НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Ахмедова И.Э., Елагина К.А., Перегудова Н.А.

Российский Государственный Социальный Университет

Москва, Россия

NEUROPSYCHOLOGICAL EXAMINATION OF YOUNG PEOPLE WITH MODERATE INTELLECTUAL BACKWARDNESS

Ahmedova I.E., Elagina K.A., Peregudova N.A.

Russian State Social University

Moscow, Russia

Проведя анализ научной литературы по проблеме нейропсихологической диагностики лиц с умеренной умственной отсталостью, нами было обнаружено, что большинство работ посвящено исследованию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, тогда как нейропсихологическое изучение молодых людей (18 лет и старше) с умеренной умственной отсталостью является недостаточно исследованным в настоящее время. Однако, не смотря на это, молодые люди с выраженными ментальными нарушениями составляют более 41% от общего количества молодых людей с данной нозологией. В этой связи, актуальность нейропсихологического обследования молодых людей с умеренной умственной отсталостью трудно переоценить.

В данном исследовании были использовали нейропсихологические пробы разработанные А.Р. Лурия, поскольку они в полной мере позволяют выявить актуальный уровень развития человека, исследовать высшие психические функции, такие как память, мышление, речь, а кроме того творческое воображение, произвольные движения и действия, письмо, счет и перцептивные процессы (процессы восприятия) [1]. Подобное обследование дает возможность специалистам не только понять особенности развития лиц имеющих данное отклонение, но и увидеть их актуальные и потенциальные возможности, определить индивидуальные творческие способности, предрасположенность к тому или иному виду деятельности [4].

В исследовании, которое было организованно и проведено на базе ГБУ ПНИ № 22 г. Москвы, приняли участие 7 молодых людей 24−26 лет с умеренной умственной отсталостью.

В целях исследования была использована нейропсихологическая батарея тестов, которая включала в себя: пробы на исследование гнозиса, праксиса, исследование речевых функций и памяти, исследование счетных операций.

11 стр., 5103 слов

Изучение особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью

Оглавление Введение. ………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы использования театрализованной игры в образовательном процессе с детьми с умеренной умственной отсталостью. 1.1 Театрализованная игра в образовательном процессе……………………...5 1.2 Театрализованная игра как средство социализации детей……………...12 1.3.Психолого-педагогические особенности развития детей с умеренной ...

Исследование проводилось с каждым испытуемым индивидуально, полученные результаты были занесены в протоколы.

При исследовании памяти, которое проводилось по методике А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов», было выявлено, что молодым людям с умеренной умственной отсталостью характерно добавление новых слов при воспроизведении, что может говорить о расторможенности, а также неполное воспроизведение слов после предъявления, что может указывать на недостаточно прочное запоминание [3].

При выполнении пробы Хэда [2] было обнаружено, что у испытуемых имеется зеркальное отображение ведущей руки по «лобному типу». При исследовании динамического праксиса у двух испытуемых была отмечена стереотипия (вертикальный кулак вместо горизонтального), у трех испытуемых — персеверации и замедленность в выполнении действий.

Диагностика речевых функций позволила выявить у испытуемых трудности в произношении оппозиционных фонем, в воспроизведении и понимании простых конструкций, повторении некоторых слогов и длинных слов. У некоторых испытуемых были обнаружены небольшие проблемы в письме — изменение буквы «П» на «Л» или наоборот, а также наблюдались трудности в написании сложных словосочетаний, таких как «Зрительный зал».

При исследовании гнозиса ярко выраженные ошибки прослеживались в зрительно-пространственной сфере. Так, например, в пробе «Слепые часы» половина испытуемых либо не смогли соотнести значения по двум стрелкам одновременно (по часовой и минутной), либо они не воспринимали числа на циферблате, что, к тому же, может говорить о признаках символической агнозии. В подтверждение этого нами были обнаружены у испытуемых заметные ошибки в узнавании печатных букв, например буква «Ш», которая для одного из испытуемого была похожа на письменную букву «Т», или же буквы «Л» и «П» у некоторых участников были одинаковыми, что действительно говорит о наличии у них буквенной агнозии. Также, необходимо отметить, что большинство молодых людей с умеренной умственной отсталостью испытывали серьезные трудности при узнавании римских цифр. Однако, здесь речь будет идти скорее об уровне образованности испытуемых, поскольку не узнавание римских цифр может быть не следствием дисфункции зоны ТРО, а именно не знанием этих цифр.

5 стр., 2092 слов

Характеристика испытуемых и методы исследования

Характеристика испытуемых и методы исследования Цель курсовой работы: изучить психоэмоциональные состояния незамужних матерей. Задачи: Изучить эмоциональные состояния незамужних матерей. Выявить психические состояния незамужних матерей. Выявить личностные особенности указанного контингента. Изучить особенности защитно-совладающего поведения незамужних матерей. Провести сравнение психоэмоциональных ...

Наконец, при исследовании счетных операций было обнаружено, что некоторые испытуемые путаются в знаках «сложения» и «вычитания», либо вообще считают на пальцах.

Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе исследования, позволяет с уверенностью говорить о том, что у молодых людей с умеренной умственной отсталостью имеются особенности в процессах запоминания, такие как «застревание» на лишних словах, недостаточно прочное запоминание слов. В речевых функциях испытуемые имеют затруднения в произношении оппозиционных фонем, в воспроизведении и понимании простых конструкций, повторении некоторых слогов. Серьезные нарушения были получены в зрительно-пространственном и символическом гнозисе.

Полученные данные могут способствовать разработке индивидуального подхода к специально организованному коррекционному обучению молодых людей с умеренной умственной отсталостью, а кроме этого позволят лучше понять особенности протекания психических процессов и структуру дефекта у молодых людей данной нозологической группы.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Издательство «Смысл»; Эксмо, 2005. 1136 с.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

Вопросы по § 1. Человек как личность Главное качество человека, состоящее в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом – это: биологическое; социальное (общественное); духовное; культурное. К характеристикам человека как биологического существа относится наличие: мышления; членораздельной речи; психики; высокоорганизованного мозга. Не ...

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Академический проект, 2000. 512 с.

3. Лурия А.Р. Заучивание 10 слов // Альманах психологических тестов. — М., 1995. С. 92−94.

4. Савченко Д.В. Вклад межполушарной асимметрии мозга в протекание психических процессов человека // Современное общество, образование и наука. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С.116−117.