4973 особенности формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте

Содержание

Введение 5

1. Особенности развития детей дошкольного возраста 7

2. Межличностные отношения в дошкольном возрасте 14

2.1 Сущность межличностных отношений в психологии 14

2.2 Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте 18

3. Способы формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте 34

Заключение 45

Список использованной литературы 46

Введение

В дошкольном возрасте ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно — родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка наиболее плодотворным образом идет формирование познавательных процессов и к моменту поступления ребенка в школу все основные виды познавательных процессов уже должны быть сформированы, хотя бы в начальном виде. Об этом говорят такие ученые как Е.А. Аркин, Л.И. Божович, Л.Н. Галигузова, В.В. Котелевская и др. Психологические особенности дошкольника рассматривали в своих работах такие исследователи: В.С. Мухина, В.В. Котелевская, Т.Б. Анисимова, А.Н. Гвоздев, Л.Ф. Обухова, Н.С. Пантина и т.д.

Значительное место в процессе формирования личности ребенка дошкольного возраста занимает формирование умений общения с разными категориями людей, формирование межличностных отношений в коллективе. Данной проблеме посвящены труды

Таким образом, темой исследования стала проблема: «Межличностные отношения детей дошкольного возраста, особенности их формирования».

Цель работы: изучить в теории и экспериментально доказать особенности формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте.

20 стр., 9955 слов

Особенности общения детей со сверстниками старшего дошкольного возраста

... особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Объект нашего исследования - общение дошкольников. Предмет исследования - процесс общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Гипотеза: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста ... Монологическое общение предусматривает межличностное общение неравноправных, не ... из его отношений к другим людям; ...

Объект исследования: межличностные отношения.

Предмет исследования: процесс формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте.

Для достижения цели исследования нами были определены следующие задачи:

1 охарактеризовать особенности развития детей дошкольного возраста;

2 рассмотреть особенности формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте;

3 проанализировать условия, способствующие формированию межличностных отношений в дошкольном возрасте.

Методы исследования, применяемые в работе: анализ психолого-педагогической литературы.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении психолого-педагогических материалов по проблеме формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте.

1. Особенности развития детей дошкольного возраста

В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период с 3 до 7 лет.

С 3 до 7 лет ребёнок овладевает склонениями, спряжениями глаголов. В этот период формируется регулятивная функция речи, т.е. использование речи для регуляции собственного поведения [1;5].

Одновременно с развитием речи интенсивно развивается мышление ребёнка. В период прддошкольного детства оно определяется преобладающей ролью восприятия, ведущей предметно-орудийной деятельностью ребёнка и носит наглядно-действенный характер, т.е. это мышление, в котором отражение сущностных связей и отношений предметной действительности осуществляется в процессе манипулирования, выполнения действий с реальными объектами. В рамках этой формы мышления формируются предпосылки для более сложной формы – наглядно-образного мышления, когда осуществление какого-либо действия может происходить без участия практических действий, только в плане представлений, оперируя только образами. В начале образное мышление ребёнка ещё связанно с конкретными предметами и их свойствами, однако уже появляется возможность выйти за пределы непосредственно воспринимаемого. Ребёнок младшего дошкольного возраста решает задачи с помощью внешних ориентировочных действий, т.е. находит решение методом проб и ошибок (наглядно-действенное мышление), тогда как в среднем дошкольном возрасте он уже после ознакомления с несколькими вариантами решения способен решить задачу в уме, без предметных действий. Мышление уже не связанно только с практическими предметными действиями и непосредственным восприятием, становится наглядно-образным. Наглядно-образное мышление – одно из основных новообразований дошкольного возраста, здесь оно формируется и переживает свой расцвет. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления происходит в тесной связи с формированием логического мышления, основы которого закладываются в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка уже возможно логическое построение рассуждения в том случае, когда речь идёт о знакомой ситуации. Однако познание действительности, её существенных связей и зависимостей происходит главным образом но основе наглядно-образного мышления – полнее использованы возможности этого возрастного периода, чем лучше развиты элементарные формы мышления ребёнка -–наглядно-действенное и наглядно-образное, тем легче происходит переход к более сложным формам мышления, в том числе логическому, понятийному [15;23].

6 стр., 2517 слов

59 Психологическая характеристика дошкольного возраста. особенности ...

... что важнейшим психическим новообразованием, возникающим к концу дошкольного возраста, является соподчинение мотивов. На протяжении всего дошкольного возраста присутствуют 4 основных мотива: игровой, мотив, ... речи. 9.развитие ориентировки составляет сущность развития всех познавательных функций в дошкольном возрасте. 10. развитие речи. Происходит практическое овладение языком, речь становится ...

Всё развитие ребёнка обусловлено общением с близкими взрослыми. В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребёнком знаний и опыта, накопленных человечеством, где носителем этого опыта, накопленных человечеством, где носителем этого опыта на первых порах выступает близкий взрослый.

Посредством общения взрослые (прежде всего родители) оказывают влияние на ребенка. Пути этого влияния могут быть различными. Во-первых, важно то, чего взрослый воспринимается ребёнком как субъект, как личность, как представитель общества. В дошкольном возрасте, особенно у старших дошкольников, в общении преобладает личностный мотив. Во-вторых, взрослый оказывает влияние на реб1нка тем, часто ставит перед ним задачи на познание или овладение какими-либо действиями. Выполнение задачи, как правило, получает одобрение или неодобрение, подкрепляется или не подкрепляется. Это отношение, оценка взрослого также включены в рамки общения и являются одним из путей воздействия на ребёнка.

Кроме того, общение ребёнка со взрослым оказывает влияние на саму сферу общения, овладение ребёнком речью, на развитие личности и самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.

Общение ребёнка со взрослым имеет принципиальную особенность, отличающую его от общения детей друг с другом. В диаде ребёнок – взрослый ведущая, доминирующая роль принадлежит взрослому. Именно cлова и поступки взрослого определяют характер и дальнейшее развитие его взаимодействия с ребёнком, и именно ошибки взрослого, как правило, являются причинами возникающих между ребёнком и взрослым конфликтов. Дефицит общения со взрослыми на ранних этапах развития отрицательно сказывается не только на умственном развитии ребёнка, но и на развитии его личности в целом. Недостаток внимания со стороны родителей, игнорирования ребёнка могут привести к невротизации, психическим и психосоматическим заболеваниям, глубоким личностным нарушениям.

В процессе психического развития ребёнка его общение со взрослыми развивается и проходит ряд этапов. Психолог М. И. Лисина рассматривает общение как особую коммуникативную деятельность, в основе которой лежит потребность в общении и содержание которой меняется на каждом возрастном этапе [21; 42].

Первой формой общения, возникающей в онтогенезе (в 2 – 6 мес), является ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребёнка в доброжелательном внимании взрослых. Это общение занимает место ведущей деятельности в младенческом возрасте. Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес до 3 лет), где основной потребностью выступает потребность в сотрудничестве в рамках основной ведущей деятельности периода раннего детства – предметно-орудийной деятельности. Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения – внеситуативно-познавательный, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), в основе её лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и задуматься над более общими, более сложными вопросами. Однако возможности его ещё ограничены и единственным источником знаний, позволяющим получить ответы на волнующие вопросы, становится взрослый. К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно-личностностная, которая возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Как отмечает М. И. Лисина, эта форма общения тесно связанна с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребёнок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных отношений, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье на работе родителей и т.д. [21; 44].

10 стр., 4817 слов

Невербальные средства общения в управленческой деятельности

... надежна, поскольку каждый человек уникален, однако может пригодиться в практической деятельности. Поскольку описывать большое число нечетко отграниченных каналов несловесной коммуникации неудобно, ... каждый дополняет, уточняет, корректирует другие. Принято выделять следующие функции невербальных средств общения: . Функция "усиления" - невербальные средства могут подчеркивать, регулировать или даже ...

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра ребёнка, которая имеет важное значение для его психического развития. Как отмечал Д.Б. Эльконин, основным мотивом деятельности ребёнка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Однако ребёнок ещё мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить своё стремление – это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребёнок начинает всё точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносить свою позицию и позицию взрослого; на основе этого у него возникает новый социальный мотив – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

Кроме вышеназванных значений игры, можно отметить также следующие:

Сюжетно-ролевая игра влияет на преодоление «познавательного эгоцентризма», когда ребенок не способен отграничить свою точку зрения от чужой, что приводит к господству только своего мнения. В процессе игры ребенок научается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивает моральные и нравственные нормы; происходит первоначальное формирование этических инстанций и моральных чувств ребенка, когда он начинает усваивать основные правила взаимоотношений между людьми и уже может оценить свои поступки как плохие или хорошие.

В процессе игры происходит развитие произвольного поведения, которое связано с постепенным подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребенка поведение и мнение, оценка взрослого.

Кроме того, в дошкольном возрасте происходит развитие таких продуктивных видов деятельности, как рисование, лепка, конструирование; закладываются основы трудовой деятельности: самообслуживание, помощь дома, в детском саду. Дошкольное детство – это возраст, в котором проявляются начальные формы учебной деятельности, когда ребенок уже может обучаться с помощью взрослого, но только когда обучение ведется соответственно уровню его психического развития и с учетом ведущей деятельности ребенка [51; 147].

В процессе развития ребёнка-дошкольника происходит изменение его мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы носят характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. К концу дошкольного возраста мотивы ребёнка существуют в виде обобщённых намерений, начинается осознавание мотивов, формируется первичная иерархия мотивов. Появление и развитие в этот период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия развития личности ребёнка. Если в раннем дошкольном возрасте лишь закладываются основы иерархии мотивов, то к семи годам фактически происходит её формирование.

15 стр., 7432 слов

Нравственное развитие детей дошкольного возраста в современной психологии

... каким образом происходит нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста, какие именно факторы влияют на нравственное развитие детей, и как ... Считается, что только с тринадцатилетнего возраста у ребенка начинает развиваться истинная нравственность. То есть, у подростка ... процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности. В ...

Постепенно сфера общения ребенка расширяется и он начинает вступать в контакты не только со взрослыми, но и с другими детьми, чаще всего со сверстниками. Такое общение занимает все более важное место в жизни ребенка [20; 46].

В этом возрасте происходит быстрый рост и физическое развитие ребенка, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики руки. Ребенок начинает все лучше обращаться с карандашами, пластилином, ножницами, его движения становятся все более четкими, точными и аккуратными. К концу дошкольного возраста рука ребенка практически готова к обучению письму.

В целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребенка, ведущая деятельность, общение со взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире [5; 98].

При переходе от дошкольного к школьному возрасту происходят очевидыне изменения в характере и поведении ребенка, появляется нарочитость, ребенок начинает манерничать, капризничать и т.д. Этот период получил название кризиса семи лет, который также называют кризисом непосредственности. Л.С. Выготский указывал, что «самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка», т.е. ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, понимать сам себя. Перестраивается сам характер переживаний, они начинают приобретать смысл для ребенка. Благодаря этому у него возникают новые отношения к самому себе, строящиеся как раз на основе обобщения переживаний. Подчеркивая позитивную сторону кризиса семи лет, Л.С. Выготский отмечает такие новообразования этого периода, как самолюбие и самооценка, возникающие уже в обобщенном виде именно в период перехода от дошкольного возраста к школьному [15; 29].

Таким образом, в период дошкольного детства ребенок проходит путь от сознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.

2. Межличностные отношения в дошкольном возрасте

2.1 Сущность межличностных отношений в психологии

Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения. Такие отношения охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: 1) восприятия и понимания людьми др…

5 стр., 2271 слов

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

... Сост. И.В.Дубровина. – М.: Академия, 1998. – 313 с. 21. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. – М.: ... возраста. Более половины детей 1-3-х лет оказываются неготовыми к детскому саду. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями – дети начинают ...

**************************************************************