особенности проявления эмоциональной сферы учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

1.1.Эмоциональня сфера, как объект изучения психологии ……..………….5

1.2. Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе 11

1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью …..17

1.4. Особенности проявления эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью 23

1.5. Психокоррекционные условия развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью……………………………….. 30

Заключение…………………………………………………………..36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..40

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время эмоциональную сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, Л. В. Занков — 1935, И. М. Соловьев — 1940, Г. М. Дульнев — 1940, М. М. Нудельман — 1940, Б. И. Пинский — 1954, Х. С. Замской — 1954, В. Г. Петрова — 1957,

Общепринятой считается в отечественной психологии и дефектологии теория С.Л. Выготского, в соответствии с которой умственная отсталость рассматривается как общий дефект, охватывающий всю психику в целом.

Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Целенаправленное изучение эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка дало возможность установить, что основными причинами расстройства поведения, является болезненное переживание у детей чувства собственно неполноценности, нередко осложняемая инфантилизмом, неблагоприятной средой и другими обстоятельствами.

По мнению Л. С. Выготского, природу умственной отсталости следует объяснить из взаимосвязи и соотношений интеллектуальной и эмоциональной стороны. Таким образом, вопрос изучения развития эмоциональной сферы у умственно отсталых детей, обучающихся в условиях коррекционной школы нам представляется важным и актуальным при применении психокоррекционной развивающей программы.

Эмоциональная сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся с умственной отсталостью в школе и вне ее. Важная роль эмоций в жизни человека в процессе освоения ребенком социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной проблеме, а также недостаточная разработанность отдельных ее аспектов определяет актуальность работы.

4 стр., 1717 слов

Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным и аномальным развитием

... рассогласования в эмоциональной сфере детей с умственной отсталостью мы предположили, что у детей с умственной отсталостью уровень личностной тревожности ниже, чем у детей с умственной отсталостью уровень ... вывод об очевидном рассогласовании структуры эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью. Так, во-первых, у детей с умственной отсталостью показатели личностной тревожности значимо ниже ...

Цель курсовой работы — выявить особенности состояния эмоциональной сферы учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Объектом исследования является эмоциональная сфера умственно отсталых учащихся 4 класса.

Предмет исследования — особенности проявления эмоциональной сферы учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать проблему развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей в психолого — педагогической литературе.

2. Выявить особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников.

3. Выявить психокоррекционные условия, способствующие эмоциональному развитию умственно отсталых младших школьников.

Структура работы. Работа состоит из введения, 1 главы, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

1.1.Эмоциональня сфера, как объект изучения психологии

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. [20]

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. [20]

-Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами на­зывают интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Эта эмоциональная реакция полностью захва­тывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. [20]

-Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. [20]

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... , владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно ... нормам. Волевые качества личности могут быть как положительными, так и отрицательными. Одни качества отражают в основном побудительную функцию воли, стимулирующую человека ...

— Помимо удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях возникает ощу­щение какого-либо напряжения, с одной стороны, разрешения или облегчения — с другой. В критические моменты деятельности, в ответственные минуты приня­тия решения, при преодолении затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо важное, что затрагивает нас, мы испытываем напряжение. Очень часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повы­шенным вниманием к объекту деятельности, своеобразным приливом умственных и физических сил, жаждой действий, особым волнением, охватывающим нас. [20]

Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный харак­тер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. В частности, принято выделять следующие эмоции:[1]

— Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможно­стью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.[1]

-Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицатель­ного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.[1]

-Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получен­ной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удов­летворения важнейших жизненных потребностей.[1]

-Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, проте­кающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта по­требности.[1]

-Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объек­тами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которы­ми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эсте­тическими принципами и установками субъекта.[1]

3 стр., 1331 слов

— особенности регуляции состояний (эмоциональных, волевых)

ЛЕКЦИЯ 10 Общая характеристика физических способностей Вопросы: 1.Понятие о способностях, основные формы их проявления и классификация 2.Основные закономерности развития физических способностей 3.Методы контроля уровня развития физических способностей, требования к тестам Литература: 1.Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под. ред. Ю.Ф.Курамшина, В.И.Попова; ...

-Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных пози­ций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и пове­дением объекта чувства.[1]

-Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при полу­чении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.[1]

-Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружаю­щих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем об­лике.[1]

-Чувства — это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмо­ций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориен­тировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избыт­ке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осо­знаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей сте­пени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой.[1]

В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на: нрав­ственные, эстетические, интеллектуальные.[13]

-Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людь­ми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что чело­веком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в кото­ром он живет.[13]

-Морально-политические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным обще­ственным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действен­ный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине и др.[13]

— Интеллектуальные чувства. Интеллектуаль­ными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интел­лектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспеш­ность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний.[13]

4 стр., 1735 слов

Конструктивная открытость: способы управления чувствами и эмоциями

Михаил Алексеевич Василик, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде. Эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми в ...

-Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение челове­ка к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.[13]

К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмо­циональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или пред­мета.[23]

Другую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение — самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интен­сивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным. [23]

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его лю­дям. Причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окру­жающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди. [23]

Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повы­шенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выраженное склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Поэтому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности.[23]

11 стр., 5219 слов

Психология ребенка в изображении А.П. Чехова

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ» Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций Кафедра русской литературы КУРСОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЖЕНИИ А.П. ЧЕХОВА Антоновой Марии Геннадьевны Научный руководитель: д ...

Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь разви­тия — от внешних социально детерминированных форм к внутренним психиче­ским процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.[24]

Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органически­ми потребностями ребенка. Сюда относятся проявления удовольствия и неудо­вольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т. п. У детей также очень рано появляются сочувствие и сострадание. [24]

Положительные эмоции у ребенка развиваются посте­пенно через игру и исследовательское поведение. Первоначально у малыша возникает удо­вольствие в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удо­вольствия принадлежит поощряющая роль. Вторая ступень — функциональная. Играющему ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам про­цесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени, у детей постарше, появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в пере­живании ребенка.[24]

Другой характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте явля­ется их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей в этом возра­сте возникают внезапно, протекают бурно, но столь же быстро и исчезают. Развитие отрицательных эмоций в значительной мере обусловлено неустойчи­востью эмоциональной сферы детей и тесно связано с фрустрацией. Фрустрация — это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Фрустрация может быть разрешена по-разному в зависимости от того, преодоле­но ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель.[24]

Изучение проблемы возникновения……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Общая психология. Под ред. В.В. Богословского. М., 1970.С-256

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. — М.: Педагогика, 1990.С-45

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

4. Вежновец И. Программа развитие эмоциональной сферы / И. Вежновец \\ Школьный психолог 2005. — №17. — С.28-32.

2 стр., 735 слов

Психология ребенка из неблагополучной семьи

Психология ребенка из неблагополучной семьиЧасто абонентами по проблемам неблагополучнойсемьи являются не только дети, но и взрослые, хотя для детей более естественнообсуждать эти проблемы со своими сверстниками по подростковому телефонудоверия.Дисгармонические семьи, характеризующиесяопределенными взаимоотношениями между собой и подходами в проблемах воспитания,могут быть классифицированы, как 1. ...

5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. — М.: Изд-во МГУ, 1976 С-87

6. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология. — М.: Ось-89, 2007

7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С-287

8. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987.

9. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2006.

10. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая: Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью: Из опыта работы. — М., 2002. С-245

11. Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности / Н. Ежова \\ 2003-. №1. — С. 20.

12. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2000.

13. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2001. С-29

14. Ковалев, А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев; — Просвещение, 1995.

15. Коломинский Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — Минск, 1997. С-178

16. Крайг, Г. Психология развития./ Г.Крайг : перевод с английского; — Питер, 2001. С-38

17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) Учебное пособие. -5-е изд. / И.Ю. Кулагина — М.: Изд-во УРАО, 1999.

18. Лаврентьева Т.В. Психолог в детском дошкольном учреждении . Методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В. Лаврентьевой. — М.: Новая школа, 1996. С-45

19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

20. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2001. (Серия «Учебник нового века»).С-372

21. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2002. С-123

22. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. С-234

23. Немов Р.С. Психология: Общие основы психологии. М., 1994. С-356

24. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. М., 1986. С-370

25. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./ Ф. Райс; — 8-е издание. — СПб.: Питер, 2000. С-56

26. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов. — Практикум по психодиагностике. / А.А. Реан;

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С-35

28. . Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. М., 1979

29. Степанова Г. Эмоциональное состояние ребенка — дошкольника и их педагогическое оценка в условиях детского сада [Текст] / Г. Степанова \\ Дошкольная педагогика. — 1998. — №5. — С.34

30. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003