дидактическая игра как средство преодоления нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с полиморфной дислалией.

Оглавление

Введение 3

Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОЛИМОРФНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ 6

1.1 Характеристика и история исследования полиморфной дислалии 6

1.2 Звукопроизношение у детей старшего дошкольного возраста 13

1.3 Характеристика дидактической игры 18

Вывод по главе І 25

Глава ІІ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОЛИМОРФНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ 26

2.1 Методики изучения состояния звукопроизношения 26

2.2 Результаты исследования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с полиморфной дислалией 35

Вывод по главе ІІ 44

Глава III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОЛИМОРФНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 45

3.1 Дидактические игры в преодолении нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с полиморфной дислалией 45

3.2 Результаты исследования 50

Вывод по главе ІІI 56

Заключение 58

Список литературы 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69

Введение

Актуальность: В настоящее время дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25—30% детей дошкольного возраста (5—6 лет), у 17—20% детей школьного возраста (I— II классы) [19, с.89]. У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1 %. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обучения.

В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста все чаще стали встречаться случаи полиморфной дислалии, когда дефект произношения звуков распространяется на две и более артикуляционные группы.

Многие практикующие логопеды, исследователи в настоящее время приходят к выводу об эффективности проведения логопедической работы с применением дидактических игр. Обусловлено это тем, что ведущим видом деятельности у детей 5-7 лет является игра, которая является при многих нарушениях развития одновременно средством диагностики и коррекции.

18 стр., 8605 слов

Рекомендации по разрешению конфликтов между детьми дошкольного ...

... причины возникновения конфликтов изменяются с возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем разнообразнее причины конфликтов. Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме конфликтов в играх детей дошкольного возраста. 2. В ходе экспериментального ...

Таким образом, проблема значения дидактических игр в автоматизации звуков при полиморфной дислалии, является в настоящее время актуальной.

Объект исследования: преодоление нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с полиморфной дислалией.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство преодоления нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с полиморфной дислалией.

Цель исследования: изучить значение дидактической игры как средства преодоления нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с полиморфной дислалией.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проведение теоретического исследования по проблеме дидактической игры как средства преодоления нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с полиморфной дислалии;

2. Изучить методики обследования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с полиморфной дислалией;

3. Подготовить и провести экспериментальное исследование по изучению дидактической игры как средства преодоления нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с полиморфной дислалии;

4. Описать содержание дидактических игр как средства преодоления нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с полиморфной дислалии.

Гипотеза исследования: дидактические игры является эффективным средством преодоления нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с полиморфной дислалией.

Теоретической основой исследования являлись работы следующих авторов: Артемовой Л. В., Мироновой С. А., Правдиной О. В., Филичевой Т. Б. и др.

Методы исследования:

— анализ теоретической литературы;

— эксперимент;

— беседа.

База исследования: исследование проводилось на базе МДОУ № 41 г. Челябинска. В эксперименте приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста с полиморфной дислалией.

Данная курсовая работа имеет следующую структуру:

— введение, содержит актуальность данной темы, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи и методы исследования;

— глава 1;

— глава 2;

— глава 3;

— заключение содержит краткое обобщение полученных данных, выводы по проделанной работе, практическую значимость исследования;

— список литературы, который включает в себя 53 издания.

Глава І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОЛИМОРФНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ

1.1 Характеристика и история исследования полиморфной дислалии

Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата [22, с. 80].

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках.

5 стр., 2350 слов

Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей ...

... специальной литературы по проблеме исследования. 2. Уточнение основных понятий исследования «профилактика», «звукопроизношение». 3. Проведение анализа особенностей становления звукопроизношения детей 5 года жизни. 4. Изучение способов профилактики нарушений звукопроизносительной стороны речи ...

Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827 г., он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии [44]. Несколько позже, в 30-е годы XIX столетия, швейцарский врач Р. Шультесс также вводит в свои работы термин «дислалия», но в более узком, нежели у И. Франка, значении: он причисляет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. В классификации Куссмауля была принята точка зрения Шультесса, такое же понимание дислалии встречается в работах Гутцмана.

