СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………..………..………………5
1.1. Понятие и виды тревожности.……………………………….……..5
1.2. Особенности тревожности у младших школьников ………….…..10
1.3 Понятие социометрического статуса и его особенности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………..16
Выводы по I главе…………………………………………………………20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………………21
2.1. Рабочая концепция исследования………………………….………21
2.2. Объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, выборка исследования и методы исследования……………………………………………..……………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
Большую часть своей жизни личность проводит в группе и именно по этому для человека крайне важно занимаемое им место в социуме и кто его окружает. Данная работа призвана рассмотреть влияние тревожности младшего школьника на жизнь личности и конкретно — на социометрический статус личности в группе. Актуальность этой темы определяется тем, что личность начинает реализовать себя в школьные годы, для ребенка крайне важно занимать достойное место среди сверстников, но существует множество проблем в достижении успеха, в данном случае мы рассмотрим такую психологическую особенность как тревожность.
Тревожность — одна из типичных проблем, с которой приходится сталкиваться любому педагогу и школьному психологу. Этой проблемой занимались, и до сих пор занимаются, такие учёные как: Н.В. Гребенникова, И.В. Мальцева, А.М. Прихожан, Я. Морено, Т.В.Драгунова, Я.Л. Коломенский, А.В. Киричук и др.
проблемы проявления тревожности у детей старшего дошкольного ...
2. Исследование социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста 30 2.3. Особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом 33 Выводы 36 Заключение 37 Список используемых источников и литературы 40 ...
Вопрос о влиянии социометрического статуса на уровень тревожности до сих пор не получил конкретного ответа, и , в то же время, многие учёные подчёркивают, что социометрический статус непосредственно влияет на уровень тревожности. Следовательно, вопрос важен и требует более детального изучения.
Объектом данного исследования является уровень тревожности в младшем школьном возрасте.
Предметом изучения является социометрический статус как фактор, влияющий на уровень тревожности в старшем младшем школьном возрасте.
Метод исследования: Тест Филлипса ,социометрия.
Цель исследования выявить влияние социометрического статуса на уровень тревожности. Исходя их этой цели, необходимо решить следующие задачи:
· Установить причины тревожности у младшего школьного возраста;
· Выявить особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте;
· Экспериментально изучить влияние социометрического статуса на уровень тревожности в младшем школьном возрасте.
Структура работы: работа состоит из введения, в котором мы ставим цель исследования, определяем задачи, актуальность и указываем метод исследования. В основной части содержится две главы. В первой главе мы изучаем теоретические особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.. Вторая глава посвящена выявлению влияния дополнительного образования на развитие творческого мышления младших школьников.. В заключении, мы делаем выводы, определяем степень достижения цели и решения задач.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
1.1 Понятие и виды тревожности.
В данной работе рассматривается такое эмоциональное состояние как тревожность и ее проявления.
Тревожность как понятие возникает в рамках психоаналитического подхода, по Фрейду чувство тревожности связанно с чувством беспомощности. К. Хорни определяет тревогу как врожденное свойство. Астахов выделяет функции тревоги: первая — функция сигнала (сигнал о состоянии, опасности); вторая — функция поиска (поиск защиты и источника обеспечения безопасности); третья — функция оценки.
Спилбергер развел понятия тревоги и тревожности. Тревога — это негативное эмоциональное состояние, которое сопровождается внутреннем напряжением, беспокойством, активации нервной системы. Тревожность — это «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения рассматривается как личное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [1, с.385-386.]
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину. Остальные — производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.
Проблемы детской тревожности в младшем школьном возрасте
... детской тревожности в младшем школьном возрасте» Объект исследования: тревожность в младшем школьном возрасте. Предмет исследования: проблемы школьной тревожности в процессе обучения детей младшего школьного возраста Цель исследования: ... Формирование системы «Я» и ее взаимодействие с психическими состояниями разного уровня неравновесия [Текст] / Э. В. Гилязова // Психология психических состояний. ...
В младшем школьном возрасте главной причиной тревожности психологи считают нарушения детско-родительских отношений.Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. [2, с. 234]
Как известно, деятельность человека зависит от ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но еще выделяют и ситуационную тревожность, возникающею у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств. Д.Б. Эльконин писал, что «свою ведущую функцию та или иная деятельность осуществляет наиболее полно в период, когда она складывается, формируется, младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности» .Мы можем говорить о том, что наличие тревожности в большей степени будет влиять на ведущий вид деятельности, что в крайней мере может повлиять и на психологическое развитие младшего школьника.
Рассматривая происхождение тревожности в психофизиологии мы видим ряд механизмов. Собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его личностной тревожности определяют когнитивную оценку возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции. Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства. Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности.
Так же говоря об определении тревожности можно рассмотреть это понятие опираясь на различные психологические школы.
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений — инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности. Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития, и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же негативное воздействие на перспективу личностного развития оказывает и «возникающая вследствие тревожности нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под воздействием защитных механизмов (и прежде всего под влиянием механизмов вытеснения)». Это приводит к такому негативному явлению как отсутствие тревоги даже в потенциально опасных, угрожающих ситуациях.
Психоаналитические концепции человека(Фрейд, Юнг, Фромм)
... психической энергии, либидо, которая “инвестирует” произведения искусства или религиозные верования. Человек у Фрейда — “человек желающий”, у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению и ... внутри психические конфликты, которые он описывал, являлись отражением условий существования людей в капиталистическом мире. Фрейд, конечно, ни к какой революции, тем более к “сексуальной ...
В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги.
В гешталь-терапии происхождение тревожности относят к биологическим предпосылкам. Человеческое поведение согласно теории подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Под гештальтом в психологии понимают специфическую организацию частей, которая составляет определенное целое. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, среда влияет на организм, а организм преобразует среду. Возникает несущая потребность и начинает занимать доминирующее место во внимании организма — фигура проявляется из фона, далее организм ищет во внешней среде объект, который позволит ему удовлетворить эту потребность. Найдя его потребность удовлетворяется и гештальт исчезает. Неудовлетворенная потребность образует незавершенный гешальт, что приводит к возникновению тревожности. [3, 329 с.]
Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни. В теории Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности являются результатом неправильных человеческих отношений.
Авторы не делают различия между беспокойством и тревожностью. И то и другое появляется как ожидание неприятности, которая однажды может вызвать у ребенка страх. Тревога или беспокойство — это ожидание того, что может вызвать страх. При помощи тревоги ребенок может избежать страха.
Страх и тревога — два понятия, объединяемые одними и разделяемыми другими авторами. На мой взгляд, в страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства беспокойства.
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности:
— первая из них — это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.
Изучение тревожности подростков.Ход проведения диагностики школьной ...
... В отличие от эмоций страха, тревога не имеет определённого источника. Можно сказать, что тревога - «страх неизвестно чего». Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в ... опасности» (13, c. 344). Перед тем как рассматривать тревожность хочется подчеркнуть разницу между тревогой и страхом. На первый взгляд, как указывает Астапов В.М., разница проста: ...
Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда
человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
— второй вид — так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у
него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:
-с процессом обучения — учебная тревожность;
-с представлениями о себе — самооценочная тревожность;
-с общением — межличностная тревожность.
Зигмунд Фрейд говорил о наличии двух видов тревоги первичной и сигнальной. Каждый из этих видов есть ответ Эго на возрастание инстинктивного или эмоционального напряжения.
При этом сигнальная тревога есть сторожевой механизм, предупреждающий ЭГО о надвигающейся угрозе его равновесию. Первичная тревога — предупреждает эмоцию, сопровождающую распад Эго. Функция сигнальной тревоги — не допустить первичную тревогу, давая возможность Эго принять меры предосторожности (защиты), поэтому её можно рассматривать как направленную вовнутрь форму бдительности.
Фрейд выделял следующие типы тревоги.
1. Реалистическая — является ответом на объективную внешнюю угрозу, при чрезмерном проявлении такая тревожность ослабляет способность индивида эффективно справиться с источником опасности. Переходя во внутренний п……..