Новикова А. В

25

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМ. П. Ф. ЛЕСГАФТА,

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"

ИНСТИТУТ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры

Развитие координационных способностей у спортсменов с ампутацией нижних конечностей средствами адаптивной физической культуры (на примере волейбола сидя)

Исполнитель:

студентка 3 курса 8 группы

Новикова А.В.

Научный руководитель:

Вишнякова Ю.Ю.

Защищена .

(дата)

С оценкой .

Проверил .

(подпись)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

Оглавление

Введение…3

Глава 1. Анатомо- функциональные особенности спортсменов с ампутациями нижних конечностей

1.1 Определение и классификация ампутации

1.2 Особенности физического состояния спортсменов при ампутации нижних конечностей

1.3 Особенности психического состояния спортсменов с ампутационными конечностями

1.4 Становление и развитие волейбола сидя

1.5 Правила волейбола сидя

1.6 Классификация спортсменов в волейболе сидя

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1 Цель исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

Глаза 3. Влияние предложенного комплекса средств адаптивной физической культуры на уровень развития координационных способностей у лиц с ампутацией нижних конечностей занимающихся волейболом сидя

9 стр., 4198 слов

Психологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

... характеристики успешного использования средств физической культуры в учебном процессе, обеспечивающие ... характеризуется тяжестью в голове и конечностях, общей слабостью, разбитостью, ... для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уровень физической и спортивно- ... нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот ... напряжением преимущественно мышц-сгибателей (сидят, наклонившись вперед), начинать ...

3.1 Комплекс средств направленных на развитие координационных способностей

3.2 предполагаемое влияние

Выводы

Список используемой литературы

Введение

Актуальность данной темы: Адаптивный спорт содействует интеграции инвалидов в общественную жизнь. Он позволяет расширить социальные контакты. В спорте человек с отклонениями в состоянии здоровья получает возможность самореализации и самосовершенствования. Кроме этих психологических элементов участие в спортивном движении способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций. И это, в свою очередь, существенный фактор физической и социальной реабилитации инвалида. Спортсмен с ампутацией нижних конечностей, на примере адаптивного спорта в волейболе сидя, с помощью подобранных специальных средств, форм и методов адаптивной физической культуры, направленных на всестороннее развитие тела, может максимально самореализовать свои способности, сопоставляя их со способностями других людей, удовлетворить свои потребности в жизни, бытовой и трудовой деятельности.

Цель физкультуры и спорта -развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т. е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для интеграции или реинтеграции инвалида в обществе. Роль физической культуры и спорта в жизни инвалида:

1) терапевтическое значение: занятия оздоровительной физкультурой и спортом -естественная форма лечебных упражнений, которую можно использовать в качестве дополнения к обычным методам физической реабилитации. Трудно переоценить их значение для восстановления сил инвалида, способности координировать свои действия, развития скорости и выносливости. Вступая в соревнование с самим собой, стремясь улучшить свою работоспособность, инвалид учится преодолевать усталость -основной симптом в ранних стадиях восстановления;

13 стр., 6232 слов

Физическая реабилитация при ампутации верхних конечностей

... операции. Наиболее часто термин употребляется в значении "ампутация конечности" -- усечение её на протяжении кости ... 2 Виды ампутаций Выбор уровня ампутации зависит прежде всего от локализации повреждения. Ампутация производится ... спорта. Глава 1. Общая характеристика ампутации верхних конечностей 1.1 Определение понятия ампутация. Показания и противопоказания к ампутации верхних конечностей Ампутация ...

2) психологическое значение спорта как отдыха: инвалид должен рассматривать каждую тренировку не только как победу, мышечную борьбу за восстановление силы, но и как источник радости. У спорта есть значительное преимущество перед формальными физическими упражнениями -это фактор отдыха. Спорт как образец игровой деятельности восполняет потребность выражать жизненную радость и удовлетворение, заложенные в каждом человеке;

3) физкультура и спорт -средство социальной реинтеграции инвалидов в общество, мощный стимул восстановления или установления контакта с окружающим миром. Таким образом, физкультура и спорт облегчают и ускоряют возвращение инвалидов в общество, способствуют признанию их как равноправных граждан. Существуют виды спорта и игры, в которых инвалиды могут принимать участие наравне со здоровыми людьми (например, сидя в креслах-колясках стрелять из лука, играть в кегли, настольный теннис и др.).