Несколько иную позицию занимал польский исследователь В. Олтушевский, который относил к дислалиям случаи нарушения произношения, не обусловленные анатомическими дефектами речевого аппарата. Он выделял две формы: функциональную и обусловленную снижением слуха. Дефекты произношения, обусловленные патологическими изменениями в артикуляционном аппарате, он обозначил термином «дисглоссия» и выделил четыре вида этого дефекта в зависимости от того, какой из артикуляционных отделов оказывается нарушенным: губную, язычную, зубную и нёбную.

В отечественной логопедии начала XX в. объем понятия дислалии не отличался от принятого в работах Куссмауля и Гутцмана. Но уже в 30—50-е годы это понятие претерпевает существенные изменения. М. Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения) [47]. Он включал в нее звукопроизносительные нарушения, обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи: костно-хряще-мышечных частей, или «периферической или иннервацией», а также нарушения звукопроизношения, обусловленные периферической тугоухостью. Он полагал, что не менее 10% случаев дислалии обусловлены этим дефектом. М. Е. Хватцев выделяет три формы дислалии [47]: механическую, обусловленную грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелинами нёба, короткой подъязычной уздечкой); органическую, обусловленную периферической тугоухостью, аномалиями челюстей, зубов, языка и нёба; функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого нёба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыхаемой струи воздуха и т. д.

В начале 50-х годов А. М. Смирнова на основе большого клинического материала публикует классификацию дефектов произношения, которая заметно отличается от классификации, предложенной М. Е. Хватцевым.

В это же время О. В. Правдина дает иную трактовку дислалии [32]: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Она в отличие от М. Е. Хватцева выделила только две формы: функциональная и механическая, в состав последней была включена и ринолалия.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также проанализировать исследования С.Л.Рубинштейна, которые раскрывают механизм ... выделить следующие их типы: описание, повествование, рассуждение и контаминированный (смешанный) текст, когда элементы описания (или рассуждения) органически включаются в процесс ...

В дальнейшем в 60-е годы, в работах С. С. Ляпидевского и О. В. Правдивой прослеживается тенденция к делению произносительных дефектов на дизартрию и дислалию и отказу от обобщающего термина «косноязычие» [32]. В эти же годы в работе С. С. Ляпидевского и Б. М. Гриншпуна ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение. Это определенным образом сузило понятие дислалии и сделало его более четким. В дальнейшем деление дислалии на функциональную и механическую стало разделяться большинством авторов. Лишь в отдельных работах стала упоминаться органическая дислалия, хотя содержание этого словосочетания не у всех авторов совпадало: в работе Е. Ф. Pay и В. А. Синяка термин «органическая дислалия» просто заменен термином «механическая дислалия», а в работе Л. В. Мелеховой понятием «органическая дислалия» охватывались случаи произносительных нарушений, переходные между дизартрией и дислалией. В последнее время такие нарушения определяются как стертая дизартрия.

В настоящее время термин «дислалия» приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвистические. В традиционных описаниях, в которых используются клинические критерии, различные произносительные нарушения типа дислалии рассма……..

Список литературы

1. Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст]/ Л.В. Артёмова — М.: Детство-Пресс,2002. – 174 с.

2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / Арушанова А. Г. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 272 с.

3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие [Текст]/ Т.М. Бабунова – М.: Сфера, 2007. – 202 с.

4. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов [Текст] / А.И. Богомолова -2-е изд.- М.: Академия, 2007. — 208 с.

5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада [Текст]/ А. К. Бондаренко —2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 2011 — 160 с.

6. Борисова, Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем [Текст] / Е.А. Борисова – Биробиджан: ОблИУУ, 2009.–36 с.

7. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие [Текст]/ В.М. Букатов — М.: Московский психолого-социальный институт /Флинта, 1997. — 96 с.

8. Егорова, О. В. Звуки В, В’, Ф, Ф’. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет [Текст]/ О. В. Егорова – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2005. – 24 с.

9. Егорова, О. В. Звуки М, М’, Н, Н’. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет [Текст]/ О. В. Егорова – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2005. – 32 с.

10. Егорова, О. В. Звуки Т, Т’, Д, Д’. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет [Текст]/ О. В. Егорова – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2005. – 32 с.

11. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]/ Л. Н. Ефименкова — М.: АСТ, 2008. – 223 с.

12. Жукова, Н. С. Логопедия [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева — М.: Владос, 2003.- 290 с.

14 стр., 6869 слов

Психолого–педагогические основы сенсорного воспитания ребенка в процессе игры

... представления, мысли и слова, речь и действия. Основатель детского сада Ф. Фребель исходил из необходимости использовать разнообразные игры для развития органов чувств детей, ознакомление с природой, жизнью ...

13. Зайцева, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие [Текст] / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2010. – 74 с.

14. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте [Текст] / М. Зееман — М.: Владос, 2008. – 2-е изд. – 152 с.

15. Игра дошкольника [Текст] / Под ред. С. Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 2009. — 284 с.

16. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии [Текст] / И.Б. Карелина // Дефектология, 1996. — №5. — с.10-14

17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 416 с.

18. Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 16 с.

19. Лаврова, Е.В. Логопедия [Текст] / Е.В. Лаврова — М.: Академия, 2007. — 144 с.

20. Лалаева, Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева — Ростов-на- Дону: Феникс, 2009. — 224 с.

21. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие [Текст]/ Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2008. — 76 с.

22. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 680 с.

23. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Лямина //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. — М.: Академия, 2000. – С. 45-54.

24. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2007. — 240 с.

25. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С.А. Миронова – М.: А.П.О., 2010. — 43 с.

26. Назарова, А.Г. Играть любят все [Текст]/ А.Г. Назарова — СПб.: Питер,2008. – 183 с.

27. Новиковская, О.Д. Развитие звуковой культуры у дошкольников. Логопедические игры и упражнения [Текст] / О.Д. Новиковская — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-230 с.

28. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2008. – 240 с.

29. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст] / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.

30. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968. – 380 с.

31. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с.

32. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. [Текст] / О. В. Правдина — М.: Просвещение, 2008. — 272 с.

2 стр., 710 слов

Как развивать речь ребенка

... ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение. От чего зависит развитие речи Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и ... в 1 год. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие ...

33. Практикум по дошкольной логопедии [Текст]/ Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Сфера, 2006.- 294с.

34. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс [Текст]/ Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.

35. Сазонова, Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций [Текст]/ Н.П. Сазонова – М.: Детство-Пресс, 2010. – 210 с.

36. Смирнова, Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей [Текст] / Л.Н. Смирнова — М.: Мозаика-синтез, 2004. — 56 с.-

37. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» [Текст]/ Е.О. Смирнова — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.

38. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А.И. Сорокина — М.: Детство-Пресс, 2008. – 183 с.

39. Титов, В. Дошкольная педагогика: Конспект лекций / В. Титов – М.: Приор, 2008. – 184 с.

40. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов [Текст]/ Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. — 48 с.

41. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г.А. Урунтаева — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 336 с.

42. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова — М.: Издательство института психотерапии, 2007. – 150 с.

43. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 287 с.

44. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Академия, 2009.—223 с.

45. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений [Текст] / Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина — М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.

46. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие [Текст] / М.Ф. Фомичева – М.: Просвещение, 1989. — 239 с.

47. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / М.Е. Хватцев — М: Учпедгиз, 1991. – 317 с.

48. Хрестоматия по логопедии [Текст] // под ред. Левиной Р.Е. М., 1997, ч.I,II.

49. Чиркина, Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата [Текст] / Г. В. Чиркина— М.: АСТ, 2009 – 2-е изд. – 137 с.

50. Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.

51. Шинкарёва, Л.Н. Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.Н. Шинкарёва — 2-е изд. — М.: Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. — 36 с.

52. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/ Д. Б. Эльконин – М.: Владос, 2007. — 360 с.

53. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у детей [Текст] / А.В. Ястребова – М.: Владос, 2004. – 150 с.

20 стр., 9632 слов

Логопедическая реабилитация детей и подростков

... элементам понятийного мышления. Во всех этих процессах большую роль играет речь. В развитии ребёнка речь имеет особое значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и ... регулирующую; Л.С.Выготский определил такие функции речи, как: «сообщения, социальной связи, воздействие ...