Коррекция психологического климата в подростковой группе

Курсовая работа

КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ

Введение

В современной психологии проблема психологического климата в подростковой группе является актуальной, т.к. именно эффективное взаимодействие и благоприятный психологический климат способствуют получению высоких результатов в обучении, созданию крепкого коллектива, в котором каждый может и не боится проявить себя.

В период 10 — 11 лет у учащихся начинает происходить бурный физический рост и значительные изменения в строении организма. Физическое развитие определяет не только внешние и внутренние изменения в организме подростков, но и потенциальные способности их к интеллектуальной, умственной деятельности. Вместе с тем в период раннего подросткового возраста определяющим фактором поведения ребенка и отношения к поведению и отношению к нему других являются внешние данные, характер сопоставления себя со взрослыми. Отличие «паспортного» возраста и физического способствует тому, что у детей возникает неадекватная оценка самих себя, своих возможностей.

Для подростков стремление быть, как взрослый переходит в потребность быть взрослым, быть самостоятельным. Появляется стремление осознавать себя как личность, иметь собственную оценку, отличную от мнения взрослых. Подросток стремиться быть в обществе, в среде сверстников и иметь там определенный авторитет, занимать определенное положение.

В подростковом возрасте дети большей частью замкнуты на себя, на сверстников, поэтому все привносимые в их среду нормы не носят устойчивого характера и часто отторгаются подростками.

Д.И. Фельдштейн рассматривая генезис развития подростка отмечал, что в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной сфере, так как именно она определяет многие моменты поведения и общения подростков.

Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений детей подросткового возраста, является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.

В группе осуществляется взаимная коррекция поведения в соответствии с усвоенными социальными нормами. Если подросток следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают «жалобы», продиктованные желанием подтвердить норму.

Дифференциация в группах подростков подвержена определенным закономерностям. Одной из них можно назвать связь статуса ученика в группе с его успеваемостью. В то же время не столько сама по себе успеваемость определяет статус ученика в классе, сколько те личностные качества, которые характеризуют его отношение к учебе: трудолюбие, добросовестность и т.д. Популярными в учебном коллективе, как правило, являются ученики с широким кругом интересов и серьезными духовными запросами. Эту группу школьников отличает серьезное отношение к учебной деятельности. Учащиеся, занимающие неблагоприятное положение в структуре межличностных отношений, относятся либо к слабо успевающим, либо к неуспевающим и имеют низкий статус.

30 стр., 14777 слов

Формирование благоприятного климата в группе подростков

... климата в группе подростков. Предмет исследования - условия успешного формирования благоприятного психологического климата в группе подростков. Гипотезой ... образом на воспроизведение индивидом определённых внешних черт поведения, манер, действий, поступков» (Аникеева Н.П. Психологический ... личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и ...

Противоречие между существующими трудностями при взаимодействии в коллективе, с одной стороны, и отсутствием целенаправленной работы по психологическому сопровождению процесса становления психологического климата в подростковой группе, обусловили выбор темы данного исследования.

Целью курсовой работы является разработка коррекционной программы по проблеме психологического климата в подростковой группе.

Объектом изучения является психологический климат в подростковой группе.

Предметом изучения являются средства, способы, методы коррекции психологического климата в подростковой группе.

Гипотезой является предположение о том, что программа комплексной коррекции психологического климата в подростковой группе должна быть направлена на развитие навыков общения, преодоление агрессии, выработке конструктивных способов решения конфликтов.

Задачи курсовой работы:

теоретический анализ по проблеме психологического климата в подростковой группе;

отобрать и провести диагностические методики для изучения психологического климата;

исследовать особенности психологического климата в подростковой группе;

разработать содержание коррекционной программы по коррекции психологического климата в подростковой группе.

Исследование включало три этапа, на каждом из которых в зависимости от поставленных задач применялись различные методы исследования.

Первый этап: сентябрь-декабрь 2007 г. — определение теоретической и методологической основы исследования, проблемы, объекта, предмета, гипотезы и задач с целью определения методики экспериментальной работы; теоретический анализ по проблеме исследования.

Второй этап: декабрь2007-февраль 2008 г. — организация и проведение констатирующего исследования с целью диагностики психологических причин трудностей и проблем в обучении чтению и письму в начальной школе.

Третий этап: март-апрель 2008 г. систематизация полученных данных, анализ и интерпретация результатов, разработка коррекционной программы, написание заключительной части курсовой работы.

Методики исследования:

«Оценка психологической атмосферы в коллективе»

«Диагностика ведущей стратегии защиты в общении с партнерами»

25 стр., 12035 слов

Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор, влияющий ...

... Это составляет проблему настоящего исследования. Тема квалификационной работы: «Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор, влияющий на психологический климат в группе дошкольного образовательного учреждения». Объект исследования - психологический климат в группе дошкольного образовательного учреждения. Предмет ...

Методика диагностики стиля поведения в общении К. Томаса

«Самооценка психологической адаптивности»

Исследования психологического климата проводились на базе общеобразовательной школы 1-3 ступени №30. В исследовании приняли участие 15 подростков 11-х классах, 10 мальчиков и 5 девочек.

1. Теоретический анализ проблемы психологического климата в подростковой группе

1.1 Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста

психологический коррекция климат подростковый

Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 15-16 лет).

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального возраста [12, с. 165].

По современным данным он охватывает почти десятилетие — от 11 до 20 лет. Но еще в 30х годах нашего века Л.Л. Блонский писал, что российским детям еще предстоит завоевать подростковый период. Он был убежден, что это позднее, «почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества».

Л С. Выготский также подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Как и Л.П. Блонский, он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Согласно взглядам Л.С. Выготского, подростковый возраст — это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях «имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости».

Обобщая эти работы Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка Он писал «Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развития интеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревня, мальчик и девочка, дети различных социальных и классовых слоев».

Б. Заззо показала, что начало отрочества почти все они относят к 14 годам, связывая его с половым созреванием. Однако представления о сроках его окончания расходятся. Рабочие и низко квалифицированные служащие считают, что их отрочество закончилось в 19 лет, инженерно-технические работники отодвигают этот срок до 20 лет, предприниматели и лица свободных профессий — до 21 года. Таким образом, субъективная средняя продолжительность отрочества колеблется в зависимости от социального положения и длительности образования в целом от 4 до 7 лет.

В России за короткий исторический период произошли глубокие изменения в разных сферах жизни, которые оказали влияние на развивающуюся личность В результате на глазах одного поколения проявлялись существенные изменения общей направленности личности подростка. Это было хорошо показано в работе Н Н. Толстых, которая изучала отношение подростков к будущему, Сопоставляя свои данные, полученные в результате обследований школьников с третьего по восьмой классы, с результатами исследований Л И. Божович и Н. И Крылова, также посвященные изучению отношения к будущему у детей различных возрастов,

2 стр., 915 слов

ВОПРОС ╣ 25 Общение со сверстниками ведущий вид деятельности ...

... вопросы эмоционально-личностного характера. Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, хочет ... в компанию, в совместном участии в каких-либо делах. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, ...

Н.Н. Толстых обнаружила интересный факт, касающийся грани подросткового возраста. В исследованиях Л. И Божович, которые проводились в середине 50-х годов, переломный момент в представлении о будущем наблюдался у учащихся восьмого и девятого классов те в 15 лет. Десятилетие спустя исследования Н.И. Крылова показали, что профессиональная направленность школьников, выбор будущей профессии становится актуальным для юношей и девушек только 16-17 лет. В начале 80-х Н.Н. Толстых отмечает время яркого перелома в отношении к будущему на рубеже шестого и восьмого классов, что примерно соответствует возрасту 13 лет. Такое расхождение результатов можно объяснить изменением в социальной ситуации развития поколений Это еще раз подтверждает историческую и социальную обусловленность развития личности и отсутствие стабильных границ подросткового возраста.

Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника.

В период 10 — 11 лет у учащихся начинает происходить бурный физический рост и значительные изменения в строении организма. Физическое развитие определяет не только внешние и внутренние изменения в организме подростков, но и потенциальные способности их к интеллектуальной, умственной деятельности.

Вместе с тем в период раннего подросткового возраста определяющим фактором поведения ребенка и отношения к поведению и отношению к нему других являются внешние данные, характер сопоставления себя со взрослыми. Отличие «паспортного» возраста и физического способствует тому, что у детей возникает неадекватная оценка самих себя, своих возможностей.

Для подростков стремление быть как взрослый переходит в потребность быть взрослым, быть самостоятельным. Появляется стремление осознавать себя как личность, иметь собственную оценку, отличную от мнения взрослых. Подросток стремиться быть в обществе, в среде сверстников и иметь там определенный авторитет, занимать определенное положение. В этом возрасте становиться наиболее выраженным конфликт между предметной и мотивационно — потребностной сферой деятельности ребенка. Это противоречие возникает на основе «надвигающейся тесноты» учебной деятельности [5, с. 67]. Ребенок по некоторым причинам переходит к тем видам деятельности, которые требуют меньшей дисциплины и где мнение сверстников является определяющим.

Уже сформировавшаяся способность детей к обобщению дает возможность подростку делать обобщения в достаточно сложной области — деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений. Поэтому ведущей деятельностью подростка является интимно — личностное общение в различных сферах деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться. Именно поэтому подростки активизируют интимно — личностное и стихийно — групповое общение как в школе, так и вне её.

8 стр., 3666 слов

Формирование и развитие морали

... подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками. Обычно процесс общего интеллектуального развития ... Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. ...

Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание. Это приводит к тому, что начинает меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей. Формирование мотивационно — потребностной сферы требует от подростка расширения всех форм общения. Такое общение уже не может проходить только в рамках учебной деятельности, т.к. особенности и характер развития детей в этом возрасте определяется сознанием того, что его собственные возможности значительно возросли.

В подростковом возрасте дети большей частью замкнуты на себя, на сверстников, поэтому все привносимые в их среду нормы не носят устойчивого характера и часто отторгаются подростками.

Д.И. Фельдштейн рассматривая генезис развития подростка, отмечал, что в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной сфере, так как именно она определяет многие моменты поведения и общения подростков. Хотя большинство организуемых подростками групп носит моногамный характер, вместе с тем в среде сверстников возникают такие качества и формы общения, которые начинают определять первые попытки юношеской дружбы и любви.

В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений [3, с. 240].

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию [4, с. 115].

Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль над ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же, в целом совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

В неформальных подростковых объединениях формируется (или заимствуется из старших по возрасту группировок) своеобразный сленг (англ. slang) или арго (фр. arg’o) — слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы» тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5-7 сленговых слов.

Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге.

Конечно же, многое в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам вообще. Есть категория подростков, которая весьма чутко относится к родному слову и стремится к очищению и развитию собственной речи. Им претит пошлость, подчиняющая себе общение со сверстниками через сленг и невербальные агрессивные формы коммуникации. Чувствительность к пошлости одних подростков и нечувствительность других ставят их в отношения конфронтации или безмолвного отчуждения друг от друга. Начинается и в этой сфере разделение на «своих» и «чужих» [20, с. 201].

Диапазон подростковых ориентаций в общении велик и многообразен, как сама окружающая среда. Однако на эти ориентации оказывает сильное воздействие потребность в сверстнике, в чувстве «Мы», страх перед возможным одиночеством. Самое трудное в отрочестве — чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым.

Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально — психологические характеристики.

Фаза индивидуализации, относительно преобладающая в подростковом возрасте над собственно адаптационными процессами, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе — активным формированием образа «Я». По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личностных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение.

Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств «хорошего товарища» повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально — волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора [8, с. 41].

Выявлено, что «предпочитаемые» и «отверженные» подростки в классе отличаются разными системами ориентаций. «Предпочитаемые» в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер. Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов [4, с. 106].

Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по уровню социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые подходы к анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстраненно. Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять процессы группового развития. Индивидуализация рождает напряженную потребность, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого [8. с. 55].

Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В классах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других.

Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т.п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами. Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.

3 стр., 1202 слов

Организация творческой деятельности в школьном коллективе

... Глава1. Творческая деятельность. Теоретическая основа. 1.1. Понятие творческой деятельности. Коллективная творческая деятельность. Признаки творческой деятельности. Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива - ... адекватность действий. Эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение ...

1 стр., 462 слов

Неформальные группы и лидеры коллектива.

... знать о наличии в коллективе неформальных групп и лидеров и учитывать это при формировании формальных групп и кадровых назначениях. Неформальные отношения членов коллектива неизбежны, так как их деятельность и интересы не ...

5 стр., 2018 слов

Отношение подростков к несовершеннолетним преступникам

... их отношение к данной категории. Цель выявить отношение подростков к несовершеннолетним преступникам. Задачи исследования: 1.выявить наиболее важные проблемы, которые влияют на совершение подростками преступлений. 2.выявить наиболее опасные группы риска, ...

Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений детей подросткового возраста, является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.

В подростковых группах могут быть выделены функционально — ролевые, эмоционально — оценочные и личностно — смысловые отношения между сверстниками. Функционально — ролевые отношения выступают при изучении «делового» общения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: «в какой конкретной деятельности разворачиваются эти отношения?» и «что они отражают?». Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, продуктивной) и разворачиваются в ходе усвоения норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого. Взрослый санкционирует те или иные образцы поведения: дежурный должен быть аккуратным и исполнительным; во время самостоятельной работы на уроке нельзя смотреть в тетрадь соседа и т.д. Функционально — ролевые отношения, проявляющиеся в деятельности, в значительной степени самостоятельны и свободны от непосредственного контроля со стороны взрослого.

Функционально — ролевое поведение в группе проявляется и в действиях, соответствующих статусу ребенка или его конкретным обязанностям: дежурного, командира бригады, старосты класса и т.д. Такое поведение обнаруживается и в неформальных группах детей и подростков [14, с. 95].

Рассмотрение эмоционально — оценочных отношений позволяет ответить на вопросы: соответствует ли поведение детей в группе социальным нормам? Какие эмоции оно вызывает? что нравится или не нравится им в сверстниках? Основная функция эмоционально — оценочных отношений в детской и подростковой группе — осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения — симпатии, антипатии, дружеские привязанности и т.д. Они возникают в онтогенезе довольно рано, и формирование этого типа отношений либо обусловлено чисто внешними моментами восприятия (например, ребенку нравятся кудрявые девочки), либо опосредствовано оценкой взрослого, либо прошлым опытом общения с этим ребенком — негативным или позитивным.

Эмоционально — оценочные отношения являются регуляторами в ситуациях возможных конфликтов при распределении ролей в деятельности. Каждый подросток, претендуя на значимую роль, сталкивается с подобными стремлениями других детей. В этой ситуации могут стихийно возникнуть первые проявления требования справедливости во взаимоотношениях — ориентация на норму очередности при распределении престижных ролей, наград и отличий, которая, как предполагают подростки, должна строго соблюдаться в группе. Однако иногда притязания подростка так и остаются нереализованными и ему приходиться довольствоваться незначимой ролью, не получать ожидаемое. В группе осуществляется взаимная коррекция поведения в соответствии с усвоенными социальными нормами. Если подросток следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают «жалобы», продиктованные желанием подтвердить норму.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...

Анализ мотивационного плана совместной деятельности в подростковой группе открывает путь к изучению личностно — смысловых отношений, которые выделяются при ответе на вопрос: ради чего, во имя кого осуществляется совместная деятельность? Личностно — смысловые отношения — это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют. Личностно — смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окружающими берет на себя реально роль взрослого и действует согласно ей. Это может обнаружиться в критических ситуациях, когда, к примеру, подросток заботиться о младшем братишке во время тяжелой болезни матери. Таким образом, когда в силу изменения социальной позиции подросток принимает на себя ответственность за благополучие других людей, тогда четко проступают его личностно — смысловые отношения с ними [5, с. 28].

Экспериментальное исследование функционально — ролевых отношений представлено многими традиционными приемами: опросниками, беседой, наблюдением, интервью и др. Эмоционально — оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии подростков, отражая систему их предпочтений.

Относительно полную картину этих отношений дает социометрический опрос в различных его модификациях. Личностно — смысловые отношения представляют собой складывающиеся в совместной деятельности необходимые связи, которые в ней реализуются. При этом мотивом действия каждого участника таких отношений становится другой человек, тот, ради которого в конечном счете осуществляется совместная деятельность. Возникая в реальном взаимодействии детей, эти связи обладают определенной независимостью от непосредственных предпочтений ребенка. Более того, они оказывают существенное влияние на эмоционально — оценочные отношения, порой меняя их знак на противоположный.

Дифференциация в группах подростков подвержена определенным закономерностям. Одной из них можно назвать связь статуса ученика в группе с его успеваемостью. В то же время не столько сама по себе успеваемость определяет статус ученика в классе, сколько те личностные качества, которые характеризуют его отношение к учебе: трудолюбие, добросовестность и т.д. Популярными в учебном коллективе, как правило, являются ученики с широким кругом интересов и серьезными духовными запросами. Эту группу школьников отличает серьезное отношение к учебной деятельности. Учащиеся, занимающие неблагоприятное положение в структуре межличностных отношений, относятся либо к слабо успевающим, либо к неуспевающим и имеют низкий статус [23, с. 87].

Взаимосвязь статуса и успеваемости учащихся имеет свое психологическое основание. Успеваемость для школьников выступает показателем уровня интеллектуальных и волевых свойств личности. Хорошие отметки выступают как социальная оценка компетентности учеников в различных областях знаний, их ответственности, целеустремленности, общительности, а именно это высоко ценится в группах школьников.

Также, экспериментально выявлено, что чем ниже успеваемость того, кто оценивает отличников, тем эти оценки выше, а отношение — доброжелательнее. Соответственно, чем значительнее собственные достижения в учебной деятельности, тем ниже оценка, которую эта группа учащихся дает отличникам. У учащихся средних и старших классов школы выявлена тенденция расхождения статусов в различных сферах взаимодействия. Чем выше у подростка положение в системе межличностных отношений в неформальной компании, тем оно ниже в коллективе класса, разумеется, при условии различного уровня развития этих групп. Подростки, стремясь повысить в школе свой статус, но не обладая для этого достаточными социально приемлемыми средствами, сплошь и рядом реализует свои цели неадекватными способами, привнося в общение с одноклассниками нормы и «ценности» компании — зачастую имеющей характер асоциальной ассоциации, — которые, как они надеются, обеспечат им признание среди соучеников.

Потребность в приобретении и поддержке статуса — одна из важных социальных потребностей. Невозможность занять определенное положение в структуре групповых отношений или угроза утраты имеющегося статуса может вызывать состояние «аффекта неадекватности». Это явление возникает у подростков в том случае, когда высокие притязания в какой-то сфере деятельности не могут быть подкреплены реальными достижениями. При этом негативные эмоциональные реакции зачастую обращены на тех, кто указывает ученику на его промахи, — «виноватыми» оказываются все, но не он сам. Аффект неадекватности в подобных ситуациях наблюдается у школьников всех возрастных групп, как у успевающих, так и у слабых учеников. Переживаемое ими чувство неудовлетворенности проявляется в агрессии, в отказе выполнять требования учителя, в демонстративном нарушении дисциплины.

На протяжении всей жизни индивид оказывается включенным в различные социальные группы, в которых происходит его половая социализация. Важным инструментом половой социализации является группа сверстников, которая позже всех «подключается» к этому процессу, но значение которой трудно переоценить. В этих группах совместная деятельность и общение «на равных» способствуют объединению детей. Одновременно происходит противопоставление своей половой принадлежности противоположному полу. Эта оппозиция возникает, утверждается и отстаивается в совместной деятельности, структура которой изменяется с возрастом. Такое резкое разделение детей в процессе совместной деятельности и общения на однополые объединения получило названия «половой сегрегации».

Сообщества детей и подростков, основанные на «половой сегрегации», возникают на определенном этапе развития общества, являясь реальными половозрастными объединениями, регламентированными социальной структурой общества. Стихийная «сегрегация» затрагивает преимущественно неофициальную структуру детской группы, отражая избирательный характер детских симпатий и антипатий, дружбы и привязанностей. Своеобразным пиком половой сегрегации является средний школьный возраст, когда подросток заново осмысливает и оценивает собственную половую идентичность в группе сверстников своего пола. Значимость такой группы для подростка постепенно снижается к юношескому возрасту, уступая место разнополой компании [5, с. 28].

1.2 Понятие психологического климата. Психологический климат в подростковой группе

В подростковом возрасте дети включаются в различные виды общественно полезной деятельности, что значительно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества [23, с. 103]. Однако для благоприятного формирования этих качеств необходимо создание в коллективе соответствующего психологического климата как важного звена в межличностном взаимодействии людей и их социализации в обществе.

КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (греч. klimat (klimatos) — наклон) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. КЛИМАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (социально-психологический) (СПК) — общее состояние системы человеческих отношений, сложившихся в группе, включая отношение людей друг к другу и тому, что происходит в этой группе. Климат психологический — это также относительно стабильный, преобладающий в группе эмоциональный настрой.

Природа СПК: стремление людей быть принятыми и найти свое позитивное отражение в других людях, расширить и защитить свое личное пространство от влияния, симпатии и антипатии как скрытые потребности в обладании субъективно ценными характеристиками (свойствами и качествами), эмоциональное и когнитивное заражение, целесообразность конструктивного сосуществования. В процессе формирования СПК влияние макросреды является более значимо. В этом случае СПК задается из вне и носит формализованный характер, степень его благоприятности носит чисто условный характер. Степень влияния локальной макросреды в большей степени определяется традициями, символикой, внутренней культурой, которая формируется сначала в неформальных отношениях подростков, а потом приобретает официальную значимость.

С понятием СПК связаны такие характеристики группы как:

интегративность — мера единства, слитности, общность членов группы друг с другом;

референтность — степень принятия членами группы групповых эталонов организации своего поведения в соответствии с правилами группы и ее ожиданиями; чем выше референтность каждого субъекта, тем выше его значимость;

лидерство — это степень ведущего влияния отдельных членов группы на коллектив;

интрагрупповая активность — это мера активизации группой отдельных ее субъектов, что соответствует активности самой группы, вовлеченности субъекта в дела группы;

интергрупповая активность — это степень готовности членов группы к взаимодействию с другими группами и влияние на них; и имеет опосредованное влияние на микроклимат;

направленность группы — отношение группы к общественным нормам и ценностям, бывает просоциальная и асоциальная;

организованность — это реальная способность группы к самоуправлению; единство действий членов группы;

эмоциональная и волевая коммуникативность:

эмоциональная — преобладающий эмоциональный настрой (им и измеряют микроклимат);

волевая — готовность и способность противостоять трудностям и конструктивно вести себя в конкретной ситуации.

СПК рассматривали с нескольких позиций. Например, Шибутани Т. рассматривает СПК с позиции свободного выражения мнения, демократии управления, удовлетворенностью принадлежности и высокой степенью эмоциональной включенности и взаимопомощи. А Шивандрин Н.И. рассматривал СПК с позиции степеней свобод личности в группе, взаимного фасилитативного воздействия и эмоционального комфорта.

Несмотря на разницу подходов в определении СПК, все ученые определяют два элемента, которые в равной степени характеризуют его: 1) отношение людей к совместной деятельности (к цели, к процессу, к ролевым функциям и требованиям), 2) отношение друг к другу.

В отечественной психологии СПК изучался как полифункциональный показатель, который имеет следующие характеристики: степень психологической включенности человека в деятельность; мера психологической эффективности этой деятельности; уровень сдвига, который происходит в структуре психического потенциала коллектива; стратегии и эффективность продления внутригрупповых барьеров. В зарубежной психологии СПК — это социальный климат, связанный с доминирующими в организации ценностями и установками.

Критерии оценки СПК: самовыражение, эмоциональная напряженность (чем она ниже, тем благоприятнее микроклимат), выбор (позиции, стратегии, роли, места в группе и т.д.), признание (чем более признан человек, тем выше микроклимат в группе), обновление (возможность новых отношений, обновление содержания деятельности, референтной группы, лидера и т.д.), неопределенность (чем выше неопределенность, тем ниже микроклимат).

Рисунок 1.1. Структура проявлений социально-психологического климата

Благоприятный психологический климат в подростковой группе характеризуют следующие признаки: взаимодоверие и открытость, требовательность членов группы друг к другу и сознательная внутригрупповая дисциплина, свободное выражение мнения при обсуждении общих коллективных проблем, отсутствие давления лидера на членов группы, его фасилитативное влияние, удовлетворенность принадлежностью к группе, достаточная информированность членов группы о ее задачах и текущем состоянии дел, высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи при возникновении состоянии фрустрации у кого-либо из членов группы, принятие на себя ответственности за состояние дел каждым членом группы.

Таким образом, важным этапом возрастного развития ребенка является переход к межличностному общению, которое ставится в центр интересов ребенка. Этим важным моментом и характеризуется переход на следующую ступень развития — подростковый возраст. Подросток стремиться быть в обществе, в среде сверстников и иметь там определенный авторитет, занимать определенное положение, на положение ребенка влияет не только роль и положение, но и психологический климат в группе.

2. Экспериментальное исследование психологического климата в подростковой группе

2.1 Общие принципы и методика организации экспериментального исследования

Исследование по изучению психологического климата в подростковой группе было проведено на учениках 10 класса общеобразовательной школы I-III ступеней №30 г. Балаклавы. Выборка испытуемых составляет 15 человек в возрасте 15-16 лет.

К методам диагностики можно отнести наблюдение, беседу. С помощью наблюдения за классом можно выявить взаимоотношения в классе, неформального лидера, отношение учащихся к лидеру. С помощью индивидуальной беседы можно выявить отношение каждого из членов группы друг к другу, узнать об особенностях их взаимодействия, а также об удовлетворенности (неудовлетворенности) психологическим климатом в группе. Самый распространенный метод исследования психологического климата и межличностных взаимоотношений в группе — социометрический эксперимент (метод социометрии).

Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено).

Социометрия — это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой активности и т.д. Социометрический метод, как замечает К.К. Платонов, предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?»; «…готовиться вместе к контрольной работе?» и т.д.

Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебой, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т.д. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для испытуемого сторон его жизни. Слабые критерии — это круг вопросов, связанных с сиюминутными, ситуативными факторами.

В работах современных психологов названы следующие сильные критерии: 1) ролевой («Представь себе, что ты капитан команды КВН и с позиции данной роли оцени или выбери себе партнеров»); 2) перцептивный («если группе будет предложено выбрать капитана КВН, как ты думаешь, кто назовет твое имя?»); 3) функциональный («Ваш класс будет участвовать в соревновании клуба веселых и находчивых. Кто из одноклассников, по твоему мнению, может быть капитаном команды КВН?»); 4) выбор «действием» («Положи эти открытки тем ребятам из своего класса, которых ты бы хотел обязательно поздравить с Новым годом»).

В практике социометрического эксперимента используется, как правило, 5-7 критериев (Н.Г. Валентинова, И.П. Волков, Е.С. Кузьмин), реже 2-3 (Е. Дженнингс, Д. Морено, Л. Фестингер).

Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными («Назови тех одноклассников, которых ты пригласил бы к себе на день рождения») и фиксированными («Назови тех пять одноклассников, которых ты бы пригласил к себе на день рождения»).

В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет при анализе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 человек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов.

Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого определения критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Результатом этого является карточка опроса. Её содержание составляет обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень вопросов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.

Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с членами группы, объяснить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометрической разминкой.

Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавитному списку.

Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Индекс групповой «сплоченности», согласно социометрическим данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству.

Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более наглядно чем матрица выбора показывает суть структуры общения данной группы.

Для диагностики психологического климата в подростковой группе были использованы следующие методики: 1. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе; 2. Методика диагностики ведущей стратегии защиты в общении с партнерами; 3. Методика диагностики стиля поведения в общении К. Томаса; 4. Методика «Самооценка психологической адаптивности»

1. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (бланк методики Приложение А).

В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками.

Цель: оценки психологической атмосферы в коллективе с помощью метода семантического дифференциала.

Инструкция к тесту: «В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак «х», тем более выражен этот признак в вашем коллективе».

Обработка и анализ результатов теста: ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «х», тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Уровень удовлетворенности атмосферой в коллективе:

10-30 баллов — высокий;

31-50 — средний;

51 — 80 — низкий.

Высокий уровень характеризуется доброжелательной атмосферой в коллективе, где учащиеся не боятся высказывать свое мнение, свободно самовыражаются, не испытывают давление со стороны отдельных групп подростков, в том числе лидера группы, могут открыто заявить о своих желаниях, намерениях и чувствах при обсуждении общих коллективных проблем. Также соблюдается сознательная внутригрупповая дисциплина, что говорит об удовлетворенности принадлежностью к группе, соблюдается достаточная информированность членов группы о ее задачах и текущем состоянии дел, высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи при возникновении состоянии фрустрации у кого-либо из членов группы, принятие на себя ответственности за состояние дел каждым членом группы.

Средний уровень удовлетворенности психологической атмосферой в коллективе отражает зависимость удовлетворенности / неудовлетворенности от конкретной ситуации, в которой находится группа. При благоприятной внешней ситуации группе свойственны стабильность, доброжелательность и сплоченность, однако при сложных внешних условиях группа стремительно разбивается на группировки, склонна к конфликтам, в том числе открытым, игнорирует желания и интересы отдельных ее членов. Кроме того, средний уровень является наиболее распространенным в подростковых группах, так как очень явно выделяются лидеры (ведущие) и ведомые.

Низкий уровень говорит об неудовлетворительной психологической атмосфере, характеризующейся высокой конфликтностью, соперничеством, наличием агрессивных тенденций, подавлением со стороны референтной группы учащихся остальных членов группы, их стремление навязать свои правила. Также группа имеет следующие характеристики: отсутствие сплоченности, доброжелательности, возможности действовать открыто преследуя определенные цели, наличие разрозненных группировок, нестабильность группы, отсутствие внутригрупповой дисциплины, зависимость от мнения референтной группы.

2. Методика диагностики ведущей стратегии защиты в общении с партнерами (бланк методики Приложение Б).

Цель: исследование ведущей стратегии защиты при общении подростков в группе.

Инструкция к тесту: «Выберите тот вариант ответа, который подходит вам больше всего».

Интерпретация и обработка результатов: Для определения присущей респонденту стратегии психологической защиты в общении с партнерами надо подсчитать сумму ответов каждого типа:

Вариант «а» (1) — миролюбие,

Вариант «b» (2) — избегание,

Вариант «c» (3) — агрессия.

Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит в контакте с партнерами испытуемый активно использует разные защиты своей субъективной реальности.

Миролюбие — психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для Я личности.

Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного — сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я.

Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты. Важно еще иметь подходящий характер — мягкий, уравновешенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с «хорошим» характером создают психогенную предпосылку для миролюбия.

Разумеется, бывает и так, что человек с неважным характером также вынужден показывать миролюбие. Скорее всего его «обломала жизнь», и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и обстоятельствами, то есть она социогенная. В конце концов не так уж важно, что движет человеком — природа или опыт, или и то и другое вместе, — главное результат: выступает ли миролюбие ведущей стратегией психологической защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.

Не следует полагать, что миролюбие — безукоризненная стратегия защиты Я, пригодная во всех случаях. Сплошное или слащавое миролюбие — доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвана оберегать психологическая защита. Победитель не должен становиться трофеем. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами).

Избегание — психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект.

Избегание носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида. У него слабая врожденная энергия: бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент.

Возможен иной вариант: человек обладает от рождения мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я. Правда, наблюдения показывают, что одного ума для доминирующей стратегии избегания недостаточно. Умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъективной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценностей и завоеваний. Очевидно, нужна еще и воля.

Наконец возможен и такой вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет вовремя сказать себе: «не возникай со своим Я». Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и, несомненно, жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: «не тяни на себя одеяло», «не плюй против ветра», «не садись не в свой троллейбус», «сделай пас в сторону».

Стратегия миролюбия строится на основе добротного интеллекта и уживчивого характера — весьма высокие требования к личности. Избегание будто бы проще, не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле.

Агрессия — психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта. Инстинкт агрессии — один из «большой четверки» инстинктов, свойственных всем животным — голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия не выходит из репертуара эмоционального реагирования. Достаточно окинуть мысленным взором типичные ситуации общения, чтобы убедиться, сколь расхожа, легко воспроизводима и привычна она в жестких или мягких формах. Ее мощная энергетика защищает Я личности на улице в городской толпе, в общественном транспорте, в очереди, на производстве, дома, во взаимоотношениях с посторонними и очень близкими людьми, с друзьями и знкрмыми.

С увеличением угрозы для субъектной реальности личности ее агрессия возрастает. Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена» — с его помощью агрессия «нагнетается», «раскручивается на полную катушку». Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла.

3. Методика диагностики стиля поведения в общении К. Томаса (бланк методики Приложение В).Тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Цель: методика используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

Инструкция к тесту: «Из двух вариантов формулировок каждого утверждения вам следует выбрать предпочтительный». Модификация: «предпочтительное утверждение нужно оценить в «4» или «3» балла, а непредпочитаемый в «2» или «1» балл в зависимости от степени вашего согласия с ним (4 — полностью согласен, 1 — полностью несогласен)».

Обработка и интерпретация результатов:

Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

Избегание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б, 7б.

Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

Компромисс: 2а, 4а, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 21а, 22а, 24б, 26а, 29а.

Интерпретация результатов теста Доминирующим является стиль поведения по которому респондент набрал максимально количество баллов.

К. Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:

соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

компромисс. Для этих людей важным является удовлетворение интересов обеих сторон при взаимных уступках.

избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

4. Методика «Самооценка психологической адаптивности» (бланк методики Приложение Г).

Цель: изучение самооценки психологической адаптивности подростков в непосредственном общении друг с другом.

Инструкция к тесту: «Если вы, безусловно согласны с утверждением, напишите ответ «да» (+), если не согласны, напишите ответ «нет» (-)».

Обработка и интерпретация результатов теста:

Найдите сумму положительных ответов на утверждения группы А (с 1 по 10).

Далее аналогичным образом найдите сумму положительных ответов на утверждение группы Б (с 11 по 15).

Затем из первой суммы нужно вычесть вторую. Данный показатель и будет свидетельствовать о степени вашей психологической гибкости в процессе деятельности.

Уровни социально-психологической адаптивности:

810 баллов — высокий;

67 баллов — выше среднего;

5 баллов — средний;

34 балла — ниже среднего;

23 балла — низкий.

Исходя из результатов исследования по данной методике низкая степень психологической гибкости в процессе деятельности свидетельствует о трудностях в приспособлении друг к другу, непринятии мнения другого, об отказе идти на уступки. Степень ниже среднего отражает низкую способность устанавливать гармоничные взаимоотношения в группе сверстников и взрослых. Средняя степень выраженности говорит о ситуативном проявлении выше перечисленных признаков. Степень выше среднего говорит о преобладании хорошо сформированных навыков общения и взаимодействия, однако подростки этой группы испытывают существенные трудности при решении конфликтов и часто имеют проблемы в установлении контакта с малознакомыми людьми. Высокая степень психологической гибкости может свидетельствовать о наличии у подростков в характере черт, способствующих эффективному взаимодействию: способность к компромиссу, уважение к мнению и точке зрения другого, способности устанавливать легко контакты, подростки имеют широкий круг общения и легко решают спорные и конфликтные вопросы.

2.2 Количественный и качественный анализ экспериментальных данных

Как указывалось выше, в констатирующем исследовании принимали участие учащиеся 11-го класса общеобразовательной школы 1-3 ступени №30. Контингент выборки составили 15 человек: 10 юношей и 5 девушек в возрасте 15-16 лет. Исследование проводилось в феврале 2008 г.

С целью диагностики психологического климата в подростковой группе было проведено исследование психологической атмосферы в коллективе, стиля поведения в общении, самооценки психологической адаптивности, а также исследование ведущей стратегии защиты в общении с партнерами, результаты которого представлены ниже.

С целью оценки психологической атмосферы в подростковой группе была применена методика «Оценка психологической атмосферы в коллективе». Общие результаты диагностики по данной методике по всей группе представлены в Приложении Д. Обобщенные результаты в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Преобладающий уровень психологической атмосферы в коллективе

Уровень психологической атмосферы в коллективе

Кол-во человек

% выборки

Низкий

3

20,0

Средний

9

60,0

Высокий

3

20,0

Рисунок 2.1. Процентные данные оценки психологической атмосферы в коллективе всех участников группы

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что преобладающим уровнем психологической атмосферы в коллективе является средний. Это свидетельствует о том, что удовлетворенность психологической атмосферой в коллективе отражает зависимость удовлетворенности / неудовлетворенности от конкретной ситуации, в которой находится группа. При благоприятной внешней ситуации группе свойственны стабильность, доброжелательность и сплоченность, однако при сложных внешних условиях группа стремительно разбивается на группировки, склонна к конфликтам, в том числе открытым, игнорирует желания и интересы отдельных ее членов. Кроме того, средний уровень является наиболее распространенным в подростковых группах, так как очень явно выделяются лидеры (ведущие) и ведомые.

20% опрошенных оценивают внутригрупповую атмосферу как доброжелательную, где учащиеся не боятся высказывать свое мнение, свободно самовыражаются, не испытывают давление со стороны отдельных групп подростков, в том числе лидера группы, могут открыто заявить о своих желаниях, намерениях и чувствах при обсуждении общих коллективных проблем. Также соблюдается сознательная внутригрупповая дисциплина, что говорит об удовлетворенности принадлежностью к группе, соблюдается достаточная информированность членов группы о ее задачах и текущем состоянии дел, высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи при возникновении состоянии фрустрации у кого-либо из членов группы, принятие на себя ответственности за состояние дел каждым членом группы. 20% испытуемых относят психологическую атмосферу в коллективе к низкому уровню, что говорит об неудовлетворительной психологической атмосфере, характеризующейся высокой конфликтностью, соперничеством, наличием агрессивных тенденций, подавлением со стороны референтной группы учащихся остальных членов группы, их стремление навязать свои правила. Также группа имеет следующие характеристики: отсутствие сплоченности, доброжелательности, возможности действовать открыто преследуя определенные цели, наличие разрозненных группировок, нестабильность группы, отсутствие внутригрупповой дисциплины, зависимость от мнения референтной группы.

С целью определения ведущей стратегии защиты при общении и взаимодействии подростков применялась методика «Диагностика ведущей стратегии защиты в общении с партнерами». Общие результаты диагностики по данной методике по всей группе (выборке испытуемых) представлены в Приложении Е. Обобщенные результаты по группе представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Обобщенные результаты по методике «Диагностика ведущей стратегии защиты в общении с партнерами»

Вид стратегии защиты

Кол-во человек

% выборки

Миролюбие

3

20,0%

Избегание

4

26,7%

Агрессия

8

53,3%

Рисунок 2.2. Выраженность преобладающих видов стратегии защиты при взаимодействии по всей выборке

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что преобладающим видом стратегии защиты в подростковой группе является агрессия. Агрессия — психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта. С увеличением угрозы для субъектной реальности личности ее агрессия возрастает. Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена» — с его помощью агрессия «нагнетается», «раскручивается на полную катушку».

Для подростков свойственно реагировать на неприятную для них ситуацию подобным образом, т.к., как известно, лучшая защита — нападение. Но не всегда данная стратегия является продуктивной.

Эти результаты могут свидетельствовать, что при возникновении конфликтов большинство испытуемых склонны реагировать агрессивно, не выслушивая своего собеседника, возможна вербальная и физическая агрессия, а это лишь усугубляет конфликт и заостряет разногласия.

Миролюбие — психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для Я личности. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым. Важно еще иметь подходящий характер — мягкий, уравновешенный, коммуникабельный. Сплошное же миролюбие может быть свидетельством излишней мягкости, которой могут пользоваться в своих целях более бойкие сверстники.

Избегание — психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Человек привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений. Выбор данной защиты может быть продиктован либо серьезным жизненным опытом, либо нежеланием прилагать усилия для решения проблемы.

С целью определения ведущего стиля поведения при общении и взаимодействии подростков применялась методика диагностики стиля поведения в общении К. Томаса. Общие результаты диагностики по данной методике по всей группе (выборке испытуемых) представлены в Приложении Ж. Обобщенные результаты диагностики по группе представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Название шкалы

Кол-во человек

% выборки

Соперничество

7

46,7

Сотрудничество

2

13,3

Избегание

3

20,0

Приспособление

1

6,7

Компромисс

2

13,3

Рисунок 2.3. Процентное соотношение результатов испытуемых по методике диагностики стиля поведения в общении К. Томаса

психологический коррекция климат подростковый

Анализируя диагностические данные можно сделать вывод о преобладании в подростковой группе ведущего стиля поведения при общении и взаимодействии как соперничество, то есть (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Второй по степени выраженности механизм защиты — избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; менее предпочитаемыми видами защиты выступают сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон, и компромисс. Для этих людей важным является удовлетворение интересов обеих сторон при взаимных уступках.

Приспособление как ведущий стиль поведения при общении характерен лишь 1 испытуемому, и означает противоположность соперничеству, то есть принесение в жертву собственных интересов ради других.

С целью определения психологической адаптивности подростков применялась методика «Самооценка психологической адаптивности». Общие результаты диагностики по данной методике по всей группе (выборке испытуемых) представлены в Приложении Ж. Обобщенные результаты диагностики по группе представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4. Обобщенные результаты диагностики по группе по методике «Самооценка психологической адаптивности»

Уровень психологической адаптивности

Кол-во человек

% выборки

1. Высокий

2

13,3%

2. Выше среднего

0

0,0%

3. Средний

3

20,0%

4. Ниже среднего

5

33,3%

5. Низкий

5

33,3%

Рисунок 2.4. Обобщенные результаты по методике «Самооценка психологической адаптивности» в процентном соотношении

Исходя из результатов исследования по данной методике, было выявлено, что большинство испытуемых имеют низкую и ниже среднего степень психологической гибкости в процессе деятельности. Это свидетельствует о трудностях в приспособлении друг к другу, непринятии мнения другого, об отказе идти на уступки или ситуативном проявлении выше перечисленных признаков.

Высокую степень психологической гибкости имеют лишь 13,3% испытуемых. Это может говорить о наличии у них в характере черт, способствующих эффективному взаимодействию: способность к компромиссу, уважение к мнению и точке зрения другого и т.д.

После проведения методик можно сделать следующие выводы о психологическом климате в группе:

большинство испытуемых имеют средний и ниже среднего уровень удовлетворенности психологическим климатом в группе;

наиболее предпочитаемой стратегией защиты в группе является агрессия, за ней следует избегание, наименее предпочитаемой и применяемой в группе является миролюбие;

в данной группе преобладающим стилем поведения в общении является соперничество, наименее предпочитаемой и применяемой в группе является миролюбие.

большинство испытуемых имеют низкую степень психологической гибкости в процессе деятельности.

Учитывая полученные результаты можно говорить о не совсем благоприятном психологическом климате в группе, т.к. все эти показатели отнюдь не способствуют совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психологический климат — это также относительно стабильный, преобладающий в группе эмоциональный настрой. А в данном случае настрой группы агрессивный, члены группы разобщены, недоброжелательны друг к другу, присутствуют насмешки и уколы. Большинство испытуемых имеют низкую степень психологической гибкости в процессе деятельности. Это свидетельствует о трудностях в приспособлении друг к другу, непринятии мнения другого, об отказе идти на уступки.

Для большинства учащихся основным приоритетом являются собственные интересы, достижение своих целей они готовы строить на ущемлении интересов другого.

При возникновении конфликтов большинство испытуемых склонны реагировать агрессивно, не выслушивая своего собеседника, возможна вербальная и физическая агрессия, а это лишь усугубляет конфликт и заостряет разногласия.

Сами испытуемые не удовлетворены психологическим климатом в своей группе полностью, но такое положение вещей является для них нормальным и не дает повода для беспокойства ни самим участникам группы, ни их преподавателям.

2.3 Содержание коррекционной программы

Эмпирическое исследование проблемы психологического климата в группе подростков выявило значимость разработки коррекционной программы. На диагностическом этапе исследования были выявлены следующие проблемы: конфликтность в группе, соперничество, наличие агрессивных тенденций и неудовлетворенность психологической атмосферой в коллективе, и сформулирована гипотеза о возможности коррекции психологического климата в группе подростков.

Объектом коррекционного воздействия выступают трудности в создании благоприятного психологического климата в подростковой группе.

Предметом коррекционного воздействия являются приемы и способы коррекции психологического климата в подростковой группе.

Общая цель коррекции: психологическая коррекции психологического климата в подростковой группе.

Формой осуществления коррекции является групповая (тренинг).

Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 15-16 лет).

Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника. В период 10 — 11 лет у учащихся начинает происходить бурный физический рост и значительные изменения в строении организма. Физическое развитие определяет не только внешние и внутренние изменения в организме подростков, но и потенциальные способности их к интеллектуальной, умственной деятельности.

Вместе с тем в период раннего подросткового возраста определяющим фактором поведения ребенка и отношения к поведению и отношению к нему других являются внешние данные, характер сопоставления себя со взрослыми.

Для подростков стремление быть как взрослый переходит в потребность быть взрослым, быть самостоятельным. Появляется стремление осознавать себя как личность, иметь собственную оценку, отличную от мнения взрослых. Подросток стремиться быть в обществе, в среде сверстников и иметь там определенный авторитет, занимать определенное положение. Происходит замена значимых людей со взрослого на сверстников. Подростковый возраст характеризуется повышенным стремлением относиться к какой-либо группе, быть значимым, общаться и быть принятым.

В подростковом возрасте важной проблемой является утверждение себя в группе, стремление выделится из толпы сверстников. Внутри беззащитные, ранимые и неуверенные, подростки хотят казаться жесткими, агрессивными и сильными. Это различие в видимом и невидимом мире ребенка и порождает конфликты и трудности с другими такими же уже не детьми, но еще и не взрослыми. В постоянной сложившейся группе подростки бьются за внимание преподавателей, внимание друг друга. Для того, чтобы помочь преодолеть трудности в общении и взаимодействии необходимо провести коррекцию психологического климата в группе.

В основе объяснения причин трудностей взаимодействия подростков лежит деятельностная модель, которая ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности.

Основные принципы, положенные в основу коррекционной программы:

Принцип единства диагностики и коррекции — реализуется в двух системах: первичная диагностика, проведение коррекционной работы, на ее основе формируются цели, задачи коррекции; диагностика в процессе коррекционной работы — анализ динамики личностных изменений, динамики эмоциональных состояний;

Принцип нормативности развития — определяет, что необходимо оценить уровень развития и возрастную норму;

Принцип коррекции «сверху — вниз» — коррекционная работа должна быть направлена на зону ближайшего развития и носить опережающий характер;

Принцип коррекции «снизу — вверх» — коррекция строится по принципу тренировки и психологической растяжки.

Принцип системности — коррекция должна быть построена таким образом, чтобы затронуть наиболее значимые проблемы. Воздействие и блоки коррекции должны быть системными и последовательными.

Предлагаемая формирующая работа была направлена на решение следующих задач:

1. Коррекционные: коррекция агрессивности, конфликтности, негативных эмоциональных состояний, психологической атмосферой в коллективе.

Профилактические: профилактика нарушений во взаимоотношениях и общении подростков.

3. Развивающие: формирование и развитие навыков общения, взаимодействия, сотрудничества, способности к компромиссу, конструктивным способам разрешения спорных вопросов, развитие эмпатии и рефлексии, уверенности в себе и своем окружении.

Основными этапами коррекционной работы являются:

Диагностический блок: Цель и задачи блока — выявить актуальные проблемы группы, связанные с недоброжелательной обстановкой и неудовлетворенностью психологическим климатом в коллективе.

Установочный блок (мотивационный): цель — создание позитивного настроя группы, благоприятной эмоциональной атмосферы, принятия и доверительности в общении. Снятие барьера для проявления чувств и эмоций. Выделение зон психологического комфорта.

Коррекционный блок: цель — коррекция психологического климата в подростковой группе, создания благоприятных условия для совместной работы учащихся и самовыражения.

Блок оценки эффективности: цель: проверка результативности проведенной коррекционной работы, установление прогресса достигнутого группой, при необходимости продление коррекционной работы или профилактической.

Коррекционная программа предусматривает 10 тренинговых занятий, разработанных с учетом специфики группы, ее проблемы и возрастных особенностей учащихся. Одно занятие рассчитано на 45 мин (школьный урок).

Упражнения подобраны так, чтобы ни одна проблема группы не осталась без внимания. Упражнения коррекционной работы в Приложении З.

Заключение

Проведенный теоретический анализ литературы по теме «Коррекция психологического климата в подростковой группе» и данные проведенного исследования дали возможность сформулировать следующие выводы:

1. Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника. Физическое развитие определяет не только внешние и внутренние изменения в организме подростков, но и потенциальные способности их к интеллектуальной, умственной деятельности.

2. Общение выступает наиболее значимым видом деятельности в подростковой группе, который сочетается со стремлением показать свою «взрослость», утвердиться в обществе и приводит к напряженной атмосфере в группе, что сказывается на обучении, на взаимоотношениях со сверстниками. Поэтому психологический климат играет немаловажную роль в нормальном развитии еще несформировавшейся ранимой личности.

3. Психологический климат — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

4. С целью диагностики психологического климата в подростковой группе было проведено исследование психологической атмосферы в коллективе, стиля поведения в общении, самооценки психологической адаптивности, а также исследование ведущей стратегии защиты в общении с партнерами.

5. В результате диагностики были получены следующие данные:

большинство испытуемых имеют средний и ниже среднего уровень удовлетворенности психологическим климатом в группе;

наиболее предпочитаемой стратегией защиты в группе является агрессия, за ней следует избегание, наименее предпочитаемой и применяемой в группе является миролюбие;

в данной группе преобладающим стилем поведения в общении является соперничество, наименее предпочитаемой и применяемой в группе является миролюбие.

большинство испытуемых имеют низкую степень психологической гибкости в процессе деятельности.

6. Полученные диагностические результаты свидетельствуют о неблагоприятном психологическом климате в группе. Большинство испытуемых имеют низкую степень психологической гибкости в процессе деятельности. Это свидетельствует о трудностях в приспособлении друг к другу, непринятии мнения другого, об отказе идти на уступки. Для большинства учащихся основным приоритетом являются собственные интересы, достижение своих целей они готовы строить на ущемлении интересов другого. При возникновении конфликтов большинство испытуемых склонны реагировать агрессивно, не выслушивая своего собеседника, возможна вербальная и физическая агрессия, а это лишь усугубляет конфликт и заостряет разногласия.

7. С целью снятия эмоциональной напряженности группы, агрессивности и конфликтности была разработана коррекционная программа, направленная на коррекцию психологического климата в коллективе.

Список использованных источников

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М. «Академия», Раритет — 1997.

2. Авдєєва І., Безпалько О., Гончарові В., Савіч Ж. Спілкуємось та діємо. — К., 2002. — 112 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1999. — 420 с.

4. Бодалев В.М. Личность и общение. М., 1983. — 271 с.

5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1992.

6. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П., Линская Л.В. Основы конструктивного общения, — М., 1997. — 170 с.

7. Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Нартов Н.А., Лавриненко В.Н. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1995. — 160 с.

8. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту, — М.: Педагогика, 1987.

9. Дубровина И.В Формирование личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1989.

10. Дубровиной И.В., Круглова Б.С. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет М.: Педагогика, 1988.

11. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников /Под ред. Ю.З Гильбуха. — К. — 80 с.

12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 464 с.

13. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 256 с.

14. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения».-М.: Просвещение, 1994.-256 с.

15. Мізерна О.О. Корекційна тренінгова програма «Самовдосконалення» для подолання агресивних проявів серед підлітків // Практична психологія та соціальна робота №4` 2003. — 76 с.

16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. Для студентов высших учеб. заведений. — 7-е изд., стереотип. — М.: Издат. Центр «Академия», 2002. — 456 с.

17. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.

18. Парыгин Б.Д. Социальная психология. — СПБ., 2001. — 488 с.

19. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. Сер. «Педагогика и психология». №5.

20. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Перевод с немецкого Г.И. Лойдиной/ под редакцией Т.А. Гудковой. М.: Просвещение, 1998.-346с

21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 1999. — 384 с.

22. Руденский Р.Л. Социальная психология. Курс лекций. — М., 1998. — 326 с.

23. Семиченко В.А. Психология общения. — К.: Магістр, 1997. — 152 с.

24. Сухомлинский В.О. Методика виховання колективу. — Вибрані твори. В 5-ти т., Т.1. — К.: Рад. Школа, 1996. — С. 403-640.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальне и прикладне основы социальной психологи. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.

Размещено на