Содержание:
Введение 3
1. Становление и развитие психоаналитического направления 6
2. Женские психоаналитические теории 10
3. Влияние психоанализа на феминизм 27
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Введение
Психоанализ — это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.
В основу теории общего психического развития легла концепция о стадиях детской сексуальности, которой посвящена отдельная глава моего реферата (“Психосексуальные стадии развития”).
На её базе Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности, и учение о сублимации.
Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте. Фрейд определял его как переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие одновременно чувства и поведение. Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера [24].
Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах её функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие психоаналитические лечебные методы. Как цель психоаналитической терапии он называл максимально глубокое развитие бессознательных психических процессов и представление их сознанию для интеграции.
Также в числе основателей психоанализа называют двух ближайших учеников Фрейда — Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера, которые отошли от психоанализа в силу принципиальных различий и создали свои теории (аналитическая психология и индивидуальная психология соответственно).
Дальнейшее развитие психоанализа шло в рамках неопсихоанализа. Особую роль в нём сыграло направление, придающее большее значение социокультуральным факторам в развитии невроза, учитывающее влияние общества на выбор и формирование невротических симптомов. Среди его представителей — Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх и др.[24]
В 1970-х годах в психологии наряду с продолжающимися публикациями в традиционных концепциях — психоанализе, когнитивной психологии, бихевиоризме — возникли новые материалы и подходы: психологи, психотерапевты и психоаналитики начали исследовать влияние полового фактора на психологическое развитие женщины. Они разделились на две группы, одна из которых сосредоточилась на совершенствовании существующих теорий, работая с концепциями «отцов» психоанализа Фрейда и Юнга; другая же — чей подход описывается в этой работе — предположила, что к появлению новых ценностей, категорий и терминов может привести тщательное изучение жизненного опыта женщин, который раньше психологи, психоаналитики и психотерапевты фактически игнорировали.
Теория развития в гештальт-подходе
... Ребенок первоначально не имеет ни малейшего представления о том, как называется то недифференцированное возбуждение, которое он испытывает. Лишь по ходу развития в течение первых лет жизни ... их взаимодействия. Несмотря на всю сложность, эта область представляется более перспективной для развития гештальт-теории. Поэтому в этом направлении и начнем двигаться. Для более последовательного и ...
Изначально психоаналитическая теория рассматривала психическое развитие женщины, с точки мужчины. Ей приписывались и кастрационный комплекс и тяга к мазохизму. С появлением женских психоаналитических теорий, психическое развитие женщины начало пересматриваться совершенно с другого ракурса, уходя от чисто биологического рассмотрения развития психики, к изучению влияния на женскую психику культуры и общества.
Исходя их этого, нами была выбрана тема курсовой работы: «Женские психоаналитические теории», актуальность которой заключается в достаточно малом количестве работ, направленных на изучение данного направления в психоанализе.
Целью данной работы является изучение основных женских психоаналитических теорий.
Связи с темой и целью данной курсовой работы перед нами были поставлены следующие задачи:
— изучение литературы и систематизация материала по теме становления и развития психоаналитического направления;
— изучение литературы и систематизация информации для составления обзора основных женских психоаналитических теорий;
— изучение влияния психоаналитического направления на феминизм.
Объектом исследования являются научные работы женщин психоаналитиков;
Предметом исследования являются женские психоаналитические теории.
1. Становление и развитие психоаналитического направления
В данной части работы, нами была поставлена цель показать основные пути становление и развития психоаналитического направления, избежав повторения всем известных постулатов психоанализа.
Возникнув в начале века одно из направлений медицинской психологии, психоанализ, сначала усилиями Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США.
Психоанализ — не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать”. По мнению Бергера, главной социальной причиной распространения психоанализа является почти полное разделение сфер публичной и частной жизни в буржуазном обществе. Это ведет к “кризису идентичности”: лишь немногие люди имеют возможность найти свое “подлинное Я” в гражданской жизни, политике, бизнесе, культуре. Для большинства же в условиях разделения труда и капиталистической рационализации производства и потребления остается искать свое “подлинное Я” в частной жизни.[24]
изучение развития личности в группе.
... формирования и функционирования групп и личности в ней. Целью данной работы является изучение развития личности в группе. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 1) ... 3) Классифицировать группы; 4) Рассмотреть понятия группы и коллектива; 5) Изучить стадии развития группы; 6) Проанализировать отношения в группе; 7) Проанализировать роли в группе. Объектом ...
Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. Взгляд Фрейда на искусство, религию, мораль, сознательные институты — это взгляд врага, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания. Психоанализ развивался по следующему направлению: от терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов к “ метапсихологии”, то есть совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и “судьбах влечений”.[15]
Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии, религоведении, социальной психологии и социологии и т.д. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта.
История развития психоаналитического движения во многих странах мира не столь драматична, как история психоанализа в России, где в 30-е годы XX века была полностью запрещена психоаналитическая теория и даже практика, на протяжении шестидесяти лет она не принималась по идеологическим соображениям, и только в 90-е годы психоанализ возродился. И, тем не менее, история становления и развития психоаналитического движения имеет свои особенности, связанные как с распространением психоаналитических идей по всему миру, так и с несогласиями в рамках самого движения, приведшими к возникновению новых направлений в психологии и психотерапии.[15]
Первым фундаментальным трудом по психоанализу можно по праву считать книгу «Толкование сновидений», 1900. Но первый тираж был всего 600 экземпляров и, чтобы раскупить их все, потребовалось 8 лет. Следующие труды были более популярны и получали все большее распространение в широких научных кругах, вызывая одобрение у многих психологов мира. Вместе с тем всегда находились и критики, не принимавшие теорию психоанализа. Несмотря на это, в 1902 году было создано небольшое общество «Психологическое общество по средам», которое позднее сменило имя на «Венское психоаналитическое объединение». Имена практически всех членов объединения известны в мире как имена ведущих психологов и аналитиков.
