Опыт использования технологии интегрированного обучения

Курсовая работа

на тему: Опыт использования технологии интегрированного обучения

Чита, 2011

ПЛАН

Глава 1. Педагогическая психология (педагогические умения; задачи педагогической психологии; заповеди педагога)

Глава 2. Новый подход к содержанию образования (на основе статей ученых)

Глава 3. Размышления рядового учителя по вопросу содержания современного образования

Глава 4. Современные технологии, применяемые при обучении русскому языку и литературе

Глава 5. Технологии интегрированного обучения (актуальность, цели, функции)

Глава 6. Работа школьного литературно-музыкального салона

Глава 7. Практическая часть (интегрированные уроки, элективные курсы, литературно-музыкальные композиции)

Глава 1. Педагогическая психология (педагогические умения; задачи педагогической психологии; заповеди педагога)

«В современной науке все нагляднее просматривается взаимодействие двух основных тенденций ее развития: интеграции и дифференциации научных дисциплин, проблемных областей (наряду с такими тенденциями, как систематизация, иерархизация, кумулятивность).

Но в центре любого научного познания находится психология — наука о человеке». (И.Зимняя «Педагогическая психология». — М.: 2002 г., стр.7).

Вот об этом необходимо помнить всегда. В школе, как нигде больше, очень важно учитывать индивидуально-психологические особенности детей. В настоящее время выделены 13 типов акцентуации характера, каждый из которых имеет общеповеденческую специфику коммуникативного проявления (это и интеллектуальные, эмоциональные, волевые, поведенческие черты характера личности).

(И.Зимняя «Педагогическая психология». — М.: 2002 г., стр.354-355).

Любому учителю необходимо также помнить заповеди:

уважай в ученике человека, личность;

постоянно ищи возможности саморазвития и самосовершенствования;

передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях

Учитель обязан быть личностью, чтобы воспитать личность.

5 стр., 2002 слов

Глава 7. Педагогические основы социальной работы

... становле­ния личности. Источниками педагогических принципов являются идеология, гносеология, психология, передовой опыт социальной работы. В социальной работе объективно применяется множество ... социаль­ной работы. Социальные технологии носят комплексный характер. Они включают социологические, экономические, правовые, психологи­ческие, медицинские, педагогические подсистемы. Педагогические элементы ...

Быть учителем — это большая ответственность перед обществом и перед собой. Об этом тоже не следует забывать.

Школьный учитель должен обладать и определенными умениями.

А.К.Маркова выделила 9 групп основных педагогических умений.

. Умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач (обязательно при этом ориентироваться на ученика); гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения ситуации.

. Умение работать с содержанием учебного материала (новые технологии обучения), обновлять учебный предмет, устанавливать межпредметные связи — «чему учить».

. «Кого учить». Изучать состояние отдельных психических функций (памяти, мышления, речи…)

. «Как учить». Умение отбирать и применять сочетание приемов и форм обучения и воспитания; применять дифференцированный и индивидуальные подходы к учащимся.

. Умение использовать знания (психологические); передового педагогического опыта; анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей.

. Приемы, способствующие достижению высокого уровня общения. Это умение понять позицию другого, использовать демократический стиль руководства; воздействовать на ученика не прямо, а косвенно.

. Умение осознавать перспективу своего профессионального роста; определять особенности своего индивидуального стиля; укреплять свои сильные стороны; устранять слабые.

. Умение определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце года; умение осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход; стимулировать готовность к самообразованию.

. Умение оценивать воспитанность и воспитуемость школьников; видеть личность ученика в целом.

Вывод: Педагогические умения — это устойчивые системы отношений учителя и ученика.

А.Щербаков и Мудрик обобщили умения и выделили в дидактическом плане 3 основных педагогических умения:

. Переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации;

. Умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;

. Создавать новые элементы педагогических знаний и идей; конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации. (И.Зимняя «Педагогическая психология». — М.: 2002 г., стр.272).

Главное, я считаю, надо уметь ориентироваться в сложной педагогической ситуации и принимать самому верные решения. Это, конечно, сложно. Нужен опыт работы в школе, нужны хорошие знания психологии, педагогики.

Знания психологии нужны и для правильной организации урока. Как организовать внимание ребенка? Как создать интерес к содержанию обучения? Как научить мыслить, развить воображение? Все это вопросы педагогической психологии. В этом необходимо разбираться не только учителю, но и воспитателю, и родителям, и тренеру.

Задачи педагогической психологии

Педагогическая психология изучает закономерности и психологические особенности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности.

Главными задачами педагогической психологии я выделила для себя:

. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.

5 стр., 2394 слов

050100.62 «Педагогическое образование»

... «Курсовая работа» Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование профиль подготовки «Начальное образование» Квалификация выпускника бакалавр Форма обучения очная Москва, 2013 г. Цель курсовой работы - формирование умений и навыков учебно-исследовательской работы ...

. Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения).

. Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность.

. Определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности, развитие научного, теоретического мышления.

Педагогическая психология в целом изучает психологические вопросы управления процессом обучения, формирование познавательных процессов и отыскивает надежные критерии умственного развития и определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения; рассматривает вопросы взаимоотношений между учителем и учащимися.

Глава 2. Новый подход к содержанию образования (на основе статей ученых)

Каким будет наше российское образование завтра? На каких принципах должно строится образование сегодня? Вот вопросы, на которые хотел бы получить ответ любой здравомыслящий человек нашего общества.

Ответы на эти вопросы можно найти в статьях наших ученых, которые рассматривают новые подходы к содержанию образования, учитывая индивидуально-психологические особенности учащегося.

В.Ситаров и В.Грачев, профессора МГУ, в своей статье «Персонализация обучения: требования к содержанию образования», опубликованной в журнале «Alma mater» №8/2010 г., остро ставят вопрос о новых технологиях образования. Несмотря на то, что речь в статье идет о высшей школе, это, на мой взгляд, касается и образования средней школы. Авторы статьи пишут: «В наши дни (как никогда) актуальной становится задача возвращения знания (уже на новом витке цивилизованного движения) в лоно первичного целостного постижения мира, человека и того места, которое он в нем занимает. Содержание образования должно стать источником универсальных общечеловеческих знаний и смыслов, ведущих обучаемого к целостному миропониманию и нравственному самостроительству. …Человек всегда воспринимает окружающий мир целостно». («Alma mater» №8/2010 г., стр.12).

Вот на что следует обратить внимание сегодня не только преподавателей высшей школы, но и педагогу средней школы. Авторы статьи рассматривают принципы, на которых должно строится образование сегодня.

