ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет педагогики и психологии Специальность «педагогика и психология» Кафедра психологии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Копинг-стратегии подростков в зависимости от доминирующей родительской стратегии
•Актуальность исследования. На современном этапе развития общества
проблема формирования социально-психологическойадаптации детей и подростков – одна из наиболееактуальных. Умение справляться с трудными
ситуациями, вырабатывая при этом широкий набор конструктивных способов преодоления стресса является важным показателем уровня развития личности.
•Эффективность адаптации человека к требованиям трудной,
экстремальной ситуации (действительной или воображаемой), отражено в понятии «coping behavior» (преодоление, совладание), под которым
понимают активные, преимущественно сознательные усилия личности, предпринимаемые в ситуации угрозы и направленные на овладение трудной ситуацией. Копинг позволяет человеку обеспечивать
поддержание, укрепление здоровья и благополучия, а может способствовать их разрушению.
• |
Научный интерес психологов к проблеме поведения человека в сложных |
|
жизненных ситуациях в последнее время возрастает, однако исследования, |
|
анализирующие развитие конструктивных копинг-стратегийу подростков |
|
представлены недостаточно. В отечественной литературе отсутствуют |
|
систематизированные сведения по проблеме копинг-поведенияподростков, |
|
основное внимание исследователей направлено на изучение развития |
|
личности под влиянием неправильного воспитания ребенка в семье и не |
|
раскрывают многих важных аспектов, влияющих на формирование |
|
эффективного копинг-поведенияв онтогенезе. Выявленное противоречие |
|
позволило определить проблему исследования, которая состоит в |
|
преодолении противоречия путем изучения психологических особенностей |
|
копинг-стратегийподростков и их взаимосвязи с доминирующими |
|
родительскими стратегиями. |
Цель исследования: изучить особенностикопинг-стратегийподростков в зависимости от доминирующей родительской стратегии.
Объект исследования:копинг-стратегииподростков.
Предмет исследования:копинг-стратегииподростков в зависимости от доминирующей родительской стратегии.
Гипотеза: особенности взаимодействия родителей и детей оказывают влияние на качественное своеобразиекопинг-стратегийподростков.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были |
|
определены |
задачи исследования: |
1.Рассмотреть проблему копинг-поведенияличности в психологии;
2.Провести теоретический анализ литературы о психологических особенностях подросткового возраста и копинг-стратегийподростков; изучить особенности взаимодействия родителей и детей.
3.Составить пакет диагностических методик для определения копингстратегий подростков и межличностного взаимодействия подростков и родителей.
4.Диагностировать базисные и ституационно-специфическиекопингстратегии подростков;
5.Выявить структурные свойства личности, выступающие в качестве психологических ресурсов стресспреодолевающего поведения подростков;
6.Определить особенности взаимодействия родителей и детей в изучаемой группе подростков;
7.Раскрыть взаимосвязь детско-родительскихотношений с особенностями совладающего поведения и личности подростков.
Теоретической и методологической основой послужили:
транзакционная теория стресса и копинга Р. Лазаруса, С. Фолькмана; психоаналитические теории З. Фрейда, А. Фрейд, А. Маслоу; теория жизненного цикла развития человека Э. Эриксона; теория «психологии отношений» В.М. Мясищева; теоретические положения о социальной природе психики Л.С. Выготского, С.Л. Рубенштейна, А.Н. Ананьева, Л.И. Божович и др.; работы о развитии стресса и противодействия ему В.А. Бодрова, Л.И. Анциферовой, Р.М. Грановской, Н.А.Сирота, В.А. Ялтонского, У. Баумана и др.; теория системной семейной психотерапии В.Сатир, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, и др.
Методы и методики исследования. Для проверки гипотезы и обоснования результатов работы были использованы следующие методы: теоретический анализ проблемы исследования, эмпирические методы, методы обработки данных – количественный (статистические методы) и качественный (контент-анализ).
Методики исследования: методика для диагностики базовых копингстратегий «Индикатор копинг-стратегий»(адаптирована Н.А.Сиротой и В.М.Ялтонским), для диагностикиситуационно-специфическихкопингстратегий«Копинг-тестЛазаруса» (адаптирована Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой), методика«Копинг-поведение»Э.Хейма (адаптирована Л.И.Вассерманом.), для диагностики структурных особенностей личности методика «Личностный Дифференциал» (адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева), для изучения стиля родительского воспитания опросник «Взаимодействиеродитель-ребенок»И. М. Марковской.
