Механизмы психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни

5

1

Курсовая работа

Механизмы психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Теоретико-методологические подходы к механизмам формирования психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни

1.1Современные подходы к понятию психологическая защита и механизмам ее формирования

1.2Психологические особенности людей, ориентированных на здоровый образ жизни

1.3 Взаимосвязь приспособленности в сфере здоровья с механизмами психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни

Выводы по I главе

Глава II. Эмпирическое исследование механизмов взаимосвязи между приспособленностью в сфере здоровья и формами психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни

2.1 Описание процедуры и методов исследования

2.2Обработка и анализ полученных данных

Выводы по II главе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Курсовая работа посвящена исследованию процессов взаимосвязи приспособленности в сфере здоровья и механизмов психологических защит у людей, ведущих здоровый образ жизни.

Актуальность темы. Еще с древних времён люди старались как можно бережнее относиться к своему здоровью. Особенно, когда срок жизни был весьма незначителен. В течение тысячелетий люди вырабатывали специальные системы физического самоусовершенствования или, проще говоря, стремились вести здоровый образ жизни. А ведь именно он, как известно, является предпосылкой для остальных сторон нашей жизни.

В настоящее время значение здорового образа жизни определяется возросшими нагрузками на организм человека, претерпевшими значительные изменения, особенно, если сравнивать с предыдущими годами. Усложнение общественной жизни, возрастание рисков техногенного, экологического, психологического, политического, экономического и военного характера — все эти факторы воздействуют на состояние здоровья человека. Именно в связи с возрастанием интереса к вопросам здоровья во всех его возможных аспектах, в психологии сформировалась новая отрасль знаний — психология здоровья. Одним из ее центральных направлений является изучение взаимосвязанности механизмов совладения (или приспособленности) у лиц, ведущих здоровый образ жизни, и способов их психологической защиты.

25 стр., 12357 слов

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования здорового образа жизни у старших школьников средствами социально-культурной деятельности

... закрепленными в сознании людей. Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных ... играют ведущую роль в становлении и развитии личности старшего школьника, формировании здорового образа жизни, сохранении и укреплении его здоровья. Здоровье человека можно ...

Анализ литературы показал, что в свое время проблемам формирования и определения роли механизмов психологической защиты в развитии личности посвятили З. Фрейа, К. Хорни, А. Фрейд, А. Маслоу, Ф. Перлза и др. В отечественной психологии с подобными исследованиями отметились Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев, Ф.В. Бассин, Е.Л. Доценко, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, P.M. Грановская и др. Что касается изучения стратегий приспособленности — им посвящены труды Е.Р. Исаева, Р. Лазарус, В.Н. Мясищева, Н.А. Сирота, Э. Хайма, Т.Л. Крюковой, М.В. Сапоровской и Е.В. Куфтяк.

В качестве объекта исследования выбраны люди, ориентированные на здоровый образ жизни.

Предметом исследования являются механизмы психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни.

Цель курсовой работы — изучение взаимосвязи приспособленности в сфере здоровья и механизмов психологических защит у людей, ведущих здоровый образ жизни.

Поставленная цель позволила сформулировать следующие задачи:

· изучить теоретико-методологические подходы к механизмам формирования психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни,

· проанализировать психологические особенности людей, ведущих здоровый образ жизни,

· рассмотреть способы приспособленности в сфере здоровья людей, ориентированных на здоровый образ жизни, с механизмами их психологической защиты.

17 стр., 8184 слов

Психологические особенности здорового образа жизни

... : На тему: Психологические особенности здорового образа жизни (ЗОЖ) Подготовил: Студент группы СЗ-26 Погорелова В.С. Курск 2012 Психологические особенности здорового образа жизни (ЗОЖ) Введение Охрана ... мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, ...

Гипотеза исследования заключается в предположении, что приспособленность в сфере здоровья имеет непосредственно влияние на механизмы формирования психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни.

Основными методами исследования стали: теоретический анализ литературы по проблеме исследования и тестирование (анкетирование).

В качестве методики исследования в работе использовались: тест индекса жизненного стиля (ИЖС) («Life Style Index»), разработанный Р. Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х.Р. Контом в 1979 году., тест «Адекватное питание» и опросник Н. Е. Водопьянова.

Методологической базой исследования выступили труды В.А. Ташлыкова, В.И. Журбина, Е.С. Романовой и Л.Р. Гребенникова, Т.Л. Крюковой, Л.И. Вассермана и др. Исторический аспект вопроса был изучен на основе анализа трудов З. Фрейда, К. Хорни, А. Маслоу и т. д.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые проведено изучение взаимосвязи использования механизмов психологической защиты и стратегий преодоления у лиц, ведущих здоровый образ жизни, и людей, которые его не придерживаются.

Теоретическая значимость работы заключается в детальном исследовании зависимости механизмов психологической защиты и способов приспособленности людей, ведущих здоровый образ жизни, и тех, кто его не соблюдает.

Полученные результаты могут иметь практическое значение для психологов и диетологов.

психологическая защита личность приспособленность здоровье

Глава I. Теоретико-методологические подходы к механизмам формирования психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни

1.1 Современные подходы к понятию психологическая защита и механизмам ее формирования

Понятие психологической защиты получило признание по всех направлениях психологии и психотерапии. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в ходе которого происходит устранение любых проявлений психологического дискомфорта. Если данная защита по каким-либо причинам не сформируется, то в результате могут выработаться ложные, замещающие деятельность, черты личности или даже измениться система межличностных отношений.

6 стр., 2567 слов

Психологический портрет 4

... темперамента — лишь одна из возможных систем для оценки психологических особенностей (существуют и другие, например типы Юнга, ... своих поступков, пребывают в ожидании всевозможных неудач, для защиты от которых принимают излишние предосторожности. Повышенная чуткость к ... результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т.е. мотивацию к избеганию неудач. 2. ...

Психологическая защита представляет собой целый охранный комплекс, вобравший в себя отдельные механизмы. При этом у каждого человека формируется свой механизм психологической защиты (или даже целый комплекс), которым он пользуется чаще всего.

Термин «психологическая защита» встречается впервые у 3. Фрейда. Он стал первым выражением динамической позиции в психоаналитической теории. В 1894 г. в своей работе «Защитные нейропсихозы» ученый сформулировал его для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. [14, С. 28]

В качестве психоаналитического подхода концепция психологической защиты впервые была представлена А. Фрейд (книга «Эго и механизм защиты», 1936 г.).

Она попыталась систематизировать полученные знания о психологических защитах, которые уже были изучены к середине 40-х годов. Автор высказала предположение о связи защитных механизмов с личным опытом и научением, а также акцентировала внимание на роли защитных механизмов при разрешении внешних конфликтов. [33]

В основу современных представлений о механизмах психологической защиты легли познавательные теории, в которых МПЗ определяются как «защитные переоценки (реинтерпретация), характеризующиеся изменением значения факторов эмоциональной угрозы, собственных черт и ценностей».

В основе защитной деятельности, целью которой является снижение тревоги (или психического дискомфорта) или повышение самооценки, лежит защита «Я» посредством искажения процесса отбора и преобразования информации. Благодаря этому достигается сохранение чувства соответствия между имеющимися у человека суждениями об окружающем мире, себе и поступающей извне информацией.

8 стр., 3962 слов

Психологическое поведение спортсменов

... так. Нейтральные раздражители усугубляют эту боль. Тогда срабатывает механизм душевной раны, возникает психологическая защита. Человек это чувствует, осознает и что-то ... Заключение………………………………………………………………………………...16 Литература…………………………………………………………………………………17 Ведение. Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена на различных этапах соревнований играет его ...

В отечественной психологии и психиатрии понятие трактуется как «важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму». [1, С. 76] При этом подразумевается, прежде всего, защитная перестройка, происходящая в системах взаимосвязанных психологических установок и отношений, в личностной иерархии ценностей, которая направлена на редукцию патогенного эмоционального напряжения, способствуя, хотя и временному, но определенному лечебному эффекту и предотвращая дальнейшее развитие психологических и физиологических нарушений.

По словам И.М. Никольской и Р.М. Грановской, проблема психологической защиты — есть основное противоборство между желанием человека оставить психическое равновесие в покое и теми потерями, к которым может привести избыточное вторжение защит. [6]

Особый вклад в изучение механизмов психологической защиты и разработку методов их тестирования (т. е. измерения вклада каждого из механизмов в своего рода базу защиты данного человека) внес Р. Плутчик. Он предположил и обосновал свою идею, согласно которой механизмы психологической защиты не что иное, как производные от эмоций, а сами эмоции — это базисные средства адаптации. [40]

Целью психологической защиты является снижение эмоциональной напряженности и предотвращение формирования дезорганизационного поведения, сознания и психики в целом. Механизмы психологической защиты (далее по тексту МПЗ) обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное напряжение [2].

В современном представлении понятие психологической защиты и механизмах её формирования нашли отражение в различных теориях. Например, в психологических словарях трактовка термина «психологическая защит» или «защитные механизмы» мало чем отличаются друг от друга.

Согласно А.Л. Свеницкому, «психологическая защита — это любая из психологических реакций, которую индивид усваивает и использует на неосознаваемой основе, чтобы защитить свое „Я“ от тревоги конфликта, чувства вины, стыда и т. д.» [25]

10 стр., 4798 слов

Cоциально-психологические механизмы влияния

... ряда основных социально-психологических механизмов влияния человека на человека. Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен Общественная проблема ... верх - зависит от многих обстоятельств в жизни людей и конкретной личности. Тоталитарные группы становятся ... идеалами, нравственными ориентирами, нормами, агрессивность, фанатичный защита доктрины группы, ее идей, идеологии "спасение души ...

В психологическом словаре С.Я. Подопригора психологическая защита представлена как: «система регулятивных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных травмирующих личность переживаний». [16]

Как видим, в представленных определениях наблюдается некая схожесть в трактовке самого термина. Т. е. в большинстве определений, авторы, занимающиеся изучением МПЗ, определяют защиту, как способ установления «барьера» между возникшей проблемой и самой личностью. При этом термин «психологическая защита» трактуется как система защитных механизмов, включающая конкретные способы или механизмы преодоления трудностей. Это в очередной раз доказывает о существенных различиях между понятиями «психологические защиты» и «защитные механизмы», а также терминами «совладение» и «приспособленность». [26]

Согласно мнению представителей диспозиционного подхода, механизмы психологической защиты и совладающее поведение — это два разных понятия, имеющих принципиальные отличия. Прежде всего, они разнятся по методу деятельности: защитные механизмы основаны на работе бессознательных процессов. В то время как совладающее поведение является фактом взаимодействия человека с обществом. [27]

Согласно мнению второй группы, защитное и совладающее поведение — это понятия, трактующие собой одно явление. [34, С. 137]

И, наконец, мнение третьей группы носит нейтральный характер, так как согласно им, эти понятия схожи и не имеют принципиальных отличий. [15]

Подобное разнообразие подходов в понимании соотношения защитных механизмов и совладающего поведения заключается в природе этих двух явлений.

Продолжая анализировать существующие представления о ЗПМ в современной психологии, нельзя не заметить, что все они могут находиться я в человеке фактически в одно и то же время. При этом умение человека пользоваться различными защитными механизмами в каждый конкретной ситуации, определяет результативность решения проблемы, вырабатывая определенный тип поведения.

8 стр., 3908 слов

Психологический аспект механизмов нарушений чтения

... недоразвитием языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических). Психологический аспект изучения нарушений чтения В этом аспекте дислексия ... понимания прочитанного. Таким образом, в качестве механизмов дислексии можно рассматривать и нарушение фонематического восприятия ... смыслового содержания ранее прочитанного. При чтении взрослый человек осознает лишь задачу, смысл читаемого, а ...

Единой классификации механизмов психологической защиты не существует, хотя многие исследователи пытались их сгруппировать по различным основаниям. Например, в монографическом труде А. Фрейд описано пятнадцать механизмов. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд. — М.: Педагогика — Пресс, 2003. В Словаре-справочнике по психиатрии, изданным Психиатрической ассоциацией в 1975 г., — их уже двадцать три. Обобщив список всего лишь двух классификаций, Л.И. Вассерман с соавторами привел список из 34 механизмов психологической защиты, Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: пособие для врачей и психологов [Текст] / под ред. Л.И. Вассермана и др. — СПб., 1998. — 48 с. тогда как Б.Д. Карвасарский просто делит все механизмы защиты на несколько групп. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского; 2-е издание. — СПб, 2000.

В целом же, в психологии описано около 20 видов механизмов психологической защиты. Проанализировав все перечисленные, можно выделить, что основными из них являются:

· вытеснение — способ искоренения из глубин сознательного неприемлемых влечений и переживаний;

· реактивное образование (инверсия) — изменения в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное;

· регрессия — возврат к более примитивным формам поведения и мышления;

· идентификация — бессознательное уподобление угрожающему объекта;

· рационализация — рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся в иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях;

· сублимация — преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемые формы активности;

· проекция — приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера;

· изоляция — блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональным переживаниями и их источником.

В более узком смысле, психологическая защита ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и др. [25]

Анализ психотерапевтической и медико-психологической литературы показал, что сегодня понятие психологическая защита, как психологическая категория, нередко трактуется как термин, близкий копинг-поведению. На этом настаивают и современные исследователи, стремящиеся объединять в единые целые способы психологической зашиты и механизмы совладания (копинг-поведения).

Впервые термин «coping» (совладание) был использован L. Murphy (1962 г.).

Murphy L. Coping vulnerability and residence in childhood — coping and adaptation. — N. Y., 1974. Механизмы копинга, как правило, могут быть выражены в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности больных. Heim E. Coping und Adaptivitat: Gibt es geeignetes oder ungeeignetes Coping, Psychother., Psychosom., med. Psychol. — 1988. -№ 1. — р. 8 — 17.

В понимании R. S. Lasarus (1966) «копинг» — это средства психологической защиты, вырабатываемые человеком, ограждающие от травмирующих психику событий, и оказывающие определенного рода влияние на ситуационные поведения. Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process // Me-Graw Hill, № 4, 1996. — 29 р.

В когнитивной (или интеллектуальной) сфере личности механизмы копинг-поведения развиваются:

· отвлечением или переключением мыслей на другие, имеющие более важное значение, темы размышлений;

· принятием выбранного образа жизни как чего-то неизбежного, проявлением своего рода философии стоицизма;

· игнорированием;

· относительностью;

· религиозностью, стойкостью в веру,

· самоуважением как более глубокое осознание собственной ценности как личности. [28, С. 379]

Что касается эмоциональной сферой — в ней механизмы защиты выражаются протестами, изоляцией, эмоциональной разрядкой, а также проявлениями оптимизма, пассивного сотрудничества, самообвинения, возложением вины на себя; переживанием злости и раздражения, связанных с введением каких-либо ограничений и сохранением самообладания.

Следовательно, копинг-поведение — это разработанная стратегия действий, предпринимаемых человеком в ситуациях психологической угрозы в физическом, личностном и социальном благополучии. А также осуществляемую в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущий к успешной или менее успешной адаптации. Поэтому стоит отличать понятия «психологическая защита», «совладающее поведение» и «копинг-поведение» между собой.

1.2 Психологические особенности людей, ориентированных на здоровый образ жизни

Непосредственной обязанностью каждого человека является охрана собственного здоровья. К сожалению, не всегда люди стремятся вести здоровый образ жизни, прибегая к всевозможным уловкам и отговоркам.

Понятие «здоровый образ жизни» (далее по тексту ЗОЖ) — поведение, в основе которого лежат научно обоснованные санитарно-гигиенические нормативы, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Он воплощает собой некую грань нашей жизни, которая присуща обществу и направлена на заботу о людях.

В свою очередь, укрепление здоровья — это комплекс мероприятий, главной целью которых является сохранение и увеличение уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия. [4, С. 84]

До недавнего времени под термином «здоровьем» в большинстве случаев понималось здоровое с биологической точки зрение. Т. е. универсальная способность человеческого организма адаптироваться как к воздействиям внешней среды, так и изменениям во внутренне. В этом случае имеются в виду физиологические адаптационные возможности человека. И это лишь одна сторона термина ЗОЖ.

С более общей позиции, здоровый образ жизни есть некое единство биологического и социального, т. е. своего рода социальная ценность, укрепление которой является первоочередной задачей любого цивилизованного общества.

Существует три основных компонента здорового образа жизни:

1. объективные социальные условия;

2. определенные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать ключевые принципы здорового образа жизни;

3. система ценностных ориентаций, направляющих сознательную активность (как предпосылка как успешной самореализации человека).

Ю.П. Лисицин и Г. И. Царегородцев трактуют здоровый образ жизни как «способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни». [13]

Таким образом, под здоровым образом жизни понимаются типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые закрепляют и совершенствуют резервный потенциал организма. Тем самым они успешно реализовывают свои социальные и профессиональные функции и не зависят от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. [4, С. 6]

Если говорить о ЗОЖ с точки зрения психологии, то любой человек мечтает всегда быть здоровым. Но, к сожалению, не каждый способен проявить усилия, чтобы достичь успехов в плане оздоровления. Иными словами, предпосылки к ведению здорового образа жизни лежат в нас самих. Однако в силу особенностей нашей психики, созданной замысловатым, причудливым образом, люди всегда желают того, что не хотят, при этом довольно часто мы даже не осознаем методы, к которым прибегаем для достижения целей. В редких случаях, понимание приходит уже слишком поздно. [41]

Психически здоровый человек можно охарактеризовать возможностями его адаптации, социализации и индивидуализации. Эти возможности присутствуют у каждого человека, но степень их реализации обуславливается социальной ситуацией, то есть теми ежедневными условиями, в которых находится и развивается человек, в которых он пытается реализовать себя, свои мысли, возможности, желания, качества.

Применительно к здоровью под адаптацией понимается:

· способность человека сознательно относиться к функционированию своего организма (прислушиваться к работе всех органов человеческого организма),

· умение регулировать свои психические процессы (иными словами, способность управлять мыслями, чувствами и желаниями).

[25]

Для каждого человека существуют свои индивидуальные пределы адаптации. Но имеются и общие для всех людей закономерности, среди которых основным критерием успешной адаптации является способность человека существовать в современных условиях.

1.3 Взаимосвязь приспособленности в сфере здоровья с механизмами психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни

Сегодня под понятием «здоровье» все чаще стали понимать не только отсутствие болезней на физическом уровне. Прежде всего, сегодня здоровье рассматривается как совокупность форм человеческого поведения, при которых достигается максимально высокие уровни физического, психического и эмоционального благополучия. По этой причине отношение к здоровью предстает как система индивидуальных, избирательных связей личности и различных явлений окружающей действительности, способствующих или угрожающих здоровью людей. В эту систему также включена и оценка человеком своего психического и физического состояния. Хотя люди проявляют свое отношение к здоровью через действия и переживания только тех факторов, которые влияют на состояние их благополучия.

Все чаще в понятие «здоровье» современные исследователи, помимо психологических характеристик, стали включать поведенческие аспекты. Именно по этой причине вопросами здоровья в последнее время активно занимаются социальные психологи и социологи. Согласно их теории, болезни непосредственно влияют на образ жизни человека. А, значит, в современном мире наиболее успешным в решении жизненных задач (в учебе, карьере, личной жизни) окажется тот субъект, который будет обладать эффективными стратегиями совладания (или приспособленности) с трудными ситуациями. При этом, под «стратегией совладания» понимаются «основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия человека для регуляции своих эмоциональных и интеллектуальных состояний с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам». [38]

Стратегии же, в свою очередь, группируются в устойчивые и независимые от характера стрессовой ситуации стили совладающего поведения. [25]

Выделяют несколько групп факторов, обуславливающих совладающее поведение:

· особенности личности,

· характер социального взаимодействия,

· культурный контекст и др. [10, С. 30]

Однако проблеме взаимосвязи приспособленности в сфере здоровья и механизмов психологических защит у людей, ведущих здоровый образ жизни, выделяется незаслуженно мало внимания. Хотя все же есть ряд работ, проведённых в рамках отечественной науки, исследующих совладающее поведение с точки зрения механизмов психологической защиты. К наиболее ярким из них можно отнести труды Э.Г. Эйдемиллера и О. Михайлова «Терапия межличностных конфликтов», исследования поведения личности при стрессе В.А. Бодрова, Л.И. Вассермана. Все эти работы в той или иной степени затрагивают совладающее поведение, но не рассматривают его, как предмет исследования. Первым взаимосвязь между личностными механизмами приспособленности и защиты отметил В.А. Ташлыков. Именно в его работе, которая изучала поведение больных неврозов, было исследовано совладающее поведение. В рамках своей монографии ученый рассматривал приспособленность, как один из механизмов психологической защиты, которые могут спонтанно осуществляться в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности. Кроме того, именно эти механизмы способствуют активации познавательного процесса и активности по отношению к ним. [31]

Большинство психологов, таких как Ф.Е. Василюк, Л.И. Вассерман, Э.И. Киржбаум и А.И. Еремеева под термином «психологическая защита» понимают «подсознательную систему моделей поведения, сформированную на основе жизненного опыта человека и ограждающую его от отрицательных эмоций». [9]

В то же время, интегрируя подобные понятия, исследователи находят существенную разницу между собственно защитными механизмами и совладающим поведением. Она состоит в том, что первые неподвластны сознательному контролю человека и, как правило, обращены вовнутрь личности. Вторые же формируются по ходу сложившейся ситуации. [12]

Приведённые исследования еще раз продемонстрировали, что способности к формированию механизмов защиты и их возможностям противостоять внешним вредным воздействиям (т. е. выполнять свои функции) у разных людей не одинакова. Одних защита не ограждает и от того, от чего надо было бы спасти, других же пытается сберечь настолько прочно, что в психику не просачивается даже значимая для личностного развития информация.

Психологические защиты не стоит рассматривать как полезное или вредное явление. Как правило, они имеют обобщающее влияние.

Можно сформулировать следующие позитивные последствия действия защитных механизмов личности:

· на бессознательном уровне они оберегают психику от травм;

· позволяют сохранить устойчивое положение личности на фоне дестабилизирующих волнений и добиться более или менее успешной адаптации.

В большей степени полезный (адаптивный) эффект психологической защиты проявляется, когда масштаб конфликта, угрожающего целостности личности, относительно невелик.

К негативным последствиям можно отнести следующие:

1. они препятствуют человеку осознать свои заблуждения касательно личных черт характера и мотивов поведения, что довольно часто затрудняет результативное разрешение личных проблем. Иногда, в следствии подобного, может исказиться смысл событий и переживаний.

2. лишает человека возможности активно воздействовать на ситуацию и устранить источник переживаний.

Альтернативой в сложившейся проблеме может быть либо реальное вмешательство в ситуацию и преобразование ее, либо самоизменение, адаптация к ситуации за счет преобразования самой личности.

Выводы по I главе

1. Быстрый темп жизни, ее динамичность, сложность и противоречивость заставляют людей искать наиболее выгодные выходы из трудных ситуаций и конфликтов. Это становится возможным, благодаря проникновению в жизнь идей, почерпнутых из самых различных отраслей знаний. В последние годы особенно сильно наблюдается взаимосвязь между психологией как таковой и одним из ее ответвлений — психологией здоровья. При этом основным вопросом, имеющим теоретический и прикладной характер, является изучение личностных факторов, приоткрывающих возможности для формирования здорового образа жизни, полноценного развития личности и успешного преодоления ею трудных жизненных обстоятельств.

2. Одна из актуальных и разрабатываемых в современной психологии проблем преодоления жизненных трудностей носит название совладающего поведения. Совладающее поведение ориентировано на преодолении определенных жизненных препятствий как ценностно-смысловых барьеров. ?

3. Механизмы совладания более пластичны и требуют от человека большей затраты энергии, а также включения когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий. Что касается механизмов защиты — они склонны к более быстрому уменьшению эмоционального напряжения и тревоги и функционируют по принципу «здесь и теперь» (или по принципу копинга).

