Малич Виталии Владимировны

  1. Белорусский государственный университет культуры и искусств

кафедра менеджмента социально-культурной деятельности

студентки 2-го курса факультета культурологии и социально-культурной деятельности

Малич Виталии Владимировны

Тема: «Дворец культуры как субъект организации культурно-досуговой деятельности»

Руководитель:

Защищена

« » декабря 2012 года.

Оценка

« »

Минск 2012

.

Оглавление

Введение……………………………………………………………2

Глава 1. Досуг и культурно — досуговые учреждения…………7

Глава 2. Культурно-досуговая деятельность домов

культуры………………………………………………10

2.1.Формы деятельности домов культуры……………….10

2.2. Направления домов культуры……………………….11

2.3.Дворец культуры имени Горького……13

Заключение………………………………………………………..14

Список используемой литературы………………………………15

Введение

Тема моей курсовой работы «Дворец культуры как субъект организации культурно-досуговой деятельности».

Актуальность выбранной темы определяется по следующему принципу: каждый человек, независимо от расы, вероисповедания, социального статуса обладает свободным временем, которое является одним из важных средств формирования личности, а также непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности.

Целью данной курсовой работы является исследовать и проанализировать культурно-досуговую деятельность учреждения культуры на примере Борисовского городского Дворца культуры имени Горького.

Задачи моей курсовой работы:

1.Выявить специфику организации кдд.

2. Выявить особенности досуговой деятельности.

3.Выявить положительные стороны деятельности учреждений культуры и обозначить проблемы.

Объектом исследования курсовой работы является

культурно-досуговая деятельность домов культуры.

Предметом исследования курсовой работы являются формы и методы организации досуга.

Культура охватывает всю творческую созидательную деятельность человека, совокупность знаний, умений, навыков; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении — искусстве, так и включающий все, что создано руками человека. В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных и экологических проблем воспитания. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны.

Культурно-досуговая деятельность — это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подвергается следующим определением: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности. Понятие «культурно-досуговая деятельность» вошло в научный оборот сравнительно недавно, с начала 80-х гг. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одно го из видов человеческой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его. Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями.

В методике культурно-досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Они подразделяются на устные средства (живое слово, сценическая речь); печатные средства (газеты, журналы, политическая литература, научная литература); кино, радио, телевидение; художественная литература; искусство и самодеятельное творчество (драматическое, хоровое, музыкальное, хореографическое, живопись); технические средства.

Культурно-досуговая деятельность — это праздники, отдых, развлечения, созерцание и т.п. Одним из средств формирования общекультурного уровня дошкольника являются спортивные элементы культурно-досуговой деятельности, которые обеспечивают физическое развитие, умение восстанавливать работоспособность, вести здоровый образ жизни, что создает основания для формирования физического компонента культуры ребенка.

Существенным и основным элементом культурно-досуговой деятельности является игра. Феномен игры становится наиболее понятным, если рассматривать его как явление личностное: потребность ребенка в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлена особым видением окружающего мира и связана с жизненной силой культурных потребностей. Играя, ребенок начинает обретать себя, узнавать свои возможности и устремления. Умение играть — это всегда показатель культуры личности ребенка, а значит, необходимо развивать детский игровой компонент культуры.

1.Досуг и культурно – досуговые учреждения

Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени является своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей и интересов человека или социальной группы.

Досуг — необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Этимологически слово «досуг», на английском «licere», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время).

Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь. Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков -другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения — третье, для нынешних россиян — четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.

Понятие «досуг», для работников социокультурной сферы всегда должен представляться в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п. Дж. Дюмазедье считает, что досуг представляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии ин­дивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний; б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном соци­альном участии и непосредственном межиндивидуальном общении. Досуг, часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания).

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

— в эмоциональном контакте, сопереживании;

— в информации;

— в объединении усилий для совместных действий.

Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг. У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п.

  1. Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален. содержит лишь зачатки позитивного досуга. Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы. Итак, досуг дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя.

