Физкультурно-оздоровительная работа в школе с учащимися младших классов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Факультет физической культуры

Кафедра теории и методики физического воспитания

Курсовая работа

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Выполнил студент 2 курса 2 группы

заочной сокращённой формы обучения

факультета физической культуры

Кульши Александра Николаевича

Научный руководитель старший преподаватель

кафедры теории и методики

физического воспитания Знатнова Е. В.

Гродно 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
    • 1.1 Актуальность темы
    • 1.2 Понятие и сущность физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками
  • 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
    • 2.1 Краткая характеристика базы исследования
    • 2.2 Организация физкультурно-оздоровительной работы в младших классах школы
  • 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Приложение
  • ВВЕДЕНИЕ

Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров — все это создает реальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков. Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы по воспитанию у молодежи личной ответственности за собственное здоровье, формированию потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни и сознательном отказе от вредных привычек.

11 стр., 5247 слов

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в домах ...

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа на турбазах Заключение Список использованных источников Введение Роль занятий физическими упражнениями для сохранения здоровья человека трудно переоценить. В настоящее ... факторов среды проживания. С одной стороны, это связано с изменением образа жизни -- исключение или минимизация таких природных раздражителей, которые составляют биологически ...

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что на сегодняшний день очень важно, каким будет поколение, пришедшее на смену предыдущему, чтобы развивать цивилизацию. Важно, на сколько оно будет здоровым и дееспособным. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Ежегодно ухудшающиеся показатели здоровья детского населения вызывают тревогу у медицинских работников и педагогов.

Профессор, доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский так видит здорового ребенка: «Здоровый ребенок дошкольного и младшего школьного возраста — это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным внешне — средовым факторам, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития» [7, c.54]. Взяв это за идеал, к которому необходимо стремиться, коллектив каждой школы должен ставить задачу сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечить физическое, психическое и социальное благополучие.

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности физкультурно-оздоровительной работы в школе с учащимися младших классов.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

— рассмотреть понятие и сущность физкультурно-оздоровительной работы в младшем звене школы;

— проанализировать на практическом примере особенности реализации физкультурно-оздоровительной деятельности в школе;

— разработать пути совершенствования организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего школьного возраста.

Объект исследования — дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования — особенности организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися младших классов.

В работе использовались материалы научной и учебной литературы по методике физической культуры, ЗОЖ, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.

Курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

1.1 Актуальность темы

Здоровье — это состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. По уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности. Здоровье — это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

16 стр., 7912 слов

Влияние воображения на жизнь и творчество человека

... предметами являются виды, приёмы создания образов воображения, влияние воображения на жизнь и творчество человека. Цель исследования - определение путей, способов, средств, инструмента в изучении данного процесса. ... полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Очень точное и детальное описание такой работы воображения даёт Л. Н. Толстой в «Войне и мире». Пятнадцатилетний Петя ...

Здоровье ребенка — одна из главных задач государства. На сегодняшний день изучаются и анализируются следующие уровни здоровья детей в медико-социальных исследованиях:

— индивидуальное здоровье — здоровье отдельного ребенка;

— групповое здоровье — здоровье групп детей.

Сегодняшнее состояние здоровья вызывает серьезную тревогу. Здоровье — или здравие — это состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни. «Здоровье всего дороже (дороже денег)» — говорят в народе.

Здоровье — плод прогрессивного эволюционного процесса и сознательного регулирования человеком своего поведения, своего образа жизни, привычек и пристрастий. Вполне закономерно, что современная система образования, основным постулатом которой определено развитие личности ребенка, уделяет все большее внимание изучению научных сведений о здоровье, здоровом образе жизни и оптимизации условий жизнедеятельности человека.

В наше время понимание здоровья как категории, значимой для жизни общества, находит все более широкое распространение.

Так, Н. М. Амосов (1987), подчеркивая важность здоровья человека для созидания и развития общества, говорит, что народ здоров, если здорово общество[1, c.75]. Б. Н. Чумаков (1997) отмечает, что здоровье человека — это прежде всего процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни [20, c.195]. Здоровье человека, как подчеркивает А. А. Васильков (1997), является наивысшим интегративным показателем функционирования целостного организма, в котором все его компоненты упорядоченно и взаимосвязанно работают на одну общую идею активной деятельности, самосохранения и продления жизни [3, c.69].

Ю.Ковч (1996) трактует здоровье человека как процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни[11, c.106].

Здоровый образ жизни — это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровье сбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности, физкультурно-оздоровительной; экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к формированию ЗОЖ могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья взрослых и детей. Можно сделать вывод, что в современном обществе, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям, способностям. Постоянно усиливающее влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, как взрослых, так и детей, к снижению их физического и умственного потенциала. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. На современном этапе перед отечественными медико-социальными науками ставится стратегически важная проблема — определить основные направления, способствующие качественному росту образования детей и стимулирующие сохранение, укрепление и улучшение их здоровья.

12 стр., 5638 слов

Организация физкультурно-оздоровительной работы

... важных потребностей ребенка в здоровом образе жизни. Оно представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Это и обусловило выбор темы: «Организация физкультурно-оздоровительной работы ...

1.2 Понятие и сущность физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.

Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования — окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны [15, c.12].

Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов: наследственность; воздействие окружающей среды (экологические и природно-климатические факторы); влияние факторов организации медицинского обслуживания; социально-экономические факторы и образ жизни.

Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков. В научной литературе подчеркивается, что конкретным объектом управления всегда является деятельность или отдельные ее составляющие. Управление физкультурно-оздоровительной работой обязательно предполагает определение цели предстоящей деятельности, наилучших путей и средств к ее достижению.

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:

13 стр., 6290 слов

Физкультурный досуг детей старшего дошкольного возраста в условиях ...

... физическому развитию детей - дошкольников, как основному средству развития здорового и гармонически развитого человека путем разработки нестандартных и нетрадиционных методик проведения занятий и физкультурных ... в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти ... вперед. К 6-7-му году жизни дети выполняют прыжки на месте и с ...

· развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

· формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

· освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания и построении индивидуальной стратегии здорового образа жизни каждым учащимся.

Еще в конце 18 века Новиковым Н. И. впервые в России было введено понятие «физическое воспитание». Предпосылки школьной системы физического воспитания в России формируются во второй половине 19 века. В этот период в европейских странах активно создаются национальные системы физического воспитания. Передовая общественность, озабоченная физическим состоянием молодежи, активно ведет поиск новых форм, средств и методов в физическом воспитании и спорте. Особый вклад в создание отечественной системы физического воспитания внес Лесгафт П. Ф. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888 — 1901).

Россия, имея высокие темпы развития в экономическом и культурном аспекте, тем не менее, не создала собственной системы физического воспитания.

Начиная с первых лет существования советской школы физическое воспитание включалось в новые учебные планы. В школах — девятилетках на уроки физического воспитания отводилось по 2 часа в неделю. Помимо учебных занятий школьники посещали во внеучебное время кружки физической культуры, создаваемые при школах. В летний период организовывались лагеря, санатории для городских школьников[16, c.122]. На сегодняшний день в Республике Беларусь особенное внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе с младшими школьниками.

В программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

В последние годы значительно увеличилось количество детей, которые часто и длительно болеют. Влияние многих факторов приводит к ослаблению иммунитета, что влечет за собой: увеличение числа и длительности заболевания; увеличение тяжести течения заболевания; частые переходы заболеваний в хроническую форму; развитие тяжелых осложнений.

Частые заболевания младших школьников неблагоприятно влияют на физическое состояние их организма, отрицательно сказываются на нервно-психическом и физическом развитии, а также затрудняет выполнение детьми их социальных функций.

13 стр., 6011 слов

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

... умственного, нравственного, трудового и этического воспитания. Основными задачами физического воспитания являются: укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма; достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка); создание условий для целесообразной ...

В современных белорусских школах ведется существенная работа по разработке физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками. Данная работа должна осуществляться комплексно, с участием учителей физической культуры, педагога-психолога, медицинского работника и включать:

· физкультурно-оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия;

· привитие навыков здорового образа жизни.

Вся система мероприятий позволит:

· обеспечить благоприятное течение адаптации ребенка к условиям школы;

· решать оздоровительные задачи всеми средствами физической культуры;

· предупреждать острое заболевание и невротическое состояние методами профилактики;

· проводить социальные, санитарные и специальные меры по профилактике и распространению инфекционных заболеваний;

· организовать здоровьесберегающую среду классе и школе;

· пропагандировать ЗОЖ и методы оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников;

· снизить страх у детей и их родителей перед медицинскими процедурами;

· сохранить и укрепить здоровье детей [12, c.162].

Специфической задачей физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками является активный отдых, направленный на повышение умственной и мышечной работоспособности, отдаление и снижение степени проявления признаков утомления.

В целом физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня содействует улучшению здоровья, повышению уровня физического развития и физической подготовленности. Специфические задачи конкретных видов физкультурно-оздоровительной работы диктуются закономерностями работоспособности младших школьников в течение урока, учебного дня, недели, четверти, учебного года.

При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, также принадлежит и внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. За ней будущее т. к. даже индивидуально-дифференцированный подход не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно — массовой работой, главной целью — является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника. В последние годы эта работа наряду со сложившимися ее формами практически обогатилась весьма эффективными видами оздоровления учащихся, повышения их работоспособности, в определенной степени психологического воздействия на их сознание о необходимости использования физической культуры и спорта в своей повседневной деятельности [14, c.54].

Можно сделать вывод, что одной из важнейших задач современной начальной школы является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у школьников. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение младших школьников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, учителей начальных классов и медицинских работников.

12 стр., 5788 слов

Гиперактивный ребенок в начальной школе

... с синдромом гиперактивности. ? провести опрос и анализ результатов гиперактивности детей в современной школе. Методы исследования: ? теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой ... природа требовала иного подхода. Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность ...

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Краткая характеристика экспериментальной базы исследования

В качестве практического примера рассмотрим как осуществляется физкультурно-оздоровительная работа на примере школы №4 г. Кобрина Брестской области.

Цель работы школы — повышение качества общего среднего образования, сохранение и укрепление здоровья учащихся, удовлетворение их образовательных запросов с учетом индивидуальных способностей и возможностей, а также повышение престижа образования.

Задачи школы:

· Создание оптимальных условий для социализации личности, ее нравственного, интеллектуального, творческого и физического развития;

· Обновление содержания образования и технологий обучения, в связи с переходом на 11-летнее общее среднее образование;

· Обеспечение должного уровня общеобразовательной подготовки выпускников, более полного удовлетворения их образовательных интересов;

· Формирование эффективной системы патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания;

· Повышение психолого-педагогической, методологической и общекультурной компетенции педагогов.

Средняя школа №4 осуществляет выполнение стандарта школьного уровня образования по всем направлениям развития ребенка. С 2000 года приоритетным направлением в деятельности учреждения становится физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Рассмотрим ее более подробно.

2.2 Организация физкультурно-оздоровительной работы в младшем классах школы

Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей в 2008 году в школе было проведено анкетирование среди педагогов и родителей младшего звена. По результатам анкетирования: 88 % сотрудников школы и 72 % от общего числа родителей поддержали инициативу руководства школы о выборе физкультурно-оздоровительной работы приоритетным направлением. Актуальность подхода обоснована состоянием здоровья детей. Обсуждая результаты исследований, коллектив школы пришел к выводу, что без сознательного участия педагогов, родителей и самих детей в формировании и укреплении здоровья, координации усилий всех участников учебно-воспитательного и оздоровительного процесса не добиться успеха.

На современном этапе в младшей школе осуществляется специально разработанная программа, которая работает по трем направлениям:

· Валеологическое образование.

· Физкультурно-оздоровительная работа.

· Консультативно-информационная работа с педагогами, детьми, родителями.

Программа физкультурно-оздоровительного приоритета включает в себя разработку и внедрение мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости. Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности, создание научно обоснованной системы закаливания. Вся работа ведется на диагностическом обследовании. Диагностическая работа проводится 2 раза в год в виде игровых ситуаций, в интересной и занимательной форме. Данные сравниваются с результатами предыдущего обследования и со стандартами, а затем анализируются педагогами, выявляя причины, отрицательно влияющие на состояние здоровья детей.

12 стр., 5825 слов

Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

... организованности. Таким образом, в процессе обучения движениям у детей укрепляется здоровье, улучшается физическое развитие, развиваются умственные способности, воспитываются положительные нравственные ... соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ...

Также большое внимание уделяется занятиям физической культурой в младших классах:

— совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании;

— обучение физическим упражнениям из гимнастики, легкой атлетики, подвижным играм и техническим действиям спортивных игр;

— развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

— формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

— развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;

— обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Функции физического воспитания в начальной школе следующие:

· обеспечение определенной физической подготовленности детей в процессе их роста и развития;

· коррегирование функциональных расстройств здоровья у нуждающихся в этом школьников;

· поддерживание необходимого уровня умственной работоспособности в процессе занятий;

· воспитание у детей отношения к физкультуре как приоритетному условию сохранения здоровья в течение жизни.

Содержание уроков физкультуры в начальной школе определяется программой для учащихся 1-4-х классов, адаптированной к разным уровням здоровья детей. Необходимый перечень оборудования и инвентаря для проведения занятий по физической культуре представлен в Приложении.

По результатам ежегодного медицинского осмотра школьников распределяют по трем медицинским группам: основная, подготовительная и специальная. Для детей каждой из выделенных групп установлены обязательные и дополнительные виды физкультурных занятий. Дети, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам, занимаются вместе, однако для последних интенсивность и объем нагрузки снижаются. Для детей подготовительной группы, имеющих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (наиболее распространены нарушения осанки), целесообразно включать в физкультурные занятия специальные корригирующие упражнения.

Спортивные секции в школе — создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу — наличие спортивной базы, специализации тех лиц которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 — 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства.

Врачебный контроль, осуществляемый врачом, является важной частью медицинского обслуживания и физического воспитания учащихся младшего звена. Совместно с учителями младших классов, учителем физической культуры врач планирует занятия. Врач проводит врачебно-педагогический контроль, отбирает 1 — 2 учащихся для наблюдения за адаптацией организма к физической нагрузке во время занятий. Врач, совместно с учителем физического воспитания проверяет санитарно-гигиенические условия места занятий, состояния спортивной формы и обуви, интересуются самочувствием учащихся. Врач определяет оздоровительную значимость занятий в классах с учетом санитарно-гигиенических условий проведения занятий, наличия навыка правильной осанки и дыхания, улучшения самочувствия.

3 стр., 1493 слов

Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР в начальной школе

... возрасте. Психическое развитие таких детей тормозится стойкой астенией, которая резко снижает общий психический и физический тонус. На этом фоне ... видами деятельности. Им трудно систематически соблюдать принятые в школе нормы и правила поведения. Учащиеся младших классов с ... центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Эти дети отстают в развитии высших психических функций и по ...

Кроме того, в младшем звене школы проводятся дни здоровья. В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования «Веселые старты», «А, ну-ка мальчики!», «А, ну-ка девочки!», «Папа, Мама, Я — спортивная семья!»,в зимних условиях — катания на лыжах, санках .

Физическое здоровье детей- младших школьников неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/

2. Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/

3. Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/

4. Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/

5. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно

6. Профилактические прививки

7. Закаливание солнцем, водой /в летний период/

8. Профилактика плоскостопия /ежедневно

9. Профилактика осанки детей /ежедневно/

10. Физкультминутки /ежедневно/

11. Подвижные игры /ежедневно/

12. Прогулки /в теплое время года/

13. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в школе во многом зависит от взаимодействия учителей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.

В своей работе учителя младшего звена используют различные виды занятий, среди которых преобладают:

· сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;

· занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;

· занятия-тренировки основных видов движений;

· занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;

· занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.

Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:

1. Физическое состояние детей, посещающих школу.

2. Оптимизация двигательного режима детей в школе.

3. Профилактика заболеваний.

4. Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

Такие же мероприятия проводятся и в весеннее-летний период, только закаливающие процедуры:

· ежедневные прогулки на свежем воздухе

· воздушно-солнечные ванны

· хождение босиком по песку.

В содержание оздоровительного физкультурного занятия в СШ№4 включаются специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать или комплексы дыхательных упражнений.

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей:

Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Задачи:

1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.

2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо — и кровообращение в легких.

Основные правила.

1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.

2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении — это увеличивает его положительное действие.

3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.

4. Дышать носом.

Массаж головы

Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

1. Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.

2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

3. Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.

4. «Догонялки». Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.

5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок».

Массаж лица

Цель: предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица, вырабатывать умение управлять мимикой, «лепить» красивое лицо.

1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой.

2. Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).

3. С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).

4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки.

5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.

Одним из направлений деятельности младшего звена школы является воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни.

Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни младшие школьники должны знать:

· значение здорового образа жизни;

· осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;

· обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;

· взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;

· научиться приемам самомассажа;

· усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.

Можно сделать вывод, что миссия школы №4 г. Кобрина состоит в создании благоприятных условий для воспитания школьника. Созданная предметно-развивающая среда в младшем звене помогает младшему школьнику отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждом классе оборудован «уголок здоровья». Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

Материально-техническое обеспечение школы позволяет успешно решать задачи оздоровления. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в начальном звене школы и поддерживается родителями дома.

Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья. Все оборудование соответствует возрастным возможностям детей и санитарным требованиям. Педагогом по физкультуре используется методика занятий под музыку, занятия-соревнования, игровые приемы. Принимаем ежегодно активное участие в конкурсах «Спортивная мозаика», «Веселая карусель», «Здоровый образ жизни», занимая призовые места.

Работа школы в физкультурно-оздоровительном направлении повышает престиж школы и поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогического коллектива нашли свое развитие в будущем.

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками

В целях совершенствования физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками можно предложить использование следующих технологий:

1. Создание программы «Здоровый школьник» для ребят младшего звена школы.

Цель программы: профилактика ОРВИ, ОРЗ и повышение резистентности организма часто болеющих детей.

Формирование у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью.

Ожидаемые результаты

1. Снижение уровня заболеваемости.

2. Расширение знаний взрослых и детей о понятии «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

3. Умение использовать полученные знания для самооздоровления.

Основные принципы программы

1. Принцип научности — все предложенные и используемые мероприятия научно обоснованны и практически апробированы, направлены на укрепление здоровья.

2. Принцип доступности — основывается на том, что все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Такой выбор объясняется тем, что игра в младшем школьном возрасте является основным видом деятельности, а значит понятным и доступным для ребенка. Все составляющие части занятия просты и в основном уже знакомы детям и взрослым.

3. Принцип активности и сознательности — польза от занятий может быть только в том случае, когда взрослые и дети осознают что и для чего они делают. Весь коллектив взрослых, как педагогов, так и родителей, нацелен на поиск новых, эффективных методов оздоровления себя и детей и применение найденных методов на практике.

4. Принцип преемственности — учет разноуровневого развития и состояния здоровья, участвующих в оздоровлении; умение адаптировать содержание программы категориям разного возраста.

Основные направления и задачи программы

I. Профилактические:

1. Решение реабилитационных задач болеющих детей средствами физической культуры;

2. Предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики;

3. Выполнение санитарно- гигиенического режима;

4. Обеспечение семей часто болеющих детей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей;

5. Предоставление родителям права выбора метода закаливания ребенка.

6. Обеспечение оптимального режима реабилитации с индивидуализацией ее отдельных компонентов после перенесенного острого заболевания.

7. Формирование навыка правильного дыхания, правильной осанки, профилактика плоскостопия.

ІІ. Учебные:

Обучение основам оздоровительной гимнастики.

Совершенствование навыков владения точечным и самомассажем.

Обучение всем видам дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений.

ІІІ. Коррекционные:

1. Увеличение жизненной емкости легких.

2. Увеличение физической работоспособности и выносливости.

3. Повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям.

ІV. Валеологические:

1. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей (стремление к здоровому образу жизни).

2. Создание благоприятных условий для оздоровления организма.

3. Формирование умений определять собственное плохое самочувствие и умение регулировать его.

4. Выработка гигиенических навыков.

V. Психологические:

1. Улучшение эмоционального состояния.

2. Снятие психологической напряженности.

3. Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности.

4. Развитие коммуникативных навыков.

Выполняя дыхательную гимнастику следует соблюдать следующие правила:

· делать короткий активный вдох носом;

· выдох выполнять через рот;

· вдох делать одновременно с движением;

· все вдохи-движения выполнять в темпе марша;

· считать мысленно, про себя (счет в данной гимнастике идет по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).

Очень полезно развивать дыхательную систему игровым методом: надувать воздушные шары, пускать мыльные пузыри, дуть на плавающие игрушки (шарики, бумажные лодочки), дуть на вертушки, нюхать цветы, гасить пламя свечи, дуть на горячий чай, рисовать через трубочку, при помощи дыхания, играть на игрушечных музыкальных инструментах (дудочки, губные гармошки и т.д.).

При подготовке детей к проведению массажа, рекомендуется объяснять им:

· Не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.

· Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.).

· При массаже пальцев рук можно использовать следующие приемы:

· вытягивание каждого пальца и надавливание на него;

· растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

При проведении занятия рекомендуется учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Кроме того, работа по формированию у детей навыков здорового образа жизни должна носить систематической характер. Необходимость постоянной работы по формированию здорового образа жизни обусловлена всё более ухудшающимся как индивидуальным, так и общественным здоровьем.

Наиболее важно в школе создание команды, осуществляющей программу пропаганды. При этом большую роль играет личность организатора и руководителя. Активность и эрудированность педагога, а также его умение вызвать доверие, уважение и интерес родителей и детей способствуют повышению эффективности данной работы. Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через общегородские мероприятия (спортивные секции, соревнования), а также через дополнительное образование в детско-юношеской спортивной школе.

Вся физкультурно-оздоровительная работа с детьми должна строиться только на диагностической основе. В начале учебного года инструкторы по физической культуре совместно с медицинскими работниками школы должны проводить тестирование физической подготовленности школьников по 10 параметрам с последующей оценкой результатов. При этом итоговая оценка физического развития помогает выявить уровень физической подготовленности каждого ребенка (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) и своевременно установить наблюдение врача за детьми, получившими оценку «низкое» и «ниже среднего». Кроме того, данные диагностики могут использоваться на занятиях в индивидуально-дифференцированном подходе к детям с разным уровнем физического развития.

На занятиях инструкторы по физической культуре должны акцентировать внимание детей на воспитательно-образовательных и тренирующих задачах и пытаться добиться от детей не механического заучивания и повторения, а понимания смысла данного движения.

Эффективность занятия по физической культуре должна осуществляться за счет правильного распределения детей на подгруппы в зависимости от уровня физического развития. Оздоровительный эффект разных комплексов физических упражнений и подвижных игр на занятиях должен обеспечиваться при сочетании движений с разной степенью интенсивности. Особое внимание должно уделяться систематической коррекционной работе (ЛФК) с ослабленными и часто болеющими детьми, имеющими различные отклонения в физическом развитии.

Пропаганда здорового образа жизни требует выявления особенностей здоровья в разном возрасте, специфики воздействия и продуманной системы организации физического воспитания. Здоровый образ жизни предусматривает определённый комплекс норм поведения. Это, прежде всего:

1. Регулярное, сбалансированное, рациональное питание.

2. Соблюдение оптимального двигательного режима с учётом возрастных, гендерных и физиологических особенностей.

3. Отказ от саморазрушающего поведения: отказ от курения, употребления психоактивных веществ, от злоупотребления алкоголем.

4. Соблюдение правил личной и общественной гигиены.

5. Соблюдение правил психогигиены и психопрофилактики.

6. Повышение уровня медицинских знаний, владение навыками самопомощи и самоконтроля за состоянием здоровья.

Технологией формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни предполагает поэтапное формирование представлений в следующей последовательности: от понятия «здоровье» и «образ жизни человека» — к пониманию зависимости здоровья и образа жизни от состояния социально-экологической окружающей среды, затем — к понятию «здоровый образ жизни» и осознанию здорового образа жизни, как основы сохранения и укрепления здоровья.

Эффективности работы по формированию навыков здорового образа жизни в работе с детьми младшего школьного возраста способствуют следующие условия: учет возрастных особенностей детей (образность детского восприятия и мышления, способность обобщать и систематизировать полученные представления, осознанность и целенаправленность формирования представлений на занятиях), комплексный подход к отбору содержания социальных, биологических и экологических представлений о здоровом образе жизни.

Ответственность за ухудшение здоровья школьников во многом лежит и на современной школе, которая стала «школой болезней»: следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходит от проблемы благополучного самочувствия, физической и психической переносимости детьми школьных нагрузок, не отвечает современным требованиям гигиены и естественно-научным основам физиологии, вызывает дезадаптацию и хроническое переутомление школьников. Как показывает статистика, от 20 до 40% негативных явлений в здоровье подрастающего поколения связано с образованием, причем в начальной школе здоровы 11 из 100 детей, а в средней школе только 5.

В этих условиях проблема сохранения и укрепления младших школьников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети — это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка. Здоровье-сберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в начальной школе, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни[5, c.282].

Можно предложить следующее содержание работы по обучению основам здорового образа жизни (ЗОЖ) младших школьников в условиях школы:

Первый раздел. Комплексный подход к обучению детей навыкам основ ЗОЖ. Это теоретический раздел, в который входят беседы о различных компонентах ЗОЖ: гигиена, закаливание, профилактика заболеваемости, физические упражнения в режиме дня, лекторий для родителей, дается комплексное определение понятия «здоровье».

Второй раздел. Закаливание, при реализации которого даются основы знаний детям и родителям:

· о терморегуляции и значении тренировки аппарата терморегуляции, для профилактики простудных заболеваний;

· о соответствии одежды ребенка не времени года, а температуре воздуха в помещении и на открытом воздухе в данное время дня;

· о пользе хождения босиком (дома, на занятиях по физической культуре), так как при соприкосновении непосредственно с опорной поверхностью стоп происходит более интенсивное, чем при ходьбе в обуви, адекватное раздражение рецепторно-рефлексивных зон, расположенных на стопе. Посредством возбуждения этих зон стимулируются рефлекторные механизмы, интегрирующие взаимодействие различных функциональных систем организма. Воздействие на температурные рецепторы стоп приводит к адаптации системы терморегуляции, вследствие чего повышается сопротивляемость организма к действию неблагоприятных факторов;

· о проведении закаливающих процедур с осуществлением самооценки различных параметров воздействий и ощущений. Метод биоуправления позволяет самим детям определять время процедуры закаливания, научиться более тонко воспринимать температуру воды и воздуха и регулировать объем данных процедур в зависимости от этих ощущений.

Третий раздел. Обучение детей основным гигиеническим навыкам (чистка зубов, умывание, утренняя гимнастика, проветривание и уборка помещения, гигиена одежды и обуви).

Четвертый раздел. Контроль за физическим развитием детей два раза в год по стандартной методике НИИ антропологии. В обследование включаются следующие признаки: длина тела (рост, см), масса тела (кг), окружность грудной клетки (см) в покое, на вдохе и выдохе, экскурсия грудной клетки (см).

Пятый раздел. Двигательная активность детей. Учитывая психологические возможности детского организма, в режим дня и в содержание физкультурных занятий, для повышения эмоционального настроя детей и создания положительной мотивации к занятиям и выполнению физических упражнений включать элементы ритмической гимнастики, шейпинга, стретчинга, танцевальные упражнения, использование дыхательных упражнений, элементов аутотренинга и йоги, подвижных игр и игровых упражнений.

Шестой раздел. Психическое здоровье детей в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, так как зачастую влияние окружающей среды и социального статуса родителей приводит детей к состоянию психофизиологического перенапряжения — стрессу. Поэтому важной задачей в работе школы является создание положительных эмоций, которое достигается с помощью физических упражнений, проводимых в игровой форме, что способствует наиболее гармоничной деятельности всех органов и систем, приобретению новых знаний, развитию памяти, речи, интеллекта.

Седьмой раздел. Профилактика. Младший школьный возраст (1-IV классы) характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить мероприятия со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе мероприятий делаются короткие перерывы для отдыха. У школьников в этом возрасте предметно-образное мышление. Исходя из этого, организуются конкурсы, эстафеты, праздники на основе сюжетов сказок. Поскольку координация движений у детей еще не совершенна, в проводимые мероприятия включаются действия, требующие проявления точности движений, чувства времени и пространства.

Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни — это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность. Школа как социальный институт обладает рядом возможностей для успешного формирования установок, привычек и навыков здорового образа жизни, а именно:

1) влиять на уровень притязаний и самооценку детей;

2) прививать учащимся навыки здорового образа жизни в процессе обучения и осуществлять контроль над их усвоением;

3) осуществлять совместную работу с семьёй;

4) привлекать различных специалистов (медиков, психологов, социальных педагогов и др.)