принцип — обобщенности и фундаментальности.

Содержание образования необходимо сориентировать на формирование целостного системного мировоззрения; развитие эрудиции учащихся; понимание основ мироздания и феноменологии человека. Сам по себе этот принцип отвечает онтологической сути постижения человека, присущей ему способности «схватывать» общее раньше частного. Как известно, именно фундаментальные знания ответственны за целостное восприятие мира, они дольше служат человеку, позволяя глубже понимать, раньше видеть, больше осознавать. («Alma mater» №8/2010 г., стр.13).

принцип — принцип смысловой направленности.

Этот принцип содержания обучения предполагает особое внимание к смыслопорождающему знанию, позволяющему получить ответы на предельные экзистенциальные вопросы: «К чему стремиться? Ради чего жить?»

Содержание обучения должно выстраиваться за счет знаний онтологически — смысловых, универсально-ценностных, позволяющих обратиться к подлинным смыслам и сущности человеческого бытия.

принцип — принцип проблемности.

Концентрация содержания образования вокруг научных, гуманитарных, социальных проблем; предполагает развитие межпредметных связей, интеграцию знаний из разных отраслей науки, Этот принцип призван стимулировать активность учащегося, порождая у него потребность в самостоятельном поиске и решении учебных задач как задач саморазвития.

принцип — принцип открытости.

Предполагает построение содержания обучения на основе отбора и предъявления знаний в открытом, диалектическом виде, в их незавершенности и движении.

Достоверность знания заключена в его открытости, в содержащейся в нем возможности развития, наращивания объяснительно-эвристической составляющей.

Авторы статьи предлагают оставить в прошлом ортодоксальные схемы обучения, отдав предпочтение живому, творческому обращению к опыту культуры, заключенному в нем потенциалу для разрешения насущных проблем человека, развитие науки и технологии…(«Alma mater» №8/2010 г., стр.13).

принцип — принцип гуманизации.

Предполагает необходимость «очеловечивания» содержания обучения за счет включения в него знаний, в центре которых — человек, взаимодействующий с природным и рукотворным миром. Сегодня образование чаще не приближает человека к пониманию себя как индивида и личности, как явления, включенного в мир. Одна из бед современного образования в том, что оно готовит человека к тому, чтобы действовать и творить, не соотнося свои намерения и действия с категориями добра и зла, с нравственными ориентирами.

Такое «бесчеловечное» содержание образования не может опираться на гуманистические ценности и идеалы. Этот принцип «природосообразности» сформировал еще Ян Каменский. («Alma mater» №8/2010 г., стр.14).

принцип — принцип альтернативности.

Этот принцип исключительно важен с точки зрения раскрепощения сознания, так и развития плюралистичности мышления учащихся — понимания всей сложности и неоднозначности мира и человека. Реализация этого принципа создает условия для стимулирования ребят, самостоятельного свободного и ответственного отношения к учебе.

Сегодня все более очевидно, что нет не только абсолютных истин, но и абсолютных знаний, позволяющих предложить исчерпывающие ответы на все вопросы, возникающие в жизни. Поэтому очень важно научить человека не только различать добро и зло, истину и ложь, но и жить в условиях множества истин и многих правд. Пора преодолеть ситуацию, когда обучаемым сообщается не только готовое, но и, якобы, единственное, безальтернативное знание.

Именно такое образование создает условия для становления культуры сознательного выбора; научит уважать и учитывать иную точку зрения; сформирует широту взглядов. («Alma mater» №8/2010 г., стр.14).

Повторюсь, вот эти основные принципы, о которых пишут ученые, можно положить и в основу содержания среднего образования.

. Духовно-нравственное образование.

. Научное (социально-гуманитарное и естественнонаучное).

. Технологическое. (рис.1).

Рис.1. Соотношение образовательных областей при целостном взгляде на обучение, развитие и воспитание

(1 — словесность: языки (родной + иностранные) и литература (отечественная + зарубежная); 2 — гуманитарные + обществоведческие науки: история, обществоведение, правоведение; 3 — математика; 4 — естествознание: физика, химия, биология, география, астрономия; 5 — философская позиция; 6 — знания о вере; 7 — понимание искусства; 8 — логика, риторика, этикет, культура поведения, культура родного края; 9 — технология: труд, домоводство, основы безопасности жизни, основы вычислительной техники и ПК, профориентация, маркетинг; 10 — экология, валеология, физкультура, ритмика, аэробика)

Автор отмечает такую проблему, как отсутствие целостности в самом содержании обучения. К.Романов пишет: «Современное среднее образование лишено целостной картины мира. Каждая дисциплина выступает в качестве «вещи в себе». Последнее характерно даже для дисциплин гуманитарно-общественного цикла с их высоким духовно-нравственным потенциалом». («Alma mater» №22010 г., стр.18).

То есть Романов ставит на первый план именно духовно-нравственное образование.

К. Романов предлагает тернарную интегративную систему образования (рис.2).

 Аксикологическая база

Духовное Психологическое Практическое

Ценности

Истина (ментальные)

Гармония (игра)

Справедливость, добро, вера

Красота

Общение

Труд

Здоровье

Состав содержания обучения

Опыт (навыки) ценностного отношения Опыт (навыки) творческой деятельности Умения Знания

Виды ведущей деятельности 

Познавательная

Творчество

Ценностно-ориентационная

Эстетическая

Коммуникативная

Преобразовательная

Физическая

Рис.2. Тернарная интегративная система образования

Так вот, г.Романов в своей статье пишет: «Предметное ядро содержания образования должны составить три группы проблем («человек», «культура», «жизнь в социуме»)». («Alma mater» №2/2010 г., стр.18).

«Стержнем содержания образования становится освоение целостной картины культурной жизни человека в социуме и мире. Тема «Культура жизни человека» становится ведущей во время обучения и в начальной, и в неполной, и в полной средней школе. Это исходная база при переходе к профильному обучению». (см. рис.1).

Эту же проблему — «Человек в культуре» — поднимает в своей статье «Ценности и смыслы гуманитарного образования» И.Ярмакеев, кандидат педагогических наук Татарского государственного университета. («Alma mater» №2/2010 г.).

«На наших глазах, — пишет автор статьи, — традиционная образовательная парадигма претерпевает сложнейшие социокультурные трансформации, как, впрочем, и все другие сферы жизни людей, что обусловлено и изменениями их ценностных ориентаций…

Вместе с тем, несмотря на значительные достижения в развитии современной науки, техники и искусства, до сих пор остаются открытыми вопросы становления внутренней культуры и ценностной определенности личности, общества в целом…» («Alma mater» №2/2010 г., стр.40).

