Изучение взаимосвязи способностей и темперамента

Содержание

Введение 3

1. Способности 8

1.1. Понятие, способности 8

1.2. Виды способностей 10

1.3. Уровни развития способностей 15

2. Взаимосвязь способностей и темперамента 19

2.1. Темперамент как свойство нервной системы 19

2.2. Типы темперамента 20

2.3. Особенности проявления способностей у людей с различными типами темперамента 23

2.4. Изучение взаимосвязи способностей и темперамента 25

Заключение 31

Список используемой литературы 35

Введение

Тема способностей и взаимосвязи их с темпераментом, которую я выбрала для исследования, актуальна в наши дни. Проблема . способностей постоянно ставится перед человеком жизнью, Ока всегда была столь же важной, сколько и увлекательной, Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой велели и долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам господствующих слоев капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.

В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась неоднократно (исследования В.Г.Ананьева, Э.А. Голубевой, В.Н.Дружинина, В.А.Крутецкого, В.С.Мясищева, Б.М. Тешюва, С.Л, Рубинштейна, В.Д.Шадрмкова и других).

При этом можно выделить два основных подхода, к данной проблеме. В основе первого из них лежит прежде всего, теория развития способностей Б.М.Теплова.

Б.М.Теплов рассматривал способности в плане индивидуально-психологических различий и ввел в их определение три основных признака. Он понимал под способностями индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Данный подход получил свою дальнейшую разработку в исследованиях по дифференциальной психологии и прежде всего в работах Э.А. Голубевой, Е.А. Климова. В.С. Мерлина и других. Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях.

Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью- В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.

6 стр., 2524 слов

Психологические особенности человека. Характер и темперамент 3-4

... Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить ... что может привести к травмированию. Изменение психического состояния человека возможно от длительного употребления алкоголя, лекарств, содержащих ... для подбора кадров, но и для разрешения проблем по распределению работы, для консультаций по выбору ...

В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства, человека, и условий его жизни. Способного или неспособного нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.}. Она всегда синтез свойств человеческой личности.

Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней, Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент оказывает сильное влияние на характер человека, на его поведение, а также на общую работоспособность. Особенности темперамента

сказываются и в учебных занятиях, и в трудовой деятельности. Именно поэтому изучение типов темперамента, их влияния на деятельность, оказывается не только полезным, но и необходимым, особенно для работников управленческой сферы,

6 стр., 2657 слов

Связь способностей и одаренностью со склонностью к определенному ...

... освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие. Математические способности человека никак не ... образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека. Характеристика темперамента: 1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, ...

Темперамент (лат. Temperament — надлежащее соотношение черт от temperо — смешиваю в надлежащем состоянии) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состоянии.

Темперамент — качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент

относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте к взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Вопрос связи способностей и темперамента заслуживает рассмотрения, являясь актуальным на современном этапе развития и самореализации личности.

Целью данной курсовой работы является изучение взаимосвязи способностей и темперамента.

Объектом исследования — способности и темперамент человека

Предмет — взаимосвязь способностей и темперамента.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать теоретические источники.

2. Раскрыть сущность способностей, понятия темперамент

3. Изучить взаимосвязь способностей и темперамента.

Гипотеза: существует взаимосвязь между способностями и темпераментом.

Методы: анализ литературы, тестирование.

База исследования: телекомпания «Город-ТВ»

Выборка составила 15 человек в возрасте от 23 до 38 лет.

Из них __________________________________________________________.

1. Понятие способности.

1.1 Понятие, способности

Способность, будучи одной из наиболее общих психологических понятий по-разному трактуется учёными. В отечественной психологии подчеркивается, что способность является индивидуально-психологической особенностью человека (Б.М. Теплов) и представляет собой сложное синтетическое образование (С.Л. Рубинштейн).

Б.М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу наиболее часто используемого в отечественной психологии определения способностей.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности или ряда деятельностей несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость, быстроту и прочность овладения новыми способами и приемами деятельности.

12 стр., 5594 слов

1. Основные физические способности (качества) человека

... процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.). Силовые способности 1. Природа силовых способностей человека. Силой (или силовыми способностями) называют способность человека преодолевать ... гири 24 и 32 кг) больше соответствует бытовой и профессиональной деятельности, требующей проявления относительно небольшой силы, чем занятия тяжелой атлетикой ...

Разработка проблемы способностей в отечественной психологии связана с именем трёх крупнейших учёных Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева.

Б.М. Теплова интересовали общие проблемы способностей. Именно он выделил те три признака способностей которые положены в основу большинства определений предлагаемых в учебниках по психологии. Кроме того он изучал взаимосвязь способностей и задатков (на примере музыкальных способностей).

Рассматривая связь между способностями с одной стороны и знаниями, умениями, навыками, с другой Теплов подчёркивал что они не сводимы один к другому а находятся в в диалектической взаимозависимости: способности обусловлены наличными у человека знаниями, умениями и навыками и, всю очередь сами позволяют более легко и прочно овладеть знаниями, умениями и навыками.

С.Л. Рубинштейн активно разрабатывал вопрос о соотношении способностей и одарённости. Он предложил трактовку способности как обобщения психических процессов и деятельности. Он утверждал что ……..

Список используемой литературы

1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера, Л., 1949.

2. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика, -М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

3. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь,2005.

4. Леонтьев А А. Вопросы психология №2.

5. Малых СБ., Егорова М.С., Мешкова Г.А. Психогенетика.т.1: Учебник для вузов, — СПб.: Питер, 2008.

6. Мерлин В,С.Очерк теории темперамента, М., 1964.

7. Моляко В.А. Проблемы психологин творчества и разработка подхода к изучению . одаренности.// Вопросы психологии. 1994, №5.

8. Немов.Р.С Психология: Учебник,- М,: Высшее образование, 2008.

9. НебылицинВ.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.

10. Павлов HLIL Полное собрание сочинений. Изд. 2-е.ТЗ-4. М., Л., 1951.

11. Психология индивидуальных различий./ Под ред. Ю.Б. Гиппеирейтер, и В.Я.Романова — М., ЧеРо, 2000.

12. Платонов К.К. Структура и развитие личности . М.: Наука, 1986.

13. Проблемы способностей / Под ред. В.Н. Мясищева. М. 1962.

14. Психологические особенности человек/ Ковалев А.Г., Мясищев.В.Н., т.1 JL, 1957.

15. Першина. Л.А. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов.

— М.: Академический Проект. 2004.

16. Рубинштейн C.Л. Темперамент и характер. — В кН.: Основы общей психологии. . М., 1946.

17. Н.Е. Ревская. Психология и педагогика: Краткий конспект Курса лекций -СПб»: ООО «Издательство «Альфа», 2001

18. Рубинштейн. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

19. СимоновЛХВ., Ершов П.М. Темперамент. Характер, Личность. М.: Наука, 1984,

20. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий .М.: 1961.

21. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. М.: Педагогика. 1985.

22. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб, и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.

3 стр., 1242 слов

Проблема выживания человека в условиях автономного существования ...

... опасного врага, подчинив себе все мысли и поступки. Поддавшись страху, человек окончательно утрачивает способность контролировать свои действия, принимать правильные решения. В экстремальных ситуациях важно ... ненаселенной местности, например, в пище и воде, порой превращается в неразрешимую проблему. Жизнь человека при этом зависит не только от образования, профессиональных навыков, материального ...

23. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека.М.: Аспект Пресс, 2007.