Гендерная дифференциация

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Половые отношения в системе социально-психологического знания

1.1. Содержания понятия «гендер»

1.2. Психологическая наука и половая дифференциация

Глава 2. Психологические различия мужчин и женщин

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Первичное деление человечества на мужчин и женщин и доминирующая роль мужчин в современном обществе привели к тому, что научная психология — это преимущественно психология мужчины в возрасте от 18 до 30 лет. Для всех очевидно преобладание мужчин, оно прослеживается во все культурно-исторические эпохи, особенно в таких сферах, как наука, искусство, политика.

Попытки объяснения различий между мужчинами и женщинами в уровне социальных и профессиональных достижений сводятся к двум схемам: 1) биологические (генетические) различия между мужчинами и женщинами считаются главной причиной; или же 2) социальные условия благоприятны для доминирования мужчин, система воспитания и распределения ролей дает больше шансов для развития способностей мужчин. Если принять последнее объяснение, вновь возникает вопрос: а откуда берутся условия, благоприятствующие развитию способностей у мужчин?

Генетики полагают, что мужчины являются носителями эволюционирующих признаков, а женщины — консервативных. Соответственно величина вариации любых признаков у мужчин больше, чем у женщин, при равенстве средних значений признаков, кроме «эволюционно прогрессивных». Средние значения большинства признаков у мужчин выше, чем у женщин.

Печально, что в ход и, главное, в интерпретацию исследований вмешиваются людские страсти.

С чем связано очевидное преобладание мужчин в сфере науки и техники, особенно среди научной и технической элиты: с тем ли, что женщины (в силу своих психофизиологических особенностей) менее талантливы, или же причины следует искать в культурных традициях и нормах, которые предписывают женщинам определенные модели поведения? Этот вопрос лежит в основе сравнительных исследований познавательных способностей мужчин и женщин, которые могут быть подразделены на три основных направления: психометрические исследования половых различий в познавательных способностях; возможные биологические детерминанты этих различий; описание социально-психологических механизмов, связанных с усвоением половых ролей и влияющих на дифференциацию познавательных способностей женщин и мужчин.

14 стр., 6997 слов

Женщина-лидер. Гендерные различия

... разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Как только ребенок начинает замечать различия между мужчинами и женщинами у него обычно появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим ... на социально психологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени ...

Проведение подобных исследований и особенно их интерпретация, так же как и изучение, например, расовых различий, могут иметь серьезные социальные последствия и сопряжены с этическими проблемами. Именно с этим связана актуальность изучения способностей мужчин и женщин. Поэтому в работах по этой теме трудно отделить определенные установки и оценочные суждения от строго установленных фактов. Исследователи-женщины склонны упрекать своих коллег-мужчин в том, что они нередко интерпретируют данные о половых различиях в соответствии со своими собственными стереотипами и, таким образом, не только повторяют популярные мифы, но и придают им научную респектабельность.

Все это, равно как и чрезвычайная сложность самой проблемы, заставляет с большой осторожностью подходить к тем данным и выводам, которые содержатся в литературе.

В общем же ракурсе половые (гендерные) отношения, как базовое понятие гендерных исследований в научной литературе социологического, политологического, экономического профиля преимущественно используется при рассмотрении проблем дифференциации, стратификации, доминирования в системе общественного устройства. В психологических публикациях категория «гендерные отношения» практически не встречается. Цель данной работы заключается в теоретическом и эмпирическом исследовании гендерных отношений с использованием системы знаний социально-психологической науки. Для начала конкретизируем смысловое содержание категории «гендерные отношения» и определим ориентиры исследования гендерных отношений с позиций социально-психологического знания.

Глава 1. Половые отношения в системе социально-психологического знания

1.1. Содержания понятия «гендер»

В гендерно-ориентированной литературе о гендерных отношениях говорится, как об отношениях между конкретными личностями мужского и женского пола или социальными группами, состоящими из мужчин или женщин [Здравомыслова Е., Темкина А., 2003]. Так как гендерные отношения довольно новая категория, включенная в научный дискурс, пока можно предложить лишь самое общее описательное определение этого понятия.

Гендерные отношения — это различные формы взаимосвязи людей, как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, т.е. — это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне. Другими словами, гендерные отношения — это:

1. социально организованные отношения на уровне общества, между государством и гендерными группами;

2. отношения между различными гендерными группами;…………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под термином пол мы понимает биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами. Половые роли связаны с ожиданиями относительно форм поведения мужчин и женщин, обусловленных их биологическими различиями, а также различием функций, связанных с продолжением рода. Гендерные различия касаются психологических черт и поведенческих характеристик, формируемых культурой на основе половых различий. Используя термин гендерные роли, мы говорим о степени, в которой индивид принимает типичные для своего пола формы поведения, предписываемые культурой. Именно гендерные (в отличие от половых) характеристики, включая роли, стереотипы и гендерную идентичность, связаны с культурными факторами.

20 стр., 9925 слов

Исследование гендерных отношений

... в изучении гендерных исследований в социальной психологии. Объект исследования - основные теоретические концепции гендерных исследований и те направления, которые оказали на них существенное влияние. Предмет исследования - гендерные отношения в социальной структуре общества. Гендерные исследования являются ...

Гендерные роли, типичные для мужчин и женщин, различаются во всех культурах. Некоторые стереотипные представления, касающиеся гендерных различий, универсальны для всех культур; к ним относятся представления об агрессивности, силе и эмоциональной невосприимчивости как об отличительных особенностях мужчин, а также о слабости, покорности и эмоциональности как о чертах, присущих женщинам. Однако гендерные исследования показывают, что степень, а в ряде случаев и направленность подобных различий варьирует от культуры к культуре. Иными словами, далеко не всем культурам свойственны одни и те же проявления гендерных различий. Более точное определение того, какие типы гендерных различий культурно-универсальны, а какие — культурно-специфичны, требует дальнейших исследований.

Исследования гендерных различий охватывают широкий спектр разделов психологии и психологических конструктов, с помощью которых мы можем попытаться составить связную картину проявлений гендерных различий в различных культурах, а также выдвигать гипотезы относительно возможных причин существования таких различий. Руководствуясь соображениями наглядности, я разбил все исследования, проводящиеся в данной области, на четыре группы: гендерные стереотипы; гендерные роли и Я-концепция; исследование Хофстеде; психологические гендерные различия, включающие различия, связанные со способностями в сфере восприятия, решения пространственных и когнитивных задач, а также касающиеся конформности и подчинения, агрессии и других психологических конструктов. Естественно, данную классификацию следует рассматривать как чисто произвольную; она преследует лишь цель внести определенную структуру в широкий спектр кросс-культурных исследований, посвященных изучению гендерных различий. Следует также добавить, что произведенный здесь обзор не является исчерпывающим; мною предпринята лишь попытка представить общую картину огромного числа исследований, предметом которых были совершенно различные темы, входящие в сферу кросс-культурной гендерной психологии.

Литература

1. Барчунова Т. В. «Эгоистический гендер», или Воспроизводство гендерной асимметрии в гендерных исследованиях//Общественные науки и современность. 2002. № 5. с. 180-192.

2. Белановский С.А.Метод фокус-групп. М.: Издательство Магистр, 1998.

3. Большой толковый социологический словарь. (Collins).

Т. 1 (А-О); Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999.

4. Здравомыслова Е., Темкина А. Введение. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России//Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Сб. научн. статей/Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. Центр независимых социальных исследований. Труды. Вып.4. СПб., 1996. с. 5-13.

5. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А.Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии//Социологические исследования. № 11. 2000. с. 15-24.

18 стр., 8676 слов

История возникновения и развития гендерных исследований в зарубежной ...

... женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных ... отношения.   История возникновения и развития гендерных исследований в зарубежной и отечественной психологии В истории развития проблематики половых различий в зарубежной психологии выделяется ряд этапов: ...

6. Здравомыслова Е., Темкина А. Советский этакратический гендерный порядок//Социальная история. 2002. Специальный выпуск, посвященный гендерной истории/Отв. Ред. Н.Л.Пушкарева. М.: РОССПЭН, 2002.

7. Здравомыслова Е., Темкина А. Понятийное поле исследования гендерных отношений//Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-хгодов: Сборник научных статей/Под ред. Л.Н.Попковой, И.Н.Тартаковской. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. с. 10-23.

8. Кон И.С. История и теория «мужских исследований»// Гендерный калейдоскоп. Курс лекций/Под ред. М.М. Малышевой. М.: Academia, 2002. с. 188-242.

9. Лорбер Дж. Пол как социальная категория//Альманах «THESIS», 1994. Вып. 6. с. 127-136.

10. Лорбер Дж., Фаррелл С. Принципы гендерного конструирования//Хрестоматия феминистских текстов. Переводы/Под ред. Е.Здравомысловой, А.Темкиной. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. с. 187-192.

11. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

12. Мещеркина Е.Ю. Институциональный сексизм и стереотипы маскулинности//Гендерные аспекты социальной трансформации/Под ред. М.М.Малышевой. Демография и социология. Выпуск. 15. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения. 1996. с. 196-206.

13. Словарь гендерных терминов/Под ред. А.А.Денисовой/Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные проекты». М: Информация -XXI век, 2002.

14. Современный философский словарь/Под ред. В.Е.Кемерова. М., Лондон и др.: Панпринт, 1998.

15. Тартаковская И.Н.Социология пола и семьи. Самара: Международный Институт «Открытое общество». 1997.

16. Тартаковская И. «Несостоявшаяся маскулинность» как тип поведения на рынке труда//Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов: Сборник научных статей/ Род ред. Л.Н. Попковой, И.Н. Тартаковской. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. с. 42-70.

17. Темкина А.А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в советской России//Социологические исследования. 2002. № 11. с. 4-15.

18. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера// Хрестоматия феминистских текстов. Переводы/Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. с. 193-219.

19. Хасбулатова О.А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000)//Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций/Под общ. ред. О.А.Ворониной. М.:МЦГИ -МВШСЭН -МФФ, 2001. с. 185-198.

20. Хасбулатова О.А Российская гендерная политика в XX столетии: мифы и реалии. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2005.

21. Scott J.W. Gender and the Politics of History. New York, 1988.