МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Калужский филиал
Кафедра общей и экономической психологии
Курсовая работа
По дисциплине психодиагностика
Тема «Изучение экспрессивного компонента эмоций»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты экспрессивного компонента эмоциональных отношений. 6
1. Проблемы изучения эмоциональных отношений и аттракций в психологической науке. 6
2. Регулятивная роль экспрессивного компонента эмоций 12
3. Взаимозависимость эмоций и их выражения. 18
Глава 2. Изучение экспрессивного компонента эмоциональных отношений (на примере аттракции) 25
1. Описание методики 25
2. Обработка результатов 27
3. Анализ результатов 27
Заключение 34
Литература 35
Введение
Тема данной работы – изучение экспрессивного компонента эмоций.
Эмоции и воля. Эмоционально-волевая регуляция в професииональной деятельности
... от личных особенностей реагирования. Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событ ... с потребностью в преодолении преград, обладает самостоятельностью по отношению к мотивам, изначально создавшим данное поведение. Специфические действия ... человеческой деятельности. Проблемы различия философских подходов к проблеме изучения и понимания воли попытались найти своё отражение в ...
Многим из нас кажется, что в области эмоциональных отношений между людьми все понятно, никаких неясных вопросов нет. К сожалению, опыт человеческих взаимоотношений разбивает эту уверенность.
Психологическое исследования экспрессивного компонента эмоциональных отношений между людьми необходимо для того, чтобы внести ясность в вопрос о том, почему возникают и как развиваются эмоциональные отношения между людьми. Поскольку экспрессивный компонент здесь играет весьма важную роль, главная роль в изучении будет принадлежать ему.
Говоря об отношениях между людьми, мы обращаемся одновременно к двум классам явлений:
-
Оценка субъектами этих взаимоотношений («у нас хорошие отношения»).
-
Оценка носит всегда выраженный эмоциональный характер, и может быть обозначена экспрессивным компонентом (или эмоциональным аспектом межличностных отношений).
Значимость исследования экспрессивного компонента эмоций в межличностных отношениях – необходимо для организации различных форм психокоррекции (т.к. опыт многих психологов показывает, что люди терпят неудачи в межличностных взаимоотношениях именно из-за нарушений эмоциональных отношений.
Трудности с которыми сталкиваются люди при установлении и развитии эмоциональных контактов, свидетельствуют о том, что для решения этих проблем просто здравого смысла и жизненного опыта всегда бывает достаточно. Экспрессивных эмоциональных отношений необходимо использовать и в ходе воспитательного процесса.
Цель данной работы: изучение экспрессивного компонента эмоций.
Задачи работы
Изучение проблем экспрессивного компонента эмоциональных отношения в психологической науке.
Исследование регулятивной роли экспрессивного компонента эмоций, а также взаимозависимости эмоций и их выражений.
Проведение эмпирического исследования по изучению экспрессивного компонента эмоциональных отношений (чувства симпатии).
Определение эмоциональных явлений. Функции эмоций
... человеком (животным организмом) субъективных отношений к событиям и явлениям окружающей действительности. Эмоциональные явления проявляются в трех аспектах: а) внешние формы выражения в мимике, пантомимике, невербальных (экспрессивных) компонентах ... основные субъективно регистрируемые признаки эмоций? Первичные характеристики: · Принадлежность любого эмоционального явления к переживанию в ...
Объектом нашего психологического анализ явилось положительный по знаку эмоциональных компонент – симпатия.
Нужно отметить, что положительный полюс экспрессивного компонента эмоций исследован значительно хуже, чем отрицательный. Это отражает исторически сложившиеся в психологии большее внимание к негативным, чем позитивным моментам человеческой природы. К тому же у положительных эмоций в диапазоне средних значений интенсивности «объектный» компонент обладает большей конкретнолстью и информативностью, чем «субхективный» (у отричатльных субъективный выражен сильнее объективного).
Для исследования нами было выбрано 30 человек (15 женщин, 15 мужчин), студентов Бауманского университета. Нами была предложена специальная методика.
Гипотеза исследования: поскольку известно, что объект положительного эмоционального отношения отражен в сознании субъекта более конкретно, чем объект отрицательного, то можно предположить следующее. Положительный экспрессивный эмоциональный компонент в большей степени связан с реальными взаимодействиями с другими людьми, а именно в нем ярче, чем в отрицательном проявляется не только общепсихологические, но и социально-психологические закономерности.
Глава 1. Теоретические аспекты экспрессивного компонента эмоциональных отношений.
1. Проблемы изучения эмоциональных отношений и аттракций в психологической науке.
Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реализования. Исследование экспрессивного эмоционального компонента началось более 100 лет назад. Начало изучение данной проблемы связано с трудами Дарвина, а также Боринга и Титченера.
Поскольку наша работа посвящена изучению экспрессивного эмоционального компонента при исследовании симпатий, то коснемся проблемы изучения аттракции.
Краткий психологический словарь», определяющий аттракцию как «понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого» и словарь Инглиша и Инглиш определяющий ее как такую особенность объекта, которая способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность. В то же время отмечается,, что, хотя аттракция приписывается объекту, на самом деле. — это характеристика взаимодействия между человеком и объектом. Таким образом, аттракция объекта определяется потребностями и желаниями человека, его оценивающего, не в меньшей степени, чем характеристиками самого объекта.1
Факторы возникновения аттракции при межличностном восприятии
... межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникшего отношения. Процесс аттракции - это возникновение положительного восприятие одного человека другим. В отечественной психологической науке немного работ, которые были бы посвящены изучению ...
К сожалению, и эти достаточно подробные дефиниции не дают адекватного представления о том, что понимают под аттракцией ее исследователи. Сами же они либо вообще не дают определения аттракции, либо дают определения ___чрезвычайно краткие несогласующиеся не только друг с другом, но иногда даже с подходом к этой проблеме самого автора.
Такая терминологическая неясность имеет, помимо новизны темы, и ряд других причин. Назовем лишь одну из них. В социально-психологической литературе наряду с термином «аттракция» существуют и другие термины, очень близкие ему по смыслу, содержание которых частично даже пересекается с содержанием, вкладываемым в понятие аттракции. Это либо побуждает ученых, исследующих аттракцию на эмпирическом уровне, вообще отказываться от определения, ссылаясь на общепринятые представления, либо диктует необходимость отделения аттракции от сходных феноменов и приводит к громоздким, с трудом переводимым на операциональный язык, дефинициям.
