Исследование акцентуаций характера и фрустрационной толерантности у подростков, проявляющих суицидальную активность

Содержание

1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и фрустрационной толерантности у подростков, проявляющих суицидальную активность 3

1.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 3

1.2 Понятие фрустрации и фрустрационной толерантности 7

1.3 Понятие акцентуаций характера в психологии 12

Литература 16

1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций

характера и фрустрационной толерантности у подростков,

проявляющих суицидальную активность

1.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст — это этап онтогенеза, который охватывает период от 10−11 до 15−16 лет. Его начало связано с началом полового созревания и характеризуется резкими, качественными изменениями во всех сферах психики. Появляются такие специфические черты, как стремление к общению со сверстниками, стремление утвердить свою независимость, личностную автономию [3; 29]. Окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием критического рефлектирующего мышления и формальной жесткой логики, требующая на любой вопрос однозначного ответа: истина или ложь, да или нет. Это создает в сознании подростка тенденцию к максимализму. При этом развитие личности может существенно отставать от интеллектуального развития [1].

Трудности этого возраста связаны с половым созреванием. В ходе физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму, гипертрофированное внимание к себе, эгоцентризм, озабоченность собой и впечатлением, которое он производит на окружающих [13].

Половое созревание и связанное с ним повышение физических и психических возможностей дает подростку ощущение зрелости, субъективное переживание отношения к самому себе как к взрослому. Однако его социальный статус в школе и семье никак не меняется. Возникает одно из основных противоречий этого возраста — между возросшим ощущением взрослости и психическими возможностями подростка [1]. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что составляет суть подросткового кризиса и проявляется свойственными этому возрасту подростковыми поведенческими реакциями, к которым относятся реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, увлечения (хобби).

8 стр., 3816 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ФРУСТРАЦИОННОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ СУИЦИДАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ

... 41 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45 1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и фрустрационной толерантности у подростков, проявляющих суицидальную активность 1.1 Суицидальная активность как кризис ... , что часто приводит к спутанности идентичности. Через свойственные этому возрасту реакции эмансипации подросток старается высвободиться из-под опеки и контроля взрослых и ...

Потребность быть взрослым является основной потребностью подростка, поэтому он стремится освоить те нормы поведения, которые в его сознании связаны с взрослым поведением. Посредством реакций эмансипации подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль над поведением, наказание путем лишения минимальной свободы обостряют конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из дома, бродяжничество.

Важное место в жизни подростка занимают его увлечения (хобби).

Подросток стремится пройти через все, чтобы обрести себя. У некоторых подростков это стремление приводит к увлечению опасными видами спорта.

Общение со сверстниками в подростковом возрасте является ведущей деятельностью. В общении со сверстниками подросток расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности, постигает разные формы человеческих отношений, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, учится подавлять импульсивные действия, осмысливать свои конформные и негативные реакции на предполагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников [12]. Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности [4]. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников [13], что повышает риск его вовлечения в асоциальные группы, деструктивные секты и экстремистские группировки [4].

14 стр., 6785 слов

Освещение ситуаций страха и смерти в газетной публицистике

Курсовая работа Освещение ситуаций страха и смерти в газетной публицистике Введение Чувство страха знакомо всем. Несмотря на это, природа тревоги и страха остается загадкой для психологов ... паникой, может быстро вовлечь в подобное состояние и окружающих. Подобное поведение лишено какого-либо здравого смысла. Это примитивный инстинкт, характеризующийся криком ...

Физиологическое созревание может сопровождаться психическим дискомфортом, форма, длительность и острота которого различается в зависимости от индивидуально-типологических особенностей подростка, социальных и микросоциальных условий его развития [3]. Но при всем многообразии эмоционально-чувственных проявлений подросткового кризиса выделяют особые паттерны переживаний, свидетельствующие о факте кризиса [7].

1) Страх. При пубертатных кризисах страх имеет достаточно специфический характер. Это может быть недифференцированный страх, возникающий внезапно и сопровождающийся чувством неминуемо надвигающейся угрозы, катастрофы, часто неопредмеченного характера; страх перед новыми, неожиданными внутренними состояниями, быстро сменяющими друг друга, страх, связанный с переживанием новых состояний, характеризующихся интенсивными эмоциями и телесными ощущениями; страх смерти [7].

8 стр., 3684 слов

Стихийное массовое поведение: понятия, социальный феномен и предмет исследования

... Стихийное массовое поведение: понятия, социальный феномен и предмет исследования 4 Виды социальных групп 7 ... и пр. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм ... В XIV веке Европу охватила «черная смерть» — эпидемия чумы, унесшая более 20 ... также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость и т.д.[1] ... человеческой массы как таковой (в их текстах понятие «масса» и «толпа» ...

2) Чувство одиночества. Оно может проявляться в широком диапазоне — от смутного ощущения своей отдаленности от людей до полного отчуждения. Чувство одиночества связано с самой природой тех переживаний, которые составляют содержание индивидуального кризиса. Высокая интрапсихическая активность вызывает потребность все чаще и чаще уходить от повседневности в мир внутренних переживаний. Подросток чувствует нарушение связи с привычными для него идентификациями. Это сопровождается чувством отдаленности от окружающего мира, так и от самого себя [7].

3) Чувство отчужденности. У переживающего кризис могут измениться интересы и ценности, отношения к людям, к привычной деятельности и времяпрепровождению, может пробудиться интерес к духовным проблемам, молитве, медитации, к некоторым эзотерическим системам и практикам, что будет казаться странным его ближайшему окружению и способствовать возникновению ощущения, что он чужой среди людей [7].

3) Резкие перепады настроения. Подросток может переживать внезапные беспричинные колебания настроения от одних эмоций к совершенно противоположным. Временами он может почувствовать, что почти потерял контроль над собой, своими мыслями и чувствами.

4) Переживание символической смерти. Конфронтация с проявлениями смерти — центральная часть процесса трансформации и объединяющий компонент многих кризисов [29]. Подростки часто романтизируют смерть и все, что связано с символикой смерти. Отсюда — широкое распространение в подростковой среде таких молодежных культов, как «готы», «эмо» и пр. В ряде случаев страх смерти может принимать обратную форму — форму суицидальных мыслей, суицидальных намерений и суицидального поведения.

Суицидальная активность — это намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни. Самоубийства совершаются чаще в возрасте до 20 лет. Несомненна связь суицидного поведения подростков с другими формами социальных отклонений и девиантного поведения: аддикциями, микросоциальной запущенностью, ситуационными реакциями протеста, побегами из дома, дромоманией и пр. К суицидальной активности прибегает отвергаемая социумом личность. Суицидальные реакции возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Причинами отклонений в поведении являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения.

16 стр., 7727 слов

Психология личности 4

... о необходимости для психологии личности стремиться к максимальной точности во всем, что касается анализа поведения. Чтобы быть предельно ... указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие ... заново встают все пройденные критические моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и ...

1.2 Понятие фрустрации и фрустрационной толерантности

Обычно под фрустрацией понимают такое психическое состояние, которое возникает в результате противодействия каких-либо факторов, блокирующих удовлетворение потребностей и мотивов, исполнение намерений и действий. В ряде случаев фрустрация приводит к дезорганизации сознания, деятельности и поведения человека [32]. В.Н. Панкратов определяет фрустрацию как психическое состояние острого переживания неудовлетворенной потребности [22]. Фрустрация — это психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задач; состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи [6].

Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Согласно В.С. Мерлину, основными формами проявления эмоциональных реакций на фрустрацию являются агрессия, досада, тревожность, подавленность, обесценивание цели или задачи.

По данным С. Розенцвейга, фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности [22]. Автор выделил три типа фрустрирующих ситуаций:

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... идет на контакт с ними, оказывает позитивное воздействие на их личность. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I - Стр 2 Результаты большого числа исследований говорят о ... контроля результатов педагогического воздействия и корректировки 4. Наблюдательность, понимание психического состояния людей, настроения, коллектива в целом. 5. Быстрая ориентация в обстановке, гибкость ...

1. Ситуации лишения, т. е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности.

2. Потери (например, смерть близкого человека, сгоревший во время пожара дом и т. п.).

3. Ситуации внешнего или внутреннего конфликта.

Б.Г. Ананьев подчеркивал, что в большинстве случаев фрустраторы, дезорганизующие индивидуальное сознание и поведение человека, имеют преимущественно социальную природу и связаны с распадом и нарушением социальных связей личности, с изменением социального статуса и социальных ролей, с различными нравственными и социальными утратами.

Поведение в ситуации фрустрации может быть самым разным, оно зависит от многих факторов: от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы ф…

Литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология [текст]: учебное пособие / Г. С. Абрамова. — М.: Академический проект, 2003. — 704 с.

2. Аверин, В. А. Психология личности [текст] / В.А. Аверин. — СПб.: Питер, 2003. — 516 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л.И. Божович. — СПб: Питер, 2009. — 400 с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [текст] / Л.И. Божович. — М: Изд-во МПСИ, 2005. — 390 с.

5. Бойко А.А. Социально-педагогические аспекты профилактики асоциального поведения учащихся [текст] / А.А. Бойко // Адаптация и выживание. — 1995. — № 10.

6. Большой психологический словарь [текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с.

7. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] / Ф.Е. Василюк. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200 с.

8. Вассерман Л. И. Родители глазами подростка [текст] / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. — СПб: Речь, 2004. — 256 с.

9. Выготский Л.С. Педология подростка [текст] / Л.С. Выготский. — М.: Издательство ЭКСМО — Пресс, 2000. — 508 с.

10. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология [текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В. Зацепин. — М.: Академия, 2008. — 368 с.

11 стр., 5241 слов

Психология детей с нарушениями речи

... психологии, логопедии, социологии» Лингвистическая характеристика недостатков разных сторон речи Речь представляет ... , обозначающих близких для ребенка людей (мать, отец) или ... Необходимая при этом гармонизация личности теснейшим образом связана ... речи в дошкольном возрасте, между ними отмечаются существенные отличия на последующих возрастных ... сценарию с заранее подготовленным текстом. Затем в определённый ...

11. Киршбаум, Э. И. Психические состояния [Текст] / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. — 141 с.

12. Кон И. С. Ребенок и общество [текст] / И.С. Кон. — М: Академия, 2003. — 336 с.

13. Крайг Г. Психологическое развитие [текст] / Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2000. — 394 с.

14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [текст]: учебник / И.Ю. Кулагина. — М.: МПСИ, 2006. — 180 с.

15. Леонгард, К. Акцентуированные личности [текст] / К. Леонгард. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 320 с.

16. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [текст] / А.Е. Личко. — М.: Речь, 2009. — 426 с.

17. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением [текст] / Н.В. Майсак. — М.: Академия, 2002.

18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [текст] / В.С. Мухина. — М.: Академия, 2004. — 456 с.

19. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии [текст] / В.Н. Мясищев // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2001. — С. 197−244.

20. Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность [текст] / Ш. А. Надирашвили. — Тбилиси: Мицниерба, 1987. — 361 с.

21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [текст] / Л.Ф. Обухова.- М.: Педагогическое общество России, 2004. — 442 с.

22. Панкратов В.Н. Фрустрация [текст] / В.Н. Панкратов // Психология состояний. Хрестоматия // Под ред. Прохорова А.О. М.: ПЕР СЭ; СПб: Речь, 2004. С. 436−438.

23. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [текст] / Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2000. — 278 с.

24. Реан, А. А. Общая психология и психология личности [текст] / А.А. Реан. — М.: АСТ, 2009. — 639 с.

25. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия [текст] / Х. Ремшмидт. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 624 с.

26. Рубинштейн, С. Л. Психология [текст] / С.Л. Рубинштейн. — М.: Речь, 2004. — 720 с.

27. Самыгин С. И. Психология личности [текст] / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 575 с.

28. Сапогова Е.Е. Психология развития человека [текст] / Е.Е. Сапогова. — М.: Аспект-Пресс, 2001. — 460 с.

29. Франкл, В. Человек в поисках смысла [текст] / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990. — 360 с.

30. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности [текст] / Д.И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 2009. — 1136 с.

31. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [текст] / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. — М.: Роспедагентство, 2001. — С. 313−320.

32. Якунин В.А. О связи психических состояний и свойств личности [Текст] / В.А. Якунин // Психические состояния. — Л.: ЛГУ, 1981, с. 17−23.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector