СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… .3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ…………………………………………………………… 5
РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ……. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….. 28
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсового исследования. Одним из ключевых направлений молодежной политики в современной России является целенаправленная деятельность органов государственного и муниципального управления, направленная на формирование толерантности в молодежной среде
Российская молодежь — наиболее динамичный субъект российского социума, сочетающий традиционные и инновационные социальные практики. Очевидно, что в условиях социально-экономической и политической модернизации Российской нации как общества, интегрирующего многообразие этнических, конфессиональных, регионально-культурных укладов, проблема гражданской толерантности, взаимоуважения и солидарности становится приоритетом национального развития. Молодое поколение в данном ракурсе выступает как наиболее подвижный социально-психологический слой (в том числе, подверженный влиянию различных интолерантных субкультур и установок).
Формирование у молодежи толерантного сознания, развитие межкультурных коммуникаций являются актуальными задачами современного общества, особенно по отношению к детям, юношеству и молодежи. Формирование толерантного сознания у подрастающего поколения позволит им в будущем быть более успешными в обществе и в дальнейшей жизни, повзрослев и придя во взрослую жизнь, были вооружены пониманием ценностей, ненасилия, терпимости, умением уважать права и свободу другого человека.
Степень научной разработанности курсового исследования. В исследованиях А.Г. Асмолова, P.P. Валитовой, В.А. Лекторского, А.П. Садохина, Г.В. Безюлевой, А.А. Глебова, М.Уолцера толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных критериев (когнитивный, эмоциональный и практически-действенный).
Р.В. Габдреева рассматривала толерантность с точки зрения модели семи уровней. Понятие «толерантность» активно используется в психологии развития личности, которое рассматривается как личностное образование (О.А. Овсянникова, A.M. Байбаков, Г.У. Солдатова, Д.В. Зиновьев, Е.Г. Виноградова, О.Б. Скрябина), Выделением видов толерантности занимались многие исследователи данной проблемы (В.А. Лекторский, Н.Я. Маркова, И.В. Крутова, А.В. Зимбули, В.А. Петрицкий).
Формирование толерантности с точки зрения космопсихологии
... – С.162–166. 4 Ильина Н.Л., Денисенко Н.Н. Формирование толерантного сознания в контексте современной космобио-ритмологии. Вестник ... Белгородская, Орловская области и соседние регионы)». Такие исследования восстанавливают генетическую память каждого человека, расширяют его ... ни-йо́га — одно из направлений современной йоги. Наиболее известное пособие по кундалини-йоге — Прапанчасара- ...
Проблема курсового исследования заключается в недостаточной разработанности форм и методов формирования толерантности в молодежной среде.
Объект курсового исследования молодежь как социальная группа.
Предмет исследования формирование толерантности в молодежной среде.
Цель курсового исследования заключается в изучении особенностей формирования толерантности в молодежной среде.
Для решения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию понятия толерантность.
2. Рассмотреть психологические факторы и особенности формирования толерантности в молодежной среде.
Теоретико-методологическую основу курсового исследования составляют: теория толерантности Шолохова М.А., экономическая теория толерантности Джакомо Корнео и Оливье Жане, теория символических ценностей, технология интерактивно-сетевого вовлечения, социально-гуманитарные технологии толерантности. Методы анализа и синтеза
Эмпирическая база курсового исследования: материалы ранее проведенных исследований наблюдение, статистические данные, практические рекомендации, основанные на результатах ранее проведенных исследований.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка источников и литературы.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Одной из знаковых проблем современного глобального развития выступает процесс формирования толерантности. Особую остроту проблема формирования толерантности приобрела в современной России. Системный ценностно-психологический кризис, поразивший российское общество в 90-е годы прошлого века и не исчерпанный и по сегодняшний день, негативно сказался на динамике социальных взаимоотношений, привел к резкому росту числа и агрессивности этнических, конфессиональных, идейно-политических конфликтов на территории нашей страны. Поэтому задача формирования толерантности является для современной российской Федерации одним из приоритетов социально-политического развития. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что на рубеже тысячелетий в отечественном и зарубежном интеллектуальном сообществе сформировалась своеобразная «мода на толерантность». В современном мире толерантность понимается как сложный культурно-психологический комплекс, в основании которого лежит взаимоуважение и равноправие взаимодействующих социальных субъектов.
В современной науке внимание ученых и практиков привлекает проблема толерантности. Актуальность формирования толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности подчеркивается в принятой Правительством Российской Федерации в 2001г. Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
Основы процесса формирования межэтнической толерантности у младших школьников
... формирования межэтнической толерантности у младших школьников. Цель исследования: определить методы и приемы работы по формированию межэтнической толерантности у младших школьников. Объект исследования: процесс формирования межэтнической толерантности ... принята декларация принципов толерантности, в которой говорится о необходимости укрепления духа терпимости и формирования отношения открытости, ...
Большой энциклопедический словарь определяет слово «толерантность» так: «Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; происходит от латинского tolerantia — «терпение». То есть в основе термина — согласие воспринять нечто (духовное, нравственно-идейное, этико-эстетическое, религиозное) даже в том случае, если это нечто противоречит мировоззренческим установкам самого наблюдателя. Как говорил в свое время Вольтер: «Ваши убеждения мне чужды, но за ваше право их отстаивать я готов пожертвовать жизнью».
Слово «толерантность» происходит от лат. tolerantia — «терпеть», «выдерживать», «переносить». В разных языках данное понятие приобретает свои смысловые оттенки. Так, в английском (tolerance, toleration) языке оно означает готовность, способность без протеста воспринимать личность, вещь; во французском (tolerance) языке — это уважение свободы другого, его образа мысли; в китайском — проявление великодушия в отношении других; в арабском — прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность; в персидском — терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.
Множественность переводов обусловливает многозначность толкования данного научного понятия в психологии. Понятие «толерантность» варьирует в зависимости от того, в каком контексте этот термин используется. В общеупотребительном понимании «толерантность» определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе, способность терпеть. Согласно «Толковому словарю русского языка» (под редакцией Д.Н. Ушакова), «толерантность» — производное от французского tolerant — «терпимый», «терпимость» — свойство, качество, способность что-либо или кого-либо терпеть только по милосердию, снисхожденью. «Большой энциклопедический словарь» определяет «толерантность» как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
В американском словаре «American Heritage Dictionary» «толерантность» толкуется как способность к признанию, практическое признание и уважение убеждений и действий других людей.
В социальном контексте толерантность — это готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при отсутствии отрицательных проявлений: агрессивности, насилия, хулиганских действий, поступков.
В «Социологическом энциклопедическом словаре» «толерантность» трактуется как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям, как выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам. Социологи определяют толерантность как культурную направленность, установку, отношение личности. Психологический аспект изучения толерантности — рассмотрение изучаемого качества как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию; свойство биологической, социальной системы принятия другой системы, ее элементов, неоказания им сопротивления.
В «Словаре практического психолога» С.Ю.Головин отмечает, что «толерантность» — это отсутствие, ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
Развитие и формирование способностей младших школьников.УСЛОВИЯ ...
... так и формированию способностей младших школьников. Объект исследования - способности младших школьников. Предмет исследования - создание условий для развития и формирования способностей младших школьников. Гипотеза исследования - процесс развития и формирования способностей младших школьников, ...
Понятие «толерантность» активно используется в психологии развития личности, здесь оно рассматривается как личностное образование, включающее в себя следующие свойства: адекватную самооценку, знание себя, признание других, ответственность за свои поступки, чувство юмора, расположенность к другим, самообладание, терпение, способность к рефлексии, отсутствие тревожности, высокий уровень общительности, умение выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, отсутствие стереотипов, предрассудков.
Проблема толерантности может быть рассмотрена с разных позиций:
— как этико-философская норма;
— как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований;
— как метод социально-политических решений и действий;
— как важная черта воспитания подрастающего поколения;
— как обязательное условие любого социального — светского или конфессионального — служения,……..
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. 1. Абдуразакова, Д. М. Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2008. — N 5. — С. 69-73. 2. 2. Аверзаев, И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. — 2010. — N 7. — С. 64-66. 3. 3. Асланова, С. А. Вера в будущее России спасет молодежь // Финансы, экономика, безопасность. — 2008. — N 5. — С. 44-45. 4. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности [Текст] / Г. Л. Бардиер. — СПб. : Изд-во СПб.гос. ун.-та, 2005. — 120 с. 1. 5. Барциц, В. В. Межэтнические проблемы в молодежной среде : работа школы в воспитании патриотизма и профилактике этнонационализма // География и экология в школе XXI века. — 2007. — N 9. — С. 59-63. 2. 6. Бахчиева, О. А. Формирование терпимости — основа духовно-нравственного развития общества // СОТИС — социальные технологии, исследования. — 2008. — N 2. — С. 41-43. 3. 7. Бережная, М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства // Философские науки. — 2008. — N 4. — С. 58-68. 4. 8. Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М., 2003. — 78 с. 5. 9. Боргоякова, Т. В. Молодежный экстремизм — угроза национальной безопасности России // Экономика и право. — 2009. — N 3 / 4. — С. 50-73. 6. 10. Вафина, Э. Дж. Формирование толерантных отношений у молодежи // Преподавание истории в школе. — 2004. — N 3. — С. 56-58. 7. 11. Вислова, А. Н. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления // Воспитание школьников. — 2008. — N 3. — С. 15-20. 8. 12. Евдокимова, Т. Л. Правовое регулирование толерантности молодежи как средство противодействия экстремизму // Власть. — 2009. — N 11. — С. 64-66. 9. 13. Жукова, Т. И. Толерантность — человеческая добродетель // Профессионал. — 2008. — N 2. — С. 28-29. 10. 14. Зеркало межэтнических отношений // Этносфера. — 2009. — N 2. — С. 8-12. 15. Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности / Е. Ю. Клепцова. — М., 2004. — 268 с. 11. 16. Крутелева, Л. Ю. Формирование толерантного сознания как одна из основных задач современной системы образования // Российский психологический журнал. — 2008. — Т. 5. — С. 90-92. 17. Лебедева, Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность: Сб. статей. М., 2002. — С. 28-34. 12. 18. Маркова, Н. Г. Формирование у молодежи толерантности как индикатора культуры межнациональных отношений // Среднее профессиональное образование. — 2008. — N 10. — С. 51-54. 13. 19. Милюкова И. А. Проявление ксенофобии в молодежной среде : региональные аспекты // Молодежь и общество. — 2008. — N 3. — С. 46-66. 20. Молодежь в науке и культуре XXI века. — Челябинск : Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2008. — 381с. 21. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. — № 1, 2001. — С. 5-6. 14. 22. Пономарева, Т. О. Молодежь выбирает толерантность // Современная библиотека. — 2010. — N 3. — С. 45-49. 23. Тишков, В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах // Толерантность и культурная традиция: сб. статей / под. ред. М.Ю. Мартыновой. М., 2002. — С 38-46. 24. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. : 2 изд., стереотип. — М. : Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 368 с. 25. Формирование толерантности личности в полиэтнической образовательной среде / под ред. В. Н. Гурова. — М. : 2004. — 240 с
Формирование этнической толерантности подростков в образовательной среде школы
... теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования формирования этнической толерантности подростков в образовательной среде школы; эмпирические: метод эксперимента, в котором использовались следующие методики исследования: ...