Как диагностируют астму у детей

Курсовая работа

Тема: Профессиональная деятельность медицинской сестры в реабилитации детей с бронхиальной астмой.

 

 

Выполнила: Булия.Л.Г.

«__ »_______ 20 г.

подпись____________

Руководитель: Стеганцева О.Н.,

Преподаватель ВКК ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

________________________

«__ »_______ 20 г.

 

 

Москва 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3-4

Глава 1. Основная часть5

1.1. Этиология 5

1.2. Патогенез 5

1.3. Диагностика 5-6

1.4. Клиника 6-7

1.5. Причины бронхиальной астмы 7-8

1.6. Лечение 8-9

1.7. Профилактика 9-11

1.8. Реабилитация и прогноз 11

1.9. Осложнения

Вывод 12

Глава 2. Практическая часть

13-15

2.1. 15

2.1.1. Правила пользования ДАИ 15-17

2.1.2. Проведение пикфлоуметрии (ПФМ) 17-18

Вывод 19-20

Заключение22

Литература23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Бронхиальная астма (БА) — одно из самых распространенных заболеваний человечества, которому подвержены люди всех возрастов. Более 235 млн человек во всем мире страдают от этого заболевания. Доступность медицинской помощи хорошего качества, включая своевременную постановку диагноза, понимание тактики ведения и доступности необходимых лекарств, помогает избегать неблагоприятных исходов и осложнений.

Бронхиальная астма обычно развивается в раннем детстве. Более чем у 3/4 детей, у кого появились симптомы астмы до 7 лет, к 16 годам признаки БА могут исчезнуть. Однако БА может развиться в любом возрастном периоде, включая взрослую жизнь.

Но все же достигнуты определенные успехи в лечении БА: начали применяться новые методы иммунотерапии аллергической БА, переоценены существующие методы фармакотерапии, внедряются новые методы лечения тяжелой БА.

Таким образом, главным показателем эффективности терапии БА является достижение и поддержание контроля над заболеванием.

Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.

 

Цель исследования:

изучение профессиональной деятельности медицинской сестры в реабилитации детей с бронхиальной астмой.

11 стр., 5176 слов

Современные методы диагностики бронхиальной астмы и ее профилактика

... исследования: бронхиальная астма. Предмет исследования: диагностика и профилактика бронхиальной астмы. Цель работы: выявить связь контролируемости симптомов бронхиальной астмы с информированностью пациентов о заболевании и профилактической самодиагностикой его признаков. Работа включает в ...

Объект исследования:пациенты с бронхиальной астмой.

Предмет исследования:сестринский процесс при бронхиальной астме у детей.

Задачи:

Для достижения цели необходимо изучить:

· этиологию;

· патогенез;

· диагностику;

· клиническую картину;

· причины;

· лечение;

· профилактику заболевания;

· реабилитацию и прогноз;

· осложнения.

Проанализировать:

· два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса при бронхиальной астме;

· основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.

Сделать выводы по осуществлению сестринского процесса у данных пациентов.

Методы исследования:

· биографический (изучение медицинской документации);

· эмпирический – наблюдение;

· организационный (сравнительный) метод;

· психодиагностический (беседа).

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

Бронхиальная астма — это хроническое заболева­ние, характеризующееся периодически возникающими приступами экспираторной одышки (удушья), связан­ными с нарушением бронхиальной проходимости.

В детском возрасте выделяют три основные формы бронхиальной астмы: 1) атопическую, 2) инфекцион­но-аллергическую и 3) смешанную.

Этиология

В развитии атопической формы имеет значение сенсибилизация к неинфекционным аллер­генам, к которым относятся пищевые и лекарствен­ные аллергены, домашняя пыль, пыльца растений, шерсть и перхоть животных. Особую роль в возник­новении инфекционно-аллергической формы играют вирусы (гриппа, парагриппа, РС-вирусы), бактерии и гри­бы. Развитию заболевания способствуют неблагопри­ятные психогенные и метеорологические воздействия, чрезмерная физическая нагрузка.

Патогенез

В развитии всех форм бронхиальной аст­мы важное значение имеют аллергические механизмы. Склонность к аллергическим реакциям в значительной мере определяется наследственной предрасположеннос­тью. Приступ бронхиальной астмы обусловлен обструк­цией дыхательных путей вследствие повышенной чув­ствительности трахеи и бронхов к различным раздра­жителям. Нарушение проходимости бронхов связано с бронхоспазмом, воспалительным отеком слизистой оболочки, обструкцией мелких бронхов вязкой, плохо эвакуируемой мокротой.