Объект исследования: адаптивный спорт для лиц с ампутационными конечностями

Предмет исследования: повышение двигательной активности (развитие координационных способностей)

Глава 1. Анатомо- функциональные особенности лиц с ампутациями нижних конечностей

1.1 Определение и классификация ампутации

Ампутация — усечение конечности, сегмента, части тела. Ампутации делят на:

1. Первичные — проводятся в ранние сроки по неотложной помощи.

Показания:

  • полное или почти полное травматическое отделение конечности;
  • раздробления кости и повреждения главных сосудов и нервов;
  • обширные повреждения костей и суставов;
  • обширные повреждения мягких тканей на протяжении более 2/3 окружности конечности;
  • отморожения и обширные ожоги.

2. Вторичные — выполняют в более поздние сроки, когда другие методы не дали результата.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

Показания :

  • обширные повреждения мягких тканей с переломами костей, осложненные анаэробной инфекцией;
  • гнойные осложнения переломов трубчатых костей при безуспешности консервативного лечения;
  • гнойное воспаление суставов при явлениях сепсиса;
  • омертвение конечности при облитерации главной артерии;
  • отморожения IV степени.

3. Реампутации — повторные ампутации, проводимые после неудовлетворительных результатов усечений конечности, показанием для которых является неустранимая патология культи. Это:

  • булавовидная культя (низкие ампутации, экзартикуляции);
  • патологическая коническая форма, когда кость выступает над уровнем мягких тканей;
  • остеомиелит конца культи;
  • свищи или разрастание кости на конце костного спила.

Допустимые размеры культи, которые можно протезировать: минимальная длина для плеча 7−8см., предплечья — 6−7см., бедра — 10−12см., голени — 6−7-см; максимальная длина выше локтевого сустава — 4 см, лучезапястного — 5 см, коленного — 12 см, голеностопного — 15−16см.

1.2 Особенности физического состояния спортсменов при ампутации нижних конечностей

При ампутации нижних конечностей значительно нарушается статика тела: центр тяжести смещается, что вызывает изменения в напряжении нервно-мышечного аппарата, необходимом для сохранения равновесия. Компенсаторно могут развиваться сколиотические искривления в грудном и шейном отделах позвоночника. Главную роль в физическом развитии играет тренер. От тренера требуется знание особенностей патологии тренируемого, методик тренировок и средств восстановления. Поскольку спортсмен с ампутацией нижних конечностей, занимающийся спортом, быстро утомляется, у него быстрее наступает дискоординация движений, мышечный дисбаланс, гипертонус мышц, а значит, травмы и заболевания. Тренировки имеют свои особенности: интенсивность и продолжительность занятий снижается, делаются более длительные паузы после выполнения того или иного вида физической деятельности. Более продолжительными должны быть интервалы между тренировками и выполняемыми упражнениями. Спортсмены с ампутацией нижних конечностей быстрее устают из-за нарушения координации движений и выполнения упражнений в неестественной для них статике. У них происходят значительные биохимические изменения в тканях, крови, гипертонус мышц, нарушается микроциркуляция мышечного кровотока, что в большей степени угнетает функцию движения, то есть их моторика страдает больше, чем у здоровых людей. Для нормализации тонуса мышц, метаболизма тканей, ликвидации гипоксии тканей и координации движений, для спортсменов с ампутацией нижних конечностей, необходим комплексный подход к системе реабилитации. В него входит физиотерапия, иглорефлексотерапия, УФО-облучение. Большое значение имеет питание, фитотерапия, различные виды массажа, упражнения на растяжение соединительно-тканных образований, кислородные коктейли, нормализация сна с помощью фармакологических препаратов растительного происхождения. Отсутствие физических нагрузок отрицательно сказывается на уровне тренированности, физической подготовленности и здоровье спортсмена -инвалида. При этом не только снижается работоспособность, но и утрачиваются специфические навыки, которые были приобретены ранее. На их восстановление уходит много времени, и порой не удается полностью возобновить функции, утраченные в результате травм или заболеваний. Прекращение тренировок ведет к рассогласованию координации условных и безусловных рефлексов, объединенных в функциональную систему. Прекращение (снижение) мышечной деятельности приводит к замедлению кровотока в мышцах, снижению их тонуса, окислительно-обменных процессов, что в свою очередь ухудшает процессы регенерации травмированных тканей. Для того, чтобы избежать проблемы связанные со здоровьем у спортсмена с ампутацией нижних конечностей, тренеру необходимо составить тренировочную программу, которая будет учитывает возраст и способности занимающихся, и предусматривать индивидуальные ежедневные упражнения. Для нормального функционирования организма в повседневной жизни инвалиды затрачивают больше энергии, чем здоровые люди. Поэтому важно, чтобы инвалид-спортсмен имел удовлетворительное состояние здоровья до того, как начнет интенсивные спортивные тренировки.

