СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. Становление дошкольного воспитания…………………………………6
1.1. Вклад ученых педагогов в развитие дошкольного образования……………6
1.2. Детские сады Ф. Фребеля…………………………………………………………8
Глава 2. История развития дошкольного воспитания в России………………..14
2.1. Развитие дошкольного воспитания до 1940 года…………………………..14
2.2. Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны ………..19
2.3. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма…………………………………………………………….21
2.4. Современное дошкольное образование России…………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, общине, когда старшие учили, показывали, увлекали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.
С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно-экономической жизни, вызванными переходом к рабовладельческой формации, возникает потребность в создании специально организованных заведений для обучения и воспитания подрастающего поколения. Первые школы открывались при храмах, монастырях. Затем создаются школы различного типа, которые отличались целями, содержанием методикой обучения. Характер и объем обучения определялись социальной принадлежностью учеников, а также культурно-этническими традициями, существовавшими в той или иной стране.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Появились детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения «Начальная школа-детский сад», группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях.
Современное дошкольное образование детей и его психологические особенности
... развития детей дошкольного возраста. Также в этой курсовой рассматривается дошкольное воспитание детей в детском саду. Изучаются цели, программы и основные методики дошкольного образования. Анализируются проблемы дошкольного образования. 1. Определение понятия "дошкольное образование" ... что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его зависит от заботы и помощи воспитывающих ...
Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми.
Как показывает опыт, в российском образовании постоянно осуществляется поиск путей решения проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования.
В настоящее время задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей младшего школьного возраста.
Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей. В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.
Объектом данного исследования выступает дошкольное воспитание.
Предметом исследования выступает история становления и развития дошкольного воспитания в РФ.
Целью курсовой работы является изучение истории становления и развития дошкольного воспитания в РФ.
В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
— изучить вклад некоторых ученых педагогов в развитие дошкольного образования;
— рассмотреть развитие дошкольного воспитания до 1940 года;
— проанализировать дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);
— дать характеристику развитию дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма и современной России.
В качестве методологической основы исследования применялись современные методы научного познания: диалектический, сравнительный, синтетический, аналитический, системный и другие.
Теоретической основой для проведения исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, таких как Ананьев Б.Г., Столяренко Л.Д., Зинченко В.П. и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный в работе материал и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях, связанных с изучением данной темы.
Дошкольное воспитание №5, 1989
... Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с ребенком (детьми), ... Н. Я. Формирование предметно-игрового взаимодействия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных ... должен учитывать не только возраст детей, но и уровень развития каждого ребенка, его опыт жизни в детском ...
Глава 1. Становление дошкольного воспитания
1.1. Вклад ученых педагогов в развитие дошкольного образования
Один из основоположников современной системы дошкольного воспитания Ф. Фребель дал своему дошкольному заведению, открытому в 1837 в Бланкенбурге (Германия) название «детский сад». Созданные им детские сады нашли самое широкое распространение во всем мире. Основная идея Ф. Фребеля состояла в том, чтобы сделать более цивилизованной жизнь в семье, сформировать уклад жизни всей нации и повлиять на жизненные устои человечества в целом. В результате усилий последователей Ф. Фребеля вся вторая половина 19 века прошла под знаком его учения, в частности в России «фребелички» (детские сады) были заметным общественным явлением.
Педагоги России видели положительное в системе Ф. Фребеля — во внимании его к детям раннего возраста, их деятельности, системе и последовательности в играх и занятиях, создании специального дидактического материала, в организации особого типа дошкольного учреждения — детского сада.
Значительный вклад в развитие просвещения внес русский педагог К.Д. Ушинский. Его идеи о решающей роли воспитания в формировании личности человека, о значении педагогической литературы, о детстве как особом периоде жизни с присущими ему возрастными возможностями и особенностями и др. оказали большое влияние на развитие образования в России. Выдвинутый им принцип народности в воспитании определил оригинальное решение ряда важных педагогических проблем школьного и дошкольного воспитания.
Активное участие в решении вопросов обучения и воспитания принял русский писатель Л.Н. Толстой, он выступал за развитие активности и творчества детей, огромное значение придавал раннему воспитанию.
Основу современного отечественного воспитания составили идеи, высказанные отечественными педагогами и психологами (Е. И. Тихеева, Л. К. Шлягер, М. Х. Свентицкая, А. С. Симонович, Е. Н. Водовозова, Е. И. Кондрата, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, В. М. Бехтерев и др.).
В этих работах рассматриваются вопросы раннего воспитания, разработка содержания и методов работы детских садов, сенсорного воспитания и ознакомлению детей с природой, идея целенаправленного руководства психического развития ребенка со стороны взрослого (воспитателя, родителей), значение семейного воспитания, необходимость целенаправленной подготовки к обучению в школе, ценность дошкольного детства и его роль в психическом развитии взрослого человека.
Издаются монографии авторов оригинальных систем общественного дошкольного образования (Е. И. Тихеева, Л. К. Шлегер, М. Х. Свентицкая).
Развитие вопросов воспитания детей в США было связано с деятельностью Ст. Холла, который, выявил, что знают и чего не знают дети 4-8 лет; собрал и обработал десятки тысяч анкет по самым разным аспектам детской жизни, создав теорию «рекапитуляции» — суммирования возможных случаев развития. Вместо интуитивных догадок появилась вера в действительность результатов научно обоснованных наблюдений, и людям, ответственным за воспитание малышей, вменялось в обязанность следовать научным теориям. Приближение к пониманию нормального хода развития позволило корректировать воспитание детей, отклонявшихся от нормы.
Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...
... воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Свободная ... Воспитание и воспитательный процесс 2ч. Воспитание как культурно-исторический феномен. Воспитание как категория педагогики. Разнообразие понятий воспитания. Различные подходы к определению «воспитания» ...
Весомую роль в развитии еще только складывающейся научной теории советского дошкольного воспитания сыграли труды крупнейших психологов С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Р. Лурия, К. Н. Корнилова и педагогов П. Н. Груздева, Е. Н. Медынского, И. Ф. Свадковского, И. А. Каирова и др.
В послевоенные годы продолжалось развитие теор……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова. — М.: Просвещение, 2005.
2. Арапова. Н. Детская садовница// «Учительская газета», № 06 (10243) от 10 февраля 2009 года
3. Батурина Г. И. введение в педагогическую профессию, — М., 2011
4. Буторина, Т. С. История педагогики и образования: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / З. И. Васильева, Н. В. Седова, Т. С. Буторина; Под ред. З. И. Васильева. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 432 c.
5. Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А. С. Роботовой. — М., 2010
6. Вераксы Н. Е, Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
7. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательская группа «Форум» — «Инфра-М», 2008. -240с.
8. Джуринский А. Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. -375с.
9. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования: Учебник / А. Н. Джуринский. — М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. — 400 c.
10. Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуев Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С. Ф. Егорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 320с.
11. Ефремов О. Ю. Педагогика. — СПб.: Питер, 2010
12. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями: Методический аспект. (Библиотека руководителя ДОУ).
— М.: Сфера, 2005. — 80с.
13. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; Под ред. С. Ф. Егорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 520с.
14. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. педагогика и психология» / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2006. — 464с.
15. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. -420с.
16. Капранова, В. А. История педагогики в лицах: Учебное пособие / В. А. Капранова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2013. — 176 c.
17. Капранова, В. А. История педагогики: Учебное пособие / В. А. Капранова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2012. — 240 c.
18. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли. — М.,2003.- С. 90.
История развития психологии педагогического образования
... на знания общей и возрастной психологии» социологии, педагогики. Психология профессионального образования также непосредственно связана с педагогической психологией, психологией ... психологических проблем профессионального обучения. История развития психологии педагогического образования. В истории развития психологической проблематики по профессиональному образованию выделяется три периода. Каждый ...
19. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2009. -430с.
20. Мижериков В. А., Юзефавичус Т. А. Введение в педагогическую деятельность. — М., 2009.
21. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др. Под ред. Л. П. Крившенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.
22. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ П. И. Пидкасистый, В. И. Беляев, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус; под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 2010.
23. Педагогика: Учебное пособие для вузов / Авт. Сластенин В.А. и др. — М., 2009
24. Педагогика: учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.,2009
25. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бада. — М.,2003.- С. 418.
26. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 2001. -540с.