Особенности семейного воспитания в расширенной семье

Содержание

Введение 2

1. Расширенная семья, как социально-психологический феномен 4

1.1. Современные подходы к изучению семьи 4

1.2. Структура и типы семьи. 5

1.3. Феномен расширенной семьи 12

1.3. Проблема поколений в расширенной семье 17

2. Эмпирическое исследование воспитания в расширенной семье 30

2.1 Организация исследования 30

2.2 Анализ результатов эксперимента 34

Заключение 38

Литература 40

Введение

Актуальность темы. В современной психологической науке и практике возникла острая потребность в изучении особенностей семей, в которых присутствует и активно участвует в жизнедеятельности третье поколение — поколение прародителей. Расширенные семьи в современном мире получают широкое распространение в связи с дестабилизацией общей политической и экономической ситуации, объединении нуклеарных семей в расширенные с целью преодоления последствий мирового экономического кризиса (потеря работы, снижение доходов семьи и т.д.).

Нередко молодые (супружеские) семьи входят в структуру родительской семьи из-за отсутствия собственного жилья. Ранний возраст, вступления в брак (18-22 года) способствует сохранению не только экономической и материальной, но и психологической зависимости взрослых детей от родителей. Проникновение и доминирование индивидуальных ценностей над групповыми приводит к тому, что жизненные цели, связанные с построением карьеры, становятся более приоритетными по сравнению с задачами воспитания детей.

Таким образом, распространение расширенных семей в современном обществе в большей степени, является следствием деструктивных процессов. Это отражает социальную актуальность данного исследования, связанную с необходимостью изучения социально-психологической специфики расширенных семей.

Проблема взаимодействия поколений в семье в отечественной психологии разработана лишь частично. Ее изучение представлено в основном исследованием проблем «отцов и детей», семейных отношений и психотерапии семьи (М. А. Абалакина, В. С. Агеев, Ю. Е. Алешина, А. А. Бодалев, В. Н. Дружинин, С. В. Ковалев, Л. Ф. Обухова, Л. А. Регуш, М. В. Сапоровская, А. С. Спиваковская, В. В. Столин, А. В. Толстых, О. А. Шаграева, Э. Г. Эйдемиллер и др.)

В работах Е. В. Куфтяк, Е. А. Петровой, Т. А. Петровой, М. А. Сизовой и др. представлены результаты изучения различных аспектов взаимоотношений в семье: описываются типы семейного воспитания, особенности взаимоотношений детей и их родителей, причины конфликтов в семье и пути их разрешения, проблемы взаимоотношений на разных возрастных этапах, отношения между супругами и др. Однако проблема межпоколенного взаимодействия в расширенных семьях не находит достаточного отражения в отечественной психологии.

26 стр., 12790 слов

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

... работников образования. ГЛАВА I . Теоретические основы исследования особенностей межличностных взаимоотношений в семье, воспитывающих ребёнка с трудностями речевого развития 1.1 Концептуальный аппарат психологии ... во взаимодействии"С. Минухин определял внешние границы, как границы между семьей и расширенной системой. Они проявляются в разнице правил, по которым члены ...

Объект: воспитания в семье.

Предмет: семейного воспитания в расширенной семье.

Цель — особенности семейного воспитания в расширенной семье.

Отсюда следуют задачи:

— дать понятие современных подходов к изучению семьи;

— определить структуру, типы семьи и феномен расширенной семьи;

— проанализировать проблемы поколений в расширенной семье;

— проанализировать эмпирическое исследование воспитания в расширенной семье.

Были использованы следующие методы эмпирического исследования: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ); методика «Родителей оценивают дети» (РОД), методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР).

Результаты исследования подвергались качественной и количественной обработке с помощью стандартизированного компьютеризированного пакета программ SPSS 11.5.

Выборку составили 50 человек: школьники, обучающиеся в старших классах школы-гимназии №15 г. Москвы (средний возраст 16 лет), их родители и прародители.

