Основные теоретические подходы к пониманию психологической структуры личности экстерналов и интерналов

Введение

Вопрос о том, что такое личность, какого человека можно назвать личностью — один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии — практически для всех отраслей гуманитарного знания. Личность, — писал С.Л. Рубинштейн, — образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство её внутренней жизни[1]».

Актуальность работы заключается в том, что показателем социально направленной личности является экстернальная и интернальная ориентация человека. Интернальность (внутренний локус контроля) — экстернальность (внешний локус контроля) представляют собой устойчивые структуры личности, сформированные в процессе ее социализации. На основе прошлого опыта у человека складывается некоторая система ценностей и ожиданий определенного подкрепления. Аккумулируя социальный опыт личности, локус контроля отражает отношение субъекта к различным событиям как к внешне детерминированным (экстернальная ориентация), так и к внутренне детерминированным (интернальная ориентация).

Дж. Роттер, который впервые ввел данные понятия, полагал, что имеет место высокая степень обобщенности ожиданий внешней и внутренней контролируемости происходящего, что они охватывают весь жизненный спектр и приобретают характер личностной диспозиции.

Стоит отметить, что не существует чисто интернальной или экстернальной ориентации субъекта, так как в каждом человеке присутствуют элементы каждой из них. Можно говорить лишь о различных их сочетаниях, которые определяют направленность общего «поля» локуса контроля, представляющего многомерное, неоднозначное мотивационно — смысловое образование, характеризующее вектор социальной направленности личности и соответствующее высшему уровню личностной структуры.

Объект исследования — понятие экстренал и интернал.

Предмет изучения — психологическая структура компонентов локус контроля.

Таким образом, целью нашей курсовой работы является выявление психологической структуры личности экстерналов и интерналов.

5 стр., 2317 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

Оглавление Введение Глава 1. Личность и психологический статус безработного Глава 2. Социальный портрет безработного в России Глава 3. Социально-психологические особенности безработных, утративших прежний социальный статус Заключение Список литературы Введение Проблема возрастающего количества безработных, и процедура из сокращения - одна из наиболее актуальных проблем государства. Сокращение ...

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить психолого-педагогическую литературу по заданной теме;

— рассмотреть понятия личность и личностная зрелость;

— охарактеризовать основные особенности экстерналов и интерналов;

— провести диагностику по выявлению локус контроля.

В работе была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что локус контроля — это некоторая многозначная личностная характеристика, которая определяется сочетаниями различных градаций экстернальной и интернальной ориентации человека.

Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический и сравнительный анализ литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение опыта по выявлению основных подходов к пониманию вопроса психологической структуры личности экстерналов и интерналов; анализ продуктов деятельности; аналитическая обработка полученных данных.

Теоретико-методологической основой исследованияявляются:

— труды Дж. Роттера, который ввел понятие «локус контроля»;

— работы В.В. Столина по проблеме феномена экстернальности-интернальности;

— исследования Шевеленковой Т.Д., Ядова В.А., Муздыбаева К. в области диагностики локус контроля;

— труды Фареса (1965) — занимался доказательством того, что экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы; Б. Стрикланда (1979), К. Вэлстоуна и Б. Вэлстоуна (1981) — исследовали взаимосвязь возможных проблем со здоровьем с определенным компонентов локус контроля.

Практическая значимость заключается в том, что такая индивидуально-психологическая характеристика как локус контроля в условиях реального взаимодействия в рамках контактной группы как правило связана с готовностью и способностью конкретного человека к адекватной атрибуции ответственности за успех и неудачу в совместной деятельности и общении. Всё это необходимо учитывать психологу при работе с конкретным человеком.

1 стр., 448 слов

Понятие личности в психологии. Человек, индивид, личность, индивидуальность

Понятие личности в психологии. “Человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность” Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д. Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Индивид — отдельный ...

Основные теоретические подходы к пониманию психологической структуры личности экстерналов и интерналов

Общая характеристика представлений о личности. Структура личности

Личность традиционно изучается представителями разных наук — психологии, социологии, философии, истории и другими, и во всех науках личность представлена своими различными свойствами, способностями и характеристиками. Помимо этого существуют и житейские представления о личности, когда имеется в виду, что человек отличается от других и выступает как талантливый, целеустремленный, не похожий на других. В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагоги­кой. Давайте рассмотрим, в чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологиче­ской науки и что такое личность с точки зрения психологии?

Итак, в психологии имеются разные подходы к изучению личности. Определений ее столько же, сколько и попыток описать личность. Это означает, что личность всегда несет на себе отпечаток той исторической эпохи, в которой живет, и той социальной группы, с которой взаимодействует, получая от нее информацию, эмоциональную поддержку, условия для развития. И. С. Кон пишет: «С од­ной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятель­ности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ро­лей (общее).

С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения[2]».

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

...   Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), личность, субъект деятельности и ... система природных свойств – возрастные и половые способности). 2. Психологическая подструктура, включает в себя все индивидуальный свойства отдельных психологических процессов, ставших свойствами личности (память, ...

Немов Р.С. дает следующее определение понятию «личность»: «Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих[3]».

Человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, то есть способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения ради высших, то есть действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями. В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни человека. Многие ученые (А.В. Петровский, В.А. Петровский) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он способен оставить в них свой след. Только так он становится ценным и для себя. То, насколько человек значим как личность, во многом зависит от особенностей его деятельности, реализуемых в ней ценностей, смысла.

Используя определение известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, можно сказать, что личность — «человек как узел связей[4]». Связи личности могут далеко выходить за пределы ее непосредственного окружения, соотноситься с обществом, с миром людей вообще. Именно это определяет активность личности — ее способность производить значимые изменения в окружающем мире и самом себе. Человек рассматривает себя как источник и причину своего поведения, своего развития. Это обеспечивает устойчивость и последовательность его поведения.

Что касается структуры личности, то она представляется различно в разных подходах. В каждом из них выделяются как особые стороны личности, так и связи их. Б.Г. Ананьев ввел иерархический принцип структурирования свойств личности, а также говорил о корреляционном принципе ее взаимосвязанных свойств. Вслед за Б.Г. Ананьевым В.С. Мерлин выделил в структуре личности следующие подсистемы:

4 стр., 1823 слов

1. Человек коммуникативный

homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев остроумно отметил: “Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе”. И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении. Следует отличать коммуникацию от общения. Коммуникация - ...

— индивидуальные свойства организма;

— индивидуальные психические свойства, включая психодинамические свойства (темперамент), психические свойства;

— социально-психологические индивидуальные свойства, в том числе социальные роли в социальной группе и коллективе, социальные роли в исторических общностях.

Д.А. Леонтьев в структуре личности выделяет три взаимосвязанных иерархических уровня, говоря при этом, что эти уровни условны, так как существует взаимодействие разных сторон личности и ее свойств[5].

Первый (высший) уровень личности представляет собой основу, психологический скелет, на который налагаются все остальные черты и особенности. На данном уровне человек выражает способность к самоопределению, обладает свободой и ответственностью, проявляет способность к выбору и созданию оптимальных вариантов выбора, которые способствуют наилучшим способам действия.

Второй уровень, по Д.А. Леонтьеву, выражает внутренний мир человека, его содержательные характеристики в связях с другими. Эти связи характеризуются в своем содержании теми смыслами, потребностями, которые человек выстраивает в процессе взаимодействия и освоения социальных регуляторов, установлений и нормативов.

Третий уровень в структуре личности называется внешней оболочкой личности. Согласно Д.А. Леонтьеву, он включает характер, способности и роли — те средства, которые не определяют содержание действий, но выступают вспомогательными в ходе выбора человеком вариантов поступков.

Какими особенностями будет характеризоваться личность взрослого человека, зависит от многих факторов, как тех, которые уже оказали свое влияние в период детства, так и тех, которым еще предстоит воздействовать в будущем. Естественной задачей такого поступательного развития является достижение личностной зрелости. Ф. Перлз считал, что определить человека как личностно зрелого можно только при выполнении важнейших критериев:

1. Человек определяет свои границы в социальном окружении — не растворяется в социуме и не замыкается в себе, а именно определяет границы и «умеет обращаться с собой и со своей средой»;

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

Вопросы по § 1. Человек как личность Главное качество человека, состоящее в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом – это: биологическое; социальное (общественное); духовное; культурное. К характеристикам человека как биологического существа относится наличие: мышления; членораздельной речи; психики; высокоорганизованного мозга. Не ...

2. Человек опирается на себя самого — не бросается на поиск внешней поддержки, а ищет ресурсы внутри себя самого, чтобы жить, действовать и решать встающие перед ним задачи. Другими словами, тот, кто чувствует контактную границу между собой и обществом, умеет отделять, что принадлежит ему, а что — окружающей среде, — тот находится в равновесии, которое и формирует личностную зрелость[6].

3. Способен учиться у других и признавать свои недостатки.

4. Умеет управлять своими желаниями и другими импульсами.

Таким образом, личностно-зрелый человек — это человек, обладающий такими характеристиками как развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях; способность к активному участию в жизни общества, к психологической близости с другими людьми; способность к эффективному использованию своих знаний и возможностей, решению различных жизненных проблем на пути к полной самореализации; высокий уровень общей жизнедеятельности; толерантное отношение к трудностям и способность их преодолевать.

Понятие локус контроля и его компонентов

Локус контроля — это качество, которое характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям или усилиям[7]. Впервые данное понятие было предложено Дж. Роттером в 1956 году. Он выделял два типа локус контроля: экстернальный (ориентированный на внешний контроль) и интернальный (ориентированный на внутренний контроль).

Выделенные компоненты являются важным измерением «Я-концепции» человека. При ориентации на внешний контроль самооценка человека определяется в основном отношением к нему других людей, а события своей жизни он объясняет соответственно судьбой, роком, влиянием других людей.

Личность, ориентированная на внутренний контроль, основывается главным образом, на самооценке и считает, что всё в жизни зависит только от неё. Крайние выражения данных двух типов являются непродуктивными. Для успешного осуществления деятельности и развития необходим их разумный баланс. Обратимся к описанию внутреннего состояния каждого из компонентов американским психологом Э. Шостром: «Личность, полностью ориентированная на внешний контроль: «Что подумают люди? Скажи, что ты думаешь, мне следует делать?» и так далее. Личность, ориентированная на внутренний контроль: «Чтобы я не решал, я должен принять собственное решение. То, что я хочу, есть то, что делаю[8]».

14 стр., 6888 слов

Психология человека и окружающая среда

Доклад по дисциплине «Экологическая психология» на тему: «Психология человека и окружающая среда» Выполнила студентка 4 курса группы 11-40 Зименкова Наталья 2014 год Содержание История экологизации психологии человека Психологическая экология Психология окружающей среды, Экологический подход в психо­логии Психология экологического сознания Вывод История экологизации психологии человека Еще идеи В. ...

Интернальность — экстернальность представляют собой устойчивые структуры личности, сформированные в процессе ее социализации. На основе прошлого опыта у человека складывается некоторая система ценностей и ожиданий определенного подкрепления. Накопляя социальный опыт личности, локус контроля отражает отношение субъекта к различным событиям как к внешне детерминированным (экстернальная ориентация), так и к внутренне детерминированным (интернальная ориентация).

Дж. Роттер полагал, что столь высокая степень обобщенности ожиданий внешней и внутренней контролируемости происходящего происходит в силу того, что они охватывают весь жизненный спектр и приобретают характер личностной диспозиции.

Внешний и внутренний локус контроля проявляются, прежде всего в атрибуции социальной ответственности. Она различна у экстерналов и интерналов. Экстерналы склонны приписывать ответственность внешним факторам, вплоть до полного фатализма. В неуспехе винят лишь ситуацию: трудность задачи, недостаток времени для ее решения так далее. У таких людей часто занижен или завышен уровень притязаний в зависимости от внешней оценки, на которую они ориентированы. Они активизируются после неуспеха и становятся менее деятельны после успеха. Кроме того, у экстерналов отсутствует достаточная вера в себя, в достижимость поставленных целей, в свои возможности, но вместе с тем они довольствуются близкими и незначительными успехами, ближними целями.

Интерналы же, наоборот, берут всю ответственность на себя, часто даже чрезмерную и непосильную, видя причину неуспеха только в своих недостатках. Обладают средним уровнем притязаний, который у них не зависит от самооценки. Такие люди повышают активность после успеха и снижают после неудачи, которая их подавляет. Они стремятся к решению трудных проблем. Успех в этом случае вызывает у них положительные самооценочные эмоции, которые обладают мотивирующей функцией[9].

Данная концепция о локус контроле Дж. Роттера подвергалась всевозможной критике, связанной с недостаточной определенностью самого понятия. Ф. Хайдер, наряду с внешним и внутренним типом атрибуции ответственности, предлагает учитывать такие параметры, как стабильность-изменчивость причин, возможность предвидеть результат действий, намерения индивида. К стабильным причинам относятся субъективно оцениваемая трудность задания и способности человека, а к изменчивым — старание и случай. Б. Вайнер развил идеи Хайдера, создав четырехмерную модель причин. Тем не менее, даже с этими существенными уточнениями теория локус контроля не может охватить все особенности каузальной атрибуции.

Исследования локуса контроля проводились главным образом с использованием разработанной Дж. Роттером шкалы интернальности — экстернальности. Они позволили не только конкретизировать различия между интерналами и экстерналами относительно приписывания контроля над собственной жизнью внутренним или внешним источникам, но и выявили ряд интересных закономерностей. Так, Б. Стрикланд, К. Вэлстоун и Б. Вэлстоун установили, что интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья. Интерналы также в большей степени, чем экстерналы предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься спортом. Это означает, что внешний локус контроля существенно повышает риск серьезных заболеваний.

Кроме того, в случае болезни, интернальный локус контроля способствует выздоровлению, в то время как экстернальный, напротив, препятствует ему. Как отмечает Д. Майерс: «В больницах „хорошие пациенты“ не звонят в звонок, не задают вопросов, не контролируют то, что происходит. Такая пассивность может быть хороша для „эффективности“ госпиталя, но плоха для людей. Ощущение силы и возможности контролировать свою жизнь способствует здоровью и выживанию[10]». Ло (1982), сравнивая экстерналов и интерналов, обнаружил, что последние в большей степени поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем — придерживались диеты, хорошо чистили зубы, регулярно показывались стоматологу и терапевту. В результате этого раннего опыта интерналы больше, чем экстерналы, знают о том, что может послужить причиной заболевания, и в большей мере заботятся о своем здоровье и благополучии. Также зафиксирована взаимосвязь типа локуса контроля с психическим здоровьем человека. В частности, исследования показывают, что у экстерналов чаще бывают психические проблемы, чем у интерналов.

И наконец, многочисленные исследования показывают, что экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы. Действительно, Фарес (1965) обнаружил, что интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, но также, когда представляется возможность, стараются контролировать поведение других. Кроме того, интерналам обычно нравятся люди, которыми они могут манипулировать, и не нравятся те, на кого они не могут повлиять. Другими словами, интерналы более уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других[11].

Интернальность и экстернальность не являются личностными чертами — врожденными и неизменными. Большинству людей одновременно свойственны в той или иной степени оба типа, а граница между ними является подвижной — в одних случаях доминирует интернальный, в других экстернальный локус контроля. Кроме того, некоторые современные исследования дают основания утверждать, что преобладание интернальности или экстернальности обусловлено социальным научением.

Таким образом, людям с внешним локусом контроля присущ конформизм. Они не очень ответственны, тревожны, неуверенны в своих способностях, иногда агрессивны, легко впадают в состоянии фрустрации, не склонны отстаивать свои принципы. Люди же внутренним локусом контроля считают себя полностью ответственными за свою жизнь, свои поступки и свои решения. Они проявляют большую эмоциональную стабильность, нежели экстерналы, убеждены, что усердная работа неизбежно приводит к достижению успеха.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528с.

2. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 464с.

3. Костромина С.Н. Справочник школьного психолога. — М.: Астрель, 2012. — 512с. — (Полный энциклопедический справочник)

4. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб: Питер, 2008. — 583с.

5. Немов Р.С. Психология. — В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688с.

6. Психологический словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — 2-е изд. (1946) — СПб, 2002. — 720с. (Серия «Мастера психологии»)

8. Смирнова М.М. Психологическая характеристика выраженности экстернальности-интернальности // Вопросы психологии. — 1999. — №.3. — с.65−69

9. Хьелл Л., Зилгер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. — 3-е международное издание. — СПб: Питер, 2003. — 608с.

[1] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — 2-е изд. (1946) — СПб, 2002. — с.618

[2] Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб: Питер, 2008. — с.469

[3] Немов Р.С. Психология. — В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — с.336

[4] Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — с. 286

[5] Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — с.301

[6] Костромина С.Н. Справочник школьного психолога. — М.: Астрель, 2012. — с.64

[7] Психологический словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — с.197

[8] Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — с.293

[9] Смирнова М.М. Психологическая характеристика выраженности экстернальности-интернальности // Вопросы психологии. — 1999. — №.3. — с.65−69

[10] Л. Хьелл, Д. Зилгер Теории личности. Основные положения, исследования и применение. — 3-е международное издание. — СПб: Питер, 2003. — с.412

[11] Там же. с. 414