Личностные особенности выпускника колледжа в контексте профессиональной адаптации к работе по специальности

2

Личностные особенности выпускника колледжа в контексте профессиональной адаптации к работе по специальности

Введение

психологический адаптация специалист

Профессиональный выбор, является частью более общего процесса, профессионального самоопределения — т. е. определения своей позиции в проблемной ситуации. Вопросы относительно смысла существования человека, его места в окружающем мире являются, пожалуй, наиболее древними, составляя одну из ведущих проблем философской антропологии. Не случайно направленность подобных размышлений свойственна юношескому возрасту, в котором, по сути, определяется эскиз собственного профессионального будущего.

Проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной в старшем школьном возрасте, однако не может быть ограничена только им. Первичный выбор профессии, создавая специфический психологический настрой молодого человека на определенную перспективу, подлежит переосмыслению на дальнейших этапах профессионализации, в том числе и в процессе обучения в вузе или по его окончании. Многообразны по сложности переплетения воздействующих на человека факторов и ситуации профессиональной деятельности, требующие ответственного и адекватного выбора того или иного варианта профессиональных действий или поведения. Это могут быть ситуации профессионального общения с коллегами, профессиональной переориентации, профессиональной и межрегиональной мобильности в связи со сменой специальности, совершенствования в профессии. Неадекватность профессионального самоопределения проявляется в издержках (психологических и материальных) не только для человека, но и для общества в целом.

Таким образом, проблема профессионального самоопределения, имея несколько аспектов своего рассмотрения (психологический, социальный, экономический и пр.), непосредственно связана с поиском путей гармонизации интересов личности и профессии, общественных отношений в профессиональной сфере, оптимизации финансовых затрат на подготовку и переобучение кадров.

Особенностями сегодняшнего дня является то, что профессиональный выбор совершается молодыми людьми зачастую не вполне осознанно.

Актуальность: проблема адаптации всегда рассматривалась как серьезная мировоззренческая проблема и в этом отношении представляет междисциплинарную область исследований.

17 стр., 8089 слов

Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределение старшеклассников

... менее продолжительное время оказать помощь большему количеству людей. Эффективность групповых технологий консультирования для решения проблем профессионального самоопределения убедительно показал Н.С.Пряжников. Им разработаны ... 13 лет Такое расхождение результатов можно объяснить изменением в социальной ситуации развития поколений. Это еще раз подтверждает историческую и социальную обусловленность ...

Объект исследования: выпускник в ходе обучения

Предмет исследования:

1. Самооценка личностных качеств

2. ЛАП (личностный адаптационный потенциал) выпускника

3. Анализ полученных результатов

цель исследования: Разработать пути совершенствования личностных качеств выпускника (Громаздовой Марии), в том числе его адаптационного потенциала, определяющих успешность профессиональной адаптации

гипотеза: Факторами личностного адаптационного потенциала выпускника является изучение, оценивание и развитие следующих особенностей личности:

-нормативно-психическая устойчивость личности

-коммуникативные особенности личности

-моральная нормативность личности

задачи:

1.Обзор литературы по вопросам профессиональной адаптации молодого специалиста.

2.Характеристика психологических особенностей личности выпускника (Громаздовой Марии) в контексте профессиональной деятельности.

2.1. Исследование профессионально важных качеств личности выпускника и анализ результатов.

2.2. Исследование адаптационного потенциала выпускника и анализ результатов.

3. Определение направлений совершенствования личностных качеств выпускника в контексте профессиональной адаптации.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, математическая обработка результатов.

Теоретическая и практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы в процессе выполнения курсовой работы по теме «Организационно-психологические условия адаптации выпускника к профессиональной деятельности», и при трудоустройстве молодого специалиста

Глава 1. Обзор литературы вопросов профессиональной адаптации молодого специалиста

психологический адаптация специалист

1.1 Общее представление о профессиональной адаптации

6 стр., 2522 слов

Возможные профессиональные деформации личности андрагога

... своей профессиональной деятельности, в большой степени подвержены профессиональным деформациям личности. Современные ... подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов - андрагогов, обладающих указанными ... адаптации к условиям обучения (состав слушателей, содержание, способы работы с информацией); - создавать условия для позитивного настроя и понимания перспектив профессионального ...

Профессиональная адаптация — это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой и деятельностью.

Своеобразие профессиональной адаптации специалиста связано с обстоятельствами внешнего и внутреннего характера.

Внешние обстоятельства, факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста, включают в себя:

а) особенности содержания, целей, организации, используемых средств, технологий профессиональной деятельности;

б) своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность;

в) сложившиеся системы неформальных, психологических связей и отношений сотрудников в организации.

Все это и создает специфику предметных областей, сфер профессиональной адаптации специалиста.

Внутренние обстоятельства профессиональной адаптации специалиста — это уровень его адаптационного потенциала, степень развитости адаптивности как качества личности и организма, адекватность мотивации профессиональной деятельности требованиям этой деятельности.

Базовую, определяющую роль в профессиональной адаптации специалиста играют внешние обстоятельства, предметные области, сферы профессиональной адаптации человека. Именно они выступают своеобразным профессиональным полем, на которое приходит, попадает молодой (и не только) специалист.

Понятие о личностном адаптационном потенциале, определяющем устойчивость человека к экстремальным факторам. Адаптационные способности обеспечивают нормальную работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных ... потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального престижа ...

Согласно А.Г. Маклакову, данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, в который включаются следующие характеристики: нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценка личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;уровень конфликтности личности и опыт

1.2Организацинные и социально-психологические условия профессиональной деятельности

В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию о системе деловых и личных взаимоотношений в коллективе и отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных членов группы. Многие исследователи так же выделяют организационную адаптацию. В процессе организационно-административной адаптации работник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе

Предметные и социальные условия труда составляют среду на рабочем месте профессионала. К ним относятся витальные (жизненно важные) и санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности: температура, влажность и давление воздушной среды, пыль, шумы и различные звуковые условия, различные виды лучистой энергии, вибрации, ультразвуки, инфекции, вероятность получения физических и психических травм, динамические нагрузки.

Социальные условия труда — это социальная значимость данной профессии, социально-психологический климат в трудовом коллективе в целом, коллективные трудовые и профессиональные традиции, корпоративная культура в данной профессиональной сфере, система деловых взаимодействий и норм деловой активности, принятая в обществе

1.3 Значение личностного фактора профессиональной адаптации

Профессиональная адаптация молодого специалиста — это перманентный процесс преодоления внутренних и внешних трудностей и препятствий. Это создаёт стрессовые состояния, преодоление и недопущение которых требует специальной подготовленности. Успешная адаптация невозможна без постоянного самообразования и самовоспитания специалиста. Это предполагает наличие у него навыков саморегулирования и волевой подготовленности. П.А. Просецкий считал, что одной из трудностей адаптации личности является «несформированность саморегулирования поведения и деятельности, которая вызвана недостаточной подготовленностью, слабостью воли, неумением самоорганизовываться, управлять собой, своим поведением, неумением составить и выполнить правильный режим дня, организованный личный быт и досуг».(6)

Индивидуально-психологические и психотипические особенности молодых специалистов оказывают влияние на успешность профессиональной адаптации. Ведущую роль в этом играет система ценностей личности специалиста, которая определяет его ориентации и отношения к самому себе, сотрудникам и руководителям, избранной профессии, своим служебным обязанностям. Очевидно, что эти отношения могут быть или позитивными, или негативными.

В этом отношении определённый интерес представляет типология социогенов личности, разработанная М.Е. Литваком. Он выделяет 4 сферы отношений, ориентации личности:

1. <Я> - отношение к себе, которое может быть как положительным, так и отрицательным (+, -).

