Интеллектуальное развитие подростков

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Проблема взаимосвязи основных видов деятельности и интеллектуального развития подростков

1.1. Характеристика основных видов деятельности подростков

1.2. Особенности интеллектуального развития подростков

1.3. Взаимосвязи основных видов деятельности и интеллектуального развития подростков

Глава 2. Психолого-педагогическое влияние на развитие основных видов деятельности подростка и его интеллекта

2.1. Развитие основных видов деятельности под психолого-педагогическим влиянием

2.2. Развитие интеллекта под психолого-педагогическим влиянием

2.3. Психолого-педагогическое влияние на интеллект и деятельность подростков

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста. Проблема развития личности подростка является одной из важнейших проблем возрастной и педагогической психологии. Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Мы рассматриваем эти особенности, используя данные отечественной психологии, отраженные в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится общение. Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения. Такие трудности в общении являются одной из сложных проблем в психологии. Проблема затруднений (или «барьеров» общения) в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины 20 века (Д.Кати, Л.Ли, Г.Лассвеля, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д.Парыгин. Б.Ф..Ломов, Н.Л.Коломинский, Е.А.Климов и др).

10 стр., 4994 слов

Влияние имитационно-подражательных упражнений на развитие основных ...

... возраста. 3. Выявить наличный уровень развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. 4. Подобрать и апробировать серию имитационно - подражательных упражнений для развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. 5. Развитие основных видов ... интереса и определенного отношения к своей деятельности. Основные движения содействуют воспитанию у ребенка ...

В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учениками внутри класса исследовали психологи Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Е.В.Цуканова, В.В.Рыжов, Л.А.Поварницина и др.

Целью данной работы стало изучение основных видов деятельности на интеллектуальное развитие подростков.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Дети в подростковом возрасте находятся в конфликте со всем внешним миром, поскольку у них происходит период личностной идентификации — отделение себя от всех остальных людей. Период пубертата связан с тем, что они должны обрести или женскую, или мужскую роль. Но у них нет образцов, и они теряются. Образцов нет, поскольку они хотят быть независимыми от родителей, родитель перестает быть авторитетом или примером для подражания. Необходим новый пример. Эмоциональная нестабильность, характерная для этого возраста, может привести к психическому расстройству. Чтобы этого не произошло, нужно, чтобы у подростков была возможность выражать свои эмоции. Подростковый возраст характеризуется интересом к себе и другим, высокой энергичностью, сочетающейся одновременно с периодами астеничности и вялости, быстрой сменой и нестабильностью интересов, ориентацией на осуществление «авторского» действия в различных областях науки, искусства, спорта. Подростковый возраст — это возраст развития самосознания, возраст становления практического сознания человека.

Одним из важнейших факторов формирования личности в подростковом возрасте является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др. С позиции деятельностного подхода исследователи Леонтьев А.Н., Андреева Г.М. считают, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Утверждение единства общения и деятельности в то же время не предполагает однозначности трактовки, то есть общение рассматривают как вид деятельности (Щедровинский Г.П., Леонтьев А.Н., Рыжов В.В., Гусев Г.И.).

3 стр., 1394 слов

психология подростковых субкультур.История возникновения субкультур ...

... привлекается понятие «субкультуральная подростковая психология». На современном этапе широкое развитие получили исследования специфики подростковой субкультуры в контексте ... стороны, субкультура может стать для подростка очень ценным ресурсом. Общение со сверстниками позволяет ему ... культуры превышает креативные установки в социокультурной деятельности, что косвенно обусловлено и самим потоком ...

Общение, во-первых, — это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в третьих, результат специальной задаваемой деятельности. В качестве основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений.

Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Попытаемся кратко изложить основные результаты, к которым мы пришли в процессе обсуждения проблемы.

Первый из выводов нашей работы заключается в том, что, рассматривая причины и факторы, осложняющие развитие некоторых видов деятельности подростков, следует обратить внимание на возрастные особенности. Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательно-педагогическом отношении. Об актуальности проблем психологии подростка свидетельствует наличие обширной литературы.

Наиболее массовыми причинами, вызывающими трудности у подростков является эмоциональная неустойчивость, робость, осторожность, подозрительность, эгоистичность, зависимость от группы, от общественного мнения, недисциплинированность, плохой самоконтроль и др. Анализируя причины затруднения общения, можно сделать вывод, что часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные.

Общение является одной из основных деятельностей в подростковом возрасте.

По данным отечественных психологов, в интеллектуальной сфере подростков отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы.

Педагог должен учитывать, что подросткам необходим особый подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития подростки, практически, не уступают взрослым людям. И за пределами узкоспециальных областей они способны к равноправному общению. Хотя их по-прежнему привлекают игровые моменты в их деятельности.

Необходимо помочь подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно в таком, где он может блеснуть своими знаниями и умениями и показать себя в роли лидера. Тем более что подчеркнутое стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности.

Полученные данные позволяют разработать конкретные коррекционно-развивающие программы по профилактике и преодолению трудностей характерных в подростковом возрасте.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. СПб, 1998.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

3. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. М, 1983.

4 стр., 1992 слов

Аминов. Психология делового общения.Помни имя его 2

... связь между именем че­ловека и его психическими особенностями. Безусловно, она не является жесткой, прямолинейной, поскольку на ... с голубым (или близким к нему) цветом. Из психологии известно, что красный цвет пробуж­дает у человека состояние ... имен, фамилий (антропонимов) партнера в реальных ситуациях делового общения: 1. Старайтесь правильно воспринять антропоним. Известно, что многие имена, ...

4. Бурлакова Н.С. Возможности практической психологии в образовании М., 1998.

5. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В. М., 1967.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов на Дону,1997.

7. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков // Вопросы психологии, 1983, №3. Стр. 40-45.

8. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

9. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. М., 1980.

10. Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М, 1978.

11. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

12. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

13. Немов Р.С. Практическая психология М., 1998.

14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.

15. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.

16. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.

17. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии,1985, №1.

18. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка // Вопросы психологии, 1980, №4.

19. Эриксон Г.Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

20. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии, 1999, N 6. Стр. 54-58.