Содержание
Введение 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Развитие речи ребенка в онтогенезе 6
1.2. Характеристика общего недоразвития речи. Клинические варианты ОНР 10
1.3. Особенности употребления слов дошкольниками с ОНР 13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 25
2.1. Программа и организация исследования 25
2.2. Характеристика испытуемых 30
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО У ДЕТЕЙ С ОНР И ДЕТЕЙ БЕЗ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ 31
3.1. Результаты сопоставления особенностей словоизменения имени существительного у детей с ОНР 31
3.2. Обсуждение полученных результатов 34
Заключение 36
Список литературы 39
Приложение 42
ВВЕДЕНИЕ
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
В исследованиях многих авторов (Г.С. Гуменная, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка.
У детей с общим недоразвитием речи исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков.
Согласно современным представлениям, развиваемым в лингвистике, психологии, психолингвистике, слово рассматривается как одна из основных единиц языка, имеющая сложное строение, где выделяются следующие составные части: предметная отнесённость, или денотативное значение, сигнификативное значение, коннотативный компонент. Слова связаны друг с другом смысловыми связями, которые организуют семантические поля. По мере развития словаря слово включается в сложную систему парадигматических и синтагматических связей.
Слово как элемент системы кодов языка, обозначающих любые явления и отношения, занимает центральное место в процессе формирования сознания.
Психолингвистический подход позволяет выявить особенности овладения лексикой детей с общим недоразвитием речи. Они являются следствием ограниченного запаса представлений, малой активизации словаря в различных видах деятельности, недостаточностью дифференциации сходных объектов, что в целом сказывается и на уровне развития сознания дошкольников.
Особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
... речь детей дошкольного возраста. общее недоразвитие речь связная Предмет: особенности связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Глава 1. Характеристика общего недоразвития речи Современный ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: ...
Все сказанное определяет актуальность темы настоящего исследования.
Цель данной работы исследовать особенности нарушений словоизменения имени существительного у дошкольников с ОНР.
Объектом исследования явилась теория и практика логопедии, предметом исследования – особенности овладения словоизменением имени существительного детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: предполагалось, что состояние словоизменения имени существительного у детей с ОНР будет иметь характерные особенности, по сравнению с детьми без речевой патологии.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Выявление значение словоизменения в речи ребенка.
2. Определение проявлений общего недоразвития речи у детей.
3. Определение особенностей словоизменения имени существительного у детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования, полученных в его ходе данных для повышения эффективности коррекционной работы с дошкольниками, имеющими ОНР.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Развитие речи ребенка в онтогенезе
Слово как единица языка принадлежит одновременно двум его сторонам — лексике и грамматике, является объектом лексикологии и грамматики как разделов науки о языке. В отличие от лексикологии, грамматика изучает те общие свойства слов, те общие значения, которые находят в языке специальное обобщенное выражение; на основании таких общих свойства слова и их видоизменения (словоформы) группируются в грамматические классы, раз-ряды, типы [32].
Грамматический строй языка и его лексика неразрывно связаны друг с другом. Грамматические закономерности проявляются в лексике — в словах и их сочетаниях. Лексические свойства слов оказывают влияние на их грамматические свойства.
Важным звеном, связующим лексику с грамматикой, являются словообразование и словоизменение. Словоизменение служит отнесению производных слов к определенным грамматическим классам, разрядам.
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающей действительности. Важным фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.
В конце первого и начале второго года жизни ребёнка постепенно всё большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда).
Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии
... требования или отказ от чего-либо. Даже если ребенок не использует речь (вокализации, слова и т.п.) для выражения желания или протеста, уже имеющиеся формы ... Протокол первичного обследования речи: Параметры обследования Фиксируемые данные Обследование импрессивной стороны речи Спонтанная ситуация Понимание высказываний, содержащих аффективно значимые слова; выполнение инструкций в ...
В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. В этот период развития речи ребёнка появляются первые нерасчленённые слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребёнком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «мокко», собака – «бака»).
На этом этапе слово не обладает ещё грамматическим значением. Слова-представления на этом этапе выражают либо повеление (дай, на).
Либо указание (там), либо называют предмет (киса), или действие (бай) [5].
В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребёнка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай).
В этот период у ребёнка быстро начинает расти запас слов, который к концу 2 года жизни составляет около 300 слов различных частей речи.
Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребёнок переходит от пассивного приобретения слов к активному расширению своего словаря.
«В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, его значение расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации.
В качестве основных, выделяются следующие компоненты значения слова:
1. денотативный компонент, т.е. отражение в значении слова особенностей денотата (стол – это конкретный предмет);
2. понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический, компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;
3. коннотативный компонент – отражение эмоционального отношения говорящего к слову;
4. контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день)» [13].
В процессе онтогенеза значение слова не остаётся неизменным, оно развивается. «В тот момент, когда ребёнок впервые усвоил новое слово…развитие слова не закончилось, оно только началось; оно вначале является обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий» [4 с.130]…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ теоретических и практических аспектов нарушений словоизменения имени существительного у детей с ОНР позволяет выделить следующие основные моменты.
Слово – как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок, фиксирует свои знания о нем не только в лексике, но и в грамматике. Абстрактные грамматические значения позволяют выражать сложные оттенки мысли в наиболее компактной форме.
Словоизменительные средства служат формированию лексического значения производного, отнесению производных слов к определенным грамматическим классам.
Одни языковые группы в процессе онтогенеза речи усваиваются детьми раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.
КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ ...
... ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ 1.1 Понятие и характеристика общего недоразвития речи, особенности связной речи детей старшего дошкольного ... окружающих [28]. Одновременно с лепетными словами и жестами дети могут пользоваться и некоторыми общеупотребительными словами, но эти слова еще недостаточно сформированы по структуре и ...
До определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, немотивированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация.
Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, им требуется длительное специальное коррекционное воздействие.
В экспериментальной части нашего исследования был проведен сравнительный анализ особенностей словоизменения имени существительного у детей–старших дошкольников с ОНР и детей этого возраста без патологии.
Результаты исследования показали, что по всем компонентам словоизменения имени существительного дошкольники без речевой патологии опережают своих сверстников с ОНР.
Средний балл по всем тестам у дошкольников с ОНР составляет 1,97, у дошкольников контрольной группы – 4,47.
При этом, наименее значительные различия по словоизменению между детьми наблюдаются по результатам теста на дифференциацию единственного и множественного числа существительных
Это позволяет предположить, что дети достаточно часто слышат в быту примеры такого рода словоизменения.
Наиболее значительные различия между детьми имеют место по результатам теста на согласование прилагательного с существительным в родительном падеже множественного числа, поскольку эта функция речи у подавляющего большинства детей с ОНР сформирована слабо.
Указанные результаты дали возможность определить основные направления коррекционной работы по оптимизации такой речевой функции речи, как словоизменение имени существительного у детей с ОНР и предположить, что выполнение в ходе логопедической работы упражнений на наиболее слабо развитые компоненты словоизменения позволит ликвидировать указанный компонент недоразвития речи.
Основные направления логопедической работы по преодолению нарушений словоизменения имени существительного у детей с ОНР должны предусматривать, прежде всего, обогащение словарного запаса, а также расширение лексикона и речевых навыков.
При этом основной упор должен делаться на те компоненты словоизменения имени существительного, которые, как это было установлено в практической части исследования развиты наиболее слабо.
Таким образом, в настоящей работе были рассмотрены и обобщены различные аспекты нарушений словоизменения имени существительного у детей с ОНР, определены направления и методические черты коррекционной работы по его развитию у дошкольников с ОНР.
Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет
... исследования - изучить процесс формирования грамматического строя речи детей 5-го года жизни, выявить и охарактеризовать возрастные и индивидуальные особенности усвоения грамматического строя речи младших дошкольников. ... общую со словоизменением основу - ... существительных (перечисляется в последовательности ознакомления с ними детей): пальто, кофе, какао, пианино, кино, радио, желе. Род существительных, ...
Сказанное позволяет считать цель исследования достигнутой, гипотезу – подтвержденной, и сформулировать следующие выводы:
1. Выявлено, что слово – как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями. Словоизменительные средства служат формированию лексического значения производного, отнесению производных слов к определенным грамматическим классам. Наблюдая окружающий мир, ребенок, фиксирует свои знания о нем не только в лексике, но и в грамматике. Абстрактные грамматические значения позволяют выражать сложные оттенки мысли в наиболее компактной форме.
2. Установлено, что у дошкольников с ОНР речевые процессы формируются по тем же законам, что и у детей без речевых нарушений, но в более поздние сроки, характеризуются бедностью и недифференцированностью словарного запаса, недостаточностью глагольного словаря, затруднением процесса словообразования.
3. Выявлено, что словоизменение имени существительного у детей с ОНР менее развито по сравнению с контрольной группой детей без речевых нарушений. Средний балл по всем тестам у дошкольников с ОНР составляет 1,97, у дошкольников контрольной группы – 4,47. Различия по всем тестам между группами детей имеют достоверный характер.
4. Наименее значительные различия по правильности словоизменения имени существительного между детьми, наблюдаются по результатам теста на дифференциацию единственного и множественного числа существительных, наиболее значительные — по результатам теста на согласование прилагательного с существительным в родительном падеже множественного числа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сборник научных трудов/ МГПИ.-М., 1980.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников –М.: Академия, 2000.
3. Волкова Г.А. методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –СПб.: Детство-пресс, 2004. -65с.
4. Выготский Л.С.// Избранные психологические исследования. — М., 1956.
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
6. Жукова Н.С. И др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. –М.: Просвещение, 1990.
7. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994.
8. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи -Новосибирск, 1975.
9. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 1962.
10. Иваненко А. П., Белоус Т. Н., Удовенко Л. К. Словарная работа в детском саду. — Запорожье, 1975.
11. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. –М.: Просвещение, 1984.
12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1973.
13. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. 3-е изд., доп. Издательский центр «Академия», 2001.
Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
... дошкольников; - применять разнообразные активные формы, методы и приёмы работы. Методы исследования: Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы. Наблюдение. Диагностика. Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей ... ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как ...
14. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М., 1982.
15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
16. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
17. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
18. Негневицкая Е.О., Шахнарович О.М. Язык и дети –М., 1984.
19. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – Межвузовский сборник трудов. Под ред. Л.И. Беляковой, МГПИ. М., 1985.
20. Новиков Л.А. Современный русский язык Спб.: Лань, 2003.
21. Овчинников В.Н. Функциональные типы высказываний в детской речи: /автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1982.
22. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
23. Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, дети с отклонениями в развитии, М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
24. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. Издательский центр «Академия», 2001.
25. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
26. Сохин Ф.А. Задачи развития речи //Развитие речи детей дошкольного возраста //Под ред. Ф.А. Сохина –М., 1979.
27. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. – М., 1982.
28. Филичева Т.Б. , Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду –М.: Просвещение, 1987.
29. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина –М.: Просвещение, 1989.
30. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. –М.: просвещение, 1966.
31. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения //Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С.Н. Цейтлин –Л., 1987.
32. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику -М.: Изд-во Росс. От-го ун-та, 1995.
33. Шахнарович А.М. Психолингвистичесские проблемы овладения словом как наименованием //Теоретические и прикладные проблемы речевого развития –М., 1979.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Протокол логопедического исследования
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения (число, месяц, год)
Дата обследования (число, месяц, год)
Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах
и месяцах, например, 4 года 5 мес.)
………….