Глава II. Эмпирическое исследование механизмов взаимосвязи между приспособленностью в сфере здоровья и формами психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни

2.1 Описание процедуры и методов исследования

Диагностировать особенности психологической защиты — непростая задача для психологов и психотерапевтов. До сравнительно недавнего времени для этой цели использовались, главным образом, проективные методики (тест Роршаха, ТАТ, «тест руки» и др.), реже — специальные созданные опросники. При этом большинство тестов, направленных на определение механизмов психологической защиты (чаще всего составлены из вопросов MMPI), были ограничены измерением и квалификацией только некоторых из них (одного или двух).

Чаще всего это «отрицание», «проекция» и «рационализация». При этом валидность и надежность таких опросников, как правило, не обсуждается.

На сегодняшний одним из способов диагностики механизмов психологической защиты должно стать воспроизведении в проводимом эксперименте различных ситуаций на вербальном уровне с помощью специально разработанного опросника, действующего на концептуальной (а не эмпирической) основе и стандартизованного в соответствии с принятыми правилами.

Объект исследования: люди, ведущие здоровый / нездоровый образ жизни.

Предмет исследования: механизмы психологической защиты у людей, ведущих здоровый / нездоровый образ жизни.

Цель исследования: изучение взаимосвязей между приспособленностью в сфере здоровья и механизмами психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни, и людей, которые не следят за образом своей жизни.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что приспособленность в сфере здоровья имеет непосредственно влияние на механизмы формирования психологической защиты у людей, как ведущих здоровый образ жизни, так и не следящих за ним.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Академии физический культуры. В рамках работы было проведено тестирование 2 групп: экспериментальной и контрольной.

Для проведения исследования, которое позволило бы выявить основные проблемы, связанные с механизмами формирования психологической защиты у людей, ведущих здоровый / нездоровый образ жизни, были выбраны следующие методики:

· анкетирование — респонденты должны были ответить на ряд вопросов личного характера;

· тест «Адекватное питание», который помогает определить, насколько правильно питаются респонденты и в чем заключается их ошибки, а также измерить индекс массы тела;

· тест «Оценка уровня удовлетворённости качеством жизни» (Н. Е. Водопьянова).

Эмпирическое исследование проводилось на базе учебного заведения. В обследовании приняли участие 50 человек. Результаты проведенного анкетирование позволили разделить исследуемых на 2 группы: людей, которые ведут здоровый образ жизни (группа А) и тех, которое такового образа не придерживаются (группа В).

Также исследуемые были протестированы по методике «индекса жизненного стиля» (Life style index).

Данный тест направлен на изучение механизмов психологической защиты личности и считается наиболее удачным методом измерения всей системы защитных механизмов. Это достоинство обусловлено двумя факторами: во-первых, по результатам эксперименты определяются ведущие механизмы психологической защиты, а во-вторых, методика позволяет оценить степень напряженности каждого из них. Стимульный материал представлен в двух вариантах: по 92 и 97 вопросов. В работе представлен вариант из 97 вопросов. (см. приложение 1).

Задача испытуемого — согласиться / не согласиться с высказанными утверждениями.

Обработка результатов осуществляется в двух направлениях:

· составление индивидуального профиля выраженности психологических защит,

· расчет напряженности каждой из них (подсчет индекса общей напряжённости защитных механизмов).

В зависимости от целей эксперимента и интересов испытуемого может быть выбран один из вариантов или подсчитаны оба.

Из этих существующих характеристик были выделены 10 наиболее предполагаемых:

1. импульсивное поведение,

2. компенсация,

3. отрицание,

4. проекция,

5. рационализация,

6. реактивные образования,

7. регрессия,

8. вытеснение,

9. сублимация,

10. уничтожение содеянного.

Затем были предложены ряд утверждений с целью конструирования шкал. Предполагалось, что испытуемый, выбирая для себя приемлемые утверждения опросника, на бессознательном уровне продемонстрирует определенную модель защиты личности.

Утверждения были сгруппированы таким образом, чтобы выявить каждый из 10 механизмов защиты и в сумме составили 224 утверждения. После первичного проведения тестирования и статистической обработки полученных результатов основной текст был сокращен до 184 наиболее репрезентативных пунктов. В результате факторного анализа оказалось возможным сократить число МПЗ до 8, при этом некоторые из них представляют совокупность нескольких МПЗ (например, компенсация может включать утверждение, представляющие идентификацию и фантазирование).

После этого утверждения каждой шкалы вопросника предлагались для экспертной оценки участникам теста, которые оценили их с точки зрения соответствия тому или иному МПЗ. Затем были отобраны наиболее значимые, с точки зрения автора, проводимого эксперимент, утверждения и окончательный вариант опросника составил 97 вопросов, измеряющих 8 видов МПЗ:

1. отрицание,

2. вытеснение,

3. замещение,

4. компенсацию,

5. реактивные образования,

6. проекцию,

7. интеллектуализацию,

8. регрессию.

Каждому из этих механизмов защиты соответствовало от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции испытуемого, которые обычно возникают в различных ситуациях. Ответы на эти утверждения фиксировались на бланке по типу «верно-неверно» и затем подсчитывалось количество баллов по каждому виду МПЗ. Сырые оценки затем переводились в проценты и на специальном профильном бланке строился профиль защитной структуры индивида. После завершения работы по исследованию психометрических данных теста автором было проведено исследование по получению нормативных данных и различий на исследуемой группе испытуемых, которые подтвердили диагностические возможности методики.

Испытуемые, помимо прохождения тестирования на используемые в работе методики, заполнили анкеты, в которой ответили на вопросы личного характера, касающиеся семейного положения (на момент проведения исследования), наличия / отсутствия детей, возраста, веса, роста, образования и рода деятельности, а также имеющихся источники финансирования. Респондентам в ходе исследования задавались также вопросы касательно их ежедневного рациона, сформированных в течении долгого времени пищевых привычек и касательно занятий спортивного плана. (см. приложение 2)

2.2 Обработка и анализ полученных данных

В исследовании представлена попытка изучить существующие различия отобранных психологических защитных механизмов у тестируемых. Также необходимо выяснить, насколько существенна разница, какие МПЗ встречаются наиболее часто, а какие — реже; какое количество МПЗ может использоваться одной личностью одновременно; и имеются ли различия между мужскими МПЗ и женскими.