21 стр., 10083 слов

Тема 1. Коррекционная ритмика как научная и учебная дисциплина. Ритмическая организация деятельности человека

... и познавательной деятельности. Зрительно-моторная координация особенно важна на начальном этапе обучения чтению, когда движение пальцем ребенок ... Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные технологии ... , то при проведении беседы возможна большая свобода в постановке вопросов, их последовательности, формулировке ...

13 стр., 6400 слов

Управление человеком и управление группой

Динамика групп и лидерство в системе менеджмента Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности ...

Координационные способности

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость».Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности».Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.

Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей. Различие между координационными способностями и ловкостью в том, что координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости движений. Исходя из этого, ловкость следует рассматривать как способность человека искусно, успешно справиться с любой возникшей двигательной задачей, правильно, быстро, рационально и находчиво найти выход из любого положения и любой сложной и неожиданной ситуации. Уровень развития ловкости определяется степенью развития психомоторных способностей, участвующих в решении сложных координационных задач. Для решения этих задач человек должен быть готов и физически и психически. Хорошо развитое качество ловкости — одна из высших форм управления движениями. В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности"может служить термин «координация» (от лат. coordination — согласование, сочетание, приведение в порядок).

Что же касается самого определения «координация движений», то содержание этого понятия более многообразно, чем буквальный перевод с латинского. В настоящее время существует большое количество определений координации движений. Все они, в той или иной степени, подчеркивают какие-то отдельные аспекты этого сложного явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический).

18 стр., 8969 слов

Методика развития координационных способностей у боксеров 13−14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола)

... и возникающие неожиданно). Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на ... выполняются в условиях взаимодействия с игроками всей команды и командами соперников. Спортивные игры оказывают разностороннее влияние на ... лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: сидя, стоя, в приседе; варьирование конечных положений - бросок ...

Еще в 1946 году в книге «Физиология человека"крупнейший и авторитетнейший отечественный ученый в области биомеханики человека, физиологии активности и теории управления движениями Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т. е. превращение их в управляемые системы».Это определение и по сей день является одним из наиболее распространенных и общепризнанных. По мнению Н.А. Бернштейна, главной трудностью управления двигательного аппарата является преодоление избыточных степеней свободы. Как известно, по подсчету О. Фишера (1906), с учетом возможных перемещений между туловищем, головой и конечностями в человеческом теле находится не менее 107 степеней свободы (возможных основных направлений движений).

Например, только руки и ноги имеют по 30 степеней свободы. Поэтому основная задача, которую должен решить человек при координации движений, — исключение избыточных степеней свободы. К основным трудностям при управлении двигательным аппаратом обычно относят:

· Необходимость распределения внимания между движениями во многих суставах и звеньях тела и необходимость стройно согласовывать все их между собой.

· Преодоление большого количества степеней свободы, которые присущи человеческому телу.

· Упругая податливость мышц.[3]

В последнее время трудности построения целостного двигательного действия связывают также со сменой двигательных программ, когда начало одной накладывается на окончание другой. Двигательные программы формируются под влиянием накопленного опыта, следов прошлых действий и «потребного будущего» -прогнозируемого результата.

Программа двигательного действия — это механизм «объединения"прошлого, настоящего и будущего, механизм согласования движения с его смысловым содержанием. Одновременные и последовательные взаимодействия двигательных программ объединены переходными процессами. Между ними имеются переходные состояния, когда в центральных структурах управления движениями существуют не одна, а две или несколько альтернативных программ. Переходные механизмы являются ключевым механизмом становления биомеханической структуры движений. В физиологическом плане включение понятия «избыточные степени свободы"в определение координации достаточно, но в педагогическом — это явный пробел, поскольку научное понятие лишено важной для практики стороны координации — успешности решения задачи. Он предлагает выделять три вида координации при выполнении двигательных действий — нервную, мышечную и двигательную.

Нервная координация — согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.

Мышечная координация — это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.

Двигательная координация это согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею. При одной и той же задаче, но разных внешних условиях, разном состоянии человека сочетание движений обязательно изменится для успешного решения задачи. При этом координация движений — это не одно и то же, что нервная и мышечная координация, хотя она и зависит от них. Координация движений, прежде всего, содержит критерий (показатель) качества системы движений, ее целесообразность, соответствие задаче и условиям. Качество определяется не вне процесса координации, не до него, а в самом процессе, по ходу двигательного действия. Когда речь идет о двигательной координации, наряду с указанными выше видами координации следует различать и такие разновидности, как сенсорно-моторная и моторно-вегетативная, от которых зависит качество выполнения задачи. Первая связана с согласованием деятельности опорно-двигательного аппарата и собственно сенсорных систем (анализаторов) — зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной по восприятию, обработке (анализу и синтезу) и передаче афферентной информации при регуляции движений и позы тела. К ним, в частности, относятся зрительно-двигательные координации, вестибуломоторные и др. Двигательные акты человека, как и все другие виды деятельности, являются проявлением функций целостного организма. Любое мышечное движение в той или иной мере связано с деятельностью вегетативных систем, обеспечивающих мышечную деятельность (дыхательной, сердечнососудистой, гуморальной, выделительной и др.).

Поэтому на успешность решения двигательных задач при выполнении физических упражнений координация вегетативных функций оказывает не меньшее влияние, чем координация и чисто двигательных функций. Об этом свидетельствуют результаты многих исследований. Так оказалось, что в результате утомления, заболеваний, гипоксии, сильных эмоциональных воздействий при длительном отсутствии систематических тренировок наступает рассогласование, дискоординация между различными функциями организма, и в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью отдельных систем, обеспечивающих работу мышц. В конечном счете, все это отражается на качестве управления различными параметрами движений. Следовательно, координацию движений (двигательную координацию) можно рассматривать как результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой, т. е. как единое целое (системный уровень) либо как результат согласованного функционирования какой-то одной или нескольких систем организма (местный, локальный согласованный).

Координация движений как качественная характеристика двигательной деятельности может быть в одних случаях более, а в других менее совершенной. В связи с этим следует говорить о координированности человека как одной из характеристик его двигательно-координационных возможностей. Координированность — есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида. Мера индивидуальной выраженности координированности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии организации и регулирования движений. При оценке индивидуальной выраженности координированности человека, целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств), отражающих разнообразные координационные способности. На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей. Известно, что отдельные индивиды в дошкольном и школьном возрасте в координационных тестах имеют результаты, которые намного превышают средние данные детей соответствующего возраста или даже старше их. Это свидетельствует об исключительных способностях детей в координационной области. Таким образом, координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

К числу основных координационных способностей относятся:

· способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.);

· способность к ориентированию в пространстве;

· способность к равновесию;

· способность к перестраиванию движений;

· способность к соединению (комбинированию) движений;

· способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;

· способность к выполнению заданий в заданном ритме;

· способность к управлению временем двигательных реакций;

· способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

· способность к рациональному расслаблению мышц.

1.2 Особенности психического состояния спортсменов с ампутационными конечностями

Подготовка спортсмена с ампутацией нижних конечностей должна учитывать его психологический статус. Когда нарушается сфера психологической адаптации спортсмена, происходит возникновение дополнительных стрессорных факторов, снижающих моторную деятельность и вызывающих нарушение концентрации внимания, что снижает спортивные результаты и увеличивает риск получения травмы. Перед началом тренировки обязательно нужно проверить состояние спортсмена. Спортсмены, перенесшие ампутацию, относятся к занятиям спортом как к спортивной карьере. Они находят себя в роли спортсмена, стремятся к победе и самоутверждению в спорте. Этим самым показывают, что у них мотивы самоутверждения выражены сильнее, чем у здоровых спортсменов. В ходе спортивной карьеры, у лиц с ампутацией нижних конечностей в командном виде спорта понижается уровень личностной тревожности и одиночества, повышается самооценка, становятся общительными и раскрепощенными. Прогрессирует динамика личностных качеств, в том числе привлекательность, общительность, самостоятельность, независимость, растет сила воли. Благодаря спорту, могут переступить через страх и боль, ставя перед собой новые жизненные цели и находя новый смысл жизни в своей спортивной карьере. Для спортсменов перенесших ампутацию особое значение имеет общение, поэтому большое внимание должно уделяться психологическому климату, как в командных вида спорта, так и в индивидуальных. Обычно, командные виды спорта рекомендуют тем лицам, которые ощущают себя тревожными, одинокими, закрепощенными, не достаточно открытыми, а индивидуальные виды спорта -лицам, ощущающим неудовлетворенность собой, имеющим внутреннюю потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.

1.3 Становление и развитие волейбола сидя

В 1953 году в Нидерландах был образован первый спортивный клуб для инвалидов. Атлетика и Зитцбаль (Sitzbal), родившийся в Германии, были основными видами спорта. В 1956 году Датский Спортивный Комитет ввёл новую спортивную дисциплину, именуемую волейболом в положении сидя и ставшую комбинацией Sitzbalи волейбола. С тех пор волейбол в положении сидя развился в одну из крупнейших спортивных дисциплин, практикуемую в Нидерландах на соревнованиях как инвалидов, так и «здоровых"игроков волейболистов с травмой лодыжки или колена. Международные соревнования проходили уже с 1967 года, но лишь в 1978 году Международная Спортивная Организация Инвалидов (ISOD) включила волейбол сидя в свою программу. Первый Международный Турнир под эгидой ISODпрошёл в 1979 году в Харлеме (Нидерланды).

В 1980 году он был признан Паралимпийским видом спорта с участием семи команд. Развитие этого вида спорта на международном уровне можно назвать бурным. Во всём мире создавались реабилитационные клиники и ежегодно проводились Всемирные, Европейские и региональные чемпионаты. С 1993 года в чемпионатах по волейболу сидя стали участвовать мужчины и женщины.

Волейбол сидя в мире и Европе: Волейбол сидя является паралимпийским видом спорта и очень популярен во всём мире. Историческим центром ведущих команд, как мужчин так и женщин, является Европа. На континентальном первенстве обычно встречаются 12 мужских и 7 женских команд. Среди мужских команд сильнейшими в мире и Европе является команда Боснии и Герцоговины (олимпийский чемпион 2004 года, чемпион мира 2006 года), сборные Германии, Хорватии, России, Финляндии. Среди женских команд сборная Голландии (чемпион мира 2006 года), сборные Словении, Литвы. В мире у мужчин фаворитами являются сборные Ирана (4-х кратные олимпийские чемпионы), Египта, Китая. У женщин — сборные Китая (олимпийские чемпионки 2004 года), Японии, США. В национальных первенствах Ирана, Боснии, Германии участвуют до 60 — 70 команд, что безусловно способствует росту профессионализма национальных команд этих стран.

Волейбол сидя в России: В России волейбол сидя начал развиваться с конца 80 годов прошлого века. В основном развитие этого вида спорта происходило в Московском регионе, на Урале и в Сибире. Центром мужского волейбола сейчас является город Екатеринбург, Омск, Сургут, женского — город Москва, Новочеркасск, Санкт-Петербург. Чемпионат России проводится 1 раз в году, у мужчин как правило в Екатеринбурге или Омске, у женщин — в Москве или Подмосковье. У мужчин в Чемпионате России принимают участие около 12−14 команд, у женщин 5−8 команд.

1.4 Правила волейбола сидя

Волейбол сидя — это динамичная спортивная игра, в которой, как и в классическом волейболе играют команды, состоящие из 6 игроков основного состава и 6 запасных игроков. В основном правила игры соответствуют правилам классического волейбола. Но есть не большие различия: размеры площадки в волейболе сидя 10 на 6 метров, разделённые сеткой (площадь корда одной из команд 5 на 6 метров).

Размеры сетки 7 метров на 80 см. Высота сетки у мужчин 115 см. от пола, у женщин 105 см. от пола. Основная площадь сетки определяется антеннами и ограничительными лентами. Длина аутов 6 метров со стороны лицевой линии и по 3 метра со сороны боковых линий. Задняя линия атаки находится в 2-х метрах от центральной линии. В правилах игры существуют 2 основных отличия от классического волейбола: 1. игроки передней линии принимающей стороны, имеют право блокировать подачу, 2. в момент касания мяча (особенно на передней линии) игрок не имеет право отрывать точку опоры, т. е. ягодицы от пола. В остальном: счёт, замены, переходы, перерывы, игрок «либеро"и т.д., всё соответствует правилам классического волейбола.

1.5 Классификация спортсменов в волейболе сидя

Спортивная классификация инвалидов с ампутацией конечностей (ISOD)

Класс А-1

— двусторонняя ампутация бедра

Класс А-2

— односторонняя ампутация бедра

— односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы по Пирогову

— односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне

— односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией голени на различном уровне

Класс А-3

— двусторонняя ампутация голени

— односторонняя ампутация голени в сочетании с ампутацией стопы по Пирогову с другой стороны

— двусторонняя ампутация по Пирогову

Класс А-4

— односторонняя ампутация голени

— односторонняя ампутация голени в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне с другой стороны

— односторонняя ампутация стопы по Пирогову, в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне с другой стороны

Класс А-5

— двусторонняя ампутация плеча

Класс А-6

— односторонняя ампутация плеча

— односторонняя ампутация плеча в сочетании с ампутацией стопы по Пирогову

— односторонняя ампутация плеча в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне

Класс А-7

— двусторонняя ампутация предплечья

— односторонняя ампутация предплечья в сочетании с ампутацией плеча с другой стороны

Класс А-8

— односторонняя ампутация предплечья

— односторонняя ампутация предплечья в сочетании ампутации стопы по Пирогову

— односторонняя ампутация предплечья в сочетании ампутации стопы на различном уровне

Класс А-9

— смешанная ампутация верхних и нижних конечностей

В составе команды не должно быть более 2х спортсменов со следующими заболеваниями:

  • Дисплазия коленного или тазобедренного сустава
  • Эндопротезис колена или бедра
  • Нарушение кровообращения нижних конечностей
  • Неустойчивость колена на 1,5 см (вперёд/назад)
  • Вывих плече-лопаточного сустава
  • Явное ограничение вращательного движения нижних конечностей

Наличие данных заболеваний подтверждается медицинским заключением, представляемым руководителем команды в медицинскую комиссию. На площадке может находится одновременно один спортсмен с указанным выше заболеванием и один здоровый спортсмен, в команду могут быть заявлены два здоровых спортсмена. Игрокам на площадке запрещается использовать подкладок (нашивок) и протезов.

  • Гипотеза исследования

Предполагается, что использование разработанного комплекса срадств АФК для лиц с ампутацией нижних конечностей занимающихся волейболом сидя, будет способствовать значительному повышению уровня развития координационных способностей.

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1 Цель исследования

Цель исследования — теоретически обосновать эффективность предложенных средств адаптивной физической культуры для развития координационных способность

Задачи исследования:

  • Изучить специально-методическую литературу
  • Разработать комплекс средств адаптивной физической культуры для развития координационных способностей для лиц с ампутацией нижних конечностей
  • Определить предполагаемое влияние разработанных средств адаптивной физической культуры на развитие координационных способностей

2.2 Методы исследования

1. Анализ научно-методической литературы.

Теоретический анализ научной и научно — методической литературы использован в работе для выявления состояния вопроса по данной проблеме, формулирования гипотезы, цели, задач и адекватных методов исследования (всего использовано 20 источника).

2. Тестирование

Тест № 1. на точность:

И.п. — Сидя на полу метание теннисного мяча с расстояния 10 метров

Критерии оценок:

от 13- до 15 попаданий — отлично

от 10 до 12 попаданий — хорошо

от 7 до 9 попаданий — удовлетворительно

Тест № 2 На быстроту реакции:

На площадке находятся 6 спортсменов, они сидят спиной к сетке, по свистку подаётся мячик игроки поворачиваются и должны отбить мячик

Критерии оценок:

8−10 отбиваний на команду: отлично

5−7 отбиваний на команду: хорошо

2−4 отбивания на команду: удовлетворительно

Тест № 3 На координацию:

Передвижение по лицевой линии 6 метров на время

Игроки выстраиваются в колонну и по очереди проходят дистанцию.

По мере индивидуальных способностей.

Критерии оценок:

2.3 Организация исследования

Исследование предполагалось проводить под руководством …

  • Этап (подготовительный).

    Анализ научно-методической литературы.

  • Этап (основной).

    Подбор средств на развитие координационных способностей.

  • Этап (заключительный).

    Подведение итогов эксперимента, формулировка выводов по поставленным задачам.

Глава 3. Влияние комплекса средств адаптивной физической культуры на уровень развития координационных способностей у лиц с ампутацией нижних конечностей занимающихся волейболом сидя.

3.1 Комплекс средств направленных на развитие координационных способностей

Комплекс ФУ, направленный на точность:

1)Метание мячей различной тяжести с изменением дистанции между мишенью и спортсменом. С начало близко, после 3 попаданий перемещения назад и т. д.

2)Броски мячей вверх ловить с начало двумя руками, после 5 пойманных мячей ловить левой или правой рукой

3)Подача волейбольного мяча в определенную зону

Комплекс ФУ, направленный быстроту реакции:

1)Подача мяча с одной половины поля, спортсмен, находящийся на другой половине поля должен отбить его.

Комплекс ФУ, направленный координацию движений

1) Закрытыми глазами пройти дистанцию начиная с маленькой заканчивая большой по линии. То же самое с открытыми, но уже на время.

2)эстафета прохождение дистанции длиной 6 метров

3.2 Предполагаемое влияние

Применение данных физических упражнений позволяет улучшить координацию движения, точность и быстроту реакции, что в дальнейшем будет способствовать хорошей игры в волейбол сидя.

Так же упражнения для развития точности действий связаны с работой зрительного анализатора — важнейшего из внешних анализаторов.

При выполнении упражнения на координации улучшается согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффекта, конкретной цели

А упражнения на развитие быстроты реакции помогает вырабатывать установку на максимально быстрое и точное реагирование (мгновенно реагировать на предлагаемые различные раздражения — сигналы и т. д.)

Выводы

1. В ходе анализа научно-методической литературы был выявлено, что лица с ампутацией конечностей занимающиеся спортом значительно улучшают свое психическое и физическое состояние.

2. разработан комплекс средств для развития координационных способностей у лиц с ампутацией нижних конечностей, включающий в себя: физические упражнения улучшающие точность, быстроту реакции и координацию движения

3. Комплекс физических упражнений, рассматриваемый в данной работе направлен на развитие точности, быстроты реакции и координации движения.

Список используемой литературы