2. <Вы> - отношение к непосредственному социальному окружению: другим членам своего коллектива, своим руководителям, друзьям, родственникам (+, -).

3. <Они> - отношение к людям вообще, к новым контактам, связям, взаимоотношениям с новыми людьми (+, -).

4. <Труд> - отношение к предметной профессиональной деятельности, к овладению специальностью и совершенствованию в ней (+, -).

1.4 Критерии успешности профессиональной адаптации

Объективные:

быстрота приобретения и повышение квалификационного разряда;

степень взаимодействия и согласованности специалиста с коллегами и руководителем;

стабильность количественных показателей труда:

— систематическое выполнение норм;

— продуктивность деятельности (высокая производительность при оптимальных нервно-психических затратах);

— отсутствие нарушений.

Субъективные:

удовлетворенность работой в целом и специальностью;

адекватная оценка своих профессиональных способностей и умений;

Глава 2. Исследование психологических особенностей личности автора курсовой работы в контексте профессиональной адаптации

Объектом исследования является выпускник на этапе адаптации к рабочему месту.

Предмет исследования — самооценка личности и адаптационный потенциал выпускника.

ФИО Громаздова Мария Николаевна Пол женский

Возраст 19 Место обучения ГБОУ СПО, НО «НМБК»

Специальность Cестринское дело Курс 4

Методами исследования является проведение опроса.

В качестве психодиагностического комплекса методик, направленных на исследование успешности адаптации выпускника в организации

ГБУЗ НОГКБ № 38были использованыметодики: «Самооценка личности"О.И.Моткова и многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ)А.Г.Маклакова и С.В.Чермяниной.

2.1 Результаты исследования профессионально важных качеств личности"Самооценка личности"О.И. Моткова

Данная методика позволяет определить общий уровень самооценки позитивного развития личности и самооценку отдельных факторов и качеств испытуемых. Психологически здоровый человек имеет такой уровень общей самооценки выраженности позитивных аспектов и качеств личности, при котором на высоком уровне обязательно должны быть выражены такие ценностные ориентации как:

1.Ценностные ориентации — 2,3,6,9

2.Воля — 4,7,15,16

3.Способность к самообучению и самовоспитанию — 12,13,14,24

4.Творческие способности- 5,17,19,21

5.Гармоничность (согласие с самим собой) — 11,20,22,23

6.Коммуникативные способности — 1,8,10,18

ИНСТРУКЦИЯ: Оцените, пожалуйста, степень проявления у вас личностных качеств, составляющих приводимый ниже список. Оценивайте ближайший год жизни. Выбирайте один ответ из пяти возможных, представленных в Шкале возможных ответов, ставя напротив оцениваемого качества соответствующую цифру в колонке с данным ответом. Отвечайте искренне.

Шкала возможных ответов:

1 — очень слабая выраженность качества,

2 — слабая выраженность качества,

3 — средняя выраженность качества,

4 — высокая выраженность качества,

5 — очень высокая выраженность качества.

СПИСОК ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

качество

Возможные ответы

1

2

3

4

5

1

Активность

+

2

Воспитанность (уважение к людям)

+

3

Доброжелательность

+

4

Жизнестойкость

+

5

Инициативность (выдвижение идей)

+

6

Искренность, правдивость

+

7

Настойчивость

+

8

Общительность

+

9

Отзывчивость (сочувствие, помощь другому)

+

10

Оптимизм, жизнерадостность (вера в лучшее)

+

11

Покладистый характер (легкий, гибкий, идущий на сотрудничество и компромисс)

+

12

Разумность (учет реальной ситуации)

+

13

Самокритичность (способность видеть у себя и плюсы, и минусы)

+

14

Самостоятельность (чаще — опора на себя)

+

15

Сдержанность

+

16

Собранность (неотвлекаемость)

+

17

Творческость (оригинальность)

+

18

Уверенность

+

19

Увлеченность чем-то интересным

+

20

Уравновешенность (спокойствие)

+

21

Чувство красоты

+

22

Чувство меры (в желаниях, в поведении)

+

23

Гармоничность (согласие с собой и с внешним миром)

+

24

Независимость суждений

+

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчитываем среднее арифметическое всех ответов испытуемого: определяем общую сумму баллов и делим ее на число пунктов методики, т. е. на 24. Получаем показатель общей самооценки позитивности развития личности.

Определяем показатели выраженности самооценки отдельных факторов личности, т. е. специфических групп качеств с помощью Ключа. Суммируем баллы по данной категории и делим сумму на число пунктов — получаем среднее арифметическое (сохранять не менее двух знаков после запятой).

Это число и выражает самооценку своих качеств по данной категории личности. Таким образом, подсчитываем средние по каждому фактору №№ 1 — 6.

КЛЮЧ

ФАКТОРЫ (АСПЕКТЫ) ЛИЧНОСТИ

№№ пунктов

Число пунктов

Сумма

Средний балл

1

Ценностные ориентации

2, 3, 6, 9

4

20

5

2

Воля

4, 7, 15, 16

4

16

4

3

Способность к самообучению и самовоспитанию

12, 13, 14, 24

4

18

4

4

Творческие способности

5, 17, 19, 21

4

17

4

5

Гармоничность (согласие с самим собой)

11, 20, 22, 23

4

18

4

6

Коммуникативные способности

1, 8, 10, 18

4

18

5

7

Общая самооценка позитивных аспектов личности

все пункты 1 — 24

24

98

4

Выводы:1. данная методика позволяет выявить общую самооценку позитивных аспектов личности выпускника, имеющих влияние на процесс адаптации на новом рабочем месте.

2.Определить самооценку различных общих аспектов личности.

3. Предоставляет определить аспекты личностного развития, нуждающиеся в доработке

2.2. Результаты исследования адаптационного потенциала по опроснику «Адаптивность» А.Г. Маклакова С.В. Чермянино.

А.Г. Маклаков ввел понятие, характеризующее адаптационные способностичеловека, назвав его личностным адаптационным потенциалом (ЛАП).

Характеристику ЛАП можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции (ПР), коммуникативный потенциал (КП) и уровень моральной нормативности (МН).

Опросник позволяет диагностировать адаптивность испытуемых по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность.

Опросник состоит из 165 вопросов, которые разделены на 5 блоков:

1.Достоверность (Д)

2. Адаптивные способности (АС)

3. Нервно-психическая устойчивость (НПУ)

4. Коммуникативные особенности (КС)

5. Моральная нормативность (МН)

Инструкция: Оцените, пожалуйста, степень проявления у вас личностных качеств, составляющих приводимый ниже список. Оценивайте ближайший год жизни. Выбирайте один ответ из возможных, представленных в Шкале возможных ответов, ставя напротив оцениваемого качества соответствующую пометку в колонке с данным ответом. Отвечайте искренне.

Текст опросника:

УТВЕРЖДЕНИЯ

ВАШ ОТВЕТ

ДА/НЕТ

1

Бывает, что я сержусь.

да

2

Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.

Нет

3

Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.

Да

4

Судьба определенно несправедлива ко мне.

Нет

5

Запоры у меня бывают очень редко.

Да

6

Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.

Нет

7

Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

Нет

8

Мне кажется, что меня никто не понимает.

нет

9

Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему тем же.

Нет

10

Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

нет

11

Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

Нет

12

У меня бывают часто странные и необычные переживания.

Нет

13

У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.

Да

14

В детстве я одно время совершал мелкие кражи.

Нет

15

Бывает, что у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.

Нет

16

Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.

Да

17

Сон у меня прерывистый и беспокойный.

Нет

18

Моя семья относится с неодобрением к той работе, которую я выбрал.

Нет

19

Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний.

Да

20

Голова у меня болит часто.

Нет

21

Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

Нет

22

Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.

Нет

23

Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).

Да

24

Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.

Да

25

Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь

Да

26

Я человек общительный.

да

27

Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.

да

28

Большую часть времени настроение у меня подавленное.

Нет

29

Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

Нет

30

У меня мало уверенности в себе.

Нет

31

Иногда я говорю неправду.

Да

32

Обычно я считаю, что жизнь -- стоящая штука.

Да

33

Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.

Да

34

Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

Да

35

Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

Да

36

Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.

Нет

37

Самая трудная борьба для меня -- это борьба с самим собой.

Да

38

Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).

Да

39

Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

Нет

40

Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.

Да

41

Часто у меня такое чувство, что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.

Нет

42

Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы

Нет

43

Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что ни хожу справедливым.

Нет

44

Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее, ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).

Да

45

Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.

Да

46

Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.

Нет

47

Иногда у меня бывает чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.

Нет

48

Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.

Да

49

В детстве у меня была компания, где все старались стоять друг за друга.

Да

50

Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.

Нет

51

Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

Нет

52

Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.

Нет

53

Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.

Да

54

У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.

Нет

55

Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею).

Да

56

Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.

Нет

57

Я легко плачу.

Нет

58

Я мало устаю.

Нет

59

Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

Нет

60

С моим рассудком творится что-то неладное.

Нет

61

Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.

Нет

62

Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).

Да

63

Меня беспокоят сексуальные вопросы.

Нет

64

Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.

Нет

65

Когда я пытаюсь что-то сделать, часто замечаю, что у меня дрожат руки.

Нет

66

Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.

Да

67

Большую часть времени я испытываю общую слабость.

Да

68

Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это очень раздражает.

Нет

69

Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

Да

70

Думаю, что я человек обреченный.

Нет

71

Бывали случаи, что мне было трудно удержаться, чтобы что-нибудь не стащить у кого-нибудь или где-нибудь, например в магазине.

Нет

72

Я злоупотреблял спиртными напитками.

Нет

73

Я часто о чем-нибудь тревожусь.

Нет

74

Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.

Нет

75

Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.

Нет

76

Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

Да

77

Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.

Да

78

Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

Да

79

Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.

Нет

80

У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.

Да

81

Зачастую мои поступки неправильно истолковывались.

Да

82

Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.

Нет

83

Кто-то управляет моими мыслями.

Нет

84

Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.

Нет

85

Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.

Да

86

В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

Нет

87

Я вполне уверен в себе.

Да

88

Никому не доверять -- самое безопасное.

Нет

89

Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

Да

90

Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.

Нет

91

Мне легко заставить других людей бояться себя, и иногда я это делаю ради забавы.

Нет

92

В игре я предпочитаю выигрывать.

Да

93

Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.

Да

94

Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

Нет

95

Я ежедневно выпиваю много воды.

Нет

96

Счастливее всего я бываю, когда один.

Нет

97

Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным.

Да

98

В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.

Нет

99

Я редко заговариваю с людьми первым.

Нет

100

У меня никогда не было столкновений с законом.

Нет

101

Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей -- это как бы придает мне вес в собственных глазах.

Да

102

Иногда, без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычайной веселости.

Нет

103

Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

Нет

104

В школе мне было очень трудно говорить перед классом.

Да

105

Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.

Да

106

Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается

Нет

107

Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью, как и другие.

Да

108

Мне неприятно, когда вокруг меня люди.

Нет

109

Мне, как правило, везет.

Да

110

Меня легко привести в замешательство.

Да

111

Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.

Нет

112

Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

Нет

113

Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело.

Нет

114

Если бы люди не были настроены против меня, я в жизни достиг бы гораздо большего.

Нет

115

Мне кажется, что меня никто не понимает.

Нет

116

Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

Да

117

Я легко теряю терпение с людьми.

Нет

118

Часто в новой обстановке я испытываю тревогу.

Нет

119

Часто мне хочется умереть.

Нет

120

Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть.

Да

121

Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.

Нет

122

Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что я не справлюсь с ним.

Нет

123

Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

Нет

124

Даже среди людей я чувствую себя одиноким.

Нет

125

Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни.

Нет

126

В гостях я чаще сижу в стороне и разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.