Диагностика

В общем анализе крови характерна эозинофилия. В мокроте обнаруживают пласты и гра­нулы эозинофилов, вытесненные из разрушенных кле­ток (кристаллы Шарко-Лейдена).

В крови повышен уровень иммуноглобулинов Е. Для выявления специ­фического аллергена в межприступный период прово­дят кожные пробы с аллергенами. При необходимости — провокационные пробы.

Как диагностируют астму у детей

Врач собирает подробную информацию обо всех деталях жизни ребенка и о том, как развивается приступ.

Старый метод определения аллергии – кожная проба, когда на предплечье наносят растворы разных «раздражителей», и в месте контакта с аллергеном кожа краснеет.

Такую пробу нельзя проводить в день приступа, можно спровоцировать ухудшение, поэтому лучше сдать анализ крови на аллергены – это безопаснее и информативнее.

Следующий шаг – необходимо установить, какова степень нарушения работы дыхательной системы. Для этого проводится спирометрия.
Главные показатели спирометрии – объем форсированного выдоха и форсированную жизненную емкость легких. К сожалению, бронхиальную астму часто диагностируют слишком поздно, через много месяцев после появления симптомов. До этого диагноз может звучать как «обструктивный бронхит».

4 стр., 1707 слов

Презентация на тему: Медицинская реабилитация в психиатрии

... регламентации временных параметров реабилитационных мероприятий не всегда возможна. Проведение медицинской реабилитации больных с психическими расстройствами базируется на следующих основных ... жизнь. Первоначальная типология включает три вида реабилитации: медицинскую, профессиональную и психосоциальную. *Медицинская реабилитациявключает в себя фармакотерапию, лечебную физкультуру, диетическое ...

Клиника

В течении заболевания выделяют следу­ющие периоды:

1) предвестников;

2) приступный;

3) послеприступный;

4) межприступный.

Период предвестников наступает за несколько ми­нут, иногда дней до приступа и характеризуется появ­лением беспокойства, раздражительности, нарушением сна. Нередко отмечаются чихание, зуд глаз и кожи, за­ ложенность и серозные выделения из носа, навязчи­ вый сухой кашель, головная боль.

Приступ удушья характеризуется ощущением не­хватки воздуха, сдавлением в груди, выраженной экс­пираторной одышкой. Дыхание свистящее, хрипы слышны на расстоянии. Маленькие дети испуганы, мечутся в постели, дети старшего возраста принимают вынужденное положение — сидят, наклонившись впе­ред, опираясь локтями на колени, ловят ртом воздух. Речь почти невозможна. Лицо бледное, с синюшным оттенком, покрыто холодным потом. Крылья носа раз­дуваются при вдохе . Грудная клетка в состоянии мак­симального вдоха, в дыхании участвует вспомогатель­ная мускулатура. Мокрота при кашле отделяется с тру­дом, вязкая, густая.

При перкуссии определяется коробочный звук. Аускультативно на фоне жесткого или ослабленного дыхания выслушивается большое ко­личество сухих свистящих хрипов, нередко — крепи­тация. Тоны сердца приглушены, тахикардия. В раннем возрасте у детей преобладают отек и ги­персекреция, поэтому приступ удушья развивается от­носительно медленно, протекает более продолжительно и тяжело. При легком течении заболевания приступы редкие, 1-2 раза в год, легко купируются. Среднетяжелые при­ступы возникают 1 раз в месяц, купируются примене­нием противоастматических средств, нередко вводимых парентерально. При тяжелом течении приступы уду­шья частые, длительные, трудно купируются и перехо­дят в астматический статус, при котором приступ не удается купировать в течение 6-8 часов и более. Развитие астматического статуса характеризуется нарастанием дыхательной недостаточности, при этом выслушивается большое количество сухих и/или влаж­ных хрипов. Постепенно дыхание становится ослаб­ленным, исчезают хрипы в легких — формируется «не­ мое » легкое. При прогрессировании заболевания раз­вивается гипоксемическая кома.

В послеприступном периоде состояние больного постепенно улучшается, но в течение нескольких дней сохраняется влажный кашель с отхождением светлой слизистой мокроты, могут прослушиваться хрипы.

Причины бронхиальной астмы

Бронхиальная астма у детей чаще развивается на фоне наследственной предрасположенности к аллергии, но саму болезнь нельзя считать наследственной. Есть два основных провоцирующих фактора для бронхиальной астмы: аллергия и воспалительные заболевания дыхательных путей.

Чаще встречается форма болезни, которая провоцируется аллергией. Вызывающие ее «раздражители» могут быть любыми – пищевые продукты, пыль, пыльца растений, бытовая химия, шерсть животных.
Иногда астма оказывается завершающим звеном в цепочке аллергических проявлений: сначала аллергия у ребенка проявляется крапивницей, экземой (зудящей пузырьковой сыпью), сенной лихорадкой (насморком), и только через некоторое время организм начинает реагировать на аллерген именно астматическим приступом.

11 стр., 5176 слов

Современные методы диагностики бронхиальной астмы и ее профилактика

... профилактике пациентов. Объект исследования: бронхиальная астма. Предмет исследования: диагностика и профилактика бронхиальной астмы. Цель работы: выявить связь контролируемости симптомов бронхиальной астмы с информированностью пациентов о заболевании ... организма погодные условия: замечено, что характерно частое возникновение приступов бронхиальной астмы весной и осенью в сырую и холодную погоду. ...

Реже такие приступы появляются после периода частых воспалений дыхательных путей, в основном, бронхитов. И затем при каждой новом эпизоде острого респираторного заболевания (ОРЗ) возникают приступы астмы.

Лечение

В лечении бронхиальной астмы выделя­ют следующие этапы:

1) проведение терапевтических мероприятий, направ­ленных на купирование приступа;

2) противорецидивное лечение;

3) специфическая иммунотерапия.

Для купирования приступа применяют следующие препараты: адреналин, эуфиллин, сальбутамол, изадрин, теофиллин, теофедрин, солутан, беродурал и др. Оказа­ние неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы проводят с учетом данных о дозах и сроках ра­нее применявшихся препаратов, тяжести развившего­ся приступа. Для купирования легких приступов брон­холитические средства используют в виде ингаляций или внутрь. При среднетяжелом приступе бронхоли­тики: применяют в основном парентерально. В случае их неэффективности подкожно вводят 0,1 % раствор адреналина, через 15 минут — 5% раствор эфедрина (в возрастной дозировке).

Если эффекта нет, переходят к внутривенному введению 2,4% раствора эуфиллина, в тяжелых случаях прибегают к парентеральному вве­дению преднизолона (3-5 мг/кг массы).

Проводится оксигенотерапия; показаны антигистаминные средства, транквилизаторы, муколитики и протеолитические фер­менты. При выявлении признаков иммунологической недостаточности используют иммуностимулирующие препараты. При пищевой бронхиальной астме особое значе­ние в лечении: имеет соблюдение безаллергенной ди­еты, разгрузочная диетотерапия, назначение сорбен­тов, кетотифена. Лечение больных с тяжелым течением заболева­ния проводится в отделении интенсивной терапии. В послеприступном периоде бронхиальной астмы больного переводят на медикаментозное лечение в ам­булаторных условиях. На этом этапе детей и родите­лей необходимо обучить правильному выполнению ин­галяций, убедить в необходимости точного соблюдения рекомендаций.

Профилактика

Для профилактики бронхиальной астмы необходимо соблюдение следующих рекомендаций:

· прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов в день;

· исключение контактов с аллергеном (например, домашними животными, табачным дымом, резкими запахами);

· профилактика хронических инфекций верхних дыхательных путей (закаливание, курсы иммуномодулирующих препаратов, в случае отсутствия аллергии к ним, и другие методы);

· употребление гипоаллергенных продуктов для профилактики бронхиальной астмы;

· при невозможности исключения контакта с аллергеном (например, аллергия на пыльцу, пух тополя) показаны сезонные курсы противоаллергических препаратов (препарат, дозировка и длительность курса определяется индивидуально лечащим врачом);

· обязательный отказ от курения для профилактики бронхиальной астмы (в том числе и от пассивного);

· курсы лечебной физкультуры, возможно — занятия спортом (если физическая нагрузка не провоцирует приступы заболевания);

· по необходимости может быть показано рациональное трудоустройство (при наличии профессиональных вредностей), перемена места жительства (если больной проживает в старом сыром доме, на первом этаже).

