Межличностные конфликты в подростковом возрасте

Курсовая работа

Межличностные конфликты в подростковом возрасте

Введение

конфликт подросток межличностный

Актуальность исследования: в современных условиях проблема конструктивного разрешения конфликтов приобретает актуальность не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми. Несмотря на то, что подростковый возраст в психологии ХХ столетия изучался достаточно подробно, современные подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности — её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Исследование социальных процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем.

Различным аспектам изучения конфликта посвящено значительное число работ по философии, социологии, социальной психологии, педагогике. Только в последние годы к философскому анализу социального конфликта обращались О.А Алексеев, В.И. Мажников, управлению конфликтами в социальных группах и организациях — В.П. Шейнов, конфликтам в организации и основным путям их разрешения — Д.В. Калашников. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: T.C. Выготский, А.С. Залужский, Б.Т. Лихачев, Л.А. Петровская, О.Н. Лукашенок, Н.Е. Щуркова, Н.И. Шевандрин, В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец, Г.М. Болтунова, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, Т.В. Драгунова, Е.В. Первышева, Л.С. Славина, В.И. Журавлев, О.Н. Громова, Г.М. Андреева, А.Я. Анцупов., А.И. Шипилов и др.

Объект исследования: конфликт как социально-психологическое явление.

Предмет исследования: особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте.

Цель: рассмотреть особенности проявления межличностных конфликтов у подростков.

6 стр., 2848 слов

Виды межличностных конфликтов, их характеристика.

  Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). «Чаще всего он возникает из-за дефицита каких то ресурсов, например, наличия ...

Гипотеза: можно предположить, что есть связь между стратегиями поведения в конфликте и социометрическим статусом в группе.

Задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть содержание понятий «конфликт» и «межличностные конфликты»;

. Определить психологические особенности детей подросткового возраста;

. Рассмотреть особенности межличностных конфликтов среди подростков;

. Организовать и провести эмпирическое исследование с целью выявления склонности к конфликтам у подростков, обработать полученные данные, сформулировать выводы на основе анализа и интерпретации результатов исследования;

. Разработать рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций.

Для проведения исследования использовался комплекс методов:

Теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;

Эмпирические методы: тестирование с использованием методик «Тест на оценку уровня конфликтности личности», «Тест на оценку поведения в конфликте (Томас Килмен) и социометрия (Дж. Морено).

. Теоретические основы межличностных конфликтов

1.1 Сущность и содержание понятия конфликт

Межличностные конфликты — это ситуации противостояния, разногласий, столкновений между людьми.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретическое изучение проблемы когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций 1.1. Основные подходы к определению понятия трудная жизненная ситуации 6 1.2. Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций 11 1.3. Стратегии совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях 17 1.4. Устойчивость личности как фактор совладающего поведения в трудной жизненной ...

Межличностный конфликт может быть определен как ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

В связи с использованием понятия «межличностный» необходимо отметить, что для отечественной литературы традиционно характерна некоторая двойственность в его употреблении. Одно из его значений приписывает межличностным явлениям статус неформальных: «По главным целям, осуществляемым в ходе общения, выделяются функциональное (ролевое, деловое, формальное) и межличностное» [8, с. 13]. С другой стороны, оно используется в буквальном, более широком смысле для обозначения происходящих «меж-личностно» явлений. В соответствии с этим «к межличностному поведению принято относить любое наблюдаемое проявление коммуникативной активности индивида, обусловленное фактом реального, предполагаемого или воображаемого присутствия других людей». В этом более широком значении понятие «межличностный» тождественно западному термину «интерперсональный», и в этом смысле мы и будем использовать его, поскольку данное его употребление фактически становится общепринятым.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов [3, с. 97].

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие. Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. Разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.

5 стр., 2209 слов

Конфликт, конфликтное взаимодействие, возможности регулирования

... с целью разрешения конфликта, возникает конфликтное взаимодействие. При умелом управлении этим взаимодействие можно добиться правильного урегулирования, для одного из участников. Понятия «субъект» и «участник» конфликта не ... функционирование противника или наносящих ущерб другим людям (группам). Заметим, что проблематика конфликтов использует и такие термины, как споры, дебаты, торги, соперничество ...

Определение деструктивного конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится независимым от причины, его породившей, и легче приводит к «переводу на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, остроты высказываний («экспансия» конфликта).

Другая черта — «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, включение ложного восприятия все большего числа как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно [3, с. 99].

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы её решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения — она воспринимается как более «легитимная». Сам факт допущения другой аргументации, признания её законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта, обозначает возникновение элементов дружественной атмосферы и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения [3, с. 100].

