ОСОБЕННОСТИ НАБЛЮДЕНИЯ И УХОДА ЗА ПАЦИЕНТАМИ С ЭПИЛЕПСИЕЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ЭПИЛЕПСИИ У ДЕТЕЙ 4

1.1 Возрастные особенности пароксизмальных состояний у детей 4

1.2Психические особенности детей с эпилепсией 10

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ НАБЛЮДЕНИЯ И УХОДА ЗА ПАЦИЕНТАМИ С ЭПИЛЕПСИЕЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 17

2.1 Основные принципы сестринского ухода за пациентами с эпилепсией в детском возрасте 17

2.2. Экстренная помощь при приступе эпилепсии. 19

2.3 Принципы организации специализированной помощи детям, больным эпилепсией, в условиях психиатрической службы 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

ВВЕДЕНИЕ

Эпилепсия-это одно из наиболее распространенных заболеваний в мире, которым страдает, по данным Международной противоэпилептической лиги (МПЭЛ), как минимум 50 миллионов человек. По статистике, более 5% населения планеты испытывают в течение жизни, по крайней мере, один эпилептический приступ. До 20% населения переносят состояния, похожие на эпилептический припадок и требующие дифференциальной диагностики. Повторные эпилептические приступы в течение жизни (факт наличия эпилепсии) отмечаются у примерно 1% людей. Число пациентов с активной эпилепсией составляет порядка 0,3-0,4% населения. В трети случаев причина смерти больных эпилепсией связана с припадком.

Актуальность изучения проблемы эпилепсии у детей обусловлена высокой распространенностью заболевания и нередко тяжелыми медико-социальными и инвалидизирующими последствиями

В 60-70 % случаев эпилепсия дебютирует в детском возрасте , поэтому от своевременности и адекватности лечения зависит дальнейшее развитие ребенка, а впоследствии — и состояние здоровья взрослого человека.

Дебют эпилепсии в детском возрасте заслуживает особого внимания, так как судорожная готовность у детей выше, чем у взрослых. Чем меньше возраст, тем ниже порог судорожной готовности . Особенностью детского возраста является непрерывный процесс развития структур и функций всего организма, в том числе и центральной нервной системы, обеспечивающей адаптацию ребенка к условиям внешней среды.

В связи с представленной проблемой большое значение для клинической тактики имеет определение методических подходов, выбор и обоснование адекватных методов диагностики и верификации симптоматических эпилепсий у детей

В обследовании детей с судорожными пароксизмами важное диагностическое значение сохраняет электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая выявить особенности функционального состояния мозга

7 стр., 3250 слов

Клинико-психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста

... исследования). 2. Стребелева Е. А.Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего возраста и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога : учеб. пособие для ... ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)   Б1.В.ОД.7 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата Психолого-педагогическое образование ...

Особенностями изменений на ЭЭГ при симптоматической эпилепсии у детей раннего возраста являются нестабильность и множественность фокусов, в то время как в старшем возрасте фокусы имеют более определенный, изолированный характер

Цель работы: проанализировать особенности наблюдения и ухода за пациентами с эпилепсией в детском возрасте

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

— рассмотреть возрастные особенности пароксизмальных состояний у детей

— изучить психические особенности детей с эпилепсией;

— проанализировать основные принципы сестринского ухода за пациентами с эпилепсией в детском возрасте;

— выделить мероприятия экстренной помощи при приступе детской эпилепсии;

— рассмотреть принципы организации специализированной помощи детям, больным эпилепсией, в условиях психиатрической службы.

Объект исследования — пациенты и персонал психиатрической службы. Предметом данного исследования является организация труда медицинского персонала, по уходу за пациентами с эпилепсией в детском возрасте

В ходе написания курсовой работы были применены следующие методы исследования: анализ законодательных и нормативно-правовых актов, определяющих принципы оказания медицинской помощи пациентам с эпилепсией; изучение специализированной литературы; собственные наблюдения.

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ЭПИЛЕПСИИ У ДЕТЕЙ

1.1 Возрастные особенности пароксизмальных состояний у детей

Эпилепсия относится к заболеваниям головного мозга, которые начинаются преимущественно в детском и юношеском возрасте. Об этом неоднократно писали отечественные и зарубежные психиатры и невропатологи. Это подтверждают и наши наблюдения.

Частота начала эпилепсии в детском возрасте может быть объяснена повышенной судорожной готовностью онтогенетически незрелого головного мозга, особенно незаконченностью развития его высших отделов (недостаточностью коркового контроля над вегетативными функциями).

Поэтому даже незначительные раздражители могут вызвать у ребенка судорожные припадки. Повышенная судорожная реактивность у детей объясняется также биохимическими особенностями их организма: лабильностью водно-солевого и кальциевого обмена, повышенной гидрофильностью тканей. Клиническая картина эпилепсии представляет собой сложный комплекс симптомов, в котором психические изменения тесно переплетаются с неврологическими и соматическими.

Проявления эпилептической болезни выражаются как в форме отдельных приступов, так и в своеобразных, более или менее стойких психопатологических и неврологических нарушениях, наблюдающихся в пост- и межприступном периоде.

Центральное место в клинической картине эпилепсии занимают эпилептические пароксизмы, проявляющиеся в разных формах: большой судорожный припадок, малые припадки, психические пароксизмы. Каждая из этих форм эпилептических пароксизмов может выступать в разнообразных вариантах.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... эти виды агрессии можно наблюдать у людей любых возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. ... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и ... осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других ...

Клинические проявления эпилептического приступа зависят от: 1) локализации патогенного и эпилептогенного очагов, так как разные отделы головного мозга обладают различной химической структурой и неодинаковой степенью возбудимости; 2) силы и интенсивности разряда нейронов; 3) экстенсивности волны возбуждения, развивающейся вслед за нервным разрядом.

При локализации исходного пункта эпилептогенного возбуждения в двигательном анализаторе сила нервного разряда особенно велика. Низкий порог возбудимости характерен также для височных отделов головного мозга (медиобазальных структур).

Типы эпилептических пароксизмов, наблюдающиеся у больных зрелого возраста и у детей, представлены в классификации, принятой Международной Лигой борьбы с эпилепсией. В СССР пользуются этой же классификацией, несколько видоизмененной П. М. Сараджишвили.

В этой классификации выделены две большие группы эпилептических приступов: а) генерализованные и б) очаговые (фокальные).

У детей и подростков, как и у больных зрелого возраста, можно наблюдать и генерализованные, и фокальные эпилептические приступы. Пароксизмальные состояния проявляются и у детей в разнообразных двигательных, сенсорных, вегетативно-висцеральных и психопатологических симптомах и синдромах.

Генерализованные припадки бывают у больных разного возраста, но клинические проявления приступов более или менее резко изменяются в зависимости от возраста больного — от онтогенетического этапа развития головного мозга. У детей школьного возраста пароксизмальные состояния мало отличаются от состояний, наблюдающихся у взрослых. В раннем и дошкольном возрасте клиническая картина пароксизмов имеет ряд особенностей, характерных для данной фазы развития.

К генерализованным припадкам относят большой судорожный припадок, малый припадок, миоклонические и акинетические приступы, эпилептический статус.

При большом судорожном припадке возникают непроизвольные тонические и клонические сокращения мышц тела и потеря сознания. Но у детей раннего и дошкольного возраста преобладает тоническая фаза; клонические проявления рудиментарны, а иногда вообще отсутствуют. Характерным для припадка в этом возрасте являются резко выраженные расстройства дыхания и цианоз. Нередко у детей раннего возраста генерализованные судороги бывают не вполне симметричными — у одного и того же больного они охватывают правую или левую половину тела. В грудном возрасте судорожные припадки выражаются иногда не в тонических судорогах, а в расслаблении тонуса мышц половины тела. Судорожные припадки часто бывают атипичными: та или другая фаза припадка может быть выражена более слабо.

Малый припадок, характеризующийся кратковременной потерей сознания, также наблюдается и у детей дошкольного возраста. У них чаще отмечаются абсансы с двигательными автоматизмами и малые припадки пикнолептического типа. Нередко возникает и статус малых припадков.

17 стр., 8374 слов

Исследование особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного ...

... позволили сформировать тему курсовой работы: «Исследование особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом». Цель исследования: Выявить и описать особенности ... с ДЦП Гипотеза исследования состоит в предположении, что зрительное восприятие детей дошкольного возраста с ДЦП будет иметь специфические особенности (вследствие дефицитарного типа развития) ...

Миоклонические припадки часто бывают у детей школьного возраста (от 14 до 18 лет).

Они проявляются во вздрагивании различных мышечных групп, протекают иногда с потерей сознания, нередко сериями.

При акинетических припадках быстро утрачивается мышечный тонус (больной падает, но сразу встает).

У детей раннего и дошкольного возраста возникают и особые атипичные формы малых припадков, которых не бывает у старших детей и у взрослых. Эти клинические формы описаны зарубежными (Янц и Матесидр.) и отечественными авторами (С. С. Мнухин, Г. Б. Абрамович, И. С. Тэц, Р. А. Харитонов, Р. В. Иванова и др.).

Среди этих припадков различают: а) пропульсивные, б) импульсивные, в) ретропульсивные. Такие припадки возникают без ауры, длятся лишь несколько секунд и обычно протекают сериями. В патогенезе этих форм большое место занимают аноксемические состояния в головном мозгу, обусловленные пренатальными или ранними постнатальными вредностями. Такая патогенетическая основа приступа особенно характерна для пропульсивных припадков, часто развивающихся на почве раннего органического поражения головного мозга.

Пропульсивные припадки возникают у детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет и выражаются в резком вздрагивании мышц и стремлении тела вперед. Клинические проявления пропульсивных припадков зависят от возрастной фазы развития ребенка: созревания двигательных систем и статики. У 2-3-месячных детей Пропульсивные припадки проявляются в стремительном наклоне головы вперед -«кивки»; в 6 месяцев они сменяются уже наклонами головы и туловища, в дальнейшем же могут выражаться в движениях вперед всего корпуса.

Наиболее плохим в прогностическом отношении является тип припадков, который называют «салаамовыми судорогами». Припадки стереотипны: больной наклоняет голову и туловище вперед, поднимает руки вверх и в стороны.

В группу пропульсивных припадков входят миоклонические припадки с общим вздрагиванием; голова наклоняется вперед, руки кольцеобразно разводятся. Иногда происходит быстрая потеря мышечного тонуса и падение больного (акинетические, астатические припадки).

Ретропульсивные припадки начинаются у детей в возрасте 5-8 лет. Они характеризуются движениями головы и……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изменениями и дополнениями)

2. Приказ Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. N 566н «ОБ утверждении порядка оказания помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения»

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8 февраля 2005 г. № 174» Об утверждении стандарта медицинской помощи больным эпилепсией.» Текст документа по состоянию на июль 2011 года

4 Белоусова Е.Д., Ермаков А.Ю. Детская абсансная эпилепсия // Лечащий Врач — 2004. — №1. — С.15-20.

5. Воронкова К.В., Петрухин А.С., Пылаева О.А., Холин А.А.. Эпилепсия излечима! Рекомендации для больных и их близких. — М.:. — 2010. — стр. 178.

6 Гехт А.Б., Мильчакова Л.Е., Чурилин Ю.Ю. Эпидемиология эпилепсии в России // Журн. Невролог. и психиатр. — 2006. — № 1. — С. 3-7.

13 стр., 6153 слов

Формирование словаря детей с помощью дидактических игр

... и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.Т. Власенко, Н.И. Горелов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин и ... по формированию словаря; 3) Изучить специфику проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста. Гипотеза: возможно систематизация теоретического материала и эмпирического исследования ...

7. Гузева В.И., Скоромец А.А. Медицинские и социальные аспекты детской эпилепсии // Журн. невролог. и психиатр. — 2005. — Т. 105, №9. — С. 64-65.

8 .Дмитриева Т.Б. Альянс права и милосердия.О проблеме защиты прав человека в психиатрии.- М.: Наука,2001

9 Иванюшкин А.Я. Этика сестринского дела. — М.,2003.

10. Карлов В.А., Петрухин А.С. Эпилепсия у подростков // Неврология и психиатрия. — М., 2002. — С. 9-13.

11 Костылев А.А., Пизова Н.В., Новожилова С.Н. Влияние противоэпилептической терапии на развитие когнитивных нарушений: клинические и нейрофизиологические сопоставления// Фундаментальные исследования. — №10. — 2014. — стр.1122.

12 Литовченко Т.А. Эпилепсия: терминология, эпидемиология, классификация, этиология, патогенез // НейроNews. — 2010. — № 2. — С. 27-33.

13 Мухин К.Ю. Височная эпилепсия // Эпилептология детского возраста: Руководство для врачей / Под ред. А.С. Петрухина. — М.: Медицина, 2000. — С. 44-62.

14. Прусаков В.Ф. Детская эпилепсия и ее лечение // Неврологический вестник. — 2004. — Т. XXXVI, вып. 1-2. — С. 82-85.

15. Прусаков В.Ф. Клинико-эпидемиологическая характеристика детской эпилепсии в г. Казани // Казанский медицинский журнал. — 2006. — Том 87, № 2. — С. 111-114.

16 Рябова Н.А, Савинцева Э.В Эпилепсия в детском возрасте. Сестринское дело № 4.-2014 с44-45

17 Садыкова А.В. Организация медико-социальной помощи лицам, страдающими эпилепсией и эпилептическими синдромами (на примере ЗАТО г. Железногорск).

Автореф. …канд. мед. наук. — Красноярск, 2009. — 24 с.

18 Сестринский процесс: Учебное пособие для студентов средних медицинских учебных заведений /Гиль Г.В., Гулова С.А. и др.; Медицинский колледж им. В.М. Бехтерева. — СПб., 2003

19 Тихоненко В.А., Иванюшкин А.Я.,Евтушенко В.Я.,Кондратьев Ф.В. Этика в психиатрии// Биомедицинская этика/ Под ред. В.И.Покровского. -М.:Медицина,2004

20 Чернов В.Н. Сестринское дело в психиатрии с курсом наркологии. — М.,2008

21.Чудновский А.В., Чистяков С.Г., «Основы психиатрии», М., «Медицина», — 2008г.

22. Шнайдер Н.А., Шаповалова Е.А., Шаравии Л.К., Садыкова А.В., Дмитренко Д.В. Детская эпилепсия: эпидемиология, особенности клинического течения // Вестник Клинической больницы № 51. — 2010. — Т. III, № 10. — С. 32-37.]

23.Янышкина Л.Г., Орлова И.Г., «Этика и деонтология в сестринском деле» М.: Наука 2003