Гигиеническая культура детей и их здоровый образ жизни остаются на сегодняшний день, к большому сожалению, на низком уровне.

Общество тревожит ситуация более раннего вовлечения школьников, нередко, начиная с младшего школьного возраста, в явления токсикомании, наркомании, курения, употребления спиртных напитков. Одной лишь профилактической работы для этого сегодня уже крайне недостаточно, необходима систематическая пропагандистская и воспитательная работа не только самих детей, но и их родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

физкультурный оздоровительный школьник образование

В заключение курсового исследования можно сделать выводы о том, что поставленная цель достигнута: исследованы аспекты физкультурно-оздоровительной работы в школе с учащимися младших классов.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам школ. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности.

Здоровье — залог успеха и процветания нации. Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

На современном этапе перед отечественными медико-социальными науками ставится стратегически важная проблема — определить основные направления, способствующие качественному росту образования детей и стимулирующие сохранение, укрепление и улучшение их здоровья.

Одной из важнейших задач современной начальной школы является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у школьников. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение младших школьников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, учителей начальных классов и медицинских работников.

В курсовой работе детально рассмотрена организация физкультурно-оздоровительной работы в школе №4 г. Кобрина, сделаны выводы о том, что работа школы в физкультурно-оздоровительном направлении повышает престиж школы и поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогического коллектива нашли свое развитие в будущем.

Также разработаны пути совершенствования организации физкультурно-оздоровительной работы в школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амосов, Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья//Н.М. Амосов, — М.: Сталкер, 2004. — 502с.

2. Барин, Л.Г. Медико-социальные основы здоровья//Л.Г.Барин, — СПб.: Питер, 2005. — 254с.

3. Васильков, А.А. Физкультура и здоровье//А.А. Васильков, — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 232с.

4. Виленский, М.Я., Горшков, А.В.Физическая культура и здоровый образ жизни школьника//М.Я. Виленский, — М.:Гардарики, 2007. — 218с.

5. Жирова, Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников//Т.М. Жирова. — М.: Панорама, 2005. — 144 с.

6. Запорожченко, В. Г. Образ жизни и вредные привычки//В.Г. Запорожченко. — М.: Медицина, 2004. — 132 с.

7. Змановский, Ю.Ф. Здоровье младших школьников / Ю.Ф. Замановский, — М.: Олма-пресс, 2009. — 390с.

8. Зудина, Р.О. Пароль в страну здоровья//Р.О. Зудина. -М.: Физкультура и спорт, 2004. — 112 с.

9. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа — 2005. — № 11. — С. 75-78.

10. Климова, В. И. Человек и его здоровье//В.И. Климова. — М.: Знание, 2004. — 292 с.

11. Ковч, Ю.Н. Здоровый образ жизни в школе и дома//Ю.Н. Ковч, — М.: Олма-пресс, 2005. — 442с.

12. Колесов, В. Д. Предупреждение вредных привычек у школьников//В.Д. Колесов. — М.: Педагогика, 2001. — 176 с.

13. Кузина, Р.А. Школа здоровья//Р.А. Кузина, — М.: Луч, 2000. — 202с.

14. Куркович, А.О. Здоровый образ жизни//А.О.Крукович, — М.: Овал, 2002. — 233с.

15. Лебедева, Н.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников//Н.И. Лебедева. — Мн.: Книжный дом, 2005. — 112 с.

16. Лебедева, Н.И. Формирование здорового образа жизни школьников//Н.И. Лебедева. — М.: ИВЦ Минфина, 2005. — 112 с.

17. Сластенин, В., Исаев И., Шиянов Е. Здоровый образ жизни, — М.: Луч, 2000. — 592с.

18. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис, тенденции развития// Л.Г. Татарникова. — СПб.: Петрос, 1997. — 540 с.

19. Харламов, И. Ф. Здоровый образ жизни в школе: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп//И.Ф. Харламов. — М.: Высш. шк., 2003. — 576 с.

20. Чумаков, Б. Н. Валеология. Избранные лекции//Б.Н. Чумаков. — М.: Российское педагогическое агентство, 2001. — 245с.

Приложение

Перечень учебного спортивного оборудования по физической культуре в начальной общеобразовательной школе

Размещено на