Затруднения в деятельности молодого педагога, их преодоление

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1. Сущность педагогической деятельности 5

1.2. Затруднения в педагогической деятельности 11

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА 19

2.1. Организация и проведение исследования 19

2.2. Рекомендации молодым педагогам по преодолению затруднений в профессиональной деятельности 26

Заключение 33

Список литературы 34

Приложение 37

Введение

Качество образования во многом определяется компетентностью учителя в профессиональной деятельности. Профессионализм приходит к учителю с опытом. В настоящее время высшие учебные заведения стараются дать будущим учителям самые современные психолого-педагогические знания, пытаются сформировать у студентов педагогическое мышление, способность к педагогическому прогнозированию.

Практика же показывает, что начинающие учителя оказываются подготовлены к профессии более теоретически, нежели практически. При этом с первого же дня работы начинающий педагог имеет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем. Учащиеся, родители, как правило, не делают скидки на молодость и неопытность. Таким образом, возникает противоречие между больше теоретической подготовкой начинающего учителя и практической его неготовностью к педагогической деятельности. В условиях реформирования школы это извечное противоречие становится особенно актуальным, так как требования к повышению профессиональной компетенции и ответственности каждого специалиста возрастают.

Достаточно полно исследованы затруднения в педагогической деятельности учителей. Этой проблеме посвящены фундаментальные работы Н.В.Кузьминой, Т.С.Поляковой, а также кандидатская диссертация Г. В.Брагиной.

Категория начинающих учителей (стаж работы которых составляет 0−5 лет), испытывает значительные затруднения в педагогической деятельности. Это показано в работах Т.С.Поляковой, С.Г.Вершловского, Г. С.Засобиной и других.

В первые годы профессиональной деятельности молодой учитель испытывает многочисленные стрессы в силу неподготовленности к условиям работы, а именно: по причине дефицита информации о специфике образовательного учреждения, школьного коллектива, родительского социума, а также вследствие недостаточности у начинающего педагога навыков работы в статусе классного руководителя и низкого уровня развития коммуникативных навыков.

11 стр., 5213 слов

Сущность педагогической работы

... черт личности.     Сущность педагогической работы Известно, что педагогическая деятельность носит творческий ха­рактер. Творчество обычно ... часто остаются нереализованными. Более того, стойкие затруднения в обучении рождают новые проблемы: нарушения поведения ... игры, которые делают эти задания более привлекательными. Работа учителя-дефектолога всегда предполагает большую отдачу сил, энергии, ...

Поэтому исследования, направленные на решение указанных проблем, обострившихся на современном этапе развития системы образования, становятся все более актуальными, а практические рекомендации — востребованными.

Цель исследования заключается в анализе затруднений, которые испытывают молодые учителя, и в разработке рекомендаций по их преодолению.

Объект исследования — затруднения в деятельности молодых педагогов.

Предмет исследования — диагностика и преодоление затруднений в деятельности молодого педагога.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность педагогической деятельности.

2. Дать характеристику трудностей, встречающихся в педагогической деятельности начинающих учителей.

3. Провести диагностику затруднений в деятельности молодых педагогов.

4. Разработать рекомендации по преодолению трудностей.

Для решения задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; анкетирование, тестирование респондентов; педагогический эксперимент.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ № 55, № 32, № 146. В исследовании приняли участие 14 педагогов со стажем до пяти лет.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность педагогической деятельности

Педагогическая деятельность представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... теоретические и эмпирические методы психолого-педагогического исследования. Теоретические выводы часто бывают парадоксальными ... научная деятельность – процесс научной работы отдельного исследователя. Коллективная научная деятельность – деятельность всего ... в изучаемом явлении. Цель исследования – ожидаемый результат исследования. Задачи исследования – шаги достижения цели. Гипотеза– это ...

Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания [23, с.55]…

Заключение

Сегодня в образовании происходят серьезные перемены, содержание образования периодически обновляется. Мы предположили, что определение трудностей, возникающих в процессе профессиональной деятельности преподавателей позволит уточнить недостатки вузовской подготовки, а так же указать в каком направлении осуществлять послевузовскую подготовку.

Включение в педагогическую деятельность — новый этап становления вчерашнего студента как специалиста. Первые самостоятельные шаги ставят перед молодым педагогом целый ряд проблем: «Как добиться взаимопонимания?», «Почему возник конфликт?», «Чем объяснить тот или иной поступок учащегося ?» и т. д. Изучению этих проблем и посвящена наша работа.

Образовательный процесс в современном вузе недостаточно формирует в сознании студента образ педагога с развитой педагогической культурой, включающей помимо всего прочего интеллектуальную, теоретическую, мотивационную и практическую готовность к уроку и являющейся сложным системно-структурным динамическим образованием, а также недостаточная включенность будущего специалиста в контекстное обучение, предполагающее максимальную профессионализацию образовательного процесса в вузе и для этого максимальное использование потенциала проблемного обучения.

Список литературы

1. Абабкова, В.И. Психолого-педагогические критерии и методы оценки эффективности образовательного процесса / В.И.Абабкова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2001. — № 5. — С.60−62.

3 стр., 1002 слов

Идеи гуманизации образования в процессе педагогической коррекции морального отчуждения студентов

... образования в процессе педагогической коррекции морального отчуждения студентов Соиск. Малиева З.К. Кафедра педагогики. Северо-Осетинский государственный университет Поднимается проблема педагогической ... рассматриваем процесс педагогической коррекции МО не только как деятельность ... образовательных учреждениях, идеи гуманизации образования, теории воспитания гуманной личности в различных педагогических ...

2. Андреев, В.И.Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. — 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.

3. Анцыферова, Л.И. Личность с позиции динамического подхода / Л.И.Анцыферова // Психология личности в социалистическом обществе (Личность и ее жизненный путь).

— М.: Наук, 1990. — С.7−17.

4. Ашлапова, Т.В. Система контроля качества подготовки специалистов / Т.В.Ашлапова, Ю.В.Есенков // Среднее профессиональное образование. — 2004. — № 6. -С.22−24.

5. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я.Батышев. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.

6. Белкин, А.С. Педагогический мониторинг образовательного процесса / А.С.Белкин, В.Д.Жаворонков. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; Департамент психол.-пед. образования, 1997.

7. Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / В.А.Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: Сборник научных трудов. — М.: Институт психологии АН СССР. — 1991. — С.3−26.

8. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич. — Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.

9. Боровкова, Т.И. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты / Т.И.Боровкова, А.И.Морев. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. — 150 с.

4 стр., 1531 слов

Психология и педагогика управленческой деятельности

... в ней, их профессиональной деятельности, управленческой деятельности, психологии коллектива; - педагогические особенности образования, обученности, воспитанности и ... авторов, посвященные теме «Психологии и педагогики управленческой деятельности» 1. ГУМАНИТАРНАЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ... организации порядка, относятся: - психологические особенности личностей, которые работают в учреждении; - психология ...

10. Булдыгина, Л.М. Специфика осуществления мониторинга как средства управления качеством образовательного процесса в условиях модернизации Российского образования / Л.М.Булдыгина // Образование как интегративный фактор цивилизационного развития: материалы международной научно-практической конференции (ноябрь 2005 г.) / Под общ. ред. В.Г.Тимирясова. — Москва — Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2005. — С.69−73.

11. Введение в педагогическую деятельность. — М.: Академия, 2000.

12. Воробьева, К.Н. Антропологический подход к воспитанию / К.Н.Воробьева // Педагогика. — 2007. — № 5. — С.55−58.

13. Воропаев, М.В. Воспитательные системы в социальном институте образования: Монография / М.В.Воропаев // Образование: исследовано в мире: Международный научный педагогический Интернет-журнал // www.oim.ru.

14. Горб, В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов / Горб В.Г. // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2000. — № 5. — С.33−37.

15. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А.Климов. — М., 1995.

16. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990.

17. Лакоценина, Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию / Т.П.Лакоценина. — М., 2000. — 192 с.

18. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М.Митина // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С.45−48.

19. Новиков, А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования / А.М.Новикова // Педагогика. — 2000. — № 9. — С.3−10.

5 стр., 2272 слов

Образование как фактор, влияющий на развитие человека

... развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. А предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно ... учителя ему приходиться с трудом осваивать знание. Педагогический фактор заключается в отношении к своей работе и отношение к ученику. Для того чтоб ...

20. Полякова, Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т.С.Полякова. — М.: Педагогика, 1983.

21. Редлих, С.М. Структура социально-профессиональной адаптации учителя / С.М.Редлих // Подготовка учителей в условиях непрерывного образования. — М., 1999. — С. 60−64.

22. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В.Сериков. — М.: Логос, 1999. — 272 с.

23. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. — М.: Гардарики, 2002. — 517 с.

24. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание / А.В.Хуторский. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c.

25. Шуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н.Е.Шуркова. — М., 1997. — 201 с.

Приложение

Анкета

Уважаемые учителя! Просим Вас принять активное участие в анкетировании. Ваши ответы помогут нам выявить те трудности, которые испытывают молодые педагоги в профессиональной деятельности, и определить способы их преодоления.

1.Хотели бы Вы заниматься другим видом деятельности?

• да

• нет

• затрудняюсь ответить

2.Изменилось ли Ваше представление о труде учителя после самостоятельной педагогической деятельности и как?

• не изменилось

• да, в лучшую сторону

• да, в худшую сторону

3.Предпочитаете ли Вы

• остаться работать в школе 36%

• заниматься научной работой — 9%

• продолжать учиться дальше — 36%

• другое — 45%

4.Какой же мотивирующий фактор оказывает наибольшее влияние на отношение к деятельности? Распределите по степени значимости от 1 до 10.

Признание Вашей работы, уважение к Вам

Хорошая заработная плата

Коллектив

Хорошие условия работы

Возможность совершенствования

Стабильность, надежность организации

Возможность для творческого подхода

Близость к дому

Высокое разнообразие деятельности

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... г. Оценка «_____» Тверь 2009 Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя. Эта работа по формату не претендует на научное исследование. Это скорее ... университет» Факультет психологий и социальной работы. Контрольное задание по педагогике. «Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя» Выполнила студентка 1 курса отделения ...

Возможность работать с детьми

5.Напишите, какие трудности вы испытываете при работе с детьми.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите, какие трудности вы испытываете при работе с родителями.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Вы отметили ряд трудных для Вас ситуаций. Каким образом Вы в большинстве случаев выходите из них?

• ищу и нахожу выход самостоятельно

• обращаюсь за советом и поддержкой к другим специалистам

• обращаюсь за советом к родителям

• прошу помочь мне решить эту ситуацию других людей (специалистов, родителей)

• прошу администрацию решить данные проблемы

• другое _______________________________________________________

_______________________________________________________________

Сведения о себе:

8.Возраст _________________________________________________

9.Образование _________________________________________________

10.Место работы _______________________________________________

11.Стаж работы ________________________________________________

Благодарим Вас за участие!

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector