Принципы организации развивающей среды в группе и ДОО развивающей среды в ДОО

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3

1. Теоретические подходы к организации экологически развивающей среды в ДОО………………………………………… 5

1.1. Понятие экологически развивающей среды……………………… 5

1.2. Принципы организации развивающей среды в группе и ДОО развивающей среды в ДОО………………………………………… 8

2. Опытно-экспериментальная работа по созданию экологически развивающей среды в ДОО………………………………………… 12

2.1. Организация экологически развивающей среды в МБДОУ № 3 «Солнышко» города Новошахтинска…………………………….. 12

2.2. Оценка организации экологически развивающей среды в МБДОУ № 3 «Солнышко»………………………………………… 20

Заключение………………………………………………………………….. 27

Список литературы…………………………………………………………. 28

Введение

В начале третьего тысячелетия человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой. При рассмотрении психологических аспектов взаимодействия человека с природой возникает острая проблема, лежащая не столько в области новых открытий и разработке современных технологий, сколько в изменении поведения человека.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья и поведения. Культура здоровья предполагает не «накопительство» полезных, важных знаний, не «собирательство» руководств и рекомендаций для расширения общего кругозора. Она предполагает активное использование почерпнутых знаний, умение применить их в каждодневной практике.

Для этого воспитателю, необходимо: понять условия, в которых мы живем, знать характеристики окружающей и развивающей среды; разумно соотнести себя объективным миром вокруг, чтобы наилучшим образом войти в него без ненужных и болезненных потерь; не забывать, что здоровье во многом зависит от здорового образа жизни, от правильного отношения к труду, общественной деятельности, отдыху, быту.

Исходя из этого, экологически развивающая среда — это среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Существующие комплексные программы для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у дошкольников экологического сознания, культуры природопользования.

11 стр., 5487 слов

Анализ путей создания развивающий среды в дошкольном образовательном учреждении

ВВЕДЕНИЕ Проблема формирования развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей. В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на ...

Данная проблема достаточно актуальна на сегодняшний день, что и побудило нас провести целенаправленную работу по изучению организации экологически развивающей среды в ДОО.

Целью курсовой работы является изучение условий организации экологически развивающей среды в ДОО.

В связи с выявленной целью, поставлены следующие задачи:

— рассмотреть теоретические основы построения эколого-развивающей среды в современной ДОО;

— разработать идеальную модель эколого-развивающей среды;

— проанализировать эколого-развивающую среду в современной ДОО.

Проблема исследования: какая модель и педагогические условия создания экологически развивающей среды актуальна в современной ДОО.

Объектом работы является экологически развивающая среда в дошкольной образовательной организации.

Предмет — организация экологически развивающей среды в ДОО.

Гипотеза исследования: эффективность процесса создания в современном ДОО экологически развивающей среды может быть достигнута, если будут соблюдены следующие условия:

— каждый компонент экологически развивающей среды будет использоваться в соответствии со своим функциональным назначением;

— четкое выделение в экологически развивающей среде центров, которые бы способствовали всестороннему развитию ребенка;

— будут использоваться экологически чистые материалы, безопасные для здоровья дошкольников.

Методы исследования: анализ научной методической работы.

1. Теоретические подходы к организации экологически развивающей среды в ДОО

1.1. Понятие экологически развивающей среды

Создание экологически развивающей среды в ДОО является одним из условий экологического воспитания детей.

3 стр., 1076 слов

Создание предметно-развивающей среды кабинета учителя-дефектолога

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ. г.Зеленогорск 2011г.  Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Теремок» Учитель-дефектолог   Юркова О.В. Предметно-развивающая среда детей с особенностями в развитии. Нашу группу посещают дети с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития ...

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко).

В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. [15]

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. [16]

Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная — с экологической точки зрения — организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.

Экологически развивающая среда — это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их. Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними. [11]

3 стр., 1245 слов

Анализ предметно — развивающей среды по экологическому воспитанию

Задания по педагогической практике для студентов специальности 44.02.01 «Дошкольное отделение» ( 3 курс заочного отделения) Учебная практика   Задание 1. Проанализировать воспитательно-образовательную работу по экологическому образованию дошкольников (Приложение 4). Задание 2. Проанализировать воспитательно-образовательную работу по развитию математических представлений дошкольников ( ...

Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:

— познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

— эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);

— оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);

— становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);

— формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);

— экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его на занятиях по изодеятельности и т.п.), совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей. [11]

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

9 стр., 4430 слов

Дидактическая игра как средство ознакомления детей с природой. Игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

... и методические основы использования дидактической игры в ознакомлении детей с природой 1.1. Игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста………………………………………………………………....7 1.2.Значение дидактической ... интеллектуальную сферу. Детские игры отличаются большим многообразием. В советской дошкольной педагогике за основу принята классификация, рекомендованная И. К. Крупской: Каким же ...

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов.

Экологическая среда в детском саду — это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы — его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается. [12]

В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

— безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (……..

Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Созидая человека.- М.: Педагогика, 1982.- 286 с.

2. Антипина Т. В. Экология и образование /Т.В. Антипина //Воспитание школьников.- 2000.- №6.- С. 3-15.

3. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания /О.М. Барковская //Начальная школа.- 2004.- №2.- С.32-33.

4. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников /Л. Бобылева //Дошкольное воспитание.- 2015.- № 7.- С. 10-15.

5. Богданец Т. Экологические знания — первое представление о мире /Т. Богланец //Дошкольное воспитание.- 2013.- № 12.- С. 18-21.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Ин-т практической психологии, 1995.- 446 с.

4 стр., 1578 слов

К. Д. Ушинский один из создателей общественной педагогики, ставившей целью воспитания человека гражданина, тесными узами связанного с трудящимися массами,

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Вологодский государственный педагогический университет Кафедра педагогики Тема: «Фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Его значение для отечественной педегогики». Реферат студента ...

7. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации /В. Васильев //Народное образование.- 2010.- № 9.- С.177-180.

8. Волкова О.В. Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: < detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/11/27/formy-vzaimodeystviya-s-semyami-vospitannikov-v-voprosakh>

9. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- СПБ.: Детство-Пресс, 2011.- 160с.

10. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 2005.- 192 с.

11. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 288 с.

12. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2013.- 56 с.

13. Мельчаков Л.Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. Пособие для учителя.- М.: Педагогика, 2004.- 172 с.

14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.- М.: Академия, 2011.- 336 с.

15. Педагогика /Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Высшая школа, 2006.

16. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под. ред. С.А. Смирнова.- М.: Академия, 2001.- 386 с.

17. Подласый И. П. Педагогика.- М.: Просвещение, 2006.- 388 с.

18. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей.- М.: Логос, 2014.- 230 с.