Формы работы школы с родителями. Методика организации родительского собрания

Содержание

  • Введение
  • 1. Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика
  • 2. Методика проведения родительского собрания
  • 3. Практическая часть работа школы с родителями
  • Заключение

Введение

Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся — начало всех начал.

Хотите ли Вы, не хотите ли.

Но дело товарищи, в том,

Что прежде всего мы — родители,

А всё остальное потом.

Р. Рождественский.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями». Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребёнка, — это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей. Вхождение классного руководителя в семью позволяет родителям увидеть в наставнике своего ребёнка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. Завоевать доверие со стороны родителей очень важная задача для классного руководителя.

Опираясь на опыт признанных педагогов — В.И. Сухомлинского и А.С. Макаренко можно выделить несколько направлений работы классного руководителя с родителями:

1. Установление и поддержание постоянной связи с родителями.

2. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.

3. Привлечение родителей к организации работы с классом.

Работа всех классных руководителей нашей школы по данным направлениях имеет цель: углубить и разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школы и родителей, повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительном результате образовательного процесса, содействовать повышению авторитета родителей в семье.

Были поставлены следующие задачи:

1. создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательной и воспитательной среде;

2. изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;

8 стр., 3763 слов

Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника

... воспитания, в преодолении его ошибок. 2. Формы работы классного руководителя с родителями учащегося По своему статусу классный руководитель в школе - основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и ...

3. установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к

учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе;

4. способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;

5. обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей;

6. воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи;

7. развивать интерес к истории своей семьи, её традициям;

8. изучить мнение семей обучающихся о школе и к уровню образовательных услуг.

Для решения поставленных задач работа была организована в школе по следующим направлениям:

· психолого-педагогическое и информационное обеспечение

родителей;

· вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

· участие родителей в управлении школой;

· изучение семей обучающихся.

Объединяя свои педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых они должны работать совместно. Круг этих проблем довольно широкий и с некоторой долей условности их можно разделить на три основных группы.

К первой группе следует отнести те проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи.

Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием.

Наконец, к третьей группе относятся проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания. В чем же заключается сущность этих проблем и какой должна быть совместная работа школы и семьи по их решению?

Как отмечалось, одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышению содержательности образовательно-воспитательной работы сучащимися. Семья должна помогать школе готовить образованных и инициативных граждан нашей страны, формировать у них принципиальность и прогрессивные убеждения. Контакты между семьей и школой в этом направлении должны охватывать. следующие вопросы.

Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа. нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д.

Работа с родителями.

Организация взаимодействия с коллективом группы требует от педагога соблюдение определенных правил общения с семьями детей.

· Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

· Общение с родителями ребенка должно служить не только во вред, а во благо ребенку;

· Изучение семей детей должно быть тактичным и объективным;

3 стр., 1073 слов

Психологическое консультирование родителей детей с суицидальными наклонностями

... детей, методах психологического консультирования родителей детей, что отражается на коррекции синдрома эмоционального выгорания у родителей. Работа ... или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ: Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог ... Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика.- Самара, 1999. 16. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического ...

· Изучение семей детей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

1. Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Для налаживания эффективной системы коммуникации дом-учебное заведение, каждый год разрабатывается план работы с родителями в школе. Как правило, последний имеет формат таблицы с указанием планируемого мероприятия, сроками его прохождения и ответственными лицами за его организацию и проведение. План работы с родителями в школе заверяется непосредственно директором (если мероприятие в масштабах школы) или классным руководителем (в рамках одного класса).

[1]

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

родительские университеты;

конференции;

индивидуальные и тематические консультации;

родительские собрания;

тренинги.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников — важное направление его деятельности.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

У вас есть ребенок школьник? Насколько хорошо в вашем случае налажено взаимодействие между школой и семьей? Существует огромное количество форм данного взаимодействия. Как обстоят дела в вашем случае?

Родительские университеты — это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями. Назначение родительских университетов в школе — психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только школы, но и ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги. [2]

19 стр., 9224 слов

Методики социальной работы с семьей ребенка с особенностями психофизического ...

... использование разнообразных форм и методов работы с родителями; создание атмосферы взаимодоверия на принципах сотрудничества, партнерства; Объектом являются семьи воспитывающие детей с особенностями в ... развитии. Предметом исследования выступает работа социального педагога с родителями детей с ОПФР. В ...

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Формы работы:

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого-педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Более подробно о родительских собраниях можно прочитать в соответствующей статье.

Тематика родительских конференций

1. Ваш малыш — школьник. Режим дня первоклассника.

2. Физическое здоровье ребенка — залог успешности учебной деятельности.

3. Нравственные уроки семьи — нравственные законы жизни.

4. Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?

20 стр., 9863 слов

Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности ...

... - иждивенческих жизненных ориентаций. Но где бы не пришлось обучаться ребенку, к обучению в школе его должны подготовить родители. И в первую очередь, он должен овладеть необходимыми умениями ... объект исследования изучена крайне мало. Внимание в основном уделяется научному изучению семей, имеющих детей с наиболее тяжелыми аномалиями развития, а именно со средней и тяжелой степенью ...

5. Игра в жизни ребенка.

6. Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме.

7. Культура общения с компьютером

8. Книга и ее роль в жизни семьи.

9. Вредные привычки и как с ними бороться.

10. Уже не дети, еще не взрослые.

11. Половые различия и проблемы пола.

12. Причины детских суицидов.

13. Когда родители в разводе.

14. Как избежать конфликтов в семье?

15. Трудности школьного ученичества.

16. Как научить ребенка любить и быть любимым?

17. Хорошие родители. Кто они?

18. Система воспитательной работы в школе глазами родителе

19. Свободное время и развлечения учащихся.

20. Одаренный ребенок в семье.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. [3]

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это — координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий классный руководитель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

Организация совместных досуговых мероприятий Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время. [4]

20 стр., 9629 слов

Формы и методы воспитания трудных детей в начальной школе

... теория о воспитании "Трудных" детей в начальной школе 1.1 Понятие трудного ребенка в начальной школе Трудные дети - широкое и неоднородное понятие. Это дети, которые встречают трудности в освоении ... оказывались одинаковые воздействия, главным образом административного характера: выговор перед классом, вызов родителей, обсуждение у директора или на педагогическом совете и пр. Учеников держали в ...

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.

Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае — предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью.

8 стр., 3630 слов

Возраст ребёнка и тип воспитания отца 2

... воспитании,определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, укладжизни семьи в це­лом. На раннихэтапах развития человеческого об­щества воспитание не было прерогативой обще­ственныхинститутов или ...

Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Родительский комитет класса привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Родители-профессионалы могут организовать в классе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий. [5]

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т.п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.

Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная).

С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... 2–3 человека. При этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, ... благоприятен: при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе. 3. Для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии, более развита речь, выше ...

2. Методика проведения родительского собрания

Результативность взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности которых детский сад не может нести ответственность. Однако знать,». из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказывает на них влияние, каково это влияние (со знаком плюс или минус), и воспитатели, и детский сад должны. Только тогда педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в детском саду, с его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации дурного влияния, отрицательного воздействия на ребенка.

Наиболее эффективная форма работы педагогов и родителей — это родительские собрания, которые могут проходить в форме лектория, семинара и т.п. Успех проведения собраний-лекториев обеспечивает соблюдение таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и даже иногда интригующая. Например: что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в детский сад. Так можно назвать первое собрание. На такое собрание родители, как правило, приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний; заинтересованные родители придут на очередное собрание-лекцию.

1. Понятие «родительское собрание», его цели.

2. Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

3. Родительское собрание — это не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации

4. Цели родительских собраний:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

2) повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по вопросам воспитания ребенка в семье и школе (например, об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.);

3) содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность класса (конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

4) выработка единых требований к воспитанию детей в семье и школе.

2. Виды родительских собраний:

Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов (или например, посвященные, предстоящей дальней поездки детей или подготовки к многодневному походу, или инструктивное родительское собрание, на котором знакомят родителей с изменениями в учебном процессе).

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями».

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график на первом собрании сообщается родителями для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от возможностей или от желания эти встречи могут проходить ежемесячно или раз в квартал, в одни и те же часы.

Ведь сами педагоги заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного семейного воспитания.

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье — это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет.

классный руководитель родительское собрание

Отношения «учитель — родители» могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок.

Однако отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий. Разрозненные и несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребёнка.

Представления друг о друге у учителя и родителей складывается со слов ребёнка, что нередко приобретает искажённый характер. Вследствие этого возникают чувства взаимного и одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что приводит к конфликтам.

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;

Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна.

Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «детских грехов».

Избежать недопонимания, разобщённости в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные формы:

Чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

Активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

Уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

Повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учёт этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

Тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям учащихся (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

Терпение при поступлении критических замечаний родителей в свой адрес, учёт их в процессе профессионального саморазвития.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Нет нужды говорить о том как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Ведь учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и других проблем школьной жизни. Им необходимо помощь родителей в решении как чисто учебных задач, так и в нравственном воспитании. Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» — это вечная головная боль всех педагогов.

Самой распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания.

Не надо удивляться, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. Мы провели анкетирование, и нашли несколько причин нежелания посещать собрания. Одной из основных является неинтересная и однообразная форма проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета. Следовательно, надо пересмотреть отношение к родительским собраниям. И результат не замедлит сказаться: интерес к собраниям возрастёт не только у родителей, но и у детей и учителей. Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.

В.А. Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей».

Приняты такие формы работы с родителями: общешкольные родительские собрания; лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребёнка в семье и школе; обзор популярной литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; День открытых дверей; День семьи в школе. Школа молодого родителя Презентация семейного опыта воспитания. Родительский ринг Круглый стол или педагогический треугольник. Собрания-диспуты Проигрывание педагогических ситуаций Совместные собрания вместе с детьми Тематические и индивидуальные консультации Деловая игра

Общешкольные собрания рекомендуется проводим 2-3 раза в год по плану. Классные собрания — не реже 1-2 раз в четверть + мероприятия, организованные совместно с родителями.

Предлагаем вам примерную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях

Чтобы каждый родитель почувствовал актуальность собрания, захотел в нём поучаствовать, можно ввести традиционные рубрики:

· «из истории воспитания детей в семье»

· «великие педагоги мира»

· «крылатые фразы о воспитании»

· «советуем прочитать»

· «обсудите вместе с ребёнком» и т.д.

Хорошей традицией родительского собрания считается и введение в его ход ритуалов. Например, ритуал «Волшебная шкатулочка». К каждому родительскому собранию дети пишут письмо родителям, запечатывают его в конверт, надписывают и опускают в шкатулочку, которая стоит в помещении, где проводится собрание, в этих письмах ребята могут рассказать о том, что их волнует, рассказать о своих проблемах и радостях, о том, что им порой трудно сказать вслух.

Хорошей традицией собрания является его рефлексия. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это высказывания родителей, выпуск «молний», оформление коллажа, интервью и т.д.

Наиболее значимой и эффективной традицией является поощрение родителей. Поощрение родителей осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками детей. В честь родителей-помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены именные поздравительные газеты.

3. Практическая часть работа школы с родителями

Повышение роли школы в воспитании подрастающих поколений и ее влияние на воспитательную работу семьи теснейшим образом связано с теми социальными и производственно-экономическими сдвигами, которые происходят в развитии современного общества. Укажем на важнейшие из них.

Интенсивное развитие науки и техники и совершенствование всех отраслей производства повлекли за собой необходимость введения всеобщего среднего образования и повышения научного уровня образовательно-воспитательной работы. Школа, таким образом, стала выполнять основные функции в общеобразовательной подготовке и всестороннем развитии молодежи. [7]

Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П. Яблонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывать их родителей.

Наконец, необходимость влияния школы на воспитание учащихся в семье обусловливается тем обстоятельством, что почти всe родители вовлечены а общественное производство, многие из них занимаются самообразованием, повышением своей квалификации, активно участвуют в деятельности общественных и культурно-массовых организаций. Все это так или иначе сказывается на иx воспитательной работе и, в частности, ослабляет традиционнее контакты между родителями и детьми. По данным социологических исследований, с 1929 г. свободное от работы время трудящихся увеличилось у нас в три раза, но это не повлекло за собой пропорционального увеличения времени домашнего общения родителей с детьми, В 1950 г. в семьях служащих Москвы родители учащихся V-VII классов уделяли проверке тетрадей и дневников, совместным прогулкам, играм и беседам с детьми примерно четыре с половиной часа в неделю, в 1978 г. — около двух часов. Тенденция эта сохраняется и поныне. Учитывая это, школа не только должна поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и воздействовать на активизацию воспитательной деятельности родителей, повышать их ответственность за воспитание детей. Таковы объективные предпосылки, обусловливающие повышение роли школы в руководстве воспитательной деятельностью семьи и координации работы общественности.

Значительное место в системе работы с родителями учащихся отводилось психолого-педагогическому просвещению и информационному обеспечению.

Были проведены следующие родительские собрания: «Режим дня в жизни школьника», «Почему наши дети обманывают», «Надо ли ругать за плохую успеваемость», «Различные стили воспитания», «Навыки культуры поведения, формирование сознательной дисциплины», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Пирамида здорового питания», «Семья — здоровый образ жизни», «Наши ошибки в воспитании детей». На многие родительские собрания приглашались учителя предметники, социальный педагог, администрация школы. Учителя-предметники знакомили родителей с особенностями учебных предметов, с целями и задачами, программами, планом работы, методикой, своими требованиями. Такие выступления позволили избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и недопониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в нашей школе. На празднике День рождения школы для родителей был представлен публичный отчёт о работе школы. В конце учебного года проведено родительское собрание по итогам года, на котором каждый классный руководитель представил результаты своей деятельности. [8]

В течение всего года классные руководители проводили групповые и индивидуальные беседы с родителями о питании, успеваемости, дисциплине, форме одежды. Некоторые родители приглашались на индивидуальные консультации с учителями и классными руководителями, чьи дети на данный момент имели проблемы в поведении, в общении с одноклассниками, учителями или пробелы в знаниях. Учителя знакомили родителей с планом ликвидации пробелов, советовали, как организовать работу ребёнка дома по преодолению пробелов и отставания. Консультации проводились также и по инициативе родителей. Успешно была проведена компания «Новые учебники». Все родители выписали своим детям не только учебники, но и рабочие тетради по предметам. Проведена разъяснительная работа по созданию паспорта здоровья и страхованию от клещей. Надо отметить, что все классные руководители своевременно информировали родителей учащихся по всем возникающим вопросам.

Работа педагогов школы с родителями невозможна без сотрудничества и активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.

По плану школы были проведены два родительских собрания. На них обсуждались учебно-воспитательные задачи школы, планировались внеклассные мероприятия, заслушивались отчёты о работе родительского комитета, подводились итоги успеваемости. На празднике День рождения школы для родителей был представлен публичный отчёт о работе школы.

Было проведено анкетирование «Моё отношение к родительскому собранию». Согласно анкетированию, проведённому среди родителей нашей школы 55 % с удовольствием бывают на родительских собраниях, 63 % считают, что могут при необходимости получить квалифицированную помощь, 63 % отмечают, что их хорошо информируют о деятельности школы.

В некоторых классах были проведены родительские собрания вместе с учащимися. В 4 и 6 классах было проведено родительское собрание «Пирамида здорового питания». В 9 классе о подготовке к экзаменам.

В начале года среди родителей и учащихся была проведена разъяснительная работа о необходимости получения учащимися дополнительного образования через кружки и секции. В результате этой работы каждый ученик посещает хотя бы один кружок или спортивную секцию. А некоторые учащиеся по 2 или 3 кружка.

В этом учебном году были проведены внеклассные мероприятия, объединяющие родителей и детей. Это День рождения школы, Новый год, спортивные игры пионербол и волейбол, «Пусть всегда будет мама!», Масленица, 8 Марта, смотр знаний. Многие родители участвовали вместе со своими детьми в конкурсе поделок: «Безопасность на дорогах», конкурсе сочинений «Здоровье и спорт», «Моя семья», конкурсе рисунков «Женщина в погонах», «Здоровье и спорт», «Великая Отечественная война». Совместно с родителями учащиеся участвовали в выставке поделок ко Дню посёлка. В некоторых классах для родителей были оформлены выставки творческих работ детей, а также проведены открытые уроки. Родители 6 класса приняли участие в заочном конкурсе по математике от ЦДОДД г. Костромы. Ученикам и родителям предоставлялась возможность реализовать свои индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности: спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, трудовых делах, проектных работах. А у родителей появилась ещё раз возможность поддержать своих детей, порадоваться их успехам, лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, возможностей, увлечений, таланта. Совместные мероприятия сблизили детей и родителей. [9]

Система работы школы с родителями предусматривает их вовлечение в школьное самоуправление.

В этом учебном году 70 % родителей учащихся имели возможность участвовать в школьной жизни. В течение года проводились заседания общешкольного родительского комитета, где обсуждались проблемы нашего учебного заведения, которые требовали помощи родителей, планы на будущее, демонстрировались достигнутые успехи и результаты работы. Родители имели возможность получить план важных мероприятий в школе, в классах.

Изучение семей обучающихся, их мнений о школе, их притязаний к уровню образовательных услуг была одной из главных задач классных руководителей.

В этом направлении были проведены родительские собрания: «Методы семейного воспитания», «Мир увлечений моего ребёнка», «Давайте познакомимся», а также анкетирование: «Мой ребёнок», «Готовность ребёнка к школе», «Ребёнок и труд», «Выявление интереса учащихся к деятельности», «Режим дня», «Родители о своём ребёнке», «Здоровье наших детей». Проведённые анкеты и собрания помогли классным руководителям спланировать работу с учащимися и выявить их индивидуальные особенности.

В основе взаимодействия семьи и школы лежит забота школы о семье и семьи о школе. Чтобы выяснить отношение родителей к школе были проведены следующие анкеты: «Ваше отношение к школе», «Отношение к урокам физкультуры», «Микроклимат в школе». Особенности этой взаимной заботы видны из анализа результатов анкетирования родителей (в анкетировании приняли участие родители 22 семей школы):

1.81 % опрошенных родителей довольны тем, что их ребёнок учится именно в этой школе, 63 % родителей отмечают, что их ребёнку нравится школа, 64 % родителей довольны классным руководителем.

2.67 % опрошенных родителей отмечают, что в школе созданы благоприятные условия для учёбы и досуга. Этому способствует хорошая материально-техническая база (с этим согласны 70 % родителей) и оформление школы (с этим согласны 89% родителей).

В школе уютно, красиво, чисто (как указывают 85 % родителей).

Немаловажным фактором является благоприятная психологическая атмосфера, созданная в школе (с этим согласны 63 % родителей);

3. Большинство родителей удовлетворены образовательными услугами школы (67 % родителей отмечают, что школа обеспечивает высокий уровень качества образования и воспитания).

Эти данные можно рассматривать как результат совместных усилий учителей и родителей по созданию условий для благоприятной деятельности школы.

Важным условием эффективности использования потенциала семьи в воспитании детей является работа по изучению семьи школьника (демографической характеристики семьи, жилищно-бытовых (социально-экономических) условий семьи, социально-культурной характеристики семьи).

В данном вопросе особую роль классные руководители отводят индивидуальной работе с родителями — посещение семей, индивидуальные беседы с родителями, анкетирование. Всё это способствует установлению доброжелательных отношений между классным руководителем и родителями, а также учениками. Надо отметить, что классные руководители установили со многими семьями доверительные и доброжелательные отношения. Что способствует быстрому решению возникающих проблем и развитию плодотворного сотрудничества с этими семьями.

Но со всеми родителями пока этого не получается. Некоторые родители очень неохотно идут на контакт с классным руководителем. Мало интересуются проблемами своего ребёнка, редко посещают родительские собрания, классные и общешкольные мероприятия.

Как повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе? Как вывести родителей из их пассивной позиции? Вот некоторые вопросы, которые необходимо решить в следующем учебном году.

Предложения по работе с родителями на следующий год:

1. Проводить открытые классные мероприятия.

2. Привлекать родителей к проведению родительских собраний и различных мероприятий.

3. Больше проводить мероприятий, объединяющих учеников и родителей.

4. Организовать интерактивный лекторий для родителей на сайте школы.

5. Больше информировать родителей о достижениях нашей школы за учебный год, используя различные внутришкольные и внешние источники информации (школьная газета, заметки в районную газету, помещение материалов в Интернете).

6. Провести конкурс «Семья года».

7. Применять новые формы в работе с родителями (родительские посиделки, конференция семейных проектов).

Совместные субботники по уборке территории возле школы [10]

Заключение

Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию.

В индивидуальной работе с родителями большое место занимает создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня. Некоторые родители не уделяют этим вопросам должного внимания, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об организации досуга детей и воспитании у них здоровых духовных потребностей. В частности, обнаруживается, что некоторые учащиеся мало читают, не проявляют интереса к музыке и изобразительному искусству и слишком много времени проводят у телевизора. В ряде случаев родители без должного внимания относятся к удовлетворению запросов учащихся в области технического творчества, не помогают им в создании «рабочих уголков». Некоторые родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей и полностью переложить ее па учителей даже тогда, когда их дети плохо ведут себя на улице, не выполняют домашних заданий и т.д. Все это, естественно, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями.

Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций и практических советов родителям по улучшению семейного воспитания. Так, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью или проявляют упрямство. Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи со стороны педагогов.

Весьма важна индивидуальная работа с родителями тех учащихся, которые проявляют интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или особую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся направляются на то, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности и в особенности в общественно полезную работу с тем, чтобы содействовать правильному формированию их нравственности.

Оказывая индивидуальную помощь родителям и воздействуя на них в целях улучшения семейного воспитания, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт. Особенно критической оценки заслуживают жалобы учителей тем родителям, дети которых плохо ведут себя в школе. Такие жалобы, как правило, не дают положительного эффекта, а иногда приносят и прямой вред. На это, в частности, указывал еще А.С. Макаренко. «Вы прекрасно понимаете, — писал он, — что обычно вызывают родителей и говорят: «Ваш мальчик не учится и плохо ведет себя. Примите какие-нибудь меры. Поговорите. Боже сохрани — не бейте». — «Хорошо, до свидания».

Каждый понимает, в чем дело. Иной родитель после такого разговора прямо берется за ремень, а другой просто ничего не делает, и все идет по-прежнему»‘.

Антон Семенович придерживался мнения, что шкала должна воздействовать на улучшение семейного воспитания через учащихся. Он говорил: «Что же касается школы и семьи, я никогда не вызывал родителей. Я педагог. и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью.

Попробуйте стать на эту точку зрения, и вы увидите, как будет легко, когда вы научите детей чувствовать ответственность за семью. «

Идея А.С. Макаренко о влиянии на семью через учащихся заслуживает серьезного внимания. Автор настоящих строк, работая в школе, не раз лично убеждался в ее плодотворности. Когда мы, например, всерьез брались за развитие читательских интересов учащихся и рекомендовали им создавать домашние библиотечки, мы оказывали необходимое влияние на родителей, и те включались в эту работу. То же самое относится к трудовой деятельности учащихся в семье, к соблюдению режима дня и т.д. Иногда эти задачи мы ставили перед учащимися и проводили с ними соответствующую работу, это оказывало положительное влияние также на воспитательную деятельность родителей. К сожалению, положение о влиянии на воспитательную работу семьи через учащихся пока еще не получило глубокого освещения в педагогике и слабо используется в школе.

Размещено на