Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….5
1.1 Сущность спортивного отбора…………………………………………5
1.2 Этапы спортивного отбора…………………………………………….7
1.3 Средства и методы, применяемые при первичном отборе…………14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………19
ВЫВОД…………………………………………………………………………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Баскетбол — одна из самых популярных игр в мире, самый массовый, представительный и зрелищный вид спорта. Как престижный вид спорта, баскетбол привлекает в ДЮСШ, СДЮСШОР, спортивные секции, школы, техникумы, ВУЗы большое количество детей, подростков и юношей. Занимаясь с ними на протяжении ряда лет, тренерам за редким исключением удается подготовить баскетболиста высокого класса. Далёкий от желаемого уровень мастерства команд, во многом обусловлен просчётами в отборе и построении педагогического процесса у юных баскетболистов. Наиболее актуальной остается для тренеров проблема отбора детей на начальном этапе спортивной подготовки. Решение этой проблемы возможно лишь при творческом подходе тренера к этому процессу.
Рабочая гипотеза: в основе данного исследования лежит предположение о том, что изучение организационно-методических особенностей отбора детей для занятий баскетболом в ДЮСШ на основе применения современных мероприятий и методов отбора на ранних этапах занятия баскетболом будет способствовать предпосылкой к успешной подготовке баскетболистов высокого класса. Теоретическая значимость: Результаты исследования дополняют теорию и методику спортивного отбора в баскетболе
Практическая значимость: В условиях постоянно растущей конкуренции в спорте повышается значение отбора перспективных юношей и девушек в спортивные коллективы. Знания особенностей организационных и методических мероприятий по отбору детей в спортивные школы, а так же правильно проведённая ранняя ориентация и отбор с достаточно продуманной последующей узкоспециализированной подготовкой, способствуют повышению качества тренировочного процесса и достижению высоких спортивных результатов юных баскетболистов, тем самым повышая саму значимость отбора
Цель: Выявить организационно-методические особенности отбора детей для занятий баскетболом в ДЮСШ.
Объект исследования: детский контингент учащихся общеобразовательных школ и юные баскетболисты групп начальной подготовки ДЮСШ «Олимп» г.Коряжма. Предмет исследования: методика отбора детей для занятий баскетболом в ДЮСШ на начальном этапе тренировочного процесса.
Развитие творческого воображения детей подготовительной группы ...
... себя изучение литературных источников по выбранной теме исследования. 2. Организационный метод - организация исследования, выбор базы исследования, отбор детей в экспериментальную группу. 3. Экспериментальный метод ... широко применяемых техник на занятиях по изодеятельности нетрадиционных техник и приемов. Задачи: 1. Раскрыть особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. ...
Задачи исследования:
— рассмотреть сущность спортивного отбора;
— выделить этапы спортивного отбора;
— проанализировать этапы отбора по баскетболу в ДЮСШ «Олимп»;
— разработать авторскую анкету;
— провести социологический опрос тренеров;
— предложить меры по оптимизации спортивного отбора в ДЮСШ «Олимп» г.Коряжма.
Глава 1. обзор литературы
1.1. Сущность спортивного отбора
В трактовке А. Николич и В.М. Параносич спортивный отбор — это комплекс организационных мероприятий по выявлению способных детей для данного вида спорта или группы видов спорта. Основной целью спортивного отбора, согласно общим теоретическим представлениям, считается поиск наиболее одаренных людей, способных достичь высоких результатов в избранном виде спорта.
В связи с этим данные авторы выделяют следующие основные разновидности спортивного отбора:
— общий спортивный отбор, направленный на вовлечение возможно большего числа детей в занятия спортом и отбор моторноодаренных детей и подростков для занятий спортом в ДЮСШ. Этот вид отбора — начальный элемент всей системы многолетней подготовки спортивных резервов;
— видовой отбор, направленный на определение спортивной пригодности детей и подростков к занятиям в одном из конкретных видов спорта;
— ролевой отбор, нацеленный на определение конкретного игрового или командного амплуа юных спортсменов;
— соревновательный отбор ставит своей целью выбрать из числа равноценных кандидатов лучших и сориентировать их на выступлении в конкретном номере программы соревнований [8, с.26].
Проблемы спортивного отбора И.Г. Максименко, связывает с решением четырех исследовательских задач:
— «формирование идеала» — под этим понимается определение требований, которым должен удовлетворять спортсмен экстра-класса в соответствующем виде спорта;
— прогнозирование — прогноз может быть осуществлен на основе классификационного норматива, обеспечивающего эффективный отбор кандидатов;
— организация отбора — количество этапов отбора, их продолжительность, количество и распределение тестов на различных этапах отбора [5, с.42].
Таким образом, в науке уже сформировалось достаточно устойчивое мнение о том, что спортивный отбор — это самостоятельный вид социальной деятельности, предполагающий организованный поиск талантливой в спортивном отношении молодежи.
