Содержание
Введение……………………………………………………….…………..3
Глава 1. Педагогические условия развития творчества дошкольников в обучении декоративной росписи дошкольников.
1.1. Народное декоративно-прикладное искусство как основа творческого развития детей дошкольного возраста……………….……….…6
1.2. Методика знакомства детей с декоративным искусством……….9
Глава 2. Разработка цикла НОД по декоративному рисованию старших дошкольников.
2.1. Диагностика исходного уровня развития детского декоративного творчества……………………………………………………………………….14
2.2. Формирующий цикл НОД по развитию декоративного творчества старших дошкольников…………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………….21
Приложение
Введение
Народное декоративное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров — гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.
Народное декоративно искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, в формировании творческих основ личности. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги: Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.
Творчество — не новый предмет исследования, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества остается актуальной и на современном этапе. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.
Значение дидактических игр для развития личности ребенка-дошкольника
... отношения с людьми. Значение дидактической игры для развития дошкольника За всю историю человеческой цивилизации сложились многие ... сложившихся традиций на рода, — народные игры. Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. ... дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, ...
Народное искусство — это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как А.В. Бакушинский [1], Н.А. Горяева [4], Л.В. Шевчук [12], Н.П. Сакулина [10], А. Мелик-Пашаев [8], Т.С. Комарова [7] и другие. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности дошкольника, источником чего является народное искусство.
До сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно предоставлена в практике воспитания детей. Увлекаясь народными росписями, воспитатели исключают большой раздел работы по декоративному искусству, связанный с созданием композиции, свободно заполняющей плоскость листа.
В своем исследовании я попытаюсь решить проблему одностороннего подхода к развитию детского творчества в декоративно — прикладном искусстве, направленного только на народные промыслы, что не обеспечивает полностью творческого самовыражения ребёнка.
Объектом исследования является декоративное детское творчество в целом, а предметом выступает сам процесс его развития.
Целью работы является выявление педагогических условий развития детского декоративного творчества.
Гипотеза исследования — это предположение о том, что для успешного развития детского декоративного творчества необходимо создать следующие условия:
сочетать знакомство с традиционными народными росписями с выполнением симметричных и асимметричных композиций на разных формах;
спланировать серию творческих заданий, направленных на создание декоративных композиций, свободно располагающихся на плоскости листа;
придать творческим заданиям игровой характер.
Задачами исследования я поставила следующие:
1. изучить имеющуюся литературу по проблеме развития детского декоративного творчества;
2. проанализировать имеющиеся диагностики адаптировать их в соответствии с целями своего исследования.
3. разработать диагностику по определению уровня развития детского декоративного творчества и апробировать её;
4. разработать серию творческих заданий.
Методами исследования я выбрала анализ искусствоведческой, педагогической и художественной литературы; наблюдение, педагогический эксперимент, метод математической обработки результатов исследования, анализ детских работ.
Теоретической значимостью исследования выступает приведение в систему материала по развитию детского декоративного творчества. Наибольшую практическую ценность я вижу в создании собственной диагностики, серии творческих заданий, которые могут быть использованы студентами, воспитателями ДОУ, руководителями изостудий.
Развитие способностей младших школьников
... эстетическая позиция в области литературного творчества). Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы за ...
Глава 1. Педагогические условия развития творчества дошкольников в обучении декоративной росписи дошкольников
1.1. Народное декоративно-прикладное искусство как основа творческого развития детей дошкольного возраста
Одной из задач воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров.
Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.
Т.С. Комарова считает, что «возможны несколько путей в изучении художественных способностей. Один из них связан с аналитическим подходом к проблеме. Задача исследователя в этом случае — выделение отдельных компонентов, результативных для развития данной способности» [7, 52].
Второй путь — это выделение специальных психологических компонентов способностей, в данном виде психологии неизвестных. Например, рассматривается глазомер как свойство способностей архитектора и художника или эмпатии, как компонент способности к сценическому перевоплощению.
Третий путь предполагает выделение в деятельности отдельных операций или ситуаций, в которых, возможно, будет преимущественно проявляться то, что называется «психологической квалификацией».
Возможен и синтетический подход к изучению художественных способностей: можно направить усилия на поиски взаимосвязи между компонентами способностей. При этом способности изучаются как целое, хоть и состоящее из компонентов, но не сводимое к их сумме.
Б.М. Теплов в статье «Способности и одарённости» понимает под способностями индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. К способностям относятся лишь такие особенности, которые имеют отношение к успеваемости выполнения какой-либо деятельности. Он считает, что к способностям нельзя отнести такие проявления, как вспыльчивость, вялость, медлительность, память и т.п. Способности, считает Теплов, не могут быть врождёнными. В основе способностей «лежат некоторые врождённые особенности, задатки». Способности существуют только в развитии, а создаются и развиваются они только в процессе деятельности [12].
В современной психологии сформулированы различные теоретические и методические подходы к исследованию и формированию способностей человека, два из которых наиболее значимы. В соответствии с одним способности человека рассматриваются как предпосылка успешности обучения, как совокупность личностных и других особенностей человека, позволяющая ребенку более успешно овладевать новой системой знаний и усваиваемых видов деятельности, решать творческие задачи. В соответствии с другим подходом способности составляют результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов интеллектуальной деятельности, которые и обеспечивают возможности успешного решения новых задач в данной системе знаний или в данном виде деятельности. Каждый из подходов имеет свои методологические и теоретические основания. Первый предполагает, что способности в большей степени составляют основу индивидуальных различий между людьми, второй — основывается на положении о принципиальной значимости содержания и методов организации обучения и воспитания для развития и формирования способностей. Для исследовательских целей в каждом из подходов сформулированы специальные проблемы. Однако для педагогической психологии и для педагогической практики неправомерно противопоставление одного подхода другому, противопоставление или игнорирование способностей как предпосылок успешного обучения способностям как результату обучения.
Периоды развития теории управления
... Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов ... разработал тарифную систему оплаты труда. Принципы научного управления: научный обор рабочего, обучение и изучение рабочего, специализация работы, важность побудительных мотивов зарплаты, справедливое распределение ...
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту. Н.П. Сакулина [9], выделяет несколько этапов развития:
1. Первый этап — игровой.
На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятии и увлечений.
Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-……..