3 стр., 1167 слов

Взаимоотношение поколений: конфликт и взаимодействие

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУП ВПО «Сибирский федеральный университет» Гуманитарный институт Эссе «Взаимоотношение поколений: конфликт и взаимодействие» Выполнил Тесля Андрей ИИ12-05БИ конфликт авторитет самостоятельность младший Красноярск 2013г. Проблема, поставленная в теме сочинения, существует, наверное, столько, сколько и существует само человечество. Её можно ...

К продуктивным функциям относят:

а) познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);

б) функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

в) инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);

г) перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с:

а) разрушением существующей совместной деятельности;

б) ухудшением или развалом отношений;

в) негативным самочувствием участников;

г) низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

В конфликте выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.

Предметом конфликта служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы объектов.

10 стр., 4885 слов

Методологические проблемы применения информационных технологий в обучении детей с нарушением развития интеллекта

Оглавление Введение Глава 1. Современные условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 1.1 Предпосылки развития специализированного обучения в России 1.2 Методологические основы обучения детей с нарушением развития интеллекта Глава 2. Методология применения информационных технологий в образовании 2.1 Информационные технологии в общеобразовательном процессе 2.2 Проблемы методологии ...

В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии-антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом.

Групповые конфликты.

Групповой конфликт — противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.

В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».

Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.

Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой — группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и немобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группы, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить [13, с. 126].

Способы разрешения конфликта

Способы разрешения конфликта важнейшая часть проблемы. Так же, как и при коммуникации, большую роль здесь играет обратная связь, т.е. выявление реакции партнера на совершенное действие. Обратная связь служит средством регулирования поведения участников конфликта, что особенно проявляет себя при ведении переговоров. Цель переговоров достижение соглашения, основной способ которого компромисс, т.е. согласие каждой стороны в равной мере отступить от своей прежней позиции с целью их сближения. В осуществлении такой стратегии велика роль посредника или арбитрапредставителя третьей, нейтральной стороны, способствующего успеху переговоров.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Для более четкого понимания стратегии поведения при достижении компромисса в социальной психологии предложена особая схема ПОИΡ («постепенные обоюдные инициативы для разрядки напряженности»), предложенная Ч. Осгудом. ПОИР предполагает последовательное проведение каждой из сторон следующих шагов по достижению примирения: «миролюбивое» заявление одной из сторон, соответствующий ответ другой стороны, снова следующий шаг первой стороны и т.д. Успех может быть достигнут только в случае демонстрации с обеих сторон твердости, но вместе с тем честности и дружелюбия, готовности поддерживать [20, с. 669―671]. Естественно, что предложенная схема (многократно проверенная в лабораторных экспериментах) не обязательно «срабатывает» в реальных условиях, однако может послужить некоторой моделью примирения. Проблема исследования конфликта имеет много практических приложений в плане разработки различных форм отношения к нему (разрешение конфликта, предотвращение конфликта, профилактика его, ослабление и т.д.) и прежде всего в ситуациях делового общения [6, с. 343-344].

Агрессия современных подростков проявляется в Интернете через такие явления, как троллинг и кибербуллинг.

Подростки ведут себя в Интернете по-разному, и вероятность столкновения с агрессией в Сети у них велика. Иллюзия анонимности и безнаказанности приводит к тому, что некоторые пользователи оскорбляют других пользователей и провоцируют их на конфликт — иногда это кончается плачевно. Троллинг может быть прямым (оскорбления участников, нарушение правил ресурса, подстрекание, ссоры) и замаскированным (сообщения не по теме, возвращение к другой острой теме, завуалированные сообщения, на первый взгляд позитивные).

Тролли хотят получить реакцию в виде прямого конфликта. В перепалке с таким пользователем очень легко потерять над собой контроль и самому стать троллем.

Тролли могут стремиться вызвать раздражение участников коммуникации, но также их целью может быть унижение конкретного человека. В таком случае троллинг может переходить в целенаправленную травлю, или буллинг. По определению Игоря Кона, под буллингом обычно понимается запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить человека себе. Во все времена это была одна из серьезных проблем подростковой среды. Нами представлены результаты исследования, проведенного фондом развития Интернет, 2010-2012 г. (рис. 1-5).

Рис. 1. Какие вещи расстраивают детей в интернете

Развитие инфокоммуникационных технологий привело к распространению кибербуллинга — агрессивного, умышленного действия, совершаемого группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющегося неоднократно и продолжительного во времени в отношении жертвы, которой трудно защитить себя. Виртуальная среда, в которой происходит кибербуллинг, позволяет агрессорам чувствовать себя менее уязвимыми и менее ответственными за свои действия. Анонимность — основной фактор, отличающий кибербуллинг от обычного буллинга, осуществляемого в непосредственном контакте. Другие отличия проявляются в том, что кибербуллинг происходит вне школы, более скрыто и зачастую не позволяет видеть эмоциональные реакции жертвы.

По данным исследования «Дети России онлайн», в среднем по России 23% пользующихся Интернетом детей в возрасте 9-16 лет становились жертвами буллинга онлайн или офлайн за последние 12 месяцев. Схожие данные были получены в среднем по 25 странам Европы (19%).

Рис. 2. Кибертравля в жизни подростков

Пятая часть российских детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1-2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для пользователей 11-12 лет: почти треть детей этой возрастной группы становится жертвой буллинга чаще одного раза в неделю, что значительно превышает показатели в других возрастных группах.

Нередко сами школьники выступают агрессорами. В России каждый четвертый ребенок признался, что за последний год обижал или оскорблял других людей в реальной жизни или в Интернете. При этом в России субъектов буллинга в два раза больше, чем в среднем по европейским странам.

Рис. 3. Кибертравля: в роли агрессора

Кибербуллинг — интернет-проблема, берущая начало в реальной жизни. Каждый десятый российский школьник сталкивается с буллингом в Сети. При этом, как показывают результаты исследования Фонда Развития Интернет, каждый второй ребенок, ставший жертвой кибербуллинга, также сталкивается с буллингом лицом к лицу. В европейских странах дети подвергаются кибербуллингу в среднем в два раза реже. Во многом, как и в случае с риском онлайн-знакомств, это связано с тем, что в Европе и США уже много лет в школах работают программы обучения цифровой грамотности, позволяющие существенно повысить навыки безопасного использования Интернета детьми.

Чтобы справиться с такими ситуациями дети чаше всего отдают предпочтение активным стратегиям совладания с ситуацией, причем каждый шестой из жертв буллинга выбирал конфронтационную стратегию и таким образом сам мог стать агрессором. Нередко жертвы кибербуллинга формируют свои собственные стратегии в форме конкретных способов противодействия агрессорам в Интернете.

Рис. 4. Кибертравля: негативный опыт

Значимым способом справляться с трудными онлайн-ситуациями оказался поиск информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Большинство детей ищет социальную поддержку онлайн, в первую очередь у друзей. Показательно, что доля детей, обращающихся за помощью к родителям, в России ниже, чем в Европе. Среди 10% детей, которые становились жертвами кибербуллинга, только каждый пятый родитель был осведомлен об этом (21%), а более половины были уверены, что их ребенок не сталкивался с подобным риском (61%).

Очень мало кто из детей обращается за помощью к учителям или специалистам.

Далеко не все дети умеют применять специальные онлайн-стратегии борьбы с кибербуллингом. Так, блокировка агрессора оценивается как высокоэффективная, но ее применяет только каждый третий ребенок, ставший жертвой онлайн-буллинга. Эти результаты подчеркивают необходимость развития программ по повышению цифровой грамотности взрослых: как родителей, так и специалистов, работающих с детьми. Нередко дети могут являться одновременно как жертвами, так и агрессорами, поэтому важно обучать их тому, что поступки в онлайн-среде могут иметь существенные последствия в реальной жизни.

Рис. 5. Родители переоценивают свои возможности

Во многих странах принимаются меры по борьбе с буллингом и кибербуллингом на уровне государственной политики (программы по предотвращению столкновения с цифровыми рисками, информационные кампании, обучение преподавателей).

В некоторых странах, например, в Канаде, приняты законы в отношении кибербуллинга в школьной среде. Так, в Онтарио кибербуллинг является правонарушением, которое может повлечь за собой временное или окончательное исключение агрессора из учебного заведения. В европейских странах реализуются программы, которые направлены на обучение позитивному и безопасному использованию Интернета и в которых профилактике кибербуллинга придается большое значение. Например, Pantallas Amigas («Защита друзей») и SecuKids в Испании или пилотный проект E-learning and E-teaching in notebook classes в Австрии. Во Франции с подачи Министерства образования совместно с рядом общественных организаций школьные учреждения получают информацию и рекомендации по предотвращению кибербуллинга. Одновременно интернет-компании развивают механизмы саморегулирования, с помощью которых пользователи могут пожаловаться на неприемлемый, в том числе агрессивный контент.

В России МТС реализует федеральную образовательную программу «Дети в Интернете» при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ, Лиги безопасного Интернета и ряда других партнеров. В рамках программы «Дети в Интернете» МТС реализует целый комплекс мероприятий: организует интерактивные тематические выставки на базе ведущих музеев и библиотек России, проводит уроки интернет-грамотности для младших школьников и семинары для учителей по образовательной методике, разработанной совместно с Фондом развития Интернет и одобренной Федеральным институтом развития образования. Интерактивные выставки проведены более чем в 30 городах РФ. В 2014 году выставки впервые проведены на юге России (Краснодар) и в Сибири (Барнаул).

МТС обучила полезному и безопасному интернету по всей стране более 300 000 детей [1].

1.2 Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

К проявлениям подросткового возраста относятся:

·чувствительность к оценке посторонних своей внешности

·крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

·внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров

Для подростков характерна полярность психики:

· Целеустремленность, настойчивость и импульсивность;

· Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;

· Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

· Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

· Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

· Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

· Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт — подростковых и юношеских [2].

Отсюда те психические новообразования, которые характерны для этого возраста:

.Ведущие потребности девятиклассников — это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении.

С одной стороны, девятиклассники стремятся к «внешней» взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотиков. Претендующие на роль взрослого человека подростки не терпят отношения к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения, а иные отношения их унижают и оскорбляют.

С другой стороны, потребность быть взрослым постепенно заменяется необходимостью быть им: многие девятиклассники уже всерьез задумываются о своем профессиональном и личностном будущем и нередко сталкиваются с настоящими взрослыми проблемами: от серьезной первой любви до зарабатывания средств на жизнь.

Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам общения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями).

Еще одной чертой является склонность к экспериментированию. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности.

.Отсюда — интенсивное развитие внутренней жизни подростка: на смену приятельства приходит дружба, делаются попытки вести интимные дневники, начинаются первые влюблённости. Интенсивно развивается восприятие себя как человека определённого пола, определяющее соответствующие формы поведения. Взаимный интерес одноклассников и одноклассниц друг к другу становится значительно заметнее: юноши-мальчики начинают потихоньку догонять своих сверстниц в физическом и социально-психологическом развитии.

.Расширяется потребность в общении и его «география». «Старшие подростки в отличие от предыдущих возрастов оценивают, какие новые возможности может предоставить им социальное пространство для общения в различных видах деятельности». Однако большая часть времени посвящается прогулкам, разговорам или молчаливому ничегонеделанию, т.е. «тусованию». С одной стороны, неплохо, что одноклассникам хочется общаться и после школы, но с другой — совершенно понятно, что этому общению могут сопутствовать и всякого рода антисоциальные деяния: выпивка, примыкание к сомнительным группировкам «ближних взрослых».

Проконтролировать такой «досуг» невозможно, запрещать — по меньшей мере глупо. Выход из ситуации — так называемый «закон садовника»: если старшие подростки будут иметь возможность проводить хотя бы часть свободного времени в своем классе с интересом и пользой для себя, тяга к улице в той или иной степени ослабеет. К тому же окультуренные нормы и ценности общения, приобретенные в классе и семье, помогут ребятам устоять против неизбежных соблазнов за стенами школы.

Межличностное общение девятиклассников может осложняться и другими проблемами, если класс находится на низкой ступени коллективного развития: старшие подростки в этом случае бывают более нетерпимы и даже агрессивны по отношению друг к другу, чем школьники других возрастов. Этому может способствовать тревожность по поводу предстоящих жизненных перемен и волнующих ребят вопросов: кого возьмут или не возьмут в старшие классы; что ждет тех, кто уйдет из школы? Но эти настроения могут не только разъединять, но и объединять ребят, если в классе создана атмосфера общей заботы и поддержки.

.Поведение девятиклассника часто носит протестующий характер по отношению к взрослым, проявляющийся в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов).

Отсюда — конфликты с учителями и родителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний. Хотя отношения с учителем и родителями могут складываться по-разному: от противостояния или равнодушия («лишь бы не мешал») до возрастающей потребности в признании с его стороны и даже в доверительном общении.

.Ярко выражена у девятиклассников и противоречивость коммуникативного поведения: с одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой — желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками.

.Значимой деятельностью для девятиклассников может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации. Этой деятельностью может быть и учение, если старший подросток собирается продолжать образование. Однако учение далеко не всегда становится учебной деятельностью старшего подростка.

По мнению Фроловой О.С., этому мешают две основные причины [25]:

Во-первых, девятиклассники далеко не всегда имеют возможность проявить собственную субъективность на уроке в индивидуальных и групповых проектах, в коллективных формах работы, в самостоятельной деятельности, т.к. форма обучения, как правило, остается по-прежнему фронтальной. С девятиклассниками, как правило, работают теми же способами, что и с младшими подростками: в глазах учителей они по-прежнему в первую очередь школьники и объекты их непререкаемых требований, точно так же, как и в семье.

Во-вторых, растущие с каждым днем проблемы социализации старшего подростка нередко сводятся учителями и родителями только к проблеме успеваемости. В то время как, по мнению психологов, «нельзя, «вытаскивая» успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка, а можно сделать лишь наоборот».

В какой-то степени эта проблема решается с помощью профильной и предпрофильной дифференциации обучения, но только в том случае, если в ней учитываются интересы самих школьников, а не их родителей и учителей.

Поэтому значимой с точки зрения профориентации деятельностью для старших подростков нередко становятся вполне конкретные практические занятия, меняющие статус увлечения на более серьезный: автомеханика, компьютерная графика, различные виды домоводства.

Окончание девятого класса — это не только завершение этапа общего образования, не только первые серьезные экзамены и получение первого официального документа об образовании. Это прощание с детством и отрочеством, для многих — прощание со своим классом и грядущая первая серьезная встреча со взрослой жизнью.

Поэтому велика для девятиклассника значимость мудрых и понимающих родителей и классного руководителя. Настоящий воспитатель видит все возрастающие проблемы социализации, с которыми сталкиваются его воспитанники, но осознает, что не всегда и не во всем может оказать им реальную помощь: компенсацией этому пусть будет искреннее внимание и понимание трудностей каждого подростка и всего класса, доверительный диалог с ними и добрый совет значимого старшего товарища [4, с. 128-133].

1.3 Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте

Межличностные конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития — происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации.

По мнению психологов психоаналитического направления, явления подростковой конфликтности неизбежны, поскольку попытки личности интегрировать новые сексуальные импульсы приводят к внутренним переворотам, личностным нарушениям и снижению социальной адаптации. Для уменьшения негативных последствий столкновения сексуальных импульсов с социальными табу, подросток «использует» механизмы психологической защиты (подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация и сублимация), искажающие восприятие ситуации, что может выступать как один из факторов возникновения межличностных конфликтов.

По мере взросления роль семьи ослабевает и возрастает роль сверстников. Элементарная поддержка, которую подростки получают от товарищей, чрезвычайно важна для их развития. Существует в подростках нечто такое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, — их потребность в дружбе. Только дружба возвращает им живую жизнь. Дружба — «дорога жизни» для подростка.

Л. Колберг, анализируя особенности социального поведения подростков, особую роль отводит генезису морального сознания, которое, по его мнению, является не столько результатом усвоения внешних правил поведения, сколько процессом преобразования и внутренней организации норм и правил, предъявляемых обществом [14, с. 322-323].

Таким образом, основные причины нарушений в социальном поведении детей Колберг видит в несформированности морального сознания.

И, тем не менее, роль конфликтов в подростковом возрасте достаточно велика. Как и в любом другом возрасте, конфликты подростков носят как позитивный, так и негативный варианты исхода.

Многие подростки испытывают затруднения в контактах со сверстниками и переживают свое одиночество болезненно [19, с. 228]. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта. Всё это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности ребенка.

Психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с учителями, а затем и с родителями, способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще [10].

Особенностью этого возраста является то, что подростку подчас легче открыть душу сверстнику (он такой же, он поймет) или даже чужому человеку, чем родителям. Поэтому для сохранения доверительных отношений очень важны такт и выдержка родителей. Если родители сумеют терпеливо и сочувственно отнестись к трудностям подростка, то конфликты во многом сглаживаются.

Характерные в этом возрасте жалобы подростков на непонимание со стороны родителей во многом обоснованы. Родители, особенно в последнее экономически нестабильное время озабочены тем, как обуть-одеть-накормить своих любимых чад, духовная связь с детьми при этом часто терпит ущерб, уходит на второй план. Многие родители заняты бизнесом, карьерой, самоутверждением, своими «взрослыми» проблемами.

Между тем, растущим, осваивающим социальный мир детям, в первую очередь необходимы поддержка, понимание, мудрый совет своих родителей. Подростки предпочитают обращаться за помощью и поддержкой к родителям и только в эмоциональной поддержке приоритет принадлежит друзьям.

Большая часть конфликтов среди подростков возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с родителями.

В этой ситуации формы поведения у юношей и девушек существенно различаются. Девушки, прежде всего, стремятся к сотрудничеству, затем выбирают компромисс, приспособление, уклоняются от встреч и лишь в крайнем случае идут на соперничество. Среди юношей наиболее предпочтительной формой поведения является соперничество, далее компромисс, сотрудничество, сведение контактов к минимуму, приспособление. Таким образом, в случае возникновения конфликтных ситуаций с учителем старшеклассники выбирают продуктивные формы поведения, хотя юноши более конфликтны, чем девушки.

Также возможным негативным результатом межличностных конфликтов, как с взрослыми, так и со сверстниками, наряду с недоеданием, недосыпанием, эмоциональной холодностью близких подростку людей и ощущением своей ненужности, покинутости, наряду с чувством лишнего в семье или обществе (группе), можно выделить обострение взаимоотношений со всеми взрослыми, в том числе и с учителями (если конфликт происходил с родителями или иными близкими людьми), формирование негативного отношения к учебной деятельности и к школе в целом. Указанные причины приводят к усилению недоброжелательных отношений с ближайшим окружением, в том числе и со сверстниками, создают ситуацию хронического психологического дистресса, который, в свою очередь, отражается на психическом и физическом состоянии, приводя к неврозам или, в крайнем случае, к суицидам [17, с. 190-196].

Таким образом, во-первых, практически общепризнанной является мысль об объективной основе подростковой конфликтности; а, во-вторых, межличностный конфликт может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д. И, наконец, поскольку конфликты в подростковой среде — явление неизбежное, предметом пристального внимания педагогов должно стать не только наличие конфликтов и конфликтное поведение, но и их отсутствие. Видимо, есть основания утверждать, что отсутствие конфликтов так же опасно для позитивного личностного становления подростка, как и наличие деструктивных, хронических конфликтных внутригрупповых отношений.

Рассмотрев более подробно подростковый возраст, можно сделать вывод, что данный период развития является одним из самых важных и сложных. Ребенок часто вступает в межличностные конфликты. Чувство «взрослости», рост самосознания, пробуждение интереса к противоположному полу можно отнести к новообразованиям подросткового возраста. Подросток уже чувствует себя полноценной личностью и отстаивает свое право на самостоятельность суждений и на принятие решений. Он пытается занять активную позицию. Но реализовать себя в какой-либо области ему еще трудно. Поэтому для него характерна показная «взрослость», отстаивание которой часто оборачивается конфликтами с окружающими.

Конфликтным действиям также способствует множество других причин, как психологических, так и ряд социальных причин. В этот переломный период родители должны быть вместе с детьми. С их стороны позиция должна быть определенной и твердой. Чрезмерная опека и большое количество требований может привести к неразрешимым конфликтам. Попустительство, равнодушие, недостаток требовательности родителей не менее вредно для детей в подростковом возрасте. Это приведет к возникновению новых проблем и углублению существующих.

. Эмпирическое исследование склонности к межличностным конфликтам у подростков

.1 Организация, проведение и методы исследования склонности к межличностным конфликтам среди подростков

База исследования: Эмпирическое исследование склонности к межличностным конфликтам было проведено на базе Муниципального казенного образовательного учреждения средняя образовательная школа, с. Кировское Свердловской области.

Характеристика выборки: В исследовании приняли участие учащиеся среднего школьного возраста. Общее количество опрошенных составило 9 человек, из них 5 мальчиков и 4 девочки в возрасте 14-15 лет.

Этапы исследования. Исследование было организовано поэтапно.

На первом этапе — подготовительном — изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по теме исследования. Определялись теоретические основы исследования, уточнялись гипотеза, задачи и пути их решения. Выявлялись особенности организации и проведения эмпирического исследования, происходил подбор психодиагностического инструментария, подготавливались бланки с тестами.

На втором этапе эксперимента организовывались и проводились тестирования с целью выявления особенностей склонности к межличностным конфликтам среди подростков среднеобразовательной школы.

В качестве метода диагностики склонности к межличностным конфликтам был определен метод теста

На третьем этапе обрабатывались данные опроса с использованием количественных и качественных методов.

На четвертом аналитическом этапе проводился анализ и интерпретация результатов исследования, были сформулированы выводы исследования, завершено оформление курсовой работы.

Описание методик исследования

Тест Томаса Килмена [Приложение 1]

Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:

. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

. компромисс;

. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Возраст: 14-15 лет

Цель: определение возможных стилей поведения в конфликтных ситуациях

Оборудование: а) простой карандаш; б) список вопросов

Порядок проведения: на листе имеется 30 пар высказываний, в каждом высказывании нужно выбрать букву, которая больше подходит испытуемому. На ответы дается 30 минут.

Инструкция: Подумайте о ситуациях, в которых Ваши желания отличаются от желаний другого человека. Как Вы обычно ведете себя в таких ситуациях?

Ниже приведены 30 пар высказываний, описывающих варианты возможного поведения в конфликтных ситуациях В каждой из пар, обведите кружком вариант А или В, более характерный для Вашего поведения.

Во многих случаях оба из предложенных вариантов могут оказаться для Вас нетипичными; если это так, обведите тот из них, которым бы Вы воспользовались с большей вероятностью.

Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.

Обработка данных: По истечении времени тест прекращается. Для определения стиля поведения в ситуации конфликта по методу Томаса Килмена обведите буквы, которые вы обвели, отвечая на соответствующие вопросы. Подсчитайте количество букв, обведенных в каждой колонке. Графический профиль отражает тот репертуар средств совладания с конфликтом, который вы обычно используете в различных конфликтных ситуациях.

Методика «Оценка уровня конфликтности личности» [Приложение 2]

Возраст: 14-15 лет

Цель: проанализировать уровни развития конфликтности в баллах

Оборудование: а) простой карандаш; б) список вопросов

Порядок проведения: При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его. Например: 1а, 26,36,4в и т.д.

Подсчет результатов: ключ [Приложение 2]

Метод социометрии (Дж. Морено)

Социометрическая методика, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии друг к другу. По результатам опроса заполнятся социометрическая матрица и определяются социометрические статусы каждого члена группы.

Социометрический (эмоциональный) статус — это место (положение) субъекта в системе межличностных отношений в данной малой группе. Социометрический статус выражает степень привлекательности его личности для других членов группы. По результатам социометрического исследования принято выделять следующие категории статусов. Данные статусы отличаются числом положительных выборов и отвержений и их сочетанием.

· Социометрические «звёзды» — это люди наиболее эмоционально привлекательные для других членов группы, получившие в социометрическом исследовании наибольшее количество положительных выборов от других членов группы.

· Предпочитаемые — те, кто получает значительное число положительных выборов и мало отвержений, данные люди являются популярными в группе.

· Пренебрегаемые — это члены группы, получившие очень мало положительных выборов и много отвержений со стороны других членов группы; пренебрегаемые относятся к категории непопулярных членов группы.

· Отверженные, или изгои, имеют только отвержения и не имеют положительных выборов. Это люди, которые активно не принимаются группой; их личностные качества, особенности поведения, привычки вызывают острое неприятие у других членов группы.

· Изолированные — те члены группы, которые как бы не существуют для группы: у них отсутствуют как положительные выборы, так и отвержения.

Возраст: 14-15 лет

Цель: определение возможных «звёзд», предпочитаемых, пренебрегаемых и отвергнутых в группе

Оборудование: а) простой карандаш; б) список вопросов

Порядок проведения: Задается 2 вопроса с интервалом в 10 минут

Вопросы:

1)Кого из членов группы вы хотели бы видеть в составе вновь организованной группы? Укажите 3 фамилии таких товарищей

)Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в составе новой группы? Укажите 3 фамилии таких товарищей

Инструкция: Отвечать самостоятельно, не советуясь с друзьями. Ответы оглашению не подлежат!

2.2 Анализ результатов исследования

Результаты исследования склонности к конфликтному поведению подростков по методике «Оценка уровня конфликтности личности» представлены в рис. 6.

Рис. 6. Результаты уровня развития конфликтности

Результаты исследования по методике Томаса Килмена на стратегию поведения в конфликте представлены в таб. 1.

Таблица 1. Результаты исследования стратегии поведения в конфликте


Результаты социометрического исследования подростков по методике — Дж. Морено представлены в рис. 7.

Рис. 7. Результаты социометрического исследования

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что по методике Томаса Килмена данные подростки в основном выбирают стратегию поведения в конфликте — компромисс и сотрудничество. А наименьшее количество выборов у такой стратегии поведения, как избегание.

Склонность к конфликтному поведению подростков по методике — оценка уровня конфликтности личности, чаще средняя. Присутствует самый высокий результат — 8 баллов, но всего один.

Результаты социометрического исследования подростков по методике — Дж. Морено показали, что в данной группе звездами являются — 33% опрошенных. Предпочитаемых — 22,22%. Пренебрегаемых — 44,44%.

2.3 Рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций

Нами были составлены рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций:

Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум;

Во-вторых, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач;

В-третьих, не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти;

В-четвертых, избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне;

В-пятых, активное слушание побуждает думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом.

В-шестых, умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка.