Таким образом, для решения задачи соотнесения эмоциональных отношений с другими явлениями необходимо обратиться к самому содержанию феномена аттракции, ориентируясь вначале на интуитивные, «вненаучные» представления о нем, — в конце юнцов именно факт присутствия аттракции в реальной жизни до и вне зависимости от ее изучения и определений является стимулом к научным исследованиям, Итак, прежде всего аттракция — это чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем, аттракция — это отношение к другому человеку, т. е. она принадлежит и к классу социальных установок; наконец, аттракция — это щенка человека (хороший, симпатичный следовательно, она представляет собой определенный компонент межличностного восприятия. Обратимся к взаимоотношениям аттракции» каждым из этих трех явлений.
Рассмотрение аттракции как эмоции — при этом аттракция становится проблемой общей психологии — подготовлено анализом эмоций, содержащимся в трудах Ф. В. Бассина , Л. В. Благонадежиной В. К. Вилюнаса, Л. С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, П. В. Симонова, Т. X. Шйнгарева и др. Специфика же аттракции по сравнению с другими эмоциями состоит в ее Предмете — аттракция есть эмоция, имеющая своим Предметом другого человека.2
Анализ аттракции как аттитюда (социальной установки) подготовлен самой историей развития ее экспериментального изучения. Если обратиться к тактике измерения аттракции, обнаружится, что, Несмотря на разнобой определений, в ней просматривается единообразие. Оно состоит в том,- что большинство авторов измеряет аттракцию, как аттитюд на другого человека. Таким образом, представление об аттракции как об аттитюде имплицитно заложено в большинстве посвященных этому, феномену работ.
В чем же видится специфика аттракции по сравнению с другими аттитюдами?
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Объектом аттитюда может быть любой реальны или воображаемый объект, любой аспект социально жизни или элемент когнитивной структуры. Однако в силу различных причин в социальной психологи почти повсеместно изучались аттитюды на болышие группы людей, социальные институты или явлении общественной жизни. Аттитюды на одного, конкретного, человека изучались крайне редко, а в тех случаях, когда они все же рассматривались, объекты отношения были максимально деиндивидуализированы, их «видовые» свойства (например, классовая и национальная принадлежность политического деятеля обладали большим весом, чем индивидуальные, которых испытуемые зачастую даже не были осведомлены. специфической особенностью аттракции является именно то, что она представляет собой аттитюда на единичный объект, на—индивида, в отличие от обычно изучаемых аттитюдов на некоторый класс объектов.
Последним из трех феноменов,— соотношение с которыми аттракции мы рассматриваем, является межличностное восприятие. Идея подхода к аттракции как к компоненту межличностного восприятия выдвинута давно. Если исследователи, изучающие аттракцию на эмпирическом уровне, не всегда задумываются о ее месте в структуре науки, то ученые, пытающиеся эксплицировать такую структуру, по необходимости должны это делать. Показательным является тот факт, что в подавляющем большинстве учебников по социальной психологии, в том числе и в учебнике для психологических факультетов университетов, написанном Г.М.Андреевой, аттракция включается в раздел, посвященный межличностному восприятию.
Межличностное восприятие изучалось многими советскими исследователями. Прежде всего необходимо назвать работы, выполненные А. А. Бодалевым и его сотрудниками и учениками. Для большинства исследователей межличностного восприятия предметом изучения являлись такие когнитивные—компоненты как точность восприятия, приписывание межличностных черт на основе особенностей внешности, искажения в восприятии другого человека и т. д. Эмоциональные компоненты образа другого человека исследовались значительно реже, во всяком случае, обычно не вычленялись в качестве особой научной проблемы. Вместе с тем на уровне констатации эмоциональная оценка объекта межличностного восприятия фигурировала в исследованиях и ее наличие очевидно. В частности, этой проблеме посвящены в значительной степени работы по невербальным средствам общения, например, работы В. А. Лабунской по экспрессивным движениям. Можно предположить, что именно эти, недостаточно пока изученные эмоциональные компоненты межличностного восприятия и составляют содержание межличностной аттракции. 3
Перед тем как перейти к интеграции трех вышеизложенных представлений об аттракции, остановимся ёщё на одном моменте—на возможности—рассматривать аттракцию в системе общения. В советской социальной психологии предпринято несколько попыток проанализировать структуру общения как чрезвычайно сложного и многостороннего процесса. Так, согласно Г. М. Андреевой, общение может быть охарактеризовано «путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной». Следовательно, аттракция, или эмоциональные отношения, как компонент межличностного восприятия органично входит и в структуру общения, составляя его эмоциональный фон или эмоциональный компонент.
Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
... отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью. Эмоциональные состояния человека ... проявления: Настроение. Одно из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так и ...
Эмоциональные отношения выступают как бы в трех ипостасях: эмоция, имеющая своим предметом другого человека, аттитюд на другого человека-эмоциональный компонент межличностного восприятия. Есть ли основание говорить о едином явлении, описываемом этими тремя дефинициями? На наш взгляд, есть; более того, все три определения относятся к одной и той же реальности.
Понятия эмоция и аттитюд долгое время считались практически не связанными, если исключить констатацию наличия так называемого эмоциолального компонента в структуре аттитюда. Это неоднократно отмечалось советскими исследователями, осуществлявшими критический обзор зарубежных исследованн по данной проблеме: В. А. Ядовым П.М.Шихиревым и др. Однако проведенный В. С. Магуном анализ показал, что «познавательный и эмоциональный компоненты аттитюда… соответствуют познавательному (объективному) и собственно эмоциональному (субъективному) компонентам эмоции, в целом эти два компонента аналогичны эмоции в ее общепсихологическом понимании». Поскольку в исследовании аттракции как аттитюда поведенческий компонент рассматривается крайне редко, а чаще всего речь идет о когнитивном компоненте, то можно считать, что между первым и вторым определениями ет противоречия.4
Что же касается третьего определения аттракции как эмоционального компонента общения и межличностного восприятия, то практически оно совпадает с ее первым определением — как специфической эмоции. Оно не противоречит и представлениям о аттракции как аттитюде. «Предметами аттитюда, — как пишет В. С. Магун, — являются лишь значимые для человека объекты —- об этом—свидетельствуют ——как формальные определения так и вся реальная эмпирическая база». Но эмоциональный компонент восприятия другого человека отражает значимость объекта с точки зрения субъекта, т. е. носит аттитюдный характер. Это проявляется, в частности; и в той роли, которую играет аттракция в селективном отборе информации при конструировании образа другого человека. Согласно А. М. Эткинду, «уровень аттракции в межличностном восприятии, подобно уровню самоуважения в самовосприятии, работает как мощный фильтр, отбирающий перцептивные признаки или приписывающий им веса».
