Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений в коллективе 6
1.1. Понятия коллектива и межличностных отношений в коллективе 6
1.2. Конфликты в коллективе, их виды и функции 11
1.3. Психодиагностика межличностных отношений как метод профилактики конфликтов в коллективе 24
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. Метод кейсов в обучении психодиагностике межличностных отношений в коллективе 32
2.1. Кейсы как метод 32
2.2. Разрешение кейсов 41
2.3. Рекомендации по решению и применению 45
Выводы по Главе 2 48
Заключение 49
Литература 51
Приложение 1 53
Введение
Взаимодействие личности с окружающей средой осуществляется в сис-теме объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением этих объективных взаимоотношений ме-жду членами группы являются межличностные отношения, понимаемые как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно прояв-ляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совмест-ной деятельности и общения [1].
Коллектив – это высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимо-помощи его членов. Групповая деятельность людей складывается из взаимо-действия индивидов при совместном решении определенных задач, важней-шим условием которого являются межличностные отношения. Межличност-ные отношения как субъективно переживаемые, в разной степени осознавае-мые взаимосвязи между людьми, представляют собой достаточно сложный феномен. Проблема межличностных отношений в коллективе вызывает ог-ромный интерес со стороны отечественных и зарубежных исследователей, что подтверждается большим числом публикаций (Б.Д. Парыгин, Н.Н. Обо-зов, Е.М. Дубовская, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Г.А. Моченов, К. Ле-вин, Я.Л. Морено, Л. Фестингер, Ф. Фидлер и др.).
Признанным является тот факт, что межличностные отношения опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и определяют социаль-но-психологический климат в коллективе.
Оптимальные межличностные отношения являются залогом полноцен-ного протекания у человека психических процессов и оказывают влияние на успешность всех видов деятельности. Оптимальный уровень межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического клима-та в коллективе, и в то же время сам оказывает влияние на его характер. Од-ним из значимых проявлений межличностных отношений в коллективе явля-ется его социально-психологический климат, содержательная характеристика которого выражает отношения между членами коллектива.
Межличностная аттракция и ее влияние на отношение между людьми
... психологии. Предмет исследования – проявление межличностной аттракции на отношениях между людьми. Гипотеза: полагаю, что для получения достоверной информации о влиянии межличностной аттракции на отношения между людьми, состоящими в браке и находящимися ...
Существует значительное число причин, приводящих к возникновению конфликтов в коллективе. Некоторые из них носят объективный характер и связаны с макроэкономическими, правовыми и организационными явления-ми, однако большая их часть касается взаимодействий между людьми. Обоб-щающей характеристикой таких причин является личностное реагирование на существующие противоречия в организации.
Межличностные отношения имеют сложную структуру, они пронизы-вают разные уровня организации личности. Поэтому вряд ли, используя один, даже хорошо разработанный тест, можно полностью раскрыть челове-ческие отношения. Поэтому определить социальную роль, выбранную инди-видом, особенности его личности, способствующие конфликтному поведе-нию или, наоборот, сдерживающие его, особенности его межличностных взаимодействий возможно лишь с помощью комплекса психодиагностиче-ских методов, включающего наблюдение и фиксацию отмеченных характер-ных признаков, тестирование и эксперимент. Такое комплексное и всесто-роннее исследование личности и группы поможет прогнозировать возмож-ные формы конфликтного поведения, что имеет несомненное практическое значение в связи с задачами профилактики конфликтов в коллективах и их раннего выявления. Актуальность этой проблема подтверждается тем, что острые и хронические деструктивные конфликты в организациях значитель-но снижают успешность основных видов деятельности в коллективе и отри-цательно сказываются на здоровье как целого коллектива, так и отдельных его членов. Предотвратить конфликт в коллективе, как известно, легче, чем его разрешить.
Объект исследования – межличностные отношения в коллективе.
Предмет исследования – диагностика межличностных отношений в коллективе как метод профилактики внутригрупповых конфликтов.
Цель – изучить эффективность методов психодиагностики межлично-стных отношений в коллективе, имеющих значение для профилактики внут-ригрупповых конфликтов.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной науч-ной литературы по проблеме межличностных отношений в коллективе
2. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной науч-ной литературы по проблеме конфликтов в коллективе, их видов и функций.
3. Провести анализ существующих психодиагностических методов и методик, направленных на выявление конфликтогенных особенностей меж-личностных отношений в коллективе.
4. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной науч-ной литературы по проблеме кейсового метода обучения.
5. Разработать кейсовые задания по проблеме психодиагностики меж-личностных отношений в коллективе как метода профилактики внутригруп-повых конфликтов.
Анализ проблем в ситуации развода в семьях и психологические ...
... системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость. В связи с этим анализ проблем взаимоотношений в ... жизненными трудностями. Объект, предмет и цель исследования определяют его задачи: теоретический анализ проблем в ситуации развода в семьях и психологические условия стрессовых реакций, ...
6. Провести практическое групповое занятие с применением метода кейсов.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; метод кейсов.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка используемой литературы и приложений. Библиографиче-ский список включает 30 литературных источников.
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений в коллективе
1.1. Понятия коллектива и межличностных отношений в коллективе
Одной из важнейших потребностей человека является потребность в принадлежности к группе – потребность входить с другими людьми в про-должительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные пере-живания и результаты [23]. Пожизненная зависимость людей друг от друга, будучи обусловлена биологически-социальными причинами, способствует выживанию человека: наши предки были связаны круговой порукой, обеспе-чивавшей групповое выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной); социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность.
В социальной психологии различные общности людей обозначают по-нятием «группа». При этом относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных целями и задачами, обозначают понятием «малая группа» [18, с. 85]. Г.М. Андреева [1] определяет малую группу как такую группу, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов…
……………………………………
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
2. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвеще-ние, 2009. – 319 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2008. – 576 с.
5. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 224 с.
6. Гительмахер Р.Б. Конфликт: социально-психологический аспект. – Ива-ново: ИГУ, 2000. – 150 с.
7. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2009. – 544 с.
8. Громова О.Н., Конфликтология. Курс лекций. – М: Эксмо, 2000. – 246 с.
9. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.
10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии: 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
11. Зазыкин В.Г., Карпенко А.С. Психологическая компетентность руково-дителя. – М.: Academia, 2006. – 376 с.
12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, Изд-во БГУ. 2009. – 284 с.
13. Конфликты: теория и практика разрешения / Под общ. Ред. Е.Ю. Садов-ской, И.Ю. Чупрыниной. В 3-х т.т., Т.3. Алматы, 2002. – 244 с.
14. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И., Абакумов В.В., Голубев А.А. Менедж-мент: Учебное пособие для вузов. – СПб: Бизнесс-пресса, 2001. – 422 с.
15. Мариновская И.Д., Цветков В.Л., Гришин А.А. Конфликтология: учеб-ное пособие. – М.: Щит-М, 2003. – 157 с.
Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...
... изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся ... активная внеаудиторная самостоятельная работа студентов с учебной литературой, с нормативными, методическими и справочными материалами. ... - учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности; 4. ...
16. Машков В.Г. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб.: Речь, 2005. – 304 с.
17. Митрошенков О.А. Эффективные переговоры: Практическое руково-дство для деловых людей: 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2003. – 280 с.
18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. – М.: Владос, 2009. – 688 с.
19. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.: Наукова думка, 2006. – 192 с.
20. Обозов Н.Н. Психология работы с людьми. – К.: Персонал, 2008. – 234 с.
21. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина, В.С. Аванесова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 440 с.
22. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. – М.: Просвещение. 2008. – 339 с.
23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебное пособие: 5-е изд. – М.: Академия, 2006. – 512 с.
24. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание. 2008. – 384 с.
25. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. – Самара.: Бахрах-М, 2006. – 480 с.
26. Ромек В.Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях // Жур-нал практического психолога. – 2000, № 12. – с. 74-113.
27. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сур-мина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.
28. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: СПб.- М.: ВПО, 2000. – 156 с.
29. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М.: Издательство «Книж-ный Дом», 2003. – 612 с.
30. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии: справочное издание. – Минск: Элайда, 2000. – 767 с.
Приложение 1
Типы социальных ролей в коллективах (по В.Г. Зазыкину)