В-седьмых, лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию:

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций ребенка / подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);

Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но…»);

Переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок-подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации. Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»); констатирующий вопрос («Ты злишься?»); раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»); обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»); апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и педагогам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции — раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда).

Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но прежде всего для самого маленького агрессора.

. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком / подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка — демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма — бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, — уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий; демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»); крик, негодование; агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»; сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; использование физической силы; втягивание в конфликт посторонних людей; непреклонное настаивание на своей правоте; нотации, проповеди, «чтение морали»; наказание или угрозы наказания; обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда,…», «Ты никогда не…»; сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу); команды, жесткие требования, давление; оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Проведенный анализ показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.

Межличностные конфликты среди подростков возникают довольно часто, но отличаются небольшой продолжительностью, при этом подростки часто отрицают свою причастность к их возникновению, отмечают основными их причинами несправедливые поступки и оскорбления.

Данный возраст отмечен физиологическим и психологическими изменениями детей. Общение со сверстниками начинает играть главную роль для младшего подростка раннего юношеского возраста. Так как общение это и канал информации, по которому подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, специфический вид деятельности, межличностные отношения. Вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Формируются коммуникативные качества. И, наконец, это специфический вид эмоциональных контактов. Сознание групповой принадлежности, солидарности формирует у подростков чувства эмоционального благополучия и устойчивости (самоуважения).

Межличностный конфликт у подростков может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д.

Заключение

В ходе написания данной курсовой работы была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме «Межличностные конфликты среди подростков», а также были подобраны и проведены методики склонности к конфликтному поведению подростков и социометрия.

Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов.

В данной работе основное внимание уделялось межличностным конфликтам. Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

В конфликте большинство подростков демонстрируют активные стратегии поведения, целью которых является, как поиск взаимоудовлетворяющих решений противоречивых ситуаций, так и стремление при взаимодействии настоять на своем, путем открытой борьбы за свои интересы.

Умение же устанавливать контакт с окружающими, находить друзей, стремление заниматься общественной деятельностью, помогать близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, способствует развитию конструктивных отношений, стремлению к поиску путей примирения.

В связи с этим и учитывая, что в подростковом возрасте многие временные состояния закрепляются и становятся устойчивыми свойствами личности, педагогам, родителям, психологам при организации и осуществлении воспитательного процесса важно, не подавлять конфликты между подростками, а развивать у них коммуникативные качества, объективную самооценку и здоровую критичность к окружающим, формировать навыки конструктивного взаимодействия. Все это поможет преодолеть высокую конфликтность свойственную подросткам, сделать отношения в подростковых группах более гармоничными, а их воспитательный и развивающий потенциал более высоким.

Данные, которые были получены в результате эмпирического исследования показали, что у подростков присутствуют психологические проблемы, требующие коррекции.

Список литературы

1)Агрессия подростков в Интернете: троллинг и кибербуллинг; © 2000-2016, URL: #»justify»>2)Аминникова Н.С. Психологические особенности учащихся 9 класса, URL: #»justify»>)Андреева Г.М. Социальная психология — Аспект Пресс, Воронеж, 2003.

)Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология — СПб: Питер, 2008.

)Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе/ Общение как педагогическая проблема. — М.: Изд-во АПН СССР, 1974.

)Березин С.В., Лисецкий К.С. Личностно-развивающий потенциал подростковых конфликтов «Вестник СамГУ», Самара, 1996

)Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. практикум по возрастной психологии — СПб.: Речь, 2002.

)Гришина Н.В. — Психология межличностного конфликта: СПб, 1995.

)Гришина Н.В. — Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

)Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. — М.: ЭКМОС, 2001.

)Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2000.

)Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. — М: Логос. 2004.

)Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. — М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.

)Кон И.С. Психология ранней юности — М., Изд-во Просвещение, 1989.

)Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики — М., учебное пособие, 2004.

)Крайг Г. Психология развития — СПб.: Питер, 2007.

)Куницына В. Межличностное общение — Питер, Учебник для вузов, 2001.

)Лисецкий К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. — Самара, 1996

)Лозовцева В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками/ Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения — Под ред. Е.А, Шумилина. — М., 1986.

)Майерс Дэвид Социальная психология; СПб.: Питер, 1997

)Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1994.

)Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн.1 Общие основы психологии. — М.: ВЛАДОС, 2006

)Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум — Ростов н/Д, 2006

)Тест Томаса Килмена — URL: #»justify»>)Фролова О.С. Работа педагога-психолога по разрешению межличностных конфликтов у подростков в условиях общеобразовательной школы 2004 — URL: http://aplik.ru/studentu/2-kurs/mezhlichnostnyi-konflikt/.