ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы изучения мышления у детей с ОНР III уровень.

1.1. Сущность мышления, как психологического процесса ………..6

1.2. Особенности развитие мышления детей в онтогенезе ………….8

1.3. Особенности развития невербального мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи …………14

Выводы по I главе …………………………………………………………22

Глава II. Экспериментальное изучение невербальных форм мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

2.1. Организация и методика проведения эксперимента …………….23

2.2. Анализ и результаты исследования ……………………………….30

Выводы по II главе …………………………………………………………43

Заключение ………………………………………………………………….44

Литература …………………………………………………………………47

Приложение

Введение.

Актуальность исследования. Исследование мышления открывает большие возможности для развития способностей и возможностей человека, так как на практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определят уровень их развития. С помощью знаний о структуре мышления, его функциях, критериях его развития было разработано множество психологических тестов вопросников, теоретических подходов к диагностике практического мышления.

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.).

Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков и др.).

5 стр., 2480 слов

Этапы коррекционной работы по преодолению нарушений письма и чтения у детей с элементами общего недоразвития речи

Реферат по теме: Этапы коррекционной работы по преодолению нарушений письма и чтения у детей с элементами общего недоразвития речи В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения ...

Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Наглядно-образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления. В современных программах обучения и воспитания дошкольников с ОНР в условиях специального детского сада указывается, что, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1993).

Объект исследования: мышление старших дошкольников с ОНР III уровень.

Предмет исследования: особенности невербального мышления у старших дошкольников с ОНР III уровень.

Гипотеза исследования: у детей с нарушениями речи наблюдается не сформированость особенностей невербального мышления.

Цель исследования: изучить невербальное мышление у детей с ОНР III уровень.

Задачи исследования:

— раскрыть сущность невербального мышления;

— изучить невербальное мышление у детей с нормой и у детей с ОНР III уровень;

— изучить и отобрать методики исследования невербального мышления у детей с ОНР III уровень;

— организовать и провести эксперимента по исследованию невербального мышления;

— проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Теоретико-методологические основы исследования: особенности мышления при речевых нарушениях (Власенко И. Т.), общие и специфические закономерности развития детей с нормой и детей с нарушениями речи (Л. С. Выготский), положения о соотношении мышления и речи (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Соколов); положения о наглядно-образном мышлении как процессе, возникающем и развивающемся во взаимодействии определенных линий психического развития — развития предметных действий, действий замещения, подражания (Н. Н. Подъяков)

3 стр., 1354 слов

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Туманова, Филичева, Чиркина Характеристика детей с I уровнем развития речи Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для ...

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, диагностический метод, количественный и качественный анализ.

Теоретическая значимость: проанализированы ведущие понятия мышление, невербальное мышление, речь, развитие мышления у детей с ОНР III уровень.

Практическая значимость: результаты могут быть полезны логопедам, педагогам и другим специалистам, работающим с детьми с ОНР.

Экспериментальная база исследования: старшая группа муниципального автономного дошкольного учреждения детский сад № 51, общеразвивающего вида г. Уфа

Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, 9 таблиц и одной диаграммы, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I. Теоретические основы изучения мышления у детей с ОНР III уровень.

1.1 Сущность мышления, как психологического процесса

Понятием «мышление» обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Этот факт обусловливает социальную и личностную значимость мышления для человека.

С.Л. Рубинштейн определяет мышление, как «движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление — это опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений — и обобщенное познание объективной реальности. Переходя от случайных к существенным общим связям, мышление раскрывает закономерности или законы действительности».

11 стр., 5019 слов

Развитие мышления у ребенка

... процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.О мышлении ребенка можно ...

Мышление — это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта (содержания ощущений, восприятия, представлений).

Результаты мыслительного процесса всегда претендуют на истинность. Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решения.

В.П. Зинченко определяет мышление , как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. В мышлении наиболее полно и адекватно выражено рациональное познание. Однако любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, то есть с ощущениями, восприятиями и представлениями, через которые мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как генезис развития; характер решаемых задач; степень развернутости; степени новизны и оригинальности; средства мышления; функции мышления и т.д.

По средствам различают мышление невербальное (наглядное) и вербальное. Наглядное мышление — мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

Ю.С. Маслов определяет невербальное мышление следующим образом «невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Невербальное мышление представлено в той или иной степени уже у некоторых животных, и именно это обеспечивает животному правильную ориентировку в ситуации и принятие целесообразного решения. Высокоразвитые формы невербального мышления (в сочетании с мышлением вербальным) находим у человека. Так, невербальной является мыслительная деятельность при решении творческих задач технического характера (например, связанных с пространственной координацией и движением частей механизма).

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — вид невербального мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это наиболее элементарный вид мышления, являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

Наглядно-образное мышление — вид невербального мышления, опирающийся на представления и образы. При наглядно-образном мышлении мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Словесно-логическое мышление — вид вербального мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид вербального мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в онтогенезе.

1.2 Особенности развития мышления детей в онтогенезе

Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А.А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, примерно на четвертом-пятом месяце жизни появляются движения рук, направленные к предмету (ощупывание предмета).

В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет. Как отмечает В.С. Мухина, значение этого момента для дальнейшего интеллектуального развития велико: хватание — первое целенаправленное действие ребенка, которое является обязательным условием для развития предметного мышления. В 6-7 месяцев ребенок размахивает схваченными игрушками, бросает и подбирает их, перекладывает из одной руки в другую. В 9-10 месяцев он начинает правильно использовать предметы по их назначению: из чашки будет пить, машинку будет катать, а куклу укачивать. Все эти действия ребенок выполняет по подражанию взрослому. У него все чаще появляется желание узнать, «что можно делать с этим предметом». Это и есть начало развития наглядно-практического (наглядно-действенного) мышления.

11 стр., 5330 слов

Совершенствование работы по интеллектуально–познавательному развитию детей через использование развивающих игровых технологий

... , стимулируют развитие наглядно-образного мышления. С учетом тесной связи развития мышления и речи мы планируем по результатам такой работы получить возрастание показателей речевого развития детей. Цель ... связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления [13]. Вопросами изучения и формирования мышления у детей занимались многие ...

Мышление годовалого и двухлетнего ребенка занято лишь тем, что рядом, что можно потрогать, пощупать, попробовать на вкус. Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами предметной деятельности и учится действовать с предметами опосредованно, то есть с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать и т.д.).

Таким образом, развитие мышления в возрасте двух лет происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер.

Но уже в это время, незаметно и постепенно, в мышлении ребенка готовится «великий переворот»: деятельность ребенка создает условия для перехода к понятийному, речевому мышлению. У ребенка формируются средства, с помощью которых он может называть, обозначать, а значит, воображать и представлять явления и их связи. То есть в процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы: ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирает песочек, снег, ведром — воду).

Таким образом, ребенок приспосабливается к свойствам предмета.

На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка. В этом возрасте имеют место многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает. Как отмечает А.Г. Спиркин, если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?», он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи.

4 стр., 1510 слов

Психология трейдинга в притчах и поговорках — Саймон Вайн

1 PC5/E:LenaMirkin.ruwork'sfilesart-psyh4-rf.doc Психология трейдинга в притчах и поговорках (10/2002) Саймон Вайн, управляющий директор, начальник управления ценных бумаг с фиксированной доходностью, начальник управлениявалютно-финансовыхопераций,Альфа-банк Однажды раввин нес с базара птицу. Он уже подходил к дому, как вдруг птица встрепенулась и … заговорила: «Не волнуйся, — сказала она, — я ...

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра, которая имеет сюжет. Ребенок уже не просто может копировать взрослого (как это было на предыдущей возрастной стадии), а исполнять определенную роль, то есть перевоплощаться, с……..

Литература

1. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. — М.: УМК «Психология», 2003. — С. 11-17.

2.Белякова Л.И., Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф., Фигередо З.З. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормальной речью // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991. — С. 72-88.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — С. 223-274.

4. Гагина А. Структура речевого дефекта при общем недоразвитии речи // Вестник института психологии и педагогики: Выпуск 3 / Под общей ред. С.А. Репина — Челябинск: Из-во Урал ЛТД, 2004. — C. 16-24.

5. Глухов В.П. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР).

Демонстрационный материал и методика. М., 2003.

6. Диагностическое обследование детей дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — С. 5-48.

7. Зенков Г.С. Сапожникова И.А. Введение в языкознание — Белгород: ИИМОП КГНУ, 1998. — С. 113.

8. Зинченко В.П. Мысль и слово: подходы Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета // Психологическая наука и образование. — 2003. — №4. — С. 17-21.

9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1988. — С. 41-89.

10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей с ОНР. Некоторые методы и приемы. — М.: Гном, 2007. — 48 с.

11. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — СПб.: Союз, 1999. — 160с.

12. Левина Р.Е. К построению педагогической классификации аномалий речевого развития: Седьмая научная сессия по дефектологии. М., 1975.

13. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка < index.php/view/book/?item=514&cat=1&full=yes>. — М.: Издательство Академии пед. наук. РСФСР. — С. 9-27.

14.Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебник для филологических специальностей вузов. — М.: Высшая школа, 1987. — С. 97-101.

15. Мухина В.С. Возрастная психология. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 456 с.

16.Организация коррекционно-логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. / Авт.-составители А.Ф. Леонова, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, А.И. Данилкович. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. — М.: РУДН, 2007. — 87 с.

17. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Диагностика системного мышления детей 6 — 9 лет // Психологическая наука и образование. 1996. №2.

18. Проневская О.Н., Ляшко Е.Н. Стимуляция речевого развития // Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. 25-28 сентября 2001 г. — М.: РОСИНЭКС. — 2001. — С. 327-328.

19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М.: Академия, 2001. — С. 116.

20. Психология личности. В 2-х т.т. Т. 1 / Под ред. Д.Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ-М, 2004. — С. 41-46.

21. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1983 — с. 200-201.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 2003. — 384 c.

23. Руднев А.Г. Проблемы формы и содержания в языке. Л., 1959. — 312 с.

24. Сенкевич Л.В., Афанасьева О.О. Особенности развития личностной и познавательной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». — №3. — 2007. — С. 131-140. — М.: Изд-во МГОУ. — 400 с.

25. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление / [электронный ресурс] Режим доступа: < >.

26. Спиркин А.Г. Происхождение языка и его роль в формировании мышления. — М.: Просвещение, 1957. — 279 с.

27. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.-223 с.

28. Характеристика общего недоразвития речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968. — С. 53-125.

29. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974. — 315 с.

30. Экпериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 1966, Вып. I, II. С. 185-189.