Копинг-стратегии подростков в зависимости от доминирующей родительской стратегии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет педагогики и психологии Специальность «педагогика и психология» Кафедра психологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Копинг-стратегии подростков в зависимости от доминирующей родительской стратегии

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества

проблема формирования социально-психологическойадаптации детей и подростков – одна из наиболееактуальных. Умение справляться с трудными

ситуациями, вырабатывая при этом широкий набор конструктивных способов преодоления стресса является важным показателем уровня развития личности.

Эффективность адаптации человека к требованиям трудной,

экстремальной ситуации (действительной или воображаемой), отражено в понятии «coping behavior» (преодоление, совладание), под которым

понимают активные, преимущественно сознательные усилия личности, предпринимаемые в ситуации угрозы и направленные на овладение трудной ситуацией. Копинг позволяет человеку обеспечивать

поддержание, укрепление здоровья и благополучия, а может способствовать их разрушению.

Научный интерес психологов к проблеме поведения человека в сложных

жизненных ситуациях в последнее время возрастает, однако исследования,

анализирующие развитие конструктивных копинг-стратегийу подростков

представлены недостаточно. В отечественной литературе отсутствуют

систематизированные сведения по проблеме копинг-поведенияподростков,

основное внимание исследователей направлено на изучение развития

личности под влиянием неправильного воспитания ребенка в семье и не

раскрывают многих важных аспектов, влияющих на формирование

эффективного копинг-поведенияв онтогенезе. Выявленное противоречие

позволило определить проблему исследования, которая состоит в

преодолении противоречия путем изучения психологических особенностей

копинг-стратегийподростков и их взаимосвязи с доминирующими

родительскими стратегиями.

Цель исследования: изучить особенностикопинг-стратегийподростков в зависимости от доминирующей родительской стратегии.

Объект исследования:копинг-стратегииподростков.

Предмет исследования:копинг-стратегииподростков в зависимости от доминирующей родительской стратегии.

Гипотеза: особенности взаимодействия родителей и детей оказывают влияние на качественное своеобразиекопинг-стратегийподростков.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были

определены

задачи исследования:

1.Рассмотреть проблему копинг-поведенияличности в психологии;

2.Провести теоретический анализ литературы о психологических особенностях подросткового возраста и копинг-стратегийподростков; изучить особенности взаимодействия родителей и детей.

3.Составить пакет диагностических методик для определения копингстратегий подростков и межличностного взаимодействия подростков и родителей.

4.Диагностировать базисные и ституационно-специфическиекопингстратегии подростков;

5.Выявить структурные свойства личности, выступающие в качестве психологических ресурсов стресспреодолевающего поведения подростков;

6.Определить особенности взаимодействия родителей и детей в изучаемой группе подростков;

7.Раскрыть взаимосвязь детско-родительскихотношений с особенностями совладающего поведения и личности подростков.

Теоретической и методологической основой послужили:

транзакционная теория стресса и копинга Р. Лазаруса, С. Фолькмана; психоаналитические теории З. Фрейда, А. Фрейд, А. Маслоу; теория жизненного цикла развития человека Э. Эриксона; теория «психологии отношений» В.М. Мясищева; теоретические положения о социальной природе психики Л.С. Выготского, С.Л. Рубенштейна, А.Н. Ананьева, Л.И. Божович и др.; работы о развитии стресса и противодействия ему В.А. Бодрова, Л.И. Анциферовой, Р.М. Грановской, Н.А.Сирота, В.А. Ялтонского, У. Баумана и др.; теория системной семейной психотерапии В.Сатир, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, и др.

Методы и методики исследования. Для проверки гипотезы и обоснования результатов работы были использованы следующие методы: теоретический анализ проблемы исследования, эмпирические методы, методы обработки данных – количественный (статистические методы) и качественный (контент-анализ).

Методики исследования: методика для диагностики базовых копингстратегий «Индикатор копинг-стратегий»(адаптирована Н.А.Сиротой и В.М.Ялтонским), для диагностикиситуационно-специфическихкопингстратегий«Копинг-тестЛазаруса» (адаптирована Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой), методика«Копинг-поведение»Э.Хейма (адаптирована Л.И.Вассерманом.), для диагностики структурных особенностей личности методика «Личностный Дифференциал» (адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева), для изучения стиля родительского воспитания опросник «Взаимодействиеродитель-ребенок»И. М. Марковской.

База исследования. В исследовании приняли участие 43 подростка в возрасте15-16лет,учащиеся9-хклассов общеобразовательной средней школы №5 г.Славянска-на-Кубани,из них 22 юноши и 21 девушки.

Научная новизна исследования определяется комплексным исследованием

психологических особенностей копинг-стратегийподростков15-16лет. Доказано, что

конструктивные стили семейного воспитания могут рассматриваться в качестве

прогностических характеристик активного эффективного копинг-поведенияличности.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении представления о копинг-стратегиях подростков:

— выявлены психологические особенности базовых и ситуационно-специфическихкопинг-стратегийподростков15-16лет;

— определены ведущие индивидуально-психологическиесвойства личности и их значимость в развитии адаптивного и дезадаптивногокопинг-поведенияподростков;

— показано, что копинг-стратегииподростков зависят от стиля родительского отношения.

Практическая значимость определяется возможностью широкого применения полученных в исследовании результатов и выводов дляпсихолого-педагогическойработы с подростками, разработки практических рекомендаций для педагогов и психологов, направленных на оптимизацию процесса формирования у подростков и старшеклассников способности к совладанию с трудными жизненными ситуациями.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций, применением методик, адекватных цели и задачам исследования, согласованностью теоретических положений и выводов, как между собой, так и с данными экспериментального изучения, а также применением математических методов обработки и анализа данных. Обобщающие

выводы сделаны на основе количественного и качественного анализа данных, полученных в ходе экспериментальной работы. Теоретические выводы подтверждены экспериментально.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения

работы докладывались и обсуждались на научно-практическойконференции студентов,

аспирантов и молодых ученых: «Дни науки» Славянск-на-Кубани,СГПИ (2009г. – 2010г.),

Всероссийской студенческой научной конференции «Молодежь и наука: творчество,

поиск, открытия» (Славянск-на-Кубани,2009г.), IV Всероссийскойнаучно-практической

конференции «Психология образования: современное состояние и развитие» (Адлер,

2010г.).

Результаты исследования отражены в 3 публикациях.

Теоретические подходы к проблемекопинг-поведенияличности

основываются на различных вариантах взаимосвязи индивидуальных

особенностей, ситуации и процесса преодоления. Наиболее существенное

влияние на современные достижения в изучении совладания со стрессом

оказал когнитивно-феменологическийподход Р.Лазаруса, суть которого

состоит в том, что на различных уровнях анализа (биологическом,

психологическом, поведенческом) прослеживается взаимодействие средовых

(социальных, экологических, информационных и др.) и личностных факторов.

Кроме того, трансакционистская модель взаимовлияния предполагает идею

развития психики и организма в результате этого взаимодействия.

Психологические механизмы преодоления или копинг-механизмы

формируются вместе с развитием личности, в этой связи подростковый

возраст можно охарактеризовать как возраст активизации внутренних

резервов, обеспечивающих формирование эффективного копинг-поведенияу

подростков.

Ежедневно сталкиваясь со стрессом, человек, для его преодоления,

использует собственные стратегии (копинг-стратегии)на основе

имеющегося у него личностного опыта (личностных ресурсов или копинг-

ресурсов).

Устойчивые способы защитно-совладающегоповедения, а также

личностные особенности, выступающие в качестве ресурсов

психологического преодоления трудностей формируются в подростковом

возрасте, и значительную роль в формировании механизмов психологической

адаптации у подростков играют детско-родительскиеотношения. Одни

воспитательные стили формируют активные функциональные копинг-

стратегии (стратеги разрешения проблем и поиска социальной поддержки) и

развивают определенные личностные и средовые копинг-ресурсы,которые

являются психологическими факторами устойчивости к стрессу и

сохранения здоровья. Другие воспитательные стили определяют развитие

неконструктивных способов совладания с трудными жизненными ситуациями

и повышают индивидуальную чувствительность к стрессу.

ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙПОДРОСТКОВ И ХАРАКТЕРА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Исследовательская работа проводилась в г. Славянске-на-Кубанина базе общеобразовательной средней школы № 5. В исследовании приняли участие 43 учащихся9-гокласса в возрасте15-16лет, из них 22 мальчика, 21 девочек. Мы изучали учащихся обычной общеобразовательной школы, с широким кругом взрослых и сверстников, так как мы стремились исследовать самые разнообразные формыкопинг-поведенияи отношений подростков.

Для достижения цели исследования, мы использовали комплекс психодиагностических методик. В результате исследования было установлено, что дети подросткового возраста имеют широкий арсенал

базисных и ситуационно-специфическихкопинг-стратегий.

Диагностика базисных стратегий преодолевающего поведения проводилась с помощью методики «Индикаторкопинг-стратегий».Наиболее характерным является средний уровень стратегии «разрешения проблем» (65,1%) и низкий уровень стратегии «избегания проблем» (88,35%), т.е. у подростков преобладает поведение, которое отличается активностью,

сознательностью, целенаправленностью. (рис.1)

Рис.1. Распределение базисных копинг-стратегийподростков по разным уровням использования у подростков

Тест Э.Хейма (табл. 1) и опросник«Способы копинга» ( табл.2) позволили изучить способы совладания с повседневными стрессовыми ситуациями. Чаще

всего подростки используют стратегию «Дистанцирование» (76,75%) уменьшая значимость ситуации, а также в недостаточной степени применяют когнитивные стратегии преодоления трудностей (39,5%), использование которых базируется на личностных ресурсах индивида и тесно связано с коммуникативной эффективностью, низкий уровень которой преобладает среди подростков (51,2%).

Выявлено, что подростки в сложных условиях чаще всего не решают, а приспосабливаются к сложившейся ситуации. Таблица1

Результаты исследования копинг-стратегийподростков дифференцированных по основным сферам психической деятельности

Стратегии

по основным

Вариант копиг-поведения

сферам

психической

деятельности

Адаптивные

Относительно адаптивные

Не адаптивные

n

%

n

%

n

%

Когнитивные стратегии

16

37,2

10

23,3

17

39,5

Эмоциональные стратегии

23

53,5

8

18,6

12

27,9

Поведенческие стратегии

17

39.5

20

46,5

6

14

Таблица 2

Результаты исследования ситуационно-специфических

Ситуационно- копинг-стратегийВариантподростковкопинг-поведенияспецифическая стратегия

Адаптивный

Пограничный

Напряженный

n

%

n

%

n

%

Конфронтационный копинг

15

34,9

22

51,15

6

13,95

Дистанцирование

6

13,95

33

76,75

4

9,3

Самоконтроль

3

7

23

53,5

17

39,4

Поиск социальной

11

25,6

23

53,5

9

20,9

поддержки

Принятие ответственности

7

16,28

24

55,82

12

27,9

Бегство-избегание

5

11,6

27

62,8

11

25,6

Планирование решения

3

7

26

60,5

14

32,5

проблемы

Положительная переоценка

2

4,6

23

53,5

18

41,9

Презентация на тему: Для исследования определенных свойств личности, выступающих в качестве психологических ресурсов стрессопреодолевающего поведения подростков

 

Для исследования определенных свойств личности, выступающих в качестве психологических ресурсов стрессопреодолевающего поведения подростков использовалась психосемантическая методика «Личностный дифференциал».Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования структурных особенностей личности подростков

Фактор

Уровень выраженности

низкий

средний

высокий

n

%

n

%

n

%

Оценка

7

16,3

23

53,5

13

30,2

Сила

18

41,9

24

55,8

1

2,3

Активность

22

51,2

17

39,5

4

9,3

Уровень самоуважения, уверенности – тревожности и экстраверсии – интроверсии является важным показателем в исследовании копинг-поведения.Среди испытуемых преобладает инровертированная направленность личности, что говорит о необщительности, замкнутости и пассивности.

Полученны гендерные различая в проявлении копинг-поведенияподростков, статистически значимые различия по степени выраженности базисной стратегии «поиск социальной поддержки» (уровень значимости p ≤ 0,05) у юношей и девушек (рис. 2).

Рис. 2. Распределение показателей использования стратегии «поиск социальной поддержки» с разным уровнем использования по гендерному признаку

Для изучения особенностей взаимодействия родителей и детей в восприятии подростков и выявление доминирующей родительской стратегии использовался опросник «Взаимодействие родительребенок». Нами были изучены стили родительского воспитания и сложившаяся в семье ситуация с точки зрения подростков. Выявлены доминирующие стратегии родительского отношения: требовательность, автономность, сотрудничество, последовательность.

Результаты представлены в таблице 4.

Высокий уровень требовательности отмечают 56% подростков, чем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка. Автономность, т.е. низкий уровень контролирующего поведения по отношению к подростку у 46,2% родителей, это может означать, что ребенка часто предоставляют самому себе, низкий контроль может быть следствием безразличия к ребенку, возможно, является проявлением доверия к ребенку или стремлением родителей привить ему самостоятельность. Высокий уровень сотрудничества между родителями и детьми отмечают 51,1% подростков. Последовательность родителей в своих требованиях, отношении к ребенку, применении наказаний и поощрений отмечают 46,5% подростков

Таблица 4

Результаты исследования особенностей взаимодействия родителей и детей с позиции подростков

Компонент стиля воспитания

Уровень выраженности

низкий

средний

высокий

n

%

n

%

n

%

Нетребовательность-

3

7,0

16

37

24

56

требовательность

Мягкость-строгость

8

18,6

25

58,1

10

23,3

Автономность-контроль

20

46,2

19

44,2

4

9,3

Эмоциональная дистанция-

4

9,3

20

46,5

19

44,2

близость

Отвержение-принятие

19

44,2

22

51,1

2

4,7

ребенка

Отсутствие сотрудничества-

3

7,0

18

41,9

22

51,1

сотрудничество

Несогласие-согласие

2

4,7

27

62,7

14

32,6

Непоследовательность-

9

20,9

14

32,6

20

46,5

последовательность

Авторитетность родителя

8

18,6

19

44,2

16

37,2

Удовлетворенность

6

14,0

25

58,1

12

27,9

отношениями

Установление зависимости между копинг-стратегиямиподростков и ведущими стратегиями родительского отношения было осуществлено нами путем сравнения и выявления значимых различий с помощью r- критерия Спирмена. Анализ корреляционых связей позволил сделать следующий вывод: междукопинг-поведениемподростков и воспитательными стратегиями существует положительная зависимость. Коэффициент корреляции составил от 0,981 до 0, 995 (уровень значимости p ≤ 0,01).

Полученные взаимосвязи показателей доказывают, чтокопинг-стратегииподростков развиваются в зависимости от типа родительских отношений, т.е. особенности взаимодействия родителей и детей оказывают влияние на качественное своеобразиекопинг-стратегийподростков.

Результаты исследования возрастных особенностей копингповедения подростков позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы развития копинг-стратегийподростков. Так каккопинг-стратегииявляются результатом приобретенного опыта, то системакоррекционно-развивающейработы может существенно влиять на развитие конструктивныхкопинг-стратегийповедения подростков и должна быть направлена как на формирование активного адаптивногокопинг-поведения,так и на оптимизацию детскородительских отношений.

Проведенное нами исследование в целом подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи.