ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ЛОГИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПИАЖЕ)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1 Главные черты логики ребенка 4

1.1Что такое логика ребенка? 5

1.2 Как дети образуют математические понятия 5

1.2 Теория Дооперационального Мышления 14

2. Трудности осознания и нарушение равновесия мыслительных операций 15

3. Неспособность к логике отношений и узость поля наблюдения 16

4. Неспособность к синтезу 16

5. Синкретизм 17

6. Трансдукция и нечувствительностьк противоречию 17

8. Модальность детской мысли, интеллектуальный реализм и неспособность к формальному рассуждению 19

9. Предпричинность у ребенка 20

Глава 2 Эгоцентризм детского мышления 21

Вывод 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

ВВЕДЕНИЕ

Детская логика это немаловажный аспект современного общества. Данная проблема интересует преподавателей, воспитателей и родителей детей дошкольного возраста. Наверное, каждый человек, которому приходилось общаться с маленькими детьми, задавался вопросом «Почему он так рассуждает?». Этот вопрос заинтересовал и нас. В настоящее время вопрос детской логики достаточно широко освящен в психологической и психолого-педагогической литературе.

В данной работе мы постараемся раскрыть основные черты детской логики, почему она отличается от мировоззрения взрослых людей, и исследовать до какого возраста в современном обществе сохраняется детская логика описанная Жаном Пиаже.

В нашей работе мы акцентируем внимание на детях возрастного периода с 3-х до 7-8 лет. Так как в данный период ярче всего проявляется необычность детского мышления и рассуждения.

Цель данной работы анализ литературы раскрывающей идеи Ж. Пиаже о детской логике. В исследовательской части мы намеревается выяснить, до какого возраста в современном обществе сохраняется особенная и неповторимая логика детей. Мы предполагаем, что в результате информационного прогресса границы проявления логического мышления опустились и уже в более раннем возрасте мышление и рассуждение становятся похожими на привычные взрослые.

19 стр., 9247 слов

Особенности взаимосвязи процессов мышления и общения у детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа Особенности взаимосвязи процессов мышления и общения у детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение Глава I. Теоретическое исследование особенностей взаимосвязи процессов мышления и общения у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 1.2 Психологическая характеристика и особенности мышления в старшем дошкольном ...

Логическое мышление детей дошкольного возраста разительно отличается от логики принятия решения осмысленного взрослого человека. Основной смысл логики — поиск истины и доказательство данного, поиск решений. На основе исследований Пиаже мы продемонстрируем логическое мышление детей 3-7 лет, приведем примеры заключенных детьми выводов, на основе тестов автора, проследим развитее мышление дошкольника до более осмысленного и сознательного возраста.

Важность данного исследования неоспоримо, так как оно позволяет увидеть развитее ребенка как личности и на основе тестов проследить логику его действий, принимаемых решений, заранее предугадать его поведение в зависимости от окружающей обстановке воздействующих на него факторов.

ГЛАВА 1 Главные черты логики ребенка

«…Философские размышления привели Пиаже к мысли, что логика не врождена изначально, а развивается постепенно, и что именно психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики. Уже первые факты из области психологии, полученные Пиаже в экспериментах с детьми по стандартизации так называемых «рассуждающих тестов» К. Берта, подтвердили эту его идею. Полученные факты показали возможность исследования психических процессов, лежащих в основе логических операций. С тех пор центральная задача Пиаже состояла в том, чтобы изучить психологические механизмы логических операций, установить постепенное возникновение стабильных логических целостных структур интеллекта. Возможность прямого исследования проблем логики соответствовала первым философским интересам Пиаже. Изучение «эмбриологии интеллекта» совпало также и с его биологическими интересами. [3]

Ребенок вовсе не маленький взрослый человек, у него есть свои нужды и свой склад ума, приспособленный, к эти нуждам. Современные работы, посвященные языку и рисункам детей, неоднократно выделяли правильность такого взгляда. Карл Гроос в своей теории игры основательно подкрепил это утверждение, а Клапарет его широко развил в функциональном аспекте. И так, пора, думается, задать себе следующий вопрос: если мысль ребенка разниться от всякой другой интересами, которые ей управляют, равно как и способами выражения, то не отличается ли она так же с чисто логической точки зрения своей структурой и функционированием? Это-то мы и пытаемся показать теперь, хотя бы схематически, не входя в детальное обсуждение явления.

3 стр., 1353 слов

Логика развития лагерной смены 2

Смена в ДОЛ делится на 3 периода, каждый из которых своеобразен по своей направленности и содержанию. Организационный период Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ...

Собранные материалы могут быть сгруппированы по известным рубрикам: эгоцентризм мысли, интеллектуальный реализм, трудность производить логическое умножение и т.д. И так вот в чем вопрос: составляют ли эти явления некоторое бессвязное целое, т.е. обязаны ли они своим существованием ряду случайных и отрывочных причин, не имеющих связи между собой или они образуют связное целое и таким образом представляют свою особую логику? Очевидно, что истина посередине: ребенок обнаруживает свою оригинальную умственную организацию, но развитие ее подчинено случайным обстоятельствам.

1.1Что такое логика ребенка?

Как говорил Пиаже «что такое логика как не искусство доказывать?»

1. Четко сформулировать данное понятие, наверное, может каждый, но обратимся к научным источникам. Итак, определения:

— Логика (греч. logik ), наука о приемлемых способах рассуждения.2

— «ЛОГИКА ж. греч. наука здравомыслия, наука правильно рассуждать; умословие.3

Можно найти множество определений слова «ЛОГИКА», все они говорят о том, что это наука. Что же понимается под логикой в быту? В жизни часто можно встретить фразы «женская логика» или «логично» сделать то или иное. Существует ли в действительности «женская логика»? Логика, как таковая, в жизни большинства людей воспринимается как искусство доказать свою точку зрения другому человеку, рассуждать о какой либо проблеме приводя предложения и связывая их между собой.

Как же выглядит логика у детей? чем она отличается от логики взрослых? и многие другие вопросы мы затронем в нашей работе и постараемся на них ответить.

И так что же такое логика ребенка рассмотрим на примере формировании математического понятия у детей

1.2 Как дети образуют математические понятия

Это большая ошибка — думать, что ребенок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно. Настоящее понимание приходит только с его опытом.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Это можно показать на простом опыте. Ребенка 5 или 6 лет родители легко могут научить называть числа от 1 до 10. Если выложить 10 камешков в ряд, ребенок может правильно их сосчитать. Но если выложить камешки в виде более сложной фигуры или нагромоздить их кучей, он уже не может считать их с постоянной точностью. Хотя ребенок знает названия чисел, он еще не уловил существенной идеи числа, а именно, что число объектов в группе остается тем же, «сохраняется» независимо от того, как их растасовать или расположить.

С другой стороны, мы часто обнаруживаем, что ребенок 6 или 7 лет спонтанно образовал понятие числа, хотя до этого его не учили считать. Если ему дать 8 красных и 8 синих кусочков картона, он установит, располагая их попарно «1» к «1», что число красных такое же, как и число синих, и что обе группы остаются равными по числу независимо от формы, которая им придается.

Опыт с соотнесением «1» к «1» полезен и для изучения того, как у детей развивается понятие числа. Выложим ряд из 8 красных кусочков на расстоянии около сантиметра друг от друга и попросим наших маленьких испытуемых взять из ящика столько же синих кусочков. Реакции детей будут зависеть от возраста, и мы можем наметить три стадии развития.

Ребенок в возрасте 5 лет и моложе будет выкладывать синие кусочки так, чтобы сделать ряд точно такой же длины, как и красный ряд, при этом красные кусочки он кладет вплотную друг к другу, а не на расстоянии. Он думает, что число остается тем же, если длина ряда такая же.

В возрасте около 6 лет дети переходят на вторую стадию; они кладут один синий кусочек против каждого красного и получают правильное число. Но это вовсе не всегда означает, что дети приобрели понятие о самом числе. Если мы раздвинем красные кусочки, сделав расстояние между ними более значительным, то шестилетний ребенок будет думать, что теперь в более длинном ряду больше кусочков, хотя мы и не изменили их число.

В возрасте от 6 до 7 достигают третьей стадии: теперь они знают, что, будем ли мы сдвигать или раздвигать ряд, число кусочков в нем остается тем же, что и в другом ряду.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

В другом сходном опыте ребенку дают 2 сосуда одинаковой формы и размера и просят вынимать одновременно обеими руками и класть в другие 2 сосуда бусинки: синюю бусинку -……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

детская логика

1. Жан Пиаже: теория эксперименты, дискуссии: сборник статей // Ж. Пиаже Главные черты логики ребенка. — 2001. с. 46-72

2. Ж. Пиаже Суждение и рассуждение ребенка / Ред. перевода Вал.А. Лукова, Вл.А. Лукова. — СПб: СОЮЗ. 1997. — 282 с.

3. Обухова Л.Ф. Концепция Пиаже за и против. М.,1981

4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Спб., 1994

5. Пиаже Ж., Инхельдер Б., Психология ребенка. Спб.,2003на All

6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967.

7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1979.

8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии.- М., 1991.

9. Марцинковская Т.Д. Генетическая психология Жана Пиаже. — М., 2005best.ru

10. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. — М., 1986

11. Теория Пиаже. История зарубежной психологии. — М., 1986

12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989

13. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века.- М., 1996.