Особенности опосредованной и непосредственной памяти у подростков

Содержание

Введение 3

Глава 1. Проблемы изучения памяти в зарубежной и отечественной психологии

1.1. Память как предмет исследования общей психологии 6

1.2. Виды памяти и их особенности 14

Глава 2. Особенности развития процессов памяти в подростковом возрасте

2.1. Характеристика развития познавательных процессов подростков 20

2.2. Особенности развития памяти в подростковый период 25

Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи школьной успешности и мотивации учебной деятельности

3.1 Организация и проведение исследования 29

3.2 Анализ результатов исследования 35

Заключение 40

Литература 42

Приложения 45

Введение

Актуальность темы: Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются познавательные процессы. Сами познавательные процессы являются важным фундаментом в обучении ребенка не только в дошкольном и младшем школьном возрасте, но и в подростковый период. Как регулятор учебной деятельности процессы памяти пронизывают все психологические процессы обучаемого ребенка-подростка и оказывают воздействие на всю гамму мыслительных актов. От степени развития объема памяти, ее процессов запоминания и воспроизведения, различных видов, во многом зависит то, сможет ли ребенок справиться с более сложной, чем в начальной школе, программой обучения, насколько он готов к освоению большого количества новой информации.

Разработанность проблемы: в связи с тем, что в подростковом возрасте проблемы развития познавательной сферы (кроме мышления) практически заканчивают свое формирование в научной литературе данному аспекту уделяется не много внимания. Тем не менее многие отечественные ученые в своих работах коротко упоминают об основных достижениях в развитии памяти. Так, например, И.С. Кон и В.С. Мухина указывают об увеличении объема памяти и доступности запоминания абстрактного материала; комплексные вопросы развития памяти в онтогенезе описаны в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии. Специальные же исследования процесса онтогенетического развития непосредственного и опосредованного запоминания у детей проводились только А.Н. Леонтьевым. Таким образом, недостаточность исследования данного вопроса применительно к подростковому периоду развития человка определеяет научную значимость данной работы.

13 стр., 6065 слов

Изучение процессов запоминания

... свойств памяти. Изучение процесса запоминания и применение  его свойств на практике позволяет глубже понять психологию памяти человека. Поэтому тема запоминания является очень актуальной при изучении психологии памяти.   ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ ...

Цель исследования: выявление особенностей опосредованной и непосредственной памяти у подростков.

Объект исследования: познавательные процессы у подростков.

Предметом нашего исследования выступают характеристики опосредованной и непосредственной памяти подростка.

Независимая переменная: успеваемость подростков в учебной деятельности.

Зависимая переменная: особенности опосредованной и непосредственной памяти у подростков.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем развития опосредованной и непосредственной памятью подростка и школьной успеваемостью: чем выше уровень развития опосредованной памяти, тем лучше успеваемость в учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие «память» и рассмотреть его виды.

2. Изучить основные теории памяти в научной отечественной и зарубежной психологии.

3. Вывить основные тенденции развития познавательной сферы ребенка в подростковом возрасте.

4. Рассмотреть особенности развития памяти у подростков.

5. Экспериментально изучить особенности влияния опосредованной и непосредственной памяти на школьную успеваемость ребенка.

Методики исследования:

1. Методики исследования опосредованного запоминания

Цель исследования: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.

Методика 1.

Применяется: зависимая переменная.

Цель: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.

Методика 2

Применяется: зависимая переменная.

Цель: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.

2. Методики, направленные на сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий

Цель исследования: установить роль системы вспомогательных пиктографических знаков в расширении объема памяти.

Методика 3.

Применяется: зависимая переменная.

Цель: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия классическим методом удержания членов ряда.

Методика 4.

Применяется: зависимая переменная.

Цель: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия при удержании членов ряда методом пиктограмм.

3. Метод контент-анализа.

Применяется: независимая переменная.

Цель: определение уровня школьной успеваемости подростков.

Глава 1. Проблемы изучения памяти в зарубежной и отечественной психологии

1.1. Память как предмет исследования общей психологии

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти [21, c.247-248].

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... •Компоненты научного аппарата психолого-педагогическогоисследования: тема, актуальность, противоречия, проблема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки ...

Память включает ряд процессов: запечатление (запоминание), сохранение, забывание, восстановление (воспроизведение) информации. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею.

Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении.

Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому; здесь в воспроизведении отчетливо выступает двойной аспект знания и переживания, в специфическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний. То, что воспроизводится, может всплывать, непроизвольно вспоминаясь; оно может активно припоминаться….

Заключение

Подводя итоги анализу проблемы особенностей опосредованной и непосредственной памяти у подростков, мы можем сделать следующие выводы.

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.

Непосредственная память — это память, связанная с включением процессов памяти при прямом, непосредственном воздействии того, что запоминается или припоминается, на органы чувств человека. Запоминание или извлечение материала из такой памяти не предполагает использование каких-либо дополнительных, мнемотехнических средств (кроме, естественно, ассоциаций — связей между элементами запоминаемого или хранящегося в памяти человека материала).

Опосредствованная память — это память, предполагающая использование разнообразных мнемотехнических средств для управления всеми процессами памяти. Она доминирует у взрослых людей и связана с сознательным или бессознательным использованием таких средств для запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и даже забывания информации.

В подростковом возрасте увеличивается уровень развития и влияния опосредованной памяти на обучение и воспитание ребенка.

Как показало, проведенное нами эмпирическое исследование, на уровень школьной успеваемости оказывает влияние уровень развития опосредованной памяти у подростка. Тестирование различных компонентов непосредственной и опосредованной памяти у детей показало, что уровень опосредованной памяти в подростковом возрасте развит еще не очень сильно. Около 4-5 человек (26,6% — 33,4%ребят) в целом не смогли успешно справиться с тестовыми заданиями.

При этом корреляционный анализ по методу Пирсона показал, что, чем ниже уровень развития опосредованной памяти, тем ниже уровень школьной успеваемости этих детей.

Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что существует взаимосвязь между уровнем развития опосредованной и непосредственной памятью подростка и школьной успеваемостью: чем выше уровень развития опосредованной памяти, тем лучше успеваемость в учебной деятельности.

16 стр., 7964 слов

Опосредованная память и ее развитие

... типы и процессы памяти; - уделить внимание развитию памяти в онтогенезе; - проанализировать методики исследования памяти и различных видов запоминания; - исследовать механическое, логическое, непосредственное и опосредованное запоминание; - выявить ... им­плицитную и эксплицитную память, также называемую осознаваемой и неосознавае­мой, или активной и пассивной. В отечественной психологии с 1960-х гг. ...

В заключении следует отметить, что коррекция уровня развития опосредованной памяти подростков будет оказывать благоприятное воздействие на общие успехи школьника в учебной деятельности.

Литература

1. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. — М.: ВЛАДОС, 2005.

2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2000.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

4. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: Академия, 1996.

5. Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека. — М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте// Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: Просвещение, 2002.

7. Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы.— М.: Ось-89, 1998.

8. Детская практическая психология. / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000.

9. Ермолаева М. В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2002.

11. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М.; Воронеж 1996.

12. Истомина 3. М. Развитие памяти. — М.: Айрис-Пресс, 1998.

13. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М.: Академия, 2002.

14. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие).

– М.: Педагогика, 1999.

15. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Педагогика, 1999.

16. Лезер Ф. Тренировка памяти. — М.: ВЛАДОС, 2004.

17. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания// Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: Просвещение, 2002.

18. Лурия А. Р. Внимание и память. — М.: ИПП, 2005.

19. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемони-ста. – М.: Роспедагентство, 1998.

20. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. — М..: Просвещение, 2006.

21. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2003.

22. Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — СПб.: Союз, 1997.

23. МухинаВ. С. Психология детства и отрочества. — М.: ИПП, 1998.

24. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

25. Норман Д. А. Память и научение. — М.: Айрис-Пресс, 2005.

26. Петровский А.В. Общая психология, М.:Академия, 1995.

27. Практикум по общей психологии/ Под ред. Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов. – М.: ИКА «Москва», 2004.

28. Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2000.

29. Психология подростка. Хрестоматия. / Сост. Ю.И. Фролов. — М.: Роспедагентство, 1997.

30. Рогов А. Настольная книга психолога в образовании – М.: Академия, 1995.

31. Роговин М. С. Проблемы теории памяти. — М.: Просвещение, 2007.

32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПитерКОМ, 1999.

33. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М.: ВЛАДОС, 2006.

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ства, патопсихологию В связи ... прогресса особое внимание психологов привлекают проблемы психологии труда и социальной психологии Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их ...

34. Сорокун П.А. Основы психологии. — Псков: ПГПУ, 2005.

35. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

36. Узнадзе Д. Н. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.

37. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. Исследование механизмов — М.: Вершина, 1998.

38. Хоффман И. Активная память. — М.: Айрис-Пресс, 2006.

39. Черемошкина Л.В. Психология памяти. — М.: Академия, 2002.

40. ЭльконинД. Б. Некоторые аспекты психического развития в под-ростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. — М.: Роспедагентство, 1997. — С. 313—320.