Осужденные как объект социальной работы

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 5

1 Осужденные как объект социальной работы 8

1.1 Осужденные как особая социальная группа 8

1.2 Методы и принципы изучения личности осужденного в аспекте социальной работ 15

2 Проблема адаптации осужденных в местах лишения свободы 22

2.1 Адаптация осужденных в местах лишения свободы 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

ВВЕДЕНИЕ

Проблема социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы актуальна по многим факторам. Во–первых, в местах лишения свободы личность оказывается в условиях, которые сильно отличаются от привычной жизни на свободе. Естественно, осужденный должен к ним адаптироваться, и этот процесс имеет свою специфику. Он определяется психологическими и социально–демографическими характеристиками человека, который совершил преступление. Однако, в любом случае, тюремное заключение является одним из факторов, который оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека.

Исходя из этого, важное значение имеет исследование социальной адаптации заключенных к условиям лишения свободы, ведь после освобождения человек возвращается в общество и его дальнейшее существование и жизненная активность определятся тем, что в процессе социальной адаптации в местах лишения свободы было изменено или сохранено личностью на уровне социально–психологических ориентаций, каким человек вышел из этих мест (озлобленный, агрессивный, сломленный душевно и т.д.).

Во–вторых, сегодняшняя система наказания в виде лишения свободы не способствует исправлению осужденных. В ее нынешних условиях личность объективно подвергается процессу дезадаптации. Это ведет к росту рецидива в обществе, которое не способно воспринимать осужденного как личность. Таким образом, отечественная пенитенциарная система не выполняет свою функциональную роль.

Исходя из этого, со стороны законодательной и исполнительной властей необходим иной подход к функционированию уголовно–исполнительной системы. Это позволит оптимизировать ее деятельность, повысить уровень организации и эффективности исполнения уголовного наказания, приблизить условия и порядок его отбывания к международным стандартам. Действительно, сложно исправить человека, когда в российской пенитенциарной системе он лишен не только свободы, но и собственного достоинства (как это часто происходит в российских тюрьмах).

Социальная адаптация осужденных в местах лишения свободы является отражением условий функционирования общества, его уровня свободы, отношения к закону, человеку и его правам. В связи с этим, необходимо обратить внимание на механизм и характер протекания процесса социальной адаптации заключенных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и выявить основные факторы, влияющие на процесс оптимизации данного социального явления.

5 стр., 2445 слов

СВОБОДА ВОЛИ И НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет» Контрольная работа по курсу «Этика» студентки заочного факультета 2 курса, группа ЗКд-18, шифр 071759 Беляцкой Анны Александровны Витебская область г. Лепель ул. Войкова д.5 индекс: 211174 Витебск, 2009 СВОБОДА ВОЛИ И НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ План: 1. Детерминизм и свобода человеческого выбора ...

Осуждённых как социальную группу рассматривали в своих работах Антонян А.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. [1], Васильченко О.В. [3], Давлятова С.В. [5], Косиченко И.Ф., Кичалюк О.Н. [4] и др.

Проблема адаптации осужденных к местам лишения свободы затрагивалась в публикациях таких исследователей как Гаманенко Л.И., Кузнецов В.И. [4], Кудина А.В. [7], Мартынова А.А. [8], Серых А.Б. [9], Финаева А.Г [13], Чернова Е.В. [14] и др.

Объект данной курсовой работы — осужденные как социальная группа, отбывающие наказание в виде лишения свободы

Предмет — процесс социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы.

Цель — социологический анализ факторов и условий, влияющих на характер и эффективность социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы, и пенитенциарной системы в целом.

Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются следующие задачи, составляющие ее содержание:

– описать осужденных как особую социальную группу;

– рассмотреть методы и принципы изучения личности осужденного в аспекте социальной работы;

– изучить процесс адаптации осужденных в местах лишения свободы;

– проанализировать социально полезные связи осужденного как фактор его успешной адаптации к местам лишения свободы.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут использоваться при чтении курсов «Технологии социальной работы с людьми девиантного поведения», «Социальная работа в пенитенциарных учреждениях», «Опыт социальной работы с разными группами населения», «Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» и др.

