – 255 с.

26. Петровский, А. В. Психология : Учебное пособие [текст] : 5-е изд. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2006. – 512 с.

27. Платонов К.К. Вопросы психологии труда [текст] : издание 2-е доп. / К.К. Платонов. – М. : Медицина, 1979. – 264 с.

28. Платонов, К. К. Психология [текст] / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. – М. : Наука. 1977. – 185 с.

29. Погорелова, Т. В. Эффективность труда управленческого персонала и ее составляющие / Проблемы управления в условиях перехода к рыночной экономике : материалы всероссийской конференции. – М., 1998.

30. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [текст] : 2-е изд. / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2003. – 560 с.

14 стр., 6603 слов

Психология и педагогика. Аннотация

Такое определение педагогики можно встретить в учебниках многих авторов (И.Т.Огородникова, Ю.К.Бабанского, Н.Ф.Харламова, И.П.Подласого). Однако, так ли оно бесспорно? В связи с этим нелишне обратиться к отечественной истории педагогики. Например, в работах А.П.Пинкевича в 20-3-г.г. обосновалась точка зрения, что педагогика - учение о педагогическом процессе, о его законах, целях и т.д. На ...

31. Психологическая теория коллектива [текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М. : Педагогика, 1979. – 240 с.

32. Социология : Энциклопедия [текст] / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М. : Издательство «Книжный Дом», 2003. – 612 с.

33. Толочек, В. А. Организационная психология : управление персоналом частного охранного предприятия и службы безопасности [текст] : 2-е изд., испр. и доп. – М. : Баярд; ООО Информполиграф, 2004. – 175 с.

34. Трифонов, Е. В. Психофизиология человека : толковый словарь [текст] / Е.В. Трифонов. – СПб. : Питер, 2001. – 356 с.

35. Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 273 [текст].

36. Чугунова, Э. С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров [текст] / Э.С. Чугунова; отв. ред. В.Я. Ядов. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1986. – 160 с.

37. Шакуров, Р. Х. Психология управленческой деятельности [текст] / Р.Х. Шакуров. – Казань : ИССО, 1997. – 124 с.

38. Шепель, В. М. Человековедческая компетенция менеджера [текст] / В.М. Шепель. – М. : Народное образование, 1999. – 420 с.

Приложения

Приложение 1

Ориентационная анкета Б. Басса

Инструкция: По каждому вопросу возможны три варианта ответов: А, Б, В….

************************************************