Функции и принципы досуга молодёжи

Можно вывести следующие основные характеристики досуга молодёжи:

— досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

— досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

-досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

— досуг формирует и развивает личность;

-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

— досуг стимулирует творческую инициативу;

— досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

— досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

— досуг формирует позитивную «Я — концепцию»;

-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

— досуг способствует самовоспитанию личности;

КДУ (культурно — досуговые  учреждения) являются субъектами обеспечения политики государства в сфере культуры. Обеспечивают конституционные права граждан на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, развивают навыки творческого общения, способствуют развитию реальной демократии через различные социально-культурные инициативы. КДУ предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от возраста, пола, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

К КДУ относятся:

— городские, сельские клубы;

— районные, городские, сельские Дома культуры и Дворцы культуры;

— автоклубы, культбригады;

— центры культуры (в том числе национальные).

Культурно — досуговое учреждение предоставляет населению следующие услуги:

·  проведение различных по форме и тематике культурных  мероприятий – праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, вечеров, спектаклей, дискотек, обрядов, игровых и развлекательных  программ и др.;

·организация работы клубных формирований —  любительских творческих коллективов, кружков, студий, любительских объединений, клубов по интересам различной направленности и других клубных формирований;

·организация работы  лекториев, народных университетов, школ и курсов  по различным отраслям знаний, других форм просветительской деятельности;

· организация показа фильмов;

· оказание консультативной, методической и организационно творческой помощи в подготовке и проведении культурно — досуговых мероприятий;

· оказание справочных, информационных и рекламно-маркетинговых  услуг;

· предоставление  других видов досуговых и сервисных  услуг в сфере культуры и смежных отраслях.

Услуги культурно — досугового учреждения носят интегрированный характер  и могут быть представлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке  (в зрительном, танцевальном, выставочном зале, на площади, стадионе, поляне,  ферме,  в учебном заведении и т.д.).

Услуги культурно — досугового учреждения предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей).

На бесплатной основе могут осуществляться услуги, направленные на:

·проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий (государственные, краевые, городские (сельские), отраслевые праздники и т.п.);

·культурное обслуживание наименее защищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, многодетные семьи и пр.);

·поддержку деятельности основных (концертных) составов любительских творческих коллективов;

·патриотическое воспитание детей и молодежи;

·развитие национальных культур народов, выявление, сохранение и популяризацию традиций материальной и нематериальной народной культуры (праздников, обычаев, обрядов и пр.).

Деятельность культурно — досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства.

Вся работа современных культурно — досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе, на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации, но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей. Этот процесс называет социализацией, а культурно — досуговое учреждение является институтом социализации.

В основе организации досуга лежат следующие методы:

1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)

2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)

В культурно — досуговой деятельности был проведен ряд исследований в этой области. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Ю.А. Стрельцова, который считает «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы», конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но есть и свои различия. Сегодня культурно-досуговые центры уже не могут ограничиться вышедшей одно время на передний план работой по организации отдыха и развлечений. Диапазон их задач расширяется в связи с необходимостью организационно-педагогического воздействия на такие социальные общности, как семья, соседство, территориальные общины, разнообразные этнические группы и т.д. Начинают возвращаться в ранг социокультурных задач задачи ценностного, гражданского, патриотического воспитания молодежи. Возрождается забытая на время деятельность в помощь занимающимся самообразованием.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодых людей к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах — местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.

Но существуют и другие, эксклюзивные культурно — досуговые программы.

В настоящее время они начинают пользоваться большой популярностью, и распространяется в следующих сферах:

— туризм и путешествия (занимает первое место по эксклюзивным культурно — досуговым программам);

— развлечения (второе место по эксклюзивным культурно — досуговым программам);

— также эксклюзивные культурно — досуговые программы существуют в сфере общения с природой.

Целевая направленность учреждений досуга:

— культурное просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств аудитории досуга;

— отдых и развлечение аудитории.

2. Культурно-досуговая деятельность дворцов культуры

2.1.Формы деятельности домов культуры.

Дом культуры (Дворец культуры) — клубное учреждение,

центр культурно-массовой и просветительской работы. Работа во Дворце культуры строится на основе дифференцированного подхода к различным группам населения. Основу деятельности Дворца культуры составляет организация досуга и приобщение жителей города к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству, развитию коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений, проведению молодежных вечеров отдыха, мероприятий для детей, ветеранов войны и труда, концертов профессиональных артистов и коллективов самодеятельного творчества.

Среди форм деятельности КДУ развивалась лекционная работа (лекции по вопросам экономики, политики, искусства, морали, науки и др.).

с конца 50-х появилась новая форма работы – «тематический вечер» — вечера-встречи, вечера-митинги, вечера боевой и трудовой славы, вечера-чествования. Получили распространение «устные журналы», «световые газеты», «воскресные чтения». В клубах проводились «дни техники», «недели технического прогресса».

Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей поэзии, музыки, литературы, кино, радио, фотографии, природы, туризма и др.) Под влиянием клубных программ КВН появилась одноименная передача на ТВ. По прошествии Всемирного фестиваля молодежи и студентов открывались «клубы любознательных», «клубы интересных встреч» для молодежи, а позднее – клубы с широкой познавательной программой («Глобус», «Кругозор»).

К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными режиссерскими решениями.

С середины 50-х получили распространение агитбригады. На рубеже 50-60-х годов появились первые КСП, эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки (акробатические, худож. гимнастики).

В 60-е годы появились ансамбли бального танца, ВИА, эстрадно-цирковые ансамбли. Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства (больше самобытности и связи с фольклором).

Активизировалась работа КДУ по проведению массовых праздников и дней, посвященных профессиям (День шахтера, День строителя и т.п.).

Продолжалась традиция праздников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник весны, праздник урожая).

Появились праздники, отражающие поворотные события в жизни человека (День совершеннолетия, вручение паспорта, посвящение в рабочие или студенты).

Увеличился контингент, посещающий, театры, библиотеки, кинотеатры.

С 50-х годов с ростом туристского движения музеи расширили свои формы культ.-массовой работы – появились «Дни открытых дверей», передвижные выставки и лектории.   Большую роли в организации КДД играли профсоюзные, комсомольские организации, органы общественного самоуправления (советы, комиссии, комитеты).

На многих предприятиях после работы проводились лекции, экскурсии, коллективные выходы в театр или кино, устраивались концерты и вечера отдыха. При предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, кружки художественной самодеятельности.

Развивалась работа по месту жительства, особенно в городах. При домоуправлениях действовали красные уголки, в которых можно было услышать лекцию, послушать концерт художественной самодеятельности. С середины 50-х с развитием массового жилищного строительства домоуправления выделяли отдельные помещения под культурные мероприятия, занятия спортом, общественные библиотеки. Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома. Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, «детские комнаты». Организацию КДД брали на себя женсоветы или домовые комитеты при содействии КДУ.

В 70-80-е годы, несмотря на возрастающую тенденцию к «одомашниванию» досуга (во многом через телевизор, да и художественное творчество стало обретать характер «хобби», проявляясь в кругу родных и друзей), широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодежной среде.

Появились новые общественно-организованные формы культурной деятельности – фонды и центры молодежной инициативы, молодежные культурные центры в крупных городах (учредители – местные молодежные организации), впоследствии они были реорганизованы в Молодежные центры досуга.

С середины 70-х начало развиваться самодеятельное фольклорное движение в городах и сельской местности (фольклорные ансамбли, любительские фольклорные объединения).

С 1975 года в селах возникают культурные комплексы (КК), объединявшие на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные и иногда бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Их смысл состоял в совместной организации КДД, исключении дублирования культурных акций, установлении тесных контактов между работниками сферы досуга. Одновременно происходила централизация библиотек – в масштабе района, области или края создавались централизованные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим материалом и штатом работников. С 1974 года начался процесс централизации музеев (музейные объединения).

