1.Тематические основы исследования

ГБОУ СПО «Пермский краевой колледж «ОНИКС»

Практическая работа

по возрастной психологии

«Исследование уровня тревожности у детей»

Студента группы 7-ОИ

Специальность 050202

Мизёва Константина Ивановича

Пермь 2011

Содержание

Введение

  1. Теоретические основы исследования
  2. Организация исследования
  3. Обобщение результатов
  4. Анализ полученных данных
  5. Педагогические рекомендации
  6. Рекомендации учителю
  7. Заключение

Список литературы

Приложение

Введение.

Тревога — одно из самых тягостных переживаний. Каждому знакомо чувство неизвестно откуда надвигающей опасности. Ожидание надвигающей опасности сочетается с чувством неизвестности: человек не осознает, откуда она может грозить. В отличие от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника. Можно сказать, что тревога- «страх неизвестно чего».

Термин «тревога» или, точнее, «тревожность» используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Для этого есть множество различных мероприятий и тестов. По данной проблеме провели исследование. Цель проведения исследования заключалась в определении уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

Актуальность проведенной методики заключается в том, что во время работы с детьми к каждому ученику нужен индивидуальный подход, и во время обучения нужно учитывать все психолого-педагогические факторы. В конце исследования можно будет подвести итоги по классу группе и индивидуально ученику какой у них уровень тревожности. При определенном уровне тревожности нужно решить проблему, помочь родителям в воспитании детей, для полноценного развития ребенка.

4 стр., 1769 слов

Влияния стиля родительского воспитания на тревожность детей дошкольного возраста

... возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики. Объект исследования – тревожность детей дошкольного возраста. Предмет исследования – связь стилей родительского ... столетия известный психолог Кэттелл сформулировал концепцию о двух видах тревожности: ? тревоги как состояния ? тревожности как личностного свойства. (Радюк О. М. Родцевич О. ...

Особенности возраста, с которым проводилось данное исследование:

  • Возраст – младший школьный возраст;
  • Ведущая деятельность – учение, познание начал наук;
  • Новообразования – произвольность (умение управлять своим поведением, мыслями).

    Внутренний план действий. Рефлексия (анализ чувств, мыслей, поступков).

    Самоконтроль.

Исследования проводилось по тесту шкале явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.

Описание теста

Шкала была разработана американскими психологами A.Castaneda, В.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлор ( J.A.Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают». Тревожность является устойчивым состоянием.

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными).

Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает.

Психолог Е. Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

2.Организация исследования

Цель исследования: определение уровня тревожности.

Материал и оборудование: шкала явной тревожности CMAS, адаптированная А.М. Прихожан, бланк ответа, ручка.

Процедура исследования: исследование можно проводить с группой детей 8-12 лет (8-10 мальчиков и 8-10 девочек).

Исследование проводилось 13.11.2011 года в школе №93, с группой детей 2А класса во время классного часа. Время поведения 25 минут.

Полученные результаты обобщены и представлены в таблице.

3.Обобщение результатов.

Фамилия, имя

Результаты в баллах

Стены

Уровень тревожности

Цветовой показатель

мальчики

Акимов Максим

9

4

Нормальный

Артемов Павел

11

4

Нормальный

Дубов Ярослав

12

5

Нормальный

Голубцов Лев

15

6

Нормальный

Кузьминых Никита

3

2

Низкий

Микаев Никита

6

3

Нормальный

Палаошев Денис

19

7

Несколько повышенный

Рыбкин Сергей

31

10

Очень высокая

Шабалин Радион

8

4

Нормальный

Шевнин Александр

16

6

Нормальная

Чудиновских Феодор

11

4

Нормальная

Средний показатель

12

5

Нормальная

девочки

Бынова Вика

7

3

Нормальный

Вержбицкая София

30

9

Явно повышенная

Власовских Дарья

30

9

Явно повышенная

Голдобина Анна

12

5

Нормальный

Субботина Дарья

18

6

Нормальный

Сметанова Олеся

17

6

Нормальный

Тарасова Дарья

14

5

Нормальный

Харина Мария

16

6

Нормальный

Средний показатель

18

6

Нормальная

Средний показатель по классу

15

5

Нормальная

4.Анализ полученных данных.

Анализ поученных данных показывает что результат по классу хороший, у 75% учеников результат нормальный. Анализ по группе девочек показал результат, что у 75% девочек результат нормальный, и у 25% высокий уровень тревожности, низкого и повышенного результата не выявлено. Анализ по группе мальчиков показал, что у 73% мальчиков нормальный результат, 9% с высоким уровнем тревожности, 9% с повышенным, 9% с низким уровнем тревожности.

Поэтому были разработаны советы и рекомендации для учителей начальных классов при работе с тревожными детьми. Основное их содержание — создание позитивной рабочей атмосферы в классе, установка ребенка на успех, повышение самооценки школьников, уважение личности учащегося.

Анализ теоретических источников по проблеме и изучение особенностей младшего школьного возраста показали, что для младшего школьника характерна эмоциональность восприятия и поведения, а также, что под влиянием негативных эмоций у детей могут начать проявляться признаки тревожности — состояния человека, характеризующегося повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Возможные причины повышенной тревожности и особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста:

— среди причин появления тревожности можно отметить неправильное воспитание, неблагоприятную обстановку в семье, завышенные требования к ребенку, игнорирование его мнения, интересов и т. п.;

— тревожные дети характеризуются особой чувствительностью, склонностью к вредным привычкам, наличием страхов, зажатостью и т. д.

5.Педагогические рекомендации

Профилактика тревожности (Рекомендации родителям).

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»)

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

6. Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.

7. Полезно снизить количество замечаний.

8. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал.

9. Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка.

6..Рекомендации учителю.

— Педагог должен научиться быть требовательным, но снисходительным, веселым, но невысокомерным, не допускать криков гнева и лицемерия;

— Учителю нужно следить за своими действиями, замечаниями, чтобы ненароком не обидеть детей. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка. Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повод считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе;

— учитель должен учитывать не только особенности класса, но и каждого отдельного ребенка, используя личностно-ориентированный подход воспитании. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой;

— Необходимо проявлять интерес к жизни каждого ребенка;

— Необходимо научиться слушать детей;

— В отношениях с детьми учителю всегда стоит различать дело и личность;

— Целесообразно обращаться к детям за помощью в подготовке урока;

— Нужно проявлять свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача; повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получится»).

При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон;

— Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления;

— Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Поэтому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

Заключение

В целом проведенное исследование показало хороший результат в данной группе детей. У 74% детей в классе нормальный уровень тревожности, у 16% -повышенный уровень тревожности. Для детей с повышенным уровнем будут проводится мероприятия по снижению тревоги. Проблема должна обсуждаться с родителями.. В заключение хочу отметить, что данное исследование нужно проводить в каждом классе т.к. тревога у детей может пагубно отразиться психическом состояние ребенка. Желательно выявит проблему и решить.

Список литературы

  1. Практикум по возрастной психологии /Под ред.Л.А Голевой, Е.Ф.Рыбалко. — СПб.: Речь, 2001.
  2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Дону: Феникс,1997.
  3. Практические задания исследовательского характера по возрастной психологии /Под ред. Р.А.Красносельских: Пермь 2005.
  4. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, — 1985.

Приложение Шпаргалка для педагогов, или правила работы с тревожными детьми

1.Избегать публичных порицаний и замечаний! 2.Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).

3.Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой. 4.Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения. 5.Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы. 5.Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки. 6.Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку. 7.Использовать наказание лишь в крайних случаях. 8.Не унижать ребенка, наказывая его. 9.Эмоциональная поддержка (Ничего страшного…, Бывает люди ошибаются, боятся…, Ну ничего, в следующий раз получится.) — уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности. 10.Стимулирующая помощь — авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю…).

11.Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).

12.Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для…).

13.Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).

14.Не торопить! Давать время сообразить. 15.Когда торопится, останавливать, успокаивать. 16.При необходимости повторить и уточнить инструкцию. 17.Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. 18.Упражнения на релаксацию. 19.Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.