Содержание
Введение 3
Глава 1. Нравственно-эстетическое воспитание в учреждениях НПО 6
1.1 Сущность нравственно-эстетического воспитания в теории педагогики 6
1.2 Нравственно-эстетическое воспитание учащихся в системе НПО 19
Глава 2. Изучение особенностей нравственно-эстетического воспитания учащихся в учреждениях НПО 29
2.1 Анализ воспитательной системы учреждения 29
2.2 Изучение уровня нравственно-эстетического воспитанности учащихся в ПУ № 45 31
2.3 Рекомендации по оптимизации нравственно-эстетического воспитания в училище 34
Заключение 38
Список литературы 40
Введение
Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и непоставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится нравственно-эстетическое воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связано с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.).
Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени — все они разрушают человека, общество и государство. Новая политическая концепция общества усилила социальную значимость образования и воспитания, вызвала необходимость его качественного обновления. Источником последнего выступает нравственно-эстетическая направленность образования. Между тем, XX век, завершая собой второе тысячелетие, достигнув значительного уровня цивилизации, породил и оставляет грядущим поколениям в данном аспекте много нерешенных проблем. В начале нового тысячелетия со всей очевидностью выявилось нарушение равновесия духовных и материальных ценностей в человеческой культуре, выразившееся в глубоком моральном кризисе. Одной из существенных проблем современности является дефицит нравственности, разрыв связи поколений, воспитание молодежи вне культурно-исторических традиций, системы ценностей и менталитета своего народа.
Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям в силу несформированности мировоззренческих позиций оказались дети, подростки, молодежь. Очевидно, что в такой ситуации особенно возрастает значимость нравственно-эстетического воспитания, в том числе через постижение и реализацию нравственно-эстетических идеалов и ценностей.
Нравственно-эстетическое воспитание детей
... в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Объект: процесс нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет: художественная литература как средство нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Задачи работы: - раскрыть особенности нравственно-эстетического воспитания детей ...
Необходимо сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана также государственная программа нравственно-эстетического воспитания и лишь «нащупываются», определяются научно-теоретические и методические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах нравственно-эстетического воспитания россиян.
Вопросам взаимосвязи эстетики и этики уделяли внимание философы Аристотель, А. Баумгартен, H.A. Бердяев, Гегель, Гельвеции, Ф.М. Достоевский, Сократ, Платон, И. Кант, А.Ф. Лосев, В.С Соловьев, Спиноза, Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг, Шефстсбери, Ф. Хатчесон, Н.Чернышевский и др. Теоретическую основу исследования составили труды по проблемам нравственно-эстетического воспитания (Ю.Б. Алиев, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Л.Н. Столович, В.А. Сухомлинский, М.П. Якобсон и др.); исследования по гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, A.A. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.П.Зинченко, В.В.Краевский, З.А. Малькова, Н.С.Розов и др.
Необходимость модернизации российского полиэтнического образовательного пространства, потребность школы и семьи в совершенствовании нравственно-эстетического воспитания, направленного на формирование ценностных ориентации подрастающих поколений, породили возникшие в этой области противоречия.
Необходимость разрешения названных противоречий порождает тему исследования: «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся в учреждениях НПО».
Цель работы: теоретически проанализировать и эмпирически проверить специфические особенности организации нравственно-эстетического воспитания в учреждениях НПО.
Объектом исследования является нравственно-эстетическая культура учащихся в учреждениях НПО.
Предмет исследования — система нравственно-эстетического воспитания в учреждении начального профессионального образования.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2. Выявить теоретические и методологические основы нравственно-эстетического воспитания.
3. Определить и охарактеризовать источники нравственно-эстетического воспитания в учреждениях НПО.
4. Изучить особенности организации воспитательной системы в учреждении НПО.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение и систематизация материала, тестирование, анализ документов.
Глава 1. Нравственно-эстетическое воспитание в учреждениях НПО
1.1 Сущность нравственно-эстетического воспитания в теории педагогики
Вопросы о сущности и происхождении морали, о нравственном сознании и поведении людей изучает этика. Одним из главных вопросов этики является вопрос о возникновении морали и о том, почему люди должны поступать нравственно.
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Мы считаем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.
Нравственное воспитание учащихся
... а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий . Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ... работах также проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников. Однако решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно ...
Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения [6, c. 121].
Исходя из приведенных положений, можно заключить, что нравственно-эстетическое воспитание — организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане нравственно-эстетическое воспитание — интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает (скорее всего, на бессознательном уровне) внутренний мир человека, соединение знаний с верой в Бога и играет роль установки. В конкретных условиях слабоосознаваемая или вовсе бессознательная установка интериоризируется в структуру сознания…………….
Заключение
Кризис развития нравственных качеств, социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения отрицательно сказались на российской семье. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются нравственно – этические нормы и традиции семейного уклада. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким воздействием воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны – чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства, влекут за собой резкие формы асоциального поведения. Ухудшается состояние здоровья детей, наблюдается широкий спектр психических аномалий и отклонений в поведении, угрожающие масштабы приобретает безнадзорность, беспризорность, растет детская преступность
Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио на людей обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность.
Решение данных проблем носит не только внешний характер (изменение социально-экономического, политического строя), но и в большей степени внутренний – от уровня развития общества.
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование, несомненно, не решают всех поставленных задач, но отражают основные направлений нравственно-эстетического воспитания в современном мире в учреждениях НПО
Сущность процесса воспитания
... педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания - это организованное, целенаправленное руководство воспитанием ... взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной ... образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. В определении понятия "воспитание" ...
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М. 1977. – 143 с.
2. Бородай В.С., Бородай А.К., Комплексное использование деловых игр и тренинга в управленческой подготовке руководителей и специалистов./Менеджмент в России и зарубежом, №4, 1998 г.
3. Буланова-Топоркова М.В. и др. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособ.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998., с.: 64-78.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие.- М.: Высш. Шк., 1991.,- с.: 103-127.
5. Дидактика средней школы/Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение 1982. – 516 с.
6. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. – М., 1989.
7. Егоршин А. П. Управление персоналом. — Нижний Новгород, 1999.
8. Колесова А.Н. Научная организация умственного труда учащихся. – Л., 2003.
9. Комаров Е.С. Организация, психология и технологии самообразования человека работающего./ Управление персоналом, №4, 2001 г.
10. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М.: Просвещение, 1986.
11. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. – Минск, Высш. школа, 1977. – 256 с.
12. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. – М., 1999.
13. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002 – 288 с.
14. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М., «Сфера», 1997 – 528 с.
15. Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с.
16. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. — М., 1984. – 176 с.
17. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мишенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Школа – пресс, 2000 – 512 с.
18. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003
19. Технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996
20. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М., 1994. – 320 с.
21. Шадриков В. Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. – М., 1982. – 185 с.
22. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока. – М., 1985.