В тестировании принимали участие 50 человек различного возраста, которые были разделены на группу, А (тех, кто придерживается здорового образа жизни) и группу В (тех, кто такового образа не придерживаются).

Полученные результаты (выраженные в % соотношении по каждому механизму защиты у каждого испытуемого) представлены в таблице для проведения дальнейшего анализа. Показатели по каждому механизму в ходе анализа разделены на три позиции:

· часто (проявляется наиболее часто, от 71% и выше),

· иногда (от 31% до 70%),

· редко (или вовсе не применяются до 30%) (см. приложение 3)

Полученные в ходе исследования данные можно выразить по степени наиболее / менее используемых МПЗ (см. рис. 1 и рис. 2).

Рис. 1. Процентное соотношение наиболее используемых МПЗ испытуемыми

Рис. 2. Процентное соотношение МПЗ в меньшей степени используемых испытуемыми

Проанализируем полученные данные.

Преобладающим механизмом защиты в исследуемой группе является «замещение». Эта категория относится к агрессивной диспозиции (согласно структурной теории личности H. Kellerman), и, возможно, природная агрессивность, присущая любой женщине, проявляется именно в этом защитном механизме. Это обусловлено тревожными мыслями по поводу частых неконтролируемых вспышек агрессии, однако эта агрессия чаще всего проявляется как аутоагрессия.

«Реактивные образования» встретились у 9 из 14 опрошенных. Данный МПЗ был выявлен только у женщин. Такой результат скорее всего был получен в связи с тем, что женщины чаще скрывают свои подлинные желания. И, зачастую, их нереализованные желания и возможности выступают в противоборство с запретами и предрассудками, обуславливающими порождение данного МПЗ.

Стоит отметить низкий уровень категории «отрицание» — всего 12%, и присутствующей рядом «регрессии» (10%).

Это говорит нам о том, что психика испытуемых стабильна и в плане защиты они не используют традиционные способы реагирования на возможные стрессовые ситуации. Это наиболее благоприятная комбинация для людей, занимающих преподаванием здорового образа жизни.

На одном уровне стоя «отрицание» и «вытеснение», и почти рядом с ними «интеллектуализация» и «компенсация». Как видим, испытуемые достаточно стабильны в психологическом плане, что демонстрирует их приспособленность к выбранному образу жизни.

Необходимо отдельно отметить категории, в которых показатели средних процентных значений наименее часто встречаются, это «вытеснение», «проекция», «замещение» и «вытеснение» — по одному человеку. Тогда как МПЗ «интеллектуализация» даже не вошел в категорию менее используемых. Пытаясь сравнить полученные значения, можно предположить, что люди в силу различных обстоятельств применяют различные комбинации механизмов психологической защиты. При этом сами показатели могут варьироваться как в большую степень, так и меньшую.

Если обратиться к данным, полученным от всей группа исследуемых, можно отметить, что МПЗ прямо зависимы от возраста (чем старше, тем ближе к категории «реактивные образования»).

Стоит также отметить, что у всех испытуемых в ходе тестирования выявлялись различные комбинации МПЗ. Отсюда можно сформулировать вывод: люди по-разному используют один и тот же вид психологической защиты, что обязательно важно учитывать при проведении консультирования в изучаемом вопросе.

Полученные результаты носят приблизительный характер и могут быть неточными, поскольку не всегда можно определить зависимость ответа тестируемых от их жизненных позиций, возраста и т. п. Однако в группе исследуемых эти условия были обозначены, а. значит, результаты достоверны.

Респонденты в ходе исследования также ответили на вопросы методики, позволяющей выявить главные принципы человека в питании, влияющие на здоровый образ жизни. Тест представлен 31 вопросом, а полученные результаты вычисляются с помощью ключа (см. таблицы 1)

Таблица 1. Ключ для расшифровки

Вопрос:

1

2

3

7

10

11

13

14

16

18

19

20

21

ДА

0

0

0

0

3

3

0

0

0

0

0

0

0

НЕТ

3

3

3

3

0

0

3

3

3

3

3

3

3

Максимальное количество баллов по данной методике может равняться 93, минимальное = 0, а среднее — 46,5. Полученные данные показали, что исследуемых можно поделить на 2 группы: тех, кто ведет здоровый образ жизни, и тех, кто его не придерживается. При этому согласно методике, чем правильнее высказаны ответы, тем меньше баллов набирает испытуемый. А чем более неправильны его ответы — тем больше баллов он набирает.

В ходе исследования было принято решение за точку отсчёта взять 29 баллов. Чтобы их набрать, респондентам необходимо было ответить на 10 вопросов неправильно. Этого было достаточно, чтобы попасть на порог группы, которая не придерживается ведения здорового образа жизни.

Таким образом, испытуемые были поделены на 2 подгруппы:

1. До 29 баллов включительно — «ведущие здоровый образ жизни».

2. Свыше 30 баллов включительно — «не придерживающиеся здорового образа жизни».

Также респонденты ответили на вопросы методики «Оценка уровня удовлетворённости качеством жизни», которая помогает проанализировать степень удовлетворённости и самоактуализацию личностных ресурсов для преодоления жизненных и рабочих стрессов. Чем выше удовлетворённость по каждой категории оценки, тем ниже уровень экзистенциального стресса.

Полученные в ходе исследования результаты оцениваются при помощи ключа-таблицы, предложенной в методике. (см. таблицу 2)

Таблица 2. Интерпретация данных по методике

Показатели

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Работа (карьера)

4−22

23−29

30 и >

Личные достижения и устремления

4−25

26−30

31 и >

Здоровье

4−25

26−31

32 и >

Общение с друзьями (близкими)

4−26

27−32

33 и >

Поддержка

4−22

23−29

30 и >

Оптимистичность

4−21

22−26

27 и >

Напряжённость

4−22

23−29

30 и >

Самоконтроль

4−23

24−28

29 и >

Негативные эмоции

4−21

22−27

28 и >

Далее в работе были высчитаны количество встречаемости данных уровней для каждой из исследуемых групп. Полученные данные были перевели в проценты для более наглядного результата и представлены графически.

Для наглядности изобразим полученные данные графически (см. рисунки 3 и 4.)

Рис. 3. Уровень удовлетворённости качеством жизни (группа А)

Рис. 4. Уровень удовлетворённости качеством жизни (группа В)

Как видно из графиков, в группе, А (рис. 3) преобладает низкий уровень удовлетворённости качеством жизни. Данный аспект что позволяет судить о высоком уровне психической напряжённости у испытуемых, которые ведут здоровый образ жизни. Однако при этом оптимистичность представлена у 52% высоким уровнем. Это единственный показатель, который находится в высоком уровне.

Представленные на рисунке 4 показатели демонстрируют, что у респондентов, которые не придерживаются здорового образа жизни (группа В), в основном преобладает высокий уровень удовлетворённости качеством жизни. Данные результаты позволяют судить о низком уровне психической напряжённости, при этом испытуемые оптимистичны и обладают выраженной активной жизненной позицией.

Выводы по II главе

1. Психологическая защита представляет собой реальное психическое явление, впервые открыто описанное в рамках психоанализа. Она определяется не объективным событием как таковым, а субъективной значимостью этого события для человека, так как представляет собой серьезное испытание для него, поскольку в некоторой степени превышает его внутренние ресурсы, а, значит, и рамки его актуального развития.

2. Главной задачей психологической защиты является устранение психологического дискомфорта, а не реальное решение сложившейся ситуации. В этом смысле защита действует только в рамках актуальной ситуации, можно сказать, что она идет на поводу у обстоятельств.

3. Срабатывая автоматически, психологическая защита существенно снижает чувство напряженности и улучшает самочувствие, тем самым приспосабливая человека к ситуации путем уменьшения тревоги и страха.

4. Полученные в ходе исследования данные позволяют отметить, что в группе, А преобладает низкий уровень качества жизни по предлагаемым в методике показателям, тогда как в группе В преобладает высокий уровень качества жизни. Это означает, что респонденты, вошедшие в первую группу, ведущие здоровый образ жизни, более активны и меньше подвержены экзистенциональному стрессу.

Заключение

Рассматриваемая в курсовой работе тема взаимосвязи приспособленности в сфере здоровья и механизмов психологических защит у людей, ведущих здоровый образ жизни, имеет огромное значение, поскольку здоровье в современном обществе приобретает особое, приоритетное значение.

Изучением человеческого поведения психологи занимаются издавна, но, несмотря на это, проблематика остается актуальной. И это естественно: эволюция общественного развития в целом и исторически обусловленное изменение социально-экономических условий в частности приводят к появлению у человека иных потребностей, мотивов, целей, а также и новых способов их удовлетворения, реализации и достижения — новых поведенческих стратегий. Актуальность темы исследования связана с недостаточной разработанностью проблемы формирования механизмов приспособленности у лиц, ведущих здоровый образ жизни, и способов их психологической защиты.

Анализ литературы показал, что в течении длительного периода исследователи не раз обращались к вопросам формирования механизмов психологической защиты. Вместе с тем, обнаруживается недостаточная изученность той части вопроса, которая связаны со здоровым образом жизни.

Во введении раскрыта актуальность темы исследования, определена цель, объект, предмет, сформулирована гипотеза.

В первой главе раскрыты современные подходы к механизмам формирования психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни; проанализированы психологические особенности людей, придерживающихся здорового образа жизни и рассмотрены способы приспособленности в сфере здоровья людей, ориентированных на здоровый образ жизни, с механизмами их психологической защиты.

Во второй главе представлены результаты проведенного эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязей между приспособленностью в сфере здоровья и механизмами психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни, и людей, которые его не придерживаются. Базой проведения исследования была выбрана Академии физический культуры. В рамках работы тестирование прошли сотрудники учебного заведения (50 человек), которые были протестированы по методике «индекса жизненного стиля» (Life style index), а также прошли тест «Адекватное питание» и опросник Н. Е. Водопьянова.

Суть первого теста — изучить механизмы психологической защиты личности и определить степень напряженности каждой из них.

Анализ полученных данных показал, что:

· МПЗ прямо зависимы от возраста (чем старше, тем ближе к категории «реактивные образования»);

· у всех испытуемых в ходе тестирования выявлялись различные комбинации МПЗ.

Отсюда можно сформулировать вывод: люди по-разному используют один и тот же вид психологической защиты, что обязательно важно учитывать при проведении консультирования в изучаемом вопросе.

Проведенные анкетирование показало, что люди, которые придерживаются здорового образа жизни, более активно ведут себя в жизни, менее (чем респонденты в группе В) подвержены влиянию стрессовых ситуаций, и обладают высоким жизненным уровнем.

В результате проведенного анализ было также выявлено, что психологическая защита срабатывает тогда, когда возникают негативные, психотравмирующие переживания. И это во многом определяет поведение личности, желающей с помощью механизмов психологической защиты снять дискомфорт и тревожное напряжение.

Таким образом, высказанная в работе гипотеза о том, что приспособленность в сфере здоровья имеет непосредственно влияние на механизмы формирования психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни, в отличии от тех, кто его не придерживается, подтвердилась.

Список использованной литературы

1.Бассин, Ф.В., Бурлакова, М.К., Волков, В.Н. Проблема психологической защиты [Текст] / Ф.В. Бассин, М.К. Бурлакова, В.Н. Волков // Психол. журнал. — 1998. — № 3. — С. 79 — 86.

2.Белова, Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи [Текст] / Н.И. Белова // Социологическое исследование. — 2011. — № 4. — С. 84 — 86.

3.Вайнер, Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни [Текст] / Э.Н. Вайнер // Валеология — 2009. — № 3. — С. 13 — 14.

4.Валеология как наука [Текст] / Г. Л. Апанасенко, О.А. Попова // Валеологія. — 2007. — № 6. — С.4 — 9.

5.Вассерман, Л.И., Ерышев, О.Ф., Клубова, Е.Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля [Текст] / Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова. — СПб.: Издательство: СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005. — 50 с.

6.Грановская, Р.М. Никольская, И.М. Защита личности: психологические механизмы [Текст] / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. — СПб.: Знание, 1999. — 352 с.

7.Ерзин, А.И. Проблема проактивности в психологии здоровья [Текст] / А.И. Ерзин // NB: Психология и психотехника. — 2014. — № 1. — С.94 — 124.

8.Журбин, В.И. Понятия психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса [Текст] / В.И. Журбин // Вопр. психологии. — 1990. — № 4.

9.Киршбаум, Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита [Текст] / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева; 2 — е изд. — М.: Смысл. 2000. — 181 с.

10.Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография [Текст] / Т.Л. Крюкова. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.

11.Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви; - 1970. — С. 178 — 208.

12.Либина, А., Либин, А.В. Стиль реагирования на стресс: психологическая защита или совладение со сложными обстоятельствами [Текст] / А. Либина, А.В. Либин // Стиль человека: психологический анализ. — М.: Смысл, 1998. — С. 190 — 204.

13.Лисицын, Ю.П. Насущные проблемы охраны и укрепления здоровья людей [Текст] / Ю.П. Лисицын, Г. И. Царегородцев // Политическое самообразование. -1986. — № 10. — С. 30−37.

14.Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: дисс. канд. психол. наук [Текст] / Л.Р. Гребенников. — М., 1994. — 220 с.

15.Набиуллина, Р.Р., Тухтарова, И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): учеб. пособие [Текст] / Р.Р. Набибуллина, И.В. Тухтарова. — Казань, 2003. — 99 с.

16.Новое исследование проблем здоровья населения [Текст] / Н.М. Римашевская и др. // Народонаселение. — 2010. — № 4. — С. 23−36.

17.Подопригора С.Я. Краткий психологический словарь [Текст] / С.Я. Подопригора / изд. 2-е, испр. — М, 2012. — 317 с.

18.Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / под ред. Б.Д. Карвасарского; 2-е издание. — СПб, 2000.

19.Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: пособие для врачей и психологов [Текст] / под ред. Л.И. Вассермана и др. — СПб., 1998. — 48 с.

20.Психологические особенности здорового образа жизни [Электрон. ресурс] / Д.В. Крестов, М.Д. Кудрявцев // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля — 31 марта 2014 г. — URL: www.scienceforum.ru/2014/659/3832

21.Психология. Словарь [Текст]/ под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1990.

22.Романова, Е.С., Гребенников, Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика [Текст] / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. — М, 1996. — 144 с.

23.Свенцицкий А.Л. Социальная психология [Текст]/ А.Л. Свеницкий. — М.: Проспект, 2003. — 512 с.

24.Сенгеева, Т.Н., Сенгеева, О.Л. Современные подходы в изучении психологического благополучия и совладающего поведения [Текст] / Т.Н. Сенгеева, О.Л. Сенгеева // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия. — 2015. — № 5 (май).

25.Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы [Текст] / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко: Институт психологии РАН. — М., 2008.

26.Современные представления о механизмах психологической защиты (обзор литературы) [Текст] // Росс. психиатр. журнал. — 2003. — № 6. — С. 67 — 72.

27.Старченкова, Е.С. Взаимосвязь проактивного копинг — поведения и смысложизненных ориентаций [Текст] / Е.С. Старченкова // Сборник материалов конференции «Актуальные проблемы психологии образования в России и за рубежом». — 2012.

28.Стрельцова, И.П. К проблеме эффективности копинг — поведения [Текст] / И.П. Стрельцова // Психология и культура. Ежегодник РПО: В 8 т. — СПб: Изд-во СПбгу, 2003 — Т.7. — С 379 — 383.

29.Тарт, Г. Механизмы защиты [Текст] / Г. Тарт // Самосознанние и защитные механизмы личности // Хрестоматия по социальной психологии личности // под ред. Д.Я. Райгодский. — Самара: «Бахрах — М», 2000.

30.Ташлыков, В.А. Личностные механизмы совладания (копинг — поведение) защиты у больных неврозами в процессе психотерапии [Текст] / В.А. Ташлыков // Медико — психологические аспекты охраны психического здоровья. — Томск, 1990. — С. 60 — 61.

31.Ташлыков, В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами [Текст] / В.А. Ташлыков. — СПб.: Санкт — Петербургская медицинская академия последипломного образования, 1997.

32.Ушакова, Т.Н. Теоретические подходы к изучению соотношения механизмов психологической защиты и совладающего поведения [Текст] / Т.Н. Ушакова. — Материалы международной научно — практической конференции: Психология XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития. — М.: Изд — во МНЭПУ, 2007. — С. 136 — 138.

33.Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд. — М.: Педагогика — Пресс, 2003.

34.Цыбенжапова, Е.В. Роль и механизмы формирования защитного поведения в регуляции личности [Текст] / Е.В. Цыбенжапова // Материалы международной научно — практической конференции: Психология XXI века. Актуалные проблемы и тенденции развития. — М.: Изд — во МНЭПУ, 2007. — С.138 — 140.

35.Чораян, О.Г. Норма здоровья: проблемы, подходы к их решению [Текст] / О.Г. Чораян // Валеология. — 2008 — № 1. — С. 23.

36.Юрьев, В.К. Здоровье населения и методы его изучения: учебное пособие [Текст] / В.К. Юрьев. — СПб.: 2010. — С. 144.

37.Heim E. Coping und Adaptivitat: Gibt es geeignetes oder ungeeignetes Coping, Psychother., Psychosom., med. Psychol. — 1988. -№ 1. — р. 8 — 17.

38.Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process // Me-Graw Hill, № 4, 1996. — 29 р.

39.Murphy L. Coping vulnerability and residence in childhood — coping and adaptation. — N. Y., 1974.

40.Plutchik R., Conte H. R. Circumflex Models of Personality and Emotions: Edited by R. Plutchik and H. Conte. 1997. 484 p.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector