Затруднения в деятельности молодого педагога, их преодоление

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1. Сущность педагогической деятельности 5

1.2. Затруднения в педагогической деятельности 11

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА 19

2.1. Организация и проведение исследования 19

2.2. Рекомендации молодым педагогам по преодолению затруднений в профессиональной деятельности 26

Заключение 33

Список литературы 34

Приложение 37

Введение

Качество образования во многом определяется компетентностью учителя в профессиональной деятельности. Профессионализм приходит к учителю с опытом. В настоящее время высшие учебные заведения стараются дать будущим учителям самые современные психолого-педагогические знания, пытаются сформировать у студентов педагогическое мышление, способность к педагогическому прогнозированию.

Практика же показывает, что начинающие учителя оказываются подготовлены к профессии более теоретически, нежели практически. При этом с первого же дня работы начинающий педагог имеет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем. Учащиеся, родители, как правило, не делают скидки на молодость и неопытность. Таким образом, возникает противоречие между больше теоретической подготовкой начинающего учителя и практической его неготовностью к педагогической деятельности. В условиях реформирования школы это извечное противоречие становится особенно актуальным, так как требования к повышению профессиональной компетенции и ответственности каждого специалиста возрастают.

Достаточно полно исследованы затруднения в педагогической деятельности учителей. Этой проблеме посвящены фундаментальные работы Н.В.Кузьминой, Т.С.Поляковой, а также кандидатская диссертация Г.В.Брагиной.

Категория начинающих учителей (стаж работы которых составляет 0-5 лет), испытывает значительные затруднения в педагогической деятельности. Это показано в работах Т.С.Поляковой, С.Г.Вершловского, Г.С.Засобиной и других.

В первые годы профессиональной деятельности молодой учитель испытывает многочисленные стрессы в силу неподготовленности к условиям работы, а именно: по причине дефицита информации о специфике образовательного учреждения, школьного коллектива, родительского социума, а также вследствие недостаточности у начинающего педагога навыков работы в статусе классного руководителя и низкого уровня развития коммуникативных навыков.

14 стр., 6584 слов

Логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической ...

... связана с двигательной функциональной системой, то одним из основных принципов логопедической работы, в частности с детьми, страдающими церебральными параличами, является принцип двигательно-кинестетической ... пробуждается постепенно, инициативы почти никакой. Усвоение заданий требует длительной проработки. Работа над растормаживанием мышечного напряжения и улучшением координации движений не дает ...

Поэтому исследования, направленные на решение указанных проблем, обострившихся на современном этапе развития системы образования, становятся все более актуальными, а практические рекомендации — востребованными.

Цель исследования заключается в анализе затруднений, которые испытывают молодые учителя, и в разработке рекомендаций по их преодолению.

Объект исследования – затруднения в деятельности молодых педагогов.

Предмет исследования – диагностика и преодоление затруднений в деятельности молодого педагога.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность педагогической деятельности.

2. Дать характеристику трудностей, встречающихся в педагогической деятельности начинающих учителей.

3. Провести диагностику затруднений в деятельности молодых педагогов.

4. Разработать рекомендации по преодолению трудностей.

Для решения задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; анкетирование, тестирование респондентов; педагогический эксперимент.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ №55, №32, №146. В исследовании приняли участие 14 педагогов со стажем до пяти лет.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность педагогической деятельности

Педагогическая деятельность представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата.

Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания [23, с.55]………………….

Заключение

Сегодня в образовании происходят серьезные перемены, содержание образования периодически обновляется. Мы предположили, что определение трудностей, возникающих в процессе профессиональной деятельности преподавателей позволит уточнить недостатки вузовской подготовки, а так же указать в каком направлении осуществлять послевузовскую подготовку.

Включение в педагогическую деятельность — новый этап становления вчерашнего студента как специалиста. Первые самостоятельные шаги ставят перед молодым педагогом целый ряд проблем: «Как добиться взаимопонимания?», «Почему возник конфликт?», «Чем объяснить тот или иной поступок учащегося ?» и т.д. Изучению этих проблем и посвящена наша работа.

Образовательный процесс в современном вузе недостаточно формирует в сознании студента образ педагога с развитой педагогической культурой, включающей помимо всего прочего интеллектуальную, теоретическую, мотивационную и практическую готовность к уроку и являющейся сложным системно-структурным динамическим образованием, а также недостаточная включенность будущего специалиста в контекстное обучение, предполагающее максимальную профессионализацию образовательного процесса в вузе и для этого максимальное использование потенциала проблемного обучения.

24 стр., 11642 слов

Работа учителя по разрешению детских конфликтов

... актуальной. Поэтому проблема нашего исследования - как правильно организовать педагогический процесс учителя начальных классов по разрешению детских конфликтов. Исходя из актуальности, определена тема исследования «Работа учителя начальных классов по разрешению ...

Список литературы

1. Абабкова, В.И. Психолого-педагогические критерии и методы оценки эффективности образовательного процесса / В.И.Абабкова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2001. — №5. — С.60-62.

2. Андреев, В.И.Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. — 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.

3. Анцыферова, Л.И. Личность с позиции динамического подхода / Л.И.Анцыферова // Психология личности в социалистическом обществе (Личность и ее жизненный путь).

— М.: Наук, 1990. — С.7-17.

4. Ашлапова, Т.В.. Система контроля качества подготовки специалистов / Т.В.Ашлапова, Ю.В.Есенков // Среднее профессиональное образование. — 2004. — №6. -С.22-24.

5. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я.Батышев. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.

6. Белкин, А.С. Педагогический мониторинг образовательного процесса / А.С.Белкин, В.Д.Жаворонков. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; Департамент психол.-пед. образования, 1997.

7. Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / В.А.Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: Сборник научных трудов. — М.: Институт психологии АН СССР. — 1991. — С.3-26.

8. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич. – Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.

9. Боровкова, Т.И. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты / Т.И.Боровкова, А.И.Морев. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.

10. Булдыгина, Л.М. Специфика осуществления мониторинга как средства управления качеством образовательного процесса в условиях модернизации Российского образования / Л.М.Булдыгина // Образование как интегративный фактор цивилизационного развития: материалы международной научно-практической конференции (ноябрь 2005 г.) / Под общ. ред. В.Г.Тимирясова. – Москва – Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2005. – С.69-73.

11. Введение в педагогическую деятельность. – М.: Академия, 2000.

12. Воробьева, К.Н. Антропологический подход к воспитанию / К.Н.Воробьева // Педагогика. — 2007. — №5. — С.55-58.

4 стр., 1590 слов

Педагогика и образование как ценность. Проблемы образования

... патриотизм; - признание особой важности миссии педагога в учебном процессе; - массовость, общедоступность и открытость образования; - гуманизм, ориентацию на интересы личности. Широкое вовлечение различных ... формальных критериев — наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, ...

13. Воропаев, М.В. Воспитательные системы в социальном институте образования: Монография / М.В.Воропаев // Образование: исследовано в мире: Международный научный педагогический Интернет-журнал // www.oim.ru.

14. Горб, В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов / Горб В.Г. // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2000. — №5. — С.33-37.

15. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А.Климов. – М., 1995.

16. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина. – М.: Высшая школа, 1990.

17. Лакоценина, Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию / Т.П.Лакоценина. — М., 2000. — 192 с.

18. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М.Митина // Вопросы психологии. — 1997. — №4. — С.45-48.

19. Новиков, А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования / А.М.Новикова // Педагогика. – 2000. – №9. – С.3-10.

20. Полякова, Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т.С.Полякова. — М.: Педагогика, 1983.

21. Редлих, С.М. Структура социально-профессиональной адаптации учителя / С.М.Редлих // Подготовка учителей в условиях непрерывного образования. — М., 1999. — С. 60-64.

22. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В.Сериков. — М.: Логос, 1999. — 272 с.

23. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. — М.: Гардарики, 2002. — 517 с.

24. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание / А.В.Хуторский. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c.

25. Шуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н.Е.Шуркова. – М., 1997. – 201 с.

Приложение

Анкета

Уважаемые учителя! Просим Вас принять активное участие в анкетировании. Ваши ответы помогут нам выявить те трудности, которые испытывают молодые педагоги в профессиональной деятельности, и определить способы их преодоления.

1.Хотели бы Вы заниматься другим видом деятельности?

• да

• нет

• затрудняюсь ответить

2.Изменилось ли Ваше представление о труде учителя после самостоятельной педагогической деятельности и как?

• не изменилось

• да, в лучшую сторону

• да, в худшую сторону

3.Предпочитаете ли Вы

• остаться работать в школе 36 %

• заниматься научной работой – 9 %

• продолжать учиться дальше – 36 %

• другое – 45 %

4.Какой же мотивирующий фактор оказывает наибольшее влияние на отношение к деятельности? Распределите по степени значимости от 1 до 10.

Признание Вашей работы, уважение к Вам

Хорошая заработная плата

Коллектив

Хорошие условия работы

Возможность совершенствования

Стабильность, надежность организации

Возможность для творческого подхода

Близость к дому

Высокое разнообразие деятельности

Возможность работать с детьми

5.Напишите, какие трудности вы испытываете при работе с детьми.

7 стр., 3488 слов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА социальная педагогика

... образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую роль) в последующей социализации. Образование навыков ... связи с явлениями геофизическими и космическими должно... дать возможность научного обоснования изучения законов человеческого общества» [11]. ... позволяет понять значение формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более ...

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напишите, какие трудности вы испытываете при работе с родителями.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Вы отметили ряд трудных для Вас ситуаций. Каким образом Вы в большинстве случаев выходите из них?

• ищу и нахожу выход самостоятельно

• обращаюсь за советом и поддержкой к другим специалистам

• обращаюсь за советом к родителям

• прошу помочь мне решить эту ситуацию других людей (специалистов, родителей)

• прошу администрацию решить данные проблемы

• другое _______________________________________________________

_______________________________________________________________

Сведения о себе:

8.Возраст _________________________________________________

9.Образование _________________________________________________

10.Место работы _______________________________________________

11.Стаж работы ________________________________________________

Благодарим Вас за участие!