Нет

127

Мне часто говорят, что я вспыльчив.

Да

128

Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.

Да

129

Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.

Нет

130

Я часто обращаюсь к людям за советом.

Нет

131

Часто, даже тогда, когда для меня мне складывается все хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.

Нет

132

Меня довольно трудно вывести из себя.

Нет

133

Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.

Нет

134

Обычно я спокоен и меня нелегко вывести из душевного равновесия.

Да

135

Я заслуживаю сурового наказания за свои проступки.

Нет

136

Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них.

Нет

137

Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден

Нет

138

Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов' и, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.

Да

139

Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.

Да

140

Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

Да

141

Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку.

Да

142

Есть люди, которые мне настолько неприятны, что в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй и что-нибудь.

Да

143

У меня бывали периоды, когда я из-за волнения терял сон.

Нет

144

Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет побывать среди людей.

Нет

145

Можно простить людям нарушение правил, которые они считают неразумными.

Да

146

У меня есть дурные привычки, которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.

Нет

147

Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.

Да

148

Бывает, что неприличная и даже непристойная шутка у меня вызывает смех.

Нет

149

Если дело у меня идет плохо, мне сразу хочется все бросить.

Нет

150

Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других.

Да

151

Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.

Да

152

Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, почти не стараюсь скрыть это от него.

Да

153

Я человек нервный и легко возбудимый.

Нет

154

Все у меня получается плохо, не так, как надо.

Нет

155

Будущее кажется мне безнадежным.

Нет

156

Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне окончательным.

Нет

157

Несколько раз в неделю у меня бывает чувство, что должно случиться что-то страшное.

Нет

158

Чаще всего я чувствую себя усталым.

Нет

159

Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.

Да

160

Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений.

Да

161

Меня часто раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

Да

162

Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем о любви.

Нет

163

Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я легко могу отказаться от своих намерений.

Да

164

Глупо осуждать людей, которые стремятся взять от жизни все, что могут.

Да

165

Мне безразлично, что обо мне думают другие.

Да

Обработка результатов теста

Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из шкал. Начинать обработку следует со шкалы достоверности, чтобы оценить стремление обследуемого представить себя в более социально-привлекательном виде. Если обследуемый набирает по шкале достоверности более 10 баллов, результат тестирования следует считать недостоверным и после проведения разъяснительной беседы необходимо повторить тестирование.

1.Достоверность (Д)

«Нет»: 1, 10, 19, 31, 51, 69, 78, 92, 101, 116, 128, 138, 148.

2. Адаптивные способности (АС)

«Да»: 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 27, 28, 29, 30, 33, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47, 50, 56, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 67, 68, 70, 71, 72, 73, 75, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 88, 89, 90, 91, 93, 94, 95, 96. 98, 99, 102, 103, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 117, 118 119, 120, 121. 122. 123, 124, 125, 126, 129, 131, 133, 135, 136, 137, 139, 141, 142, 143, 145, 146, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162, 164, 165

«Нет»: 2, 3, 5, 13, 23, 25, 26, 32, 34, 35, 38, 44, 45, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 6,6 74, 76, 85, 87, 97, 100, 105, 107, 127, 130, 132, 134, 140, 144, 147, 159, 160,163

3. Нервно-психическая устойчивость (НПУ)

«Да»: 4, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 28, 29, 30, 37, 39, 40, 41, 47, 57, 60, 63, 65, 67, 68, 70, 71, 73, 75, 80, 82, 83, 84, 86, 89, 94, 95, 96, 98, 102, 103, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 115, 117, 118, 119, 120, 122, 123, 124, 129, 131, 135, 136, 137, 139, 143, 146, 149, 153v 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162

«Нет»: 2, 3, 5, 23, 25, 32, 38, 44, 45, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 87, 105, 127, 132, 134, 140

4. Коммуникативные особенности (КС)

«Да»: 9, 24, 27, 33, 46, 61, 64, 81, 88, 90, 99, 104, 106, 114, 121, 126, 133, 142, 151, 152

«Нет»: 26, 34, 35, 48, 74, 85, 107, 130, 144, 147, 159

5. Моральная нормативность (МН)

«Да»: 14, 22, 36, 42, 50, 56, 59, 72, 77, 79, 91, 93, 125, 141, 145, 150, 164, 165

«Нет»: 13, 76, 97, 100, 160, 163.

Таблица

Критерии

сумма

Достоверность

2

Адаптивные способности

39

Нервно-психическая устойчивость

14

Коммуникативные особенности

9

Моральная нормативность

7

Наименование шкал и количество ответов, совпавших с ключом

Стены

ЛАП

НПУ

КС

МН

62->

46->

27−31

18->

1

51−61

38−45

22−26

15−17

2

40−50

30−37

17−21

12−14

3

33−39

22−29

13−16

10−11

4

28−32

16−21

10−12

7−9

5

22−27

13−15

7−9

5−6

6

16−21

9−12

5−6

3−4

7

11−15

6−8

3−4

2

8

6−10

4−5

1−2

1

9

1−5

0−3

0

0

10

Интерпретация результатов теста в стенах:

НПУ 6

КС___6___

МН___5___

ЛАП___5_

Интерпретация основных шкал методики «Адаптивность»

Наименование шкалы

Уровень развития качеств

Ниже среднего (1−3 стена)

Выше среднего (7−10 стенов)

Нервно-психическая устойчивость

Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности.

Высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности.

Коммуникативные особенности

Низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность.

Высокий уровень развития коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтен.

Моральная нормативность

Не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения.

Реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения.

Итоговую оценку по шкале «Личностный адаптивный потенциал» (ЛАП) можно получить путем простого суммирования сырых баллов по трем шкалам:

ЛАП = «Нервно-психическая устойчивость» + «Коммуникативные способности» + «Моральная нормативность»; с последующей интерпретацией по нижеприведенной таблице.

Интерпретация адаптивных способностей по шкале «ЛАП» методики «Адаптивность»

Уровень адаптивных способностей (стены)

Интерпретация

5−10

Группы высокой и нормальной адаптации. Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

3−4

Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.

1−2

Группа низкой адаптации. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра).

По методике «Самооценка личности» О.И. Моткова были получены следующие результаты:

1.Ценностные ориентации 5

2.Воля 4

3.Способность к самообучению и самовоспитанию 4

4.Творческие способности4

5.Гармоничность (согласие с самим собой) 4

6.Коммуникативные способности 5

АНАЛИЗ: В ходе проведения теста по методике <самооценка личности> О.И. Моткова были получены следующие результаты:

Общий уровень самооценки позитивного развития личности развит на высоком уровне выраженности (4).

Ценностные ориентации развиты на очень высоком уровне (5)это говорит что такие критерии, как воспитанность, доброжелательность, искренность и отзывчивость сформированы, что немаловажно в будущей профессиональной деятельности выпускника

Воля: развита на высоком уровне (4)

Способность к самообучению и самовоспитанию развиты на высоком уровне (4).

Творческие способности: развиты на высоком уровне (4)

Гармоничность развита на высоком уровне (4)

Коммуникативные способности развиты на очень высоком уровне (5) сюда входят такие критерии как активность, общительность оптимизм уверенность .

По методике <Многоуровневый личностный опросник <Адаптивность> (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.> были получены следующие результаты:

НПУ _13−15__________________________

КС _7−9____________________________

МН _7−9____________________________

ЛАП__5____________________________

2.2 Результаты исследования адаптационного потенциала по опроснику «Адаптивность» А.Г. Маклакова С.В. Чермянино

АНАЛИЗ: В результате проведения теста по методике <Многоуровневый личностный опросник <Адаптивность> (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.> Который определяет с нервно-психическую устойчивость студента общая сумма в стенах -6,это означает у выпускника высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности.

