Коррекция фонологических нарушений при дизартрии у больных с очаговыми поражениями мозга

Содержание

Стр.

Содержание 1

Введение 2

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения фонологической системы при дизартрии 6

1.1. Понятие и характеристика фонологической системы 6

1.2. Дизартрия, как сенсомоторное расстройство, затрагивающее артикуляторный уровень речеобразования 20

1.3. Речевые расстройства при дизартрии у больных с очаговыми поражениями мозга 39

Список использованной литературы 52

Введение

Актуальность. Органические поражения головного мозга, возникающие вследствие острого нарушения мозгового кровообращения и их последствия имеют тенденцию к росту во всём мире. Высокая частота инсультов обусловлена рядом негативных факторов: артериальная гипертензия, курение, сахарный диабет, гиперлипидемия, ожирение, мерцательная аритмия и др. Установлено также значение в развитии сосудистой патологии климатических и геофизических факторов. Кроме этого, растёт процент больных с данным заболеванием трудоспособного возраста.

Среди остаточных явлений после инсульта часто наблюдается дизартрия, в основе которой лежат нарушения фонетических механизмов речи. В работах лингвистов признаётся важнейшая роль «звуковой стороны в смысловой структуре языка вообще и слова в частности» (В.В. Виноградов. 1986:20).

Звуковая форма слова может стать «источником разнообразных смысловых оттенков» (В.В. Виноградов, 1986:20), в различении которых важное значение приобретают дифференциальные признаки фонем. В речевой деятельности различительные признаки фонем соотносятся – в зависимости от условий реализации высказывания – с разными фонетическими свойствами, которые могут выступать в качестве коррелятов релевантных в фонологическом отношении признаков фонем.

Таким образом, можно говорить о том, что фонетические механизмы речи фонологичны: они служат потребности субъекта различать и воспроизводить смысл.

Поскольку «… возникающие при речезвуковом анализе слуховые и кинестетические ощущения выступают в качестве взаимно определяющих друг друга…», можно предположить, что при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи появляются изменения в фонологической системе языка.

24 стр., 11738 слов

Формирование произносительных умений и навыков у детей с легкой ...

... псевдобульбарной дизартрии являются нарушения в устной речи, которые проявляются в нарушениях фонетической стороны речи (нечеткое звукопроизношение, смазанная речь, ... Звуки, составляющие гуление, уже приближаются к стандартным фонемам. В период гуления ребенок произносит длинные ... назвать речью, т.к. нет смыслового соотнесения между лепетными сочетаниями и названиями предметов, признаков, действий. ...

Данные обстоятельства лишний раз подтверждают необходимость изучения дизартрических расстройств, которые зачастую сопровождают данную сосудистую патологию.

Мы полагаем, что изучение нарушений фонологической системы языка при дизартрии у лиц с очаговыми поражениями мозга позволяет уточнить критерии их дифференциальной диагностики при различных видах речевой патологии, возникающих вследствие нарушений механизмов сенсомоторного и языкового уровней порождения речевого высказывания.

Цель диссертационного исследования состоит в определении наиболее эффективных путей коррекции фонологических нарушений в системе диф­ференцированного логопедического воздействия по преодолению диз­артрии у больных с очаговыми поражениями мозга.

Объектом исследования является звуковая система языка больных дизартрией.

Предмет исследования – коррекция фонологических нарушений при дизартрии у больных очаговыми поражениями мозга.

В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что….. (пишется в соответствии с практической частью)

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определе­ны следующие задачи исследования:

на основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о фонологической системе

изучить генезис и современное состояние проблемы дизартрии, как сенсомоторного расстройства, затрагивающее фонологическую систему

раскрытие сущностных характеристик нарушений фонологической системы языка при дизартрии у взрослых с очаговыми поражениями мозга

разработка методики….;(по практической части)

определение….;

выявление индивидуально-типологических особенностей ….;

В процессе исследования использовались следующие методы:

теоретический анализ психолингвистической, лингвис­тической, педагогической, клинической и методической ли­тературы; системный анализ;

проектирование и моделирова­ние системы логопедического воздействия по коррекции фонологических нарушений при дизартрии у больных с очаговыми поражениями мозга;

эмпирические методы:….

Теоретико-методологической основой исследования является системный подход к анализу фонетических средств языка, фонологической системы языка при дизартрии; учение о много­уровневой иерархически организованной структуре речевой деятельности, о процессах восприятия и порождения речевого высказывания; концептуальные поло­жения о фонетических и фонологических единицах звуковой системы языка; современные представления о струк­туре речевого дефекта; теория поэтапного формирования умственных действий; положения о единстве законов развития нормального и аномального речевого развития, о ведущей роли обучения в процессе развития, о роли специального (коррекционного) воздействия на больных с очаговыми поражениями мозга.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для развития исследований фонологических нарушений при дизартрии, в частности с очаговыми поражениями мозга. Уточняют и дополняют данные об особенностях фонологической системы при дизартрии после инсульта.

11 стр., 5302 слов

Методы исследования систем управления: состав, характеристики

... исчерпывающую характеристику рассматриваемым методам исследования. В соответствии с намеченной целью исследования перед автором ставятся следующие задачи: раскрыть сущность исследования систем управления; составить классификацию методов исследования систем управления; определить сущность и ...

Практическая значимость работы заключается в следующем:

предложен методический блок, позволяющий изучить особенности фонологической системы при дизартрии у взрослых лиц с очаговыми поражениями, который можно использовать в диагностических целях.

разработана система коррекции фонологических нарушений, учитывающая механизм нарушения и индивиду­ально-типологические особенности больных с очаговыми поражениями мозга при дизартрии, способствующая совершенствованию практики современного логопедического воздействия при работе с взрослыми людьми, имеющими речевые патологии;

положения и выводы исследования, значимы для сферы профессиональной деятельности логопедов и других специа­листов, работающих с людьми с очаговыми поражениями мозга.

Материалы ис­следования способствуют решению проблемы диагностики и коррекции дизартрии, сходных по внешним проявлениям форм патоло­гии речи у взрослых людей, а также внутри этого речевого нарушения в рамках существую­щей классификации дизартрии.

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения фонологической системы при дизартрии

1.1. Понятие и характеристика фонологической системы

Языку как средству общения принадлежат модели или схемы, по которым строятся как сложные единицы языка, так и различные речевые произведения — конкретные словосочетания и предложения.

Язык — это набор определенных единиц (разной степени сложности) и правил их использования.

Единицы языка — это либо двусторонние единицы — звуковые комплексы, выражающие определенные значения, либо односторонние единицы — отдельные звуки (фонемы), служащие для различения двусторонних единиц. Применение языка в качестве средства общения, т. е. его речевое использование, состоит в конечном счете в образовании из элементов языка особых систем, формирующих, выражающих и передающих информацию. Такие образующиеся в процессе речи системы представляют собой конкретные предложения, которые, будучи речевыми системами, состоят из единиц языка.

Изучением строения и функционирования мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем) занимается раздел языкознания, наука о звуковом строе языка — фонология (от греч. phone – звук).

Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка (фонологическую парадигматику)…………….

Список использованной литературы

Арутютян Э.А. О физиологических механизмах реализации логиче­ских ударений / Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. -М.: Наука, 1966.-С. 18-30

Белова-Давид Р.А. Нарушения речи у дошкольников — М. – 1972

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под. ред. О.Г. Газенко. — М.: Наука, 1990. — 494 с.

Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Зиндер Л.Р. Акустические характе­ристики безударности // Структурная типология языков. — Л.: ЛГУ, 1976. С.56-64.

Бондарко Л.В., Вольская Н.Б., Кузнецов В.И., Светозарова Н.Д., Скрелин П.Я. Фонология речевой деятельности. — СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2000- с 96

Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. — М.: Высшая школа, 1970.-206 с.

Бурлакова М. К Коррекция сложных речевых расстройств:Сборник упражнений/М. К. Шохор-Троцкая.-М.:ЭКСМО-Пресс – 2000 – с.248

11 стр., 5013 слов

Глава I. Теоретические вопросы развития просодической стороны ...

... литературу по проблеме исследования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией; изучить особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией; Объект ... струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р. Для определения открытой ринолалии существуют разные ...

Винарская Е.Н. Премоторная корковая дизартрия и ее значение для топической диагностики. — Ереван, 1965. С.335-337.

Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи // Язык и человек. — М.: Изд-во Моск.ун-та, 1970. — С.55-62.

Винарская Е.Н. Некоторые системные механизмы артикуляторного прогнозирования в процессе русской речи // Вероятностные прогнозирование в деятельности человека. — М.: Наука, 1977. С.306-323.

Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – Ташкент – 1989- 143 с

Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия — М. – 1999

Галунов В.И., Чистович Л.А. О связи моторной теории с общей про­блемой распознавания речи // Акустический журнал. — 1965. т.Х1. — №4. — С.417-426.

Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. – М- 1978. — С.27-37.

Давыдов М., Магидова И. Еще раз к вопросу о компонентах ударе­ния // Фонетика и психология речи. — Вып. I. — Иваново: Изд-во ИГУ, 1980. -С.45-55.

Егоров Т.Г. Очерки психологии усвоения грамоты. – Москва, 1956-с. 16

Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М- 1958. -370 с.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982. -159 с.

Жинкин Е.И. Язык. Речь. Творчество. — М.: Лабиринт, 1998. — С.329

Залевская А.А. Языковые и метаязыковые знания при овладении родным и иностранным языком // Психолого-педагогические аспекты пере­стройки образования. Т.4. — Тверь: Изд-во ТГУ, 1992 — С.28-39.

Залевская А.А. Ввведение в психолингвистику. — М: Рос-сийск.гуманит.ун-т, 1999, — 382 с.

Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи: Автореф. дисс… канд.психол.наук. — М., 1961. — 22 с

Зимняя И.А. Речь как интермодальный процесс // Актуальные про­блемы психологии речи и психологии обучения языку. — М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976.-С.55-67.

Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышле­ния в психолингвистике. — М.: Наука, 1985. — С.85-99.

Зиндер Л.Р. Русские артикуляторные таблицы // Тр. ВКИАС. — Л., 1951.№29-30.-С. 31-46.

Зиндер Л.Р. Предисловие // Интонация. — Киев: Вища школа, 1978. -С.5-8

Зиндер Л.Р. Общая фонетика. — М.: Высшая школа, 1979. — 312 с.

Исенина Е.И. Роль речи взрослых в развитии дословесной коммуни­кации у детей младенческого и раннего возраста // Дефектология. — 1990. — №5. -С.52-59

Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. — М.: Наука, 1977. — 183 с

Комаров К.В. Обучение слабослышащих детей грамоте. — М.: Про­свещение, 1983. -103 с.

Курилович Е. Система русского ударения // Очерки по лингвистике.-М. Изд-во Моск.ун-та, 1962. — с. 19-26.

Куссмауль А. Расстройства речи. Опыт патологии речи. — Киев.: Изд-во врача Б.А. Хавкина, 1879. — 276 с.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — с 152-155

Лопатин В. В. , Улуханов И. С.  К соотношению единиц словообразования в морфонологии- М – 1999 — С. 120.

11 стр., 5269 слов

Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с ...

... Три этапа развития речи детей дошкольного возраста, www.prodlenka.org. Глава II. Развитие речи дошкольников с ЗПР 2.1 Общая характеристика ЗПР В науке выделяются два вида ... развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи, дети овладевают связной речью. После 3 лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к ...

Лопатина Л.В. К вопросу о дифференциации сигматизмов при стер­той форме дизартрии у детей дошкольного возраста с учетом акустических ха­рактеристик дефектного произношения // Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи и поведения у аномальных детей. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И, Герцена, 1989. — С.25-41.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников – СПб – 2001

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного воз­раста. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2004. — 192 с.

Лопатина Л.П. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематическик нарушений у дошкольников со стертой дизартрией: Дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 .-М.: РГБ, 2005

Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М.: Изд-во Моск.ун-та — 1975.-253 с.

Макаев Э. А. .Понятие давления системы и иерархия языковых единиц – М — 1962, 5, С. 49.

Маргулис М. К вопросу о церебральных дизартриях/ Журнал невропатологии и психиатрии – 1926 — № 3

Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика).

— М. – 1993

Мартынова Р.И. Основные формы расстройств речи у детей (дисла­лии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Ав-тореф.дисс….канд.пед.наук. -М., 1972. -20 с.

Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения. — М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина — 1975. — С.79-92.

Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с це­ребральным параличом. — М.: Просвещение- 1985. — 189 с.

Мелехова Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии //Вопросы дефектологии. М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, — 1964. — № 219. — С.59-72.

Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. -Варшава: Польское гос.пед.изд-е, 1965. — С.268-345.

Николаева Т.М. Семантика акцентного выделения. — М.: Наука, 1982.-104 с.

Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи //Расстройства речи и голоса в детском возрасте. — М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1973. С.152-160.

Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения. –Л -1981 -С. 6.

Пиотровская Л.А. Разграничение понятий фонематического и фоне­тического слуха //Речевая деятельность в норме и патологии. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. — С.44-49.

Правдина О.В. Логопедия. — М.: Просвещение — 1973. — 272 с.

Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.— М.: Просвещение — 1981. —с 4-6

Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабили­тационная терапия детских церебральных параличей. — М.: Медицина, 1972. -328 с.

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

... речи детей с нарушения слуха. Задачи исследования: Рассмотреть основные классификации нарушений слуха у детей; Охарактеризовать основные направления, задачи и содержание работы по развития речи слабослышащих детей; Исследовать различные методики развития речи слабослышащих детей ... развития речи. Чем лучше речь ребенка, тем больше возможностей использования своего слуха. Группа детей с нарушениями ...

Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. //Нарушение речи у детей. — М. — 1969.

Сизова Э.Я., Макарова Э.К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1979. — С.89-97.

Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации)/ Под ред. И.А. Зимней. — М.: «Наука», 1976. — 263 с.

Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизарт­рии и методы их диагностики // Дефектология. — 1974. -№4. — С.20-26.

Соссюр Ф.  Курс общей лингвистики — М. – 1933 — с. 123.

Ткаченко Т.А Логопедическая энциклопедия- М: Мир книги – 2008 – с 248

Токарева О.А. Дизартрия// Расстройства речи у детей и подростков. -М.: Медицина, 1969. С.114-155.

Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. — Л. — 1973.

Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте/ Пер. с чеш. — М.-1986.

Трубецкой Н. С. Основы фонологии — М. — 1960

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей — М.- 1993

Чистович Л.А., Кожевников В.А., Алякринский В.В. и др. Речь, ар­тикуляция и восприятие. — М.-Л.: Наука, 1965. — 238 с.

Чистович Л.А., Венцов А.В., Гранстрем М.Н. и др. Физиология ре­чи. Восприятие речи человеком. Л.: Наука, 1976. — 386 с.

Шунтова Р.А. Структура и функции ритма в формировании просо­дии фразы. Автореф.дисс.к.фил.н. Минск, 1975. — 23 с.

Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. — М.: Медицина — 1959. — 216 с.

Bernthal J., Bankson N. Arti-culation and Phonological Disorders. Englewood Cliffs, 1988

Leonard L.B. Children with Specific Language Impairment. London, 1998

Tragеr G. L. Linguistics is linguistics, Buffalo — New York, 1963, S. 24, 54.