В.Г. Никитушкин конкретизирует основную цель спортивного отбора как разделение контингента массового юношеского и резервного спорта. Это переводит в социальном плане направленность работ по спортивному отбору в плоскость профессионального отбора, подразумевая при этом отбор резерва для спорта высших достижений [7, с.54].
Отбор и определение перспективности юных спортсменов-ориентировщиков
... видов спорта возрастные диапазоны высших достижений и начала специализации достаточно велики и равняются 8-15 годам, а возраст спортсменов не является жестким ограничителем для системы отбора, спортивной ... детей, подростков и юношей для специализации в определенном виде спорта или группе видов спорта. Начальный отбор детей в спортивные школы можно осуществлять в двух формах - в форме отсева ...
По мнению Т.Г. Артеменко, спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).
Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой. Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям [2, с.17].
А. Николич спортивный отбор относит к разновидности профессионального отбора, представляющего систему средств и методов выделения лиц, природные способности которых отвечают требованию вида спорта. Спортивный отбор, по его мнению, базируется на следующих факторах:
— знании требований вида спорта;
— научно-обоснованных критериях, их количественных характеристиках;
— апробированной процедуре отбора [8, с.27].
Обобщая сложившиеся представления, можно сформулировать основные задачи спортивного отбора:
— определение модели спортсм……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Книги, учебники, учебные пособия
1. Анискина С.Н. Методика обучения технике баскетбола [Текст]: Учебник для вузов физической культуры/ С.Н. Анискина. — М.: Физкультура и спорт, 2008. 190 с.
2. Губа, В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта/ В.П. Губа. — М.: Советский спорт, 2008. 304 с.
3. Костикова Л.В. Особенности обучения и тренировки баскетболистов [Текст]: Учебник для вузов физической культуры/ Костикова, Л.В., Шерстюк А.А., Григорович И.М. — М.: Физкультура и спорт, 2007. 360 с.
4. Максименко И.Г. Изучение традиционных подходов к построению третьего этапа многолетней подготовки спортсменов, специализирующихся в спортивных играх/ И.Г. Максименко// Физическое воспитание студентов. 2010. №3. С.42-44
5. Нестеровский Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения [Текст]: Учебное пособие/ Д.И. Нестеровский. — М.: Академия, 2010. 336 с.
6. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов [Текст]: Методическое пособие/ В.Г. Никитушин. М.: Физкультура и спорт, 2009. 112 с.
7. Николич А. Отбор в баскетболе [Текст]/ Николич, А., Параносич В. — М.: Физкультура и спорт, 2008. 144 с.
Практическое занятие № 1 Тема: Теория текста в аспекте риторики и прагматики
... – М., 1981. – Т. 40. – № 4. Основы теории текста: Учебное пособие/ Ю.Н. Земская, И.Ю. Качесова и др.; Под общ. ... ред. А.А. Чувакина. – Барнаул, 2003. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003. Новое в зарубежной лингвистике. – М., ... М., 1986. Протасова Е.Ю. Функциональная прагматика: вариант психолингвистики или общая теория языкознания?// Вопросы языкознания. –1999. – № 1. Формановская Н.И. ...
8. Портнов Ю.М. Основы подготовки квалифицированных баскетболистов [Текст]: Учебное пособие/. Портнов, Ю.М., Костикова Л.В. — М.: Физкультура и спорт, 2008. 410 с.
9. Теория и методика физического воспитания. Том 1[Текст]/ Под ред. Т. Ю. Круцевич. — М.: Олимпийская литература, 2008. 424 с.
10. Гомельский Е.Я. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. — М. Первое сентября. 2009.
11. Серова Л.К. Профессиональный отбор в спорте Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. — Москва — 2011
12. Ланда Б.X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б. X. Ланда. — М. : Сов. спорт, 2006. -208 с.
13. Сергеев О.М. Успешный тренер и профессиональная педагогическая подготовка / О. М. Сергеев, Ю. А. Макаров // Теория и практика физ. культуры. 2008. — № 8. — С. 38
14. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов вузов, обучающ. по спец. Физ. культура / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — 6-е изд., стереотип. — М. : Academia, 2008.-479 с.
15. Гужаловский А.А. Проблемы теории спортивного отбора / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. — 2008. — №8. — 24-25 с.
16. Попов А.Л. Спортивная психология / А. Л. Попов. — М.: Изд-во Флинта, 2009. — С. 128-131.
17. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков / Л.А. Семенов. — М. : Советский спорт, 2010. — 142 с
18. Шварц В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В.Б. Швариц, С.В. Хрущев. — М. : ФиС, 2010. — 246 с.
19. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова. — М., 2011.. — С. 284-287, 316-330.
20. Волков В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. — М. : ФиС, 2011. — 204 с.
21. Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, — 1999. — 374 с.