Автор статьи говорит о том, что педагогический смысл образования должен измениться кардинально.

Цель образовательного процесса, — считал В.Франкл (известный психолог) — заключается в «выращивании» человека, способного занимать самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям в ситуации любых социальных перемен…

Автор статьи считает, что образование XXI века — это «образование, обращенное к человеку и ориентированное на культуру, как важнейший фактор развития и становления личности…» («Alma mater» №2/2010 г., стр.41).

В этой же статье И.Ярмакеев приводит в пример слова Д.С.Лихачева: «XXI века — век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей… Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, — вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке». («Alma mater» №2/2010 г., стр.41).

Таким образом, автор статьи подводит нас к выводу, что сегодня на первый план выступает не просто проблема развития личности, как таковой, но и проблема развития личностного потенциала, «ориентированного, наряду с решением актуальных вопросов социального и профессионального бытия, на перспективу жизненного развития человека, будущие трансформации его личности». («Alma mater» №2/2010 г., стр.41).

Говоря попросту, жизнь предъявляет очень серьезные требования, и подчас нелегко современному человеку адаптироваться к новым условиям бытия, но надо уметь правильно выбрать путь, осмыслить свои способности, понять свое жизненное предназначение, — этому должна научить школа.

Таким образом, в центре любого образования должен стоять человек в качестве смысла, цели, субъекта, предмета и результата.

Глава 3. Размышления рядового учителя по вопросу содержания современного образования

Полностью согласна с учеными, поставившими на первое место образования, — духовно-нравственное воспитание ребенка. Все остальное приложится.

К сожалению, современный учитель поставлен в такие рамки, из которых «выбраться» подчас просто невозможно. Ведь предметник обязан подготовить детей к ЕГЭ, а заниматься духовно-нравственным образованием ребят ему некогда.

Наше, русское, образование всегда отличалось фундаментальностью знаний. Именно русское образование было самым сильным в мире.

Главная задача, стоявшая перед Министерством просвещения в 60-70-е гг., была одна — заложить в детях нравственные качества: духовность, патриотизм. Некоторые могут подумать, что оно «навязывало» детям свою идеологию. Возможно. Но на первом месте все-таки стоял человек с его духовным и нравственным потенциалом.

Возьмем, к примеру, литературу. Целое поколение ребят выросло на примере таких замечательных произведения, как «Как закалялась сталь», «Чапаев», «Молодая гвардия», на произведениях А.П.Гайдара. Мы учились у них многому: чувству ответственности, долгу, чести. И пусть среди нашего поколения не все стали высокообразованными специалистами, но людьми мы все-таки остались. Спасибо за это нашей школе, дорогим учителям.

Что же хочет наше Министерство Образования сегодня? «Сделать» Россию современной, модной, похожей на страны Запада? В нашем обществе царят рыночные отношения, кругом невежество и цинизм. Настоящие ценности уходят, остается одна фальшь и негатив. Дети это прекрасно понимают и видят, что все можно купить, даже сертификат ЕГЭ. Тогда о какой внутренней культуре школьника мы можем говорить, если «культура» нашего общества такова.

Хотелось бы сказать несколько слов о наших девятиклассниках. Что ж им делать? Опять новшество — новая форма аттестации. Причем, никакой альтернативы. Скоро, мне думается, у нас ни одного психически здорового выпускника не останется.

И какие бы декларации, навеянные новомодными установками, ни подписывало Министерство образования, оно ни в коем случае не должно забывать, что в центре любого образования стоит человек.

Что же предлагаю я, рядовой учитель? Конечно же, интеграцию предметов. Именно интеграция должна стать методологической основой современного образования. Тогда, я думаю, разрешится проблема перегрузок, появится интерес у детей, ребята увидят этот мир в целом.

А во главу угла поставить предметы, несущие духовно-нравственный потенциал. Тогда мы добьемся целостности образования, развития и воспитания. И принципы, о которых говорят ученые В.Ситаров и В.Грачев, будут в полной мере реализованы.

Так давайте школу кошмаров и стрессов превратим в школу радости и счастья!

Глава 4. Современные технологии, применяемые при обучении русскому языку и литературе

Что же такое педагогическая технология?

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь)

А педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Каждый учитель, используя ту или иную технологию, помнит, что прежде всего она предназначена для учащегося. А учащийся — это человек. Применяя ту или иную технологию, любой учитель должен учитывать возрастные, психологические особенности детей.

Принцип активности ребенка всегда был основным в дидактике. Но активность ребят старшего (и среднего) школьного возраста сама по себе возникает нечасто (в отличие от детей младшего школьного возраста).

Школьный учитель должен уметь целенаправленно воздействовать и организовывать любой вид деятельности учащихся, т.е. применять нужную технологию, а затем ждать положительных результатов.

В школе, так как мы работаем с детьми, чаще всего, конечно же, применяется игровая технология. Именно игра выполняет в жизни ребенка очень важные функции; и не только развлекательную, но и коммуникативную, и диагностическую. Это очень важно для учителя.

Игра — очень хороший метод обучения. Очень важно, что игра еще и воспитывает (можно применять и в технологии внеклассную работу).

Феномен любой игры в том, что она способна перерасти в обучение, в творчество…

«Игровая технология обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-воспитательной направленностью». («Школьные технологии», стр.52).

обучение интегрированный технология

Классификационные параметры игровых технологий:

по уровню применения: все уровни;

по философской основе: приспосабливающаяся;

по основному фактору развития: психогенные;

по ориентации на личностные структуры.

Какие, к примеру, я использую в своей практике игровые технологии? Деловые игры. Здесь стараюсь применить различные модификации: имитационные, ролевые игры, деловой театр.

Я считаю, что игровая технология соответствует всем методологическим требованиям:

. Концептуальность (научное обоснование).

. Системность (все части игры взаимосвязаны).

. Управляемость (можем провести диагностику и провести коррекцию результатов).

. Эффективность (любая технология должна будет достичь определенных результатов).

. Воспроизводимость (может применяться, например, в другой школе).

Сейчас прочно вошла в школу технология компьютерного обучения. Это, конечно, очень удобно, но у данной технологии есть свои плюсы и минусы.

Игровые компьютерные технологии вносят в сферу образования:

Плюсы

Минусы

1) технологии индивидуализированного обучения 2) интеллектуальную обучающую среду и мотивацию обучения 3) организацию учебного процесса 4) комплексное управление учебным процессом 5) глобализацию высшего образования 6) создают новые формы общения между обучающимися и преподавателем 7) развивают самостоятельность 8) реализуют принцип наглядности

1) отрицательные воздействие на зрение пользователя (здоровьесберегающие технологии нарушаются) 2) «погружение» пользователя в виртуальную действительность, которая может вызвать отчуждение от внешнего мира, что особенно опасно для детской и подростковой психики 3) отсутствие реального общения

В основном применяю данную технологию на уроках закрепления материала (и то в старшем звене).