Профилактика бронхиальной астмы в помещении, в котором проживает больной, должна включать:

· частая влажная уборка (не реже чем 2 раза в неделю);

· для профилактики бронхиальной астмы желательно отсутствие мягкой мебели, ковров, растений;

· постельное белье должно стираться не реже 1 раза в неделю при температуре 60º хозяйственным мылом;

· специальные пыленепроницаемые чехлы для матрацев, одеял и подушек для профилактики бронхиальной астмы;

· подушки, одеяла не должны быть перьевыми, из пуха или шерсти, лучше использование синтетических материалов;

· не должно быть домашних животных;

· для профилактики бронхиальной астмы периодически проводить борьбу с домашними насекомыми (тараканами и другими), а если дом загородный, то и с грызунами.

Реабилитация и прогноз

Проведение реабилитационных мероприятий при БА направлено на поддержание ремиссии болезни, восстановление функциональной активности и адаптационных возможностей дыхательного аппарата и других органов и систем.

С этой целью используется комплекс лечебно-восстановительных мер, включающий организацию лечебно-охранительного и диетического режима, применение лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и педагогического воздействия.

Физиотерапевтические процедуры (используются в дополнение к базисной терапии):

— иглорефлексотерапия

— лечение в соляных шахтах

— аэроионотерапия

— закаливание

— лечебная физкультура и гимнастика.

Климатотерапевтические процедуры:

— морские купания

— воздушные и солнечные ванны

— сон на воздухе и на берегу моря

Прогноз.

Характер и отдалённый прогноз заболевания определяются возрастом, когда возникло заболевание. У подавляющего большинства детей с аллергической астмой болезнь протекает относительно легко, однако возможно возникновение тяжёлых форм БА, выраженных астматических статусов и даже летальные исходы, особенно при недостаточной дозе базисной терапии.

Отдалённый прогноз БА, начавшейся в детском возрасте, благоприятен. Обычно к пубертатному периоду дети «вырастают» из астмы, однако, у них сохраняется ряд нарушений лёгочной функции, бронхиальная гиперреактивность, отклонения в иммунном статусе. Описаны случаи неблагоприятного течения БА, начавшейся в подростковом возрасте.

 

Осложнения

· астматический статус;

· спонтанный пневмоторакс;

· острая дыхательная недостаточность;

· эмфизема легких;

· хроническое легочное сердце;

· ателектаз легкого;

· пневмония;

· при длительном лечении БА гормональными препаратами — ожирение, гипертония, патологические переломы костей.

 

Глава 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

o как часто происходят приступы удушья?

o какие обстоятельства им предшествуют?

o известно ли, что их провоцирует?

o насколько они интенсивны?

o проходят ли приступы сами по себе?

o если нет, какими медикаментами они снимаются?

o на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

o наличие или отсутствие вынужденной позы;

o присутствие и характер одышки;

o присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

2. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

· ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);

· нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);

· нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);

· ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

· подавленное состояние из-за самого наличия болезни;

· присутствие страха перед следующим приступом;

· ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника);

· ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);

· депрессии из-за невозможности самореализоваться;

· уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих).

2. Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

3. Планирование.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой бр а у дет

Правила пользования ДАИ

Цель: лечебная

Показания: заболевания дыхательной системы, сопровождающиеся обструкцией

Противопоказания: непереносимость лекарственного средства

Оснащение:ДАИ

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре
Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно. Представился пациенту. Установление контакта с пациентом.
Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий. Мотивация пациента к сотрудничеству.
Получил согласие пациента. Соблюдение прав пациента.
Подготовил оснащение. Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции.
II. Выполнение процедуры
Вымыл и осушил руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Сообщил пациенту о лекарственном препарате и его побочных действиях. Соблюдение прав пациента.
Продемонстрировал пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства. Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции.
Встал (процедуру лучше выполнить стоя, при невозможности – сидя или лежа). Более эффективное выполнение манипуляции.
Снял с ингалятора защитный колпачок; перевернул баллончик вверх дном и встряхнул его Лекарственное средство перемешивается и перемещается к отверстию в баллончике.
Сделал максимальный вдох. Подготовка дыхательных путей к вдоху.
Мундштук вставил себе в рот, обхватил его губами. Лекарственное средство должно распыляться в ротовой полости.
Сделал глубокий вдох и одновременно нажал на дно баллончика. Распыление лекарственного средства перемещение лекарственного средства из ротовой полости по дыхательным путям
Извлек мундштук ингалятора изо рта, задержал дыхание на 5-10 сек. Необходимое время для лучшего всасывания лекарственного средства.
Сделал спокойный выдох через нос. Нормализация дыхания.
Попросил пациента имитировать применение ингаляционного баллончика самостоятельно Обучение пациента.
III. Завершение процедуры
При необходимости повторил п. 7-14. Обучение пациента.
Вымыл и осушил руки. Обеспечение инфекционной безопасности
Отметил реакцию пациента на обучение. Документация оценки и реакции пациента на обучение.

 

Проведение пикфлоуметрии (ПФМ)

Цель: диагностическая (определение ПСВ)

Показания: диагностика и мониторинг БА

Противопоказания: нет

Примечание:

Даже у одного и того же человека могут быть существенные расхождения при показаниях пикфлоуметрии. Для каждого человека характерен свой дневной и ночной режим. С практической точки зрения, необходимо определить для каждого пациента его собственную норму. Это можно сделать, используя так называемые лучшие личные показатели пациента.

Оснащение:пикфлоуметр, сменный мундштук, кожный антисептик

 

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре
Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно, представился. Установление контакта с пациентом.
Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий, показал правильное применение пикфлоуметра. Мотивация пациента к сотрудничеству.
Получил согласие пациента. Соблюдение прав пациента.
Подготовил оснащение. Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции.
II. Выполнение процедуры
Сообщил пациенту что при каждом при каждом измерении он должен занимать одинаковую позу (сидя или стоя). Более эффективное выполнение манипуляции.
Установил стрелку на ноль. Для получения достоверных данных.
Взял пикфлоуметр так, чтобы пальцы рук не перекрывали выходные отверстия и не мешали движению стрелки. Для предотвращения погрешностей.
Попросил принять нейтральное положение шеи (шея не согнута). Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции.
Инструктировал пациента вдохнуть максимально глубоко. Для набора воздуха в легкие.
Попросил обхватить губами и зубами мундштук пикфлоуметра, избегая закрывания отверстия мундштука языком Для избегания попадания исходящего воздуха за пределы измерительного аппарата
Попросил с максимальной силой выдохнуть воздух, акцентируясь на силе выдоха, а не его количестве. Для получения данных об объеме выдыхаемого воздуха
Определил показания. Для получения достоверной информации о ПСВ.
Повторить пп.7-12 еще 2 раза Определение максимальный результат.
Наилучший результат занес в дневник самоконтроля. Для диагностики или оценки эффективности лечения.
III. Окончание процедуры.
Продезинфицировал ПФМ, прополоскал проточной водой, высушил. Профилактика ВБИ.

Вывод. В ходе работы продемонстрировано использование всех этапов сестринского процесса, целью которого является удовлетворение жизненно-важных потребностей организма, поддержание и восстановление независимости пациента в самоуходе. И главная роль в этом принадлежит медицинской сестре.

Из проделанной работы можно сделать вывод, что главная роль медицинской сестры направлена на улучшение качества жизни пациента, облегчение состояния пациента, предотвращение обострения заболевания и адаптация человека в социуме после приобретения данного заболевания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа в медицине подразумевает собой ответственность за жизни людей. Нужно не только помочь пациенту, но и, в первую очередь, не навредить ему.

Осуществляя сестринский процесс, медицинская сестра должна быть коммуникабельной, чтобы выявлять нарушенные потребности и проблемы пациента, уметь оценить способность к самоуходу. Но пациенты с одинаковыми диагнозами имеют различные приоритетные проблемы, поэтому каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.

При бронхиальной астме у пациентов нередко возникают неотложные состояния, поэтому медсестра в данной ситуации должна действовать профессионально, четко и быстро выполнять сестринские вмешательства, так как от этого порой зависит не только здоровье, но и жизнь пациента. В этом и заключается особенность сестринского процесса при БА.

Бронхиальная астма – заболевание хроническое, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии, пациент должен многое знать и уметь сам.

Работа над курсовой помогла мне закрепить теоретические знания и применить практические умения и навыки при осуществлении сестринского процесса. Работая над ней, я получила бесценный опыт для работы по своей профессии.

Цель

задачи

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова: Сестринское дело в педиатрии. Издание «Феникс» 2015г.

2.

3. http://allergycentr.ru/reabilitacija-pri-bronhialnoj-astme.html