1. Расширенная семья, как социально-психологический феномен

1.1. Современные подходы к изучению семьи

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности ученых в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. Человеку свойственно видеть себя в лучшем свете, чем он есть на самом деле, поэтому семья никогда не «открывается» полностью, впускает в свой мир других людей настолько, насколько это дает более или менее положительное представление о ней. Следует учесть уникальность и неповторимость каждой семьи. Различие образовательного, общекультурного уровня, идеалов, нравственно-псхилогических установок, жизненного опыта, умений организовать деятельность детей, типологические особенности родителей и других членов семьи — все это и многое другое, накладываясь друг на друга, создают неповторимую семейную атмосферу. Таким образом, ученые встречаются со многими трудности в изучении современной семьи, которые лимитируют получение достаточно объективных данных об особенностях домашнего воспитания.

11 стр., 5242 слов

Социальная работа в семьях разведенных родителей

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….С.3 1. СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВСЛЕДСТВИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ………………………………………...…………………С.4 2. ДЕТИ В СЕМЬЯХ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………...……………..С.7 3. ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ………………………………………С.10 3.1. Методы и технологии работы с детьми в ...

Может ли исследователь быть более настойчив в отношении семьи, чтобы собрать о ней интересующие его данные? Нет, потому что он должен помнить о допустимых границах «вторжения» в семью. У этих границ есть законодательные критерии: соблюдение прав человека, неприкосновенность личной жизни семьи. Исходя из этого, определяются параметры исследуемого объекта (какой аспект домашнего воспитания может быть изучен), методы осуществления работы. [7]

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Изучение семьи, как и любого социального феномена, требует, во-первых, совокупности методов, во-вторых, эти методы должны быть адекватны существу изучаемого предмета и конкретному продукту, который прогнозируется исследователем. Так, при изучении семьи и домашнего воспитания весьма ограниченно используется педагогический эксперимент. Дело в том, что для эксперимента характерны разработка некой новой педагогической конструкции и проверка ее эффективности в воспитательном процессе. Представьте себе, что эксперимент организуется в рамках семьи. В течение достаточно долгого времени нарушается естественный ход ее жизнедеятельности. Прибавьте к этому постоянный «глаз» экспериментатора, ведущего работу, неизбежную «прозрачность» жизни, поступков членов семьи, необходимость все время контролировать себя, что нанесет вред самочувствию испытуемых. Поэтому в исследованиях, посвященных обсуждаемой проблеме, ученые активно привлекают родителей к экспериментальной работе, которая ведется в детском саду и нуждается в продолжении, подкреплении в условиях семьи. Таким образом построены, например, исследования Е.П.Арнаутовой, Т.М.Бариновой, В. И. Безлюдной, Г.Н.Гришиной, Н.А.Стародубовой.

26 стр., 12751 слов

Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с различными стилями семейного воспитания

... .Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся ... межличностных отношениях и особенностях взаимодействия членов семьи, в возникающем преобладании определенных стилей семейного воспитания. Зачастую родителям в воспитании детей легче и проще ограничиваться указаниями ...

1.2. Структура и типы семьи.

Структура семьи — это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. В понятие «структура семьи» входят: 1) состав семьи; 2) системы разных уровней (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные подсистемы) (Minuchin, 1974; Lange, Van der Hart, 1980); 3) основные параметры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи); 4) характер структурных проблем (межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, тип несбалансированности семейной структуры) (Gehring, 1993; Olson, 1993).

Анализ семейной структуры позволяет понять, как семья реализует свои функции: кто осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между близкими права и обязанности. С точки зрения структуры можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного человека, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. [3]

Структуру семьи можно представить топографически — как квазипространственный срез семейной жизни (Холмогорова, 2002).

Основными характеристиками, которые позволяют ее описать, являются понятия «связь» и «иерархия». Связь (kohasion) — это психологическое расстояние между членами семьи. Если оно очень близкое (симбиоз) или, напротив, очень большое (разобщенность) — это может привести к семейной дисфункции.

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

• «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

• «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз — супружеская пара и их дети плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

6 стр., 2515 слов

Исследование семей с тремя поколениями психически больных

Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1995, №2, стр. 66-73 OCR и вычитка: Некрасов В.А. E. Пегашова, Ю.Л. Нуллер Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, Санкт-Петербург ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙ С ТРЕМЯ ПОКОЛЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ Многочисленные исследования, имевшие цель установить тип наследственной передачи отдельных психических заболеваний, не привели к ...

• «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

• «семья родителя-одиночки» является семьей с одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви, 1993).

Выделяют по составу (Антонов, Медков, 1996):

• нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец — муж, мать — жена, сын — брат или дочь — сестра);

• расширенной семьей называют семью, основанную на кровном родстве и состоящую из нескольких нуклеарных семей, по крайней мере в трех поколениях;

• когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния) или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной, нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов, Медков, 1996).

Была разработана следующая классификация семей (Личко, 1979):

1. Структурный состав:

• полная семья (есть мать и отец);

• неполная семья (есть только мать или отец);

• искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности:

• гармоничная семья;

• дисгармоничная семья.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов, Медков, 1996) разделяют на:

• партриархальные семьи, где главой «семейного государства» является отец;

• матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

• эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.[18]

Еще один вариант классификации структуры семьи предложен в работе Минухина, Фишмана (1999).

8 стр., 3840 слов

Современные подходы к психолого-педагогической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии

... семей; рост числа детей, рожденных вне брака; снижение материального и морального благополучия семей; снижение воспитательного потенциала современной семьи; ухудшение репродуктивного здоровья молодого поколения; ... матери, полное самоотречение, переключение ее внимания на больного ребенка формируют у отца непроходящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние. Если взаимоотношения ...

«Па-де-де» — это семья, состоящая из двух человек.

Семьи, состоящие из нескольких поколений. Расширенная семья, которая состоит из различных поколений, живущих вместе, — наиболее распространенный во всем мире тип семьи. Расширенная семья создает возможность разделения функций между несколькими поколениями. Организация взаимной поддержки и сотрудничества в повседневных заботах может отличаться большой гибкостью, свойственной таким семьям, и часто высоким совершенством. Этот тип организации требует для себя такого контекста, в котором семья и внесемейная среда постоянны и гармоничны. Как и любая форма семьи, расширенная семья нуждается в социальном контексте, который ее дополняет.

Семья с делегированием обязанностей. При наличии в доме многочисленных детей обычно на одного или, возможно, на нескольких старших детей возлагаются родительские обязанности. Эти дети-родители берут на себя функции выращивания остальных детей в качестве представителей родителей. Такое внутреннее устройство семьи эффективно, пока обязанности ребенка-родителя четко определены взрослыми родителями и не выходят за пределы его возможностей с учетом степени его развития. Когда на ребенка-родителя возлагается непосильная для него ответственность или когда он не наделен властью, достаточной для выполнения своих функций, он может стать носителем симптома.

Семья-«аккордеон». В некоторых семьях один из родителей подолгу отсутствует. Классический пример — семьи военнослужащих. Когда один из супругов уезжает, остающийся вынужден брать на себя дополнительные воспитательные, управляющие и руководящие функции, иначе дети окажутся лишены важных компонентов семейной жизни. На какое-то время родительские функции сосредотачиваются в руках одного человека, и семья приобретает форму неполной — семьи с одним родителем. Появление добавочных функций у супруга, остающегося дома, наносит ущерб сотрудничеству между супругами. Дети могут еще больше усиливать разобщение родителей, что нередко приводит даже к закреплению ролей «хорошего отца и плохой, бросившей семью матери»; при такой организации семьи возникает тенденция к отторжению родителя, оказавшегося на периферии.

Бродячие семьи. Некоторые семьи постоянно переезжают с места на место — например, те же семьи военнослужащих, когда мужа переводят по службе. В других семьях «бродячим» оказывается их состав. Это чаще всего случается тогда, когда родитель-одиночка вступает в многочисленные, следующие одна за другой любовные связи. Отец может часто менять любовниц, каждая из которых на время становится супругой и родительницей.

19 стр., 9224 слов

Методики социальной работы с семьей ребенка с особенностями психофизического развития

5 Методики социальной работы с семьей ребенка с особенностями психофизического развития Введение социальный педагог ребенок В современных условиях перестройки экономики и общественного сознания, когда на здоровье и развитие детей и их семей воздействуют многие неблагоприятные факторы, приоритетной задачей межведомственного уровня становится социально-медико-психолого-педагогическая защита, помощь ...

Опекунские семьи. Ребенок, взятый на воспитание, — по определению временный член семьи. Потенциальная проблема такой формы семьи состоит в том, что иногда она организуется как настоящая семья. Ребенок включается в семейную систему. Если после этого у него появляются симптомы, они могут быть результатом стрессов внутри семейного организма.

Семьи с приемными родителями. Когда в семью входит приемный родитель, он должен пройти процесс интеграции, что не всегда проходит успешно. Он может не полностью влиться в новую семью по своим внутренним соображениям, или же в этом ему мешает прежняя семья. Дети могут ужесточить свои требования к родному родителю, обостряя стоящую перед ним проблему раздвоенности. В тех случаях, когда до нового брака родителя дети жили отдельно от него, они вынуждены приспосабливаться и к собственному родителю, и к приемному.

Семь……..

1. Абалакина М. А., Агеев В. С. Анатомия взаимопонимании / М. А. Абалакина, В. С. Агеев. М. Знание , 1990. — 64с.

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2000. — 672с.

3. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений / В. С. Агеев. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 144 с.

4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А.Адлер; пер. с англ. А. А. Валеева, Р. А. Валеевой. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 448с.

5. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник / А. Г. Асмолов М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367с.

6. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн: пер. с англ.-СПб., 1992.-224с.

7. Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? / В. А. Бобахо, С. И. Левикова // Общественные науки и современность. 1996. — № 3. — С.56 -65.

8. Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии / Е. Ю. Боброва. -СПб., 1997.-236с.

9. Богатырева М. X. Межпоколенная передача семейной истории: дефекты передачи / М. X. Богатырева // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. -2009. № Ю9. — С. 164 — 170.

10. Бодалев А. А. Об управлении развитием отношений / А. А. Бодалев // Мир психологии. 1996. — № 2. — С. 7 — 8.

11. Глотов М. Б. Поколение как категория социологии/ М. Б. Глотов // Социологические исследования. 2004. — № 10. — С. 42 — 49.

12. Докучаева С. О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении/ С. О. Докучаева // Психологическая наука и образование. 2004. — № 3. — С. 41 — 55.

13. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. СПб., 2006. -176с.

14. Дубин Б. В. Старшие и младшие: три поколения на переходе / Б. В. Дубин // Дружба народов. 1994. — № 2. — С. 159 — 170.

15. Курганов С. Ю. Тайна возраста / С. Ю. Курганов // Журнал практического психолога. 1999. — № 2. — С. 58 — 65.

16. Обозов Н. Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. JL, 1979. — 149с.

17. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л. Ф. Обухова, О. А Шаграева. М., 1999. — 168с.

18. Рахманина И. Н. Влияние межличностных отношений в семье на социально-психологическую адаптацию личности подростка: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Рахманина И. Н. Астрахань, 2006. — 184с.

19. Трофимова Т. А. Проблема взаимоотношения поколений (теоретический аспект) / Т. А. Трофимова // Диалог поколений: тез. докл. науч,- практ. конф., посвящ. Междунар. году пожилых людей. Тюмень, 2000. — С. 84.

20. Шутценбергер А. А. Синдром предков / А. А. Шутценбергер. М., 2001.-240с.

21. article/232146/rasshirennaya-semya—eto-nuklearnaya-i-rasshirennaya-semya