На уроках русского языка и литературы использую также и технологию группового обучения. Это и общественные смотры знаний, и уроки-конференции, и уроки-суды, и уроки-путешествия, и мастерские. Для того, чтобы верно использовать данную технологию, нужно очень хорошо знать класс (индивидуальные особенности интеллектуального и психического развития ребенка).

Иначе работа в группах просто не получится (обязательно учитываю типы темпераментов).

Изучила метод социометрии, разработанный Морено.

Довольно интересная технология — технология проектной деятельности. Проектировать можно все: школьный учебник, «портрет» класса, памятку родителям, выпускникам. Здесь может быть и работа в группах, и самостоятельная деятельность, и парная. Но чем интересна эта технология, что она развивает логику, мысль. В основном работает ученик, учитель только может подсказать. Ребенок исследует, проектирует; формируется навык самостоятельности.

В 8 классе мы создавали «портрет» нашего класса — и новый учебник словесности. На таких уроках одно удовольствие смотреть на детей, видеть их радостные лица, увлеченные созданием нового проекта. Потом идет презентация.

Технология проектной деятельности строится на принципах проблемного обучения. Схема проблемного обучения такова (см. рис.3).

Рис.3. Технологическая схема проблемного обучения

Исходя из технологической схемы, видно, что учитель создает проблемную ситуацию на уроке, направляет детей на ее решение. Ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания. Но для создания проблемной ситуации учитель должен знать психологические особенности учащегося.

Из всего вышеизложенного хотелось бы сделать определенный вывод:

Любая технология, применяемая учителем, требует отличных знаний психологии ребенка. Необходимо учитывать все, начиная с интеллектуальных способностей, заканчивая вопросами психического и физического здоровья.

Глава 5. Технологии интегрированного обучения (актуальность, цели, функции)

Прочитав ряд статей (вторая глава реферата), ознакомившись с «Концепцией модернизации школы», становится очевидным, что идея нового подхода к содержанию образования — формирование Личности, обладающей духовно-нравственным потенциалом. Именно с этой целью мы проводим в нашей школе литературно-музыкальный салон.

А чтобы воспитать Личность, самому учителю необходимо быть личностью — обладать такими качествами, как: принципиальность, выдержка, терпение, уметь широко использовать такие методы, как поощрение и наказание. И, конечно же, быть компетентным в своей области.

Современный урок требует от учителя не только обширных знаний по своему предмету, но и знаний психологии, биологии, риторики.

Изучив все 9 групп умений, выделенных психологом Марковой в учебнике «Педагогическая психология», я выделила для себя 7 основных качеств, которыми должен обладать учитель:

. Учитель должен владеть методами обучения (организация учебно-познавательной деятельности, стимулирование, контроль).

. Уметь осуществлять логические операции любой сложности.

. Обладать правильной, точной, красивой речью. Уметь убеждать.

. Быть психологически внутренне подготовленным к любой ситуации в классе.

. Ориентироваться на сильных, но развивать всех ребят.

. Учитывать уровень развития детей (и интеллектуальный, и личностный).

. Уметь увидеть педагогическую проблемы и ее разрешить.

Последний аспект довольно сложный в плане реализации. Проблему, увиденную учителем, не всегда легко разрешить, даже опытному учителю.

Проблема нашей школы — перегрузка учащихся. Если есть перегрузка, то обязательно будет ухудшаться психическое здоровье и, как следствие, понизится успеваемость.

В нашей школе обучаются в основном мальчики. Практически весь день они находятся в школе. Предметов много, каждый учитель требует (ведь ребятам сдавать ЕГЭ).

Вторая половина дня занята кадетскими дисциплинами: ОРБ, огневая подготовка, строевая подготовка, туризм.

В «Концепции модернизации школы» говорится: «В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования планируется: провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет реальной разгрузки содержания общего образования».

Как решить эту проблему? Выход вижу только один — интеграция.

«Концепция модернизации школы» (2001 г.): «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков…».

В интеграции, я думаю, следует учитывать все: и интегральную учебную книгу, и новые технологии, применяемые на уроках, и работу офицеров-воспитателей.

Какой должна быть интегральная книга? Каким критериям должен соответствовать такой учебник? Учебник должен стать главным помощником учителя. Именно учебная книга (как и сам учитель) должна нам помочь воспитать личность инициативную, самостоятельную, со своей позицией; поднять интерес подростка к учебной деятельности.

«Базовое звено образования — общеобразовательная школа, — модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие его личности…» («Концепция модернизации образования»).

В ныне действующей школьной программе есть учебники, способные заставить его думать; воспитать личность с богатым внутренним миром.

Повторюсь, школа, где я работаю, необычная. Кадетская. «Военному человеку не одни военные, а также нравственные и гражданские добродетели иметь должно» (Устав кадетского корпуса. 1766 г.).

Это надо иметь в виду всем, кто работает в нашем корпусе.

Одним из лучших учебников литературы на сегодняшний день я считаю учебник М.Б.Ладыгина «Литература». Этот учебник предназначен для классов с углубленным изучением литературы. Зачастую получается, что учащиеся не способны воспринимать литературное произведение как художественное целое, не способны наслаждаться его эстетическим совершенством. Я считаю, учебник М.Ладыгина «Литература» учит думать. Автор этого учебника убежден, что литература как школьный предмет находится в одном ряду с такими искусствоведческими дисциплинами, как музыка и ИЗО. Эту учебную книгу можно назвать интегральной.

Еще один учебник, способствующий духовному и нравственному развитию, — это «В мире литературы». А втор А.Г.Кутузов. Это учебная книга учит наслаждаться чтением художественного произведения, т.е. находить отклик своим мыслям, чувствам, открывать для себя мир красоты, прежде всего — красоты человека. Ребенок должен вдумываться в произведение, видеть в нем не только внешнюю (событийную) сторону, но и глубину взаимосвязей, психологическую и социальную обусловленность действий и поступков героев, мыслей и чувств автора. Именно этому должен учить учебник литературы. Учебная книга должна быть интегральной. Что же такое интеграция?

Интеграция (лат. воссоединение, воспроизведение) — объединение в одно целое, упорядочение, структурирование ранее разъединенных, неупорядоченных явлений, частей какого-либо целого… Под интеграцией может пониматься результат процесса объединения и сплочения, т.е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченное функционирование частей целого. («Краткий словарь по социологии»).

Я считаю, что интегральная учебная книга должна включать в себя не только систему знаний (методологических, общенаучных, специальных), но и систему умений; и основу содержания такой учебной книги должны составлять самостоятельные учебно-познавательные работы (творческие и частично — поисковые).

Именно творческие виды работы развивают:

. собственно-познавательную деятельность, формируют научные знания и умения;

. сознательное и активное отношение к способам познания;

. навыки применения на практике.

В этих двух учебниках литературы любое художественное произведение изучается как результат творческой деятельности. А в самостоятельных работах учащихся реализуется прежде всего педагогика сотворчества учителя и учащегося. Читая, изучая, анализируя художественное произведение, ученик имеет право на вариативность решения (в зависимости от уровня знаний и умений ребенка).

И конечный результат, который известен учителю, — тоже лишь один из вариантов, требующих обоснования, а поэтому не обязательно это «истина в последней инстанции», к которой нужно подогнать решение учеников. Пусть ребята выскажут свою точку зрения. Вот это и будет подлинным сотворчеством. Ребенок должен додуматься и уметь обосновать свою позицию — обратиться к другой литературе (например, к критическим статьям).

Именно такая сотворческая учебная деятельность и формирует мировоззренческие позиции, вырабатывает собственные взгляды и убеждения.

В интегральной учебной книге должны быть такие творческие задачи, которые не имеют однозначного ответа или решение которых неизвестно учителю.

А материал в интегральном учебнике должен быть справочный (дает знания для выполнения самостоятельных работ); направляющий (организует учение как самообразование); учебный (учит общению с книгой); воспитывающий (помогает решать жизненно значимые проблемы).

Следовательно, любой школьный учебник должен давать толчок собственным мыслям, приводить в движение воображение и позволять аргументировать свои варианты.

На сегодняшний день эти два учебника литературы я считаю интегральными, способными научить ребенка не только читать, но и думать.

Еще одна задача, стоящая перед нами, — научить ребенка чувствовать, переживать, любить все живое. Без этого, я считаю, нет Личности.

Учебник «Русская речь». Автор Е.И.Никитина. Этот учебник поможет нам воспитать добро в ребенке. Используя этот учебник, можно проводить интегрированные уроки с учителями музыки и изобразительного искусства.

К счастью, начался процесс интеграции русского языка и литературы. Вышло прекрасное учебное пособие А.Власенкова «Русская словесность. Интегрированные уроки русского языка и литературы».

Свой первый интегрированный урок я провела с ребятами 8 класса вместе с учителем МХК по теме: «Описание по воображению и памяти». (Цель: подготовить ребят к написанию сочинения по теме: «Весна в моем воображении»).

Этот интегрированный урок помог учащимся:

) увидеть богатство и красоту родного русского языка;

) почувствовать прекрасные звуки классической музыки (звучала пьеса П.И.Чайковского «Март»);

) развить художественный вкус, понять главную мысль художника (учитель ИЗО рассказывал о картинах И.Левитана и Н.Ромадина).

Эти разные виды искусства, каждый своими специфическими средствами (музыка — посредством звуков, живопись — посредством цвета) могут отражать одни и те же чувства, мысли, идеи. Я думаю, что ребята это поняли.

Многие преподаватели считают, что интегрированные уроки сегодня не нужны. Я же уверена в том, что такие уроки необходимы, так как именно они способны дать ребенку всестороннее представление по какой-либо теме и развить у него внутреннюю потребность учиться.

В чем же я вижу положительные стороны интегрированных уроков? Что предполагает интеграция и каковы ее функции? Об этом я и попробую рассказать.

Я считаю, что интегрированные уроки усиливают активность учащихся, у них возникает новый ход мысли путем соединения одних учебных дисциплин с содержанием других. Это способствует образованию всесторонних, целостных представлений, формированию научных понятий, познанию закономерностей, лучшему пониманию сложных общественных явлений.

Интеграция предполагает прежде всего существенное развитие межпредметных связей, переход от согласования преподавания ряда предметов и глубокому их взаимодействию. Это взаимодействие может быть реализовано на разных уровнях.

Первый начальный уровень интеграции соответствует принципу «вторжения в чужую область». Он заключается в том, что на уроки по одному предмету привлекаются понятия, образы и представления из других дисциплин, т.е. в рамках одного предмета активно используются знания, полученные по другим предметам. Это способствует не только формированию целостной системы знаний об окружающем мире, но и лучшему усвоению собственно материала.

Я предлагаю интегрировать предметы циклично, изменяя учебный процесс. В частности, предлагаю следующие циклы:

. цикл естественно-научных дисциплин;

. физико-математические дисциплины;

. предметы гуманитарного образования;

. технология жизнеобеспечения.

Интеграция обеспечивает гибкость классно-урочной системы. Но это еще и пример сотрудничества, сотворчества учителей разных предметов. Проведение интегрированных уроков требует от учителей особой подготовки. Эти занятия надо готовить специально, чтобы не получить сразу несколько рассказов разных учителей на одном уроке. Надо заранее продумать все до мелочей. Заранее продумать, а лучше включить в тематический план: где, когда, по какой теме нужно поработать с другими учителями. Лучший результат получается, когда урок ведут два-три учителя, но не больше. Важным моментом проведения интегрированных уроков является психологическая совместимость учителей. Здесь не должно быть никаких амбиций. Цель интегрированного урока — все вместе, единое целое.

Интеграция в обучении выполняет ряд функций.

Методологическая функция выражена в том, что только на основании интеграции возможно формирование у учащихся целостного представления о мире.

Образовательная функция интегрированных уроков состоит в том, что с их помощью формируются такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость.

Развивающая функция таких уроков определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности. Интеграция уроков помогает преодолеть предметную инертность мышления и расширяет кругозор учащихся.

Воспитывающая функция реализует комплексный подход к воспитанию, повышает идейно-воспитательную и политическую направленность обучения.

Конструктивная функция интегрированных уроков состоит в том, что с их помощью совершенствуется содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.

Интегрированные уроки могут быть различными по форме их проведения. Это может быть дискуссия, конференция, лекция. Все зависит от творчества учителя, темы урока.

Что касается уроков литературы, то литературу, я считаю, нельзя преподавать как простой учебный предмет. Литература — это вид искусства и преподавать его необходимо творчески. Нельзя забывать, что в центре литературы всегда стоял и стоит человек. Недаром М.Горький называл литературу человековедением. Создавая свои образы прежде всего при помощи слова, писатель охватывает многие сферы и стороны действительности, он может переносить своих действующих лиц в различные эпохи и в любые города и страны. Здесь, я думаю, очевидна связь с историей, географией. И если учитель работает творчески, то он обязательно увидит эту связь и попробует провести ее через такие уроки.