Структурные изменения в системе КДУ привели к оживлению КДД, увеличению объема проводимых мероприятий, росту числа любительских объединений.

2.2.Направления домов культуры

1)массовая работа — встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, участие в олимпиадах, участие в научно-практических конференциях, районных и городских мероприятиях.

2)культурно-художественная работа — разработка и проведение мероприятий с выездом на места (по месту размещения), посвященные  государственным праздникам и знаменательным.

3)кружки, секции – это способ организации досуга. Подразделения в составе учреждения.

4)методическая работа — система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа — достижения педагогическойнауки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов.

5)шефская работа — осуществляет помощь культурно-просветительским учреждениям в проведении торжественных мероприятий посвященных памятным датам, содействует в организации лекций, консультаций, учебно-методических семинаров, теоретических и практических конференций.

Борисовский городской Дворец культуры имени Горького

Дом культуры в Борисове был открыт в 1947 году.

Новый Дворец культуры торжественно и гостеприимно распахнул свои двери для борисовчан 22 мая 1982 года.

Всего на базе ГУ «Дворец культуры имени М.Горького» работает 41 клубное формирование, которые охватывают более 1600 участников самодеятельности. 10 коллективов Дворца культуры  имеют почетные звания «народный» и «образцовый» самодеятельный коллектив и один коллектив носит почётное звание Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь.

Коллективы работают в разных жанрах: хореографическом, вокальном, эстрадно-цирковом, театральном, изобразительного искусства и др., а также ведут активную творческую деятельность. В сентябре 2011 года образцовая цирковая студия «Мечтатели» стала лауреатом I белорусского фестиваля-праздника любительского циркового искусства в рамках VI Международного фестиваля хореографического искусства «Сожский хоровод» (г. Гомель), образцовый театр-студия «Триумф» на VIIІ областном фестивале детского театрального творчества «Чароўны куфэрак» стал лучшим, завоевав пять дипломов. Народный ансамбль бального танца «Карнавал» — постоянный участник и призёр международных и республиканских конкурсов. Коллективы ГДК традиционно принимают участие в международном фестивале «Молодежь России и Беларуси в XXI веке вместе!», в Республиканском фестивале-ярмарке «Дажынкі».

Зрителям и посетителям хорошо известны народный хор ветеранов Великой Отечественной войны и труда, народный ансамбль бального танца «Карнавал», Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь драматический театр «Відарыс», образцовые хореографические ансамбли «Ручеёк» и «Вдохновение», образцовая цирковая студия «Мечтатели», народная вокальная студия,  народная студия изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народная любительская студия иконописи и народное любительское объединение театр-дефиле «Модницы»

Юные зрители с удовольствием встречают выступления образцового театра-студии «ТРИУМФ». Ярким и самобытным коллективом является любительское объединение «Разрешенные барабанщики» (отметившее в сентябре 2011 года своё 10-летие), пропагандирующее здоровый образ жизни и поддерживающее спортивные состязания на республиканском и международном уровнях.  Находят свою нишу и поклонники молодёжной уличной культуры в клубах «Хип-хоп», рок-клубе «Экватор», студии брейк-данса, диско-клубе «Хей, ди-джей!» и клубе электроденса  и  дабстепа. Подарком для молодёжи стал шоу-проект молодёжных субкультур «Energy of style».

Заслуженной популярностью пользуются у зрителей такие мероприятия, как: КВН-ы, фестиваль театральных коллективов «Театральный марафон», конкурс «Веселые нотки», фестиваль хореографии «Максимум танца», тематические дискотеки, вечера отдыха для пожилых людей «Ностальгические посиделки», Клуб детского спектакля, а также социально значимые мероприятия, посвященные Дню Матери, Дню пожилого человека и др. Ежегодно проводятся новогодние мероприятия для детей и взрослых.