Психоанализ получил свое распространение в таких странах, как Голландия, Польша, Россия, Франция, Швейцария. В 1911 году возникла Американская психоаналитическая ассоциация. Регулярно стали собираться Международные психоаналитические конгрессы и издаваться различные психоаналитические журналы…………..
Заключение
Большинство психоаналитиков вслед за Фрейдом в поисках путей объяснения и терапии концентрировали свое внимание на детстве и ранних переживаниях. Именно в раннем детстве проявляются первые различия в психическом развитии мальчиков и девочек, однако психоаналитиками, стоявшими у источников психоанализа, были допущены некоторые пробелы в теории. Это и недостаточное изучение препубертата, и приписывание девочкам кастрационного комплекса без объективных доказательств.
История возникновения и развития гендерных исследований в зарубежной ...
... Развитие гендерной проблематики в рамках теории социального конструкционизма Теория социального конструкционизма – одна из современных популярных социально-психологических концепций. Именно на идее конструирования гендерной составляющей личности и базируются исследования, ... стали называть гендерными различиями. Развитие феминизма и эмансипации Ж: амазон-феминизм (физическое равенство), культурный, ...
Представленные нами основные женских психоаналитические теории достойны глубокого уважения за их вклад в женскую психологию, вклад, много лет остававшийся в тени, который, однако, оказал на науку большое влияние после переиздания трудов некоторых авторов в конце 60х годов прошлого века. Этот вклад замечателен тем, что развитие женщин исследуется с женской точки зрения и по их значимости в культурной конструкции пола.
В данной работе нам удалость представить краткий обзор основных женских психоаналитических теорий, обозначить особенности концепций каждого автора, определить вклад в психологию женщин. Также в нашей работе уделено внимание влиянию психоаналитического направление на феминизм и рассмотрено такое направление феминизма, как психоаналитический феминизм.
Таким образом, цель, поставленная нами в начале исследования, была достигнута, задачи выполнены.
Данная работа ценна тем, что представляет собой относительно полный обзор различных психоаналитических теорий, созданных женщинами-психоаналитиками, что само по себе является уникальным, так как данному вопросу в современной науке уделяется достаточно мало внимания. Так как на современном этапе развития общества женщина участвует во всех областях социальной жизни, нагрузка на её психологическое здоровье постоянно растёт, возникает необходимость глубокого изучение психологии женщины, пересмотр особенностей её психического развития, что не возможно без изучения и обобщения накопленного в науке опыта по данной проблематике.
Список использованной литературы
1. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. М.: REFL-book; Киев: Ваклер, 1997.
2. Бём Сандра. Трансформация дебатов о половом неравенстве / Феминизм и гендерные исследования. Тверь, 1999.
3. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М.: УРСС, 2004.
4. Клёцина И.С. Гендерная социализация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.
5. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребёнка / Психоанализ в развитии: Сборник переводов. Екатеринбург: Деловая книга, 1998,
6. Кляйн М. Зависть и благодарность. СПб.: Б.С.К. 1997.
7. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., Политиздат, 1977
8. Маршалл Шейли, Кибер Кайли. Власть прикосновения. М.: Сафо, 1992.
9. Некрасов С.Н., Возилкин И,В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991.
10. Пайндз Динора. Бессознательное использование своего тела женщиной. Психоаналитический подход. СПб: Восточно-Европейский Институт психоанализа, 1997.
11. Решетников М.М. Вступление. Благословенный и запретный инцест / Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб.: В-Е. Институт Психоанализа, 1997.
12. Ритцер Дж. «Современные социологические теории», — СПб: Питер, 2002
13. Соколова Е. Женский психоанализ и феминизм / Дайджест теоретических материалов информационного листка «Посиделки» 1996-1998. СПб: ГОДГП, 1999.С.39-41.
Теория личности Зигмунда Фрейда 2
... амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. На грани внутреннего взрыва. Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так ... дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в ...
14. Стайнем Глория. Если бы Фрейд был женщиной / Все люди сестры Бюллетень ПЦГП №3, СПб: ПЦГП, 1994.
15. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психодинамические теории личности. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1998.
16. Тартаковская И. Н. Социология пола и семьи. Самара: Международный институт «Открытое общество», Самарский филиал, 1997
17. Теория и история феминизма. Харьковский центр гендерных исследований, Ф-Пресс, 1996,
18. Тернер Брайан. Современные направления развития теории тела / Thesis, 1994,вып.6.
19. Томсон Девид. Мужское Я в творчестве Зинаиды Гипиус: литературный приём или психологическая потребность / Преображение №4,1996,
20. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
21. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб.: Лань, 1997.
22. Хорни К. Женская психология. СПб: Восточно-Европейский Институт психоанализа, 1993.
23. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». Под ред. О.А. Ворониной. М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000.
24. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности, Питер 2003, 608 с.
25. Элиот П., Мендел Н., Теории феминизма// Гендерные исследования: феминистская методология в социальный науках. / Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 1998.