Коммуникативные способности-6. Это означает что у студента высокий уровень развития коммуникативных способностей, легко устанавливаю контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтен.

Маральная нормативность -5 это означает, что выпускник реально оценивает свою роль в будущем коллективе, ориентируется на соблюдение общительных норм поведения. И последний критерий <Личностный адаптивный потенциал> он получается путем суммирования трех показателей (нервно-психическая устойчивость +коммуникативные способности+моральная нормативность) -у студента равен 5 — это означает что выпускник легко адаптируется к новым условиям деятельности, быстро входит в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируется в ситуации, быстро вырабатывает стратегию своего поведения. Как правило, мало конфликтна, обладаю высокой эмоциональной устойчивостью. Это хорошие показатели, но все же есть еще над чем работать, по результатам этого теста выпускник сможет легко влиться в коллектив на новом рабочем месте, что имеет немаловажную роль.

Глава 3. Определение направлений совершенствования личностных качеств выпускника в контексте профессиональной адаптации

В результате проведения теста по методике <самооценка личности> О.И. Моткова удалось определить личностные качества воля и творческие способности нуждающиеся в развитии

К волевым качества относится аспекты личности как жизнестойкость, настойчивость, сдержанность, собранность развита. Воля развита у выпускника на высоком уровне (4), но по сравнению с другими аспектами развита слабо, требуется в доработке. Для этого студенту потребуется ставить перед собой как можно больше целей и направлять свои волевые усилия на достижение этих целей. Ведь благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность.

К творческие способностям относятся такие аспекты: инициативность, творчество, увлеченность, чувство красоты развиты на высоком уровне (4), но требуются в развитии. Творческие способности -это индивидуальность каждого человека, должна быть определенная предрасположенность .В психологии есть несколько методов для развития творческих способностей. Один из них сейчас будет описан. На данный момент есть проект, курсовая работа, в ходе которого выдвигаются идеи гипотезы, обсуждаются методы исследования, делается сбор и анализ данных, подводятся итоги и выводы. Из этого следует что творческие способности можно развить в себе на протяжении всей жизни.

По методике <Многоуровневый личностный опросник <Адаптивность> (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.> были получены следующие результаты: Нервно-психическая устойчивость развита на высоком уровень, это означает, что у выпускник нервно-психически устойчива, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. В развитии не требуется, следует поддерживать на этом же уровне, так как будущая профессия предполагает под собой огромное количество стрессовых ситуаций. Студенту надо быть готовым к ним и учиться с ними справляться.

Коммуникативный способности высокоразвиты у выпускника это позволит легко устанавливать контакт с сослуживцами, окружающими, не конфликтен.

Моральная нормативность хорошо развита студент реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы студентом были достигнуты

Следующие цели исследования: Разработать пути совершенствования личностных качеств выпускника, в том числе его адаптационного потенциала, определяющих успешность профессиональной адаптации с помощью следующих задач:

1.Обзор литературы по вопросам профессиональной адаптации молодого специалиста.

2.Характеристика психологических особенностей личности выпускника (автора курсовой работы) в контексте профессиональной деятельности.

2.1. Исследование профессионально важных качеств личности выпускника и анализ результатов.

2.2. Исследование адаптационного потенциала выпускника и анализ результатов.

3. Определение направлений совершенствования личностных качеств выпускника в контексте профессиональной адаптации.

Список использованной литературы

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. СПб., 2000

2. Капустина А.Н. К вопросу о социально-психологической диагностике профессионально важных качеств личности [Текст] / А.Н. Капустина, В.А. Чикер // Вестн. С.- Петерб. ун-та. Сер. 6. 1994. № 1

3. Клищевская М.В. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности [Текст] / М.В. Клищевская, Г. Н. Солнцева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1999. № 4.

4. Родина О.Н. Особенности профессиональной адаптации начинающих психологов [Текст] / О.Н. Родина, П.Н. Прудков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2001. № 3.

5. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности [Текст] / А.Т. Ростунов. М., 1984.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector