проблемы проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом 6

1.1. Понятие взаимоотношений в психологической науке 6

1.2. Специфика взаимоотношений детей в группе детского сада 9

1.3. Исследование тревожности в психолого-педагогической литературе 17

Выводы 26

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию особенностей проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом 27

2.1. Исследование тревожности у детей старшего дошкольного возраста 27

2.2. Исследование социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста 30

2.3. Особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом 33

Выводы 36

Заключение 37

Список используемых источников и литературы 40

Приложения 48

Введение

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

По мнению авторов Л.И. Божович, А.А. Бодалёва, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Н.Ю. Синягина рассматривает тревожность как сравнительно мягкую форму проявления эмоционального неблагополучия, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих и т. д.; А.И. Захаров считает, что тревожность — это склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний.

Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган, является психологический микроклимат семьи. Для маленького ребёнка семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.

18 стр., 8898 слов

Психологические особенности адаптации детей раннего возраста ...

... желаний нормам, правилам и запретам дошкольного учреждения. Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста - это состояние гармонии между ребенком и социальной средой детского сада». ... физиологический, психический, психологический, социальный, профессиональный и т.д.). Для детей раннего дошкольного возраста центральными являются физиологическая, психическая, психологическая и социальная ...

Понятие «социометрический статус» ввел Я. Морено, понимая под ним положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус — положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. В отличие от позиции, статус индивида в группе — это реальная социально — психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Из отечественных психологов вопросами межличностных взаимоотношений в коллективе и статуса занимались Я.Л.Коломинский, В.В. Абраменкова.

Несмотря на то, что проблемы взаимосвязи тревожности и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста были рассмотрены многими учёными, данный факт находится лишь на начальной стадии осмысления. Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что исследуемый материал позволит нам определиться в сущности понятия тревожности и углубиться в её влияние на личностное развитие ребёнка.

Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали проблемы тревожности в дошкольном возрасте Н.Ю. Синягина, А.И. Захаров, К.Е. Изард, Ю.Л. Ханину и др.

Цель дипломной работы — изучить взаимосвязь уровня тревожности и социометрическим статусом у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования — личностная тревожность

Предмет исследования — установление взаимосвязи тревожности и социометрическим статусом дошкольника.

Гипотеза — между уровнем тревожности и социометрическим статусом нет прямой взаимосвязи, однако высокий уровень тревожности коррелирует с высоким уровнем неудовлетворенности своим социометрическим статусом у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения этой цели нам было необходимо решить следующие конкретные задачи:

— определить что такое взаимоотношения в психологической науке;

— раскрыть особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в группе;

— изучить различные точки зрения ученых в психолого-педагогической литературе по вопросу тревожности детей;

— провести исследования по выявлению уровня тревожности и социометрического статуса старшего дошкольника;

— выявить закономерность между уровнем тревожности и социометрическим статусом старшего дошкольника на основе полученных результатов исследования.

18 стр., 8730 слов

Психологический портрет младших школьников с различным статусом ...

... положение и в системе личных, и в системе деловых отношений. Положение человека в группе принято называть социометрическим статусом, который показывает степень включенности личности в некоторую систему. ... по характеру деятельности, на основе которой организуются дети, так и по характеру взаимоотношений, которые возникают между ними, дошкольная группа существенно отличается от коллектива класса. ...

Структура дипломной работы включает введение, две главы, в одной из которой исследуются теоретические вопросы, во второй даются результаты опытно-экспериментальной работы, шесть параграфов и заключение.

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом

1.1. Понятие взаимоотношений в психологической науке

В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.

Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимания — вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях у составляющих их людей представлены не отношения, взаимоотношения.

Взаимоотношение — это отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь». Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток).

У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.

Между общением, с одной стороны, и отношением, существует определенная соотнесенность.

Общение — это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение — стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми не показными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.

Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением. При формировании группы определяются функции его членов. Например. Открывается школа-интернат. Штатным расписанием предусмотрены директор, завуч, учителя, воспитатели и т.д. Документом же определены обязанности каждого из них. Лицу, занявшему ту или иную должность, надлежит выполнять определенную работу, а также устанавливать вытекающие из служебных обязанностей деловые контакты.

Психологическими исследованиями установлено несколько видов деловой зависимости:

Деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько членов группы, коллектива имеют одинаковые функции.

Деловые отношения подчинения. В них одно лицо согласно документу занимает положение, обязывающие его намечать для другого объект приложения усилий, способы осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лицо признает и выполняет предписания документа, хотя они исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями. Реальные деловые взаимоотношения всегда богаче положений, закрепленных в инструкциях, уставах, приказах. Это связано с тем, что относятся друг к другу люди, наделенные индивидуальными качествами.

10 стр., 4926 слов

Деловые коммуникации_Т2

... когда возникают неожиданные преграды и трудности на пути совместной деятельности. Тогда люди прибегают к каузальной атрибуции своего или ... как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом, умение посмотреть на себя со ... Она же удивляется отсутствию слов благодарности за хорошее отношение. Можно сделать вывод: чтобы предвидеть поведение партнера, нужно ...

Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и другие. В личных взаимоотношениях не имеют силы. Необходимым условием возникновения данных отношений является постижением друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

В процессе общения намечаются несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений.

Совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи. Под влиянием положительных личных взаимоотношений деловые становятся менее официальными. Но различия между ними сохраняются.

Натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношения равенства или подчинения. Причины осложнения отношений могут быть различные, но выход из конфликтной ситуации не должен быть за счет нарушения деловой активности членов группы, коллектива, снижения качества и уменьшения коллектива выпускаемой продукции.

Нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными следует понимать такие отношения, при которых обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее приделы. Это так называемые строго официальные отношения. Личные при этом нивелируются. Они не проявляются, т.к. для этого нет почвы.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Значит, отсюда вывод:

Отношение — это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе.

Взаимоотношение — это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.

По отношению к детям отношения и взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.

В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.

4 стр., 1600 слов

Особенности певческой деятельности у детей дошкольного возраста ...

... дошкольном возрасте: «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются ... пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 2015. - 191с. 6. Воронова. А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие - М.: ...

1.2. Специфика взаимоотношений детей в группе детского сада

В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов — интересный объект для педагогическо-психологического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений.

Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Способы сотрудничества формируются у детей постепенно. Вначале совместной деятельности дети выполняют несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. А затем задание постепенно усложняется. Наиболее сложными заданиями являются такие, которые ставят перед детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности, например, расписывание узором волшебных сапожек, скатерти-самобранки. При такой форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, что они нарисуют, какие элементы узора они включают и где их разместят.

Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, если разъяснения воспитателя о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовывались детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение.

Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов: произвольности, воображения, образного мышления и др. Именно эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей и определяет дальнейший путь психического развития ребенка [25, С. 24].

Детские взаимоотношения кроме совместной деятельности на занятиях, строятся, также в процессе игровой деятельности (в дидактических, сюжетно-ролевых играх и играх подвижного характера).

Возраст 5 лет является периодом расцвета ролевой игры, когда ее содер……..

Список используемых источников и литературы

1. Абраменкова В.В. Социализация психологии детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто-социогенезе / Мир психологии. 2006. №6. 115 с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001. 585 с.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...

... применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков   6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития ... деятельности (на основе работ Е.И.Игнатьева). Рисунок как «объективная картина субъективного мира ребенка». Методика проведения рисуночных тестов. Проблема диагностики интеллекта в психологии ...

4. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 2005. 400 с.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. — Т. 1,2. — М., 1980. 288 с.

6. Андреева А. Психологическая поддержка ребенка. // Воспитание школьников. 2010. № 3. С. 20

7. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., МГУ, 1984. 177 с.

8. Антонова Т., Рояк Л.А. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание. №10, 1975

9. Асмолов А.Г. Психология личности., Принципы общепсихологического анализа. М.: Издательство Московского университета, 1990, 307 с.

10. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. — Л. : Лениздат, 2002. 416 с.

11. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982. 199 с.

12. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. — Рязань: РВШ МВД РФ,1994. 89 с.

13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. 464 с.

14. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. — М., 1990. 129 с.

15. Введение в психологию/ под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — М.: Академия, 2006. 420 с.

16. Весна Е.Б. Киселева О.О. Профессиональная педагогическая практика: учебно-методическое пособие. — М.: МПСИ, 2004. 60 с.

17. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во МГУ, 2006. 220 с.

18. Волков Б.Г. Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. — М.: Просвещение, 2010. 410 с.

19. Выготский Л.С. Собрание сочинений/под ред. М.Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1984. -345 с.

20. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М.// Вопросы психологии.1992.

21. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. — Л. : Медицина, 2009. -176 с.

22. Гашоненко Н.И., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю, Рузская А.Г., Смирнова О.Е. и др. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет /Под ред. Е.О.Смирновой.- М.:МПСИ; Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2001. 240 с.

23. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/ под ред. Т.А. Репиной. — М.: Педагогика, 2007. 150 с.

24. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М. : Педагогика,2006. 64 с.

25. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1993. 115с.

26. Зеньковский В. В. Психология детства. — М.: Академия, 2006. 356 с.

27. Изард К. Эмоции человека : / Пер. с англ. под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой; [вступительная статья А.Е. Ольшанниковой].- М.: МГУ, 1980. 380 с.

28. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические исследования, Тбилиси, Изд-во Мецнисреба, 1966. С. 45-57

29. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 56-58

30. Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. // Дошкольное воспитание. 1984, №7. С. 23-25

5 стр., 2077 слов

Психология и педагогика Занятие № 1

... Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. – Самара, 2000 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010. Занятие № 7. Тема: ... личности. Определение характера и его структура. Взаимосвязь характера и темперамента. Акцентуации характера. Воспитание и самовоспитание характера. Вопрос для размышления: Влияет ли самооценка и уровень ...

31. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. // Дошкольное воспитание. 1986, №1.

32. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений.- Минск: Народная Асвета, 1984. 239 с.

33. Корчак Я. Избранные педагогические произведения.- М.: Просвещение, 1979. 220 с.

34. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко, под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Просвещение, 2010. 195 с.

35. Кудрявцев В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка // Первые Чтения памяти В. В. Давыдова. Рига: Москва, 1999. 100 с.

36. Кулагина И.Ю.Возрастная психология: Учебное пособие.- М.: РОУ, 2006. 80 с.

37. Кученко Т. О детской тревожности. // Воспитание школьников. 2002. №5. С. 16-18

38. Леви Л.А. Нестандартный ребенок. — М.: Знание, 2009. 84 с.

39. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка/Под ред. А.Г. Рузеной. — М.: ИПП.2007. 384 с.

40. Мухина В.С. Возрастная психология — М.: Просвещение,2008. 362 с.

41. Немов Р. С. Психология: учебник в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии/ 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. 576 с.

42. Общая психология: курс лекций для педагогического образования / Сост. С. И. Рогов. — М : ВЛАДОС, 2005. 608 с.

43. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. /Под ред. В.В.Богословского и др. — М.: Просвещение, 2003. 351 с.

44. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р. Б. Спирской. — М.: Педагогика, 2009. 76 с.

45. Овчарова Р.В. Практическая психология — М.,Т.Ц. «Сфера», 2006. 240 с.

46. Отношения между сверстниками в группах детского сада. Под ред. Репиной Т.А. — М.: Педагогика. 1978. 199 с.

47. Практическая психология: Учебно-методическое пособие / Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. — Мн.: Университет, 2007. 212 с.

48. Прихожан А.И. Тревожность у детей и подростков: психология природы и возрастная динамика. — М.: МПСИ, 2010. 226 с.

49. Прихожан А.М. Причины профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. №2. С. 11-17

50. Репина Т.А. Межличностные отношения в различных возрастных группах детского сада. — В сб.: Проблемы социальной психологии. М. 1971. 155 с.

51. Репина Т.А. Методы изучения межличностных отношений в возрастной группе детского сада. — В сб.: Методы социально-психологических исследований. М. 1975. 297 с.

52. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М.: Педагогика, 1988. 232с.

53. Савина Е. Тревожные дети / Дошкольное воспитание . 1996. №4. С. 11

54. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1996. №3. С. 5-13.

55. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М,: Просвещение, 2007. 162 с.

56. Справочник по дошкольному воспитанию: Основные законодательства и инструкции. / Под ред. А.И. Шустова. — М.: Просвещение, 2009. 688 с.

57. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. — М.: Просвещение, 2009. 286с.

58. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2008. — 314 с.

15 стр., 7133 слов

Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога

... его «психологизации». Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей: передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях ... всего отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Психолог должен искать и подсказывать руководству детского сада пути изменения организации жизни ...

59. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. — М.: Академия, 2008. — 286 с.

60. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции, — М., 1991.

61. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителям. — М.: Совершенство, 2008. 432 с.

62. Фромм А. Азбука для родителей. — Л: Лениздат,1991. — 208 с.

63. Фромм Э. Иметь или быть. — М., 1990. — 330 с.

64. Хазанова М.А. Конструктивные и деструктивные тенденции в детско-родительских взаимоотношениях // Мир психологии. 2006. №7. 60 с.

65. Шанина Н.П. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. 1996. №7. С. 11-14

66. Элькони Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: ИПП, 2005. 416 с.

67. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. 1989. №4. С. 38-34.

68. Якобсон С.Г..Особенности моральных требований и оценок у дошкольников №4. С. 39-40