13 стр., 6250 слов

Особенности работы заместителя командира роты по воспитательной работе по адаптации к боевой обстановке в условиях вооруженного конфликта

КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Особенности работы заместителя командира роты по воспитательной работе по адаптации к боевой обстановке в условиях вооруженного конфликта. Оглавление Введение 1. Психологическая характеристика служебно-боевой деятельности военнослужащих в условиях вооруженных конфликтов 2. Работа заместителя командира роты по воспитательной работе (ЗКРВР) по адаптации военнослужащих к ...

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и списка использованных источников.

1 Осужденные как объект социальной работы

1.1 Осужденные как особая социальная группа

В научной литературе принято различать такие понятия как личность преступника и личность осужденного. Человек, который совершил преступление, является преступником. Но считать его таковым можно только лишь после того, как суд признает его виновным. Для этого он должен быть привлечен к уголовной ответственности (обвиняемый) и судебной ответственности (подсудимый).

После того как суд вынесет обвинительный приговор, подсудимый становится осужденным. Во всех случаях речь идет об одном и том же лице, выступающем на различных стадиях уголовного процесса в качестве определенной процессуальной фигуры – носителя определенных прав и обязанностей. Понятие «преступник» можно трактовать неоднозначно, так как преступник не всегда является осужденным, а осужденный преступником [4, с. 58]. В данной работе будет использоваться понятие «личность осужденного», под которой понимается особая категория граждан, чьи права и свободы ограничены решением суда в связи с совершением ими преступных деяний. Это ограничение применяется с целью исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений. Достигнуть положительных результатов возможно при комплексном познании личности осужденного…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осужденные как социальная группа – это категория граждан, ограниченных в правах и свободах решением суда, в связи с совершением ими преступных действий. От преступника осужденного отличает то, что он перенес процедуру судопроизводства и в отношении него вынесен обвинительный приговор. Характеристика личности осужденного включает в себя признаки и особенности, которые определяют их как социальную группу.

Следует отметить, что длительные сроки, криминальная субкультура, нездоровая среда, неполноценное питание, психологический прессинг условий изоляции, давление осужденных друг на друга и персонала на них, преобладание карательных мер, невозможность удовлетворить важнейшие из потребностей, недостаточность социальной поддержки в исправительном учреждении являются теми причинами, которые усугубляют положение осужденных в период отбывания наказания и осложняют процесс их адаптации и ресоциализации.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

'Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.' В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания,профессиюи учебнуюдисциплину. Деятельность ...

Проблема социальной адаптации личности в условиях лишения свободы, исправления осужденного и снижения рецидивной преступности является приоритетной в большинстве государств современного мирового сообщества, так как обеспечение безопасности граждан, их основных прав и законных интересов в сочетании с защитой конституционного строя, общественного порядка и безопасности является одним из основных направлений государственной деятельности.

Социальная работа – профессиональная деятельность, направленная на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы. В связи с этим, социальная работа в пенитенциарном учреждении является одним из видов деятельности, которая способствует оптимизации процесса адаптации осужденных в местах лишения свободы.

Следует отметить, что существует много факторов, которые способствуют более эффективному протеканию данного процесса. Исходя из изученных источников, к ним можно отнести профессиональное образование в местах лишения свободы, активное занятие трудовой и досуговой видами деятельности и др. В данной курсовой работе нами были проанализированы социально полезные связи осужденного как фактор его успешной адаптации к метам лишения свободы.

Следует отметить, что исследователи данной проблемы выделяют несколько видов связей заключенного. К ним относятся социально полезные; социально нейтральные; социально негативные.

Социально полезные связи – это те связи, которые подходят по следующим критериям: осужденный заинтересован в их прочности и стабильности, стремится к их сохранению и развитию. Таким образом, социально полезные связи имеют три значительные характеристики – осужденный является их активным субъектом; их ценность, с точки зрения заключенного, достаточно высокая; они носят позитивный характер для самого субъекта.

7 стр., 3248 слов

Дисциплинарная и материальная ответственность осужденных к лишению свободы

20 Дисциплинарная и материальная ответственность осужденных к лишению свободы. Контрольная работа. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Основные обязанности осужденных и ответственность за их невыполнение 2. Материальная ответственность осужденных к лишению свободы 3. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы; злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению ...

Объектами социально–полезных связей заключенного могут быть члены семьи, близкие родственники, а так же члены бывшего трудового или учебного коллектива, общественных организаций, органов власти и самоуправлениями. Укрепление социально–полезных связей позитивно влияет на различные аспекты поведения человека в местах лишения свободы, включая дисциплину и производственные показатели.

