Методы совершенствования педагогического мастерства тренера — преподавателя

Содержание

Введение

Глава 1 Структура и содержание деятельности тренера, критерии его педагогического мастерства

1.1 Структура и содержание деятельности

1.2 Критерии педагогического мастерства.

1.3 Профессионализм и мастерство педагогической деятельности

Глава 2 Педагогического мастерства спортивного педагога, посредством педагогического анализа урока.

2.1 Педагогическое мастерство тренера — преподавателя

2.2 Основные качества тренера в процессе занятий по физической культуре

Введение

Спортивный педагог является носителем знаний, умений и навыков, которые он должен передать своим воспитанникам.

Чтобы быть профессионалом в своей области необходимо обладать не только спортивно-практической подготовленностью, но и большим арсеналом методов и средств воспитания и обучения, быть незаурядной личностью, способной привести воспитанников к достижению результатов в спорте. Все это накладывает большие требования к его профессионально-педагогической культуре, одной из составляющей сторон которой, является педагогическое мастерство преподавателя-тренера.

Следовательно, значение педагогического мастерства для спортивного педагога можно выразить в ряде факторов:

— педагогическое мастерство является носителем профессионально-педагогической культуры, что выражается в деятельности и становлении личности;

— педагогическое мастерство способствует развитию профессиональных знаний, педагогических способностей, педагогической техники (культуры общения, культуры речи, умение управлять собой);

— педагогическое мастерство обеспечит высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности, что выражается в педагогическом творчестве и индивидуальном стиле учебно-тренировочной работы.

Однако в области физической культуры и спорта взаимодействие между педагогами-тренерами и их воспитанниками чаще всего осуществляется на интуитивном уровне, без учета знаний и убеждений рассматриваемого понятия.

Актуальность проблемы. Одной из центральных фигур в спортивной деятельности является тренер, от личности которого, его жизненных и спортивных принципов и философии, профессионального педагогического мастерства, высокой квалификации в области организации и управления во многом зависит успешное решение как общих задач гуманистической педагогики — «обучение — воспитание — развитие», так и достижение высоких спортивных результатов. Исследование педагогических и психологических аспектов деятельности спортивного тренера является особенно актуальным, учитывая принципиальные ее особенности, сопряженные как со спецификой спорта вообще и выбранного вида в частности, так и с чрезвычайно разносторонним спектром отдельных разделов работы, ролей и обязанностей тренера — педагога, психолога и социолога, руководителя, друга и помощника спортсмена.

6 стр., 2842 слов

Педагогическая деятельность. Решение педагогических задач

... психологии и педагогике. Психология исследует субъективный аспект деятельности. Очевидно, что педагогическая деятельность является одним из видов деятельности. Педагогическую деятельность разделяют на профессиональную и непрофессиональную (Н.В. Кузьмина, ... не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль [1, с.263]. "Ни один ...

Особое педагогическое мастерство, профессиональная компетентность, высокоразвитое чувство социальной ответственности и гражданственности требуется спортивному тренеру, чтобы одинаково успешно совмещать решение сложных задач социализации и воспитания своих учеников с достижением высоких спортивных результатов. Умение тренера противостоять давлению внешней среды в достижении «быстрого результата любой ценой», стойкая мировоззренческая и гражданская позиция, чувство ответственности и глубокое личное беспокойство за будущее его воспитанников после окончания спортивной карьеры — все это непременные атрибуты высокопрофессионального тренера.

Актуальной проблемой деятельности тренера является его педагогическое мастерство ведения учебно-тренировочного процесса, вооруженность современными, научно обоснованными специализированными методиками обучения и совершенствования, принципами их эффективной реализации и программированного обучения. Другой важной стороной педагогической тренерской деятельности является ее психологическое содержание, знания, умения и навыки тренера-психолога.

Предмет. Педагогическое мастерство тренера — преподавателя

Объект. Структура и содержание деятельности тренера, критерии его педагогического мастерства

Цель. Выявить особенности педагогического мастерства спортивного педагога, посредством педагогического анализа урока.

Задачи:

— изучить педагогическое мастерство тренера — преподавателя

— изучить основные качества тренера в процессе занятий по физической культуре

Глава 1 Структура и содержание деятельности тренера, критерии его педагогического мастерства

1.1 Структура и содержание деятельности

Каждый индивид в своем развитии и становлении личностью проходит длительный путь взаимодействия с окружающей средой, именуемый социализацией .Понятие социализации по объему больше любого другого, касающегося формирования человека. Оно включает в себя влияние неорганизованной и организованной социальной и природной среды, целенаправленное воспитание, образование, обучение и саморазвитие. Рассматривая три стадии социализации человека, следует отметить, что частично уже на второй ее стадии, введении в систему норм общественной морали, и в значительной степени на завершающей стадии свободного интеллектуально-нравственного развития огромное влияние на этот процесс оказывает деятельность человека. В классической триаде; деятельность — сознание — личность этот компонент существенно определяет многие аспекты поведения человека, его мотивы и систему ценностей, виды, способы, организацию поведения и образ жизни. Характеристики и структура деятельности диктуют объективные требования, предъявляемые к интеллекту, психике и физическим возможностям человека, отбирает наиболее способных и талантливых к тому или иному виду занятий. Деятельность своей объективной сущностью, своим содержанием регламентирует функционирование двигательной, умственной, психо-эмоциональной и психо-социальной сфер субъекта.

4 стр., 1571 слов

Роль тренера в спортивном коллективе

... к неудачам или конфликтам. Успешность коллективной деятельности спортивной команды во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между тренером и членами коллектива, так и от ... этого вопроса большую роль играют организаторские способности дружного, сплоченного спортивного коллектива. и организаторские способности тренера. Человек, не обладающий ими, даже если он большой знаток своего ...

Деятельность является целенаправленным орудийным преобразованием и изменением субъектом чувственно-предметной или материально-производственной действительности. Она носит исключительно предметный характер, имеет сложное строение, и в нее входят :

— потребность — мотив — цель — условия;

— деятельность — действие — операция — результат.

Спортивной является деятельность, направленная на максимальное удовлетворение интереса к определенному виду спорта, потребности им заниматься, достижение высоких спортивных результатов, повышение престижа.

Для спортсмена она имеет существенные специфические особенности, значительно отличающие ее от многих других видов деятельности:

— объектом сознания и практической деятельности является собственное тело спортсмена и его движения (субъект и объект — одно лицо);

— предельные физические и психические нагрузки;

— борьба за победу — единственная и необходимая цель деятельности.

Для деятельности спортивного тренера в полной мере справедливо последнее замечание и частично второе, в части психического напряжения.

В процессе спортивной деятельности участвуют несколько субъектов: спортсмен (или команда) — тренер — судья — болельщики — официальные лица. Участие каждого из них специфично и существенно различно по значимости и мотивам. Наиболее значимое звено «спортсмен-тренер», несмотря на определенные различия, имеет весьма сходные условия спортивной деятельности. Это, прежде всего — общность цели, достижение наивысшего спортивного результата, победа в соревнованиях. Их деятельность характеризуется:

— временными ограничениями;

— сопротивлением соперника (прямым, активным или опосредованным);

— взаимодействием с партнерами;

— значительной психической и физической напряженностью.

Психологическая структура спортивной деятельности также имеет специфические особенности мотивации, психических процессов, тренировочного процесса и соревнований.

Спортивная деятельность тренера носит многогранный характер с большим количеством разнообразных функций, разделение которых в значительной мере условно, поскольку на практике все они образуют неделимый комплекс и реализуются в едином тренировочно-соревновательном процессе. Выделяют следующие составляющие структурные функции: воспитательная, учебно-тренировочная, отбора и селекции, планировочная, контроля, учета и коррекции, организаторская, секундантская до, во время и после соревнований, материально-технического обеспечения, самосовершенствования, научно-исследовательская, представительская, судейская, правовая, агитационно-пропагандистская.

12 стр., 5957 слов

Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно воспитательном процессе

... выявленных противоречий была определена тема. Тема самообразования : «Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно – воспитательном процессе». Цель : Выявление особенностей здоровьесберегающего обучения младших ... Федерации». Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое ...

Понятие педагогического мастерства тренера многогранно. Оно должно проявляться в управлении деятельностью спортивного коллектива, в организации воспитательного и учебно-тренировочного процессов и в индивидуализации воспитательных воздействий на личность……..

Список используемых источников

1) Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Просвещение, 1999

2)Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): Учебное пособие. М., 2003.

3)Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986.

4)Портнов Ю.М. Теоретические и научно-методические основы подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта: автореф. дис. д-ра, пед, наук / ГЦОЛИФК. — М., 1989.

5) Кузьмина Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения, М.: Высшая школа, 1990

< publ/88-1-0-13215>