Особенности в эмоциональной сфере детей разного пола в младшем школьном возрасте

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические предпосылки исследования гендерных особенностей эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.……………… 5

1.1 Определение понятия «гендер»………………………………………………5

1.2. Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………………………………14

1.3. Теоретические подходы в изучении гендерных особенности в эмоциональной сфере младших школьников …………………………………………….20

Глава 2 Эмпирическое изучение гендерной особенности эмоциональной сферы младших школьников ……………………………………………………………….26

2.1. База и методы исследования……………………………………….……..26

2.2 Анализ рисуночного теста Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек»…………………27

2. 3. Анализ теста «школьной тревожности Филлипса»……………………………..49

Заключение………………………………………………………………………..54

Литература………………………………………………………………….…….57

Приложение1

Приложение2

Введение

Актуальность темы является исследования последних десятилетий показывают, что в развитии личности, наряду с индивидуальными и возрастными, большую роль играют особенности, получившие название гендерных. Гендерные исследования в психологии приобретают все бoльшую актуальность, теоретическую и практическую значимость. Возраст и половая принадлежность являются важнейшими индивидными характеристиками, во многом определяющими поведение человека уже с раннего возраста. Введение понятия «гендер» (социальный пол личности) связано с попыткой разграничить биологические характеристики лиц разного пола и социально детерминированные особенности мужчин и женщин. Вместе с тем в науке на сегодняшний день нет единого взгляда на природу гендера. Его относят, с одной стороны, к мыслительным конструктам (моделям), разработанным с целью более четкого научного описания проблем пола и разграничения его биологического и социального компонентов, а с другой – гендер рассматривается как социокультурный конструкт, создаваемый обществом во многом посредством эмоции.

12 стр., 5847 слов

Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью

31 Рымарев Николай Юрьевич ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ Автореферат На правах рукописи Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук Краснодар 2006 Диссертация выполнена на кафедре ...

Именно в эмоции, по мнению психологов, в большинстве случаев наиболее ярко проявляются гендерные различия. На сегодняшний день имеется ряд исследований, в которых рассматриваются особенности вербального поведения лиц разного пола (Кирилина А.В., Горошко Е.И., Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. и др.), однако большинство из них затрагивают проблему гендерных различий в эмоции взрослых людей. Многие вопросы изучения детской эмоции в данном аспекте остаются малоизученными, причем представленные данные часто противоречивы.

Цель исследования – изучить особенности в эмоциональной сфере детей разного пола в младшем школьном возрасте, обусловленные их гендерной принадлежностью, и разработать на этой основе программу оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности

Объект – эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.

Предмет – особенности эмоции детей младшего школьного возраста, обусловленные их гендерной принадлежностью.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что эмоция детей младшего школьного возраста, наряду с возрастными и индивидуальными, отличается и определенными гендерными особенностями. При этом мы исходили из следующих допущений:

1) гендерная принадлежность и соответствующий ей социальный опыт оказывают влияние на уровень и основные характеристики эмоции детей, определяя качественное своеобразное поведение девочек и мальчиков;

2) использование гендерного подхода может существенно повысить эффективность психолого-педагогической работы по развитию эмоции девочек и мальчиков.

2 стр., 799 слов

Сущность и особенности гендерной социализации

Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 1. Сущность гендерной социализации, ее основные категории, стадии и теории……………………………………………………………………….4 2. Особенности гендерной социализации мужчин…………………………12 3. Особенности гендерной социализации женщин…………………………17 Заключение………………………………………………………………………..20 Список литературы……………………………………………………………….23 ВВЕДЕНИЕ Конструирование гендера в процессе ...

Задачи исследования:

1) дать теоретический анализ литературных источников, посвященных изучению гендерных особенностей эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте;

2) выявить уровень развития, особенности и качественные характеристики эмоциональной сферы девочек и мальчиков дошкольного возраста, обусловленные их гендерной принадлежностью;

3) рассмотреть методы исследования на основе гендерного подхода в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались такие общенаучные методы, как наблюдение, анализ продуктов деятельности, формирующий эксперимент. Методика социометрия и “Тест школьной тревожности Филлипса”. Для изучения эмоционального состояния дошкольников мы использовали рисуночный тест Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек».

Исследование проводилось на базе г. Ангарска, МОУ СОШ №7.

Глава I. Теоретические подходы к изучению половой, полоролевой и гендерной идентичности

1.1 Определение понятия «гендер».

Современная социально-психологическая наука различает понятия пол и гендер (gender).

Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий [1; c. 225]. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие «типичные» различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому — мужчинам или женщинам — необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

Младший школьный возраст называют вершиной дет­ства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легко­мыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он при­обретает не только новые знания и умения, но и опреде­ленный социальный статус. ...

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли…

Заключение

В заключении отметим, что в целом, поставленные задачи выполнены. На этапе констатирующего эксперимента были выявлены тревожные дети младшего школьного возраста, установлена связь между тревожностью и неудовлетворенностью статусным местом в группе сверстников. Коэффициент корреляции Пирсона составил 0,5. Выявленная зависимость позволила составить коррекционно-развивающую программу, взяв за основу формирование у детей младшего школьного возраста умения использовать коммуникативные навыки.

Формирующий эксперимент, в задачи которого входило составление коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста, был проведен в два этапа: работы с педагогическим коллективом и групповая коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста, которая проводилась в условиях, специально смоделированных коллективных занятий, что также входило в задачи данного этапа экспериментальной работы.

3 стр., 1155 слов

Сказкотерапия как метод коррекции тревожности детей дошкольного возраста

... Л.М. Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для учителей, воспитателей, руководителей ... тревожности, рассматривается исследование проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии, а также проблемы дошкольной тревожности. Вторая глава посвящена рассмотрению вопросов по проявлению тревожности в дошкольном возрасте ...

Контрольный эксперимент позволили проследить динамику снижения тревожности у детей младшего школьного возраста экспериментальной группы. На данном этапе подтвердилось эффективность предлагаемой составленной коррекционно-развивающей программы, т.е. коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие коммуникативных навыков между гендерами, а также конструктивных способов взаимодействия, способствовала снижению тревожности у детей младшего школьного возраста. Так как чем больше у ребенка средств преодоления затруднения, средств позволяющих ему эффективно взаимодействовать с окружающими детьми, тем ему легче найти выход из конфликтной ситуации и добиваться положительных результатов, тем менее тревожным становится его поведение.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью “Теста школьной тревожности Филлипса”.для диагностики у детей тревожности между гендерами младшего школьного возраста Для изучения эмоционального состояния дошкольников мы использовали рисуночный тест Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек». Американский психолог Дж.Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

Проведенное исследование позволило сделать следующие общие выводы:

Во-первых, выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что установление определенных причин повышенной гендерные особенности в эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста способствует проведению целенаправленный метод исследования, приводит к выявлению тревожности в поведении детей младшего школьного возраста в целом, получило подтверждение.

Во-вторых, метод исследования, направление на выявления агрессии, а также конструктивных способов взаимодействия между гендерами,.

В-третьих, на этом основании можно считать, что в исследовании получили экспериментальную разработку некоторые аспекты большой и сложной работы оказания средствами специально созданных метод исследования включенных в систему общеобразовательных уроков, реальной психологической помощи детям младшего школьного возраста.

16 стр., 7951 слов

Теоретические аспекты формирования тревожности в дошкольном и младшем школьном возрасте

... уровне тревожности дошкольников и детей младшего школьного возраста. 1. Теоретические аспекты формирования тревожности в дошкольном и младшем школьном возрасте 1.1 Понятие тревожности в отечественной и зарубежной психологии Проблема тревожности как ...

Данный метод исследования не представляет собой единственный законченный вариант, она может быть расширенной, но важно сохранить порядок, при котором упражнения, направленные на знакомство и самораскрытие участников, были сосредоточены в первых занятиях, а упражнения, ориентированные на позитивное изменение способов взаимодействия – ближе к окончанию цикла.

Таким образом, полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе убеждают, что установление определенных причин повышенной тревожности.

Работа по психопрофилактике и преодолению гендерное особенности в эмоциональной сфере у детей младшего школьного возраста должна носить не узко функциональный, а общий, личностно-ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать проблемой гендерного общения. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые “пики” и индивидуальные “зоны уязвимости” для каждого ребенка. В младшем школьном возрасте центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми.

В профилактике в взаимодействие с представителями противоположного гендера и преодолении тревожности у детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.

Литература

1. Абрамова Г.С. “Введение в практическую психологию” – Екатеринбург: “Деловая книга”, Москва: Издательский центр “Академия”, 1995

2. “Альманах психологических тестов” – Москва: “КСП”, 1995 – с. 333-336

3. Алякринский Б.С. “Общение и его проблемы” – М.: Знание, 1982 – 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Молодежная”, №7)

4. Андреева Г.М. “Социальная психология” /Перев. с англ. – СПБ, 1997 – 688 с.

5. Аникеева Н.П., Винникова Г.В., Смирнов С.А. “Режиссура педагогического взаимодействия”. – Новосибирск: НГПИ, 1991

6. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. “Психофизиологический метод оценки тревожности” // Психологический журнал – 1997 — №2 – с. 34-38

7. АракеловН., Шишкова Н. “Тревожность: методы ее диагностики и коррекции” // Вестник МУ, сер. Психология – 1998 — №1 – с. 18

13 стр., 6093 слов

Программа коррекционно-развивающего занятия по снижению тревожности у детей

27 Пояснительная записка Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении ...

8. Бабич Н.И. “Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников” // Вопрося психологии. – 1990 — №2.

9. Бакеев В.А. “Экспериментальные исследования психологических механизмов внушаемости”.: Автореферат диссертации … канд. псих. наук. – М., 1970 – 17 с.

10. Бернс Эрик “Игры, в которые играют люди. Психологии человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы”. / Пер. с англ. М., Прогресс. 1995.

11. Бернс Эрик “Развития Я-концепции и воспитание”. / Пер. с англ., М., Прогресс, 1986.

12. Битякова М.Р. “Организация психологической работы в школе” – М.: Совершенство, 1997 – 298 с.

13. Блюм Г. “Психоаналитические теории личности”. Пер. с англ. и вступительная статья А.Б. Хавина – Э.: Изд-во “КСП” 1996 – 243 с.

14. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности // Сов. педагогика – 1990 — №5 – с. 77

15. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии – 1993 — №1 – с. 104-113.

16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 1968 с. 231-235

17. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: Норма и отношение. – М.: Педагогика, 1990 – 144 с.

18. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учеб. заведений / Под ред. Ю.М. Жукова, А.А. Петровской, О.В. Соловьевой – 2е – изд. М.: Смысл 1996 – 373 с.

19. Волков Е.М. “Трудные дети или трудные родители?” М.: / Профиздат, 1992 – 96 с.

20. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990 – 176 с.

21. Гофруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. – М., 1996.

22. Горянина В.А. Психокоррекция стиля взаимодействия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени Доктора психологических наук. Москва, 1996 – 86 с.

23. Примак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991

24. Дети с аффективным поведением – М., Просвещение, 1966 – с. 48-55.

25. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987.

26. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: Издательство МГУ, 1997. 228 с.

27. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справиться) – С. – П., 1995

28. Изард К.Е. Эмоции человека – М., 1980

29. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические полследования – Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1960 – с. 54-57.

30. Каган М.С. “Мир общения: Проблема межсубъективных отношений” – М.: Политиздат, 1988 – 319 с.

31. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с.

32. Козлов Н.М. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день / 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Новая школа, 1997 – 320 с.

33. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997 – с. 16-20

34. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976

35. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969

36. Коломенский Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974 – 96 с.

37. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника – 1990 — №6 – с. 34-41

38. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб, 1997 – 688 с.

39. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование – 1988 №2 – с. 15

40. Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредствования общения // Вестник МУ Психология, 1996 — №4 – С. 21

41. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления // Советская педагогика – 1963 — №5 – с. 38-40

42. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения – Л., 1983

43. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996

44. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской терапии и психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987 — 304 с.

45. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева и Р.Л. Кричевского. – М., 1987

46. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996 – 240 с.

47. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал – 1996 — №1 – с. 169-174

48. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 1989

49. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербанова – М., 1987

50. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной – М., 1997.

51. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. Дубровиной. 2-е изд. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 247-256 с.

52. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара: Дом “БАХРАХ”, 1998 – 672 с.

53. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994 – 191 с.

54. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Маврентьевой, — М.: Новая школа, 1996 – 144 с.

Приложение №1

Результаты “Теста школьной тревожности Филлипса”…