Таким образом, социальный статус заключенного, его социально–личностная ориентация, социально–психологическое самочувствие в большой степени зависят от того, в какой мере сохранились его социально–полезные связи и в какой мере он может опираться на них, выстраивая стратегию своего поведения, насколько персонал исправительного учреждения умеет и стремится использовать эти связи для достижения цели наказания, какова динамика развития этих связей в структуре социальной жизни индивидов.

Исходя из этого, можно с уверенностью утверждать, что персонал исправительного учреждения, в частности, социальные работники должны умело выстаивать «сценарий» сохранения социально–полезных связей заключенного, так как это является важной составляющей сохранения его как личности в социальном и психологическом аспектах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Антонян, Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника / Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. – СПб, 2004. – 366 с.

2. Бабурин, С.В. Психолого–педагогические условия адаптации и дезадаптации заключенных: автореф.дис. .канд.психол.наук / С.В. Бабурин. – СПб.,1999. – 28 с.

3. Васильченко, О.В. Социальная адаптация осужденных в местах лишения свободы 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / О.В. Васильченко. – Ростов–на–Дону – 2008 – 32 с.

4. Гаманенко, Л.И. Профессиональное образование в местах лишения свободы как средство ресоциализации осужденных и их социальной адаптации после освобождения / Л.И. Гаманенко, В.И. Кузнецов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2015. – №2. – С. 93–97.

12 стр., 5912 слов

Сравнительная характеристика профессионально-важных качеств девушек и юношей – курсантов военного университета связи при поступлении и в начальный период в

КУРСОВАЯ РАБОТА Сравнительная характеристика профессионально-важных качеств девушек и юношей - курсантов военного университета связи при поступлении и в начальный период военно-профессиональной адаптации СОДЕРЖАНИЕ Реферат Введение Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 1.1 Психофизиологические проявления полового диморфизма и его влияние ...

5. Давлятова, С.В. Проблемы социальной работы с осужденными и вопросы их ресоциализации / С.В. Давлятова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2012. – № 3 . – С. 33–36

6. Косиченко, И.Ф. Содержание социальной работы в пенитенциарной системе Российской Федерации / И.Ф. Косиченко, О.Н. Кичалюк. – Шахты: ЮРГУЭС, 2009. – 142 с.

7. Кудин, А.В. Как выжить в тюрьме / А.В. Кудин. – СПб.: Амфора, 2006. – 116 с.

8. Мартынова, А.А. Психотерапевтические мишени психологической помощи в адаптации к месту лишения свободы осужденным по корыстным преступлениям / А.А. Мартынова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгарта. – 2014. – №9 (115).

– С. 189–193.

9. Серых, А.Б. Особенности профессиональной деятельности социального работника с осужденными в учреждениях пенитенциарной системы / А.Б. Серых // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2012. – Вып. 10. – С. 28–29.

10. Социология: курс лекций: учеб. пособие. – Ростов–на/Д: Феникс, 1999. – 512 с.

11. Социология в вопросах и ответах: учеб. пособие. / под ред. проф. В.А. Чуланова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 256 с.

12. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА–М, 2009. – 379 с.

13. Финаева, А.Г. Семья в трудной жизненной ситуации / А.Г. Финаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) – 2012. – № 3(11).

14. Чернова, Е.В. Социальная работа в учреждениях пенитенциарной системы: теоретико–методологические подходы к организации и содержанию деятельности специалистов по социальной работе / Е.В. Чернова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 5. – С. 225–231

15. Федеральная служба исполнения наказания// [Официальный сайт]. URL: (дата обращения: 02.11.2016).

16. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учебник для бакалавров / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Юрайт, 2012. – 455 с.

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

Социальная работа представляет особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей отдельных личностей, а также различных групп населения. Социальная работа – особый вид деятельности. Почему? Потому что социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи ...

17. Фролов, С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений / С.С. Фролов. – М., 2000. – 343 с.

18. Шакирьянов, М.М. Понятие субкультуры осужденных / М.М. Шакирьянов // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2011. – №3. – С.77–83.

19. Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология: учебник / Шиханцов Г.Г. – М.: Зерцало, 2008. – 272 с.