Пока еще не существует сформированной теоретической базы, определяющей особенности интегрированных уроков, системы связей между областями научных и художественных знаний, входящих в структуру урока, его содержание и композицию.

Повторяю, здесь все зависит от учителя, его творчества.

На протяжении трех лет совместной работы с учителями, работающими со мной, мы проводили интегрированные уроки с учителем истории, географии, МХК, английского языка.

Программа элективного курса по литературе, составленная мною в этом году, содержит в основе своей принцип интеграции. В программе сведения разных искусств не просто дополняют друг друга, а составляют целый комплекс, необходимый для восприятия учащимися литературы в системе культуры в целом. Дети увидят, как «работало» на эпоху слово, музыка, живопись, архитектура. (см. приложение).

Я уже говорила о том, что интеграция предполагает существенное развитие межпредметных связей. Межпредметные связи играют очень большую роль в обеспечении единства обучения и воспитания, и современный учебный процесс должен выступать как учебно-воспитательный процесс.

Развитие умственных способностей, мыслительной активности, познавательных интересов создает субъективные предпосылки для выработки у учащихся самостоятельных суждений и убеждений. Межпредметные связи способствуют реализации всех функций обучения: образовательной, развивающей и воспитывающей.

Я считаю, что для достижения хороших результатов в работе школы, мало иметь интегральные учебные книги, необходим коллектив единомышленников.

Тогда дети будут стремиться к получению знаний, появится интерес к учебной деятельности.

Вывод: Учитель! Никогда не забывай о том, что в центре любого образования стоит Человек. Сформировать из этого человека Личность — твоя задача!

Глава 6. Работа школьного литературно-музыкального салона

В нашей школе на протяжении уже трех лет проводится литературно-музыкальный салон. Совместно с учителем музыки мы начинали проводить вечера, посвященные знаменательным датам. Потом к нам присоединились учителя английского языка. В настоящее время работаем вместе (см. приложение).

Конечно, в приложении я напечатала далеко не все, что мы проводили (так как просто не хватило времени).

Вечера, проведенные в нашей литературной гостиной, детям запомнятся, я думаю, на всю жизнь.

В начале в нашем салоне принимали участие в основном девочки, затем как-то незаметно стали сами проситься мальчики. Мы их начали тоже приглашать на свои вечера. Поначалу они просто слушали, сейчас охотно помогают нам (сами подбирают стихи, помогают подобрать видео, настроить телевизор).

Даже это — уже прекрасно. Начинали с 4 человек, сейчас постоянных участников — 15.

У нашего школьного салона есть своя символика — арфа и 3 свечи. Почему арфа? Это один из самых древних инструментов Египта. Арфа — прародительница всех струнных инструментов; это первый аристократический инструмент. В нашем салоне используются не только клавишные инструменты, но и струнные (гитара, балалайка).

Три свечи — три вида искусства.

Девизом салона являются слова В.Шекспира:

«Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть изменником, лгуном, грабителем…

Такому человеку не доверяй».

Собираемся салоном 1 раз в 2 недели, в субботу. Обсуждаем план будущего открытого мероприятия, готовим материальное оснащение (книги, картины, статуи, пластинки).

Затем мы вместе с Ливановой Т.Г., учителем музыки, составляем композицию.

План работы на год составляем в августе, учитывая знаменательные даты и план работы школы.

Наш салон имеет свои целевые ориентации:

. Расширять предметное содержание;

. Формировать диалогическое мышление; освободить сознание ребят от плоского рационализма;

. Воспитывать духовно-нравственные понятия (чувство ответственности, сопереживания, аккуратности).

В салоне работает свой фоторепортер. Он делает снимки, выбирая определенные интересные моменты.

Дети по окончании мероприятия пишут отзывы. Мы их храним бережно в конверте.

Необычен подход — педагогика сотрудничества.

У нас каждый ребенок имеет свою «работу».

В этом учебном году мы установили прочную связь с учащимися музыкальной школы №1. «Живая» музыка в исполнении ребят музыкальной школы оставляет незабываемое впечатление. В течение полугода мы провели совместно два больших вечера.

Отзывы, написанные здесь же, говорят о многом.

Главное, что дети ждут новых встреч с необычным, прекрасным (не хотят уходить).

Это значит, что наши дети еще умеют ценить прекрасное. Следовательно, у России есть будущее!

Глава 7. Практическая часть (интегрированные уроки, элективные курсы, литературно-музыкальные композиции)

Литературная гостиная для старшеклассников

Ф.И.Тютчев

«Как сердцу высказать себя?»

Оформление зала: На сцене — плакат со словами Л.Н.Толстого: «Без Тютчева нельзя жить». Портреты Ф.И.Тютчева в молодости и в старости, Амалия Крюденер, Е.А.Денисьевой ставят на журнальный столик в соответствующих эпизодах.

-ая ведущая: Сегодня наша встреча в литературной гостиной посвящается Ф.И.Тютчеву. 5 декабря исполняется 200 лет со дня рождения. Эпиграфом к сегодняшней встрече мы взяли слова Л.Н.Толстого (читает).

(Звучит музыка громче).

-ая ведущая: Для того, чтобы войти в историю литературы, достаточно единственной книжки стихотворений. Во всяком случае, Ф.И.Тютчеву хватило этого, чтобы его помнили и через 200 лет. А в свое время:

…Он блистал, как сын природы,

Играя взглядом и умом,

Блистал, как летом блещут воды,

Как месяц блещет над холмом.

И сны Венеции прекрасной,

И грустной Родины привет —

Все отражалось в слове ясном

И поражало высший свет. (Н.Рубцов)

-ая ведущая: Чем мне близок Тютчев? Наверное, тем, что он истинный певец природы. Для него природа — живое, одухотворенное существо.

Но то, что мните вы, Природа,

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Но природа в его стихах живет не сама по себе. Ее образы нужны Тютчеву для раскрытия дум о человеке, его внутреннего мира, сложного, как мироздание…

И в этот мир, где трепещут березовые листья с новорожденного их тенью, где слышен гомон вешних вод, где чудная жизнь природы ощущается даже под покровом «Чародейки Зимы», приглашает нас поэт. Так примем же это приглашение!

Коллаж:

) Чародейкою зимой (Звучат «Времена года» Чайковского)

) Еще с земли печален вид…

) Зима не даром злится

) Еще в полях белеет снег (Звучит «Баркарола» П.И.Чайковского)

) Есть в осени первоначальной…

) Есть в светлости осенних вечеров…

Библиограф 2: В доме, «совершенно чуждом интересам литературы и в особенности русской литературы», исключительно господство французского языка уживалось с приверженностью ко всем особенностям русского стародворянского и православного уклада. Когда Федору шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен С.Е.Раич, пробывший в доме Тютчевых семь лет и оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника. Впоследствии 17-тилетний поэт посвятит своему воспитателю стихотворение:

Чтец:

Неверные преодолев пучины,

Достиг пловец желанных берегов;

И в пристани, окончив бег пустынный,

С веселостью знакомится он вновь!

Ужель тогда челнок свой многомощный,

Восторженный, цветами не увьет?

Под блеском их и зеленью роскошной

Следов не скроет мрачных бурь и вод?

И ты рассек с отважностью и славой

Моря обширные своим рулем, —

И днесь, о друг, спокойно, величаво

Влетаешь в пристань с верным торжеством.

Скорей на брег — и дружеству на лоно

Склони, певец, склони главу свою —

Да ветвию от древа Аполлона

Его питомца я увью.

Библиограф 2: Превосходно овладев классиками, Тютчев не замедлил испытать себя в поэтическом переводе. «Послание Горация к Меценату», представленное Раичем Обществу любителей российской словесности, было прочтено в заседании и одобрено значительнейшим в то время московским критическим авторитетом — А.Ф.Мерзляковым; вслед за тем произведение 14-летнего переводчика, удостоенного звания «сотрудника», было напечатано в XIV части «Трудов» Общества. В том же году Тютчев поступил в Московский университет.

Библиограф 1: Получив в 1821 году кандидатскую степень, Тютчев на следующий год был отправлен в Петербург на службу государственную коллегию иностранных дел и в том же году уехал за границу со своим родственником графом фон Остерманом — Толстым, который пристроил его сверхштатным чиновником русской миссии в Мюнхене. За границей он прожил, с незначительными перерывами, 22 года.

Библиограф 2: Было бы серьезной ошибкой воображать, что Тютчев, проведший 22 года в Мюнхене, был в течение всего этого времени погружен в германскую стихию. Несомненно, он перечитал изрядное количество немецких писателей, часто виделся с Гейне, беседовал иногда с Шеллингом, но разговоры всегда велись по-французски.

Библиограф 1: Пушкин так отзывался о творчестве Тютчева. «В России появляются новые молодые поэты: Швырев, Хомяков, Тютчев. Первые двое, несомненно, талантливы… А Тютчев? Недавно мне передали его тетрадь со стихами, присланными из Германии. Надо пересмотреть. Скорее всего, я их напечатаю. Здесь целый мир. Здесь Тютчев-философ, любовник, природолюб».

(Читает стихотворение «Цицерон»).

«У меня в руках тютчевские чудеса. Сколько раз уже перечитываю и по-настоящему испытываю миг чистого восторга», — говорил Пушкин.

(Читает стихотворение «Молчание»).

Тютчев предвидел хаос как основу бытия и как его исход. Для Пушкина все было здесь, на земле, и пусть природа равнодушна к человеку — младая жизнь играет у гробового входа. Тютчева не волновал собственный исход, он думал о вселенском конце, когда во вновь покрывших все сущее водах отразится Божий Лик:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них.

-ая ведущая: «Умный, умный, как день, Федор Иванович», — писал о Тютчеве Тургенев. Умный, как день Ф.И.Тютчев любил ночь, был певцом ночи.

(Звучит «Лунная соната»)

День представлялся поэту обманом, покровом, накинутым над бездной, ночное небо с бесконечным количеством звезд, небо с его вечной тайной. Метафора ночи и дня проходит через все творчество Тютчева.

(Девушка в длинном платье с зажженной свечой читает стихотворение «День и Ночь»).

-ая ведущая: Следующую часть нашей композиции мы назвали «Да будут они благословенны!»

Но муза, правду соблюдая,

Глядит — а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Эти вещие слова А.Фета подтвердило время. И все же упреки, сетования, сожаления не прекращаются и по сей день: «За столь долгую жизнь он сделал так мало!» Сын Тютчева пытался объяснить вину отца перед читателями тем, что тот слишком много времени отдавал сердечным заботам.

-ая ведущая: Все, кому дорога поэзия, должны до земли поклонится женщинам, которые вдохновляли Тютчева. И будь благословенна 14-тилетняя Амалия Лерхенфельд, (на журнальном столике — ее портрет), зажегшая в душе 19-тилетнего Тютчева (ставят потрет молодого Тютчева) чистую, восторженную нежность, отозвавшуюся через десятилетия одним из самых чарующих в русской лирике стихотворений:

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край,

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь,

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела…

Край неба дымно гас в лугах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день;

Над вами пролетала тень.

Прошли годы. И снова скучный Карлсбад. Тяжело больной Тютчев приезжает сюда лечиться. Ему 67 лет. (На журнальном столике — портрет Тютчева в старости).

Он пишет: «Жизнь, как подстреленная птица, подняться хочет — и не может…» И вдруг — новая встреча с Амалией.

И будь благословенна она, уже немолодая, уже не Лерхенфельд, а Крюденер-Адлерберг, что пробудила былой огонь в сердце старого поэта, и над страной разлилось. (Звучит романс «Я встретил Вас»…)

-я ведущая: И будь благословенна первая жена поэта, прекрасная и несчастная Элеонора, урожденная графиня Ботмер. Очаровательная, женственная, преданная Элеонора не отличалась глубиной интересов и, не владея русским языком, не знала поэзии своего мужа. Через 20 лет Тютчев вспомнит о ней стихами, летучими, как она сама:

В часы, когда бывает

Так тяжко на груди,

И сердце изнывает,

И тьма лишь впереди;

Бел сил и без движенья,

Мы так удручены,

Что даже утешенье

Друзей нам не смешны, —

Вдруг солнца луч приветный

Войдет украдкой нам

И брызнет огнецветной

Струею по стенам;

И с тверди благосклонной,

С лазуревых высот

Вдруг воздух благовонный

В окно на нас пахнет…

Но не эти стихи обессмертили Элеонору, а потрясающее признание через годы и годы:

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой —

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой…

Твой милый образ, незабвенный

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда…

Страшным годом для Элеоноры был 1836 год, когда тайный роман Тютчева с Эрнестиной Пфефель-Дернберг стал достоянием гласности. Элеонора пыталась покончить жизнь самоубийством, исколов себе грудь кинжалом от маскарадного костюма, но выжила, а Тютчев с жестоким эгоизмом любви сопереживал не ее мукам, а менее гибельным страданиям возлюбленной:

Так суждено нам было

Сказать последнее прости…

Прости всему, чем сердце жило,

Что, жизнь твою убив, ее испепелило

В твоей измученной груди!

