Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретические основы особенностей выбора будущей профессии детей с ограниченными возможностями здоровья ……………………….….6
1.1. Социально — педагогическая работа с детьми с ОВЗ …….…….….6
1.2. Специфика профориентации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ……………………………..…….………10
Глава 2. Выбор будущей профессии детей с ограниченными возможностями здоровья ………………………………………………………………………….16
2.1. Формы и методы работы для реализации программы профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………………….16
2.2. Особенности профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья …………………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………24
Список литературы ……………………………………………………………..26
Тема профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья весьма актуальна для психологии, социальной педагогики и практики социального обслуживания. Проблемой профориентации детей с ОВЗ занимались такие ученые, как А.А .Дыскин, В.В. Коркунов, И.И. Мамайчук, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, А.М. Щербакова, Л.М. Шпицина и др.
Выбор профессии – это главный этап в жизни каждого человека. Ведь не зря говорят: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Поэтому выбор профессии очень сложный и порой трудоемкий процесс.
Особенно тяжело этот судьбоносный выбор дается людям с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные возможности которых в той или иной мере также ограничены. Это обстоятельство, так или иначе, сужает и усложняет выбор профессии для лиц, о которых идет речь, и вносит в него, по точному замечанию И.Е. Шварца, элементы драматизма, которые часто проявляются как следствия противоречия между личными интересами, притязаниями субъекта выбора профессии и теми ограничениями, на которые налагает на него медицинский диагноз.
Проф. самоопределение ребят с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, преподавателей, что иногда существенно усложняет работу.
Ежели принять к сведению, что количество детей с ОВЗ каждый день растет, а необходимости рынка, формирующего образовательный процесс, резко изменяются, вышеупомянутое дает задаче проф. самоопределения лиц с ОВЗ в условиях современности необыкновенную актуальность и потребует поиска ее решения в концептуальном и методическом планах.
Но есть определенная группа детей, для которых проблема выбора профессии считается не столько острой, а сложно разрешимой. Это ребята – инвалиды. Этим ребятам часто свойственны неадекватные методы проф. самоопределения: неимение собственных проф. планов из-за невысокой самооценки и здоровья, общественная пассивность и прочие личные особенности.
Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями
... этой профессии и которые отражают их социально-педагогическую сущность» [ 20, стр.135 ]. Актуальность темы предполагает обсуждение вопросов касающихся содержания и технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Цельдипломной ...
Но для множества детей-инвалидов отличительна и недооценка тяжести собственной болезни, когда школьник считает себя абсолютно здоровым или убежден, что в скором времени вполне излечится. При этом некие юноши намечают воплотить себя в недоступной по физическим вероятностям профессии (летчик, геолог, спасатель и т.д.).
Инвалидом называется лицо, которое из-за физических либо умственных дефектов нуждается в общественной поддержке и защите.
Детки с ОВЗ имеют праправо на достойное образование, которое считается обязательной частью государственной системы образования и включает:
• профессионально-техническое образование;
• среднее специализированное образование;
• высшее образование.
Проф. образование инвалидов с тяжкими либо бессчетными формами инвалидности (устанавливается медико-социальной экспертной комиссией) осуществляется в Особых учебных заведениях (ПТУЗах, центрах медико-профессиональной реабилитации).
При недоступности возможности воплощать в жизнь достойное образование инвалидов в совместных и Специализированных учебных заведениях, то их обучение организуется дома по личным учебным проектам, ежели данная форма обучения допускается содержанием проф. обучения по конкретной специальности.
Среднее, среднее специальное и высшее образование детей с ОВЗ осуществляется в учебных заведениях совместного вида, а при надобности – в Особых учебных заведениях.
Дети с ОВЗ имеют право на профессиональную подготовку и увеличение квалификации, которая осуществляется в учебных заведениях и прочих организациях (специализированных или же единого типа) в сочетании с учреждениями общественной поддержки согласно с персональной программой реабилитации детей.
Компетентная подготовка, увеличение квалификации и переподготовка инвалидов осуществляется на Специализированных филиалах по переподготовке и повышению квалификации в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях (специальных и единого типа), ВУЗов и факультетов повышения квалификации.
Компетентная переподготовка инвалидов осуществляется согласно с персональной программой реабилитации по договорам с предприятиями, организациями всех форм собственности.
Объект исследования: особенности выбора профессии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: особенности профориентации детей с ОВЗ.
Цель работы: изучить особенности выбора профессии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения поставленной цели, нам нужно решить следующие задачи:
Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка ...
... Е.И., Храпылиной Л.П., Ярской-Смирновой Е.Р. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие для вузов. М., 2003; Психологическое и социальное ... сопровождение больных детей и детей-инвалидов / Под. ред. Безух С.М., Лебедева С.С. - СПб.:Речь, ...
1. Выявить специфику профориентации детей с ОВЗ;
2. Поставить основные задачи профориентации детей с ОВЗ;
3. Показать социально — педагогическую работу педагога с детьми с ОВЗ;
4. Выявить проблемы профориентации детей подростков, трудоустройство детей с ограниченными возможностями здоровья;
5. Установить этапы профориентации детей с ОВЗ;
6. Показать формы работы для реализации программы профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья;
7. Выявить особенности профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья;
Как мы видим из вышеизложенного, права они имеют, а полномочий у них нет. В нынешнее время практика работы образовательных учреждений высочайшего и среднего проф. образования говорит о том, что за редким исключением требуемые образовательные условия для студенческой молодежи с ОВЗ отсутствуют, что затрудняет, или делает невероятным их достойное обучение. Так как для того, чтоб, к примеру, учить в Институте незрячего студента, необходимо обеспечить его не только лишь литературой со шрифтом Брайля, ведь и специально оснащенным компьютером, диктофоном. А не слышащему студенту понадобится толмач на язык жестов или же учителя, которые обладали бы данным языком.
………….
1. Актуальные вопросы профессиональной реабилитации инвалидов: сб. тр.- СПб.: ГАООРДИ, 2014. Ч. 1. — 69 с.
2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 2013.
3. Дыскин А.А., Кривенков С.Г., Старобина Е.М., Стеценко С.А. Компьютерная диагностика и профтестирование в процессе реабилитации инвалидов. – М.: ЦБНТИ, 2012.
4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 2015.
5. Зеер М.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2014.
6. Климов Е. А. Как выбрать профессию. – М; 2015. – с.158
7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 2016.
8. Ковалёв А. Г. Психология личности. – СПб. 2013.
9. Коркунов Е.П. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ. — М., 2015.
10. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. – 2010. — № 1. – С. 6-22.
11. Методика работы с молодыми инвалидами по профориентации и планированию карьеры при переходе от школы к трудовой жизни / Методические указания. — М., 2013.
12. Методика профориентации при умственной отсталости / Методические указания под ред. Е.М. Старобиной. — СПБ Изд-во «Эксперт», 2015.
13. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод. Пособие под ред Е.М. Старобиной. – М., 2007.
14. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С. 16-23.
15. Свистунова Е.В., Ананьева Е.В., Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М., 2011, № 4.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией; Обозначенные ... педагогической литературы; - конкретизировать понятие «музыкально-творческие способности детей среднего дошкольного возраста»; - выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческих способностей ...
16. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики. – М; 2013