Таким образом, аттракция может -быть описана через свою специфику по отношению к эмоциям, аттитюдам и межличностному восприятию, поскольку с каждым из этих явлений она находится в соотношении частного к общему.
Анализ .эмоциональных отношений может строиться как вокруг аттракции (тогда это будет эмоциональное отношение одного человека к другому), так и вокруг объективно существующего процесса мы будем иметь дело с проблемой эмоциональных отношений между людьми).
Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...
... определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоциональная сторона отношения, наиболее ярким примером которой является любовь и вражда, относится в ... эмоций) охватывает три разнородных группы явлений — эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувством. Отношения ...
В первом случае все внимание уделяется чувствам и мнениям партнеров друг о друге, при этом неизбежно обедняется —если не теряется вовсе — специфика разных этапов, развития отношений; отметим, что именно в этом направлении долгое время шли исследования эмоциональных отношений. Во втором случае в фокусе Показываются закономерности развития отношений, в рамках перехода от одной фазы к другой.
Мы будем придерживаться логики этого последнего подхода. Эмоциональные отношения будут рассматриваться как развивающийся во времени процесс, закономерно, переходящий от одного этапа к другому. Это позволит нам осудить закономерности эмоциональных отношений разного уровня глубины и сложности, от первоначальной симпатии до страстной любви. Аттракция же будет анализироваться прежде всего не как единое для всех этапов, как специфическое для каждого из них явление. Преимущества такой ориентации на процесс,, а не на аттракцию еще и в том, что здесь более четко выступает межличностный характер эмоциональных отношений, включение в них не одного, а двух субъектов одновременно — при ориентации на аттракцию как на центральное понятие эта субъектная специфика эмоциональных отношений может легко «потеряться». Исследование проблемы есть ответ на какие-то конкретные вопросы., Правильное формулирование их является необходимым условием успеха всей работы. Профессионализм состоит, в частности, и в том, чтобы отграничивать те вопросы, на которые можно ответить с помощью методов данной науки от тех, которые выходят за пределы ее компетенции
Специфика эмоциональных отношений по сравнению с другими явлениями ставит свои, непосредственно вытекающие из их особенностей вопросы. Главный из них — и именно ответу на него и посвящены три последующие главы этой книги — состоит в проблеме детерминации эмоциональных отношений в паре на разных этапах развития этих отношений. 5
2. Регулятивная роль экспрессивного компонента эмоций
Эмоциональные отношения играют огромную роль в жизни человека. Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, продемонстрировали, что стабильные эмоциональные отношения постоянно занимают верхние места в иерархии ценностей, опережая такие значимые из них, как, например достаток и работа .
Общей особенностью биографий людей, оценивающих как счастливых, является наличие у них надежных и удовлетворяющих их эмоциональных отношений. Можно предположить, что по мере исторического развития эмоциональные отношения людей друг к все в большей степени выступают в качестве непосредственных регуляторов поведения. Это связано с возрастанием роли психологических факторов детерминации таких важнейших институтов, как минуты дружбы и семьи. Если, например, прошлом можно было представить себе семью, характеризующуюся преимущественно негативными эмоциональными отношениями между супругами или вовсе имеющую внутрисемейных эмоциональных связей то сейчас такая семья скорее всего прекратит свое существование.
Проблема роли эмоциональных отношении в жизни человека весьма актуальна для психологической науки. Как отмечал А. Н. Леонтьев, классические теории эмоций рассматривают их трансформацию человека как инволюцию, что и порождает ложный идеал воспитания, сводящийся к требованию «подсчитать чувства холодному рассудку». В действительности же, по мнению А. Н. Леонтьева, «эмоциональные процессы и состояния имеют у человека свое собственное положительное развитие»… Прежде всего, как показывают эмпирические результаты, эмоциональные отношения влияют на характер протекания процессов внутригруппового взаимодействия. Так, например, существует положительная связь между аттракцией и склонностью приходить на помощь тому, к кому она испытывается. Усиление аттракции сопровождается увеличением числа альтруистических поступков, а альтруизм помощь со своей стороны способствуют росту взаимной аттракции участников взаимодействия. Имеющихся данных пока недостаточно для того, чтобы решить, существует ли между этими двумя переменными — альтруистическим поведением и аттракцией — причинно-следственная связь или же корреляционная зависимость объясняется воздействием тентной переменной; но сам факт наличия положи тельной обратной связи между аттракцией, с одной стороны, и альтруистическим поведением — с другой, можно считать установленным. Таким образом есть все основания предполагать, что в группе с более высокой аттракцией сильнее развита взаимопомощь.
Люди, вовлеченные в эмоциональные отношении имеют тенденцию оценивать друг друга более высоко, чем посторонние или даже близко знакомые, но не испытывающие взаимной симпатии индивиды. На вербальном уровне это проявляется в доброжелательней стиле общения и положительной характеристике партнеров в беседах с другими людьми, что, во-первых способствует созданию психологически комфортной атмосферы внутри группы, а во-вторых, и это особенно важно в ситуации межгруппового конфликта, группа выглядит более сплоченной в глазах тех, кто не принадлежит. Психологический комфорт и уверенность в xopошем отношении других членов группы важны не только сами по себе. Лишь при выполнении этих условии высказываемое другим человеком несогласие с позицией субъекта не только не уменьшает, но даже увеличивает симпатию к нему. Таким образом, члены группы, характеризующейся высоким уровнем аттракции, могут спорить между собой и критиковать друг друга, не опасаясь отрицательного влияния этих действий на взаимоотношения. Это помогает созданию и поддержанию в группе творческой атмосферы. Аттракция влияет на уровень конформности и имитации. Оба эти феномена проявляются значительна сильнее, когда моделью служит человек, к которому субъект испытывает симпатию. Если рассматривать эти результаты в сочетании с данными, свидетельствующими о фацилитирующем воздействии на обучение аттракции к обучающему, становится ясно, что аттракция облегчает как вхождение в группу новичков, способствуя более быстрому овладению необходимыми для члена группы знаниями и навыками, так Основные задачи детского учебного коллектива — обучение и развитие личности — также не могут быть выполнены без определенного уровня аттракции На материале проблем воспитания подростков и юношей на это указывает А. В. Мудрик, отмечая, что, если подростки «не имеют приятелей и друзей в коллективе или даже активно отвергаются сверстниками, то такой коллегии неблагоприятная среда для развития старшеклассника» 6
Регулятивная роль устойчивых эмоциональная отношений, в выражении любви, видится прежде всего в их воздействии на функционирование и особенностей создание семьи. Причиной заключения брака (во всяком случае, основной причиной), судя по данным социально-психологических и социологических исследований, для большинства молодых людей является любовь . Если бы в обществе любовь не была таким широко распространенным В признанным феноменом, мог бы разрушиться сто важный для его функционирования институт, как брак.
Но регулятивная роль экспрессивного компонента эмоциональных отношений не может быть понята до конца, если ограничиваться анализом только одной культуры Необходимы между культурные сравнения. Оказалось, например, что во многих обществах любовь не включается в числи распространенных причин заключения брака, а в некоторых — эмоциональные отношения между будущими супругами считаются даже крайне нежелательными. Имеющиеся данные позволяют связать рол эмоциональных «непрактических (т. е. не сводимые к прямой экономической или социальной выгоде факторов с различными аспектами жизни изучавшихся обществ, но прежде всего — со свободой выбора брачного партнера. В тех обществах в которых» супруг либо подбирается родителями, исходящими» из своих представлений о выгодах будущего союза либо должен быть найден среди очень узкого круга предписываемого сословной принадлежностью или интересами рода, любовь, эмоциональное тяготение друг к другу существенной роли в создании семьи не играют. Уменьшают влияние любви также и экономическое принуждение к вступлению в брак, материальная и бытовая зависимость супругов друг от друга.
В тех же случаях, когда молодые люди действительно самостоятельно.
Кроме того, можно предположить, что возрастание роли любви при отсутствии экономического и иного принуждения может означать что лишь в этих, более благоприятных условиях реализуется способность к установлению эмоциональных контактов с другими. К данной функции роль любви, однако, не сводится. В некоторых культурах она способствует достижению более высокого статуса, в ряде других связана с обоснованием отделения от родителей и т. д. Любовь, следовательно, полифункциональна, а набор и относительная важность функций связаны с различными аспектами социальной жизни.
Остается неясным механизм влияния таких глобальных характеристик, как, например, свобода выбора брачного партнера, на эмоциональные отношеения в паре. П. Розенблатт называет два конкретных способа такого влияния. Во-первых, это нормы и представления, на основе которых индивид строит свое поведение. Они определяют, что контакты с данным человеком престижны или, наоборот, нежелательны, что общение именно с этой девушкой не может переходить границ легкого флирта и т.д. Во-вторых, это возможность для общения Для того чтобы выбор партнера был действительно свободен, необходимо не только отсутствие факторов принуждения. Нужно еще и достаточное число контактов с потенциальными партнерами. Общество может либо способствовать, либо препятствовать таким контактам., Культуры, характеризующиеся малой свободой выбора
партнера, ограничивают или даже запрещают их. Большая же свобода выбора оказывается связанной с легкостью таких контактов.
Как видно из вышеизложенного, нам больше ясна роль любви в создании но не в функционировании семьи, данные по проблеме связи любви с успешностью брака сравнительно немногочисленны и весьма противоречивы. Многие специалисты в области семьи относятся к любви настороженно, как к фактору, в лучшем случае не связанному, а в большинстве сдоем мешающему семейному счастью. Например, в учебнике Р. Адри «Социальный контекст брака» в главе посвященной успешности брака, любовь даже не yпоминается 3. Рубин на основании лонгитюдинального исследования 231 пары юношей и девушек приходит к выводу, что уровень любви положительно влияет на прогресс отношений только тогда когда субъект отношения разделяет романтические установки. Есть и иные данные, свидетельствуют о том, что любовь в браке далеко не всегда игра позитивную роль.
Если бы речь шла о какой-либо другой психологической проблеме, .например о проблеме памяти или внимания, этот вывод наверняка был бы признан достаточно обоснованным. Однако в данном случае со держательные моменты так тесно переплетены с этическими, что несоответствие вывода нравственны критериям (которые сами по себе являются продуктом длительной эволюции и отражают, по-видимому ——не просто желаемые, но и возможные характеристик общения) заставляет искать новые факты или новые объяснения.
Фактов противоположного рода немного, но он все же есть. Так, сравнение успешных и неудачны браков показало, что в стабильных семьях уровень любви, измеренный по стандартным шкалам, значительно выше. При более подробном аналог структуры супружеской любви оказалось, что счастливые семьи особенно сильно отличаются от ц счастливых по вербальному компоненту любви, т.к. в счастливых браках люди чаще говорят друг другу о своей любви. На наш взгляд, этот результат имеет большое значение как в научном, так и гуманистическом плане. Положительная связь между любовью удовлетворенностью браком была получена также Ю. Е. Алешиной исследовании на материале двухсот супружеских пар с различным стажем брака. 7
Завершая анализ вопросов регулятивной роли экспрессивного компонента эмоциональных отношений в жизни человека, отметим что если с точки зрения психологии здесь еще много несносностей то на уровне обыденного сознания картина достаточно проста и непротиворечива. Так, из опрошенных У.Кепхартом студентов 70% мужчин и 70% женщин сказали, что их опыт любви и отношений любимым человеком сделал их счастливее, 25% Мужчин и 21% женщин не смогли дать определенный ответ, и лишь 5% мужчин и 4% женщин связывают со своим любовным опытом снижение общей удовлетворенности жизнью.
3. Взаимозависимость эмоций и их выражения.
Рассмотренные данные говорят о том, что связь между эмоциональными процессами и их выражением (мимическим, вокальным, пантомимическим) является весьма сложной. У новорожденных все эти три формы реакций характеризуются слабой организацией. Сравнительно хорошо организованными являются реакции лицевых мышц и некоторых органов (сосудодвигательные реакции, например покраснение).
По мере развития формируются определенные комплексы реакций, охватывающие мышцы лица и всего тела. Организация такого рода реакций носит, по-видимому, врожденный характер (как это следует из наблюдений над слепорожденными).
Возможно, что при рчень сильных эмоциях организация реакций существенно нарушается; в результате исчезают дифференцированные мимические схемы и возникают сильные сокращения отдельных групп мышц либо некоторые мышцы внезапно перестают действовать, что проявляется в форме специфических гримас, характерных для индивида, но не зависящих от вида переживаемых эмоции (см. эксперимент Лэндиса).
Некоторые эмоции связаны с достаточно определенными тенденциями к реакциям, которые хотя спонтанно и не становятся полностью организованными, но под влиянием научения, возникают легче, чем другие. Так, эмоция страха способствует, видимо, научению реакция
убегания, а эмоция гнева—реакций нападения. Маленький ребенок не умеет ни убегать, ни нападать, но, по всей видимости, он сравнительно легко научится убегать, когда испытает страх.
Таким образом, можно предположить, что у человека существует готовность к определенного рода реакциям, или, иначе говоря, готовность к более легкому научению определенным способам поведения. Научение направляется социальными нормами; благодаря научению возникают также и такие реакции, которые могут не иметь никакой «природной» связи с той или иной эмоцией..
Благодаря научению выражение эмоций становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех членов данной культуры. Кроме того, оно создает возможность намеренного выражения эмоций, а также контроля над этим выражением. В результате выразительные движения приобретают характер специфического «языка», при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции н отношения, сообщают то, что они переживают.
Таким образом, в обществе, помимо членораздельного языка, выполняющего функции накопления, организации и передачи опыта, существует еще язык выразительных движений, функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует человек. Этим языком в совершенстве овладевают актеры, приобретая способность пластически передавать эмоции, вызываемые в результате произвольного намерения.
Использование языка эмоций. В нашей культуре каждый учится понимать и использовать язык эмоций, однако не каждый достигает при этом удовлетворительных результатов.
Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живет н работает. Что касается знания типичных норм выражения эмоций, то большинство людей способно овладеть ими без особых затруднений. Поэтому понимание эмоционального смысла, заключенного в мимике, жестах, голосе актера, не вызывает трудностей. Казалось бы, невысокая точность опознания, полученная в экспериментах с идентификацией эмоций по фотографиям, свидетельствует об обратном. Однако эти результаты требуют учета одного обстоятельства. Дело в том, что паши суждения об эмоциональном состоянии других людей обычно бывают основаны не только на наблюдениях за выражением лица, но также и на наблюдении за жестами и голосом. Кроме того, существует еще один весьма важный класс данных — данных о ситуации, в которой находится человек. Одно и то же мимическое выражение, наблюдаемое в разных ситуациях, будет истолковываться по-разному. Стало быть, когда мы утверждаем, что какой-то человек выглядит печальным, то это в известной мере объясняется тем, что, зная ситуацию, в которой он оказался, мы ожидаем от него именно такой эмоции.
При распознавании эмоции используется вся доступная информация о поведении наблюдаемого лица и ситуации, в которой он находится. Об этом свидетельствует эксперимент. в котором испытуемым предъявлялись фотографии, изображавшие определенное лицо во время двух специально проводившейся клинической беседы: в фазе стресса, создававшей напряжение п отрицательные эмоции, и в фазе разрядки, когда этому лицу объяснялась причина стресса. Испытуемые должны были определить, какие из фотографий относятся к первой фазе и какие — ко второй. Оказалось, что испытуемые могли правильно оценить фотографии (на уровне значимости 0,05 в одной и 0.01 —в другой), если pрассмотреть ситуацию, в которой находилось наблюдаемое лицо, то есть если фотография изображала также и человека, проводившего беседу. Если же фотографии нужно было оценить без этой дополнительной информации, правильность суждений не превышала уровня случайности8
Трудности п ошибки при оценке выражения эмоций объясняются несколькими причинами. На оценку оказывает влияние прежде всего собственное состояние наблюдателя. В этом отношении восприятие эмоций подчиняется тем же самым общим закономерностям, что и восприятие вообще . Сильное влияние на оценку эмоций оказывает и внушение. Так, в одном из экспериментов еще в 20-х годах Фернбергером, испытуемые должны были определить эмоции изображенные на фотографиях. В дальнейшем те же самые фотографии экспонировались с предварительным сообщением о том, что они должны выражать, и с просьбой оценить, достаточно ли хорошо они это делают. Полученные результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Лицо выражало |
Внушалась эмоция |
Чисто испытуемых, называвших данную эмоцию до внушения (%) |
Число испытуемых, называвших данную эмоцию после внушения (%) |
Уныние |
Ирония |
18 |
74 |
Ужас |
Внимание |
0 |
10 |
Презрение |
Недовольство |
4 |
77 |
Отвращение |
Пренебрежение |
33 |
95 |
Смущение |
Почтение |
5 |
70 |
Как видно из этой таблицы, внушение оказывает на оценку эмоций большое влияние. Однако следует заметить, что не во всех случаях внушение воспринималось с одинаковой легкостью; в некоторых случаях оно почти единодушно отвергалось (например, когда лицо выражало ужас, а сообщалось, что это внимание).
Таким образом, словесное внушение, а, по-видимому, также ц внушение, содержащееся в самой ситуации, не полностью определяют оценку выражения эмоций; здесь обнаруживаются большие индивидуальны» различия .
Примером внушения, содержащегося в самой ситуации, может служить факт, установленный в экспериментах, проведенных в Брендисском университете (Maslow, 1962); в них одни и те же фотографии предъявлялись трем группам испытуемых, находящихся в трех разных помещениях. Одно из помещений было изысканно обставлено, второе — вполне обычно, а в третьем были признаки беспорядка и запустения. Оказалось, что, когда фотографии рассматривались в неубранной комнате, изображенным на них людям приписывались иные состояния, чем в том случае, когда они рассматривались в изысканно обставленной комнате.
Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества. Оно требует еще способности и готовности анализировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему.9
Далеко не каждый хочет и может осуществить такой анализ и усвоить индивидуальные языки эмоций. Это обусловлено разными причинами. Одни чрезмерно сосредоточены на собственной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оценивать состояние других людей. У других невнимание к окружающим связано с чувством собственного превосходства. У третьих такие затруднения в овладении языком эмоций объясняются чувством тревоги. Это может быть тревога, связанная с эмоциями других людей (если в прошлом опыте данного лица они были по преимуществу отрицательными), или тревога, связанная с собственными эмоциями и побуждающая данное лицо избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции; вследствие этого человек не замечает проявления эмоций у других людей.
Встречаются разумеется, и такие люди, которые не стремятся понимать выражения эмоций у других людей потому, что это им по той или иной причине выгодно.
Не только понимание, но и само выражение эмоций может вызывать затруднения.
Некоторые люди не умеют выражать эмоции потому, что не усвоили необходимых принятых в обществе форм выражения.
Другие люди боятся выдать свои собственные чувства, Это может быть страх перед утратой самоконтроля или боязнь порицания со стороны окружающих (боязнь быть скомпрометированным, отвергнутым или осмеянным) .
Иногда бедность выражения обусловлена врожденными факторами. Считается, что степень экспрессивности определяется также ц этнической принадлежностью. Так, широко распространено представление о том, что американские индейцы очень сдержанны в проявлении своих чувств. Однако такое представление не соответствует действительности. При определенных обстоятельствах эти невозмутимые индейцы могут ‘проявлять очень сильные —эмоции, например оплакивая смерть -жены- или ребенка,
которых также считали очень сдержанными в выражении своих чувств. Но оказалось, что китайцы, воспитанные в других культурах, могут стать столь же экспрессивными, как и европейцы. В заключение следует сказать, что, хотя биологические и этнические факторы и нельзя исключать из числа детерминант выражения эмоций, решающее значение принадлежит процессу научения.
Иногда большая сдержанность в проявлении чувств бывает связана с усвоением норм поведения, господствующих в семье или вообще в непосредственном окружении ребенка.
Степень эмоциональной экспрессивности оказывает существенное влияние на характер межличностных отношений. Чрезмерная сдержанность приводит к тому, «что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный. В некоторых случаях это вызывает только удивление, в других — порождает неприязнь и становится препятствием для установления нормальных отношений между людьми. Можно думать, что развитие способности адекватно выражать своп чувства в соответствующий момент с надлежащей интенсивностью является одной из главных проблем социального развития человека. Чрезмерная пли недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее неадекватность условиям — один из важнейших источников конфликтов в межличностных отношениях.10
Но эмоциональный процесс обусловливает формирование не только тех или иных выразительных реакций, но и более сложных, развернутых и продолжительных форм поведения — эмоциональных действий.
Глава 2. Изучение экспрессивного компонента эмоциональных отношений (на примере аттракции)
1. Описание методики
Мы попытались прояснить вопрос о внутренней структуре эмоциональных отношений и об изменениях этой структуры во времени, а также их зависимости от пола субъекта и объекта аттракции в ходе специального факторно-аналитического исследования. Работа велась по трехфакторной схеме. Варьируемыми переменными были пол субъекта аттракции, пол ее объекта, а также степень их знакомства — партнеры либо хорошо знают друг друга, либо едва знакомы. Последняя переменная была выбрана в качестве референта фазы или этапа общения. Для этого во многих исследованиях используется просто время знакомства, но этот показатель может оказаться неадекватным, так как не учитывает особенностей процесса общения в данной конкретной паре. На наш взгляд, использовавшийся нами показатель — субъективная оценка испытуемым степени знакомства с партнером — лучше репрезентирует этап общения.
Эксперимент строился следующим образом. Сначала испытуемые, мужчины и женщины, должны были вспомнить человека своего пола которого они плохо знают но который тем не менее вызывает у них симпатию, затем — столь же малознакомого, тоже своего пола, но несимпатичного человека. Имена или иные «коды» обоих людей испытуемые записывали. Потом надо было вспомнить двух человек противоположного пола, также малознакомых — симпатичного и несимпатичного. Аналогичная процедура повторялась и для хорошо знакомых испытуемым людей— надо было вспомнить и записать имя хорошо знакомого симпатичного и хорошо знакомого, но несимпатичного человека своего пола. То же самое— для людей противоположного пола. Таким образом, каждый испытуемый записывал имена восьми знакомых ему людей, две пары своего пола и две — противоположного, одну, состоящую из близко знакомых, другую — из тех, знакомство с кем было лишь поверхностным. Из каждой пары экспериментатор по случайному закону вычеркивал одного, либо вызывающего аттракцию, либо нет, руководствуясь при этом только тем, чтобы общее число аттрактивных неаттрактивных одного типа (например, малознакомые своего пола) по всем испытуемые одного пола было одинаковым. Каждый испытуемый впоследствии описывал свое отношение к четырем людям, оставшимся в его списке после вычеркивания.
Такой необычный выбор объекта аттракции (общепринятым является предъявление единого для всех испытуемых эталона) позволяет, во-первых, выйти на реальные отношения, так как испытуемые оценивали людей, общение с которыми развивалось независимо от эксперимента, во-вторых, обеспечивает большой разброс данных (оценка не только симпатичных, как в большинстве ранее проводимых исследований, но и неприятных для испытуемого людей), что необходимо при выбранном нами способе анализа.
После того как объекты оценки были. идентифицированы, испытуемый получал четыре набора вопросов, по одному на каждого из четырех .оставшихся в списке людей. Наборы состояли: для малознакомых——20 вопросов, для хорошо знакомых —-из 20 вопросов каждый. Таким образом, испытуемый отвечал .на 40 вопросов о двух людях своего и двух — противоположного пола. Ответы испытуемые записывали на специальных ответных листах, на которых регистрировалась степень их согласия или несогласия с данным высказыванием об оцениваемом, человеке.
Наборы были составлены из различных вербальных индикаторов аттракции на основе существующих методик: шкал Д. Бирна, 3. Рубина, П.Райта, Ч.Кислера и Г.Голдберга и некоторых других. Часть вопросов была сконструирована автором самостоятельно, заимствованные, в тех случаях, когда в этом возникала потребность, подвергнуты переработке. В наборы включены как вопросы, апеллирующие к оцениваемому человеку как к партнеру по совместной деятельности, так и вопросы, содержащие внешнюю, поверхностную оценку. Психометрическая проверка вопросов была осуществлена в пилотажном исследовании, в котором приняли участие 84 испытуемых обоего пола.
Испытуемыми в нашей работе были 15 мужчин и 15 женщин студенты МГТУ им.Баумана и других вузов г.Калуги. Обследование проводилось в студенческих академических группах, причем опрашивались все члены этих подразделений. Это делалось с целью повышения репрезентативности. Выборочный опрос добровольцев мог бы привести к значительным искажениям. Испытуемые пилотажной серии были набраны аналогичным образом. Случаев отказа от участия в работе практически не было. Работа в пилотажной серии проводилась индивидуальным методом, в основной — как индивидуальным, так и групповым. Участие в эксперименте занимало в среднем один час.
2. Обработка результатов
Полученные результаты были подвергнуты факторному анализу методом .главных компонент. Обработка шла отдельно для мужчин и для женщин. В результате было получено восемь факторных; структур, каждая из которых отражает внутренние характеристики аттракции с учетом пола участников общения и степени знакомства между ними. Была также проведена ротация.
Так каждая факторная структура содержит одиннадцать фaктоpoв, исчерпывающая в совокупности порядка 80% дисперсии.
3. Анализ результатов
Перейдем теперь к тем выводам, которые позволяет сделать анализ содержания факторных структур и отдельных факторов.
1. В первую очередь обращает на себя внимание
В большое сходство полученных структур аттракции между собой. Во всех структурах присутствуют Общие факторы, факторы Экстенсивного общения и факторы социальной ценности. В семи из восьми структур выделяется фактор Аттракции к подчиненному, причем в структуре аттракции мужчины к хорошо знакомой женщине есть фактор Деловых способностей, который в значительной степени включает в себя и фактор аттракции к подчиненному. Фактор физической силы встречается в семи структурax, отсутствуя лишь в одной — аттракция женщины к хорошо знакомому мужчине. Принципиально важно, что в большинстве случаев эти факторы встречаются как до, так и после ротации, т. е. проявляются при разных поворотах системы координат. Это значит, что они носят неслучайный характер и репрезентируют существенные закономерности межличностных отношений.
Совпадение или близость структур аттракции в различных ситуациях свидетельствуют о том, что выделенные факторы не являются случайными, а действительно представляют собой компоненты межличностной аттракции. О том же свидетельствует и близость полученных результатов с фактами, обнаруженными в ряде других исследований общения. Так в работе И. С.Кона и В. А.Лосенкова , изучавших дружеские отношения молодых людей были выделены факторы экстенсивного общения с представителями противоположного пола и общий- фактор»— Экстенсивного общения. Аналогичные факторы есть- и в наших структурах.
Наши результаты близки и к данным В.В.Столина, выделившего в структуре отношения к другому человеку факторы симпатии, уважения и близости. Факторы, аналогичные по содержанию первым двум, присутствуют у нас во всех факторных структурах, похожие на фактор близости — в структурах аттракции хорошо знакомых людей. Отсутствие факторов близости в структурах аттракции малознакомых объясняется, по-видимому, тем, что при восприятии малознакомого человека входящие в этот фактор переменные практически не дают разброса.
2. Как уже отмечалось, Общие факторы выделить во всех восьми случаях причем, их содержание в различных структурах практически совпадает. Они выражают глубокую эмоциональную связь «с объектом или стремление к такой связи. При этом в них. не входят признаки, отражающие оценку респондентом объекта по свойствам, важным для общения с другими людьми (например, по замкнутости), по социально значимым качествам, таким, как интеллект, образование, а также и по другим, не связанным непосредственно с отношением объекта к респонденту. Но ведь именно такие свойства, как интеллект, компетентность, красота, коммуникативные навыки, не вошедшие в Общие факторы, обыденное сознание считает «причинами» возникновения аттракции. Такое содержание Общих факторов подтверждает данные о том, что эмоциональные отношения не являются функцией свойств участников общения, а определяются другими причинами.
Судя по структуре общих факторов, экспрессивный компонент эмоций нe связан непосредственно со свойствами ее объекта (иначе, признаки, характеризующие глубокую эмоциональную связь попали бы в один фактор с оценками свойств объекта).
Но тогда для объяснения детерминации эмоциональных отношений нужно либо вернуться к идее теле, выдвинутой Дж. Морено, либо предположить, что они обусловливаются такими причинами, как параметры ситуации, характер совместной групповой деятельности и т. д.
Интересно отметить, что в структуру Общих факторов не вошел признак, характеризующий оценку респондентом уровня знания объекта. По-видимому, в общении с глубоко симпатичным человеком всегда есть некоторый субъективный элемент неясности, объект аттракции не должен быть понятным до конца. Напомним, что речь здесь идет лишь о самооценке знания, которая определяется не только степенью реальной информированности, но и притязаниями в С этой сфере.
3. Оценки объекта по различный качествам, таким, как интеллект, образованность, общительность и т. д., выделились в отдельные факторы (например, социальной ценности или Экстенсивного общения), которые, во-первых, имеют значительно меньший вес, а следовательно, и играют меньшую роль в общении, чем Общие факторы;, а во-вторых, не включают в себя в большинстве случаев признаков, .выражающих эмоциональный контакт с объектом и стремление к общению с ним. Эти факторы, невидимому в меньшей степени, чем Общие, репрезентируют феномен эмоциональных отношений.
4. В нашей работе варьировались три переменные: пол субъекта аттракции, пол ее объекта и степень развития, их отношений (операционально — уровень Знакомствам с оцениваемым человеком Четкое и непротиворечивое влияние на аттракцию оказала лишь последняя. Это влияние выразилось прежде всего в том, что вес Общего фактора—— в наибольшей степени отражающего содержание феномена эмоциональных отношений — в структурах аттракции хорошо знакомых людей вне зависимости от пола оказался значительно больше, чем вес его в отношениях малознакомых. Соответственно аттракция хорошо знакомых может быть в принципе описана меньшим числом переменных, так как в этом случае больший процент дисперсии, чем тогда, когда участники общения плохо знают друг друга, исчерпывается одним и тем же числом факторов.
Большее влияние на структуры аттракции переменной, характеризующей этап общения, по сравнению с половой принадлежностью субъекта и объекта аттракции, по-видимому, не случайно. Ведь увеличение времени знакомства (что в данном случае выступало показателем этапа общения означает увеличение времени совместной работы, развлечений, разрешения конфликтов — одним словом, опыта совместной деятельности. Особая роль этой переменной еще pas подтверждает деятельную опосредованность межличностной аттракции.
Большой вес Общего фактора в структуре экспрессивного компонента эмоций хорошо знакомых людей позволяет сделать некоторые выводы о развитии процесса общения в диаде. В частности, этот результат опровергает распространенное представление о том, что на первых этапах знакомства восприятие другого человека целостно, а на последующих начинается процесс детализации образа. В действительности процесс знакомства развивается, по-видимому, в противоположном направлении: наиболее детализировано другой человек воспринимается на первых этапах знакомства, затем формируется некий образ, включающий в себя и когнитивные и эмоциональные компоненты, который подчиняет себе восприятие отдельных деталей. Сформировавшееся в конце концов представление о другом человеке связано уже не столько с его объективными свойствами, сколько с особенностями ситуации общения—и потребностями субъекта восприятия. Этот результат хорошо согласуется с идеей целостности образа восприятия вообще и образа межличностного восприятия, в частности.
Может создаться впечатление, что по мере развития отношений становится менее объективным. На наш взгляд, это, не так. Восприятие знакомого человека подчиняется совершенно другим закономерностям по сравнению с восприятием незнакомого, так как значимыми для совместной деятельности становятся другие параметры, не важные для незнакомых людей. Так, в структуре аттракции знакомых людей появляется фактор Знания, отсутствующий в структуре малознакомых. Фактор Спокойствия или близкий ему по содержанию фактор Социальной надежности встречается во всех структурах аттракции хорошо знакомых людей, и лишь в одной — малознакомых (аттракция мужчины к малознакомому мужчине), в которой его ин Нормативность очень мала. И так далее. Этими различиями можно объяснить, например, субъективную важность оценки со стороны хорошо знакомого человека. Отношение друга не просто более доброжелательно, он оценивает близкого ему человека по другим критериям, которые посторонний не принимает во внимание. Подобным образом и отношение врага качественно отличается от отношения поверхностно знакомого человека. Что же касается восприятия инвариантных свойств партнера, не связанных непосредственно с общением в диаде, то они выделяются в отдельные факторы, вес которых в структуре аттракции и соответственно влияние на отношения по мере углубления знакомства уменьшается.
5. Половая принадлежность субъекта и объекта аттракции не оказала такого четкого воздействия на факторные структуры, как степень знакомства между членами пары. Как, уже говорилось, все обнаруженные структуры обладают большим сходством друг с другом: Из этого, однако не следует, что структура аттракции не обладает половой спецификой.
Прежде всего ряд факторов входит только в одну структуру», Так, фактор Романтической любви встречается лишь в структуре аттракции женщины к малознакомому мужчине, фактор Интеллектуального общения — только в структуре аттракции мужчины к хорошо знакомому мужчине, фактор Когнитивной поддержки»-—»только в структуре аттракции женщины к хорошо знакомой женщине и т. д. Некоторые факторы входят в несколько структур. Например, фактор Эмоционального сходства встречается в структурах аттракции к хорошо знакомому мужчине со стороны мужчины и женщины соответственно. Таким образом, появление этого фактора определяется лишь полом объекта аттракции и степенью знакомства участников общения, пол субъекта значения не имеет.
Фактор Неосознаваемой симпатии встречается лишь в структуре аттракции мужчины к женщине независимо от степени знакомства и не выделяется в других случаях. Фактор Ожидания хорошего отношения к себе, который присутствует. во всех структурах аттракции малознакомых людей, у хорошо знакомых выделяется только в одной (аттракция женщины к хорошо знакомому мужчине).
Таким образом, факторов свидетельствующих о половой специфичности структуры экспрессивного компонента эмоций в межличностной аттракции вполне достаточна, но систематизировать и понять их – задача следующих исследований.
Заключение
Нами была предложена методика, состоящая из 20 вопросов, которой можно измерять экспрессивный компонент уровня аттракции по различным составляющим её переменным.
Психологический анализ такой значимой для человека проблемы, какой является проблема экспрессивного компонента аттракции не может ограничиваться констатацией наличия тех или иных факторов или закономерностей перед ним неизбежно встает вопрос о возможностях и путях оптимизации эмоциональных отношений.
Экспрессивный компонент эмоциональных отношений вызывается факторами, значимыми для индивида. Экспрессивный компонент важен для организации знаковых действий человека, благодаря чему человек приобретает способность выражать свои эмоции в словесной форме. Эта способность создает возможность ориентации в собственных эмоциях и контроля над ними. Экспрессивный компонент эмоций оказывает регулирующие действие на поведение человека. Непосредственным выражением этого влияние являются мимические и пантомимические реакции. Наряду с выразительными реакциями существуют и сложные формы эмоционального поведения – цель которых выражение и проявление любви, симпатии, антипатии и аттракции.
Таким образом, экспрессивный компонент эмоций частично является причиной возникновения готовности к определенному реагированию, т.е. эмоционального отношения.
Литература
-
Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1999
-
Андреева Г.М. Богомолова Н.Н. Современная социальная психология на Западе. М., 1998
-
Боденев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 2000
-
Благонодежина Л.В. Эмоции и чувства // Психология. М., 1979
-
Бреслов Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения // В.П. 1994 №3
-
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1996
-
Выготский Л.С. Проблемы эмоций // В.П. 1960 №5
-
Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982
-
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1980
-
Рогов Е.И. Эмоции и воля. М, 1999
-
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987
1 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1996
2 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1980
3 Рогов Е.И. Эмоции и воля. М, 1999
4 Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987
5 Бреслов Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения // В.П. 1994 №3
6 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1980
7 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1996
8 Андреева Г.М. Богомолова Н.Н. Современная социальная психология на Западе. М., 1998
9 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1996
10 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1980