Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное автономное образовательное учреждение
Мурманской области
среднего профессионального образования
«Северный колледж физической культуры и спорта»
(ГАОУ МО СПО «СКФК и С»)
Курсовая работа
На тему: Воспитание эмпатии у детей дошкольного
возраста в игровой деятельности.
По междисциплинарному курсу_____________
Профессионального модуля_________________
Мончегорск 2015 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМПАТИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Сущность понятия «эмпатия», его основные характеристики 7
1.2 Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста 12
1.3 Развитие эмпатии у дошкольников средствами игровой деятельности 18
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 21
2.1 Педагогическая диагностика проявлений эмпатии у старших дошкольников 21
2.2 Процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности 27
2.3 Контрольный эксперимент: анализ и оценка полученных результатов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
Введение
Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе.
В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка в системе дошкольного образования не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается — ее необходимо формировать.
Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других, чаще проявляется агрессивность в их поведении, так же изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество.
Поэтому одним из ведущих приоритетов современного образования является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей, развития у них эмпатии, как нравственного качества. Параллельно с развитием нравственных норм, идет развитие эмпатии. Развивать чувство эмпатии необходимо с ранних лет жизни ребенка, так как чувство эмпатии помогает ребёнку понимать, сочувствовать, переживать за тех, кто находится рядом с ним, быть добрым по отношению к окружающему миру.
Фольклор как средство речевого развития детей раннего возраста ...
... идет речь в тексте. Проблема исследования: низкий уровень развития речи у детей раннего возраста. Противоречия: • между требованиями ФГТ детей дошкольного возраста в образовательных областях «Чтение художественной литературы», « ... свободный дух России. В ст. 14 Закона «Об образовании» РФ отмечается, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру. ...
Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (В.В. Абраменкова, Л.П. Стрелкова).
Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений. Позволяет ребенку ориентироваться в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной практической и духовной деятельности. Установлено, что эмоционально чувствительные дети лучше прогнозируют реакции, поступки, мнения окружающих.
На современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет кардинальную задачу педагогики и психологии. Нарушение общения, конфликтность и обособленность – признак слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причина серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем .
В научной литературе существуют различные подходы к определению эмпатии как свойства личности и эмпатии, как процесса, уровней ее развития, а также механизмов формирования. Однако, в настоящее время, нет универсальных критериев определения эмпатии личности. Остается нерешенной и проблема динамической модели процесса развития эмпатии у ребенка, в которой были бы достаточно разработаны и представлены конкретные технологии.
В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема проявления и развития эмпатии у взрослых, у детей школьного возраста. Значительно меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.
Таким образом, возникает определенное противоречие между требованиями, выдвигающимися в модели гуманистического образования, и отсутствие эффективной технологии в организации процесса развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Данное противоречие определило проблему нашего исследования: осмысление теоретических основ построения педагогического процесса, позволяющего развивать эмпатию у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема обусловила выбор темы исследования: «Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста».
Объект исследования – старшая группа в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически исследовать процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:
1. Уточнить сущность и структуру понятия «эмпатия» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы
16 Психология развития. Лекция «Дошкольное детство» Дошкольный ...
... дошкольника. Социальная ситуация развития Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте – познание социальных отношений, существующих в мире взрослых людей, вокруг этих отношений «вращается» вся активность ребенка, все развитие в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – это период ...
2. Рассмотреть особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста и значение игры в этом процессе.
3. Провести диагностику по определению уровня развития эмпатии у старших дошкольников в экспериментальной группе.
4. Разработать комплекс игр, обеспечивающих повышение уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста будет реализовываться эффективно, если будет разработан и практически реализован комплекс игр, обеспечивающих повышение уровня эмпатии у детей 5-6 лет.
В ходе решения задач исследования и проверки достоверности выдвинутой гипотезы использовались следующие группы методов исследования:
1. Группа теоретических методов: теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
2. Группа эмпирических методов: использование серии методик для диагностики проявлений эмпатии; наблюдение; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ результатов диагностических методик.
Этапы исследования:
Первый этап – теоретический: анализ проблемы, отбор диагностических методик, отбор игр, обеспечивающих развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Второй этап – организация и проведение формирующего этапа исследования.
Третий этап – итоговая обработка и систематизация результатов экспериментальной работы, формулировка выводов.
База исследования: МДОУ № 7 г. Мончегорска.
1. Характеристики эмпатии и особенности ее развития у детей дошкольного возраста
1.1 Сущность понятия «эмпатия», его основные характеристики
Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (В.В. Абраменкова, Л.П. Стрелкова).
История изучения эмпатии берет начало в конце XIX в. в таких философских дисциплинах, как этика и эстетика. В различных этических и эстетических учениях описываются особенности человека, отражающие специфику его отношений с окружающими и способствующие пониманию и познанию других людей. Эти теории положили начало исследованиям феномена эмпатии в психологии. Первым термин «эмпатия» ввел в психологическую науку Э. Титченер согласно психологическому словарю (1990), эмпатия (от греч. empathtia – сопереживание) – это постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование, в переживание другого. Данное определение не дает полного представления о сложности и многогранности эмпатии, как психического явления. Существующие трактовки феномена эмпатии отражают многообразие направлений в исследовании этого явления.
Во-первых, эмпатия определяется как психический процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Е.И. Рогов, А.П. Волков, Т.П. Гаврилова .).
При таком подходе к эмпатии подчеркивается ее динамический, процессуальный и фазовый характер.
Во-вторых, эмпатия рассматривается в качестве психической эмпатической реакции в ответ на стимул [И.М. Юсупов, 1995]. Существует несколько видов эмпатических реакций, составляющие две большие группы:
Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста
... форм проявления эмпатии, механизмов эмоциональной регуляции (эмоциональное предвосхищение, произвольность эмоциональных процессов, «эмоциональная коррекция» - внутренняя детерминация поведения социальными мотивами). Факторы эмоционального развития ребенка дошкольного возраста. Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста. Интеллект ...
1) эмпатические реакции в ответ на поведение группы.
2) эмпатические реакции в адрес посторонней личности.
3) эмпатические реакции в адрес близкого человека
В-третьих, эмпатия определяется как способность или свойство личности, имеющая сложную аффективно – когнитивно – поведенческую природу (Р. Даймонд, С. Маркус, Д. Майерс, С.А. Козлова, И.П. Петровский, Л.В. Стрелкова и др.).
Данная способность раскрывается в умении давать опосредованный эмоциональный ответ на переживания другого, которая включает рефлексию внутренних состояний, мыслей и чувств самого субъекта эмпатии…
Заключение
Для изучения и теоретического обоснования сущности и структуры эмпатии, как свойства личности в своем исследовании мы рассмотрели существующие трактовки феномена эмпатии, которые отражают многообразие направлений в исследовании этого явления: эмпатия определяется как психический процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний (Т. Баррет – Ленкорд, В. Айкес, А.П. Сопиков, Т.П. Гаврилова); эмпатия рассматривается в качестве психической, эмпатической реакции в ответ на стимул (И.М. Юсупов); эмпатия определяется как способность или свойство личности, имеющее сложную аффективно – когнитивно – поведенческую природу (Д. Майерс, И.П. Петровский, К. Роджерс, Л.В. Стрелкова и др.).
Общенаучные подходы к процессу развития эмпатии позволили выделить ее специфику, виды и формы, особенности развития эмпатии в контексте эмоционально – нравственного развития в период дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст — очень важный период в развитии детей, когда происходит становление новых психологических образований. Именно возраст 5 – 6 лет является сензитивным для развития эмпатии. Этот период во многом предопределяет будущий нравственный облик человека.
Анализ современных исследований, посвященных проблеме эмпатии, позволяет нам выделить в структуре эмпатии следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. По результатам констатирующего эксперимента нами было выделено три основных уровня развития эмпатии у детей 5 – 6 лет: низкий, средний, высокий.
При анализе сущности сюжетно-ролевой игры мы отметили, что она является ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, она служит своего рода школой чувств, обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.).
Поэтому, в своем исследовании мы выделили именно сюжетно-ролевую игру в качестве основного педагогического средства, способствующего развитию эмпатии у дошкольников.
В связи с этим, нами была разработана формирующая программа, состоящая из комплекса игр – упражнений и сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмпатии у детей 5-6 лет, включающая следующие этапы:
исследование педагогических условий развития эмпатии у детей ...
... которых и строится эмпатийное развитие детей Педагоги отмечают роль эмпатии для развития коммуникативного поведения, поскольку зачастую в обществе детей многих детей вытесняют из общения, создавая ... Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития эмпатии у дошкольников 1. Сущность феномена эмпатии в психолого-педагогической литературе. В психологии эмпатию обозначают как сопереживание, постижение ...
— на первом этапе – доминировали сюжетно-ролевые игры, ориентированные на констатацию эмоциональных состояний, т.е. на повышение уровня эмоционального компонента эмпатии;
— на втором этапе – игры, направленные на восприятие внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека, т.е. на развитие когнитивного компонента эмпатии;
— на третьем этапе – преобладали сюжетно-ролевые игры, направленные на помогающее, содействующее поведение в ответ на переживание другого, т.е. игры на развитие поведенческого компонента эмпатии.
По результатам контрольного эксперимента мы подтвердили эффективность использования нашей программы на практике. Так, в итоговом исследовании дети продемонстрировали положительную динамику развития эмпатии.
Таким образом, предложенная в начале исследования основная гипотеза, была нами экспериментально подтверждена. Мы установили, что наше предположение верно, и использование специального комплекса игр – упражнений и сюжетно-ролевых игр, оказывает большое влияние на процесс развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста.
Максимальное сближение двух ситуаций – игровой и реальной – способствует появлению на основе сочувствия и сопереживания реального содействия. Анализ данных наблюдений за поведением детей показывает, что после проведения игр-драматизаций изменившееся эмоциональное отношение переносится в реальную ситуацию и оказывает существенное влияние на взаимоотношения детей .
Таким образом, проведенная работа показала, что игровая деятельность может служить эффективным средством развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, и доказывает оправданность определенной последовательности этапов использования игровой деятельности для развития эмпатийных переживаний.
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М., 2000. – 415 с.
2. Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук М., 2001.
3. Акулова О.В. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание, 2005.№4. С.24.
4. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988. – С. 124 – 125.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
6. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М., 1988. – 143 с.
7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для учащихся педучилищ. – М., 1988. – 336 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. – 224 с.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2007. 159 с.
10. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1975. — №2. – С. 147 – 168.
11. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. – 1993. – №4. – С. 61 – 68.
12. Голдаева Г. Педагогика переживания // Дошкольное воспитание. – 2001. — №6. – С. 95 – 97.
13. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. 4.2. /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.
14. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ /Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина. — М.: Просвещение, 1986. – 415 с.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ... эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование ...
15. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелелева А.Д. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М., 1986.
16. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. — №9. – С. 98 – 101.
17. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие. / Под ред. О.А.Шаграевой, С.А.Козловой. М.: Академия, 2003. 167 с.
18. Корепанова М.В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве: учебное пособие к спецкурсу. – В., 2000. – 120 с.
19. Недоспасова В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст. – М., 2002. – 190 с.
20. Овчаренко Е.Р. Зеркальный кубик и веселая гусеница // Обруч. – 2003. — №3. С. 21 – 22.
21. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5 – 7 лет // Науч. – метод. журнал «Начальная школа плюс: До и После». – 2003. — №10. – С. 11 – 15.
22. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2001.
23. Психология: словарь / Пол общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.,1990. – С. 463.
24. Рогов Е.И. Психология общения. – М.,2001. – С. 202 – 205.
25. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. – М., 1984. – С. 234 – 238.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Госучпедтиз, 2000. – 704 с.
27. Социальная психология / Петровский А.В., Абраменкова В.В. – М., 1987. – 224 с.
28. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. проф. В.А. Лабунской. – М., 2000. – С. 178 – 190.
29. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 144с.
30. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 358 с.
31. Стрелкова А.П. Психические особенности развития эмпатии у дошкольников в семье и группе детского сада // Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. – М., 1989.
32. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1998. – 304 с.
33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
34. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985. – С. 99 – 100.
Ссылки на электронный ресурс
1. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat content/razvitie-empatii-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-teatralizovannoi-deyatelnosti#ixzz3SVxtjnrS
2. Дошкольник. Все для дошкольников и их родителей. Игры и упражнения на развитие эмпатии – URL: igry-i
3. disserCat — электронная библиотека диссертаций. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Гайворонская, Татьяна Александровна, 2009 год – URL: content/razvitie-empatii-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-teatralizovannoi-deyatelnosti
4. Развитие эмпатии у дошкольников средствами игровой деятельности. ©fs.nashaucheba.ru НашаУчеба.РУ– URL: docs/270/index-1788127.html
Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста
... дети дошкольного возраста. В ходе выполнения работы было обследовано 44 воспитанника МБДОУ Детский сад № 3 «Колокольчик» г. Котельниково Волгоградской области. Предмет исследования: развитие эмпатии у дошкольников. ... удивление, интерес, презрение, зависть Томкинс С. С. Аффект, воображение, сознание. - М.: Психология, 2011. На их основе нами определен ряд эмоций, доступных для переживания, ...