Основные классификации характера и их особенности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА

1.1 Понятие о характере. История его изучения

1.2 Структура характера человека

2. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ ХАРАКТЕРА И ИХ ОСОБЕННОСТИ

2.1 Конституционный подход

2.1.1 Типологическая модель характера по Э. Кречмеру

2.1.2 Типологическая модель характера по У. Шелдону

2.2 Психоаналитический подход. Типологическая модель характера по З. Фрейду

2.3 Социально-психологический подход

2.3.1 Типологическая модель характера по Э. Фромму

2.3.2 Психологические типы по К.Г. Юнгу

2.4 Психиатрический подход к типологии характера

2.4.1 Типологическая модель характера по К. Леонгарду

2.4.2 Типологическая модель характера по А.Е. Личко

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема характера и его развития имеет давнюю историю и принадлежит к самым сложным в психологии. Вместе с тем это и извечно новая проблема, потому что возникает постоянно с рождением ребенка, с появлением нового поколения и непременными заботами, связанными с его воспитанием. По отношению к человеку раскрыть его характер означает показать, какие устойчивые существенные черты или особенности ему присущи, отличают его от других людей, подчёркивают его индивидуальное своеобразие, определяют поведение в целом, отношение к себе и другим людям, к деятельности и обществу, дают возможность предусмотреть, как он поступит в тех или иных ситуациях или при определённых обстоятельствах.

Характер играет основную роль в раскрытии содержания внутреннего мира человека, в нем проявляется его «Я», его жизненная позиция. В характере сущность личности достигает своего яркого и полного проявления. И хотя личность не сводится только к характеру, знать характер — по сути, знать личность. В жизни люди так и делают. Они строят свои личные отношения на основе знания характера друг друга, т. е. знания того, что их объединяет, а что разъединяет.

Характер — одно из самых ценных достояний личности. В общении людей его жизненное значение огромно. Человека с плохим характером стерегутся и избегают, так как он способен создать трудности и конфликтные ситуации там, где для них нет оснований, постоянно усложняет разрешение повседневных вопросов. Благожелательный человек привлекает, вызывает доверие и уважение к себе, является авторитетом и примером поведения для других. Он становится для других наглядным мерилом морального совершенства. С ним легко преодолеваются жизненные трудности, разрешаются проблемы, улаживаются конфликты, достигается взаимопонимание. Он способен предоставить бескорыстную помощь и всегда с оптимизмом смотрит в будущее.

5 стр., 2298 слов

Психолого-типологические подходы к комплектации команды

Типологические подходы к комплектации команды Восходят к идеям ... поводу функциональной модели типа. Соционический тип (социотип, тип информационного метаболизма, ТИМ, психотип) человека — это тип психики человека, который ... . Интуитивно-логический интроверт. Критик Научно-исследовательская деятельность прикладного характера: программирование; математика и физика; макроэкономика; концептуальный анализ ...

Ознакомление с классификациями характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям. Стремясь утвердить свою человеческую сущность, человек совершенствует свои качества. Самоанализ и самопознание есть первый и необходимый путь к самоусовершенствованию. Знание типологий характеров помогает человеку узнать себя, определить, на что он способен, самоутвердиться среди окружающих, найти смысл жизни.

Характер — это совокупность стойких индивидуальных особенностей личности, которые формируются и оказываются в деятельности и общении, предопределяя типовые для индивида способы поведения. Действуя на основе общих интересов, одинаковых взглядов, мотивов, люди проявляют в поведении индивидуальные особенности. Так, они могут быть покладистыми или твердыми, решительными или нерешительными, уверенными или скованными, замечания могут выражать в мягкой, доброжелательной или грубой форме и т.п.

Степень разработанности проблемы. Среди исследователей, которые занимались изучением характера можно выделить И.П. Павлова, Э. Кречмера, А.Ф. Лазурецкого., А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, Д.Я. Райгородского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и пр.

Попытки построения типологии характеров неоднократно делались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них предложена еще в начале нашего века немецким психиатром и психологом Э. Кречмером, а также нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. Аналогичные попытки осуществили психологи П.Б. Ганнушкин, М. Фрамер, О.В. Кербиков, В. Шелдон, Э. Фромм, К. Леонгард, Г.К. Ушаков, А.Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется достаточно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более-менее стойкий.

9 стр., 4378 слов

Объектные и субъектные признаки человека-индивида и понятие о нём

... структуры личности. Поэтому индивидуализация приводит к обнаружению талантов и незаурядных характеров человека. В свою очередь, они проявляются в своеобразном стиле поведения и ... также диадными, семейными и стадными формами сосуществования. К понятию «индивид» прибегают в исследованиях зависимости психической деятельности от телесной организации чело­века. В ...

2. Те сочетания личных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Объектом исследования курсовой работы является характер человека.

Предмет исследования — особенности современных классификаций характера человека.

Цель исследования — раскрыть сущность понятия «характер», ознакомиться с проблемой его развития, изучить различные типологии характеров.

Основные задачи:

1. Рассмотреть понятие о характере и историю его изучения.

2. Изучить структуру характера человека.

3. Дать характеристику основным классификациям характера.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, прогнозирование и моделирование; синтез.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 17 источников. Основной текст работы изложен на 29 страницах.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА

1.1 Понятие о характере. История его изучения

Проблема характера и его развития имеет давнюю историю и относится к сложным вопросам в психологии. Начало ее постановки и разработки приходится на время Древней Греции и связано с именами Платона, Протагора, Теофраста, Аристотеля.

Определяя понятие «характер», следует отметить, что оно трактуется в психологии неоднозначно. Во-первых, имеются трудности в различении характера и темперамента, поскольку до сих пор сложно установить, что является свойствами темперамента, а что является результатом прижизненных «наслоений», то есть относится к свойствам характера. Еще больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия «характер» и «личность», поскольку в психологической литературе эти понятия или часто отождествляются и используются как синонимы, или характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура, или наоборот, личность понимается как специфическая черта характера и т.д.

Каждому человеку, кроме динамики действий, которая проявляется в темпераменте, кроме направленности действий, присущи существенные особенности, которые влияют на его деятельность и поведение. Об одних говорят, что они трудолюбивые, дисциплинированные, хорошие, застенчивые, смелые, веселые, альтруистические, коммуникабельны, а о других — ленивые, хвастливые, неорганизованные, честолюбивые, самоуверенные, нечестные, эгоистичны. Подобные черты проявляются у людей настолько ярко и постоянно, что определяют собой типичный вид личности. Такие психологические особенности личности называют чертами характера. Именно они отражают существенные свойства человека, в совокупности отражают сущность понятия «характер» Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. — СПб.: ЛНПП «Облик», 2011. — С. 10..

2 стр., 941 слов

Качества и черты личности лидера

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности: · доминантность — умение влиять на подчиненных; · уверенность в себе; · эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять ...

«Характер» — слово древнегреческого происхождения и в переводе означает «чеканка», «печать», «шаблон». Сначала он обозначал инструмент для того, чтобы делать чеканки, штамп, клеймо. По образу печати или отпечатка определялась, например, ценность монеты. В Древней Греции образ чеканки начал применяться и к человеку, сначала для определения черты его лица, а затем — особенностей поведения человека Барташев А. В. Диагностика темперамента и характера. — К.: PSYLIB, 2011. — С. 21..

Действительно, характер, с одной стороны представляет собой отражение воспитания и деятельности, которые формируют человеческую личность. Жизнь «чеканит» характер человека, а с определенного момента человек сам начинает «ковать» свой характер. В этом, собственно говоря, и заключается сущность самовоспитания.

Понятие «характер» было введено коллегой Аристотеля Теофрастом для определения свойств человека. Характер — это совокупность постоянных индивидуально-психологических свойств человека, которые проявляются в его деятельности и общественном поведении, отношении к коллективу, другим людям, труду, окружающей действительности и к самому себе Основы психологии: Практикум / Ред. — сост. Л.Д.Столяренко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2010. — С. 154..

Характер человека можно понять только в его общественной деятельности, общественных отношениях. О характере человека мы делаем вывод и по тому, как он мыслит и ведет себя при разных обстоятельствах, какого он мнения о других людях и о самом себе, каким образом части ведет. Знать характер человека очень важно. Это дает возможность предсказать, как он будет себя вести при определенных условиях, чего от него можно ожидать, как он будет выполнять поручения и т.п.

3 стр., 1033 слов

ВОПРОС ╣ 14 Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства

... Ко второй группеотносятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. 4. Черты характера и отношения личности Характер человека определяется его отношением к: 1. коллективу и ... . В психологии характера, наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуации характера». Акцентуация характера– это усиление отдельных черт характера, при ...

Идеи о психологическом различении людей возникли еще в эпоху ранней античности и обуславливались общественными потребностями. Так, греческий рабовладелец, покупая раба, внимательно осматривал его внешность для того, чтобы определить физическую работоспособность невольника. Однако рабовладельца интересовали и психические черты раба — будет ли он послушным, сдержанным, покорным и трудолюбивым. Поэтому именно в Древней Греции зарождается и возникает визуальная психодиагностика — теория различения черт характера человека на основе его внешности Маклаков П. А. Общая психология: Учеб. пособие. — М.: Наука, 2010. — С. 92..

Позже философы и психологи, объясняя и классифицируя человеческие характеры, главными факторами их формирования считали особенности тела. Так, Аристотель совершал попытки определять черты характера человека, отождествляя его внешность с животными — например, если человек имел толстый бычий нос, то считался ленивым, форма львиного носа означала важность, тонкие и редкие волосы, как у зайца, показывали трусость и т. п.

В Средневековье наиболее известным стал исследователь характера И. Лафатер, основавший целую теорию — френологии, которая изучала черты характера человека по форме его черепа. Согласно идеям френологии череп делился на 27 участков, выпуклая форма которых говорила о выраженности определенной черты характера или способности человека, а вогнутая — об отсутствии или слабой степенью развития признака. Популярность этой теории подорвала нелепая смерть Лафатера — его зарезал солдат-мародер. Основателя френологии упрекали, что будучи прославленным диагностом характеров людей, он не смог распознать собственного убийцу. Хотя взгляды френологии сегодня отрицаются официальной наукой, учеными была заимствована идея о функциональном распределение не черепа, а головного мозга Столяренко Л.Д. Основы психологии. — 5-е изд., доп. и перераб. — Ростову-на-Дону: Феникс, 2010. — С. 211..

На сегодня ученые несколько скептически относятся к диагностике черт характера на основе внешности человека, психологи-практики выбирают для этого многочисленные стандартизированные и проективные тесты. Ученые работают над изучением вопросов формирования характера, проявлений национального характера, проблемы гармоничности структуры и проявлений характера.

В психологии существует несколько подходов к объяснению соотношения естественного и приобретенному в характере человека. Согласно первому подходу, характер сводится к сумме темперамента и конституционных отличий, то есть обусловливается лишь наследственностью. Второй подход видит зависимость характера лишь от условий жизни и социализации личности, не находя в нем место для биологических предпосылок. Более объективным признан в отечественной психологии третий подход, согласно которого характер следует рассматривать как сплав типа высшей нервной деятельности человека и определенных временных нервных связей в коре головного мозга, что образуются под воздействием жизненного опыта Петровский А.В. Теоретическая психология: учеб. пособие по направлению и специальности «Психология»/А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2011. — С. 143..

1.2 Структура характера человека

Характер как одна из существенных особенностей психического состава личности является целостным образованием, которое характеризует человеческое «Я» как единственное целое. Понимание характера как единства его черт не исключает выделение в нем отдельных ланок с целью более глубокого познания его сущности.

Определить структуру характера значит выделить в нем ведущие компоненты, без которых целостность характера представить нельзя.

В структуре характера необходимо различать содержание и форму. Содержание характера личности определяется общественными условиями жизни и воспитания. Поступки человека всегда чем-то мотивируются, на что-то или на кого-то направляются. Но по форме намерения, стремлению реализуются по-разному. Это зависит и от обстоятельств, ситуаций, в которых находится человек, и от особенностей его характера, прежде всего, от темперамента.

В структуре характера выделяют такие его компоненты: направленность; убеждение; умственные черты; эмоции; волю; темперамент; полноту; целостность; определенность; силу Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. уч. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 5-е изд. — М.: Владос., 2010. — С. 237..

Направленность является ведущей в структуре характера личности. Она проявляется в выборочном позитивном или негативном оценочном отношении к поступкам и деятельности людей и самого себя Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб: Питер, 2010. — С. 173..

Убеждения — знание, идеи, взгляды, которые являются мотивами поведения человека, становятся чертами его характера и определяют отношение к действительности, поступки, поведение. Убеждения проявляются в принципиальности, неподкупности и правдивости, требовательности к себе. Человек с твердыми убеждениями способен приложить максимум усилия для достижения цели, отдать, когда нужно, свою жизнь ради общественных дел. Беспринципным людям, карьеристам эти черты характера не свойственны Там же. — С. 174..

Умственные черты характера проявляются в рассудительности, наблюдательности, умеренности. Наблюдательность и рассудительность способствуют быстрой ориентации в обстоятельствах. Нерассудительные люди легко хватаются за любое дело, действуют под воздействием первого импульса. Умственная же инертность, напротив, проявляется в пассивности, безразличии, медленности в принятии решений или в поверхностном подходе к делам без учета их важности.

Эмоции становятся почвой таких черт характера, как вспыльчивость, избыточная или притворная сочувственность, всепрощение или грубость, «толстокожесть», нечувствительность к страданиям других, неспособность сопереживать. Моральные, эстетичные, познавательные, практические чувства благодаря мере выраженности в них эмоций могут проявляться или в экзальтации, или в спокойном, умеренном отношении к явлениям природы, искусству, поступкам людей Столяренко Л.Д. Основы психологии. — 5-е изд., доп. и перераб. — Ростову-на-Дону: Феникс, 2010. — С. 108..

Воля в структуре характера предопределяет его силу, твердость. Следовательно, воля, как считают, является стержневым компонентом сформированного характера. Сильная воля делает характер самостоятельным, стойким, непреклонным, мужественным, способным достигать поставленной цели. Безвольные же люди слабохарактерны.

Темперамент в структуре характера является динамической формой его проявления. Характер — это единство типологического и приобретенного при жизни опыта. Особенности условий жизни, учебы и воспитания формируют разнообразное по содержанию индивидуальное отношение к явлениям окружающей действительности, но форма проявления этого отношения, динамика реакций личности определяются ее темпераментом. Одни и те же убеждения, взгляды, знания люди с разным темпераментом проявляются своеобразно относительно силы, уравновешенности и подвижности действий Там же. — С. 109..

Выделяя в характере его структурные компоненты, нужно иметь в виду, что характер — это совокупность всех его структурных компонентов. Каждый структурный компонент характера: направленность, интеллект, эмоции, воля, темперамент интегративно проявляются в известной мере как в каждой черте характера, так и в характере в целом. Поэтому нельзя говорить о мировоззренческих, интеллектуальных, эмоциональных, волевых чертах характера. Характер как своеобразное стойкое, целостное отношение личности к разным аспектам действительности может быть стойким или неустойчивым, полным, целостным, определенным или невыразительным. Полнота характера — это всестороннее развитие основных его структурных компонентов.

2. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ ХАРАКТЕРА И ИХ ОСОБЕННОСТИ

2.1 Конституционный подход

2.1.1 Типологическая модель характера по Э. Кречмеру

Попытки построения типологии характеров неоднократно имели место на протяжении всей истории психологии. Одна из наиболее ранних и известных типологий является конституциональная модель характера по Э. Кречмеру. Э. Кречмер выделил и описал три типа строения тела человека, которые часто встречаются: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из этих типов Кречмер связал с особым типом характера Барташев А. В. Диагностика темперамента и характера. — К.: PSYLIB, 2011. — С. 159..

Астенический тип, по Кречмеру, характеризуется слабым развитием всех основных составляющих организма — скелета, мышц, жирового покрова, люди этого типа обычно невысокого роста, худые и физически слабые. Астеникам Кречмер приписывал такие черты характера как аналитический ум, склонность к углубленному самоанализу, любовь к философии, к точным наукам, к религии, ограниченный круг общения, склонность к затворничеству, относительное равнодушие к окружающим людям, слабо выраженная эмоциональность Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. — Самара: Издательский Дом «Бахрах — М», 2011. — С. 243..

Пикнический тип отличается средним ростом, средне развитым скелетом, хорошо развитыми жировым покровом и внутренними полостями организма, а также слабо развитыми мышцами. О таком человеке говорят, что он статный и довольно упитанный, но физически слабый. Пикники, по Кречмеру, являются достаточно эмоциональными людьми, коммуникативными, имеющими склонность к разного рода искусствам: живописи, музыки, театру, литературе. Они любят повеселиться, развлечься, получать от жизни удовольствие, часто является душой различного рода компаний Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. — Самара: Издательский Дом «Бахрах — М», 2011. — С. 245..

Третий тип, атлетический, отличается средним или высоким ростом, хорошо развитыми мышцами, большой физической силой и гармоничной фигурой. Атлетики — это люди с достаточно сильной волей, настойчивы, целеустремленны, упрямы. Какими-либо другими способностями они, по Кречмеру, не отличаются Там же. — С. 246..

Во время своих исследований Кречмер обнаружил, что тип телосложения коррелирует с наклонностями к определенным психическим заболеваниям. Так, маниакально-депрессивным психозом чаще всего страдают люди с крайне выраженными чертами пикника, к шизофреническим заболеваниям более склонны атлетики и астеников. Первых он назвал циклотимиками, вторых — шизотимиками. Исходя из этого, было выделено шесть конституционных типов в зависимости от того, имеет ли циклотимик тяготение к полюсу веселья или грустному настроению, а шизотимик — к полюсу чувствительности или холодности.

Циклотимики:

1. Гипоманики: крайне подвижные, веселые.

2. Синтонные: практические реалисты, одаренные юмористы.

3. Тяжелокровные: медленные, подвержены депрессии.

Шизотимики:

4. Гиперастеники: раздражительные, нервные, нежные, самоуглубленные, идеалисты.

5. Шизотимные (среднее положение): хладнокровно-энергичные, систематически-последовательные, спокойные, аристократические.

6. Анестетики: холодные, нервные, чудаки, аффективно-слабые, бездельники Психология. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Академ-А, 2009. — С. 358..

2.1.2 Типологическая модель характера по У. Шелдону

Выводы Э. Кречмера не в полной мере подтвердились при экспериментальной проверке. Так профессор У. Шелдон из Чикагского университета (США), попытался классифицировать своих студентов по теории Э. Кречмера. Он обнаружил, что лишь 112 из них вписываются в определенные параметры, другие 288 остались в группе неопределенных (диспластики).

Сам же У. Шелдон выдвинул собственную конституциональную теорию личности, которая приобрела более широкое распространение, чем ее предшественницы Барташев А. В. Диагностика темперамента и характера. — К.: PSYLIB, 2011. — С. 175..

За основу выделения типа телосложения У. Шелдон положил названия трех зародышевых листков, образующихся из бластулы. Когда бластула начинает делиться, она переходит в гаструлу, стадию зародышевого развития, на которой вырастают три зародышевых листка — эндоморфный (внутренний), мезоморфный (средний), эктоморфный (внешний) — каждый из которых ведет к образованию одной из трех основных систем организма: системы жизнеобеспечения (кровеносной, лимфатической, пищеварительной, дыхательной, гормональной систем), опорно-двигательной (скелет и мышцы), системы управления (ГМ и НС).

Опираясь на это, он выделил следующие типы строения тела:

— эндоморфный тип — отличается большими внутренними органами и слабым строением тела с избытком жира;

— мезоморфный тип — присуща хорошо развитая система мышц, крепкое и стройное тело, большая физическая стойкость и сила;

— эктоморфный тип — организм слабый и тонкий, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов. Конечности длинные, тонкие, со слабыми мышцами Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2009. — С. 336..

На основе трех выделенных типов телосложения У. Шелдон выделил и три типа темперамента, которые назвал по типу телосложения: висцеротоническим (у эндоморфа), соматотоническим (у соматотоника), церебротоническим (у эктоморфа) (табл. 1).

Таблица 1.

Классификация типов характера по теории У. Шелдона

Висцеротонический

Соматотонический

Церебротонический

1

расслабленность в осанке и движениях

уверенность в осанке и движениях

заторможенность в движениях, скованность в осанке

2

любовь к комфорту

любовь к приключениям

некоммуникативнисть, социальная заторможенность

3

жажда похвалы и одобрения

эмоциональная черствость

скрытность, эмоциональная сдержанность

4

легкость в общении и выражении чувств

скрытность в чувствах, но выразительность в поступках, экстраверсия

интроверсия

5

коммуникативность

агрессивность

любовь к одиночеству

6

тяга к людям в тяжелые минуты

склонность действовать в тяжелых ситуациях

склонность к размышлениям в трудные минуты

7

ориентация на семью, детей

ориентация на юношеские виды деятельности

ориентация на поздние периоды жизни

Таким образом, У. Шелдон и Э. Кречмер развивали в своих трудах идею о прямой связи психологических особенностей человека со строением его тела. Современные исследователи менее категоричны в оценке связи строения тела и поведения человека, но в целом подтверждают наличие определенных взаимосвязей между конституциональными и психологическими особенностями человека.

2.2 Психоаналитический подход. Типологическая модель характера по З. Фрейду

В психоаналитической концепции З. Фрейда структура черт характера основывается на четырех основных стадиях психосексуального развития. Согласно психоаналитической трактовке, индивид проходит четыре основные стадии психосексуального развития, содержание которых определяется основным источником удовольствия для организма. Однако, если благополучное прохождение стадии развития не произошло и индивид будто бы застрял на ней, происходит то, что З. Фрейд назвал «фиксацией». Именно фиксации индивида на той или иной фазе психосексуального развития и формирует структуру характера в психоаналитической интерпретации Абрамова Г.С. Практическая психология. — Екатеринбург: «Деловая книга», 2011. — С. 164..

Первую стадию Фрейд назвал «оральной» и отнес ее к периоду от рождения до 1 года, когда именно рот является источником основных взаимодействий младенца с окружающим миром. Если происходит «оральная фиксация», то у человека формируется «оральный характер».

Фрейдом определены два типа характера при фиксации на этой стадии: орально-пассивный и орально-агрессивный. При орально-пассивном характере человек весел и оптимистичен, ожидает «материнского» отношения к себе, характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью и чрезмерной зависимостью. Орально-агрессивный характер выражается в таких чертах как любовь к спорам, пессимизм, циничноме отношении. Этому типу свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения своих нужд Основы психологии: Практикум / Ред. — сост. Л.Д.Столяренко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2010. — С. 293..

Вторая стадия начинается в возрасте 18-ти месяцев, продолжаясь до третьего года жизни и называется «анальной». Это — стадия приучения ребенка к самостоятельному пользованию горшком. В этой стадии приучения к туалету ребенок учится разграничивать требования Ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями).

З. Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии. В результате фрустации в этот период возможно формирование анально-удерживающего типа личности (во взрослом возрасте он чрезвычайно скуп, методичен, пунктуален и упрям).

Второй результат этой анальной фиксации — тип анально-выталкивающий (склонность к разрушению, беспокойству, импульсивности и жестокости) Основы психологии: Практикум / Ред. — сост. Л.Д.Столяренко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2010. — С. 294..

Третья стадия, фаллическая, связана с первичными интересами ребенка к своим гениталиям и актуализируется в возрасте от 3 до 6 лет. Этот период характеризуется психологической половой идентификацией. Согласно З. Фрейду, фиксации на данной стадии приводит к формированию «Эдипова комплекса» у юношей, а у девушек — к «комплексу Электры», в основе которых лежат ревность к родителям своего пола и решение этого конфликта путем идентификации себя с родителями своего пола. «Фаллическая фиксация» формирует ярко выраженную маскулиннисть или фемининность в структуре характера мужчины и женщины. Иными словами, гипертрофированная подчеркнута «женственность» или «мужество» является результатом фиксации на этой стадии Там же. С. 295..

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя вызывающе, они хвастливы и опрометчивы, добиваются успеха, характеризуются «донжуанским» стилем поведения. Фаллическая фиксация у женщины приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям.

2.3 Социально-психологический подход

2.3.1 Типологическая модель характера по Э. Фромму

Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, автор этой типологии характеров вывел следующие их основные типы:

1. «Мазохист-садист» — человек, склонный видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины социальных событий не в обстоятельствах, а в людях. Пытаясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который кажется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если причиной являются другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переработкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и других людей до крайнего состоянию. Особенно опасен для окружающих такой тип тогда, когда он получает над ними власть: он их начинает терроризировать, исходя из «благих намерений» Аронсон Э. Психологические законы поведения человека в социуме: [Пер. с англ.] /Эллиот Аронсон, Тим Уилсон, Робин Эйкерт. — СПб.: Нева, 2011. — С. 416..

Люди-мазохисты проявляют тенденции унижать себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые бесполезны обвинения и пытаются взять вину на себя, даже если они невиновны. Интересное наблюдение Э. Фромма, что в этом типе людей вместе с мазохистскими наклонностями почти всегда ощущаются и садистские. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, получать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью Там же. — С. 417..

2. «Разрушитель» характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, который вызывает фрустрацию, крушение надежд у данного человека. К разрушительности как средству решения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, испытывающие чувство тревоги и бессилия, ограниченные в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают как основные силы, разрушающие старое, в том числе и культуру Петровский А.В. Теоретическая психология: учеб. пособие по направлению и специальности «Психология»/А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2011. — С. 251..

3. «Конформист-автомат» — индивид, который, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными проблемами, беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тип мышления и способ поведения, присущий большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность. Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без проблем меняет свои убеждения, если обстоятельства этого требуют, не особо задумываясь о моральной стороне подобного поведения. «Конформист-автомат» — это тип сознательного или бессознательного приспособленца Там же. — С. 252..

Предложенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей стране или имеющих место в прошлом.

2.3.2 Психологические типы по К.Г. Юнгу

Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг разработал типологию характеров, в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и классифицировал всех людей по преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный тип).

Экстравертивный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, как магнит, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, коммуникабельность Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. — СПб.: ЛНПП «Облик», 2011. — С. 24..

Для интровертов характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым он придает большую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, сложности в адаптации Там же. — С. 25..

В зависимости от доминирующей психической функции К.Г. Юнг выделяет по 4 типа личности (мыслительный, ощущающий, чувствующий, интуитивный) как в интровертивном, так и в экстравертивном типе. К.Г. Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувства) и иррациональные (интуиция и чувство) (табл. 2).

Таблица 2.

Классификация типов характера по К.Г. Юнгу

рациональные

иррациональные

экстраверты

экстравертивный мыслительный

экстравертивный ощущающий

экстравертивный чувствующий

экстравертивный интуитивный

интроверты

интровертивный мыслительный

интровертивный ощущающий

интровертивный чувствующий интровертивный интуитивны

Экстравертивный мыслительный тип — человек, пределяющий решающую силу объективной действительности, или, соответственно, ее объективно ориентированной интеллектуальной формуле. В лучшем случае, мыслители-экстраверты становятся государственными деятелями, адвокатами, учеными практиками, уважаемыми академиками, успешными антрепренерами. Они великолепны в организации любого дела, будь то проект на бумаге, повседневная жизнь или деловая встреча. Обладая чувством реальности, они вносят ясность в эмоциональные ситуации. Иногда — оппортунист, извращенец, строгий учитель, не терпящий разногласий Практическая психология: Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной. — М.: Издательство АСВ, 2012. — С. 176..

Экстравертивные ощущающие типы обычно очень добродушны и легко находят друзей. Они быстро оценивают требования внешней ситуации и с готовностью жертвуют собой для других. Такие люди буквально «излучают» атмосферу теплого одобрения. Создается впечатление, что он хорошо приспособлен к внешним условиям и общественных ценностей.

Экстравертивный чувствующий тип выискивает те объекты, — и людей, и ситуации, — которые сильно возбуждают ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Ахиллесовой пятой этого типа является интровертивная ситуация. Все, что не является фактическим, что невозможно увидеть, услышать, понюхать, до чего нельзя дотронуться, мгновенно попадает под подозрение. Все, что приходит изнутри, кажется нездоровым или патологическим. Наиболее неприятной чертой этого типа является чрезмерная погоня за ощущениями. В своих крайних проявлениях, люди этого типа становятся грубыми искателями удовольствий, беспринципными эстетами, вульгарными гедонистами Практическая психология: Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной. — М.: Издательство АСВ, 2012. — С. 178..

Экстравертивный интуитивный тип постоянно изыскивает новые возможности, области для завоевания и подчинения. Существующие ситуации интересны для него не очень долго; интуитивам быстро надоедают «вещи, как они есть». У людей этого типа тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее. Он никогда не находится в условиях устойчивых и хорошо обоснованных, имеющих общепризнанную, но ограниченную ценность. Поскольку он всегда находится в поисках новых возможностей, то в устойчивых рутинных условиях он рискует «задохнуться». Но крайне выраженные интуитивы находятся абсолютно вне влияния мыслей или чувств, как своих собственных, так и других людей Там же. — С. 180..

Интровертивные мыслители, как правило, не являются практически мыслящими, они склонны быть теоретиками. Этот тип склонен проявлять безразличие к мнению других. Самым слабым местом этого типа является экстравертивные чувства и экстравертивные ситуация. Таких людей могут считать невнимательными к другим и высокомерными, но те, кто поймут и примут проницательный ум, оценит их дружбу очень высоко. В поисках своих идей, они обычно упрямы, неподатливым влияниям Практическая психология: Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной. — М.: Издательство АСВ, 2012. — С. С. 181..

Люди интровертивного ощущающего тип этого типа очень часто образуют этический костяк группы; не раздражая других моральными или этическими поручениями, они сами несут в себе такие правильные стандарты этических ценностей, которые они незримо эманируют, тем самым положительно влияя на окружение. Этот тип не стремится себя проявлять. Его мотивы, если таковые имеются, в большинстве случаев остаются глубоко спрятанными. Интровертивный ощущающий тип несет в себе загадочную атмосферу независимости, самостоятельности Там же. — С. 182..

Интровертивный чувствующий тип напоминает высокочувствительную фотографическую пленку. Физическая чувствительность к объектам и другим людям включает каждую малейшую тень и деталь: как они выглядят, как они чувствуют прикосновение, их вкус и запахи. Для людей этого типа характерна пассивность, разумная сдержанность, чрезвычайная чувствительность. Интровертивные чувствующие типы часто бывают художниками, писателями и скульпторами, поскольку имеют способность вносить жизненные картины в живопись или литературу. Люди этого типа больше всего подвержены негативному фантазирование о том, что может произойти с их семьей или «с человечеством». Они также подвержены инсайтам Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. — СПб.: ЛНПП «Облик», 2011. — С. 33..

Интровертивный интуитивный тип имеет удивительную способность через интуицию искать будущие, еще не проявленные возможности и ситуации. Но их интуиция направлена внутрь, следовательно, такие люди, прежде всего, оказываются среди пророков, поэтов, художников. На более светском уровне люди этого типа склонны быть мистическими мечтателями. Этот тип особенно склонен пренебрегать своими физическими потребностями.

2.4 Психиатрический подход к типологии характера

2.4.1 Типологическая модель характера по К. Леонгарду

За последние годы в практической психологии, в основном, благодаря усилиям К. Леонгарда (Берлинский университет им. Гумбольта) и А.Е. Личко (Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева), сформировались представления о наиболее ярких, предельно выраженные или акцентуированных чертах характера. В психологическую практику было введено понятие «акцентуация». Крайние проявления отдельных черт характера и их сочетание, являются предельными нормами проявления характера и называются «акцентуация». Различные комбинации чрезмерно усиленных черт создают различные типы акцентуации. За пределами акцентуации начинается дисфункция характера — психопатия, которая вредит адаптации человека к социальной среде и приводит к конфликтам Маклаков П. А. Общая психология: Учеб. пособие. — М.: Наука, 2010. — С. 326..

Одной из таких типологий акцентуаций характера является типология немецкого психиатра Карла Леонгарда. Изучая характер и поведение взрослых, он выделил следующие виды акцентуаций:

1. К гипертимному типу относятся лица, которым свойственна повышенная контактность, многословие, четкая определенность жестов, мимики, энергичность, оптимизм, повышенная конфликтность, некоторая легкомысленность, негативное отношение к жесткой дисциплине. Плохо переносят жестокую дисциплину, монотонную работу, одиночество.

2. К дистимному типу относятся лица, которым характерны серьезность, добросовестность, правдивость, справедливость. Но у таких людей доминируют пессимистические настроения, некоторая пассивность и индивидуализм.

3. Циклоидный тип характеризуется постоянной сменой и перепадами настроения, благодаря чему люди такого типа могут выглядеть как лица с гипертимным характером, если у них повышенное настроение, или как люди дистимным характером, если настроение у них подавленное.

4. К возбужденному типу относятся лица, которым присуща низкая контактность в общении, мрачность, склонность к конфликтам, занудство, замедленность вербальных и невербальных реакций, в спокойном состоянии — добросовестность, аккуратность, любовь к животным и маленьких детей, при эмоциональном возбуждении — слабый контроль за поведением, раздражительность.

5. Застревающий тип характеризуется типичной умеренностью в общении, занудством, склонностью к морализаторству, неразговорчивостью, стремлением к высоким показателям, повышенными требованиями к себе, уязвимостью, мстительностью, повышенной требовательностью к близким и к подчиненным.

6. Лица, принадлежащие к педантичному типу, подвержены формальным требованиям, занудливые, но вместе с тем добросовестные, аккуратные, надежные, и малоконфликтные.

7. Тревожный тип характеризуется неуверенностью в себе, минорным настроением, малоконтактностью в общении, тщательностью, дружелюбием, но некоторой беззащитностью.

8. Человек, который принадлежит к эмотивному типу, отличается добротой, сострадание, повышенным чувством ответственности, ограниченным кругом общения, слишком высокой чувствительностью;

9. Лицу демонстративного типа свойственны легкость в общении, стремление к лидерству, стремление к власти и поощрениям, умение приспосабливаться к людям, склонность к интригам, артистичность, оригинальность в мышлении и действиях, эгоцентризм, блудливость, хвастовство;

10. Лица, принадлежащие к экзальтированному типу, склонны к высокой контактности, многословию, влюбчивости, неконфликтности, альтруистичности, изменчивости настроения.

11. Интровертивный тип — лица, которые отличаются недостаточной контактностью, одиночеством, слабыми связями с другими людьми, принципиальностью, упрямством, ригидностью мышления, значительной приверженностью собственным идеям, позициям.

12. Экстравертивный тип, в отличие от интровертивного, характеризуется высокой контактностью, широким кругом знакомств, неконфликтностью, отсутствием стремления к лидерству, тщательностью, легкомыслием, страстью к развлечениям Барташев А. В. Диагностика темперамента и характера. — К.: PSYLIB, 2011. — С. 118-120..

2.4.2 Типологическая модель характера по А.Е. Личко

Акцентуация характера, по А.Е. Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психике и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб: Питер, 2010. — С. 321..

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.Е. Личко, выглядит так:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются непоседливостью, общительностью, склонностью к озорству. Любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда и название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайне переменчивым настроением. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например, кем-то случайно брошенное слово, чей-то неприветливый взгляд. Поведение подростков такого типа во многом зависит от сиюминутного настроения. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих.

4. Астеноневротический тип. Подростки, принадлежащие к этому типу, характеризуются повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сенситивный тип. Этому типу свойственна повышенная чувствительность ко всему. Подростки сенситивного типа не любят больших компаний, азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях, из-за чего часто вызывают впечатление замкнутости в себе. Они отличаются послушанием и проявляют большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности в общении со сверстниками, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга. Они разборчивы в выборе друзей, проявляют большую привязанность к дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, самоанализу и оценкам поведения других людей. Подростки-психастеники, однако, нередко бывают сильные только на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — с поспешностью действий, принимаемых в такие моменты, когда именно требуется осторожность и благоразумие.

7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Такие подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают одиночества или компании взрослых. Шизоиды нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Внутренний мир шизоидов зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего, их сверстникам.

8. Эпилептоидный тип — подростки часто плачут, испытывают терпение родителей, особенно в раннем детстве. Такие дети любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль «властелина». В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позированию. Истероиды тяжело переносят, когда в их присутствии хвалят товарища, когда другим уделяется больше внимания, чем им. Для таких подростков характерны претензии на особое состояние привилегированности среди сверстников, влияние на окружающих с целью привлечь к себе как можно больше внимания, поэтому очень часто выступают в роли вожаков. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа проявляют повышенную склонность и тягу к развлечениям, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

12. Конформный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Подростки этого типа обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — «быть, как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни сделал, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2009. — С. 419..

Как правило, при правильном воспитании акцентуации сглаживаются, компенсируются. Но при сложных психогенных ситуациях, длительном воздействии на «слабые места» характера, акцентуации могут не только стать основой для острых аффективных реакций, а может стать условием развития психопатии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие «характер» — одно из самых противоречивых и слабо разработанных в психологии. Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретённых особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

— к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

— к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);

— к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);

— в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер имеет четкое психологическое назначение. Своеобразно объективируя направленность, он, наряду с темпераментом и способностями, открывает человека как индивидуальное и социальное «Я», как личность для всех и самого себя. Этим, в свою очередь, стимулируются процессы самосознания и самопознания, управления поведением, самовыражения и реализации творческих возможностей. Все же это не означает, что сколько людей — столько и характеров. Характер имеет как типовые варианты, так и индивидуальные расхождения в их границах.

Формирование характера — долгий процесс, который происходит в связи со становлением видов деятельности ребёнка, усложнением соответствующих потребностей и мотивов, расширением круга осваиваемых им значений, выполнением действий, которые реализуют то или иное отношение, призванный организовать освоение индивидом духовной культуры общества, определённых социальных норм. Ребёнок не вырастет человечным, ориентированным на социальные идеалы, если ему только пояснять значения. Также будут безрезультатными принудительные действия. Необходимо наследование ребенком образцов, обозначенных определённым отношением, действий авторитетного взрослого и оценка их со стороны взрослого (одобрение, привлечение, осуждение или наказание).

Эти действия должны удовлетворить потребность в общении, мотивироваться необходимостью участия в совместной деятельности, фиксироваться в установках, приобретать форму поступков. Только так они могут способствовать воспитанию тех или иных особенностей характера ребёнка.

Характер влияет практически на все иные свойства личности, на её познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.

В нашей работе мы рассмотрели четыре основных подхода к изучению характера (конституционный, психоаналитический, психосоциальный и психиатрический), различные типологические модели, разработанные и выдвинутые известными представителями этих подходов, определили по каким факторам они разделяют типы, проанализировали и определили основные характеристики с каждого из типов.

Как вывод необходимо выделить, что знание типологий характеров помогает человеку узнать себя, определить, на что он способен, понять, что необходимо осуществлять нравственные усилия для становления себя разносторонне и гармонически развитой личностью, совершенствовать свои качества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова Г.С. Практическая психология. — Екатеринбург: «Деловая книга», 2011. — 368 с.

Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. — Пер. с анг. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. — 480 с.

Аронсон Э. Психологические законы поведения человека в социуме: [Пер. с англ.] /Эллиот Аронсон, Тим Уилсон, Робин Эйкерт. — СПб.: Нева, 2011. — 558 с.

Барташев А. В. Диагностика темперамента и характера. — К.: PSYLIB, 2011. — 368 с.

Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2010. — 1008 с.

Маклаков П. А. Общая психология: Учеб. пособие. — М.: Наука, 2010. — 547 с.

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. уч. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 5-е изд. — М.: Владос., 2010. — 585 с.

Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. — СПб.: ЛНПП «Облик», 2011. — 44 с.

Основы психологии: Практикум / Ред. — сост. Л.Д.Столяренко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2010. — 704 с.

Петровский А.В. Теоретическая психология: учеб. пособие по направлению и специальности «Психология»/А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2011. — 496 с.

Практическая психология: Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной. — М.: Издательство АСВ, 2012. — 336 с.

Психология. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Академ-А, 2009. — 512 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб: Питер, 2010. — 490 с.

Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. — Самара: Издательский Дом «Бахрах — М», 2011. — 640 с. характер фрейд астенический личность

Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. — М.: Наука, 2011. — 376 с.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. — 5-е изд., доп. и перераб. — Ростову-на-Дону: Феникс, 2010. — 436 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2009. — 608 с.

Размещено на