Прости… чрез много, много лет

Ты будешь помнить с содроганьем

Сей край, сей брег с его полуденным сияньем,

Где вечный блеск и долгий цвет,

Где поздних, бледных роз дыханьем

Декабрьский воздух разогрет.

Но злая судьба преследовала несчастную женщину. То, что не удалось маскарадному кинжалу, едва не сделал страшный пожар на пароходе «Николай I», которым Элеонора возвращалась из Петербурга к мужу. Проявив чудеса мужества, Элеонора спасла детей и сама выбралась на берег, но оправиться от потрясения не смогла. И только ее смерть развязала все узлы. Вот тогда Тютчев осознал весь ужас случившегося. За одну ночь у гроба жены он поседел, но полностью оплатил счет лишь много лет спустя — безысходной тоской.

-ая ведущая: Как только позволили правила приличия, Тютчев сочетался браком с Эрнестиной Пфефель-Дернберг, которая оставалсь с Тютчевым до его последнего часа: он подарил ей 12 лет счастливой жизни: она выдержала долгий роман мужа с Денисьевой. Она увенчала свое служение Тютчеву подвигом, выучив русский язык, чтобы читать стихотворения Тютчева, прежде всего посвященные ей. Она читала и перечитывала их, но самое важное для нее стихотворение, о значении ее в жизни Тютчева, она обнаружила в своем гербарии лишь через 2 года после его смерти — через четверть века после его написания:

Не знаю я, коснется ль благодать

Моей души болезненно-греховной,

Удастся ль ей воскреснуть и восстать,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была —

Ты, ты, мое земное провиденье!…

Эрнестина была потрясена этим приветом, как бы загробным. Как обеднела бы русская поэзия без ее любви, ее терпения, ее душевной высоты и того чувства, которое она внушила поэту.

Да будет она благословенна! (Звучит песня «Она сидела на полу»).

-ая ведущая: «Роман в романе», беспримерной летописью любви называют стихи, посвященные Елене Александровне Денисьевой, стихи, в которые переселилась история ее великой и трагической любви к Тютчеву.

Что дал он ей, Елене Александровне Денисьевой, своей незабвенной Леле, скончавшейся от скоротечной чахотки в Петербурге? Счастье? Но какое счастье, если незаконная связь человека в летах с юной женщиной с первых дней шокировала всех, кто их знал. От Денисьевой отказался отец, отвернулись знакомые. На Федоре Ивановиче, если иметь в виду его служебное положение или популярность в свете, связь эта, пожалуй, никак не отразилась.

Но сама Елена, воспитанница Смольного, и ее тетя Александра Дмитриевна — классная дама, которую Леля называла мамой, вынуждены были покинуть институт. Да, так началась любовь: со страданий и жертвы.

Кто же была эта женщина, ради любви пренебрегавшая всем — и настоящим, и будущим? Для Тютчева — самая бесценная и дорогая. А для других? Те, кто встречался с Денисьевой, свидетельствовали, что природа одарила ее приятной внешностью, острым умом и редкой впечатлительностью. Она отличалась любознательностью, приветливостью и природной веселостью. Но день ее встречи с Тютчевым, как бы ни был он упоительно-светел, в конечном счете оказался для нее роковым:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Если бы, кроме этих стихов, не существовало иных свидетельств любви Тютчева, то и тогда бы ясно была видна трагедия двух сердец.

-ая ведущая: Стихи «Денисьевского цикла» отразили житейский ход романа, его драматическую историю. Страстно любимая Тютчевым женщина стала презираемой «любовницей», матерью «незаконного» ребенка. Любовь оказалась оскверненной сомнениями, запорошенной сором молвы…

Весь день она лежала в забытьи,

И всю ее уж тени покрывали.

Лил теплый летний дождь — его струи

И медленно опомнилась она,

И начала прислушиваться к шуму,

И долго слушала — увлечена,

Погружена в сознательную думу.

И вот, как бы беседуя с собой,

Сознательно она проговорила

(Я был при ней, убитый, но живой):

«О, как все это я любила!»

Любила ты, и так, как ты любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи, …и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

-я ведущая: Тютчев не разочаровывался, никого не отвергал, он всем оставался верен, он всего лишь истово утолял свою непрестанную жажду любви к женщине. И обогащался, и изравнивался любовью. После смерти Денисьевой, безутешный, немощный старик, он, к стыду детей и к собственному отчаянию, вновь влюбился. Ибо одна лишь смерть могла угасить в нем жажду всей полноты жизни.

(Звучит «Лунная соната» Л.Бетховена. Выходит девушка, берет со стола свечу и читает стихотворение «Бессонница»).

Часов однообразный бой,

Томительная ночи повесть!

Язык для всех равно чужой

И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас,

Среди всемирного молчанья,

Глухие времени стенанья,

Пророчески — прощальный глас?

Нам мнится: мир осиротелый

Неотразимый рок настиг -И мы, в борьбе, природой целой

Покинуты на нас самих;

И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак на краю земли,

И с нашим веком и друзьями

Бледнеет в сумрачной дали…

И новое, младое племя

Меж тем на солнце расцвело,

А нас, друзья, и наше время

Давно забвеньем занесло!

Лишь изредка, обряд печальный

Свершая в полуночный час,

Металла голос погребальный

Порой оплакивает нас! (Девушка уходит со свечой).

-ая ведущая: Я читаю Тютчева. Чем дорог он мне? Может быть тем, что дарит мне ощущение беспредельности мира, его величия, тайны! Сам умевший трепетать перед бескрайним звездным небом, он заставлял трепетать и читателя; он, проникающий вглубь человека, открывает нас самих себя.

(В конце вечера дети читали стихотворения на английском языке).

Список литературы

1.   Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. — М., 2008.

2.   Гузеев Н.И. Еще одна точка зрения // Народное образование. 1997. № 6.

.  Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. — М.: Школа, 1994.

.  Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 2009.

.  Ильина Т.А. Педагогика. — М., 1984.

.  Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1986.

.  Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1992.

.  Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. — М.: Роспедагентство, 2006.

.  Пидкасистый П.И. Педагогика. — М.: Роспедагентство, 1996.

.  Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2010.

Мониторинг обученности учащихся русскому языку 2009-2010 уч.г.

Мониторинг обученности учащихся литературе 2009-2010 уч.г.