Информация о предоставляемых услугах

Название коллектива

Стоимость обучения (рублей в месяц)

Народный ансамбль современного бального танца «Карнавал»

бесплатно

Подготовительные группы с 5 лет; с 7 лет; с 9 лет

41 370

Школа бального танца (взрослая группа)

62 050

Школа бального танца (индивидуальные занятия)

77 580

Образцовый ансамбль танца «Ручеёк».

бесплатно

Подготовительная группа

41 370

Народное любительское объединение театр-дефиле «Модницы».

бесплатно

Подготовительная группа

41 370

Образцовый ансамбль эстрадно-спортивного танца «Вдохновение».

бесплатно

Подготовительные группы (1-й, 2-й год обучения)

41 370

Народная студия изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

бесплатно

Студия изобразительного искусства (старшая группа)

60 260

Студия изобразительного искусства (младшая группа)

40 170

Студия эстрадной песни

бесплатно

Подготовительная группа

41 370

Студия художественного и компьютерного дизайна

60 260

Студия «Хип-Хоп»

41 370

Студия Электроденс и Дабстеп

41 370

Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь драматический театр «Відарыс»

бесплатно

Образцовый театр-студия «ТРИУМФ»

бесплатно

Образцовая цирковая студия «Мечтатели»

бесплатно

Народный хор ветеранов Великой Отечественной войны и труда.

бесплатно

Литературное объединение «Натхненне»

бесплатно

Рок-клуб «Экватор»

бесплатно

Народная любительская студия иконописи.

бесплатно

Студия Брейк-данса

бесплатно

Ансамбль народной песни «Вытокі»

бесплатно

Народная вокальная студия.

бесплатно

Любительская студия вышивки

бесплатно

Клуб социальных танцев «Dig»

69 830

Стоимость оплаты за обучение (руб) 1.09.2011

Расчетный счет: 3632000000492

Оплата производится до 10 числа каждого месяца

ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ СПРАВОК:

Директор

Душкова Татьяна Леонидовна

73-41-26

Заместитель директора

Шумов Виктор Михайлович

76-20-45

Художественный руководитель

Душкова Ольга Евгеньевна

76-20-45

Заключение

Как отрасль культурно-досуговая деятельность обладает всеми необходимыми характеристиками, присущими любой самостоятельной специализации, имеющей объекты и предметы изучения (в данном случае это Дома культуры и их культурно-массовая работа).

В отличие от других направлений таких наук, как культурология, искусствоведение и этнология культурно-досуговая деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.

Досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется как синоним свободного времени, а свободное время, является одним из важных средств формирования личности, а также непосредственно влияет и на производственно-трудовую сферу деятельности.

  1. Исследуя и анализируя культурно-досуговую деятельность учреждений культуры мы пришли к выводу, что от уровня квалификации руководителей и специалистов культурно — досуговой деятельности, а также от прилагаемых ими усилий во многом зависит социально – культурная жизнь общества. Не нужно бояться экспериментировать, должно проходить постоянное совершенствование нетрадиционных методов проведения мероприятий и привлечения на них соответствующей аудитории.

Деятельность культурно — досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразный выбор занятий, а сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивало различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства.

Список литературы

1. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. Теория. Методология. Практика / НИИ культуры. — М.,1986.

2. Новаторов В.Е. Педагогическая деятельность в творческом коллективе: учеб. пособие. — М.: изд. «Советская Россия»,1987.

3. Ерошенков И.Н.,Зайченко А.И., КоролевА.М. Культурно — воспитательная работа: учеб. пособие. — М.:ПРОФИЗДАТ, 1988.

4. Новотный Н., Фишер Р. Экономика культуры. — М., 1989.

5. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. «Социально-культурная деятельность» Московский государственный университет культуры и искусств, 2001.

6. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2002. -268с.

7. Соколовский Ю.Е.,Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры.- М.: изд. «Просвещение»- 3 изд.2002.

8. Филатов Ф.Р. Общая психология./ Ф.Р. Филатов — Ростов-на-Дону. Феникс, 2003-448с., с.56-59).

9. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: МГУКИ, 2003.