База исследования. В исследовании приняли участие 43 подростка в возрасте15-16лет,учащиеся9-хклассов общеобразовательной средней школы №5 г.Славянска-на-Кубани,из них 22 юноши и 21 девушки.
• |
Научная новизна исследования определяется комплексным исследованием |
|
психологических особенностей копинг-стратегийподростков15-16лет. Доказано, что |
|
конструктивные стили семейного воспитания могут рассматриваться в качестве |
|
прогностических характеристик активного эффективного копинг-поведенияличности. |
•Теоретическая значимость исследования состоит в углублении представления о копинг-стратегиях подростков:
•— выявлены психологические особенности базовых и ситуационно-специфическихкопинг-стратегийподростков15-16лет;
•— определены ведущие индивидуально-психологическиесвойства личности и их значимость в развитии адаптивного и дезадаптивногокопинг-поведенияподростков;
•— показано, что копинг-стратегииподростков зависят от стиля родительского отношения.
•Практическая значимость определяется возможностью широкого применения полученных в исследовании результатов и выводов дляпсихолого-педагогическойработы с подростками, разработки практических рекомендаций для педагогов и психологов, направленных на оптимизацию процесса формирования у подростков и старшеклассников способности к совладанию с трудными жизненными ситуациями.
•Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций, применением методик, адекватных цели и задачам исследования, согласованностью теоретических положений и выводов, как между собой, так и с данными экспериментального изучения, а также применением математических методов обработки и анализа данных. Обобщающие
выводы сделаны на основе количественного и качественного анализа данных, полученных в ходе экспериментальной работы. Теоретические выводы подтверждены экспериментально.
• |
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения |
|
работы докладывались и обсуждались на научно-практическойконференции студентов, |
|
аспирантов и молодых ученых: «Дни науки» Славянск-на-Кубани,СГПИ (2009г. – 2010г.), |
|
Всероссийской студенческой научной конференции «Молодежь и наука: творчество, |
|
поиск, открытия» (Славянск-на-Кубани,2009г.), IV Всероссийскойнаучно-практической |
|
конференции «Психология образования: современное состояние и развитие» (Адлер, |
|
2010г.). Результаты исследования отражены в 3 публикациях. |
Теоретические подходы к проблемекопинг-поведенияличности |
|
|
основываются на различных вариантах взаимосвязи индивидуальных |
|
особенностей, ситуации и процесса преодоления. Наиболее существенное |
|
влияние на современные достижения в изучении совладания со стрессом |
|
оказал когнитивно-феменологическийподход Р.Лазаруса, суть которого |
|
состоит в том, что на различных уровнях анализа (биологическом, |
|
психологическом, поведенческом) прослеживается взаимодействие средовых |
|
(социальных, экологических, информационных и др.) и личностных факторов. |
|
Кроме того, трансакционистская модель взаимовлияния предполагает идею |
|
развития психики и организма в результате этого взаимодействия. |
|
Психологические механизмы преодоления или копинг-механизмы |
|
формируются вместе с развитием личности, в этой связи подростковый |
|
возраст можно охарактеризовать как возраст активизации внутренних |
|
резервов, обеспечивающих формирование эффективного копинг-поведенияу |
• |
подростков. |
Ежедневно сталкиваясь со стрессом, человек, для его преодоления, |
|
|
использует собственные стратегии (копинг-стратегии)на основе |
|
имеющегося у него личностного опыта (личностных ресурсов или копинг- |
|
ресурсов). Устойчивые способы защитно-совладающегоповедения, а также |
|
личностные особенности, выступающие в качестве ресурсов |
|
психологического преодоления трудностей формируются в подростковом |
|
возрасте, и значительную роль в формировании механизмов психологической |
|
адаптации у подростков играют детско-родительскиеотношения. Одни |
|
воспитательные стили формируют активные функциональные копинг- |
|
стратегии (стратеги разрешения проблем и поиска социальной поддержки) и |
|
развивают определенные личностные и средовые копинг-ресурсы,которые |
|
являются психологическими факторами устойчивости к стрессу и |
|
сохранения здоровья. Другие воспитательные стили определяют развитие |
|
неконструктивных способов совладания с трудными жизненными ситуациями |
|
и повышают индивидуальную чувствительность к стрессу. |
ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙПОДРОСТКОВ И ХАРАКТЕРА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Исследовательская работа проводилась в г. Славянске-на-Кубанина базе общеобразовательной средней школы № 5. В исследовании приняли участие 43 учащихся9-гокласса в возрасте15-16лет, из них 22 мальчика, 21 девочек. Мы изучали учащихся обычной общеобразовательной школы, с широким кругом взрослых и сверстников, так как мы стремились исследовать самые разнообразные формыкопинг-поведенияи отношений подростков.
Для достижения цели исследования, мы использовали комплекс психодиагностических методик. В результате исследования было установлено, что дети подросткового возраста имеют широкий арсенал
базисных и ситуационно-специфическихкопинг-стратегий.
Диагностика базисных стратегий преодолевающего поведения проводилась с помощью методики «Индикаторкопинг-стратегий».Наиболее характерным является средний уровень стратегии «разрешения проблем» (65,1%) и низкий уровень стратегии «избегания проблем» (88,35%), т.е. у подростков преобладает поведение, которое отличается активностью,
сознательностью, целенаправленностью. (рис.1)
Рис.1. Распределение базисных копинг-стратегийподростков по разным уровням использования у подростков
Тест Э.Хейма (табл. 1) и опросник«Способы копинга» ( табл.2) позволили изучить способы совладания с повседневными стрессовыми ситуациями. Чаще
всего подростки используют стратегию «Дистанцирование» (76,75%) уменьшая значимость ситуации, а также в недостаточной степени применяют когнитивные стратегии преодоления трудностей (39,5%), использование которых базируется на личностных ресурсах индивида и тесно связано с коммуникативной эффективностью, низкий уровень которой преобладает среди подростков (51,2%).
Выявлено, что подростки в сложных условиях чаще всего не решают, а приспосабливаются к сложившейся ситуации. Таблица1
Результаты исследования копинг-стратегийподростков дифференцированных по основным сферам психической деятельности
Стратегии |
по основным |
|
|
Вариант копиг-поведения |
|
|
|
сферам |
психической |
|
|
|
|
|
|
деятельности |
|
|
Адаптивные |
Относительно адаптивные |
Не адаптивные |
||
|
|
|
|||||
|
|
n |
% |
n |
% |
n |
% |
Когнитивные стратегии |
16 |
37,2 |
10 |
23,3 |
17 |
39,5 |
|
Эмоциональные стратегии |
23 |
53,5 |
8 |
18,6 |
12 |
27,9 |
Поведенческие стратегии |
17 |
39.5 |
20 |
46,5 |
6 |
14 |
Таблица 2
Результаты исследования ситуационно-специфических
Ситуационно- копинг-стратегийВариантподростковкопинг-поведенияспецифическая стратегия
|
|
Адаптивный |
Пограничный |
Напряженный |
||
|
n |
% |
n |
% |
n |
% |
Конфронтационный копинг |
15 |
34,9 |
22 |
51,15 |
6 |
13,95 |
Дистанцирование |
6 |
13,95 |
33 |
76,75 |
4 |
9,3 |
Самоконтроль |
3 |
7 |
23 |
53,5 |
17 |
39,4 |
Поиск социальной |
11 |
25,6 |
23 |
53,5 |
9 |
20,9 |
поддержки |
|
|
|
|
|
|
Принятие ответственности |
7 |
16,28 |
24 |
55,82 |
12 |
27,9 |
Бегство-избегание |
5 |
11,6 |
27 |
62,8 |
11 |
25,6 |
Планирование решения |
3 |
7 |
26 |
60,5 |
14 |
32,5 |
проблемы |
|
|
|
|
|
|
Положительная переоценка |
2 |
4,6 |
23 |
53,5 |
18 |
41,9 |
Презентация на тему: Для исследования определенных свойств личности, выступающих в качестве психологических ресурсов стрессопреодолевающего поведения подростков
Для исследования определенных свойств личности, выступающих в качестве психологических ресурсов стрессопреодолевающего поведения подростков использовалась психосемантическая методика «Личностный дифференциал».Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования структурных особенностей личности подростков
Фактор |
|
|
Уровень выраженности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
низкий |
|
средний |
|
высокий |
|
n |
% |
n |
% |
n |
% |
Оценка |
7 |
16,3 |
23 |
53,5 |
13 |
30,2 |
Сила |
18 |
41,9 |
24 |
55,8 |
1 |
2,3 |
Активность |
22 |
51,2 |
17 |
39,5 |
4 |
9,3 |
Уровень самоуважения, уверенности – тревожности и экстраверсии – интроверсии является важным показателем в исследовании копинг-поведения.Среди испытуемых преобладает инровертированная направленность личности, что говорит о необщительности, замкнутости и пассивности.
Полученны гендерные различая в проявлении копинг-поведенияподростков, статистически значимые различия по степени выраженности базисной стратегии «поиск социальной поддержки» (уровень значимости p ≤ 0,05) у юношей и девушек (рис. 2).
Рис. 2. Распределение показателей использования стратегии «поиск социальной поддержки» с разным уровнем использования по гендерному признаку
Для изучения особенностей взаимодействия родителей и детей в восприятии подростков и выявление доминирующей родительской стратегии использовался опросник «Взаимодействие родительребенок». Нами были изучены стили родительского воспитания и сложившаяся в семье ситуация с точки зрения подростков. Выявлены доминирующие стратегии родительского отношения: требовательность, автономность, сотрудничество, последовательность.
Результаты представлены в таблице 4.
Высокий уровень требовательности отмечают 56% подростков, чем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка. Автономность, т.е. низкий уровень контролирующего поведения по отношению к подростку у 46,2% родителей, это может означать, что ребенка часто предоставляют самому себе, низкий контроль может быть следствием безразличия к ребенку, возможно, является проявлением доверия к ребенку или стремлением родителей привить ему самостоятельность. Высокий уровень сотрудничества между родителями и детьми отмечают 51,1% подростков. Последовательность родителей в своих требованиях, отношении к ребенку, применении наказаний и поощрений отмечают 46,5% подростков
Таблица 4
Результаты исследования особенностей взаимодействия родителей и детей с позиции подростков
Компонент стиля воспитания |
|
|
Уровень выраженности |
|
|
|
|
|
низкий |
|
средний |
|
высокий |
|
n |
% |
n |
% |
n |
% |
Нетребовательность- |
3 |
7,0 |
16 |
37 |
24 |
56 |
требовательность |
|
|
|
|
|
|
Мягкость-строгость |
8 |
18,6 |
25 |
58,1 |
10 |
23,3 |
Автономность-контроль |
20 |
46,2 |
19 |
44,2 |
4 |
9,3 |
Эмоциональная дистанция- |
4 |
9,3 |
20 |
46,5 |
19 |
44,2 |
близость |
|
|
|
|
|
|
Отвержение-принятие |
19 |
44,2 |
22 |
51,1 |
2 |
4,7 |
ребенка |
|
|
|
|
|
|
Отсутствие сотрудничества- |
3 |
7,0 |
18 |
41,9 |
22 |
51,1 |
сотрудничество |
|
|
|
|
|
|
Несогласие-согласие |
2 |
4,7 |
27 |
62,7 |
14 |
32,6 |
Непоследовательность- |
9 |
20,9 |
14 |
32,6 |
20 |
46,5 |
последовательность |
|
|
|
|
|
|
Авторитетность родителя |
8 |
18,6 |
19 |
44,2 |
16 |
37,2 |
Удовлетворенность |
6 |
14,0 |
25 |
58,1 |
12 |
27,9 |
отношениями |
|
|
|
|
|
|
Установление зависимости между копинг-стратегиямиподростков и ведущими стратегиями родительского отношения было осуществлено нами путем сравнения и выявления значимых различий с помощью r- критерия Спирмена. Анализ корреляционых связей позволил сделать следующий вывод: междукопинг-поведениемподростков и воспитательными стратегиями существует положительная зависимость. Коэффициент корреляции составил от 0,981 до 0, 995 (уровень значимости p ≤ 0,01).
Полученные взаимосвязи показателей доказывают, чтокопинг-стратегииподростков развиваются в зависимости от типа родительских отношений, т.е. особенности взаимодействия родителей и детей оказывают влияние на качественное своеобразиекопинг-стратегийподростков.
Результаты исследования возрастных особенностей копингповедения подростков позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы развития копинг-стратегийподростков. Так каккопинг-стратегииявляются результатом приобретенного опыта, то системакоррекционно-развивающейработы может существенно влиять на развитие конструктивныхкопинг-стратегийповедения подростков и должна быть направлена как на формирование активного адаптивногокопинг-поведения,так и на оптимизацию детскородительских отношений.
Проведенное нами исследование в целом подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи.